УДК 33
КВЕСТ-ЭКСКУРСИЯ КАК ИННОВАЦИОННАЯ ФОРМА ЭКСКУРСИОННОГО ПРОДУКТА
© 2017
Кургина Софья Олеговна, бакалавр кафедры «Туризма и экологии» Копцева Мария Геннадьевна, магистрант кафедры «Туризма и экологии» Суржиков Виктор Иванович, старший преподаватель кафедры «Туризма и экологии» Владивостокский государственный университет экономики и сервиса (690014, Россия, Владивосток, улица Гоголя, 41, e-mail: [email protected])
Аннотация. В данной статье рассматривается квест как инновационная форма в экскурсионной деятельности. Особое внимание авторы уделяют детскому туризму, организация которого широко востребована на современном туристском рынке. На данный момент детско-юношеский туризм занимает большой сектор туриндустрии. Особенно уделяется внимание активным формам детского туризма, которые формируют познавательную активность у детей. Поднимается вопрос о внедрении квест-экскурсий в детско-юношеский туризм, которая является методом формирования образовательного, воспитательного и оздоровительного процессов. В ходе исследования раскрыта сущность квест-экскурсии и приведена ее характеристики на основе двух составляющих: квеста и экскурсии. Проведен анализ существующих форм квест-экскурсий, показана их характеристика. Авторами предложены классификации квест-экскурсий по содержанию и анализ потенциальных потребителей по тематике квест-экскурсий. На основе ряда работ отечественных учёных, показаны функции квест-экскурсии. Все функции квест-экскурсии являются важным средством в образовании и развитии личности у школьников. Авторами рассмотрен опыт проведения квест-экскурсий в европейской части Российской Федерации. В результате анализа рынка на предмет квест-экскурсий, авторы показали их экономическую эффективность, сравнивая со стандартными экскурсиями.
Ключевые слова: квест, квест-экскурсия, детско-юношеский туризм, квест-экскурсия с участием экскурсовода, безличная квест-экскурсия, мобильный квест, квест-маршрут, обзорная квест-экскурсия, тематическая квест-экскурсия, потребители квест-экскурсий, функции квест-экскурсии
QUEST-EXCURSION AS INNOVATIVE FORM OF THE EXCURSION PRODUCT
© 2017
Kurgina Sofya Olegovna, bachelor of the of the chair «Tourism and Ecology» Koptseva Maria Gennadyevna, graduate student of the of the chair «Tourism and Ecology» Surzhikov Vietor Ivanovich, senior lecturer of the chair «Tourism and Ecology» Vladivostok State University of Economics and Service (690014, Russia, Vladivostok, Gogolya street 41, e-mail: [email protected])
Abstract. In the article, the quest is considered an innovative form in excursion tourism. The authors pay special attention to children's tourism, the organization of which is in great demand on the modern tourist market. At the moment, children's and youth tourism holds a large sector of the tourism industry. A particular attention is paid to active forms of children's tourism, which form a cognitive activity in children. The issue of introduction of quest-excursions to children's and youth tourism, which is a method of formation of educational and health-improving processes is being raised. In the course of the study, the essence of the quest-excursion was revealed; its characteristics were shown on the basis of two components: a quest and an excursion. In the article, there are an analysis and features of existing quest-excursions. The authors proposed the classification of quest-excursions according to subject matter and analysis of potential consumers of quest-excursions in terms of thematic range. According to Russian scientists' works, the functions of quest-excursions are shown. All functions of quest-excursions are an important tools in the education and development of the individuals of children. The authors considered the experience of conducting quest-excursions in the European part of the Russian Federation. As a result of the analysis of the market for quest-excursions, the authors showed the cost effectiveness, comparing with standard excursions.
