3. Никитин В.Ю. Модерн-джаз танец: История. Методика. Практика. Москва: Издательство «ГИТИС», 2000.
4. Феликсдал Б. Современный джаз танец в Европе. Балет. 1995; № 1-2: 62 - 64.
5. Alford M. Jazz Dance logy. Marietta, Georgia, 1991.
6. Gunter H. Jazz dance. Berlin, Henscelverlag, 1982.
7. Бурцева Г.В. Технология профессионального обучения педагога-хореографа в контексте инновационной деятельности. Барнаул: Издательство АлтГАКИ, 2006.
8. Бурцева ГВ. Стили и техника джаз танца: учебное пособие для студентов хореографических отделений институтов искусств и культуры. Барнаул: Издательство АГИИК, 1998.
9. Бурцева Г.В. Джаз танец. История. Теория. Практика. Барнаул: АГИИК, 1994. References
1. Mezenceva O.I. Organizacionno-pedagogicheskie usloviya razvitiya professional'noj kompetentnosti pedagoga. Avtoreferat dissertacii ... kandidata pedagogicheskih nauk, Barnaul, 2014.
2. Ivleva L.D. Dzhazovyj tanec. Chelyabinsk: ChGIIK, 1996.
3. Nikitin V.Yu. Modern-dzhaz tanec: Istoriya. Metodika. Praktika. Moskva: Izdatel'stvo «GITIS», 2000.
4. Feliksdal B. Sovremennyj dzhaz tanec v Evrope. Balet. 1995; № 1-2: 62 - 64.
5. Alford M. Jazz Dance logy. Marietta, Georgia, 1991.
6. Gunter H. Jazz dance. Berlin, Henscelverlag, 1982.
7. Burceva G.V. Tehnologiyaprofessional'nogoobucheniya pedagoga-horeografa vkontekste innovacionnojdeyatel'nosti. Barnaul: Izdatel'stvo AltGAKI, 2006.
8. Burceva G.V. Stili i tehnika dzhaz tanca: uchebnoe posobie dlya studentov horeograficheskih otdelenij institutov iskusstv i kul'tury. Barnaul: Izdatel'stvo AGIIK, 1998.
9. Burceva G.V. Dzhaz tanec. Istoriya. Teoriya. Praktika. Barnaul: AGIIK, 1994.
Статья поступила в редакцию 04.02.21
УДК 372.881.161.1
Dominova T.N., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Peter the Great St.Petersburg Polytechnic University (Saint Petersburg, Russia),
E-mail: [email protected]
Rashidova D.T., senior teacher, St. Petersburg University of the Ministry of Internal Affairs of Russia (St. Petersburg, Russia), E-mail: [email protected]
QUEST-EXCURSION AS A MODERN FORM OF ORGANIZATION OF ACQUAINTANCE WITH HISTORICAL AND CULTURAL SPACE OF THE CITY WHEN TEACHING RUSSIAN AS A FOREING LANGUAGE. The article highlights the modern approach to acquaintance with linguistic and linguistic local information when teaching Russian as a foreign language. The authors consider the quest as an interactive form of education that considers the current trends in Russian education. The article describes a modern form of organizing acquaintance with the historical and cultural space of the city - a quest tour, gives a definition of the concept and its main characteristics. The article contains an example of an excursion quest about the Hermitage museum for foreign students studying Russian at the stage of pre-university preparation. The authors conclude that the quest excursion is a promising and optimal way to get acquainted with the authentic language environment, which contributes to the formation of the communicative competence of foreign students.
Key words: Russian as a foreign language, quest, quest-excursions (quest-tour), authentic language environment, linguistic and local linguistic information, communicative competence.
