Научная статья на тему 'ДИСКУССИЯ КАК ЭФФЕКТИВНЫЙ МЕТОД ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ СТУДЕНТОВ-НЕЛИНГВИСТОВ'

ДИСКУССИЯ КАК ЭФФЕКТИВНЫЙ МЕТОД ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ СТУДЕНТОВ-НЕЛИНГВИСТОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
44
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
дискуссия / критическое мышление / формы и виды дискуссии / иностранный язык / студенты-нелингвисты / неязыковой вуз / профессионально-ориентированное обучение / discussion / critical thinking / forms and types of discussion / foreign language / non-linguistic students / non-linguistic universities / professionally oriented teaching

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — И.Ф. Мусаелян

Предметом настоящего исследования является дискуссия как эффективный метод обучения иностранному языку студентов-нелингвистов. В современном мире наряду со знанием иностранного языка учащиеся неязыковых вузов должны обладать навыками критического мышления, выражения собственного мнения и его аргументации на изучаемом языке. В статье анализируются содержание и сущность понятия «дискуссия», приводится классификация различных форм и видов дискуссии, рассматриваются их преимущества и этапы проведения. Автор также затрагивает возможный круг проблем, с которыми сталкиваются преподаватели иностранного языка в ходе проведения занятий со студентами неязыковых специальностей. В заключение выделены главные особенности применения дискуссии как метода обучения иностранному языку в неязыковом вузе, а именно: следование основным этапам дискуссии, возможность сочетания дискуссии с другими методами обучения иностранному языку, использование дискуссии в рамках профессионально ориентированного подхода и другие. Учитывая специфику изучаемого нами метода, в статье были рассмотрены примеры заданий, направленных на подготовку учащихся к дискуссии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — И.Ф. Мусаелян

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DISCUSSION AS AN EFFECTIVE METHOD OF TEACHING A FOREIGN LANGUAGE TO NON-LINGUISTIC STUDENTS

The subject of the research concerns a problem of using discussion as an effective method of teaching a foreign language to non-linguistic students. In the modern world, along with the knowledge of a foreign language, students of non-linguistic universities should have skills of critical thinking, expressing their own opinions and arguments by means of a foreign language. The article analyzes the content and essence of the concept “discussion”, its forms, types, advantages and stages. In the framework of the paper, some recommendations for overcoming difficulties in the process of foreign language teaching at non-linguistic universities have been suggested. On the basis of the analysis, the author indicates key features of using discussion in teaching a foreign language to non-linguistic students, particularly, the necessity of following main stages of the discussion, the possibility of combining discussion with other methods of teaching foreign languages, the use of discussion method within a professionally oriented approach. In addition, taking into account the specifics of the method, some examples of discussion activities have been considered.

Текст научной работы на тему «ДИСКУССИЯ КАК ЭФФЕКТИВНЫЙ МЕТОД ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ СТУДЕНТОВ-НЕЛИНГВИСТОВ»

2. Marsh D. Content and Language Integrated Learning (CLIL). A Development Trajectory. 2012. Available at: https://core.ac.uk/download/pdf/60884824.pdf

3. Coyle D. Content and Language Integrated Learning: Towards a Connected Research Agenda for CLIL Pedagogies. International Journal of Bilingual Education and Bilingualism. 2007; Vol. 10; № 5: 543-562.

4. Halyapina L.P. Mezhdisciplinarnaya koordinaciya v sisteme professional'no-orientirovannogo obucheniya inostrannym yazykam v vuze. Vestnik Permskogo nacional'nogo issledovatel'skogo politehnicheskogo universiteta. Problemy yazykoznaniya i pedagogiki. 2017; № 2: 149-157.

5. Marsh D., Maltjers A., Hartiala A. Profiling European CLIL Classrooms: Languages open doors. Finland: University of Jyvaskyla, 2001.

6. Vygotskij L.S. Pedagogicheskaya psihologiya. Moskva, 2005.

7. FGOS 42.03.01. Reklama i svyazi s obschestvennost'yu. Available at: https://fgos.ru/fgos/fgos-42-03-01-reklama-i-svyazi-s-obschestvennostyu-512/

8. Kamenskaya E.N. Osnovypsihologii. Rostov-na-Donu: Feniks, 2003.

Статья поступила в редакцию 23.01.24

УДК 372.881.1

Musaelyan I.F., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior teacher, Department of English Language and Professional Communication, Financial University

under the Government of the Russian Federation (Moscow, Russia), E-mail: maretti@yandex.ru.