Keywords: quest, quest-excursion, children's and youth tourism, quest-excursion with the participation of the guide, an impersonal quest-excursion, a mobile quest, a quest-route, a sightseeing quest-excursion, a thematic quest-excursion, consumers of quest-excursions, functions of quest-excursions
Туризм как отрасль принадлежит к высокоэффективной сфере национальной экономики [1]. Туристская индустрия является одной из наиболее прибыльных, и по динамике, и совокупности затрат. И одним из приоритетных направлений развития туристского бизнеса становится детско-юношеский туризм [2]. Организация детского туризма широко востребована на туристическом рынке. С экономической точки зрения, детский туризм - это отдых, в котором, как правило, школьники и учащиеся путешествуют организованными группами, а поездки ритмично повторяются. С социальной точки зрения, коллективный характер времяпровождения позволяет детям больше общаться со своими сверстниками и представляют собой неподдельный интерес для современных детей, которые больше привыкли к обращению с компьютером, а туристическая программа, подготовленная специалистами в этой области, приобщает детей к туристско-краеведческой деятельности, воспитывает бережное отношение к окружающей среде и предоставляет возможность встреч с интересными людьми [3].
Согласно законодательному проекту «О детском и юношеском туризме», детский и юношеский туризм определяется, как средство гармоничного развития детей (лиц, не достигших возраста 14 лет), девушек и юношей (лиц, не достигших возраста 18 лет), реализуемое в форме отдыха и общественно полезной деятель-
ности, характерными структурными компонентами которого являются поход, путешествие, экскурсия [4]. Следовательно, детский и юношеский туризм может преследовать различные виды деятельности, целями которых могут являться и оздоровительные, рекреационные, экскурсионно-познавательные и экспедиционные задачи [5].
В связи с этим, выделяется множество направлений, используемых в детском туризме: организация детских пансионатов и санаториев, открытие детско-юношеских спортивных баз, организация экспедиций в места, представляющие собой исторический и археологический интересы, организация однодневных и многодневных туристических походов. Особенно, авторы отмечает такое направление, как проведение различных музейных и краеведческих экскурсий, которые несут за собой культурно-познавательный характер, формируя у учащихся интерес к истории.
К одной из форм мероприятий такой направленности относится квест-экскурсия. В настоящее время квест-экскурсия является инновационным видом экскурсионной деятельности. В литературе данному вопросу посвящен ряд работ отечественных ученых Н.Д. Алексеевой [6], А.Н. Россинской [7], Т.А. Каймановой [8], А.В. Свистунова [9], Г.П. Долженко [10], Е.Е. Леонова [11], Б.В. Емельянова [12], Е.В. Харьковской [13], Е.В.
23Т
Азимут научных исследований: экономика и управление. 2017. Т. 6. № 3(20)
economic sceinces
Нехаевой [14]. Термин состоит из значений двух слов - «квеста» и «экскурсии». Значение экскурсии определяется авторами, как посещение достопримечательных мест с образовательной, научной, спортивной или развлекательной целями.
Термин «квест» обычно применяется как для обозначения игры-повествования, в которой герой или участник перемещается по сюжету, контактируя с игровым пространством посредством употребления предметов, общения с другими персонажами и решения логических задач и головоломок, так и просто для обозначения основного задания в похожей игре, которое необходимо выполнить герою игры, чтобы достигнуть игровой цели [6].
Следовательно, квест - это игра, в ходе которой участники выполняют логические задачи, работают над поиском информации, учатся взаимодействовать с информационными ресурсами, находить полезную информацию и уметь применять её для достижения конечной цели миссии.
Исходя из вышесказанного, авторами предлагается точное определение понятия «квест-экскурсия». Квест-экскурсия - это услуга по организации посещения специально отобранных объектов экскурсионного показа, предполагающая наличие сюжетной линии и препятствий в форме различных задач, головоломок, игр, разгадывая которые участники знакомятся и изучают конкретные объекты посредством использования имеющихся знаний, наблюдения и общения с другими субъектами.
Сущность квест-экскурсии - это органическое неразрывное по смыслу единство в ней показа, рассказа и технических или игровых приёмов, дополненное формами, методами, техникой, содержанием, тематикой проведения [6]. В данном организованном процессе изучения окружающей среды и мира существенную роль занимает эмоциональная сторона, которая является главным компонентом игрового процесса.
Следовательно, экскурсионный квест собирает в себе необходимые характеристики квеста и экскурсии:
а) продолжительность по времени от часа до одного дня;
б) подготовка маршрута и заданий квалифицированным специалистом-экскурсоводом;
в) чётко определённая и сформулированная тема (легенда), являющаяся стержнем осмотра и диктующая направление;
г) осмотр экскурсионных или музейных объектов, оставляя чувство первичности зрительных ощущений;
д) знакомство с объектами экспозиции;
е) наличие конечной цели, к которой нужно прийти, преодолев препятствия и выполнив все условия [6].
