Научная статья на тему 'Особенности формирования коллектива на основе методики коллективного творческого воспитания'

Особенности формирования коллектива на основе методики коллективного творческого воспитания Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
3497
368
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОЛЛЕКТИВНОЕ ТВОРЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / КОЛЛЕКТИВНОЕ ТВОРЧЕСКОЕ ДЕЛО / ТОВАРИЩЕСКАЯ ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ ЗАБОТА / COLLECTIVE CREATIVE EDUCATION / COLLECTIVE CREATIVE ACTION / FRIENDLY EDUCATIONAL CARE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шамукова Эльвира Нязифовна

В статье рассмотрены основные особенности и этапы формирования коллектива на основе методики коллективного творческого воспитания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF GROUP FORMATION BASED ON THE METHOD OF COLLECTIVE CREATIVE EDUCATION

There are considered the main features and stages of collective formation on the basis of a collective creative education technique.

Текст научной работы на тему «Особенности формирования коллектива на основе методики коллективного творческого воспитания»

ISSN 1029-3388

Шамукова Э.Н.

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ КОЛЛЕКТИВА НА ОСНОВЕ МЕТОДИКИ КОЛЛЕКТИВНОГО ТВОРЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ

Одним из существенных вопросов теории коллектива является вопрос, связанный с методиками организации деятельности коллектива. С середины 50-х годов начинается так называемая первая «хрущевская оттепель»: развиваются демократические процессы, востребованной становится творческая личность. Именно в это время появляются методики, способствующие творческому развитию личности.

Одной из ключевых становится методика коллективного творческого воспитания.

Коллективное творческое воспитание - особый способ организации жизнедеятельности детей и взрослых, предполагающий совместную деятельность, направленную на улучшение совместной жизни. Цель методики КТВ: развитие творческой, активной, самостоятельной личности с гуманистической направленностью.

Суть данной методики заключается в том, что в таком коллективе осуществляется не только открытая передача старшими накопленного ранее опыта и усвоение этого опыта младшими, но и незаметная передача воспитателями такого опыта в коллективных творческих делах. Поэтому применяя этот опыт для решения общественных и учебных задач, воспитанники вместе с воспитателями и под их руководством создают новый для них общественно значимый опыт. Этот новый опыт объединяется с усвоенным и прежним собственным опытом. Снова происходит обмен, но уже совместным опытом между воспитателями и воспитанниками, и в ходе его применения на практике этот опыт закрепляется в виде традиций коллектива. И как итог: становится личным достижением каждого.

Движущей силой развития воспитательного коллектива И.П. Иванов называет товарищескую заботу старших о младших. Цель товарищеской воспитательной заботы — раскрытие и развитие творческих сил человека в конкретных делах и поступках на общую радость и пользу.

А далее, чем полнее и глубже руководитель коллектива и другие воспитатели проявят уважение и товарищескую требовательность к себе и воспитанникам, тем быстрее и успешнее будет происходить развитие каждого коллективиста, и коллектива в целом.

Коллективное творческое дело (КТД) является важнейшим структурным компонентом методики коллективно-творческого воспитания.

Это практическая забота о жизни, о самых разных ее сторонах, а не воспитание тех, кто все исполняет по сценарию педагога. КТД - это дела не для ребят и не только во имя их воспитания, это дела (и цели) самих ребят, коллектива, членами которого становятся и взрослые, которые возвышают, развивают, способствуют становлению личности.

Поэтому КТД - не простое дело, а жизненно важное, общественно необходимое.

Оно - коллективное, потому, что планируется, готовится, совершается и обсуждается совместно воспитанниками и воспитателями.

Оно - творческое, потому, что планируется, готовится, совершается и обсуждается каждый раз в новом варианте, в результате поиска лучших способов, средств решения

82

Научно-практический журнал «Гуманизация образования» № 5/2014

жизненно важных задач.

Именно эти особенности КТД, характеризующие их практическую сторону, определяют отличительные черты собственно воспитательной стороны: воспитательные задачи в процессе КТД ставятся и решаются воспитателями по преимуществу незаметно для воспитанников, как бы «по ходу», при решении практической задачи, и открываются воспитанникам в той или иной степени при обсуждении результатов.

Этим КТД принципиально отличаются от воспитательных мероприятий: бесед, экскурсий, работы кружков, для которых характерна открытая постановка задач. Изучение и использование КТД невозможно без знаний их общих воспитательных возможностей, без понимания того, как эти возможности раскрываются в каждом виде коллективных творческих дел.