DISCUSSION AS AN EFFECTIVE METHOD OF TEACHING A FOREIGN LANGUAGE TO NON-LINGUISTIC STUDENTS. The subject of the research concerns a problem of using discussion as an effective method of teaching a foreign language to non-linguistic students. In the modern world, along with the knowledge of a foreign language, students of non-linguistic universities should have skills of critical thinking, expressing their own opinions and arguments by means of a foreign language. The article analyzes the content and essence of the concept "discussion", its forms, types, advantages and stages. In the framework of the paper, some recommendations for overcoming difficulties in the process of foreign language teaching at non-linguistic universities have been suggested. On the basis of the analysis, the author indicates key features of using discussion in teaching a foreign language to non-linguistic students, particularly, the necessity of following main stages of the discussion, the possibility of combining discussion with other methods of teaching foreign languages, the use of discussion method within a professionally oriented approach. In addition, taking into account the specifics of the method, some examples of discussion activities have been considered.

Key words: discussion, critical thinking, forms and types of discussion, foreign language, non-linguistic students, non-linguistic universities, professionally oriented teaching

И.Ф. Мусаелян, канд. пед. наук, ст. преп., Департамент английского языка и профессиональной коммуникации, Финансовый университет

при Правительстве РФ, г. Москва, Е-mail: maretti@yandex.ru

ДИСКУССИЯ КАК ЭФФЕКТИВНЫЙ МЕТОД ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ СТУДЕНТОВ-НЕЛИНГВИСТОВ

Предметом настоящего исследования является дискуссия как эффективный метод обучения иностранному языку студентов-нелингвистов. В современном мире наряду со знанием иностранного языка учащиеся неязыковых вузов должны обладать навыками критического мышления, выражения собственного мнения и его аргументации на изучаемом языке. В статье анализируются содержание и сущность понятия «дискуссия», приводится классификация различных форм и видов дискуссии, рассматриваются их преимущества и этапы проведения. Автор также затрагивает возможный круг проблем, с которыми сталкиваются преподаватели иностранного языка в ходе проведения занятий со студентами неязыковых специальностей. В заключение выделены главные особенности применения дискуссии как метода обучения иностранному языку в неязыковом вузе, а именно: следование основным этапам дискуссии, возможность сочетания дискуссии с другими методами обучения иностранному языку, использование дискуссии в рамках профессионально ориентированного подхода и другие. Учитывая специфику изучаемого нами метода, в статье были рассмотрены примеры заданий, направленных на подготовку учащихся к дискуссии.

Ключевые слова: дискуссия, критическое мышление, формы и виды дискуссии, иностранный язык, студенты-нелингвисты, неязыковой вуз, профессионально-ориентированное обучение

В настоящее время, в эпоху глобальных интеграционных процессов у современного выпускника высшего учебного заведения должен быть сформирован определенный круг навыков и компетенций. Это необходимо для того, чтобы будущий специалист мог успешно осуществлять свою профессиональную деятельность. Наряду с другими умениями важную роль играет владение иностранным языком. Благодаря этому выпускник неязыкового вуза не только приобретает возможность полноценно участвовать в межкультурном общении, но и становится более конкурентоспособным на рынке труда.

Одним из современных методов обучения иностранному языку является дискуссия, применение которой на занятиях в неязыковом вузе обладает большой важностью и эффективностью. Это даёт возможность объединять и использовать на практике знания студентов по различным дисциплинам, в том числе их лингвистические компетенции. Навыки критического мышления, выражения собственной точки зрения на иностранном языке и соблюдение языковых норм приобретают большое значение при взаимодействии с зарубежными коллегами. Кроме того, включение метода дискуссий в образовательный процесс развивает коммуникативные навыки, стимулирует речемыслительную деятельность учащихся, формирует и улучшает способности самостоятельно выражать свои мысли на иностранном языке. В рамках данного исследования понятие «дискуссия» рассматривается как активный и действенный метод, применяемый в обучении студентов неязыковых специальностей иностранному языку. Это и обусловливает актуальность настоящей статьи.

Цель данного исследования - выявить, какие особенности имеет использование метода дискуссии на занятиях по иностранному языку в неязыковом вузе.

Достижение поставленной цели предполагает решение нескольких задач:

1. Конкретизировать смысл и содержание понятия «дискуссия», выявить необходимые методические условия для ее успешного применения в обучении иностранному языку.

2. Проанализировать некоторые из существующих в методической и лингводидактической литературе классификаций форм и видов дискуссий.

3. Рассмотреть основные этапы проведения дискуссии во время занятий по иностранному языку в непрофильном вузе.

4. Выявить особенности организации и методику проведения дискуссий среди студентов нелингвистических специальностей при обучении иностранному языку.

