УДК 378.147: 811.1
ГРУППОВАЯ ДИСКУССИЯ - УНИВЕРСАЛЬНЫЙ МЕТОД ПОВЫШЕНИЯ СТЕПЕНИ КРЕАТИВНОСТИ В ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ
© 2017
Сидакова Нелли Валентиновна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры иностранных языков Северо-Осетинский государственный университет имени К. Л. Хетагурова (362025, Россия, Владикавказ, ул. Ватутина, дом 46, e-mail: nelly@solt.ru)
Аннотация. Задача иноязычного образования в целом состоит в обучении владению иностранным языком, применении его для решения профессионально-производственных задач, межличностной коммуникации с носителями языка в пределах, обеспечивающих взаимопонимание партнеров по бизнесу. В статье актуализируется вопрос подготовки и проведения групповой дискуссии как метода интерактивного обучения иностранному языку. Групповая дискуссия, используемая на учебных занятиях по иностранному языку, способствует расширению информационного поля студентов, содержит в себе множество дидактических приемов и реализует педагогические возможности на всех уровнях. Метод дискуссий универсален для изучения языка, так как позволяет интегрировать лингвистические, общекультурные и научные компетенции студентов. Цель групповой дискуссии, являющейся моделью предметных и социальных отношений, состоит в сочетании взаимодополняющего диалога и обсуждения-спора, столкновении различных точек зрения, индивидуальных позиций. В вузовском обучении могут использоваться любые виды дискуссии: ролевые и деловые игры, «круглые столы» и др. В качестве материала для дискуссии также может быть представлен короткий видеофильм на иностранном языке. Эффективность метода групповой дискуссии заключается в том, что она дает возможность сосредоточить внимание обучаемого и на языке, и на исследуемой проблеме, перемещать акцент с лингвистического аспекта на содержательный, увеличивать объем нового знания и культуру мышления, а, следовательно, повышать степень креативности иноязычного обучения.
Ключевые слова: групповая дискуссия, иностранный язык, межкультурная коммуникация, дидактические свойства, интерактивные технологии, обсуждение, виды дискуссий, ролевые игры, видеофильмы, креативность иноязычного обучения, эффективность образовательного процесса.
GROUP DISCUSSION - UNIVERSAL METHOD TO INCREASE DEGREE OF CREATIVITY IN TRAINING FOREIGN LANGUAGE
© 2017
Sidakova Nelly Valentinovna, candidate of pedagogical sciences, associate professor of the foreign languages chair North Ossetian State University after K. L. Khetagurov (362025, Russia, Vladikavkaz, street Vatutina, 46, e-mail: nelly@solt.ru)
Abstract. The task of foreign-language education in general is to teach foreign language, apply it for solving professional and production problems, and interpersonal communication with native speakers within the limits that ensure mutual understanding of business partners. The article actualizes the issue of preparing and conducting a group discussion as a method of interactive teaching of a foreign language. The group discussion used in the foreign language classes helps to expand the information field of students, contains a lot of didactic techniques and implements pedagogical capabilities at all levels. The method of discussions is universal for language learning, as it allows to integrate the linguistic, general cultural and scientific competencies of students. The purpose of the group discussion, which is a model of objective and social relations, is the combination of a complementary dialogue and discussion-dispute, the clash of different points of view, individual positions. Any kind of discussion can be used in university education: role-playing and business games, round tables, etc. A short video in a foreign language can also be presented as a discussion material. The effectiveness of the group discussion method is in the fact that it enables the student to focus on both the language and the problem under study, to shift the emphasis from the linguistic aspect to the meaningful one, to increase the volume of new knowledge and the culture of thinking, and, consequently, to increase the degree of creativity of foreign-language instruction.
Keywords: group discussion, foreign language, intercultural communication, didactic properties, interactive technologies, discussion, types of discussions, role games, video films, the creativity of foreign language teaching, the effectiveness of the educational process.
Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами. Сегодня наиболее перспективным в системе высшего профессионального образования считается изучение иностранного языка. В условиях модернизации высшей школы в процессе формировании профессиональной компетентности студентов изменяются ориентиры и методические подходы к обучению иностранным языкам, актуализируется необходимость создания инновационных технологий, имеющих практическую направленность. Живой язык изучается в неразрывной связи с политикой, экономикой, культурой страны и, как следствие, формирование межкультурной коммуникативной компетенции становится основным требованием в обучения иностранным языкам. Это необходимо для квалифицированной информационной и творческой деятельности будущего специалиста, для достижения реального, практического результата - способности извлекать необходимую информацию из иноязычных источников, применять ее для решения профессионально-производственных задач, коммуницировать с носителями языка в пределах, обеспечивающих взаимопонимание партнеров по бизнесу.
Межкультурная компетенция реализуется в воспри-
ятии различных взглядов на мир и на социум, восприятии чужеродных обычаев и традиций. Задача педагога заключается не только в исключительном обучении владению иностранным языком, но и в подготовке будущих специалистов к межкультурным контактам, признанию и принятию культурного многообразия других стран, способности открывать с помощью иностранного языка новую культуру, возможности видеть мир по-новому.
Достоинством коммуникативного обучения является возможность за короткое время передать большой объем информации, применять на практике полученные знания и умения по иностранному языку. А за счет информативной насыщенности занятий и разнообразия методических форм их проведения достичь интеллектуального и профессионального уровня студентов. Использование новых технологий и новых методик в обучении иностранным языкам показали целесообразность применения групповых форм в организации работы студентов.
Анализ последних исследований и публикаций, в которых рассматривались аспекты этой проблемы и на которой основывается автор. Психологические исследования и дидактические методы обучения иностранным языкам М.Л. Вайсбурда [1], Л.С. Выготского [2],
Н.Д. Гальсковой [3], В.В. Давыдова [4], Е.Н. Зарецкой [5], И.А. Зимней [6], А.А. Леонтьева, И.Г. Морозовой [7], Л.В. Мурзенко [8], Е.И. Пассова [9], Е.С. Полат [10] и других [11-14] показали эффективность получения полноценных иноязычных знаний обучаемых и обязательных условий работы с помощью групповых форм организации обучения.
В частности, А.А. Леонтьев отмечает, что освоение норм рационального речевого общения, правил ведения дискуссий формирует ответственное отношение к речи, что является одним из важнейших требований, предъявляемых к современному специалисту в любой области деятельности. Также формирование дискутивных и ар-гументативных умений необходимо для полноценного развития коммуникативной и интеллектуальной самодостаточности личности [15].
В целом, исследования ученых и методистов в области обучения иноязычному общению сводятся к следующему: в дискуссии, являющейся моделью предметных и социальных отношений, член группы может научиться конкретно выражать свои мысли и идеи, активно отстаивать свою точку зрения, аргументированно возражать, опровергать ошибочную позицию противника. В такой работе человек получает возможность для целеобразова-ния и целеосуществления, т.е. построения собственной деятельности, что обусловливает высокий и продуктивный уровень его интеллектуальной личностной активности.
Формирование целей статьи (постановка задания). Важнейшим показателем современного образования является перемещение акцентов в обучении иностранным языкам на развитие навыков речевого общения на профессиональные темы и ведения дискуссий. Речь идет о реализации речевого акта говорения в процессе коммуникации, об одном из наиболее оптимальных стратегических приемов - использовании коммуникативных технологий: активных и интерактивных методов обучения иностранным языкам [16; 17].
Активные методы обучения - это методы, которые побуждают к активной мыслительной и практической деятельности в процессе овладения учебным материалом [18-22]. Активное обучение предполагает использование такой системы методов, которая направлена не столь на изложение преподавателем готовых знаний, их запоминание и воспроизведение, сколь на самостоятельное овладение обучаемыми знаниями и умениями в процессе активной мыслительной и практической деятельности.