Т.Н. Доминова, канд. пед. наук, доц., Высшая школа международных образовательных программ Санкт-Петербургского политехнического
университета Петра Великого, г. Санкт-Петербург, E-mail: [email protected]
Д.Т. Рашидова, ст. преп., Санкт-Петербургский университет МВД России, г. Санкт-Петербург, E-mail: [email protected]
КВЕСТ-ЭКСКУРСИЯ КАК СОВРЕМЕННАЯ ФОРМА ОРГАНИЗАЦИИ ЗНАКОМСТВА С ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНЫМ ПРОСТРАНСТВОМ ГОРОДА ПРИ ОБУЧЕНИИ РУССКОМУ ЯЗЫКУ КАК ИНОСТРАННОМУ
Статья посвящена современному подходу к знакомству с лингвострановедческой и лингвокраеведческой информацией при обучении русскому языку как иностранному. Авторы рассматривают квест как интерактивную форму обучения, которая учитывает современные тенденции российского образования. В статье описывается такая форма организации знакомства с историко-культурным пространством города, как квест-экскурсия, даны определение понятия и его основные характеристики. Статья содержит пример квеста-экскурсии по Эрмитажу для иностранных студентов, изучающих русский язык на этапе предвузовской подготовки. Авторы делают вывод о том, что квест-экскурсия является перспективным и оптимальным способом знакомства с аутентичной языковой средой, который помогает формированию коммуникативной компетенции иностранных учащихся.
Ключевые слова: русский язык как иностранный, квест, квест-экскурсия, аутентичная языковая среда, лингвострановедческая и лингвокрае-ведческая информация, коммуникативная компетенция.
На современном этапе развития методики преподавания русского языка как иностранного одной из приоритетных задач выступает формирование коммуникативной компетенции у иностранных учащихся. Многие методисты отмечают, что при получении иностранцами высшего образования в России русский язык выступает не только средством обучения, но и способом ознакомления с лингвострановедческой и лингвокраеведческой информацией. Оказываясь в аутентичной языковой среде, иностранные студенты тесно взаимодействуют с пространством города, в котором они проживают, знакомятся с русской культурой и традициями, контактируют с местными жителями. Данные факторы оказывают влияние на формирование образа страны, мотивируют к изучению русского языка, укрепляют познавательный интерес к языку и культуре России. В диссертационном исследовании Т.Н. Доминовой [1] доказывается необходимость учета историко-культурного пространства города при формировании речевых навыков и учений и предлагается система работы с лингвокраеведческой информацией в ходе преподавания русского языка иностранцам. В настоящее время исследователями ведется активный поиск новых форм и технологий знакомства с лингвокраеведческим материалом, которые бы учитывали современные тенденции российского образования, а также трудности, возникающие у иностранных учащихся в процессе изучения русского языка. Во-первых, специалисты считают,
что для современного образования характерны интенсификация и индивидуализация процесса обучения, увеличение доли самостоятельности студентов. Во-вторых, в методике большое внимание уделяется интерактивным технологиям, в рамках которых все участники педагогического процесса взаимодействуют друг с другом и участвуют в процессе познания, преподаватель становится тьютером, который направляет студентов на самостоятельный поиск и обработку информации, решение проблемных ситуаций. Методисты описывают ряд трудностей, с которыми сталкиваются иностранные учащиеся при обучении русскому языку: недостаточное количество речевой практики, большой объем учебного материала (лексического и грамматического), сокращение количества учебных часов, слабая индивидуализация и дифференциация обучения. Так, в методике преподавания русского языка как иностранного возникала необходимость повышения эффективности учебной деятельности и оптимизации процесса формирования коммуникативной компетенции обучаемых. По нашему мнению, эффективной формой обучения, учитывающей обозначенные выше тенденции российского образования и учебные трудности иностранных студентов, могут быть квесты.
Образовательные квесты становятся популярными в последнее время не только при организации аудиторной работы, но и во время внеаудиторной
деятельности учащихся. Методисты отмечают, что данная форма увеличивает скорость и качество усвоения учебного материала, способствует индивидуализации процесса обучения, активизирует самостоятельную деятельность объектов образования. Понятие «квест» пришло из английского языка (по-английски «quest» - «искать, поиск») и означает реальные или виртуальные игры с целью поиска решения поставленных задач. Впервые квесты в образование ввели педагоги Берни Додж и Том Марч в 1995 году, понимая под ними ролевые игры с решением проблемных заданий, использованием разнообразных информационных ресурсов, в том числе Интернета. От традиционных дидактических игр квесты отличают проблемный характер заданий и применение различных источников информации. Одной из форм образовательных квестов являются квесты-экскурсии, которые решают педагогические задачи, например с помощью историко-культурного пространства города или музея. Специфика применения квестов-экскурсий в области туристического бизнеса описана в большом количестве работ [2; 3; 4]. О.В. Ивлева, В.С. Толюпа предлагают разработку квеста-экскурсии по Калининграду [5]. Однако исследований, посвященных использованию квестовых технологий при обучении иностранцев русскому языку, немного [6; 7]. Следовательно, мы видим, что работы ученых и методистов показывают высокую степень актуальности использования квестововых технологий в современной действительности, однако наблюдается недостаточная разработанность данной тематики в области методики преподавания русского языка как иностранного. Целью данной статьи является рассмотрение понятия «квест-экскурсия», его основных характеристик, а также приемов формирования коммуникативной компетенции у иностранных учащихся с помощью квестовых технологий. Кроме того, в статье предложен образец квеста-экскурсии по Эрмитажу, ориентированный на иностранных учащихся программы предвузовской подготовки.
