Научная статья на тему 'Решение больших воспитательных задач малыми формами работы'

Решение больших воспитательных задач малыми формами работы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
961
196
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗАДАЧИ ВОСПИТАНИЯ / ФОРМЫ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ / КОЛЛЕКТИВНАЯ ТВОРЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / МАЛЫЕ ФОРМЫ РАБОТЫ / UPBRINGING TASKS / UPBRINGING WORK FORMS / COLLECTIVE CREATIVE ACTIVITY / UPBRINGING WORK BRIEF FORMS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Уварова Любовь Рудольфовна

В статье даны размышления о выборе форм воспитательной работы адекватных актуальным задачам воспитания и особенностям современных подростков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Major upbringing tasks solution by means of educational work brief forms

The article provides reflections on choosing forms of educational work appropriate to topical upbringing tasks and modern teenagers’ peculiarities.

Текст научной работы на тему «Решение больших воспитательных задач малыми формами работы»

УДК 371.4

Уварова Любовь Рудольфовна

кандидат педагогических наук, доцент Костромской государственный университет им. Н.А. Некрасова

[email protected]

РЕШЕНИЕ БОЛЬШИХ ВОСПИТАТЕЛЬНЫХ ЗАДАЧ МАЛЫМИ ФОРМАМИ РАБОТЫ

В статье даны размышления о выборе форм воспитательной работы адекватных актуальным задачам воспитания и особенностям современных подростков.

Ключевые слова: задачи воспитания, формы воспитательной работы, коллективная творческая деятельность, малые формы работы.

В настоящее время все чаще в государственных документах отмечается недостаточность внимания к воспитательному потенциалу образовательного процесса, между тем его реализация позволит повысить эффективность решения школой воспитательных задач. Приоритет в образовании отдается воспитанию, как значимой составляющей педагогической деятельности. Ее реализация зависит от четкой организации воспитывающей среды, содержания и форм взаимодействия детей и взрослых, как в рамках урока, так и во внеурочное время.

Организационные формы учебной и воспитательной деятельности школьников должны обеспечивать разнообразные способы коммуникации участников образовательного процесса в целях расширения предоставляемых обучающимся возможностей реализации собственной социально-нравственной позиции, возможности самостоятельного выбора форм и видов деятельности, формирование чувства ответственности за ее результаты. В последние десятилетия ослабление воспитательной работы в школах вело к утрате прежних и недостаточное появление новых форм воспитательной работы. Инновации в воспитательной работе проявились в применении на классных часах компьютерных презентаций, в преобладании развлекательных форм и снижении самостоятельности и активности ребят.

О формах воспитательной работы каждый имеет свое мнение, и есть тенденция обращаться с ними вольно, не задумываясь по поводу их соответствия целям и ситуациям. В современных условиях изменились и направления педагогической деятельности и классных руководителей, и отрядных вожатых в детских лагерях. Так, на место образовательно-воспитательной деятельности, чаще приходит досугово-развлекательная с детьми разного уровня развития, организованности, активности, воспитанности. Тем не менее, педагогическая деятельность непременно должна быть нацелена на решение образовательных, воспитательных и развивающих задач. Кажется, разнообразие форм обеспечено. Но что-то особенное видится в современной ситуации воспитания - все меньше внимания воспитательной работе в первичных

коллективах. В приоритете или подготовка к общим мероприятиям, или релаксационные мероприятия, экскурсии, классный вечер отдыха с аниматорами, то есть готовые мероприятия для отдыхающих реципиентов.

В то же время, особенностью современных подростков становится фрагментарное, клиповое сознание, репликовое мышление. В силу преобладания в последние 20 лет порционного типа передачи информации - рекламные паузы на ТВ, комиксы вместо книг, компьютерные увлечения и источники информации, ЕГЭзация образования, подростки привыкают к получению информации небольшими порциями за короткие промежутки времени в наглядно-игровых и схематичных формах. Организация воспитательных дел с творческой подготовкой и проведением стала трудна, осложняется восприятие, снижается эффективность воспитательного воздействия, в итоге - «нам трудно», а «им ничего не интересно». Известно, что законы педагогики невозможно отменить, как нельзя отменить закон всемирного тяготения. Для подростка закономерно стремление к удовлетворению доминирующих потребностей возраста - самоутверждение, саморазвитие и самореализация, что возможно лишь при самостоятельной активности в условиях референтной группы сверстников. Видимо, учитывая особенности развития личности и особенности детского коллектива, надо найти оптимальные педагогические средства и формы работы.

