Научная статья на тему 'Профессиональная подготовка будущих социальных педагогов к трудовому воспитанию'

Профессиональная подготовка будущих социальных педагогов к трудовому воспитанию Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
582
134
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА / ТРУД / ТРУДОВОЕ ВОСПИТАНИЕ / МОДЕЛЬ ПОДГОТОВКИ / СИСТЕМА ПОДГОТОВКИ К ТРУДОВОМУ ВОСПИТАНИЮ / SOCIAL PEDAGOGICS / WORK / LABOR EDUCATION / MODEL PODGO-TOVKI / SYSTEM OF PREPARATION FOR LABOR EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шошин М. А., Николаев В. А.

В статье раскрывается сущность трудового воспитания: социально-творческий, личностноразвивающий, ценностно-ориентационный компоненты. Модель подготовки к трудовому воспитанию включает три элемента: мотивационно-потребностный, информационно-содержательный, деятельностнопрактический. Система подготовки к трудовому воспитанию: цель, задачи, принципы, направления, пути, периоды, учебная, самостоятельная, научно-исследовательская работа, педагогическая практика, внеучебная работа, критерии и показатели готовности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

VOCATIONAL TRAINING OF THE FUTURE SOCIAL TEACHERS TO LABOR EDUCATION

In article the essence of labor education reveals: sotsial-but-creative, lichnostno-developing, tsennostno-orientation components. The model of preparation for labor education includes three elements: motivatsionno-potrebnostnyj, information-substantial, dejatelnostno-practical. System of preparation for labor education: the purpose, problems, principles, directions, ways, pe-riody, educational, independent, research work, pe-dagogicheskaja practice, nonlearning work, criteria and indicators go-tovnosti.

Текст научной работы на тему «Профессиональная подготовка будущих социальных педагогов к трудовому воспитанию»

М.А. ШОШИН

кандидат педагогических наук Орловского государственного университета

В.А. НИКОЛАЕВ доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой методики и технологии СПСР Орловского государственного университета. Е-таіІ: [email protected] Тел. 8 920 083 10 02

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА БУДУЩИХ СОЦИАЛЬНЫХ ПЕДАГОГОВ К ТРУДОВОМУ ВОСПИТАНИЮ

В статье раскрывается сущность трудового воспитания: социально-творческий, личностноразвивающий, ценностно-ориентационный компоненты. Модель подготовки к трудовому воспитанию включает три элемента: мотивационно-потребностный, информационно-содержательный, деятельностнопрактический. Система подготовки к трудовому воспитанию: цель, задачи, принципы, направления, пути, периоды, учебная, самостоятельная, научно-исследовательская работа, педагогическая практика, внеучеб-ная работа, критерии и показатели готовности.

Ключевые слова: социальная педагогика, труд, трудовое воспитание, модель подготовки, система подготовки к трудовому воспитанию.

Анализ историко-педагогических публикаций убеждает в том, что трудовое воспитание является наиболее ранним видом воспитания. В архаичных культурах оно осуществлялось путем непосредственного включения детей в трудовую деятельность. С усложнением орудий труда, трудовых отношений потребовалась специальная трудовая подготовка подрастающего поколения.

Анализ работ классиков мировой и отечественной педагогики (Я. А. Коменского, И.Г. Песталоцци, К.Д. Ушинского и др.) показал, что все они отмечали исключительную важность трудового воспитания в становлении личности ребенка.

Особую важность, как показывает практика и результаты исследований, имеет трудовое воспитание для социализации детей группы риска. Воспитательную работу с такими детьми ведут социальные педагоги. Поэтому важно готовить будущих специалистов к трудовому воспитанию в условиях вузовского обучения.

Важность трудового воспитания в социальной педагогике подчеркивается во многих нормативных документах. В ст.2 Закона РФ «Об образовании» в качестве ведущего принципа государственной политики в области образования декларируется гуманистический характер образования, включающий воспитание гражданственности и трудолюбия. [2. Ст. 2] Особое значение трудового воспитания и профессионального образования в Законе подчеркивается для воспитанников с отклонениями в развитии и инвалидов [2. Ст. 20] Закон также обязывает администрацию воспитательно-трудовых

© М.А. Шошин,В.А. Николаев

и исправительно-трудовых учреждений создавать условия для трудового воспитания, профессионального образования содержащихся в них граждан. [2. Ст. 50]

Один из важнейших документов, которым руководствуется отечественная социальная педагогика, - Конвенция о правах ребенка. Ст.23 Конвенции посвящена признанию прав «неполноценного в умственном или физическом отношении ребенка» на достойную жизнь в обществе. Пункт 1 этой статьи предусматривает приоритетное удовлетворение особых потребностей такого ребенка в области образования, профессиональной подготовки, подготовки к трудовой деятельности.

