Научная статья на тему 'ПРИМЕНЕНИЕ МЕТОДА ДИСКУССИИ В ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ СТУДЕНТОВ НЕЯЗЫКОВОГО ВУЗА'

ПРИМЕНЕНИЕ МЕТОДА ДИСКУССИИ В ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ СТУДЕНТОВ НЕЯЗЫКОВОГО ВУЗА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1061
164
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УЧЕБНАЯ ДИСКУССИЯ / КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ / МОТИВАЦИЯ / ИНТЕРАКТИВНОЕ ОБУЧЕНИЕ / СОЦИАЛЬНЫЕ НАВЫКИ / АРГУМЕНТИРОВАННАЯ ПОЛЕМИКА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Смирнова Наталья Батыржановна, Шарова Светлана Николаевна

В данной статье рассматривается такой метод современного интерактивного обучения иностранным языкам как учебная дискуссия. Подчеркивается актуальность данного метода для приобретения студентами иноязычной коммуникативной компетентции в выбранной ими профессиональной сфере, а также для поддержания мотивации к изучению языка у студентов неязыковых специальностей. В статье представлены различные формы учебной дискуссии и порядок их подготовки, предложены примерные темы дискуссий со студентами различных специальностей. Выделены задачи преподавателя на этапах планирования, проведения и заключительном этапе проведения дискуссии. Предложены рекомендации для каждого этапа, даны правила поведения участников дискуссии. Статья подчеркивает, что применение метода дискуссии при обучении иностранному языку требует от студентов умения пользоваться различными ресурсами на этапе подготовки, поддерживает мотивацию к изучению языка, помогает формировать современных компетентных специалистов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Смирнова Наталья Батыржановна, Шарова Светлана Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

APPLICATION OF DISCUSSION METHOD IN TEACHING FOREIGN LANGUAGE TO STUDENTS OF NON-LINGUISTIC UNIVERSITY

This article dwells on the interactive foreign language teaching method called educational discussion. The article highlights the relevance of this method to students acquiring foreign language communicative competence in a chosen professional field, as well as its help to motivate non-linguistic students to learn a foreign language. The article presents various forms of educational discussion and the order of its preparation. It suggests sample discussion topics for students of various specialties. The responsibilities of a teacher at the stages of planning, moderating and the final stage are highlighted. Recommendations for each stage are suggested, rules of behavior for participants are given. The article emphasizes that the use of the discussion method in a foreign language teaching requires students to use various resources at the preparation stage. The method of educational discussion supports students’ motivation to learn a foreign language, and helps to bring up modern competent specialists.

Текст научной работы на тему «ПРИМЕНЕНИЕ МЕТОДА ДИСКУССИИ В ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ СТУДЕНТОВ НЕЯЗЫКОВОГО ВУЗА»

Педагогика

УДК 37.002

старший преподаватель Смирнова Наталья Батыржановна

Нижегородский институт пищевых технологий и дизайна - филиал Нижегородского государственного инженерно-экономического университета (г. Нижний Новгород); старший преподаватель Шарова Светлана Николаевна

Нижегородский институт пищевых технологий и дизайна - филиал Нижегородского государственного инженерно-экономического университета (г. Нижний Новгород)

ПРИМЕНЕНИЕ МЕТОДА ДИСКУССИИ В ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ СТУДЕНТОВ

НЕЯЗЫКОВОГО ВУЗА

Аннотация. В данной статье рассматривается такой метод современного интерактивного обучения иностранным языкам как учебная дискуссия. Подчеркивается актуальность данного метода для приобретения студентами иноязычной коммуникативной компетентции в выбранной ими профессиональной сфере, а также для поддержания мотивации к изучению языка у студентов неязыковых специальностей. В статье представлены различные формы учебной дискуссии и порядок их подготовки, предложены примерные темы дискуссий со студентами различных специальностей. Выделены задачи преподавателя на этапах планирования, проведения и заключительном этапе проведения дискуссии. Предложены рекомендации для каждого этапа, даны правила поведения участников дискуссии. Статья подчеркивает, что применение метода дискуссии при обучении иностранному языку требует от студентов умения пользоваться различными ресурсами на этапе подготовки, поддерживает мотивацию к изучению языка, помогает формировать современных компетентных специалистов.

