7. Дружинин Н.М. Декабрист И.Д. Якушкин и его ланкастерская школа Революционное движение в России в XIX в. М., 1985. 41 с.
8. Измайлов В.В. О русском старинном воспитании // Патриот. 1804. Т. II. С. 3-19.
9. Латышина Д.И. История педагогики и образования: учебник для академического бакалавриата / Д.И. Латышина. — М.: Издательство Юрайт, 2016.
10. Медынский Е.Н. Трактат отца декабристов А.Ф. Бестужева "О воспитании" // Советская педагогика. 1955. № 11.
11. Опыт о просвещении относительно к России. (Печатается по изданию: Русские просветители (от Радищева до декабристов): В 2 т. Т. I. М., 1966.
12. Сажин А.В., Мирзоян Г.В. Социальное партнерство как предмет современных социально-гуманитарных исследований // Научная мысль Кавказа. 2006.
13. Саурбаева О.Г. Тенденции развития государственной системы образования в России 1 половины XIX века. Диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. Москва, 2001. 206 с.
14. Скударёва Г.Н. Общество и образование в современной России: социокультурный контекст. В книге: Общество и образование в современной России: социокультурные ориентиры. Орехово-Зуево,
2015. с. 1.
15. Скударёва Г.Н. Современные представления об общественном участии в российском образовании. Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика.
2016. Т.22. №4. С. 9-14.
16. Скударёва Г.Н. Общество и образование в современной России: социокультурные ориентиры. Орехово-Зуево, 2015.
Педагогика
УДК 37.002
старший преподаватель Смирнова Наталья Батыржановна
Нижегородский институт пищевых технологий и дизайна - филиал Нижегородского государственного инженерно-экономического университета (г. Нижний Новгород); старший преподаватель Шарова Светлана Николаевна
Нижегородский институт пищевых технологий и дизайна - филиал Нижегородского государственного инженерно-экономического университета (г. Нижний Новгород)
ВИРТУАЛЬНАЯ ЭКСКУРСИЯ КАК ОДИН ИЗ МЕТОДОВ ИНТЕРАКТИВНОГО ИЗУЧЕНИЯ
ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА
Аннотация. В данной статье рассматривается такой метод современного интерактивного обучения иностранным языкам как виртуальная экскурсия. Подчеркивается особая актуальность данного способа воссоздания языковой среды в условиях дистанционного обучения. Этот мультимедийный способ представления окружающего пространства важен для повышения мотивации к изучению языка у студентов неязыковых специальностей. В статье представлена методика применения виртуальных экскурсий на занятиях со студентами различных направлений подготовки. Выделены задачи преподавателя на этапах планирования и контроля в процессе подготовки занятия с применением виртуальных туров. Предложены разноплановые задания и обозначена схема работы с применением инструктивных карт. Применение метода онлайн экскурсий требует от преподавателя умения своевременно обновлять учебные интерактивные ресурсы, поддерживает мотивацию к изучению языка, помогает формировать творческих и компетентных специалистов.
Ключевые слова: виртуальная экскурсия, мотивация, инструктивная карта, кулинарный тур, дистанционное обучение, междисциплинарная деятельность.
Annotation. This article deals with such a method of modern interactive teaching of foreign languages as a virtual tour. The special relevance of this recreating the language environment method in the context of distance learning is emphasized. This multimedia way of representing the surroundings is important for increasing the motivation of students of non-linguistic specialties to learn a foreign language. The article presents a method of using virtual excursions in classes with students of various training areas. The tasks of the teacher at the planning and control stages in the preparation of classes using virtual tours are highlighted. Various tasks are proposed and the scheme of work with the use of instructional maps is indicated. Using the online excursions method, the teacher requires to update the interactive learning resources in a timely manner. The method supports motivation to learn the language and helps to form creative and competent specialists.
Keywords: virtual tour, motivation, instructional map, culinary tour, distance learning, interdisciplinary activities.
Введение. В современном мире знание иностранных языков имеет большую социальную значимость. Основной целью обучения иностранным языкам на этапе профессионального образования является формирование и развитие профессиональной коммуникативной компетенции студентов, обучение их практическому владению иностранным языком. Овладеть коммуникативной компетенцией, не находясь в стране изучаемого языка и вне языковой среды, весьма непросто. В этой связи одной из главных задач преподавателя иностранного языка является дать студентам представление о возможных способах воссоздания языковой среды с помощью современных технологий. В этой связи одним из нестандартных инновационных методов обучения иностранным языкам являются виртуальная экскурсия и виртуальный тур. В основе данного метода лежат классические дидактические принципы наглядности, доступности и научности.