Интерактивные технологии обучения - это такая организация учебного процесса, важнейшей особенностью которой понимается способность человека работать в сотрудничестве, коллективно разрешать проблемные ситуации, совместно обсуждать возникшие вопросы, но в то же время интерпретировать ситуацию по-своему и конструировать собственные действия.
Специфика дисциплины «Иностранный язык» указывает на необходимость активизации познавательной речевой деятельности обучаемых, т.е. создание таких педагогических условий, при которых была бы возможна совместная учебная деятельность для формирования профессиональных и иноязычных компетенций и совершенствования коммуникативных навыков, для создания стабильного психологического климата. Это означает, что все участники образовательного процесса взаимодействуют друг с другом, обмениваются информацией, совместно решают проблемы, моделируют ситуации, что позволяет не только получать новое знание, но и формировать собственно познавательную деятельность, направленную на достижение конкретных целей:
- повышение эффективности образовательного процесса, интенсификация обучения и, как следствие, достижение высоких результатов;
- усиление мотивации к изучению дисциплины (в данном случае, иностранного языка);_
- формирование и развитие профессиональных навыков обучаемых;
- совершенствование коммуникативных навыков средствами иностранного языка;
- выработка навыков анализа и конструктивной деятельности;
- развитие навыков самостоятельного поиска и переработки информации;
- творческий подход, самореализация, самоопределение в работе студентов;
- определение категории студентов с ярко выраженной индивидуальностью.
Личностно ориентированные технологии и в активных, и в интерактивных формах обучения ставят во главу угла всей образовательной системы личность обучающегося, обеспечение комфортных, бесконфликтных условий его развития, реализации его природных потенциалов. Вышеизложенные принципы мы используем для проведения презентаций, круглых столов, кейс-заданий, просмотров видеофильмов, ролевых и деловых игр, групповых дискуссий, работы с поэтическими текстами и др. [23].
Одной из наиболее эффективных форм интерактивного обучения иностранным языкам признается групповая дискуссия.
Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных научных результатов. Дискуссия в общепринятом смысле (от латинского discussio - я исследую) - это публичное обсуждение какого-либо вопроса группой людей или свободный вербальный обмен знаниями, суждениями, идеями или мнениями. Ее существенными чертами являются следующие: решение профессиональных задач, имеющих нестандартный подход, творческий конструктивизм, сочетание взаимодополняющего диалога и обсуждения-спора, столкновение различных точек зрения, позиций, решений, достижений. Под дискуссией может пониматься обсуждение спорного вопроса, основанное на искусстве рассуждать и излагать свои мысли соответственно законам разума, а также форма научного общения и получения нового знания.
Возможности дискуссий очень обширны и многообразны. Они используются там и тогда, где наука или практика не выработала единой точки зрения, где существуют различные школы, подходы, направления. Они являются обязательным атрибутом взаимодействия разных исследователей. В подготовке специалистов в высшей школе дискуссии выполняют функцию формирования научного сознания, развития личностной позиции и ответственности за результаты научно-исследовательских изысканий, совершенствования умений и навыков общения и взаимодействия внутри профессионального сообщества. Обращение к дискуссионным методам повышает степень креативности учебного процесса, благотворно влияет на умы и сердца молодых людей способствует развитию их сознательности и ответственности.
Групповую дискуссию целесообразно использовать при обучении иностранному языку, применяя ее и как метод, и как форму, в качестве одного из элементов интерактивного обучения. В вузовском образовании могут быть использованы любые виды дискуссии. Обращение к этому методу эффективно тем, что он дает возможность сосредоточить внимание обучаемого и на языке, и на проблеме, а также возможность перемещать акцент с лингвистического аспекта на содержательный.
