Научная статья на тему 'Анализ образовательного квеста как педагогической технологии'

Анализ образовательного квеста как педагогической технологии Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2989
381
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Преподаватель ХХI век
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ КВЕСТ / ИНТЕРАКТИВНАЯ ФОРМА ОБУЧЕНИЯ / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ / КОМПОНЕНТЫ ЦЕЛИ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ / ЛИНГКОКУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКАЯ И КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНЦИИ / EDUCATIONAL QUEST / INTERACTIVE METHOD OF TEACHING / PEDAGOGICAL TECHNOLOGY / OBJECTIVE COMPONENTS OF TEACHING FOREIGN LANGUAGES / LINGUISTIC CULTURAL AND COMMUNICATIVE COMPETENCIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Калугина Ю. В., Мустафина А. Р.

Статья посвящена изучению образовательного квеста, который рассматривается как современная и набирающая популярность интерактивная форма обучения иностранным языкам. Проводится анализ образовательного квеста на занятиях иностранного языка, как педагогической технологии. Описан алгоритм конструирования квеста, приводится детальный обзор проведенных на практике квестов с точки зрения реализации компонентов цели обучения иностранным языкам. Делается вывод о том, что образовательный квест способствует достижению основной цели обучения иностранным языкам, а именно развитию личности обучаемого, выработке у него метапредметных умений и иноязычной компетенции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Analysis of the Educational Quest as a Pedagogical Technology

The article is devoted to the study of the educational quest which is regarded as a modern and increasingly popular interactive form of teaching foreign languages. Analysis of an educational quest as a pedagogical technology is performed at the foreign language classes. The article describes an algorithm for constructing a quest, provides in-depth review of the arranged and held quests in terms of implementation of aims and objectives of teaching foreign languages. The authors come to the conclusion that the educational quest contributes to the main objective of foreign languages teaching, namely, to the development of the student's personality, meta-subject skills and foreign language competence.

Текст научной работы на тему «Анализ образовательного квеста как педагогической технологии»

УДК 372.8.811 ББК 74.268.1

АНАЛИЗ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО КВЕСТА КАК ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ТЕХНОЛОГИИ

Ю.В. Калугина, А.Р. Мустафина

Аннотация. Статья посвящена изучению образовательного квеста, который рассматривается как современная и набирающая популярность интерактивная форма обучения иностранным языкам. Проводится анализ образовательного квеста на занятиях иностранного языка, как педагогической технологии. Описан алгоритм конструирования квеста, приводится детальный обзор проведенных на практике квестов с точки зрения реализации компонентов цели обучения иностранным языкам. Делается вывод о том, что образовательный квест способствует достижению основной цели обучения иностранным языкам, а именно развитию личности обучаемого, выработке у него метапредметных умений и иноязычной компетенции.

Ключевые слова: образовательный квест, интерактивная форма обучения, педагогическая технология, компоненты цели обучения иностранному языку, лингкокультурологическая и коммуникативная компетенции.

ANALYSIS OF THE EDUCATIONAL QUEST AS A PEDAGOGICAL

Yu.V. Kalugina, A.R. Mustafina

Abstract. The article is devoted to the study of the educational quest which is regarded as a modern and increasingly popular interactive form of teaching foreign languages. Analysis of an educational quest as a pedagogical technology is performed at the foreign language classes. The article describes an algorithm for constructing a quest, provides in-depth review of the arranged and held quests in terms of implementation of aims and objectives of teaching foreign languages. The authors come to the conclusion that the educational quest contributes to the main objective of foreign languages teaching, namely, to the development of the student's personality, meta-subject skills and foreign language competence.

Keywords: educational quest, interactive method of teaching, pedagogical technology, objective components of teaching foreign languages, linguistic cultural and communicative competencies.

TECHNOLOGY

253

254

Общая концепция и вся система современного иноязычного образования претерпевают значительные изменения в связи с происходящими в обществе инновационными процессами. Достижение цели — развитие личности обучаемого, выработка у него метапредметных умений и иноязычной компетенции — требует создания образовательной среды, способствующей присвоению учащимися получаемого языкового опыта.