В настоящее время при обучении иностранному языку большое внимание уделяется мотивации. Виртуальное путешествие по музеям англоговорящих стран имеет безусловный мотивационный аспект. «Формирование конструктивной профессиональной мотивации - одна из задач высшего учебного заведения» [21. Знакомство с экспонатами музея предполагает применение полученных ранее академических знаний в реальной ситуации, открывая возможность успешного практического использования иностранного языка вне
учебной аудитории, способствует формированию мотивации студентов. Близкое соприкосновение с культурой другого народа дает более глубокое понимание его образа жизни и мышления и создает ощущение сопричастности, что побуждает студентов к дальнейшему изучению иностранного языка как инструмента приобретения знаний, в том числе профессиональных.
Изложение основного материала статьи. Виртуальные экскурсии - это экскурсии:
• с применением всех видов информационного восприятия текста,
• с восприятием звуков, графики, анимации, видео, символов.
Они способствуют наиболее быстрому, качественному восприятию, запоминанию экскурсантами подаваемого материала [41.
Виртуальная экскурсия представляет собой мультимедийный способ представления окружающего пространства. Подобные экскурсии являются одним из эффективных и убедительных на момент вынужденной самоизоляции способов изучения иностранного языка, поскольку они создают у зрителя полную иллюзию личного присутствия, погружения в языковую среду [91. В ходе подобной интерактивной 3D-экскурсии можно приблизить или удалить интересующий объект, переместиться из одного помещения в другое и т. п. И темп, и порядок экскурсии могут подстроиться под индивидуального посетителя, описание экспоната на иностранном языке доступно ровно столько, сколько необходимо каждому конкретному студенту для понимания и выполнения задания преподавателя.
Виртуальные музеи стали появляться в интернете в начале девяностых годов прошлого века. С тех пор их число ежегодно возрастает. Соответственно растет и количество исследований на данную тему. К.Е. Грибанова в своих работах анализирует модели виртуальных экскурсий [31. Е.В. Александрова изучает использование виртуальных экскурсий на занятиях литературой [11. А.В. Деревякина оценивает широкий потенциал их применения в процессе обучения иностранному языку [51. Вероятно, что в ближайшем будущем каждым музеем будет предоставляться возможность посетить его залы и изучить экспонаты виртуально с помощью 3D-туров. Уже в наши дни можно найти достаточное количество виртуальных экскурсий как российских музеев, так и всемирно известных музеев других стран. Кроме этого, музеи проводят, наряду со стационарными, виртуальные выставки для интернет пользователей. Очень востребованным и актуальным виртуальное посещение музеев становится в период сложной эпидемиологической ситуации и перехода на дистанционное обучение во время пандемии Covid - 19. В этот период недоступны не только запланированные поездки, но и традиционное посещение музеев и выставок. Однако запущенные в течение последнего десятилетия цифровые платформы дают возможность виртуального посещения музеев, выставок, даже ресторанов и гостиничных комплексов разных стран, а также различных городов и регионов мира. Возможным стало получить доступ к экспонатам в высоком разрешении, возможны как традиционные, так и необычные туры. В музее вряд ли удастся так подробно рассмотреть работы, как на сайте [101, не получится обычному человеку и попасть на мастер-класс на кухню к прославленным поварам, работающим в мишленовских ресторанах, или поучиться готовить региональные специалитеты у местных кулинаров.
Интерактивное обучение - это обучение, построенное на взаимодействии учащегося с учебным окружением, учебной средой, которая служит областью осваиваемого опыта[61. Естественно, даже самые высокотехнологичные виртуальные интерактивные экскурсии, использующие и звук, и изображение, и текст, и гиперссылки, не заменят личного присутствия посетителя. Но они определенно дают возможность будущим молодым профессионалам получить достаточно полное представление о музейной экспозиции, а также о культуре народа, его кухне и, возможно, мотивируют его в дальнейшей перспективе посетить реальную экспозицию или данный регион мира. Для студента-нелингвиста, часто неуверенного в своих языковых возможностях, успешный опыт деятельности на иностранном языке в ситуациях, приближенных к профессиональным, бесценен в плане мотивации. Кроме того, виртуальные экскурсии оказывают, как правило, сильное эмоциональное воздействие. Это способствует прочному, долговременному запоминанию информации.