В теории - все просто: на основе диагностики ставим цели, задачи, подбираем формы. Сегодня могла бы сослужить педагогам хорошую службу в организации воспитательной работы уже давно зарекомендовавшая себя методика КТД, к сожалению ныне редко используемая. Именно здесь возможность постепенно включать подростков в активную самостоятельную творческую деятельность и решать многие воспитательные задачи.

В практике - не все просто. Проходит первая консультация студентов по воспитательной практике в роли помощников классных руководителей. Вопрос о соотношении первоначальной характеристики класса, целях, задачах и плане воспитательной работы редко не вызывает затруднения. Почти одинаковые классные часы, редко отличающиеся

© Уварова Л.Р., 2014

Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика ♦ .№ 1

от внеклассных мероприятий по предмету, иногда -малые формы работы (МФР), коллективные творческие дела (КТД), по сути похожие на викторины или литературно-игровые композиции взятые из интернета. В процессе обучения изучалась методика КТД И.П. Иванова, значит, считают важным написать это в план. В большинстве случаев все превращается в уже известную «педагогику случайных мероприятий».

Проходит собеседование с отрядными вожатыми Всероссийского детского центра «Орлёнок». Они рассказывают о том, что будут проводить с детьми в оргпериод новой летней смены. Почти каждый пишет в план работы заветное сокращение КТД. Говорим о проекте смены и отрядных делах, и снова на вопрос об отрядных делах, слышим о КТД. И вот заканчивается смена, что проводится в итоговый период? Не удивляемся, что снова КТД! На вопрос о том, что же такое КТД, объяснения получаем очень разные, но весьма далекие от истины. Одни считают, что это просто игра (а почему же не назвать игру игрой, или - КТИ?), другие так называют конкурсы (видимо КТК), третьи предполагают выполнение каких-либо «шуточных творческих заданий просто для знакомства или сплочения», а есть еще и четвертые, и пятые, и у каждого свое мнение: и «просто мероприятия», и МФР, и даже отрядные дела (!). Не просто ... За каждым понятием свой смысл, а его надо ценить, приводить форму в соответствие с целью и содержанием, если рассчитывать на эффективность работы, на результат воспитания и развития.

На конференциях в честь юбилеев И.П. Иванова методику КТД назвают педагогикой будущего. Как и что сегодня заимствовать и использовать из методики без нарушения сути, основных идей и правил, гарантирующих эффективность педагогического процесса. На современном этапе КТД рассматривается как технология воспитания и развития социальных свойств и качеств. В организации КТД выделяются два типа дел - дела как комплексные средства воспитания и дела непродолжительные по времени, с подготовленными педагогом творческими заданиями для микрогрупп.

Что же это такое КТД, КТД, КТИ, КТК, МФР? С какими из них имеют дело наши воспитатели? Что и как нам сегодня использовать, не умаляя значимости феномена технологии коллективной творческой деятельности? Туманность высказываний говорит о непонимании сути явления, неясность понимания ведет к неясности цели, и, соответственно, неясность формы со случайным содержанием и результатом. Дело в том, что предлагаемые студентами на воспитательной практике и вожатыми в лагере формы работы далеко не ктд, и тем более не КТД. Так что есть что?

