ISSN 1029-3388
Шамукова Э.Н.
ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ КОЛЛЕКТИВА НА ОСНОВЕ МЕТОДИКИ КОЛЛЕКТИВНОГО ТВОРЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ
Одним из существенных вопросов теории коллектива является вопрос, связанный с методиками организации деятельности коллектива. С середины 50-х годов начинается так называемая первая «хрущевская оттепель»: развиваются демократические процессы, востребованной становится творческая личность. Именно в это время появляются методики, способствующие творческому развитию личности.
Одной из ключевых становится методика коллективного творческого воспитания.
Коллективное творческое воспитание - особый способ организации жизнедеятельности детей и взрослых, предполагающий совместную деятельность, направленную на улучшение совместной жизни. Цель методики КТВ: развитие творческой, активной, самостоятельной личности с гуманистической направленностью.
Суть данной методики заключается в том, что в таком коллективе осуществляется не только открытая передача старшими накопленного ранее опыта и усвоение этого опыта младшими, но и незаметная передача воспитателями такого опыта в коллективных творческих делах. Поэтому применяя этот опыт для решения общественных и учебных задач, воспитанники вместе с воспитателями и под их руководством создают новый для них общественно значимый опыт. Этот новый опыт объединяется с усвоенным и прежним собственным опытом. Снова происходит обмен, но уже совместным опытом между воспитателями и воспитанниками, и в ходе его применения на практике этот опыт закрепляется в виде традиций коллектива. И как итог: становится личным достижением каждого.
Движущей силой развития воспитательного коллектива И.П. Иванов называет товарищескую заботу старших о младших. Цель товарищеской воспитательной заботы — раскрытие и развитие творческих сил человека в конкретных делах и поступках на общую радость и пользу.
А далее, чем полнее и глубже руководитель коллектива и другие воспитатели проявят уважение и товарищескую требовательность к себе и воспитанникам, тем быстрее и успешнее будет происходить развитие каждого коллективиста, и коллектива в целом.
Коллективное творческое дело (КТД) является важнейшим структурным компонентом методики коллективно-творческого воспитания.
Это практическая забота о жизни, о самых разных ее сторонах, а не воспитание тех, кто все исполняет по сценарию педагога. КТД - это дела не для ребят и не только во имя их воспитания, это дела (и цели) самих ребят, коллектива, членами которого становятся и взрослые, которые возвышают, развивают, способствуют становлению личности.
Поэтому КТД - не простое дело, а жизненно важное, общественно необходимое.
Оно - коллективное, потому, что планируется, готовится, совершается и обсуждается совместно воспитанниками и воспитателями.
Оно - творческое, потому, что планируется, готовится, совершается и обсуждается каждый раз в новом варианте, в результате поиска лучших способов, средств решения
82
Научно-практический журнал «Гуманизация образования» № 5/2014
жизненно важных задач.
Именно эти особенности КТД, характеризующие их практическую сторону, определяют отличительные черты собственно воспитательной стороны: воспитательные задачи в процессе КТД ставятся и решаются воспитателями по преимуществу незаметно для воспитанников, как бы «по ходу», при решении практической задачи, и открываются воспитанникам в той или иной степени при обсуждении результатов.
Этим КТД принципиально отличаются от воспитательных мероприятий: бесед, экскурсий, работы кружков, для которых характерна открытая постановка задач. Изучение и использование КТД невозможно без знаний их общих воспитательных возможностей, без понимания того, как эти возможности раскрываются в каждом виде коллективных творческих дел.
Таким образом, творческое дело имеет огромное влияние на личность каждого школьника, поскольку является способом организации яркой, наполненной трудом и игрой, творчеством и товариществом, мечтой и радостью жизни и в то же время, являясь основным воспитательным средством.
«Особую роль в таком коллективе играет его ядро — педагоги» [3,c.61]
Для достижения наиболее эффективного использования КТД необходимо важное условие: единство и последовательность шести стадий:
1- я стадия — предварительная работа воспитателей.
На этой стадии определяется роль данного КТД в жизни коллектива; выдвигаются конкретные воспитательные задачи, которые будут решаться; намечаются различные варианты дела, которые будут предложены для примера и на выбор воспитанникам;
2- я стадия — коллективное планирование КТД.