Еще одним преимуществом виртуальных экскурсий для студентов является их доступность. Не тратя деньги и время на дорогу, студенты с преподавателем могут посетить дестинации в любой точке мира. Причем такое посещение может быть многократным и длиться любой промежуток времени.
Применение виртуальных экскурсий эффективно для студентов различных направлений подготовки при изучении ими тем страноведческого характера, а также при освоении тем профессионального плана.
Для студентов, обучающихся по направлениям подготовки СПО «Дизайн одежды» и «Конструирование и моделирование швейных изделий» использование виртуальных экскурсий доказало свою эффективность в рамках тем «Детали одежды», «История моды», «Современные модные тенденции». Для изучения данной тематики актуально использование виртуальных экскурсий в зарубежные музеи костюма и прикладного искусства. Примеров сайтов, которые можно использовать для проведения виртуальных экскурсий по вышеуказанным темам, существует множество, и найти их сегодня во всемирной сети не составит труда.
Занятие с использованием виртуальных экскурсий может включает в себя несколько этапов. На первом этапе вводится новая лексика, сообщается новая информация по теме урока. На втором этапе студентам предлагается непосредственно совершить виртуальный тур. Затем следует этап, посвященный контролю понимания услышанного и просмотренного. Задания данного этапа могут быть разноплановыми, к примеру:
• заполнить пропуски в тексте;
• закончить предложения;
• согласиться с предложенными утверждениями или опровергнуть их;
• ответить на вопросы (можно предложить множественный выбор);
• подготовить доклад или презентацию по заданной теме;
• описать один из костюмов/экспонатов музея;
• выразить и обосновать свое мнение по поводу посещения музея, увиденного экспоната и т.п.
Во время вынужденного длительного дистанционного обучения в период самоизоляции, когда доля самостоятельной работы студентов по предмету увеличивается, виртуальные экскурсии и туры могут стать одной из форм организации самостоятельной работы по иностранному языку. Поэтому от преподавателя требуется готовность оперативного пересмотра содержания и плана обучения. При этом необходимо учитывать такие основные принципы обучения как:
• принцип многоуровневой компетенции (учет уровней языковой компетенции студентов-нелингвистов);
• принцип дозированности информации;
• принцип управления самостоятельной работой студентов [8].
Обязательными являются также четкие инструкции преподавателя и определение временных рамок выполнения задания. Из опыта работы хорошо зарекомендовали себя инструктивные карты к каждой виртуальной экскурсии, которые выдаются преподавателем вместе со ссылкой на онлайн экскурсию. Например, после совершения 3D - тура по музею современного искусства, студентам-нелингвистам можно предложить:
• записать прилагательные, описывающие цвета любых трех понравившихся экспонатов,
• подобрать слова для описания формы каждого из трех экспонатов,
• подобрать слова для описания материалов, из которых изготовлены данные экспонаты,
• записать слова, которые помогут передать стиль произведения искусства,
• выбрать те слова, с помощью которых можно передать свои впечатления от увиденных произведений.
Таким образом, активизировав актуальную лексику по теме, студенты готовы к выполнению следующих вариантов заданий:
• описать свои впечатления от посещения экскурсии;
• подготовить презентацию о музее;
• подготовить отзыв о музее;
• подготовить проект (индивидуальный или групповой) о музеях современного искусства;
• написать статью для сайта института о посещении музея.
Система контроля со стороны преподавателя должна быть регулярной и включать как оперативный контроль (консультирование), так и итоговый. Роль преподавателя при такой форме организации самостоятельной работы студентов заключается в планировании (составление инструктивной карты), консультировании в процессе выполнения, помощи в постановке цели и задач проектной работы, контроля за этапами выполнения. Оценка за выполненный проект (написанный отзыв, статью, выполненную презентацию) зависит от объема представленного материала, использования ключевых лексики и грамматики по теме, логичности представленного материала, правильности письменной или устной речи студента [7].