Само понятие «квест-экскурсия» говорит о сочетании в нем признаков квеста и экскурсии, развлекательного и познавательного процесса. Данное понятие определяется Н.Д. Алексеевой и Н.В. Рябовой следующим образом: «Квест-экскурсия - это услуга по организации посещения специально подобранных объектов экскурсионного показа индивидуальными туристами (экскурсантами) или туристскими группами, заключающаяся в ознакомлении и изучении указанных объектов посредством наблюдения, общения с другими субъектами и решения логических задач под руководством квалифицированного специалиста-экскурсовода, продолжительностью менее 24 часов без ночевки» [2, с. 15]. Анализ исследований позволил выделить существенные характеристики экскурсионного квеста: ограниченная протяженность по времени, наличие группы участников, тщательная разработка маршрута и подготовка квестовых заданий организаторами, зависимость наполнения экскурсии от сюжета квеста, знакомство с экскурсионными объектами, ведущая роль наглядности и зрительных впечатлений, наличие проблемных заданий, ресурсом выполнения квеста является пространство города или музея, решение заданий осуществляется при помощи взаимодействия с объектами экскурсии, успех в прохождении квеста зависит от коллективной работы членов команды, наличие конечной цели квеста, достижение которой возможно при решении заданий квеста. Квесты-экскурсии обладают информационной, развлекательной и командообразующей функциями. А.С. Меркурьева описывает трехчаст-ную структуру квеста-экскурсии: введение (выдача раздаточного материала и знакомство с легендой), поиск - основная часть квеста, включающая выполнение заданий и знакомство с городским или музейным пространством (формируются умения сравнения, анализа и классификации полученной информации); финал (подведение итогов квеста, подсчет баллов и обсуждение результатов) [4].
Сложная характеристика и структура квеста-экскурсии определила трудоемкость разработки экскурсионного квеста для преподавателей в учебных целях, что объясняет недостаточное количество работ, посвященных данной проблематики в методике преподавания русского языка иностранцам.
В условиях изучения русского языка в аутентичной языковой среде иностранные студенты знакомятся с историко-культурным пространством города как в аудиториях (чтение учебных текстов, просмотр фильмов), так и во время внеаудиторной деятельности: обзорная экскурсия по городу, а также посещение главных достопримечательностей города. На наш взгляд, квест-экскурсия является современной и эффективной формой ознакомления с лингвокраеведческой информацией и формирования речевых навыков и умений.
В качестве примера приведем образец квеста-экскурсии «Загадки Эрмитажа», адресованного иностранным учащимся, которые изучают русский язык на программах довузовской подготовки. Данный квест-экскурсия имеет несколько целей: а) образовательная - знакомство с лингвокраеведческой информацией об Эрмитаже, императорской семье и русской истории; формирование навыков восприятия лингвокраеведческой информации на слух; развитие навыков и умений искать нужную информацию в пространстве музея, при необходимости используя ресурсы Интернета; совершенствование речевых навыков и умений при общении с участниками квеста, а также с сотрудниками музея; б) развивающая - развитие интереса к русской культуре и истории; мотивация к овладению русским языком; формирование навыков исследовательской и познавательной деятельности.