Оно происходит на общем сборе коллектива: или на сборе, который составляет общий план жизни этого коллектива на очередной период, или на специальном сборе — старте, на котором планируется только данное КТД.
3- я стадия — коллективная подготовка дела.
На этой стадии руководящий орган данного КТД уточняет, конкретизирует план его подготовки и проведения, затем непосредственно организует выполнение этого плана, поощряя инициативу каждого участника.
4- я стадия — проведение КТД.
На этой стадии осуществляется конкретный план, разработанный руководящим органом, со всеми коррективами, которые были внесены его участниками при подготовке коллективного творческого дела. Главное для воспитателей как руководителей и ведущих участников коллективного творческого дела — возбуждать и укреплять мажорный тон, дух бодрости, уверенности в своих силах, в своей способности нести людям радость, стремление преодолеть любые трудности.
5- я стадия — коллективное подведение итогов КТД.
На этой стадии важную роль играет общий сбор участников проведенного дела: это может быть или сбор, на котором обсуждается жизнь коллектива за истекший период, или специальный сбор-«огонек», посвященный результатам данного дела.
6- я стадия — ближайшее последействие КТД.
На этой стадии выполняются те решения, которые были приняты общим сбором; вносятся изменения в чередующиеся творческие поручения микроколлективам, читаются книги по материалам коллективного творческого дела, задумывается новое КТД. [4]
83
ISSN 1029-3388
Такой подход позволяет осуществить гармоничный переход через красоту к сопереживанию, через сопереживание к отзывчивости, через отзывчивость к активным социальным действиям.
О ценности гармонии между коллективом и его членами писал и О.С.Газман, основываясь в своем анализе на коллектив пионерского лагеря «Орленок».
В качестве основы формирования коллектива О.С.Газман выделяет чувство общности, очень тонко описывая детали: « Тот из нас, кому доводилось видеть зарождение детского коллектива - в пионерском ли лагере, в школе - конечно, замечал: из отдельных знакомых, малознакомых и совсем незнакомых одиночек-новичков рождается через некоторое время общность ребят, возникает сознание «мы»» [2,с.8]
Как нужно это чувство общности, чтобы быстро созрел, окреп и развивался дальше коллектив!
Благодаря чему возникает оно? Может быть, есть какие-то особые условия, при которых эта общность может возникнуть?
Прежде всего надо иметь так называемую материальную основу: какое-то число детей, живых носителей этого сознания «мы». Нужна территория, где «мы» размещаемся, собираемся, действуем. Нужна цель общей деятельности. Вслед за материальной основой просто необходимо существование и идейной базы: все это - те ценности, предметы и символы, которые идентифицируют группу, составляют материальную и идейную основу ее существования и развития. На этой основе и рождается сознание общности, создается эмоционально переживаемое чувство «мы». И это чувство есть тоже наша общая ценность.
Говоря об этапах развития коллектива на примере «Орленка», О.С.Газман проводит аналогию с обучением мастером ученика.
Когда мастер учит ученика, он сначала показывает: «Посмотрите, как это делаю я». Это первая стадия обучения. Она соответствует работе вожатого с младшими пионерами. Затем предлагает: «Теперь посмотрите и попробуйте сами». Сначала попытайтесь справиться с отдельными элементами процесса, а затем и полностью. При этом мастер стоит рядом и подстраховывает. Когда основные способы усвоены, мастер предоставляет ученику возможность и право работать самостоятельно, а сам лишь наблюдает со стороны. Уже не вмешивается активно в рабочий процесс, а основную нагрузку переводит на анализ изготовления [2,с.39]
По тем же законам, в той же последовательности, лишь в очень сжатые сроки работают вожатые «Орленка». На первом этапе, в организационный период и период планирования, привлекая ребят к совместному поиску и организации первых дней, вожатый дает наглядный образец самостоятельности.
Что же касается основного инструмента такого коллективного творчества, то здесь
О.С.Газман обращается за помощью к творческим группам и советам дела, подчеркивая роль извечных критиков. Немаловажен и количественный состав такой группы, дабы не распыляться и не растрачивать творческий потенциал.