Квест-экскурсии различают по определённым параметрам и выделяют несколько видов.
По форме квест-экскурсии представлены на рисунке
1.
Форма проведения
Квест-экскурсия с участием экскурсовода
Безличная квест-экскурсия
маршрутный лист с текстом и заданиями, но после этого руководитель квеста не принимает никакого участия в преодолении экскурсантом данного маршрута по заданному пути. Этот вид квеста не совсем соответствует понятию «экскурсия», потому что в этом случае отсутствует ее основной признак - присутствие экскурсовода, который проводит экскурсию. Тем не менее, так как квест-маршрут подготовлен создателем квеста, то есть экскурсоводом, то он по праву может называться экскурсионным.
По содержанию квест экскурсии представлены на рисунке 2.
По
содержанию
Обзорные ■ Тематические
квест- квест-
экскурсии Л экскурсии
1 Исторические 1 Спортивные
Кв ест-маршрут
Рисунок 1 - Формы проведения квест-экскурсий
Квест-экскурсии с участием экскурсовода, в которых каждое задание выдаётся лично экскурсоводом. В безличной квест-экскурсии участники получают сразу весь маршрут. В мобильных квест-экскурсиях участники получают задания при помощи смартфона или планшета, либо проводят поиск заданной точки при помощи GPS-навигатора. Основной характерной чертой квест-маршрута является то, что участнику игры выдаётся
Рисунок 2 - Виды квест-экскурсий по содержанию
Обзорные квест-экскурсии характеризуются много-темностью и способствуют за короткое время получить общее и цельное представление об объекте показа. Тематические квест-экскурсии посвящены выявлению какой-либо одной темы в области культуры, истории, природопользования того или иного содержательного аспекта. Детективная квест-экскурсия представляет собой исследование объектов показа с элементами детективного описания, в ходе которого выступает вымышленное преступление и расследование. По сюжету в приключенческих квест-экскурсиях присутствует рассказ с вымышленными героями и событиями, следуя по которым участники исследуют объекты показа как в приключенческой игре. Историческая квест-экскурсия состоит их исторических объектов показа, в которой заключён сюжет вымышленный или основанный на реальных событиях, но обязательно относящийся к историческому прошлому. Спортивная квест-экскурсия может заключать в себе элементы ориентирования.
Исходя из вышесказанного, авторы предлагают классификацию потребителей для квест-экскурсий. Выделяются три группы потребителей: группа А - дети в возрасте 7-10 лет, группа Б - дети-подростки в возрасте 11-13 лет, группа В - юноши и девушки в возрасте 14-18 лет. У группы А популярностью пользуются тематические квест-экскурсии, приключенческого характера или с элементами детектива. Группа Б больше выбирает тематические квест-экскурсии с детективным сюжетом или спортивные, а также с историческим и детективным контекстами. Группа В отдаёт предпочтение обзорным квест-экскурсиям, чаще всего которые проходят по историческим объектам показа. Авторы также не исключают выбора квест-экскурсии, не относящейся к той или иной группе.
Квест вызывает интерес у детей, школьников и подростков. Времяпровождение в кругу друзей за решением различных задач вполне заменяет время, проведённое за компьютером и тем самым извлекая непосредственную пользу. И более того, если проводить такой квест в виде экскурсии для подрастающего поколения, можно извлечь двойную пользу: совместить развлекательные и культурно-познавательные цели. Что касается второго, то его особенно не хватает в развитии и воспитании школьников на сегодняшний день. Квест-экскурсия может восполнить этот пробел и стать новой формой в повсеместном использовании в образовании детей.
Таким образом, квест-экскурсия выполняет несколь-
ко полезных функций, дополнительных от других экскурсий, которые могут быть приемлемы для подрастающего поколения:
1) развитие коммуникативных навыков;
2) командообразование;
3) функция стрессоустойчивости;
4) развитие практических умений и навыков учащихся в области краеведения;
5) доступность информации и её усвоение [7].