Научная новизна проведённого исследования связана с тем, что проблема эффективного использования дискуссионного метода в обучении студентов-нелингвистов иностранному языку пока недостаточно полно исследована в отечественной науке. Кроме того, до сих пор не выработаны методические рекомендации, которые содержали бы четкие и определённые требования по использованию данного метода.

Практическая значимость исследования состоит в том, что полученные результаты могут быть использованы методистами и преподавателями в образовательном процессе в различных учебных заведениях. Выявленные нами особенности организации и проведения дискуссии при обучении иностранному языку вносят определенный вклад в профессиональное развитие студентов-нелингвистов, способствуя формированию и совершенствованию не только языковых знаний и речевых умений, но и навыков критического мышления.

Теоретическая значимость работы проявляется в том, что в ней дано научное обоснование эффективности и важности применения дискуссии как метода обучения студентов неязыковых вузов иностранному языку. Также в исследовании определяется содержание дискуссионного метода, классифицируются различные виды, формы и методики его использования.

Дискуссия - это один из активных методов обучения иностранному языку в непрофильном вузе, поэтому в работах по лингводидактике и методике преподавания иностранных языков можно найти множество толкований этого понятия. Например, Л.В. Мурзенко понимает под дискуссией обмен мнениями и идеями по какому-либо вопросу, окрашенный эмоциями участников [1]. Н.Д. Гальскова рассматривает дискуссию как метод обучения, который повышает интенсивность и эффективность восприятия путем активного вовлечения студентов в поиск истины [2]. В рамках данной работы за основу будет взято определение О.В. Раз-дорской, поскольку, на наш взгляд, оно является наиболее оптимальным: дискуссия - это метод активного социально-педагогического обучения, основанный на принципе субъектности и направленный на то, чтобы активизировать коммуни-

кацию участников в процессе решения тех или иных учебно-профессиональных задач [3].

Рассмотрим сущность и содержание дискуссии как одного из действенных методов, используемых при обучении иностранному языку студентов непрофильных вузов. Цель дискуссии определяется преподавателем и заключается в поиске решения конкретной проблемной ситуации. Для реализации данной цели студентам предлагается тема обсуждения, после чего учащихся необходимо разделить на группы по четыре-пять участников. Каждая из групп, работая над конкретным аспектом темы, формирует единое мнение и аргументы, в последующем представляя их другим участникам дискуссии. Данный метод обучения способствует закреплению пройденного материала и дает студентам возможность совершенствовать языковые и речевые навыки, необходимые в профессиональной деятельности.

Применение дискуссии в качестве одного из методов обучения на занятиях по иностранному языку имеет ряд преимуществ:

1. Развитие коммуникативных навыков. Дискуссии поощряют студентов выражать свои мысли на иностранном языке, что способствует развитию навыков устной речи.

2. Аутентичное использование языка. Студенты сталкиваются с реальным использованием иностранного языка в контексте обсуждения конкретных тем, что помогает им лучше усвоить языковые знания и использовать их на практике.

3. Развитие навыков критического мышления. Участие в дискуссиях требует анализа информации, формулирования аргументов и выражения своей точки зрения, что, в свою очередь, способствует развитию критического мышления.

4. Мотивация и заинтересованность. Обсуждение актуальных тем и решение проблемных ситуаций, с которыми участники могут столкнуться в реальности, с помощью иностранного языка - всё это мотивирует учащихся и делает обучение более увлекательным.

5. Интерактивность и возможность обменяться опытом. Дискуссии на уроках иностранного языка создают обстановку, которая предполагает более активное взаимодействие учащихся между собой, что позволяет студентам обмениваться мнениями и опытом. В свою очередь, это способствует более глубокому усвоению учебного материала.

6. Создание аутентичной обстановки. Данный метод обучения иностранному языку создает атмосферу, приближенную к реальным ситуациям использования языка в повседневной жизни.

7. Развитие навыков аудирования. Участие в дискуссиях позволяет студентам активно слушать речь на иностранном языке, развивая навыки восприятия и аудирования.

8. Адаптация к культурным различиям в коммуникации. Обсуждение различных тем и точек зрения помогает студентам лучше освоить культурные аспекты и нюансы изучаемого языка.

Итак, проведение дискуссии на занятиях по иностранному языку способствует комплексному развитию языковых навыков, обогащает лексический запас учащихся и создает условия для более глубокого понимания изучаемого языка и его культурного контекста.