Для начала, договоримся о понятиях. КТД -коллективная творческая деятельность, как основа

методики, разработанной И.П. Ивановым; КТД (в вожатском просторечии ктдэшки) - коллективное творческое дело, как основная форма воспитательной работы на основе методики И.П. Иванова (для удобства договоримся о различии размера букв лишь в письменном варианте); КТИ и КТК - коллективные творческие игры или конкурсы, которые можно характеризовать как вариант КТД; ктдэшки - видимо, то же самое, что КТК и КТИ, или всё вместе, но в действительности чаще всего любая игра или любой конкурс - непродолжительные по времени дела первичных детских коллективов, подготовленные и проводимые педагогом, где дети действуют микрогруппами, выполняя творческие задания.

Обратимся к первоисточникам: К. Маркс -А.С. Макаренко - И.П. Иванов. Сам человек, и все, что он создал в процессе эволюции, обусловлено инертностью среды, ее пассивным сопротивлением. «Изменяя среду, трудящийся субъект изменяется сам» - К. Маркс этой философской формулой представил историю человечества. Эту идею о деятельности человека, преобразующего среду и усовершенствовании себя в ходе этой преобразующей деятельности, весьма успешно использовал в своей педагогической практике еще А.С. Макаренко в работе с беспризорниками, малолетними преступниками. Игорем Петровичем Ивановым в конце 50-х - начале 60-х годов XX века на основе этой идеи была разработана методика коллективной творческой деятельности (КТД). Одна из авторских книг И.П. Иванова, в которой рассказывается о методике коллективного творческого воспитания - это книга «Методика коммунар-ского воспитания». Здесь автор определяет КТД и творческие игры как комплексные средства воспитания в различных направлениях воспитательной работы.

Автор указывает и основные условия воспитательной эффективности коллективных творческих дел [см.: 2, с. 47]. Комплексный подход к воспитанию в отечественной педагогике признан многими педагогами уже давно. Иванов объяснял его как процесс совместной жизнедеятельности, направленный на развитие и воспитанников, и воспитателей, построенный на сотрудничестве. Подобное сотрудничество может осуществляться только в коллективе. Коллектив в узком смысле слова Иванов определяет как «объединение людей, в котором развивается общая творческая забота об окружающей жизни, о своем объединении как частице общества, о каждом товарище» [2, с. 22]. Именно в коллективе - творчество! Именно в коллективе при личной активности воспитание и развитие социальных свойств и качеств личности. Центральной идеей коллективной творческой деятельности И.П. Иванов [2] считал «улучшение жизни конкретными делами на пользу и радость

людям, которое стало бы осознанной потребностью самих ребят». Нравственная задача КТД -забота о людях посредством коллективных творческих дел, которые приносят и себе, и людям радость и пользу. Как видим, в основу методики положена все та же философская идея К.Маркса «...человек, изменяя среду, как трудящийся субъект, изменяется сам». В работе И.П. Иванова эта идея преобразовалась в идею педагогики общей заботы [2]: о коллективе, об общем деле, о далеких и близких людях. Как же созвучно это современным установкам на приоритет воспитания и организацию воспитывающей среды.

Судьба методики складывалась неоднозначно: она была и востребована, и подвергалась критике, многими заимствована, многими адаптировалась к иным условиям. И.П. Иванов [2] отмечал, что непосредственная передача методики от человека к человеку сделает методику известной и доступной тысячам педагогов. Как и всякое устное творчествo, такой способ распространения приведёт к неизбежной деформации и упрощению идеи, однако, любознательный педагог найдёт и прочитает, а другие представители педагогического мира, и, прочитав, поймут малo.

Распространяясь, методика КТД деформировалась и обретала иные названия: она же коммунар-ская методика, методика коллективного творческого воспитания, методика коллективной организации деятельности, педагогика общей заботы, педагогика сотрудничества, методика И.П. Иванова, одна из адаптированных и дополненных моделей стала самостоятельной «орлятской методикой», близкой родственницей, но не тождественной оригиналу научной концепции. Разнообразных модификаций появлялось в стране всё больше, были осуществлены даже исследования того, что и почему подвергается наибольшей деформации. Были вычленены аспекты, которые возможно изменить без ущерба для сути явления, а также и те, которые сохраняют эту самую суть, гарантируя успешность воспитания, без которых из педагогической деятельности выхолащивается смысл и она превращается в «педагогику мероприятий для галочки».