Высокую значимость трудового воспитания в становлении личности отмечали большинство выдающихся педагогов прошлого, как западных (Я.А. Коменский, И.Г. Песталоцци, Ж.Ж. Руссо и др.), так и отечественных (П.П. Блонский,

А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский, К.Д. Ушин-ский, С.Т. Шацкий и др.)

Современные ученые-педагоги исследовали различные стороны трудового воспитания. Теория и практика трудового обучения и воспитания основывается на трудах П.Р. Атутова, Ю.К. Бабанского, М.И. Махмутова, В.А. Полякова, Н.Н. Чистякова, Ю.Л. Холтунцева и др. Развивающие возможности труда рассмотрены в работах И.Ф. Иващенко, М.И. Смирнова, И.Д. Чернышенко и др. Психологическая подготовка к труду исследовалась Б. Г. Ананьевым, И. Ф. Иващенко, Н. Д. Левитовым, Э.А. Фарапоновой и др. Содержание, средства

УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ

трудового воспитания изучались А.Я. Журкиной, И.И. Зарецкой, В.В. Сериковым и др. О необходимости мотивации детского труда писали Л.И Божович, Т.В. Драгунова, А.Г Ковалев, И.С. Кон, Н.С. Лейтес,

С.Л. Рубинштейн, Д.И. Фельдштейн, Г.И. Щукина, Д.Б. Эльконин, Н.И. Юдашин и др.

Изучение большого числа публикаций по трудовому воспитанию выявило отсутствие единого мнения среди исследователей о его сущности. Для ее уточнения нами проведен анализ различных подходов к понятию «труд» (в энциклопедиях, словарях, научных изданиях), а также осуществлено сопоставление результатов этого анализа с общей структурой деятельности. В результате мы пришли к выводу, что труд содержит все выделенные философами виды деятельности (компоненты): преобразовательную, познавательную, ценностно-ориентационную.

Сравнительный анализ данной структуры деятельности и реального труда показал, что большинство видов труда имеет социальную направленность, связь с творческим преобразованием окружающей действительности. Первый компонент трудовой деятельности назван социально-творческим. Большинство видов труда предполагает познание нового. В ходе участия в труде человек осваивает новые знания, развиваются умения, навыки, способности, формируются личностные качества. Второй компонент назван личностно-развивающим. В процессе труда, по его окончании участниками оценивается качество и объем выполненной деятельности. Индивид определяет собственный вклад в общее дело, рефлексирует изменения, произошедшие с ним, оценивает новые знания, умения, отношения с окружающими, свое место в трудовом коллективе и т.п. Третий компонент труда назван ценностно-ориентационным.

Детский труд отличается от взрослого педагогической направленностью. Однако компоненты трудовой деятельности присутствуют в структуре детского труда, хотя их назначение несколько отличается. Социально-творческий компонент в детском труде ориентирован на улучшение окружающей жизни, что является важнейшим условием изменения человека, т.е. его воспитания. Личностно-развивающий компонент направлен на освоение новых знаний, развитие умений, навыков, формирование личностных качеств, необходимых в трудовой деятельности. Назначение ценностноориентационного компонента состоит в придании процессу и результатам детского труда ценностного смысла, в эмоциональном переживании детьми значимости выполненной работы. Согласно данным наших исследований, эффективное трудо-

вое воспитание должно включать все выделенные компоненты.

Наоснове анализаразличныхподходов ктрактов-ке трудового воспитания удалось сформулировать его интегративное определение. Трудовое воспитание - это многокомпонентный, диалектический процесс, направленный на социальную, нравственную, практическую подготовку человека к трудовой деятельности, включающий три функциональных компонента: социально-творческий, личностно-

развивающий, ценностно-ориентационный.