Созданию подобного рода языковой среды способствует применение интерактивных форм обучения иностранным языкам, что обусловлено широкими возможностями их применения в образовательном процессе, а также заинтересованностью учащихся в данных видах деятельности. Так, проекты, презентации, кейсы, ролевые игры, мозговой штурм, дискуссии, ментальные карты уже стали традиционными на занятиях иностранного языка [1, с.15-17; 2, с. 4446; 5, с. 221-223].

В последнее время широкое распространение и большую популярность среди молодежи получили квес-ты в реальности. Квест в реальности — это развлекательная игра для команды из нескольких человек, в специально подготовленном помещении. Зачастую квесты оборудованы красочными декорациями, механическими и электронными устройствами, а также специальными эффектами для полного погружения в атмосферу игры.

Сюжеты квестов в реальности отличаются разнообразием: от популярных фильмов и компьютерных игр до совершенно уникальных авторских сценариев.

Для успешного прохождения квеста необходимо применять логи-

ку, ловкость и координацию в условиях дефицита времени, а также работать в команде. Обычно квест в реальности длится 60—90 минут [8].

Анализ методической литературы позволяет сделать вывод об отсутствии достаточных исследований по образовательному квесту, на занятиях иностранного языка в том числе, как педагогической технологии. В то же время следует отметить интерес педагогов к веб-квесту, который рассматривается и как технология обучения, и как вид проектной деятельности, и как форма промежуточного и рубежного контроля знаний, и как способ активизации учебной деятельности в целом (Л.Г. Аверкие-ва, С.Ю. Антонова, А.В. Горбунова, О.А. Горшкова, Д.С. Канева, О.Г. Мельник, А.Ю. Мельникова, Н.В. Минина, Н.В. Николаева, Е.В. Сердюк, Ю.А. Чайка, B. Dodge, A. Lamb, K. Letkeman и др.).

В данной статье квест рассматривается как одна из нетривиальных интерактивных форм обучения иностранным языкам, которая способствует формированию базовых компетенций учащихся посредством развития критического мышления, умения сравнивать, анализировать, классифицировать информацию, а также решает ряд образовательных задач: повышение мотивации студентов к изучаемой дисциплине (иностранному языку); развитие умений работать в команде; развитие навыков осознанной самостоятельной работы; индивидуализация процесса обучения (выбор комфортного темпа работы, возможность консультации, обратная связь); рефлексия.

Такая форма работы активно применяется в педагогической практике

преподавателей кафедры иностранных языков Башкирского государственного аграрного университета. Преподавателями кафедры разработан ряд авторских квестов (поисково-проблемных заданий с элементами ролевой игры) в рамках внеаудиторной контролируемой самостоятельной работы учащихся [6, с. 309-313].

В данной статье проводится анализ ряда образовательных квестов на иностранном языке, как педагогической технологии, реализующей все компоненты цели обучения иностранному языку: образовательный, воспитательный, практический, развивающий.

Образовательный квест обычно конструируется по следующему алгоритму: 1) введение (изложение темы, обоснование значимости проекта); 2) локализация мероприятия; 3) распределение ролей; 4) формулировка задания; 5) описание процесса работы; 6) руководство к действиям;

7) оценка полученных результатов;

8) заключение (суммирование познавательных навыков, акцентирование возможности их применения в других областях).

По тематике проводимый квест может быть связан с темой кален-дарно-тематического плана или приурочен к определенному событию, значимому для всех участников мероприятия.

Так, в начале учебного года станет увлекательным и познавательным квест «Добро пожаловать в ... !» с целью адаптации учащихся к новой социальной среде и знакомства с учебным заведением и его правилами. Подобный квест был организован в Башкирском государственном аграрном университете для студен-

тов первого курса. Площадкой для квеста выступило само учебное заведение и прилегающая территория. Предметом изучения стали история и устав вуза, выдающиеся достижения ученых, правила пользования электронными ресурсами, учебная и практическая база.

В целях реализации патриотического воспитания учащихся можно провести квест, связанный с исторически важным событием для нашей страны. Формирование у студентов духовно-нравственных ориентиров, патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга по защите интересов Родины — именно такие цели были поставлены преподавателями при организации квеста, посвященного Дню Победы, который проводился в парке Победы.

В то же время квест «Уфа монументальная», приуроченный к Международному дню памятников и исторических мест (18 апреля), был направлен на расширение общеобразовательного кругозора учащихся, приобщение к духовным, национальным и общечеловеческим ценностям, развитие социальной, культурной и коммуникативной компетентности личности [4, с. 156-160]. Следует отметить, что поиск различных географически и культурно значимых точек способствует формированию у учащихся знаний о родном крае.