Ну а когда количественный и качественный состав группы определен, самое время подумать и о стимуле в работе, поскольку без него работа творческой группы или совета дела может затянуться на длительный период: получив задание, творческая группа удаляется подальше от любопытных глаз совершать свои хитрые таинства. И тут вступает в силу техника стимулирования рабочего процесса группы. Главным стимулятором всегда бывает срок. В пионерском лагере нельзя думать месяц, а потом еще месяц гото-
84
Научно-практический журнал «Гуманизация образования» № 5/2014
виться. И в этом, представьте себе, преимущества лагеря; новые идеи, мысли рождаются лишь при напряжении творческих сил и способностей. В расслабленном состоянии ничего не изобретешь. И давно известно: продуктивно мыслит не тот, кто думает долго, а тот, кто думает хорошо. А ребята по природе своей не выносят томительной отдаленности даже самого приятного события. Короткий срок, лимит времени на размышление бодрит и мобилизует, побуждает думать хорошо.
Нельзя, однако, перебарщивать. Слишком короткий срок начинать давить, угнетать. Давление времени приводит к стрессам. [2,с.75-76]
Что же касается методов, то в детском коллективе лучше всего опираться на игру. Поскольку вся жизнь ребенка связана с игрой.
Освоение окружающих его вещей, отношений между людьми, понимание тех значений, которые несет общественная жизнь, труд и обязанности взрослых, - со всем этим он знакомится играя, воображая себя в роли мамы, воспитателя, представителей разных профессий и т.д. отсюда следует вывод: если мы хотим опираться в обучении и воспитании детей на их природу, на их возрастные возможности, если хотим двигаться от близкого, понятного, доступного к более сложному и абстрактному, если хотим, чтобы дети были активны, энергичны, если хотим, чтобы они оставались детьми, а не автоматами по приемке информации, мы должны сами освоить игру - этот удивительный феномен детства. Тогда игра станет методическим ключом, с помощью которого легко откроются двери школы для учителя и ребенка.
«Важная функция игры - организаторская. Игровая форма организации урока помогает детям легко включиться в познавательную деятельность. Игровые формы организации перемены и внеурочного времени дают возможность многогранного раскрытия личности, развития ее способностей, сплачивают детей на основе общих замыслов и интересов» [1,с.7]
И совершенно неважно, какая именно выбрана форма игры, моральные нормы и принципы будут сформированы у всех членов коллектива.
Подводя итог, важно отметить, что определенным образом организованная совместная деятельность в рамках коллективного творческого дела способна выступить как средство формирования коллективистических взаимоотношений и проявления гуманных свойств личности ребенка.
Структурные особенности КТД, его содержание (интересное и увлекательное для детей), цели и т.п. способны мотивировать тот или иной характер взаимоотношений детей. Совместная деятельность является не только условием складывания положительных отношений детей, но и средством формирования многих качеств личности ребенка.
85
ISSN 1029-3388
Литература
1. Газман, О.С. В школу с игрой / О.С. Газман. - М., 1991
2. Газман, О.С. Педагогика в пионерском лагере: (Из опыта работы всерос. пионер. лагеря «Орленок») / О.С. Газман, В. Матвеев. - М.: Педагогика, 1982.
3. Иванов, И.П. Воспитывать коллективистов / И.П. Иванов. - М., 1984.
4. Иванов, И.П. Коллективное Творческое воспитание / И.П. Иванов журнал «Семья и школа», 1989 год, № 8
5. Коджаспирова, Г.М. Педагогический словарь: Для студ. высш. и сред. пед. учеб. Заведений / Г.М. Коджаспирова, А.Ю. Коджаспиров.-М.:Академия, 2000.
6. Шамукова, Э.Н. Вопросы воспитания в коллективе в работах ленинградских педагогов / Э.Н.Шамукова. - Казань, журнал «Образование и саморазвитие», 2014.
7. Шамукова, Э.Н. Психологические аспекты в развитии теории и практики коллектива / Э.Н.Шамукова. - Сочи, журнал «Гуманизация Образования», №3, 2014.
86