Для успешной реализации методики проведения дискуссии необходимо выполнение следующих методических условий:

- выбор подходящей темы. Тематика обсуждения должна быть интересна и актуальна для учащихся, чтобы увлечь их в дискуссии;

- распределение учащихся по группам. В процессе дискуссии учащихся можно разделить на группы или пары для более активного участия, что, в свою очередь, способствует развитию навыков сотрудничества и обмена мнениями;

- предварительная подготовка. Учащиеся должны иметь достаточно времени для подготовки к дискуссии: чтение или изучение материалов по предложенной тематике, составление аргументов и плана выступления. Предварительная подготовка поможет учащимся чувствовать себя более уверенно во время дискуссии;

- правила и форматы дискуссии. Преподавателю необходимо установить четкие правила и форматы проведения дискуссии, чтобы обеспечить ее структурированность и продуктивность;

- ведение дискуссии. Преподаватель должен выступать в качестве модератора, он может задавать вопросы, направлять обсуждение и подводить итоги. Важно также обеспечить активное участие всех учащихся и создать атмосферу взаимного уважения и толерантности;

- обратная связь и оценка. По итогам проведения дискуссии важно предоставить обратную связь учащимся (анализ и оценка их выступления, постановка задач для дальнейшего разрешения проблемной ситуации, а также поощрение за участие и активность в процессе дискуссии).

В современной литературе по педагогике и методике преподавания выделяют несколько форм дискуссии: круглый стол, дебаты, форум, панельная дискуссия, диалог и мозговой штурм [4].

Круглый стол представляет собой беседу, предполагающую участие группы студентов, которые занимаются обсуждением конкретной проблемы или вопроса. Каждый участник имеет возможность высказать свою точку зрения, аргументировать ее и задать вопросы другим участникам.

Дебаты - публичное выступление, подразумевающее две группы студентов: за и против. Каждая группа должна аргументированно защищать свою точку

зрения и оспаривать аргументы другой группы. Дебаты способствуют развитию навыков риторики, аргументации и убеждения.

Форум - тематическое общение, в ходе которого студенты могут высказывать свою точку зрения и комментировать мнения других участников. Данная форма дискуссии позволяет студентам обсуждать различные темы, задавать вопросы и делиться информацией.

- Панельная дискуссия - формат обсуждения, предполагающий участие нескольких участников (экспертов), которые представляют различные точки зрения на определенную тему или проблему. Эксперты высказывают свои мнения и обмениваются аргументами.

Диалог - форма дискуссии, в которой два или более студента ведут диалог на определенную тему Они могут задавать вопросы, высказывать свою точку зрения и обмениваться аргументами.

- Мозговой шторм, также известный как brainstorming, - это форма дискуссии, которая способствует генерации идей или решению проблемы путем свободного исследования и обмена мыслями в креативной и непосредственной обстановке. Особенности мозгового шторма включают в себя: а) свободное высказывание идей - участники могут предлагать любые идеи, что, в свою очередь, способствует созданию открытой и приятной атмосферы; б) коллективная генерация - участники работают вместе, чтобы генерировать и развивать общие идеи. В процессе обсуждения идеи участников могут комбинироваться. Преимущества использования мозгового шторма включают улучшение коммуникативных навыков, развитие креативности, а также формирование навыков групповой работы для эффективного решения обсуждаемой проблемы или достижения поставленных целей.

В методике преподавания иностранных языков различают также парные, групповые и командные типы участия в дискуссиях. В парных дискуссиях два участника обсуждают определенную тему или проблему. Эта форма позволяет каждому участнику более активно высказываться и обсуждать свои идеи. В парных дискуссиях раскрывается больше точек зрения и мнений, так как каждый участник имеет равные возможности высказаться. Групповая дискуссия проводится в небольших группах, состоящих обычно из 3-10 участников. В этой форме дискуссии каждый участник имеет возможность высказать свое мнение и предложить собственные аргументы. Групповые дискуссии позволяют участникам конструктивно общаться и вместе находить решения проблемной ситуации. Командная дискуссия проводится в большой группе участников. При этом каждый участник представляет свою команду или группу, и целью дискуссии является достижение хорошей коммуникации и умения работать в группе. Каждая из этих форм проведения дискуссии имеет свои особенности и преимущества, и выбор формы зависит от целей и темы обсуждения.

По характеру проведения дискуссии делятся на следующие типы: стихийные, организованные и свободные. Стихийные дискуссии возникают спонтанно и не имеют определенной структуры или организации. Организованные дискуссии имеют четкую структуру и проводятся с целью достижения конкретного результата. В таких дискуссиях обычно присутствует модератор, который контролирует процесс и обеспечивает равноправие участников. Данный тип дискуссии наиболее часто используется на занятиях по иностранному языку в вузах. Свободные дискуссии являются более открытыми и гибкими, позволяя участникам выражать свои мнения без каких-либо жестких ограничений.