Распределение ролей в квесте обусловлено как сценарием, так и выбранной преподавателем формой работы учащихся. В первую очередь, для реализации сценария привлекаются сами учащиеся. В проведенных квестах координаторами движения выступали студенты старших курсов или сту-

255

ВЕК

256

денты, которые уже имели опыт участия в подобных мероприятиях.

Что касается участников, несмотря на то, что квестовые задания могут выполняться индивидуально, групповая работа является более предпочтительной, поскольку совместная деятельность учащихся на иностранном языке позволяет не только получать новые знания, но и развивать свои коммуникативные умения: выслушивать мнение другого, взвешивать и оценивать различные точки зрения, участвовать в дискуссии, решать ряд проблемных задач, работать с источниками информации. Поиск информации предполагает формирование таких умений, как:

• находить нужную информацию с помощью различных источников, включая современные мультимедийные средства, личную беседу;

• определять степень ее достоверности / новизны / важности;

• обрабатывать в соответствии с ситуацией и поставленными задачами;

• архивировать и сохранять;

• использовать ее для решения широкого спектра задач [7, с. 183-186].

Учитывая разнообразие тематической направленности и широкий диапазон поставленных целей и задач, каждый квест уникален по своей структуре и заданиям. Так, в квесте «Добро пожаловать в университет!» была спроецирована атмосфера экзаменационной сессии: задача учащихся — сдать дисциплины в рамках мероприятия. Сложность заключалась не только в поиске ответов на вопросы, но и в определении места очередного зачета / экзамена. Для этого участникам был предоставлен справочник с информацией об основных

объектах университета и зачетная книжка с названиями дисциплин, а остальное — дело логики и креатива. Победила команда, сдавшая все зачеты и экзамены за установленное время. В спорных случаях учитывались экзаменационные оценки и время прибытия в конечный пункт.

В квесте о памятниках Уфы перед участниками была поставлена достаточно сложная задача: за ограниченное время (1,5 часа) выполнить как можно больше заданий, связанных с посещением того или иного памятника или исторического места Уфы, поиском информации о выдающихся деятелях культуры, литературы, искусства и науки. Сам памятник или достопримечательность не назывался, но предоставлялся ряд подсказок, на которые студенты опирались в своих поисках. После выполнения каждого этапа квеста, команда должна была представить фотографии или видеозапись с места пребывания в приложении WhatsApp. Обязательным условием для получения очередной подсказки являлось успешное выполнение предыдущего задания.

Прохождение маршрута в квесте, посвященном Дню Победы, осуществлялось с помощью писем-инструкций, которые передавались координаторами командам в случае правильного ответа на вопрос о событиях Великой Отечественной войны. Данный квест имел два уровня поиска: команды должны были не только пройти максимальное количество пунктов маршрута за отведенное время, но и определить (на конечном этапе) название фронтовой песни по ключевым словам, которые содержались в каждом письме-инструкции [3].

ЕК

Таким образом, анализируемые в данной работе квесты можно обобщенно представить в следующей таблице (см. табл. 1).

Как видно из таблицы, анализируемые квесты можно легко адаптировать к другим темам, либо изменить содержание вопросов, что сохранит новизну и привлекательность проектов для участников.

В целом, описанные выше квесты являются многогранными образовательными мероприятиями, поскольку сочетают различные задачи и приемы, но объединены общей целью обучения иностранному языку — развитие личности обучаемого, выработка у него метапредметных умений и иноязычной компетенции. Реализация компонентов цели обучения иностранному языку представлена в следующей таблице (табл. 2).

Из таблицы следует, что практический компонент включает отработку навыков понимания иноязычной речи в форме вопросов, инструкций и заданий, практику диалогической речи, а также применение конкретных лексических единиц по заданной теме. Развивающий компонент затрагивает деятельность мышления, памяти. Образовательный компонент заключается в развитии интереса и формировании познавательной активности, расширении общеобразовательного кругозора студентов. Воспитательный компонент включает приобщение к духовным, национальным и общечеловеческим ценностям, развитие социальной и культурной компетентности личности.