Основу методики составляют 6 основных авторских идей. Не менее важно соблюдать логическую цепочку коллективной организаторской деятельности, состоящей из 6 этапов, которые автор называет видами работы [2, с. 65]. В течение всех этих этапов практические и организаторские действия совершаются в действительных, реальных обстоятельствах. Отдельно автором методики описаны и товарищеские творческие игры -познавательные, музыкальные, подвижные, спортивные, сюжетно-ролевые, они проходят в условных, воображаемых обстоятельствах, как бы отражающих и дополняющих реальные ситуации.

Коллективная организаторская деятельность усиливает комплексное воспитательное значение дел. Несколько иное место в системе воспитательной работы занимают короткие познавательные игры, творческие конкурсные задания, а также спортивные и трудовые конкурсы и игры. Эти виды деятельности И.П. Иванов называет еще [2] игры-молнии, которые «дополняют, усиливают и усугубляют комплексный характер воспитательной задачи, комплексного коллективного творческого дела». Они содействуют решению более масштабных (тактических) воспитательных задач, могут носить как вспомогательный характер в рамках подготовки ктд, и как самостоятельный в решении отдельных оперативных задач.

Как видим, то на что уповали студенты на практике и вожатые, вовсе не КТД, а родственная форма работы, описанная И.П. Ивановым как ТТИ или игры-молнии, несколько транспонировавшаяся со временем, но не равнозначная КТД. Такое уравнивание форм и замена более значимой на более упрощенную, выхолащивает смысл, и снижают значимость методики, примитивизирует понимание и осуществление воспитательного процесса, примерно так же, как нельзя велосипед называть мотоциклом, тем более автомобилем. Зарекомендовавшая себя эффективностью в решении разнообразных воспитательных задач технология КТД в своем арсенале имеет, на наш взгляд, весьма уместные и более легкие варианты - ТТИ или игры-молнии. Они занимают немного времени, готовит и проводит ТТИ педагог, дети свободны в творческом самовыражении в кругу друзей по классу или отряду, постепенно получают опыт взаимодействия. Особенности, структуру, организацию этого фрагмента методики, в отличие от КТД как комплексных средств воспитания, И.П. Иванов подробно не описывает.

В педагогической школе Костромского государственного университета данный аспект методики И.П. Иванова принято называть МФР - малые формы работы. МФР, это как «кирпичики», как «ситуации-образцы» из которых начинает строиться коллективная творческая деятельность. МФР доступны подросткам и старшеклассникам, и в лагере, и в школе, дают важный опыт, готовят к участию в больших комплексных коллективных творческих делах. МФР - непродолжительные по времени дела первичных детских коллективов, подготовленные и проводимые педагогом, где дети в микрогруппах выполняют творческие задания. МФР - это несколько необычное и своеобразное взаимодействие педагога и первичного коллектива детей (школьный класс, отряд в лагере), позволяющее за небольшой промежуток времени решать разнообразные воспитательные задачи. Условно его можно определить как один класс (отряд) на один час.

Теперь точно уже трудно и сказать, откуда произошло название главного объекта внимания дан-

Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика ♦ .№ 1

177

ной статьи. Как заметил один из авторов книги «Что делать с детьми в загородном лагере» С.П. Афанасьев [1], «...то, о чем вы прочитаете ниже, в разные годы называлось по-разному - воспитательные мероприятия, веселые конкурсы, коллективные творческие дела, игровые формы деятельности школьников. Мы выбираем название малые формы работы». Действительно, кажется, это было всегда: Концерт «Ромашка», «Веселые старты», «Два корабля» и прочие. Они назывались и ктдэш-ками, и конкурсами, и мероприятиями, и творческими играми. МФР - как миниобразец коллективной творческой деятельности, небольшой этап взаимодействия педагога и детей, с конкретной задачей ближайшего периода. Они не имеют прямого отношения к упоминаемой выше технологии КТД, а лишь являются отдельным, самостоятельным фрагментом воспитательного процесса, как игры-молнии у И.П. Иванова.