Используя все вышеперечисленные функции, квест-
экскурсия является важным средством в образовании и развитии личности у школьников. Дети являются субъектами экскурсии, а необходимая информация - объектом. При квесте происходит прямое взаимодействие субъекта и объекта без каких-либо посредников, и развиваются индивидуальные способности. В процессе игры ребёнок не просто развивает логику, он учится проявлять свои лидерские способности и нераскрытые таланты, узнает что-то новое, ближе знакомится с участниками своей команды, соревнуется с другими участниками квеста и активно проводит время.
Это новое направление в экскурсионной деятельности активно развивается и пользуется популярностью в европейской части Российской Федерации [15]. В таких городах как Москва, Санкт-Петербург, Ярославль, Кострома, Сергиев Посад, Нижний Новгород разработаны и введены на рынок десятки квест-экскурсий как для детей и взрослых. В таблице 1 приведены несколько примеров квест-экскурсий, проводимых в европейской части России.
Таблица 1 - Квест-экскурсии в городах России [16, 17, 18, 19]
Город проведения, — з кскур сии-кв е ст а Пр одолжит ельно стъ, Стоимость тыс. руб.
Санкт-Петербург, «Тайные города» В ход е кве ста уча станки посещают несколько мест города, с которыми связаны мистические истории и легенды. Приключенческий 3 от 5000
Санкт-Петербург, «В поисках Грааля» Участники квеста получают кар ты крепости и первое за д ание. Пр авильно выполнившие задания получают ключ-подсказку. подсказки, участники находят Грааль. Приключенческий 2 от 3000
Москва, Азбука» Квестпо выставке «Азбука музея», котораяприурочена к 120-летию Обзорный 1,5 от4000
Санкт-Петербург, «Долг Ростовщику» Исследование достопримечательностей с гор о да детективным Детективный 2 от 6000
Санкт-Петербург, «Гости из будущего» Квест-экскурсияпо городу с приключенческим сюжетом, в ходе которого необходимо восстановить цепочку событий рассказа. Приключенческий 2,5 от 6000
Москва, «Москва-Сети» Квест-экскурсия состоит из осмотра объектов показа с пр иключе нче ским сюжетом, в ходе которого участники должны отгадать загадки и головоломки. Приключенческий 2 от 7000
С точки зрения экономической эффективности, квест-экскурсии - это экономически-выгодное вложение. Авторы ставят в пример компанию Tripster, которая расположена в Москве [19]. Компания занимается квест-экскурсиями. В 2016 году 52 000 человек посетило квест-экскурсии. В среднем на одного человека приходится 700 рублей. Годовой доход 36 400 000 рублей. Для сравнения автор приводит экономическую эффективность обычных экскурсий со стандартным проведением показа. Средняя цена обычной экскурсии в городе Москва - 500 рублей с человека. Обычно такие экскурсии пользуются популярностью только среди приезжих туристов. По статистике это происходит в летний период.
Таким образом, прослеживается тенденция появления новых методов и форм в организации экскурсионной деятельности в детско-юношеском туризме. Одним из таких новых форм проведения является квест-экскурсия. Такой вид деятельности совмещает игру и экскурсию и преподносит информацию в более доступном виде, чем
обыкновенная экскурсия. Квест-экскурсии сосредотачивают в себе как культурно-познавательные цели, так и развлекательные, вызывая огромный интерес у школьников, а все пройденные испытания помогают надёжнее сохранить полученную информацию.
В результате применения квест-экскурсии как инновационного продукта в экскурсионной деятельности, повышается качество и конкурентоспособность экскурсионных услуг, а также обеспечивается получение дополнительной прибыли на туристском рынке [20]. Более того, квест-экскурсии предполагают минимум затрат и усилий по сравнению с традиционным проведением экскурсий, что является экономически-выгодно с точки зрения ее внедрения на туристский рынок.
Заданные изначально условия игры, содержащие задания и ответы, а также наличие сюжетной линии составляют основу инновационного продукта. Главным преимуществом квест-экскурсий является самостоятельное изучение объектов показа при помощи сюжетной игры, что вызывает интерес у школьников, а также позволяет участникам побыть в незнакомых жизненных позициях, научиться понимать и предугадывать поведение других людей, сотрудничать с отличными от них самих детьми. Тем не менее, это новое направление требует активной пропаганды как со стороны туристских предприятий, так и со стороны учебных заведений, для популяризации экскурсионной деятельности в целом, а также ее новых форм проведения.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Лойко О.Т. Туризм и гостиничное хозяйство: учебное пособие. / О.Т. Лойко. - Томск: Изд-во ТПУ, 2007. - 152 с.