Продолжительность квеста-экскурсии занимает полтора - два часа (15 заданий). Квест построен по линейному принципу: выполняя задания последовательно, студенты перемещаются по залам Эрмитажа в соответствии с картой, пока не достигнут финальной точки маршрута (Павильонный зал). Квест включает 14 контрольных точек, на которых участникам предлагается послушать информацию об объектах экскурсии и выполнить задания. При выполнении задания приоритетным является обращение к пространству музея и общение с сотрудниками Эрмитажа, обсуждение путей решения заданий с членами команды, а также возможен поиск информации в Интернете. При прохождении каждой точки маршрута команда получает кусочек фотопазла, собрав который студенты попадут в финальную точку и познакомятся с одним из самых известных экспонатов музея (Часы-павлин). Перед началом квеста команда получает карту Эрмитажа, на которой отмечены все объекты квеста. Перечислим объекты экскурсионного маршрута и задания.
I. Зимний дворец - резиденция русских императоров:
1) Иорданская лестница Зимнего дворца. Архитектор Растрелли. (Иорданская лестница построена в стиле барокко архитектором Растрелли. Посмотрите на лестницу и опишите её. Что вы можете рассказать о стиле барокко?);
2) Романовская галерея. Русские императоры. (Почему галерея портретов русской императорской семьи называется Романовской? Прочитайте имена русских императоров и императриц на портретах, имена каких императоров вы уже слышали? Расскажите, что вы о них знаете);
3) Петровский зал. Петр Первый - первый русский император. (Посмотрите на Петровский зал. Какие символы императоров вы видите? Чей портрет висит в зале? Что вы знаете об этом человеке?);
4) Гербовый зал. (Посмотрите на люстры на потолке Гербового зала. Что их украшает? Как вы думаете, что обозначают эти символы?);
5) Военная галерея 1812 года. Война с Наполеоном. (Что вы можете увидеть в военной галерее 1812 года? Вы знаете, что означает 1812 год в истории России? Расскажите об этом событии);
6) Большой Тронный зал. (Почему этот зал называется Тронным? Что вы видите над троном на стене? Вы знаете, кто это и что он обозначает?);
7) Парадные залы императорской семьи: Белый зал, Золотая гостиная, Малиновая гостиная, Будуар, Синяя спальня. (Опишите парадные залы императорской семьи. Что вы видите в них? Что делали члены императорской семьи в этих залах?);
8) Библиотека Николая Второго. Последний русский император. Революции 1917 года. (Чей бюст вы видите в библиотеке? Расскажите, что вы знаете об этом человеке. Как умер этот человек и его семья? Почему?);
9) Малахитовая гостиная (Вы знаете, что такое малахит? Какого он цвета? Какие предметы из малахита находятся в гостиной?);
II. Музей Эрмитаж - сокровища мировой культуры:
1) Зал Леонардо да Винчи. (Сколько картин Леонардо да Винчи находится в Эрмитаже? Как называются эти картины и что на них изображено? Что вы знаете о Леонардо да Винчи?);
2) Лоджии Рафаэля. (Почему этот зал называют «Библией Рафаэля»? Опишите, что изображено на потолке? Где находится оригинал Лоджий Рафаэля?);
3) Зал Рафаэля и Зал Фресок Рафаэля: Рафаэль и Микеланджело. (Сколько картин Рафаэля находится в зале? Опишите их. Сколько скульптур Мике-ланджело находится в Эрмитаже?);
4) Рыцарский зал. (Что вы можете увидеть в Рыцарском зале? Почему он так называется?);
5) Зал Рембрандта. (Найдите картину Рембрандта «Возвращение блудного сына» и расскажите историю, которую изобразил художник на картине).
Финиш - Павильонный зал. (Соберите пазл и посмотрите, какое сокровище Эрмитажа вы видите? Рассмотрите в Павильоном зале этот экспонат и объясните, что это и как работает?). В качестве итогового домашнего задания может быть предложено написать письмо другу, в котором нужно рассказать об Эрмитаже, используя полученную на экскурсии информацию.
Таким образом, квест-экскурсия познакомит иностранных студентов с лингвострановедческой информацией об Эрмитаже, а также будет способствовать совершенствованию навыков аудирования, чтения, говорения и письма и формированию коммуникативной компетенции.