Для подготовки, проведения и участия в дискуссии на иностранном языке, необходимо обладать определенным набором языковых компетенций, включающих как интеллектуальные умения, так и навыки речевой деятельности. Такой способ общения универсален для изучения языка, так как позволяет интегрировать все языковые и социокультурные знания студентов, ставит перед обучаемым цель быть творцом, субъектом познавательной активности [24]._
Учебные групповые дискуссии часто используют в языковых вузах в качестве контроля знаний студентов и достижения более высокого уровня эффективности обучения. Возможности метода групповой дискуссии обширны: моделирование (совокупность приемов, построение гипотез, сравнение), логический анализ, выработка группового решения, пополнение объема теоретических знаний, практическое применение языковых навыков и умений строить высказывания на иностранном языке, методика сотрудничества и др.
Образовательной целью данной технологии является формирование навыков, необходимых для успешного проведения дискуссии на иностранном языке и участия в ней. Умения корректно формулировать вопросы и отвечать на вопросы собеседников, правильно воспринимать информацию, отстаивать собственную позицию, во многом зависит от аналогичных умений и навыков преподавателя и его способности передавать знания обучаемым. Выделим наиболее существенные принципы проведения дискуссии:
- профессионально-ориентированный подход в подготовке дискуссии;
- формулировка цели и последовательное определение задач;
- соблюдение основной темы дискуссии и проблемы, предложенной для обсуждения;
- выражение собственной позиции;
- единство и взаимосвязь суждений по заданной тематике;
- аргументирование своей точки зрения;
- грамотное сопоставление своих аргументов с высказываниями оппонентов;
- проявление толерантности к другим мнениям;
- корректное вступление в разговор или завершение выступления;
- соблюдение грамматических правил и стилистических норм иноязычной речи в процессе проведения дискуссии.
Следует отметить, что проблема повышения интереса и эффективности обучения иностранному языку требует от педагога нового подхода к ее решению, в частности, разработки более совершенных организационных форм и методических приемов иноязычного обучения, развития умения студентов работать самостоятельно, смещения акцента с активной деятельности преподавателя на активную деятельность обучаемых. Предоставляется возможность использовать приобретенные языковые навыки в новых реальных ситуациях. Применение методики групповой дискуссии повышает интерес к изучению иностранного языка путем развития внутренней мотивации, при помощи переноса центра процесса обучения с педагога на студента.
Методика подготовки и проведения групповой дискуссии по избранной тематике на иностранном языке включает в себя несколько этапов и вводную часть.
Вводная часть - важный и необходимый элемент, преддверие любой дискуссии, так как участникам необходим интеллектуальный и эмоциональный настрой на предстоящее обсуждение. Накануне тематической дискуссии, ее участникам могут быть предложены аутентичные или адаптированные (по выбору) тексты для чтения, комплекс вопросов для обсуждения и/или другие учебные материалы. Варианты организации вводной части могут быть различными.
Первый этап организации дискуссии - подготовительный. Подготовка заключается в выборе вида дискуссии, темы для дискуссии, затем следует этап отбора и разработки материалов. При выборе вида дискуссии следует обращать внимание на уровень языковой подготовки студентов. Если уровень не достаточно высокий или дискуссия вводится впервые в учебный процесс, то целесообразно начать с ролевых игр, так как главный признак ролевой игры - это роли, которые предстоит реализовать в ходе решения какой-либо проблемы [25;26].
Такой вид дискуссии предполагает рассуждение в определенных рамках, согласно выбранной роли и тематике, что позволяет участникам даже с низким уровнем языковой подготовки успешно вести диалог. На более поздних этапах обучения можно вводить такой вид дискуссий как «круглый стол», так как этот вид является более свободным и не предполагает жестких ограничений.
Следующий этап - выбор конкретной темы. Как правило, тема дискуссии должна соответствовать теме изучаемого текущего материала на иностранном языке для достижения главной цели - формирования лингвистических и профессиональных умений и навыков. Рекомендуется выбирать актуальные темы, чтобы приблизить ситуацию на занятии к реальному общению. Также необходимо отметить, что в основе дискуссии должна лежать проблема, вокруг решения которой и разворачивается обсуждение участников [27].