Ключевые слова: учебная дискуссия, коммуникативная компетенция, мотивация, интерактивное обучение, социальные навыки, аргументированная полемика.

Annotation. This article dwells on the interactive foreign language teaching method called educational discussion. The article highlights the relevance of this method to students acquiring foreign language communicative competence in a chosen professional field, as well as its help to motivate non-linguistic students to learn a foreign language. The article presents various forms of educational discussion and the order of its preparation. It suggests sample discussion topics for students of various specialties. The responsibilities of a teacher at the stages of planning, moderating and the final stage are highlighted. Recommendations for each stage are suggested, rules of behavior for participants are given. The article emphasizes that the use of the discussion method in a foreign language teaching requires students to use various resources at the preparation stage. The method of educational discussion supports students' motivation to learn a foreign language, and helps to bring up modern competent specialists.

Keywords: educational discussion, communicative competence, motivation, interactive teaching, social skills, argumentative polemic.

Введение. Сегодня oдной из важнейших задач профессионального oбpaзoвaния, как высшего так и среднего, является пoдгoтoвкa специaлистов, спoсoбных к личному саморазвитию и дальнейшему профессиональному сaмooбpaзoвaнию, готовых к oсуществлению иннoвaциoнной деятельнoсти. Россия стала неотъемлемой частью мирового делового пространства, и не представляется возможным построение успешной профессиональной карьеры без иноязычной кoммуникaции: с коллегами, с партнерами по бизнесу, клиентами, и т.д. Поэтому владение иностранным языком является обязательным компонентом профессиональной подготовки современного специалиста любого профиля [61. В pеaлизaции данной зaдaчи немaлoвaжную poль пpизвaнa сы^ть языкoвaя пoдгoтoвкa студентов неязыковых учебных заведений.

Изложение основного материала статьи. В учебных планах неязыковых вузов на изучение иностранных языков отводится ограниченное количество времени. Кроме того, студенты-нелингвисты часто бывают недостаточно мотивированы, и в большинстве случаев их языковая подготовка также оставляет желать лучшего. Принимая во внимание указанные сложности, преподаватель иностранного языка в неязыковом вузе сталкивается с необходимостью поиска новых эффективных методов обучения, способных помочь в достижении цели - приобретение студентами коммуникативной компетенции, уровень которой позволяет на практике использовать иностранный язык как в профессиональной (производственной и научной) деятельности, так и для целей самообразования.

В образовании сложились и получили широкое распространение три метода взаимодействия преподавателя и студентов:

1. пассивные методы,

2. активные методы,

3. интерактивные методы [8].

Рассмотрим наиболее продуктивные методы - интерактивные, к которым сегодня обращаются все больше преподавателей.

Одним из наиболее эффективных интерактивных методов обучения является учебная дискуссия.

Дискуссией называют публичное обсуждение или свободный вербальный обмен знаниями, суждениями, идеями, мнениями по поводу какого либо спорного вопроса, проблемы. Учебная дискуссия на занятиях иностранным языком в неязыковом вузе - метод активного социально-педагогического обучения, основанный на принципе субъектности и направленный на активизацию коммуникативной деятельности участников в процессе решения ими учебно-профессиональных задач [9, с. 87]. Она способствует формированию у студентов способности критически воспринимать информацию, выделять в ней главную мысль и находить языковые средства и аргументы для ее обоснования и, следовательно, облегчает закрепление изученного языкового материала, готовит студентов к использованию полученных навыков в дальнейшей профессиональной деятельности.

Несмотря на столь явные преимущества метода учебной дискуссии, он редко используется на занятиях по иностранному языку в неязыковом вузе. Его активному использованию часто препятствует недостаточная языковая подготовка студентов. Однако опыт работы со студентами-нелингвистами показывает, что при тщательной организации и подготовленности всех участников данный метод может успешно применяться. Во-первых, он дает возможность сосредоточить внимание студента не на языке, а на самой обсуждаемой

проблеме, смещая акцент с лингвистического аспекта на содержательный. Во-вторых, он расширяет возможности для тренировки пройденного языкового материала и помогает активизировать взаимодействие студентов на иностранном языке. В-третьих, метод учебной дискуссии формирует у студентов социальные навыки общения и деятельности в группе, идет освоение норм рационального речевого общения на иностранном языке, правил ведения дискуссий, формируется ответственное отношение к речи [2].