На наш взгляд, использование квестовых технологий в ходе обучения русскому языку как иностранному имеет большие перспективы. Дальнейшее развитие описанной проблематики возможно в описании теоретических и методических вопросов создания квестов-экскурсий, направленных на обучение иностранных студентов, владеющих русским языком на разных уровнях. Квест-экс-курсия является эффективной и оптимальной формой организации знакомства с историко-культурным пространством города, поскольку способствует усвоению нового языкового и культурного материала, формированию и совершенствованию речевых навыков и умений, ускорению адаптации иностранных студентов к аутентичной языковой среде.
Библиографический список
1. Доминова Т.Н. Формирование лингвокраеведческой компетенции на материале историко-культурного пространства Санкт-Петербурга у иностранных студентов в процессе предвузовской подготовки. Диссертация ... кандидата педагогических наук. Санкт-Петербург, 2012.
2. Алексеева Н.Д., Рябова Е.В. Квест-экскурсия как инновационная форма экскурсионной деятельности. Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2015; № 1 (20): 14 - 17.
3. Байгулова Н.В., Рудницкий Ю.А. Квест как современная интерактивная экскурсионно-образовательная форма знакомства с городом. Проблемы современного педагогического образования. Серия: Педагогика и психология. 2018; Выпуск 60, Ч. 4: 40 - 43.
4. Меркурьева А.С. Квест как форма культурно-образовательной деятельности музея. Молодежный вестник Санкт-Петербургского государственного института культуры. 2017; № 2 (8): 99 - 101.
5. Ивлева О.В., Толюпа В.С. Разработка квест-тура по острову Иманнуила Канта в городе Калининграде. Проблемы, опыт и перспективы развития туризма, сервиса и социокультурной деятельности в России и за рубежом: материалы V Международно-практической интернет-конференции. Чита: Забайкальский государственный университет, 2015: 168 - 173.
6. Власова Н.А. Образовательный квест как форма организации занятия при обучении русскому языку как иностранному (из опыта проведения). Актуальные вопросы современной филологии и журналистики. 2018; № 3 (30): 23 - 26.
7. Владимирова С.С., Иванова А.П. Музейный квест как инструмент формирования фоновых знаний иностранных студентов. Известия Российского государственного педагогического университета имени А.И. Герцена. 201; № 194: 184 - 192.
References
1. Dominova T.N. Formirovanie lingvokraevedcheskojkompetenciina materiale istoriko-kul'turnogoprostranstva Sankt-Peterburga u inostrannyh studentov vprocessepredvuzovskoj podgotovki. Dissertaciya ... kandidata pedagogicheskih nauk. Sankt-Peterburg, 2012.
2. Alekseeva N.D., Ryabova E.V. Kvest-'ekskursiya kak innovacionnaya forma 'ekskursionnoj deyatel'nosti. Vektor nauki Tol'yattinskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Pedagogika, psihologiya. 2015; № 1 (20): 14 - 17.
3. Bajgulova N.V., Rudnickij Yu.A. Kvest kak sovremennaya interaktivnaya 'ekskursionno-obrazovatel'naya forma znakomstva s gorodom. Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovaniya. Seriya: Pedagogika i psihologiya. 2018; Vypusk 60, Ch. 4: 40 - 43.
4. Merkur'eva A.S. Kvest kak forma kul'turno-obrazovatel'noj deyatel'nosti muzeya. Molodezhnyj vestnik Sankt-Peterburgskogo gosudarstvennogo instituta kul'tury. 2017; № 2 (8): 99 - 101.
5. Ivleva O.V., Tolyupa V.S. Razrabotka kvest-tura po ostrovu Imannuila Kanta v gorode Kaliningrade. Problemy, opyt i perspektivy razvitiya turizma, servisa i sociokul'turnoj deyatel'nosti v Rossii iza rubezhom: materialy V Mezhdunarodno-prakticheskoj internet-konferencii. Chita: Zabajkal'skij gosudarstvennyj universitet, 2015: 168 - 173.
6. Vlasova N.A. Obrazovatel'nyj kvest kak forma organizacii zanyatiya pri obuchenii russkomu yazyku kak inostrannomu (iz opyta provedeniya). Aktual'nye voprosy sovremennoj filologii izhurnalistiki. 2018; № 3 (30): 23 - 26.
7. Vladimirova S.S., Ivanova A.P. Muzejnyj kvest kak instrument formirovaniya fonovyh znanij inostrannyh studentov. Izvestiya Rossijskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta imeni A.I. Gercena. 201; № 194: 184 - 192.