Этап отбора и разработки материала включает в себя поиск материалов по выбранной теме. Обычно такие тексты содержат описание проблемной ситуации, которую предстоит разрешить.
К примеру, в одной из студенческих групп факультета Географии и геоэкологии ФГБОУ ВО «СевероОсетинский государственный университет имени К. Л. Хетагурова» мы предложили тему групповой дискуссии на французском языке: La protection de l'environnement en France (Защита окружающей среды во Франции). Тема была выбрана не случайно. Прежде всего, проблемы экологической защиты актуальны сегодня во всем мире. Кроме того, наименование факультета и его предназначение обязывают не только к изучению соответствующих дисциплин, но к проведению различного рода мероприятий, связанных с вопросами защиты и охраны живой природы, проблемой загрязнения и очищения атмосферы и т.д. При обучении иностранному языку студентов указанного факультета одной из основных задач преподавателей является донести до обучаемых важнейшую экологическую проблему также и на изучаемом языке, повысить эффективность психологического воздействия на них через аутентичные профессионально-ориентированные материалы. Это тексты, комплексы упражнений с употреблением специфической лексики, диалоги и учебные мероприятия в интерактивном формате.
В частности, мы предложили студентам подготовить для обсуждения на групповой дискуссии следующие вопросы (по выбору) на французском языке по заданной тематике: La politique de la France en matière d'environnement (Политика Франции в области окружающей среды), La pollutions et la protection de la nature (Загрязнения и защита природы), La pollution nucléaire (Ядерные загрязнения), L'eau - ressource naturelle (Природные запасы воды), La forêt - richesse principale de la France (Лес - главное богатство Франции), La protection de la faune de la France (Охрана фауны Франции). Предварительная подготовка, позволяющая использовать как справочную литературу, так и материалы из сети Интернет, заключается в составлении небольших сообщений, вопросов по теме, ответов на предполагаемые вопросы собеседников, подбора и составления словаря специальной узкопрофессиональной лексики. Располагая обработанным материалом, члены группы свободно могут вступать в полемику, поддерживать беседу, возражать, опровергать неточные факты, находить способы решения проблемы, реализовывать свой творческий потенциал.
В качестве материала для дискуссии может выступать и короткий видеофильм или видеофрагмент на иностранном языке, тематику которого можно сообщить участникам дискуссии. Это поможет студентам подготовиться к предстоящему просмотру, заранее поразмышлять о заявленной теме, ознакомиться с имеющейся информацией по теме дискуссии и видеофильма, создать для себя общее представление о проблеме для обсуждения.
Просмотр видеофильма на иностранном языке по изучаемой тематике с использованием аутентичных материалов представляет собой уникальную возможность извлечь необходимую информацию, ибо только создание реальных и воображаемых ситуаций общения с носителями языка может способствовать постижению живой иноязычной культуры; индивидуализации обучения и мотивированности речевой деятельности обучаемых. Одним из достоинств видеофильма является его эмоциональное воздействие на зрителя, перед которым стоит задача осознания реальных и воображаемых ситуаций. Аудио и видеоматериалы позволяют услышать реальную аутентичную речь на изучаемом языке, ощутить и понять иноязычную культуру, погрузиться в мир иного языкового пространства. Поэтому внимание должно быть направлено на формирование у обучающихся личностного отношения к увиденному. Использование видеофильма помогает также развитию различных сторон психологической деятельности обучающихся, и прежде всего внимания и памяти, оказывающих положительное воздействие на усвоение иноязычного материала, в особенности на запоминание лексики и стилистических штампов. Просмотр фильма или видеоролика побуждает обучаемых к созданию диалоговых ситуаций, обсуждению сюжета и личных впечатлений, повышает уровень креативности в выполнении последующих заданий [28].