Студентам, обучающимся по направлениям подготовки СПО «Технология продукции общественного питания» и «Технология хлеба, кондитерских и макаронных изделий», предлагаются виртуальные гастрономические туры по регионам и отдельным городам мира, большое количество которых можно сегодня найти во всемирной сети. Большим плюсом для студентов-нелингвистов является то, что подобные видео как правило имеют возможность включения субтитров на английском языке.
Кулинарные туры ориентированы, в том числе, на профессионалов ресторанного бизнеса, которые традиционно являются клиентами туроператоров, организующих подобные туры. В условиях вынужденного дистанционного образования виртуальные гастрономические туры всегда вызывают интерес у студентов в качестве домашнего задания. В зависимости от изучаемой темы, студенты могут дистанционно посетить кулинарные классы знаменитого британского шеф-повара мишленовских ресторанов в Лондоне и популярного телеведущего кулинарных реалити-шоу Гордона Джеймса Рамзи (Gordon James Ramsay). Или побывать на кухне у всемирно известного британского ресторатора, писателя, телеведущего и популяризатора домашней кулинарии и здорового питания Джеймса Тревора Оливера (James Trevor 'Jamie' Oliver). Инструктивные карты, выдающиеся преподавателем вместе со ссылкой на интернет-ресурс, содержат, в зависимости от изучаемой темы, следующие задания:
• запишите слова, называющие продукты, из которых готовится данное блюдо;
• запишите слова, называющие кухонное оборудование и утварь, используемые в процессе приготовления блюда;
• запишите слова, называющие техники кулинарной обработки продуктов;
• запишите глаголы готовки, которыми можно описать процесс приготовления блюда;
• составьте список ингредиентов и их количество/объем/массу;
• предложите, какими ингредиентами можно заменить редкие/экзотические/дорогие ингредиенты;
• запишите рецепт приготовления блюда;
• клиент вашего ресторана просит вас описать данное блюдо перед тем, как решить, заказать ли его. Как бы вы вкратце описали приготовление данного блюда и его вкус?;
• напишите, стали бы вы предлагать данное блюдо в своем ресторане или нет и почему и т.п.
Если же студентам предлагается виртуальный тур по какому-либо региону или стране, инструктивная карта может включать следующие варианты заданий:
• перечислите традиционные блюда кухни данной местности;
• запишите характерные признаки местной кухни;
• запишите традиционные ингредиенты местных блюд;
• чем привлекательна местная кухня для туристов/поклонников здорового питания;
• стали бы вы предлагать традиционные блюда данного региона клиентам своего ресторане и почему;
• напишите отзыв о кулинарном туре/статью для сайта института;
• выполните индивидуальный/групповой проект по теме «Традиционная кухня Шотландии/Японии/Ломбардии и т.п.».
При отборе релевантного обучающего контента полезно знать, что в период самоизоляции многие знаменитые отели на своих сайтах стали предлагать не только 3D-туры по своему номерному фонду и
общественным зонам, конкурсы и онлайн концерты, но и виртуальные экскурсии по своим ресторанам и мастер-классы шеф-поваров по приготовлению определенных блюд.
Как один из вариантов заключительного задания при совершении виртуальных экскурсий и туров студентам предлагается создать собственную интерактивную экскурсию/тур. Это уже серьезная исследовательская междисциплинарная деятельность, как правило - групповой проект со студентами старших курсов, так как выполнение задания подобного уровня сложности, в том числе языковой, предполагает высокую индивидуальную и коллективную ответственность, сформировавшийся словарь профессиональной лексики.
Выводы. Таким образом, мы видим, что используя онлайн экскурсии и виртуальные туры как форму организации самостоятельной работы студентов, что особенно актуально в данный период вынужденной самоизоляции, преподаватель иностранного языка должен быть готов к оперативной актуализации учебного плана и мониторингу контента релевантных интернет-ресурсов, предоставляющих возможности совершать подобные экскурсии и туры со студентами, изучающими иностранный язык.
Итак, использование виртуальных экскурсий на занятиях иностранным языком значительно способствует повышению мотивации к изучению языка, расширяет социокультурные знания, способствует развитию межпредметных связей в обучении и несомненно развивает навыки иноязычного профессионального общения. Виртуальная экскурсия может являться уникальным инновационным методом обучения иностранному языку, а также быть информационной и технической поддержкой в процессе преподавательской деятельности.