Изучение значительного числа публикаций убеждает в том, что особое значение трудовое воспитание имеет в работе с детьми группы социального риска: часто болеющими, с ограниченными возможностями, из неблагополучных семей, имеющими различные виды дезадаптации, с отклонениями в поведении, правонарушителями и т.п. Как показывает опыт работы с такими детьми в прошлом (В.П. Кащенко, А.С. Макаренко, В.Н. Сорока-Россинский, В.А. Сухомлинский, С.Т. Шацкий и др.), опыт педагогов-новаторов (Ю.П. Азаров,

A.В. Апраушев, И.П. Волков, А.А. Дубровский,

B.Я. Ермолаев, И.П. Иванов, А.С. Калабалин, В.А. Караковский, В.С. Моложавенко, Г.П. Сологуб, М.П. Щетинин и др.), именно труд способен из этих детей сделать активных членов общества, занять достойное место в жизни.

Необходимость трудового воспитания в социально-педагогической работе с различными категориями детей группы риска отмечали многие современные исследователи: Л. И. Аксенова,

Ю.А. Блинков, В.Г. Бочарова, М.П. Гурьянова,

В.И. Загвязинский, В.М. Литвишков, В.А. Никитин,

А.Г. Пашков, М.В. Шакурова, П.А. Шептенко, Д. И. Фельдштейн и др.

Имеется ряд публикаций, касающихся подготовки будущих педагогов к трудовому воспитанию учащихся (Ю.К. Васильев, А.Г. Глущенко, Ю.А. Дмитриев, В.И. Щеголь и др.). Изучение этих и других публикаций выявило, что глубокого исследования по подготовке будущих социальных педагогов к трудовому воспитанию детей группы риска до настоящего времени не проводилось. Как результат - эффективность трудового воспитания в социально-педагогической практике остается недостаточно высокой. Согласно нашим исследованиям, ряд социальных педагогов (27,8 %) не считают необходимым использовать труд в качестве средства коррекции, реабилитации детей группы риска. В работе с различными категориями таких детей целенаправленные трудовые задания используют лишь 46,6 % социальных педагогов. Из них 40,6% делают это интуитивно, без достаточного научного обосно-

вания, часто с низкой эффективностью. Эти данные убеждают в актуальности подготовки будущих социальных педагогов к трудовому воспитанию детей группы риска.

Исследуя процесс подготовки будущих социальных педагогов к трудовому воспитанию, мы исходили из деятельностного подхода, разработанного психологами (С.Л. Рубинштен, А.Н. Леонтьев и др.). Нами были проанализированы исследования, касающиеся профессионально-педагогической подготовки учителя. Ведущим признаком профессиональной подготовленности В.А. Сластенин считает педагогическую направленность личности, выступающую как потребность в педагогической деятельности. [3, с. 89] Согласно имеющимся исследованиям, развитие педагогических потребностей, интересов будущего педагога проходит ряд этапов: 1-й этап - безразличное отношение к педагогической деятельности; 2-й этап - неосознанное тяготение или влечение к педагогическому труду; 3-й этап - осознание объекта и содержания педагогической деятельности; 4-й этап - устойчивая склонность и стремление заниматься педагогической деятельностью; 5-й этап - потребность в избранной деятельности. [3, с.117] Основное внимание в данной схеме уделено подготовке к развитию мотивационно-потребностной сферы педагога применительно к профессиональной деятельности.

Глубокое исследование подготовки учителей к трудовому воспитанию учащихся начальных классов проведено Ю.А. Дмитриевым. Им разработана целостная система такой подготовки, которую составляют такие элементы: мотивационно-ценностный, теоретико-методологический, профессионально-

практический. [1, с. 197]

Анализ имеющихся исследований по различным аспектам профессиональной подготовки будущих педагогов, сопоставление их с практикой социально-педагогической работы позволили разработать модель подготовки будущих специалистов к трудовому воспитанию. Эта модель объединяет в единстве и взаимосвязи три элемента: 1) мотивационно-потребностный, 2) информационно-содержательный, 3) деятельностно -практический. На основе этой модели была разработана система подготовки социальных педагогов к трудовому воспитанию. Элементами данной системы являются цели, задачи, принципы, направления, пути, адекватные элементам приведенной модели подготовки.

Цели подготовки социальных педагогов к трудовому воспитанию включают: а) осознание значимости трудового воспитания в становлении личности ребенка группы риска, б) усвоение сущности тру-

дового воспитания; в) понимание важности использования в трудовом воспитании различных средств народной педагогики; г) развитие умений использовать в процессе трудового воспитания разнообразные общепедагогические и этнопедагогические средства.