В процессе проведения групповой дискуссии (равно же, как и после просмотра видеофильма и его обсуждения) руководитель может задавать вопросы участникам разговора, создавать условия для повышения активности аудитории, заострять внимание на различных точках зрения, противоречиях, разногласиях в суждении выступающих, обобщать итоги выступающих и т.д.
Практика проведения групповой дискуссии способна выявить категорию студентов с ярко выраженной индивидуальностью, имеющих навыки так называемого лидерства, владеющих иностранным языком на более высоком уровне, проявляющих креативность и грамотность в выполнении конкретных заданий или в управлении проектами. Лидер может руководить процессом, подготовкой и проведением группового проекта или дискуссии, распределять обязанности между членами группы в соответствии с их способностями и языковыми навыками, быть организатором, генератором идей, первым помощником преподавателя или заменять его в необходимых ситуациях.
Данный метод интерактивного обучения, обеспечивающий не только увеличение объема знаний и умений, способов деятельности и коммуникации, но и раскрытие новых возможностей обучающихся, является необходимым условием для становления и совершенствования компетентностей через включение участников образовательного процесса в осмысленное переживание индивидуальной и коллективной деятельности.
Учебные групповые дискуссии на иностранном языке и другие лингвистические проекты дают мощный импульс для стимула в изучении языка, поддерживают интерес к предмету, развивают интеллектуальную и творческую деятельность обучаемых, формируют навыки грамотной иноязычной речи благодаря регулярной практике общения на живом языке.
Выводы исследования и перспективы дальнейших изысканий данного направления. Актуальность данной проблемы видится в том, что в сфере будущей профессиональной деятельности многое зависит от умений специалиста реализовать себя через общение, свободно и критически мыслить, управлять коллективом. Групповая дискуссия, используемая на учебных занятиях, способствует расширению информационного поля студентов, выработке коммуникативных навыков. Данная методика активизирует истинное обучение, потому что она лич-ностно ориентирована, содержит в себе множество дидактических подходов, отвечает педагогическим целям на всех уровнях, приносит удовлетворение обучаемым,
видящим продукт своего собственного труда.
Применение этого метода в совокупности с другими исследовательскими методиками дают возможность подготовить думающего и грамотного специалиста, компетентного в различных областях знаний, способного ориентироваться в быстро меняющихся информационных потоках и готового к открытому и конструктивному диалогу с коллегами.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Вайсбурд М.Л. Использование учебно-речевых ситуаций при обучении устной речи на иностранном языке.- Обнинск: Титул, 2001.- 127 с.
2. Выготский Л.С. Педагогическая психология.- М.: АСТ: Астрель Люкс, 2005.- 671 с.
3. Гальскова Н.Д. Теория обучения иностранным языкам. Лингводидактика и методика: учеб. пособие для вузов.- М.: Издательский центр «Академия», 2008.- 336 с.
4. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения.- М.: Педагогика, 1986.- 240 с.
5. Зарецкая Е.Н. Риторика: Теория и практика речевой коммуникации. 4-е изд. - М.: Дело, 2002.- 480 с.
6. Зимняя И.А., Сахарова Т.Е. Проектная методика обучения английскому языку // Иностранные языки в школе.- 1991.- №3.- С.9.
7. Морозова И.Г. Использование дискуссии на занятиях иностранного языка в рамках проблемного обучения при подготовке современных специалистов // Иностранные языки. Теория и практика.- 2010.- № 1.-C. 25-35.
8. Мурзенко Л.В. Учебная дискуссия как средство формирования межкультурной компетенции у студентов языковых вузов в условиях дистанционного образования // Известия Российского государственного педагогического университета имени А.И.Герцена.- СПб., 2010.- № 121.- С.197-201.
9. Пассов Е.И. Коммуникативный метод обучения иноязычному говорению: учебное пособие.- М.: Просвещение, 1985.- 208 с.
10. Полат Е.С. Метод проектов на уроках иностранного языка // ИЯШ.- 1991, № 2.