Литература:
1. Александрова Е.В. Виртуальная экскурсия как одна из эффективных форм организации учебного процесса на уроке литературы // Литература в школе. - 2010. - № 10. - С. 22-24
2. Вараева Н.В. Мотивационные аспекты учебной и производственной практики студентов // Социальные и технические сервисы: проблемы и пути развития Сборник статей по материалам VI Всероссийской научно-практической конференции. Мининский университет. 2019. С. 9-12.
3. Грибанова, К.Е. Возможности использования виртуальных экскурсий в профильной ориентации учащихся. - Профильная школа. - 2009. - № 3. - С. 9-16.
4. Дашкова Е.В. Особенности организации экскурсий для современных школьников / Е.В. Дашкова, Е.Б. Ивушкина // Педагогика и современность. 2014. Том 1, N0 11. С. 60.
5. Деревякина А.В. Виртуальная экскурсия как инновационная форма практико-ориентированного обучения иностранным языкам бакалавров туризма. - Вестник МГГУ им. М.А. Шолохова. Педагогика и психология.
6. Педагогический энциклопедический словарь / Гл. ред. Б.М. Бим-Бад; Ред. Кол.: М.М. Безруких,
B.А. Болотова, А.С. Глебова и др. - М.: Большая российская энциклопедия, 2003. - 528 с.
7. Полат Е.С. Метод проектов на уроке иностранного языка // Иностранные языки в школе. 2000. № 2.
C. 3-10.
8. Репьев Ю.Г. Интерактивное самообучение. М.: Логос, 2004. 248 с.
9. Юленков С.Е., Котельникова С.В., Касаткин А.С. Современные виртуальные экскурсии и средства разработки виртуальных экскурсий в музейной деятельности // Решетневские чтения. 2016. Т. 2. С. 239-240.
10. https://vogue.ua/article/culture/art/chem-zanyatsya-vo-vremya-karantina-5-samyh-interesnyh-virtualnyh-muzeev.html
Педагогика
УДК 378
кандидат экономических наук, заместитель начальника кафедры социально-экономических и гуманитарных дисциплин Смирнова Лада Ярославовна
Московский областной филиал Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя (г. Руза); старший преподаватель кафедры деятельности органов внутренних дел в особых условиях Шамаев Артур Мурадинович
Северо-Кавказский институт повышения квалификации сотрудников МВД России (филиал) ФГКОУ ВО «Краснодарский университет Министерства внутренних дел Российской Федерации» (г. Нальчик)
ДИСТАНЦИОННАЯ ФОРМА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ (ОБУЧЕНИЯ) СЛУШАТЕЛЕЙ, ВПЕРВЫЕ ПРИНИМАЕМЫХ НА СЛУЖБУ В ОРГАНЫ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ
Аннотация. Статья посвящена возможности осуществления в дистанционной форме профессиональной подготовки (обучения) слушателей в образовательной системе МВД России, по причине приостановления очного обучения, вследствие распространения пандемии COVID-19. Такая необходимость возникла внезапно и, несмотря на наличие некоторого опыта и технической подготовленности, приобретенных в процессе осуществлении повышения квалификации сотрудников правоохранительных органов по некоторым должностным категориям, целесообразность и эффективность обучения слушателей первоначальной подготовки отдаленно вызывает некоторые сомнения. Преобразования в ведомстве затронувшие и образовательную систему, изменили вектор обучения в сторону увеличения практической направленности путем увеличения занятий проводимых в форме тактических учений и практических занятий. Авторы анализируют положительные и отрицательные стороны дистанционного обучения и не исключая его использование в дальнейшем, предлагают предпринять меры по возвращению в кратчайшие сроки к очной форме обучения.
Ключевые слова: профессиональная подготовка (обучение), дистанционная форма обучения, органы внутренних дел, преподаватель, образовательная система.
Annotation. The article is devoted to the possibility of remote professional training (training) of students in the educational system of the Ministry of internal Affairs of Russia, due to the suspension of full-time training, due to the spread of the COVID-19 pandemic. This need arose suddenly and, despite the presence of some experience and technical training acquired in the process of training law enforcement officers in certain official categories, the feasibility and effectiveness of training participants in the initial training remotely raises some doubts. Changes in the