В ходе дискуссии на занятиях по иностранному языку каждый участник выполняет определенную роль и строго следует своим обязанностям. Выделяют следующие основные роли в дискуссии:

- ведущий - руководит дискуссией, обеспечивает ее структуру и порядок. Он открывает дискуссию, задает вопросы, дает слово участникам и контролирует время выступлений;

- аналитик - отвечает за анализ и интерпретацию высказываний учащихся, находит общие и отличительные черты в аргументах участников, делает выводы на основе проведенной дискуссии;

- протоколист - ведет протокол дискуссии, записывает основные моменты, высказывания участников, их аргументы и контраргументы;

- наблюдатель - его задача в том, чтобы следить за процессом обсуждения и оценивать уровень подготовки участников, основываясь на заранее выделенных преподавателем критериях;

- хранитель времени - следит за соблюдением временных рамок, которые установлены ведущим.

В зависимости от того, какова форма дискуссии, возможны также иные роли. Преподаватель должен справедливо и равномерно распределить их, чтобы каждый участник имел возможность принять активное участие в дискуссии.

Успешное проведение дискуссии включает в себя определённые этапы:

1. Подготовительный этап (или введение в дискуссию) - подготовка участников, определение целей и задач дискуссии, выбор формата, места и времени проведения, а также подготовка учебных материалов и аргументов по тематике обсуждения.

2. Основной этап - это активное обсуждение темы среди участников. На этом этапе происходит представление и анализ различных точек зрения по обсуждаемой проблематике, аргументация своих позиций, ответы на вопросы и опровержения возражений других участников дискуссии. Основной этап может

включать в себя разделение на группы, монологические высказывания или работу в формате круглого стола.

3. Заключительный этап - обобщение и подведение итогов дискуссии. На этом этапе можно сформулировать общие выводы, выделить главные аргументы, сопоставить цели дискуссии с полученными результатами и настроить участников на дальнейшее осмысление проблемы и поиск путей ее решения. Важным элементом заключительного этапа является также выражение благодарности учащимся за их участие в дискуссии [5].

В контексте данного исследования, целью которого является применение дискуссии как эффективного метода обучения студентов-нелингвистов, мы считаем необходимым рассмотреть особенности обучения в неязыковом вузе, а также методику организации и проведения учебной дискуссии на занятиях по иностранному языку.

Многие учащиеся неязыковых вузов зачастую испытывают сложности во время профессионально ориентированного общения на иностранном языке. Небольшое количество учебных занятий и минимальные сроки обучения требуют от преподавателя эффективной и оптимальной организации учебного процесса. Следует отметить, что этапы практических уроков по иностранному языку в непрофильном вузе должны быть логичными и последовательными, а формулировки заданий - коммуникативными. Преподавателю необходимо уделить должное внимание не только методическим приемам и методам обучения, которые используются во время аудиторной работы, но и выбору заданий для самостоятельной работы студентов. Например, работа с объемной текстовой информацией будет более оптимальным форматом для домашнего задания, в то время как практические упражнения на развитие навыков устной речи было бы эффективнее выполнять на аудиторных занятиях.

Сейчас во многих неязыковых вузах в обучении иностранному языку широко применяется концепция профессионально ориентированного обучения. Важно заметить, что кроме подбора материалов, связанных с будущей профессиональной деятельностью студентов-нелингвистов, преподавателю на занятиях необходимо постоянно практиковать различные виды речевой деятельности, направленные на формирование профессиональных навыков студентов. Применение метода дискуссии полностью соответствует данной концепции, поскольку студентам неязыковых специальностей необходимо развивать умение выражать и аргументировать свои мысли, задавать уточняющие вопросы, что является отличительными чертами дискуссии. Кроме того, данный метод дает студентам возможность принять участие в обсуждении проблемных тем, связанных с будущей профессией учащихся, что соответствует принципам профессионально ориентированного обучения.

Далее проанализируем методику организации и проведения дискуссий на занятиях по иностранному языку в неязыковом вузе. Рассмотрим следующие приемы организации и ведения дискуссии при обучении иностранному языку:

1. Выбор между контрастами - процесс обсуждения начинается с простых альтернативных вопросов, предполагающих выбор, что способствует развитию речевой реакции студентов. Например: «Which do you prefer - to work online or offline?». Затем студентам предлагают более сложные ситуации: «How are you going to make a decision in the conditions of uncertainty if you have to make it quickly?»

2. Ответы на серию дискуссионных вопросов, например: «Where would you like to work? Are you good at managing people? What are your plans after becoming a top specialist?» Данный прием является более сложным, так как в большинстве случаев обучающиеся сконцентрированы на содержании, а не на языковом оформлении высказывания.