11. Абаева Ф.Б. Практико-ориентированный подход при обучении иностранному языку магистрантов - будущих педагогов // Балтийский гуманитарный журнал. 2015. № 4 (13). С. 58-61.
12. Ясаревская О.Н., Ясаревская Д.П. Использование технологии продуктивного чтения при обучении иностранному языку студентов направления IT // XXI век: итоги прошлого и проблемы настоящего плюс. 2015. Т. 1. № 1 (23). С. 121-124.
13. Гиренок Г.А. Понятие и выбор методов обучения иностранному языку курсантов ведомственного вуза // Поволжский педагогический вестник. 2014. № 3 (4). С. 22.
14. Бульдина И.А. Основные принципы обучения говорению на иностранном языке (английском) студентов неязыковых специальностей вуза с разным уровнем подготовки // Карельский научный журнал. 2016. Т. 5. № 4 (17). С. 9-12.
15. Леонтьев А.А. Психолого-педагогические основы обновления методики преподавания иностранных языков (лекция-доклад) // Школа-семинар «Создание единого информационного пространства системы образования».- М.:Рото-Принт, 1998.- 24 с.
16. Сидакова Н.В. Качество иноязычного обучения - важнейший системообразующий фактор высшего образования // Вестник КГУ им. А.Н. Некрасова.- 2014.-Т.20 - №4.- С. 189-192.
17. Сидакова Н.В. Обучение второму иностранному языку как билингвальный процесс в образовании студентов неязыковых специальностей // Балтийский гуманитарный журнал.- 2016.- Т.5.- №3(16).- С. 185-189.
18. Гоева В.В., Миронов К.Е. Использование активных и интерактивных методов обучения при изучении технических дисциплин в вузах // Карельский научный журнал. 2016. Т. 5. № 2 (15). С. 11-15._
19. Ощепкова О.В. Лекция как активная форма вузовского обучения // Самарский научный вестник. 2013. № 4 (5). С. 123-125.
20. Еремина Н.Ю. Применение активных форм обучения в преподавании психологических дисциплин // Поволжский педагогический вестник. 2014. № 4 (5). С. 49-57.
21. Ефремкина И.Н. Инновационные методы обучения как средство активизации познавательной деятельности студентов (на примере психологии) // XXI век: итоги прошлого и проблемы настоящего плюс. 2015. Т. 1. № 6 (28). С. 74-80.
22. Ризаева Г.А. Традиционные и новые методы обучения в преподавании истории Азербайджана в общеобразовательных школах // Балтийский гуманитарный журнал. 2016. Т. 5. № 2 (15). С. 181-184.
23. Сидакова Н.В. Основные факторы реализации обучения иностранному языку студентов-физиков в рамках иновационного образования // Вектор науки ТГУ. Сер.: Педагогика, психология.- 2014.- №1(16).- С.196-199.
24. Лашина Е.Н. Дискуссия как метод обучения иностранному языку в неязыковом вузе // Педагогическое мастерство: материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Москва, июнь 2016 г.).- М.:Буки-Веди, 2016.- С. 61-63.
25. Ливингстоун К. Ролевые игры в обучении иностранным языкам - М.: Высшая школа.- 1988.- 328 с.
26. Теслина О.В. Проектные формы работы на уроке английского языка // ИЯШ.- 2002.- № 3.- С 41.
27. Ковальчук М.А. Дискуссия как средство обучения иноязычному общению: Методическое пособие для преподавателей иностранных языков.- М.: Высшая школа. Научно-образовательный центр «Школа Китайгородской».- 2008.- 144 с.
28. Сидакова Н.В. Аутентичный аудиовизуальный материал как дидактический прием в обучении французскому языку студентов неязыковых специальностей // Балтийский гуманитарный журнал.- 2016.- Т.5.-№2(15).- С. 185-188.
Статья поступила в редакцию 27.06.2017.
Статья принята к публикации 25.09.2017.