Таким образом, творческое дело имеет огромное влияние на личность каждого школьника, поскольку является способом организации яркой, наполненной трудом и игрой, творчеством и товариществом, мечтой и радостью жизни и в то же время, являясь основным воспитательным средством.

«Особую роль в таком коллективе играет его ядро — педагоги» [3,c.61]

Для достижения наиболее эффективного использования КТД необходимо важное условие: единство и последовательность шести стадий:

1- я стадия — предварительная работа воспитателей.

На этой стадии определяется роль данного КТД в жизни коллектива; выдвигаются конкретные воспитательные задачи, которые будут решаться; намечаются различные варианты дела, которые будут предложены для примера и на выбор воспитанникам;

2- я стадия — коллективное планирование КТД.

Оно происходит на общем сборе коллектива: или на сборе, который составляет общий план жизни этого коллектива на очередной период, или на специальном сборе — старте, на котором планируется только данное КТД.

3- я стадия — коллективная подготовка дела.

На этой стадии руководящий орган данного КТД уточняет, конкретизирует план его подготовки и проведения, затем непосредственно организует выполнение этого плана, поощряя инициативу каждого участника.

4- я стадия — проведение КТД.

На этой стадии осуществляется конкретный план, разработанный руководящим органом, со всеми коррективами, которые были внесены его участниками при подготовке коллективного творческого дела. Главное для воспитателей как руководителей и ведущих участников коллективного творческого дела — возбуждать и укреплять мажорный тон, дух бодрости, уверенности в своих силах, в своей способности нести людям радость, стремление преодолеть любые трудности.

5- я стадия — коллективное подведение итогов КТД.

На этой стадии важную роль играет общий сбор участников проведенного дела: это может быть или сбор, на котором обсуждается жизнь коллектива за истекший период, или специальный сбор-«огонек», посвященный результатам данного дела.

6- я стадия — ближайшее последействие КТД.

На этой стадии выполняются те решения, которые были приняты общим сбором; вносятся изменения в чередующиеся творческие поручения микроколлективам, читаются книги по материалам коллективного творческого дела, задумывается новое КТД. [4]

83

ISSN 1029-3388

Такой подход позволяет осуществить гармоничный переход через красоту к сопереживанию, через сопереживание к отзывчивости, через отзывчивость к активным социальным действиям.

О ценности гармонии между коллективом и его членами писал и О.С.Газман, основываясь в своем анализе на коллектив пионерского лагеря «Орленок».

В качестве основы формирования коллектива О.С.Газман выделяет чувство общности, очень тонко описывая детали: « Тот из нас, кому доводилось видеть зарождение детского коллектива - в пионерском ли лагере, в школе - конечно, замечал: из отдельных знакомых, малознакомых и совсем незнакомых одиночек-новичков рождается через некоторое время общность ребят, возникает сознание «мы»» [2,с.8]

Как нужно это чувство общности, чтобы быстро созрел, окреп и развивался дальше коллектив!

Благодаря чему возникает оно? Может быть, есть какие-то особые условия, при которых эта общность может возникнуть?

Прежде всего надо иметь так называемую материальную основу: какое-то число детей, живых носителей этого сознания «мы». Нужна территория, где «мы» размещаемся, собираемся, действуем. Нужна цель общей деятельности. Вслед за материальной основой просто необходимо существование и идейной базы: все это - те ценности, предметы и символы, которые идентифицируют группу, составляют материальную и идейную основу ее существования и развития. На этой основе и рождается сознание общности, создается эмоционально переживаемое чувство «мы». И это чувство есть тоже наша общая ценность.

Говоря об этапах развития коллектива на примере «Орленка», О.С.Газман проводит аналогию с обучением мастером ученика.

Когда мастер учит ученика, он сначала показывает: «Посмотрите, как это делаю я». Это первая стадия обучения. Она соответствует работе вожатого с младшими пионерами. Затем предлагает: «Теперь посмотрите и попробуйте сами». Сначала попытайтесь справиться с отдельными элементами процесса, а затем и полностью. При этом мастер стоит рядом и подстраховывает. Когда основные способы усвоены, мастер предоставляет ученику возможность и право работать самостоятельно, а сам лишь наблюдает со стороны. Уже не вмешивается активно в рабочий процесс, а основную нагрузку переводит на анализ изготовления [2,с.39]

По тем же законам, в той же последовательности, лишь в очень сжатые сроки работают вожатые «Орленка». На первом этапе, в организационный период и период планирования, привлекая ребят к совместному поиску и организации первых дней, вожатый дает наглядный образец самостоятельности.