Учитывая специфику изучаемого нами метода, рассмотрим учебные задания, направленные на подготовку к дискуссии, а именно:

- запоминание и использование разговорных клише с целью согласиться или не согласиться с собеседником (I totally agree with you; I see it in a different way...);

- выражение личного мнения (I believe, I consider.);

- прерывание мысли собеседника (I'm sorry to interrupt you.);

- подведение итогов (To sum up.).

Далее приведем примеры дискуссионных заданий в рамках темы «Environment and Ecology».

1. Answer the questions and discuss your answers in a group:

1. How are mental health and the natural environment related?

2. Is global warming real or a mere theory by scientists?

3. How can renewable sources of energy help save the environment?

4. Why is there a close relationship between religion and the environment?

2. State the examples of environmental pollution and discuss them with your classmates. What measures should be taken to improve the situation?

3. Group task. Discuss one of the given themes:

- Overpopulation is becoming a global pandemic on the environment.

- Urbanization is a potential risk to the environment.

4. Work in pairs or small groups. Discuss the quotations below. What do you think they mean? Which ones do you agree/disagree with?

"What we are doing to the forests of the world is but a mirror reflection of what we are doing to ourselves and to one another". (Mahatma Gandhi)

"The greatest threat to our planet is the belief that someone else will save it." (Robert Swan)

5. Speak about the importance of environmental protection in the modern world, express your opinion on the following questions and discuss them with your classmates:

- Why should everybody help to protect the environment?

- Should the government promote the recycling of all products?

- How can renewable sources of energy help save the environment?

- Do you think it is necessary to have environmental awareness forums?

6. Work in a group of three. Act as if you are doing a project "Possible measures of ecological conservation" with your classmates. Discuss some of the main questions with them. Use previously learned vocabulary and speech patterns.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7. Read the article below. Dwell upon the problem under discussion in small groups.

Till 1970s basic problems, concerning Lake Sevan and the utilization of the natural, particularly water, resources of its catchment, such as the influence of shape, measure, hydrological, hydrochemical changes as well as the consequences of intensive and extensive economic development of the ecosystem, in particular the quality changes of its water and fish resources, were not discussed from ecological point of view. One of the possible reasons of such an approach is that the ecological tendency of science of that time didn't yet have a possibility to explain the integrity of many physical, chemical and biological variables linked with direct and reverse links, in "organism-environment" ecosystem.

Today, ecological regularities and applied works make it possible to reveal more in detail the ecological mechanisms of anthropogenic changes, predict their motion and work out measures to preserve, restore and to make efficient use of biogenesis.

Taking into account above mentioned possibilities and the evolution regularities of eutrophication processes of Lake Sevan it is necessary to analyze the possible consequences of the second fall of the water level on the ecosystem and quality of the water. Using the mathematical model of autograph chain formation in the ecosystem in the process of eutrophication, it was proved that there are two main approaches for the deutrophication of the lake: 1) to raise the level at least 6 times and 2) to reconsider and put in order from the ecological point of view the whole social - economic activity (industry, agriculture, life and so on).

Unfortunately, since 1991, as great amount of water was drained, the lake today is in an extremely unbalanced ecological condition, which made bioelement regime unstable, brought to the growth of alga and inexplicable change in predominant species.

To preserve the ecosystem of the lake as close to natural as possible and with the aim of its restoration it is necessary to completely change the principles of utilization of the natural resources of the lake for economic and power supply purposes. Preservation, restoration and rational utilization of natural resources of the lake and its basin is impossible without reconstructing the lake and its basin into a separate strictly controlled ecoeconomic region, where all the social - industrial peculiarities will be taken into consideration.

The law of the lake can be stated this way: Lake Sevan is considered the only perspective drinking water supply for Armenia and the neighboring countries and a suitable reservoir for trout species. The utilization of natural resources of the lake and the catchment in any quantities that it will not damage the drinking water of the lake and its tributaries and fish breeding quality.

Proceeding from such criteria the tendencies and intensity of the development of national economy should be planned according to the law so that runoff water and waste quality and quantity should correspond to fixed norms.

Read the article again and determine whether the following statements are true or false. Expand your answers.

1. Key problems, concerning Lake Sevan and the utilization of the natural resources of its catchment, were hardly discussed from ecological point of view.