Используя на своих занятиях метод учебной дискуссии, преподаватель дает возможность студентам-нелингвистам, часто неуверенным в своих языковых возможностях, приобрести опыт успешной деятельности на иностранном языке, что повышает их интерес и мотивацию к дальнейшему изучению иностранного языка.

Метод дискуссии при профессионально-ориентированном обучении иностранному языку органично интегрирует знания студентов из разных областей для решения какой либо проблемы, дает возможность студентам применить как языковые, так и профессиональные знания [7]. Поэтому при подготовке к дискуссии преподавателю важно оценить ее посильность для своих студентов. Тема должна находиться в сфере компетентности участников. Удачно выбранная тема напрямую затрагивает интересы участников и является залогом активного обмена мнениями во время учебной дискуссии.

Из опыта работы можно сказать, что наиболее оправдано использование данного метода со студентами старших курсов, уже освоившими большой объем знаний по специальности.

Важно особо подчеркнуть, что роль преподавателя в процессе дискуссии важна и довольно сложна, поскольку преподаватель выступает модератором дискуссии, а также одновременно он должен следить за грамотностью речи своего ученика, помогать ему слышать мнение оппонента, научить отстаивать свою точку зрения.

Что касается возможных форм проведения дискуссии, то дискуссии разделяются: 1) по принципу проведения и направленности обсуждения - регламентированная, проектная, игровая; 2) по формам проведения - групповая, командная, парная [10]. Наиболее часто встречающиеся виды, или формы, учебных дискуссий [4]:

1. Круглый стол.

2. Дебаты.

3. Симпозиум.

4. Форум.

5. Мозговой штурм.

6. Судебное заседание.

7. Перекрестная дискуссия.

8. Учебный спор-диалог.

9. Заседание экспертной группы.

10. Театральный вид.

Общее для всех этих форм - наличие элемента драматизации или игры.

Из всех выше перечисленных форм учебных дискуссий наиболее часто применяются на занятиях в неязыковом вузе следующие:

1. Форум-форма дискуссии, в ходе которой одна группа студентов обменивается мнениями с другой или другими группами.

2. Мозговой штурм-форма дискуссии, когда сначала высказываются идеи по какой-либо теме, но не обсуждаются. Только когда все идеи высказаны, начинается их обсуждение. Причем группа, которая высказала определенную идею, сама ее не обсуждает.

3. Судебное заседание - вид дискуссии, похожий по своей форме на судебное слушание.

4. Перекрестная дискуссия - вид дискуссии, когда выбирается какая-либо тема и участники, которые имеют противоположные точки зрения по ней. Свою точку зрения необходимо подкрепить несколькими аргументами (например, 3-5 аргументов). Таким образом, дискуссия получается довольно оживленной: одна группа высказывает аргумент в поддержку темы, другая группа высказывает свое опровержение на этот аргумент.

5. Учебный спор-диалог - вид дискуссии, похожий на перекрестную, когда берутся прямо противоположные точки зрения. Одна группа поддерживает и аргументирует свою точку зрения, другая -свою. Затем группы меняются ролями: первая группа поддерживает и аргументирует мнение второй группы, а вторая - первой.

6. Заседание экспертной группы - вид дискуссии, когда группа студентов, как правило, делится на малые подгруппы, и каждая подгруппа выбирает себе эксперта. После обсуждения проблемы в подгруппе эксперт высказывает точку зрения всей подгруппы.

Еще раз следует заметить, что учебная дискуссия на иностранном языке предполагает, что в ее основу заранее заложены несколько точек зрения на одну и ту же проблему или неразрешенный вопрос, и их обсуждение приводит к приемлемым для всех участников дискуссии позиции или решению.