В соответствии с разработанной моделью подготовки социальных педагогов к трудовому воспитанию выделены три группы задач. Мотивацонно-потребностные задачи: а) формирование у студентов убеждений в значимости трудового воспитания в процессе социальнопедагогической работы с детьми группы риска, б) развитие убеждений в эффективности использования средств народной педагогики в трудовом воспитании. Информационно-содержательные задачи:

а) усвоение студентами теоретических основ трудового воспитания, б) понимание логики трудового воспитания в народной педагогике, в) освоение ведущих средств народной педагогики, понимание их места в трудовом воспитании детей группы риска. Деятельностно-практические задачи касались формирования следующих умений: а) использования средств народной педагогики в процессе мотивации и организации различных видов трудовой деятельности в социально-педагогической работе с различными категориями детей группы риска,

б) организации и стимулирования детей группы риска для участия в различных видах общественно значимого труда, в) придания творческой направленности различным видам труда, г) организации коллективных форм детского труда, д) использования ценностно-ориентационной деятельности в процессе труда.

Принципы организации целостного педагогического процесса по подготовке социальных педагогов к трудовому воспитанию: 1) национальная ориентация подготовки, 2) коллективная, творческая направленность процесса подготовки к трудовому воспитанию, 3) комплексная организация педагогического процесса, 4) диалог культур.

Анализ имеющихся исследований позволил выделить ряд направлений подготовки будущих социальных педагогов к трудовому воспитанию, соответствующие элементам модели подготовки. Мотивационно-потребностные направления:

1) развитие положительной мотивации студентов к применению трудового воспитания в социальнопедагогической работе, 2) стимулирование позитивного отношения к народной педагогике и ее использованию в рамках социально-педагогической практики, 3) осознание важности применения различных средств народной педагогики в процессе трудового воспитания детей и подростков группы

УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ

риска. Информационно-содержательные направления: 1) овладение теоретическими знаниями о сущности трудового воспитания, его функциональных компонентах (социально-творческом, личностноразвивающем, ценностно-ориентационном), адекватных им структурных компонентах (задачах, принципах, противоречиях, мотивах, содержании, методике организации детского труда и т.п.),

2) ознакомление с ролью труда в процессе социализации, реабилитации, коррекции отклонений в поведении детей группы риска, влиянии труда на становление их нравственных качеств, 3) знакомство с жизнью, бытом, традициями русских людей, чертами национальной психологии, освоение средств трудового воспитания в народной педагогике. Деятельностно-практические направления: 1) освоение практических умений по использованию этнопедагогических средств в процессе трудового воспитания детей группы риска с целью положительной мотивации детского труда, 2) обучение студентов умениям эффективной организации детского труда, вовлечению детей группы риска в коллективный труд, придании ему социальнозначимого, творческого, эмоционально привлекательного характера.

На основе теоретической модели, выделенных направлений, учитывая особенности учебновоспитательного процесса социального факультета Орловского государственного университета, определены основные пути подготовки будущих социальных педагогов к трудовому воспитанию:

1) учебная аудиторная работа, 2) внеаудиторные формы учебной работы (этнографические экспедиции, экскурсии, инсценировки обрядов и т.п.),

3) включение специальных заданий в педагогическую практику, 4) научно-исследовательская деятельность по проблемам трудового воспитания и народной педагогики, 5) внеучебная работа в форме студенческого кружка этнопедагогики, 6) создание и организация деятельности факультетского музея, 7) самостоятельная работа студентов. Основными дисциплинами, в рамках которых велась опытно-экспериментальная работа, были «Этнопедагогика», «Методика и технология работы социального педагога», «Педагогика» и др.

Исходя из теоретической модели выделенных путей подготовки к трудовому воспитанию, определены периоды этой подготовки. Первый период

- 1-3-й семестры. Задачи этого периода: а) формирование положительной мотивации использования труда в социально-педагогической работе,

б) формирование предварительных теоретических знаний о трудовом воспитании, в) сообщение пропедевтических сведений о роли труда в социально-

педагогической деятельности.

Нами подготовлены рекомендации преподавателям психолого-педагогических дисциплин о внесении изменений в их содержание в соответствии с темой исследования. Смысл рекомендаций состоял во включении в содержание дисциплин, отдельных тем, информации о важности труда, трудового воспитания в социально-педагогической работе. Эти рекомендации преподаватели использовали в процессе обучения будущих социальных педагогов по соответствующим дисциплинам.