2. Ecological mechanisms of anthropogenic changes can be revealed by means of ecological regularities and applied works.

3. Today Lake Sevan is considered to be in a favourable ecological condition.

4. To preserve the ecosystem of Sevan the principles of utilization of the natural resources should be changed.

В практическом обучении метод дискуссии может применяться на различных этапах занятия по иностранному языку Например, возможна отработка новой лексики путем составления высказываний в мини-группах. При развитии навыков чтения преподаватель может разделить студентов на группы и дать им разные версии текстов. Посредством общения студенты могут восстановить в тексте пропущенную информацию. Далее учащимся может быть предложено обсудить изложенную в тексте проблему или высказать свою точку зрения, подводя итог в конце дискуссии. Дискуссию можно применять не только как самостоятельный метод, но и в совокупности с другими методами, например с методом проектов или с презентациями. Следует также заметить, что дискуссия проводится в искусственных условиях, поэтому первостепенной задачей являются умения и навыки, которые практикуются в процессе дискуссии, а не решение определенной проблемы.

Подводя итог вышесказанному, необходимо остановится на особенностях применения дискуссии в качестве метода обучения студентов-нелингвистов иностранному языку:

1. Дискуссия является эффективным методом обучения студентов-нелингвистов, поскольку способствует совершенствованию языковых навыков учащихся, формированию и развитию критического мышления, навыков ведения переговоров и способности выражать свои мысли на иностранном языке.

2. В методической и лингводидактической литературе существуют различные классификации форм и видов дискуссии. В рамках нашего исследования мы пришли к выводу, что преподавателю необходимо активно использовать на занятиях по иностранному языку организованный тип учебной дискуссии, который подразумевает предварительную подготовку и соблюдение всех этапов проведения.

3. Дискуссия может применяться на занятиях по иностранному языку не только как самостоятельный метод, но и в совокупности с другими методами, например с методом проектов или с презентациями.

4. Принимая во внимание специфику обучения иностранному языку в неязыковом вузе, учебные дискуссии необходимо проводить, учитывая языковую и речевую подготовку студентов и их психологические особенности.

5. Основываясь на последних научных исследованиях, посвященных применению профессионально ориентированного подхода в обучении студентов нелингвистических вузов, мы считаем целесообразным использование в дискуссии тем, которые относятся к будущей профессии студента-нелингвиста.

6. Существенной особенностью в методике организации и проведения дискуссии как метода обучения иностранному языку студентов нелингвистических вузов является выполнение подготовительных упражнений (запоминание и использование устойчивых выражений, вводных слов, клише и т. д.).

7. Метод дискуссии можно применять на различных этапах занятия в зависимости от поставленных целей и задач. Например, грамматическую тему можно проиллюстрировать через тексты или набор предложений, на основе которых студенты самостоятельно формулируют правило образования и использования конкретной грамматической структуры.

В заключение следует отметить, что дискуссия является эффективным методом обучения иностранному языку студентов-нелингвистов, помогает развивать коммуникативные навыки и критическое мышление. В настоящем исследовании были рассмотрены различные подходы к определению понятия «дискуссия», из них наиболее полным, на наш взгляд, является определение, данное О.В. Раздорской. При проведении дискуссий на занятиях по иностранному языку преподаватель сталкивается с определенным кругом проблем, например, с такими как малое количество аудиторных часов, разный уровень языковой подготовки у групп и т. д. Учитывая все эти факторы, эффективное обучение студентов нелингвистических вузов иностранному языку возможно при активном использовании на занятиях дискуссионных методов.

Также в рамках данной работы были проанализированы различные формы дискуссий: круглый стол, дебаты, панельная дискуссия, форум и т. д., выявлены

Библиографический список

их особенности, и сделан вывод о возможности их комбинирования. В зависимости от характера проведения дискуссий были выделены следующие их типы: стихийный, свободный и организованный.

Кроме того, в настоящем исследовании изучены основные преимущества дискуссии и рассмотрены этапы ее проведения: подготовительный (введение в дискуссию), основной (обсуждение проблемы) и заключительный этап (подведение итогов). Также предложены методические условия, которые нужны для наиболее эффективного проведения учебных дискуссий на занятиях в неязыковом вузе, и отмечены особенности применения дискуссионных методов в обучении студентов-нелингвистов иностранному языку. Итак, проанализировав вышесказанное, можно сделать следующие выводы:

1. Несмотря на различия в определении и классификации видов и форм дискуссий, которые имеются в методико-педагогической литературе, следует подчеркнуть важность и необходимость проведения учебных дискуссий, в том числе профессионально ориентированных, на занятиях по иностранному языку в неязыковых вузах. Использование данного метода повышает мотивацию студентов-нелингвистов и их заинтересованность в обучении.

2. Подготовка к дискуссии требует высокого уровня самостоятельности и самоорганизации студентов, что помогает им развивать навыки самообучения.