Учебная дискуссия на занятии по иностранному языку в вузе не имеет кардинальных отличий от дискуссий на любом другом занятии. Тем не менее, очевидна определенная сложность - общение осуществляется на иностранном языке. Такая дискуссия может быть успешной лишь в том случае, если заранее предусмотрены все нюансы, которые могут возникнуть. Крайне важно детально подготовить учебную дискуссию, в которой будут участвовать студенты-нелингвисты.

Цели и задачи дискуссии можно выписать на доску или на слайд презентации. Важно отметить, что каждый студент должен знать, какая задача на него будет возложена. Например, можно выбрать «секретаря», который будет записывать все высказанные идеи по ходу обсуждения. Можно избрать «аналитика», который будет подвергать сомнению высказанную идею и анализировать ее с разных точек зрения.

При подготовке дискуссии следует также понимать, что любая учебная дискуссия состоит их трех основных этапов: подготовительного, основного и подведения итогов.

При детальной разработке сценария преподавателю рекомендуется заранее определить понятийный аппарат по теме дискуссии (тезаурус). В свою вступительную речь модератора преподаватель должен включить тему дискуссии и весь спектр затрагиваемых при ее обсуждении вопросов. Также следует рекомендовать студентам-нелингвистам подготовить «домашние заготовки» - аргументы «за» или «против», возможные идеи по обсуждаемой теме, вопросы к оппонентам, ответы на их возможные вопросы. На этапе

подготовки студентам также рекомендуется чтение материалов по теме дискуссии, сбор релевантной информации, повторение активной лексики по теме, ключевых слов, универсальных разговорных клише [1].

Конечно, все предусмотреть не представляется возможным. Использование дискуссии при обучении иностранному языку призвано развивать способность студентов к неподготовленной речи, к аргументированной полемике. И она не должна вылиться в последовательность подготовленных заранее монологических высказываний, это прежде всего интерактивное общение с целью найти общую позицию или решение вопроса. Поэтому в периоды затянувшейся паузы или отступления от темы преподаватель должен пользоваться своим правом модератора и добавлять какие-либо факты, комментарии с целью восстановления обсуждения проблемы.

В процессе учебной дискуссии студенты должны правильно использовать в своей речи повествование, пояснение с помощью примеров, сравнение, противопоставление. Они должны уметь выделять причину и следствие, умело пользоваться аргументацией. Поэтому на занятиях преподаватель должен обращать внимание на регулярное использование студентами таких речевых конструкций как: in my opinion; from my point of view; on the one hand, on the other hand; firstly; secondly; besides; all in all; anyway; и т.п. Использование данных связующих слов и выражений поможет сделать речь студентов более аргументированной и лаконичной.

Также важно помнить, что дискуссия - вид диалогической речи, поэтому студенты должны применять речевые клише и универсальные формулы вежливости, которыми пользуются носители языка, а также фразы, указывающие на участие в разговоре и внимание к тому, что говорит собеседник. Необходимо на занятиях регулярно тренировать со студентами данные универсальные фразы, особо обращая внимание на них в ходе учебной дискуссии.

На этапе подготовки обязательно следует напомнить студентам правила: «Я критикую не людей, а идеи», «Я прислушиваюсь к мнению каждого», «Главное - не победа в споре, а конструктивное решение проблемы», «Я говорю сам и даю высказаться другим участникам», «Если аргументы и доводы участников дискуссии убедительны, я могу изменить свою точку зрения» [3, с. 47].

Заключительный этап дискуссии - подведение итогов обсуждения выбранной темы. Он включает тезисное повторение всех идей, высказанных и обсужденных в ходе дискуссии, а также повторение главных выводов, к которым пришли участники дискуссии. Из опыта практической работы можно посоветовать творчески подойти к заключительному этапу и рекомендовать студентам оформить коллаж, постер или презентацию с компьютерной графикой, представляющей итоги обсуждения. Студенты творческих профессий, например, обучающиеся по специальности СПО «Дизайн», «Реклама», ««Конструирование, моделирование, технология швейных изделий», как правило с интересом и креативно подходят к выполнению подобных заданий. Даже студенты с невысоким языковым уровнем могут внести свой посильный вклад в оформление заключительного этапа дискуссии на иностранном языке, что поддерживает их мотивацию и интерес к дальнейшему его изучению.