Статья поступила в редакцию 05.02.21
УДК 378.146
Malyutina Е±., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Department of Management and Economics, State Socio-Human Science University
(Kolomna, Russia), E-mail: [email protected]
Larina N.A., Doctor of Sciences (Philology), Senior Lecturer, Professor, Department of Theory and Practice of Periodicals, Institute of International Law
and Economics n.a. A.S. Griboedov (Moscow, Russia), E-mail: [email protected]
CONTROL AS A KEY FUNCTION IN THE IMPLEMENTATION OF DISTANCE LEARNING AT A UNIVERSITY. The article dwells upon the problem of monitoring the university students' progress. It focuses on the procedures for testing learning outcomes that best meet modern training requirements. There is a need for a widespread introduction of automated assessment to monitor the student's knowledge and skills within the framework of distance learning. The use of the Urait Educational Platform gives its systemic character, which makes it possible to use it both for assessing the course of absorbing the discipline and for correcting the process of individual didactic units. Identifying the means of organizing mid-term assessment and final control of competencies in an online format (synchronous and asynchronous) using the "Urait.Exam" service, gives the opportunity to optimize the development control process of competencies by the students.
Key words: control, computer testing systems, online form, educational platform "Urait".
Е.Л. Малютина, канд. пед. наук, доц., Государственный социально-гуманитарный университет, г. Коломна, E-mail: [email protected]
Н.А. Ларина, д-р филол. наук, проф., Институт международного права и экономики имени А.С. Грибоедова, г. Москва, E-mail: [email protected]
КОНТРОЛЬ КАК КЛЮЧЕВАЯ ФУНКЦИЯ ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ ДИСТАНЦИОННОЙ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ В ВУЗЕ
Статья посвящена проблеме контроля успеваемости обучающихся в вузе. Авторы акцентируют внимание на объективности оценки результатов обучения как одном из важнейших качеств метода тестирования обучающихся, максимально отвечающем современным требованиям к организации обучения. В статье подчеркивается необходимость широкого внедрения автоматизированных систем контроля знаний и умений обучающихся в образовательный процесс в контексте реализации вузом программ обучения студентов в дистанционной форме. Раскрывая возможности образовательной платформы «Юрайт», авторы убедительно демонстрируют их системный и взаимодополняющий характер, позволяющий использовать их и для оценки хода освоения дисциплины, и для коррекции процесса усвоения отдельных дидактических единиц. Выявляя средства организации промежуточной аттестации и итогового контроля компетенций в онлайн-формате (синхронном и асинхронном) с помощью сервиса «Юрайт.Экзамены», авторы детально рассматривают инструментарий сервиса, позволяющий оптимизировать процесс контроля освоения компетенций студентами вуза.
Ключевые слова: контроль; компьютерные системы тестирования; онлайн-формат; Образовательная платформа «Юрайт».
Тезис о важности контроля успеваемости обучающихся и необходимости правильной его организации является одним из основополагающих в современной педагогической науке. Известные педагоги совершенно справедливо связывают контроль эффективности усвоения материала с уровнем качества получаемого обучающимися образования [1; 2; 3].
Среди мер по предотвращению распространения новой коронавирусной инфекции на территории Российский Федерации был перевод образовательных учреждений высшего профессионального образования на дистанционный формат работы. Данный переход потребовал новых организационных, методических и технических подходов для успешной цифровой трансформации учебного процесса в целом, включая процедуры текущего и итогового оценивания знаний, умений и навыков студентов.
Нет сомнений в том, что дистанционное обучение не может заменить живого человеческого общения, обмена энергетикой, прямого контакта и наставничества. «При использовании информационных технологий образовательная коммуникация реализуется с помощью электронных информационных средств, технических каналов. Поэтому многие аспекты непосредственного общения субъектов остаются за рамками взаимодействия, поскольку затруднена передача эмоциональных состояний, обмен чувствами, размышлениями субъектов, поиск ответов на сложные вопросы; возникают проблемы формирования межличностных отношений. Вместе с тем следует понимать, что общение по техническим каналам - это новый профессиональный инструмент педагогов, который необходимо осваивать, осознавая его достоинства и недостатки, чтобы научиться эффективно и грамотно его использовать» [4].