Малые формы работы - дела, проводимые без предварительной подготовки детей, осуществляемые педагогом или организаторской группой в течение короткого промежутка времени (от 15 до 60 минут), в которых ребята участвуют микрогруппами по 5-7 человек. МФР могут быть весьма разнообразны по характеру и задачам воспитания: познавательные, развлекательные, трудовые, спортивные, творческие, смешанные и т.д. Структура МФР очень похожа на структуру КТД: 1) предварительная подготовка педагога; 2) стартовая или вводная беседа (перед началом в стиле темы и легенды дела, надо пояснить, что мы сейчас будем делать, как и зачем); 3) разбивка на микрогруппы (по 5-7 человек). Она может быть по симпатиям, когда выбирают друг друга по цепочке в стиле тематики мфр, или случайным выбором (различные карточки); 4) определение (выбор) творческих заданий по микрогруппам. 5) ход дела - демонстрация выполнения заданий; 6) итоги, анализ (никого не ругать, найти, за что всех похвалить). Причем 4 и 5 могут повторяться несколько раз в зависимости от цели и темы.

В ходе подготовки и конструирования МФР необходимо определить: педагогические цели и задачи; название; масштаб проведения (количество участников); возраст; замысел; сюжет; методику подготовки и разбивки на группы; оформление (должно быть мобильным, не громоздким, с возможностью использования в любых условиях, в любом помещении и даже на улице); последействие (как можно использовать этот опыт в дальнейшем).

Если есть 10-15 минут, можно предложить небольшие творческие задания (инсценировать поговорку, оживить картину.). Таких миниатюрных заданий можно придумать по несколько штук на

день, или предложить инициативным ребятам придумывать подобные задания для этих очень малых форм работы. Ну, а если у вас в запасе минут 4060? И в этом случае на выручку воспитателю придут тоже МФР, но уже не столь односложные. Эти МФР готовятся педагогом или творческой группой заранее. Классический вариант - Веселые старты, Два корабля, Аукцион знаний и прочее. Как создать свою МФР? Легко! Надо просто жить жизнью детского коллектива, видеть, что им может быть интересно, какие у них есть способности, таланты. МФР могут быть и спортивные, и трудовые, и интеллектуальные, и творческие, и смешанные и, соответственно помогут решению различных воспитательных задач, учить активности, творчеству.

Имея в виду профиль образовательного учреждения, важно создать условия для решения образовательных, воспитательных и развивающих задач. Наиболее эффективное решение этих задач возможно посредством работы именно с первичным детским коллективом, являющимся референтной группой для подростка. Это может стать той средой самоутверждения, саморазвития и самореализации, в которой подростку удобно проявить себя, увидеть оценку его действий и поступков со стороны сверстников. Для того чтобы каждый мог примерить на себя разные роли, и, получить новый социальный опыт, важно включение в реальную деятельность. Особенно важно, чтобы эта деятельность была принята детьми в активной позиции, а не с точки зрения наблюдателя, пассивного присутствия на организованных мероприятиях. Этот малый опыт станет базой, основой для успешного участия в больших коллективных творческих делах.

Мы рассмотрели один из вариантов проведения небольших, но разнообразных дел, способствующих развитию детской самостоятельности, активности и творчества. Педагогу важно так построить свою работу, чтобы выбранные формы работы были полезные в воспитательном отношении, чтобы наполнить их содержанием для разностороннего, комплексного воспитания, самоутверждения и самореализации подростков, получения ими социально положительного опыта. Педагогика случайных мероприятий - это не профессионально, есть проверенные и адекватные современным условиям и современным подросткам формы воспитательной работы.

Библиографический список

1. Афанасьев С.П., Коморин С.В., Тимонин А.И. Что делать с детьми в загородном лагере. - Кострома, МЦ «Вариант», 2002. - 224 с.

2. Иванов И.П. Методика коммунарского воспитания. - М.: Просвещение, 1990. - 144 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.