Преподавателям дисциплин общекультурного блока (философия, русский язык и культура речи и др.) также были даны рекомендации о дополнениях в их содержании. Преподавателям философии мы рекомендовали акцентировать внимание в ходе занятий на раскрытие философской сущности понятий «труд», «деятельность», рассмотрение роли труда в становлении человека. Преподавателя русского языка мы просили рассмотреть семантику понятия «труд», в качестве примеров на занятиях приводить фразы, связанные с трудом, пословицы о труде и т. п.

Дисциплины, изучаемые в рамках первого периода: «Профессиональное самоопределение»,

«Педагогика» (раздел «Введение в профессию»), «Психология», «Философия», «Русский язык и культура речи».

Второй период - 3-6-й семестры. Задачи этого периода: 1) формирование убеждений в необходимости использования труда в социальнопедагогической работе, 2) освоение теоретических знаний в области трудового воспитания, 3) получение начальных представлений об использовании труда в коррекционной и реабилитационной работе социального педагога с детьми группы риска. 4)по-лучение начальных представлений о народной педагогике, 5) формирование позитивного отношения к средствам народного воспитания.

Дисциплины, изучаемые в ходе второго периода: «Социальная педагогика», «Педагогика досуга», «История педагогики и образования» и «История социальной педагогики», «Методология и методы психолого-педагогического исследования».

Третий период - 7-10-й семестры. Задачи данного периода: 1) знакомство с функциями труда в коррекционно-реабилитационной, воспитательной работе социального педагога с детьми группы риска,

2) практическая подготовка к организации коллективных форм труда детей, придания ему творческой, социально-значимой направленности, 3) создание положительной мотивации использования народной педагогики в социально-педагогической работе, 4) освоение этнопедагогических знаний,

практических умении по использованию средств народной педагогики в процессе трудового воспитания. Основными дисциплинами этого периода являются «Этнопедагогика», «Методика и технология работы социального педагога».

Существенное место в подготовке студентов к трудовому воспитанию занимала методика проведения занятий по данным курсам. Перед началом практических занятий учебная группа разбивалась на микрогруппы по 5-6 чел. Затем, по жребию распределялись темы семинарских и практических занятий, за которые микрогруппы являлись ответственными. Участники микрогрупп подготавливали сообщения по теме семинарского занятия, готовили практические задания для остальных микрогрупп. Практические занятия готовились и проводились на основе методики коллективной творческой деятельности. По теме занятия каждая микрогруппа готовила свое КТД. Важным условием высокой оценки была активизация остальных микрогрупп и вовлечение их в активную работу на семинаре.

Подготовка и проведение занятий осуществлялись в такой последовательности:

1-й этап. Предварительная подготовка. Группы по жребию выбирают тему занятия. Каждая группа получает от педагога цель и примерную программу соответствующего занятия.

2-й этап. Коллективное планирование. Участники групп уточняют цель и задачи, программу занятия, определяют форму проведения конкурсов. Определяются ответственные за каждый этап занятия, каждый конкурс. По согласованию с преподавателем группы могли несколько изменять программу занятия, но не в сторону его упрощения.

3-й этап. Коллективная подготовка. Группы подбирают материал для проведения занятия, готовят задания другим группам. В результате занятие представляло собой целостный сценарий коллективного творческого дела (КТД). Важным условием успешности подготавливаемого группами КТД являлся его социально значимый, комплексный характер. Все задания, включаемые в дело, должны отвечать этим требованиям.

4-й этап. Коллективное проведение. Группа, ведущая практическое занятие, выступает в роли коллективного организатора КТД. Задача ведущей группы инициировать активное участие остальных микроколлективов в общем деле.

5-й этап. Коллективный анализ. В конце занятия ведущая микрогруппа отчитывается о проведении КТД. Ее участники говорят о том, какие задачи были поставлены перед КТД и степени их достижения в ходе реализации дела. Участники других групп, участвующих в КТД, говорят о своих замечаниях по

содержанию, формам, методам организации дела, дают рекомендации по его совершенствованию.

6-й этап. Последействие. Студенты в ходе обсуждения в микрогруппах, затем общего обсуждения предлагают новые варианты проведения данного КТД. В качестве таких вариантов выступает оригинальное название, инновационные формы проведения, новые конкурсы и т. п.