Таким образом, квест как педагогическая технология способствует передаче обучающимся иноязычной

Таблица

Структурный анализ квестов на иностранном языке

Тематика квеста Локализация проекта Роли в квесте Основное задание Приемы и средства Междисциплинарная связь

Культурно Культур- Команды Найти исто- Инструкции, Краеведе-

значимое ный и и коор- рически или фото-отчеты с ние, гео-

событие исторический центр динаторы дви- культурно значимое ме- найденной точки через прило- графия

города жения сто в городе жение Whatsapp messenger

Историче- Место в Команды Ответить на Письма- ин- Отечест-

скиваж- городе, и коор- вопросы, свя- струкции, во- венная

ное собы- связанное динато- занные с просы об исто- история

тие с истори- ры дви- исторически рически важном

ческим со- жения значимым со- событии, ключи

бытием бытием, собрать ключи к загадке к песне (связанной с событием)

Добро по- Учебное Команды Ответить на Справочник Все изучае-

жаловать заведение и экза- вопросы об учебного заве- мые дисци-

в ... ! менаторы истории и правилах (уставе) учебного заведения дения, «зачетная» книжка / табель успеваемости /дневник плины

257

Таблица 2

Реализация компонентов цели в образовательном квесте

Компоненты цели Составляющие

Практический компонент Развитие навыков диалогической речи, коммуникативных умений.

Развивающий компонент Развитие логики, внимания, памяти, критического мышления, умения работать в команде.

Образовательный компонент Расширение кругозора, развитие эрудиции и языковой догадки, способности к анализу, обобщению.

Воспитательный компонент Приобщение к духовным, национальным и общечеловеческим ценностям, формирование патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству.

культуры, содействует их вовлечению в диалог культур, развивает общеучебные умения учащихся, их творческие и познавательные умения, повышает интерес к изучению иностранного языка в целом и позволяет контролировать сформирован-ность лингкокультурологической и коммуникативной компетенций.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. Азметова, Р.Ф. Интерактивные методы обучения иностранному языку в неязыковом вузе [Текст] / Р.Ф. Азметова // Теория

230 и практика языковой коммуникации: материалы V Международной научно-методической конференции (20-21 июня 2013 г.). - Уфа: УГАТУ, 2013. - С. 15-17.

2. Изимариева, З.Н. Интерактивное обучение как современное направление активизации познавательной деятельности студентов [Текст] / З.Н. Изимариева // Современное вузовское образование: материалы Международной учебно-методической конференции. 21-22 марта 2013 г. - Уфа: Башкирский ГАУ, 2013. - С. 44-46.

3. Калугина, Ю.В. Образовательный квест как интерактивная форма обучения иностранному языку [Текст] / Ю.В. Калугина, А.Р. Мус-тафина // Концепт. - 2015. - Современные научные исследования. Вып. 3 [Электронный ресурс]. - URL: http://e-koncept.ru/2015 /85700.htm. (дата обращения: 15.09.2016)

4. Калугина, Ю.В. Интерактивные формы обучения как средство реализации ком-петентностного подхода на занятиях по иностранному языку в вузе [Текст] / Ю.В. Калугина, А.Р. Мустафина, Н.И. Са-лимгареева // Актуальные проблемы преподавания социально-гуманитарных, естественнонаучных и технических дисциплин в условиях модернизации высшей школы: Материалы Международной научно-методической конференции (4-5 апреля 2014 г.) / Отв. ред. Ф.Н. Зиатдинова. - Уфа: Башкирский ГАУ, 2014. - С. 156-160.

5. Новикова, О.Н. Вопросы разработки системы интерактивных занятий по иностранному языку // Актуальные проблемы преподавания социально-гуманитарных, естественно-научных и технических дисциплин в условиях модернизации высшей школы: материалы Международной научно-методической конференции (4-5 апреля 2014 г.) [Текст] / О.Н. Новикова / Отв. ред. Ф.Н. Зиатдинова. - Уфа: Башкирский ГАУ, 2014. - С. 221-223.

6. Новикова, О.Н., Калугина, Ю.В. Формирование иноязычной компетенции во внеаудиторной самостоятельной работе студентов // Межкультурная ^ интракуль-турная коммуникация: теория и практика обучения: Материалы IV Международной научно-методической конференции (г. Уфа, 23 декабря 2015г.) [Текст] / О.Н. Новикова / Отв.ред. Н.П. Пешкова. - Уфа: РИЦ БашГУ, 2015. - С. 309-313.