Что же касается основного инструмента такого коллективного творчества, то здесь

О.С.Газман обращается за помощью к творческим группам и советам дела, подчеркивая роль извечных критиков. Немаловажен и количественный состав такой группы, дабы не распыляться и не растрачивать творческий потенциал.

Ну а когда количественный и качественный состав группы определен, самое время подумать и о стимуле в работе, поскольку без него работа творческой группы или совета дела может затянуться на длительный период: получив задание, творческая группа удаляется подальше от любопытных глаз совершать свои хитрые таинства. И тут вступает в силу техника стимулирования рабочего процесса группы. Главным стимулятором всегда бывает срок. В пионерском лагере нельзя думать месяц, а потом еще месяц гото-

84

Научно-практический журнал «Гуманизация образования» № 5/2014

виться. И в этом, представьте себе, преимущества лагеря; новые идеи, мысли рождаются лишь при напряжении творческих сил и способностей. В расслабленном состоянии ничего не изобретешь. И давно известно: продуктивно мыслит не тот, кто думает долго, а тот, кто думает хорошо. А ребята по природе своей не выносят томительной отдаленности даже самого приятного события. Короткий срок, лимит времени на размышление бодрит и мобилизует, побуждает думать хорошо.

Нельзя, однако, перебарщивать. Слишком короткий срок начинать давить, угнетать. Давление времени приводит к стрессам. [2,с.75-76]

Что же касается методов, то в детском коллективе лучше всего опираться на игру. Поскольку вся жизнь ребенка связана с игрой.

Освоение окружающих его вещей, отношений между людьми, понимание тех значений, которые несет общественная жизнь, труд и обязанности взрослых, - со всем этим он знакомится играя, воображая себя в роли мамы, воспитателя, представителей разных профессий и т.д. отсюда следует вывод: если мы хотим опираться в обучении и воспитании детей на их природу, на их возрастные возможности, если хотим двигаться от близкого, понятного, доступного к более сложному и абстрактному, если хотим, чтобы дети были активны, энергичны, если хотим, чтобы они оставались детьми, а не автоматами по приемке информации, мы должны сами освоить игру - этот удивительный феномен детства. Тогда игра станет методическим ключом, с помощью которого легко откроются двери школы для учителя и ребенка.

«Важная функция игры - организаторская. Игровая форма организации урока помогает детям легко включиться в познавательную деятельность. Игровые формы организации перемены и внеурочного времени дают возможность многогранного раскрытия личности, развития ее способностей, сплачивают детей на основе общих замыслов и интересов» [1,с.7]

И совершенно неважно, какая именно выбрана форма игры, моральные нормы и принципы будут сформированы у всех членов коллектива.

Подводя итог, важно отметить, что определенным образом организованная совместная деятельность в рамках коллективного творческого дела способна выступить как средство формирования коллективистических взаимоотношений и проявления гуманных свойств личности ребенка.

Структурные особенности КТД, его содержание (интересное и увлекательное для детей), цели и т.п. способны мотивировать тот или иной характер взаимоотношений детей. Совместная деятельность является не только условием складывания положительных отношений детей, но и средством формирования многих качеств личности ребенка.

85

ISSN 1029-3388

Литература

1. Газман, О.С. В школу с игрой / О.С. Газман. - М., 1991

2. Газман, О.С. Педагогика в пионерском лагере: (Из опыта работы всерос. пионер. лагеря «Орленок») / О.С. Газман, В. Матвеев. - М.: Педагогика, 1982.

3. Иванов, И.П. Воспитывать коллективистов / И.П. Иванов. - М., 1984.

4. Иванов, И.П. Коллективное Творческое воспитание / И.П. Иванов журнал «Семья и школа», 1989 год, № 8

5. Коджаспирова, Г.М. Педагогический словарь: Для студ. высш. и сред. пед. учеб. Заведений / Г.М. Коджаспирова, А.Ю. Коджаспиров.-М.:Академия, 2000.

6. Шамукова, Э.Н. Вопросы воспитания в коллективе в работах ленинградских педагогов / Э.Н.Шамукова. - Казань, журнал «Образование и саморазвитие», 2014.

7. Шамукова, Э.Н. Психологические аспекты в развитии теории и практики коллектива / Э.Н.Шамукова. - Сочи, журнал «Гуманизация Образования», №3, 2014.

86

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.