Стоит также отметить, что ключевыми особенностями использования метода дискуссии в обучении иностранному языку в неязыковых учебных заведениях являются следующие:

- дискуссии должны быть связаны со спецификой будущей профессии студентов-нелингвистов;

- при проведении дискуссий необходимо принимать во внимание уровень языковой и речевой подготовки студентов и их психологические особенности.

Таким образом, цель исследования, заключающаяся в выявлении особенностей дискуссии как метода эффективного обучения иностранному языку студентов-нелингвистов, была достигнута с помощью решения поставленных задач. Выводы, сделанные в данной работе, могут быть использованы на практике не только преподавателями вузов, но и методистами иностранных языков. Именно в этом проявляется теоретическая и практическая значимость достигнутых результатов. Также в ходе проведенного исследования были проанализированы различные подходы к классификации видов и форм дискуссий, определены актуальные вопросы для будущих исследований. Проведённая работа показала необходимость создания четких методических рекомендаций для преподавателей, которые могли бы помочь эффективно внедрить профессионально ориентированные дискуссии в обучение студентов-нелингвистов иностранному языку. Всё это подтверждает новизну данного исследования. Перспективы изучения метода дискуссий в образовательном процессе заключаются в выявлении типичных проблем, с которыми приходится сталкиваться преподавателю во время применения этого метода на занятиях в неязыковом вузе.

1. Мурзенко Л.В. Учебная дискуссия как средство формирования межкультурной компетенции у студентов языковых вузов в условиях дистанционного образования. Известия Российского государственного педагогического университета имени А.И. Герцена. Санкт-Петербург, 2010; № 121: 197-201.

2. Гальскова Н.Д., Гез Н.И. Теория обучения иностранным языкам: Лингводидактика и методика. Москва: Академия, 2004.

3. Раздорская О.В. Лингвистическая подготовка студентов неязыкового вуза с применением методов рефлексивно-креативного подхода: монография. Москва: Академия Естествознания, 2015.

4. Кларин М.В. Инновационные модели обучения в зарубежных педагогических процессах. Москва: Арена, 1994.

5. Морозова И.Г. Использование дискуссии на занятиях иностранного языка в рамках проблемного обучения при подготовке современных специалистов. Иностранные языки. Теория и практика. 2010; № 1: 25-35.

References

1. Murzenko L.V. Uchebnaya diskussiya kak sredstvo formirovaniya mezhkul'turnoj kompetencii u studentov yazykovyh vuzov v usloviyah distancionnogo obrazovaniya. Izvestiya Rossijskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta imeni A.I. Gercena. Sankt-Peterburg, 2010; № 121: 197-201.

2. Gal'skova N.D., Gez N.I. Teoriya obucheniya inostrannym yazykam: Lingvodidaktika i metodika. Moskva: Akademiya, 2004.

3. Razdorskaya O.V. Lingvisticheskaya podgotovka studentov neyazykovogo vuza s primeneniem metodov refleksivno-kreativnogo podhoda: monografiya. Moskva: Akademiya Estestvoznaniya, 2015.

4. Klarin M.V. Innovacionnye modeli obucheniya v zarubezhnyh pedagogicheskih processah. Moskva: Arena, 1994.

5. Morozova I.G. Ispol'zovanie diskussii na zanyatiyah inostrannogo yazyka v ramkah problemnogo obucheniya pri podgotovke sovremennyh specialistov. Inostrannye yazyki. Teoriya i praktika. 2010; № 1: 25-35.

Статья поступила в редакцию 31.01.24

УДК 371

Naumova Yu.A, Cand. of Sciences (Psychology), senior lecturer, Novosibirsk State University of Economics and Management (Novosibirsk, Russia), E-mail: yk-mail@mail.ru

MODERN TEENS' VIEWS ABOUT FAMILY EDUCATION. The article provides an analysis a problem of ideas about the family education in adolescents. Family education today undergoes many adjustments in the process of all intergenerational interaction and has the goal of becoming a reflection of the most acceptable and desirable traits and behavior from the point of view of young people. The article reveals the data obtained from a study among adolescents, analysis of the results and conclusions on this problem. The results of the study show that limited parental leadership is identified, striving to idealize teenage parents and preserve all of their qualities. In a modern family, a teenager is given a lot of freedom, which makes him the master of an independent life. In the minds of teenagers, there is no image of an ideal parenting style for parents. Solving the problem of forming ideas about family education will help to establish contact between the younger generation and the older generation, resolve the internal struggle of adolescents between the desire for independence and the desire to remain dependent on those who care about them, as well as awareness of themselves as a unit of the whole in society and at the same time as an individual.

Key words: parent, ideal image, relationships between generations, types of education, adolescents

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.