Существенное место в современном учебном процессе вуза имеет самостоятельная работа студентов. В рамках курса «Методика и технология работы социального педагога» студентам предлагались следующие виды самостоятельных заданий: 1) подбор литературы по трудовому воспитанию детей группы риска, 2) конспект трудов

B.А. Сухомлинского с анализом специфики трудового воспитания в сельской школе, 3) конспект трудов А.С. Макаренко с выделением роли и значимости труда в перевоспитании несовершеннолетних правонарушителей, 4) конспект трудов

C.Т. Шацкого с определением возможностей трудового воспитания во внешкольных учреждениях, 5) конспект источников по пенитенциарной педагогике с выделением специфики трудового воспитания осужденных, 6) изучение по научным источникам путей организации трудового воспитания с различными категориями детей группы социального риска (беспризорниками, безнадзорными, девиантами, детьми с ограниченными возможностями и др.).

Следующий путь подготовки будущих социальных педагогов к трудовому воспитанию состоит во включении специальных заданий в педагогическую практику. Студенты для каждой практики, кроме основных, получали специальные задания по трудовому воспитанию. Эти задания были адекватны уровню их теоретической подготовки, степени освоения теории трудового воспитания, методики его организации, средств этнопедагогики.

На 1-м курсе предлагались следующие задания: 1) знакомство с документацией и опытом трудового воспитания в образовательном учреждении, 2) участие в трудовом мероприятии, проводимым образовательным учреждением. На 2-м курсе

- 1) знакомство с опытом трудового воспитания в учреждениях социальной реабилитации для несовершеннолетних, 2) подбор и проведение с детьми серии народных игр. 3-й курс - 1) изучение опыта трудового воспитания детей с ограниченными возможностями в условиях реабилитационного центра, 2) проведение беседы детьми с ограниченными возможностями с использованием этнопедагогиче-ских источников по формированию положительного отношения к трудовой деятельности. 4-й курс

- 1) подготовка и проведение с детьми коллективно-

УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ

го творческого дела этнопедагогическои направленности, 2) подготовка фрагмента выступления перед родителями по трудовому воспитанию детей в семье. 5-й курс - 1) подготовка и проведение мотивационной беседы перед трудовым мероприятием с использованием различных источников народной педагогики с детьми группы социального риска, 2) организация коллективного творческого дела трудовой направленности.

Важным путем подготовки студентов к трудовому воспитанию является включение их в научно-исследовательскую деятельность. Экспериментальные группы участвовали в различных видах научной работы, начиная с 1 курса. Основными видами научной деятельности являются: конспектирование научных источников, связанных с трудовым воспитанием детей группы социального риска, подготовка рефератов, курсовых, квалификационной работы по соответствующей тематике.

Следующий путь подготовки будущих социальных педагогов к трудовому воспитанию - вне-учебная работа студентов. Из числа студентов экспериментальных групп был создан студенческий кружок этнопедагогики. В его задачи входило: 1) углубление знаний в области этнопедагогики,

2) поиск, описание, реставрация предметов народного быта для размещения их в музее этнопедагоги-ки, 3) обустройство экспозиции музея, 4) роведение экскурсий, 5) подбор экспонатов музея русских тайн и чудес, связанных с трудовым воспитанием (приметы, гадания, игрушки и т.п.), 6) встречи с народными мастерами.

При активном участии авторов и студентов экспериментальных групп на социальном факультете ОГУ создано два музея: музей этнопедагогики и музей русских тайн и чудес. Экспонаты музея дают представление о традициях трудового воспитания в русских семьях, имевших место в Х1Х начале ХХ вв.

Для проверки результативности системы подготовки социальных педагогов к трудовому воспитанию в течение двух лет проводилась опытно-экспериментальная работа по ее апробации на базе социального факультета ОГУ. В соответствии с выявленными элементами подготовки будущих социальных педагогов к трудовому воспитанию выделены следующие критерии готовности. мотивационно-потребностный, информационносодержательный, деятельностно-практический.

Адекватно этим критериям определены показатели готовности.

Показатели мотивационно-потребностного критерия: 1) понимание важности трудового воспитания для формирования личности, 2) готовность, стремление заниматься трудовым воспитанием в

социально-педагогической деятельности с детьми группы риска, 3) позитивное отношение к народной культуре, 4) готовность использовать средства народной педагогики в социально-педагогической работе.