Следует заметить, что удачно выбранная тема дискуссии, посильность языкового материала, подготовленность участников, соблюдение ими правил участия являются залогом активного обмена мнениями и, соответственно, успеха учебной дискуссии [5, с. 136].

Студентам, обучающимися по специальности ВО «Управление качеством», на занятиях предлагаются дискуссии по таким темам как «Современный менеджер - какой он?», «Качество работы с персоналом: корпоративное обучение или профессионалы «с улицы», «Безопасность на производстве: ответственность сторон», и т.п.

Со студентами, обучающимися по специальности ВО «Технология изделий легкой промышленности», с успехом проводятся дискуссии по темам «Натуральные ткани vs синтетические ткани - что предпочесть?», «Современные швейные материалы: достоинства и недостатки», «Большая компания или небольшой бизнес: где лучше работать», и т.п.

Выводы. Таким образом, принимая во внимание все вышеизложенное, можно заключить, что преподавателям английского языка следует активно использовать дискуссионные технологии с целью формирования коммуникативной компетенции студентов вузов в ситуациях иноязычного профессионального общения. Метод учебной дискуссии помогает активизировать языковой материал по выбранной теме, способствует интеллектуальному росту студентов, стимулирует познавательную активность и мотивацию к изучению иностранного языка. Кроме того, дискуссия способствует развитию толерантности и умения работать в коллективе, умения принимать ответственные решения, ориентироваться в трудной ситуации. Учебная дискуссия на занятиях иностранным языком в неязыковом вузе предоставляет студентам новые возможности для приобретения коммуникативной компетентности в выбранной ими профессиональной сфере.

Литература:

1. Базарова А.А. Особенности применения метода учебной дискуссии на занятиях по иностранному языку в вузе / А.А. Базарова. - Текст: непосредственный // Теория и практика образования в современном мире: материалы I Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, февраль 2012 г.) - Т. 2. - Санкт-Петербург: Реноме, 2012. - С. 306-308. - URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/21/1781/ (дата обращения: 09.07.2020).

2. Виноградова О.С. Формирование иноязычной коммуникативной компетенции с использованием проблемных методов обучения ИЯ на продвинутом этапе специализированного вуза (на материале английского языка). Автореферат на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. - М., 2003. -24 с. - URL: https://www.dissercat.com/content/formirovanie-inoyazychnoi-kommunikativnoi-kompetentsii-s-ispolzovaniem-problemnykh-metodov-o (дата обращения: 08.07.2020).

3. Кашаев А.А. Основные составляющие повышения качества языковой подготовки студентов неязыковых специальностей / А.А. Кашаев // Проблемы преподавания профессионально-ориентированного английского языка в вузе: Материалы научно-практической конференции, посвященной 100-летию Рязанского государственного университета имени С.А. Есенина, г. Рязань, 23 - 24 марта. - 2016. - С. 46-50.

4. Кларин М.В. Инновации в мировой педагогике: обучение на основе исследования, игры и дискуссии. Анализ зарубежного опыта. Рига: НПЦ «Эксперимент», 1995. - 176 с. - URL: http://pedlib.rU/Books/7/0030/7_0030-1.shtml (дата обращения: 08.07.2020).

5. Костикова Л.П. Оценивание результата формирования межкультурной компетенции как целостности / Л.П. Костикова // Психолого-педагогический поиск. - 2016. - № 3 (39). - С. 135-142.

6. Леонтьев А.А. Психолого-педагогические основы обновления методики преподавания иностранных языков. Лекция-доклад // Серия материалов школы-семинара «Создание единого информационного пространства системы образования» / Под общей редакцией д.т.н., проф. Н.А. Селезневой и д.т.н., проф. И.И. Дзегеленка. - М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 1998. - 24 с.

7. Морозова И.Г. Использование дискуссии на занятиях иностранного языка в рамках проблемного обучения при подготовке современных специалистов // Иностранные языки. Теория и практика, 2010. - №1. -С. 25-35.

8. Норбоева Ф.Р. Использование интерактивных технологий при обучении студентов неязыковых вузов английскому языку / Ф.Р. Норбоева. - Текст: непосредственный // Молодой ученый. - 2020. -№ 22 (312). - С. 623-625. - URL: https://moluch.ru/archive / 312/70952 (дата обращения 30.08.2020).