7. Новикова, О.Н., Калугина, Ю.В. Иностранный язык как средство адаптации первокурсников к обучению в вузе [Текст]

/ О.Н. Новикова, Ю.В. Калугина // На пересечении языков и культур. Актуальные вопросы гуманитарного знания: межвузовский сборник статей. Вып. 6. - Киров,

2014. - С. 183-186.

8. Что такое Квест в реальности? [Электронный ресурс]. - URL: http://questguild.ru/ company/what-is-reality-quest (дата обращения: 16.09.2016).

REFERENCES

1. Azmetova R.F., Interaktivnye metody obu-cheniya inostrannomu yazyku v neyazyko-vom vuze. Teoriya i praktika yazykovoi kom-munikatsii, Proceedings of the 5th international scientific and methodical conference, Ufa, 20-21 June, 2013, Ufa, 2013, pp. 15-17. (in Russian)

2. Chto takoe Kvest v realnosti? available at: http://questguild.ru/company/what-is-reality-quest, (accessed: 16.06.2016). (in Russian)

3. Izimarieva Z.N., Interaktivnoe obuchenie kak sovremennoe napravlenie aktivizatsii poznavatelnoi deyatelnosti studentov. Sovre-mennoe vuzovskoe obrazovanie, Proceedings of the international academic and methodical conference, 21-22 March, 2013, Ufa, 2013, pp. 44-46. (in Russian)

4. Kalugina Yu.V., Mustafina, A.R., Obrazo-vatelnyi kvest kak interaktivnaya forma obu-cheniya inostrannomu yazyku. Kontsept.

2015. Sovremennye nauchnye issledovaniya, Issue 3, available at: http://e-koncept. ru/2015/85700 (accessed: 16.06.2016) (in Russian)

5. Kalugina Yu.V., Mustafina A.R., Salimgare-eva N.I., Interaktivnye formy obucheniya kak sredstvo realizatsii kompetentnostnogo pod-khoda na zanyatiyakh po inostrannomu yazyku v vuze. Aktualnye problemy prepoda-vaniya sotsialno-gumanitarnykh, estest-venno-nauchnykh i tekhnicheskikh distsiplin v usloviyakh modernizatsii vysshei shkoly, Proceedings of the international scientific and methodical conference, 4-5 April, Ufa,

2014, pp. 156-160. (in Russian)

6. Novikova O.N., Voprosy razrabotki sistemy interaktivnykh zanyatii po inostrannomu yazyku. Aktualnye problemy prepodavaniya sotsialno-gumanitarnykh, estestvenno-nauchnykh i tekhnicheskikh distsiplin v us-loviyakh modernizatsii vysshei shkoly, Proceedings of the international scientific and methodical conference, 4-5 April, Ufa, 2014, pp. 221-223. (in Russian)

7. Novikova O.N., Kalugina Yu.V. Formirova-nie inoyazychnoi kompetentsii vo vneauditor-noi samostoyatelnoi rabote studentov. Mezh-kulturnaya ^ intrakulturnaya kommunikatsi-ya: teoriya i praktika obucheniya, Proceedings of the 4th International scientific and methodical conference, Ufa, 23 December,

2015. Ufa, 2015, pp. 309-313. (in Russian)

8. Novikova O.N., Kalugina Yu.V. Inostrannyi yazyk kak sredstvo adaptatsii pervokursnikov k obucheniyu v vuze. Na peresechenii ya-zykov i kultur. Aktualnye voprosy gumanitar-nogo znaniya, Inter-university collection of papers, Issue 6, Kirov, 2014, pp. 183-186. (in Russian)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

259

Калугина Юлия Владимировна, кандидат филологических наук, старший преподаватель, кафедра иностранных языков, Башкирский государственный аграрный университет, [email protected]

Kalugina Yu.V., PhD in Philology, Senior Lecturer, Foreign Languages Department, Bashkir State Agrarian University, [email protected]

Мустафина Альбина Рамилевна, кандидат филологических наук, старший преподаватель, кафедра иностранных языков, Башкирский государственный аграрный университет, [email protected]

Mustafina A.R., PhD in Philology, Senior Lecturer, Foreign Languages Department, Bashkir State Agrarian University, [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.