Показатели информационно-содержательного критерия: 1) знание теоретических основ трудового воспитания, 2) знание различных средств народной педагогики, используемых в процессе трудового воспитания, 3) знание возможностей трудовой деятельности в становлении личности, в коррекции отклонений в поведении и развитии, 4) знание методики организации трудовой деятельности.

Показатели деятельностно-практический критерия: 1) умение создавать положительную мотивацию детского труда, 2) умение бесконфликтно включать детей в разные виды трудовой деятельности, 3) умение организовывать трудовое воспитание различных категорий детей группы риска,

3) умение использовать различные средства народной педагогики в процессе трудового воспитания, 4) умение обеспечить социальную значимость и творческий характер трудовой деятельности, 5) умение обеспечивать личностное развитие детей в процессе трудовой деятельности.

Каждый показатель оценивался по трем уровням: 1-й уровень - глубокий - показатель выражен в полной мере - 3 балла; 2-й уровень - основной -показатель в целом выражен, имеются недостатки в деталях - 2 балла; 3-й уровень - поверхностный

- показатель выражен слабо, освоены внешние детали - 1 балл.

Для определения количественных значений показателей использовались следующие методики: 1) комплексная анкета, определяющая отношение студентов к трудовому воспитанию, понимание роли труда в становлении личности, осознание роли народной педагогики в подготовке детей к труду, знание этнопедагогических источников, умение их применять при организации детского труда. 2) методика «Оцени труд», устанавливающая умения студентов определять конечный продукт трудовой деятельности, общественную и личную значимость наиболее распространенных видов детского труда. 3) методика «Пословицы о труде», изучающая степень осознания студентами сущности трудового воспитания, выделение его основных компонентов (социально-творческого, личностно-развивающего, ценностно-ориентационного), определяющая отношение к труду, осознание труда как основы благосостояния, значимости коллективного труда, умений анализировать этнопедагогические источники на предмет их использования в трудовом воспитании. Данные методики носят авторский характер или яв-

ляются модернизацией аналогичных методик.

Деятельностно-практический компонент подготовки оценивался в период педагогической практики. Каждому студенту необходимо было подготовить и провести следующие практические дела: 1) КТД трудовой направленности, 2) КТД этнопе-дагогической направленности, 3) беседа с детьми группы риска о труде с использованием источников народной педагогики, 4) беседа с родителями о трудовом воспитании. Каждое мероприятие (содержание и методика проведения) оценивались по

5-бальной системе.

Для получения объективных данных результаты эксперимента подвергались статистической обработке. Достоверность различия данных, полученных в начале и конце эксперимента, определялась с помощью критерия Стьюдента.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

На основе количественной и качественной обработки данных установлено, что будущие социальные педагоги из экспериментальных групп в конце эксперимента продемонстрировали статистически достоверное (ошибка менее 5%) улучшение подготовленности к трудовому воспитанию детей группы риска по большинству показателей. У студентов контрольных групп улучшение оказалось менее выраженным. В экспериментальных группах выявлен значительно больший прогресс, чем в контрольных, в осознании важности трудового воспитания детей группы риска, в освоении сущности и структуры трудового воспитания, методики организации трудовой деятельности, использовании средств народной педагогики в практике организации труда детей группы риска.

Библиографический список

1. ДмитриевЮ.А. Подготовка учителя к трудовому воспитанию младших школьников: 13.00.08. Дис... докт. пед. наук. М., 2003. 456 с.

2. Закон РФ «Об образовании» 2-е изд.М.: Изд-во Астрель, 2002. 75 с.

3. Сластенин В.А. Формирование личности учителя Советской школы в процессе профессиональной подготовки. М.: Просвещение, 1976. 159 с

V.A. NIKOLAEV, M.A. SHOSHIN

VOCATIONAL TRAINING OF THE FUTURE SOCIAL TEACHERS TO LABOR EDUCATION

In article the essence of labor education reveals: sotsial-but-creative, lichnostno-developing, tsennostno-orienta-tion components. The model of preparation for labor education includes three elements: motivatsionno-potrebnostnyj, information-substantial, dejatelnostno-practical. System of preparation for labor education: the purpose, problems, principles, directions, ways, pe-riody, educational, independent, research work, pe-dagogicheskaja practice, nonlearning work, criteria and indicators go-tovnosti.

Key words: social pedagogics, work, labor education, model podgo-tovki, system of preparation for labor educa-

tion.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.