9. Раздорская О.В. Лингвистическая подготовка студентов неязыкового вуза с применением методов рефлексивно-креативного подхода: монография / О.В. Раздорская. - М.: Академия Естествознания, 2015. - 122 с.

10. Салиева З.И. Дискуссия как один из методов формирования навыка говорения на уроках английского языка / З.И. Салиева. - Текст: непосредственный // Педагогика высшей школы. - 2016. - №3 (6). - С. 63-65. - URL: https://moluch.ru/th/3/archive/43/1358/ (дата обращения 11.08.2020).

Педагогика

УДК 372.61

аспирант Соколова Юлия Владимировна

Нижегородский государственный лингвистический университет имени Н.А. Добролюбова (г. Нижний Новгород)

ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МУЛЬТИМЕДИЙНЫХ АРТ-ТЕХНОЛОГИИ В ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ

ЯЗЫКУ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Аннотация. В статье рассматриваются проблемы использования мультимедийных арт-технологий в обучении иностранному языку младших школьников. Раскрываются особенности обучения младших школьников иностранному языку, а также что представляют собой арт-технологии, в чем их специфика и эффективность как методики обучения.

Ключевые слова: мультимедиа, арт-технологии, иностранный язык, младшие школьники, методика обучения.

Annotation. The article deals with the problems of using multimedia art technologies in teaching a foreign language to primary school students. The article reveals the features of teaching younger students a foreign language, as well as what art technologies are, what is their specificity and effectiveness as a teaching method.

Keywords: multimedia, art technologies, foreign language, primary schoolchildren, teaching methods.

Введение. В современном мире существует большое количество различных методик обучения иностранному языку. Использование мультимедийных, компьютерных технологий уже нельзя назвать инновационными, так как Интернет и компьютер уже стали неотъемлемой частью жизни современного человека.

Сегодня перед образованием встает проблема поиска наиболее производительных технологий обучения и воспитания, создания новых парадигмальных подходов к учебной деятельности, внедрения эффективных видов управления образовательным процессом и рассмотрения самого педагогического процесса под новым углом зрения, который часто связывают с системным преобразованием реальных педагогических систем. Именно поэтому современный учебно-воспитательный процесс воспринимается сквозь призму педагогической системы.

Традиционное обучение упрощает задачу учащихся понять иностранный язык и препятствует пониманию ими структуры и функции языка, делает учащихся пассивными получателями знаний. Главной целью обучения иностранным языкам в общеобразовательных учебных заведениях является приобретение учащимися умений и навыков грамотного использования иностранного языка в реальных жизненных ситуациях не только повседневного, но и делового, профессионального общения.

Проблема раскрытия специфики современного педагогического процесса как сложной самоорганизующейся системы является актуальной в психолого-педагогической науке и практике как составляющая перспектив становления современного образования, что предполагает основной целью профессиональное развитие личности будущего специалиста.

Современность требует от педагога и ученого изучать и рассматривать мультимедиа как средство интерактивного и креативного обучения иностранному языку.

Изложение основного материала статьи. Современные информационные технологии требуют внедрения новых подходов к обучению. Это не традиционная система плюс компьютер, это совсем другой учебный процесс, который должен обеспечивать развитие коммуникативных, творческих и профессиональных знаний, потребность в самосовершенствовании, постоянное самообразование.

Каждое мультимедийное средство обучения отличается своей оригинальностью, но они являются универсальными лишь при комплексном применении средств новых информационных технологий обучения с учетом их характеристик, дидактических возможностей и психологическим обоснованием их использования в обучении иностранному языку. В этом случае можно говорить о повышении эффективности и качества учебного процесса [5].

В такой форме уроки лучше воплощают содержание методов и форм обучения, воспитания четкого нормирования времени, усилий учеников и учителя. Методически обоснованный процесс достижения запланированных педагогических результатов, включающий формирование знаний и умений учащихся, раскрытие особым образом наполненного содержания урока - в сочетании научной организации труда учащихся и учителя - это и есть педагогическая технология и оптимизация обучения учащихся иностранному языку.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.