2. Акопян М.Г. Анализ состояния и перспективы развития отрасли детского туризма в Российской Федерации / М.Г. Акопян, С.А. Олехнович, В.Н. Федотова // Региональная экономика и управление публичной сферой: Вестник Омского университета. Серия «Экономика». - 2016. - № 2. - С. 120-127.
3. Остапец А.А. Педагогика и психология туристско-краеведческой деятельности учащихся: учебное пособие / А.А. Остапец. - М.: ЦДЮТК МО РФ, 2001. - 96 с.
4. Модельный закон «О детском и юношеском туризме» / Протокол семнадцатого пленарного заседания Межпарламентской Ассамблеи государств - участников Содружества Независимых Государств (постановление N 17-7 от 19.94.2001) [Электронный ресурс] // Официальный сайт «Консультант Плюс». - Режим доступа: http://consultant.ru
5. ГОСТ Р 54605-2011. Услуги детского и юношеского туризма. Общие требования. Введ. 01.07.2012 [Электронный ресурс] // Библиотека ГОСТов. - Режим доступа: http://vsegost.com
6. Алексеева Н.Д. Квест-экскурсия как инновационная форма экскурсионной деятельности / Н.Д. Алексеева, Е.В. Рябова // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия «Педагогика, психология». - 2015. - №1 (20). - С. 14-17.
7. Россинская А.Н. Организация и проведение игры-квеста в детской библиотеке / А.Н. Россинская, А.А. Коптева, О.В. Косарева // Детская библиотека и читатель: проблемы, решения, опыт работы: / Российская государственная детская библиотека; сост. М.В. Карданова; ред.: О.Л. Кабачек, М.В. Карданова. - Москва, 2011. - С. 11-16.
8. Кайманова Т.А. Экскурсия и квест-экскурсия: учебное пособие / Т.А. Кайманова. - Пенза: оглмм, 2014. - 300 с.
9. Свистунов А.В. Квест-экскурсия как инновационное направление развития регионального туризма / А.В. Свитсунов, Н.В. Афанасьева // Современные научные исследования и инновации. Рубрика «Экономические науки». - 2015. - №11 (55). - С. 417-422.
10. Долженко Г.П. Экскурсионное дело: учебное пособие для бакалавров и магистров / Г.П. Долженко. -
Азимут научных исследований: экономика и управление. 2017. Т. 6. № 3(20)
233
economic sceinces
Изд. 4-е, испр. и доп. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2012. - 308 с.
11. Леонов Е.Е. Особенности методики проведения экскурсий / Е.Е. Леонов, А.В. Тараканов // Культурология: Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств. - 2012. - №21. -С. 64-73.
12. Емельянов Б.В. Экскурсоведение: учебник / Б.В. Емельянов. - М: Советский спорт, 2007. - 216 с.
13. Харьковская Е.В. Краеведческая квест-экскурсия как фактор популяризации культурных ценностей среди подростков / Е.В. Харьковская, И.А. Контаренко // Наука, культура, искусство: актуальные проблемы теории и практики: сборник докладов Всероссийской научно-практической конференции: в 4х т. - 2016. - С. 271274
14. Нехаева Н.Е. Туристский квест как инновационная форма экскурсии / Н.Е. Нехаева, К.В. Морозкина // Инновации в науке. - 2017. - №7-1 (68). - С. 46-48
15. Васильева Е.С. Интерактивные технологии как фактор развития внутреннего молодежного туризма / Е.С. Васильева // Проблемы развития индустрии туризма и гостеприимства: опыт и инновации сборник материалов II Международной студенческой научно-практической интернет-конференции. - 2016. - С. 37-39
16. Экскурсия-квест «В поисках Грааля», «Тайные мистические знаки города» [Электронный ресурс] // Официальный сайт НЭП: Небанальные Экскурсии и Путешествия. - Режим доступа: http://otkroi.spb.ru/
17. Экскурсия-квест «Секретная Азбука» [Электронный ресурс] // Официальный сайт музейного объединения Москвы. - Режим доступа: http://mosmuseum.ru/
18. Городские квесты [Электронный ресурс] // Официальный сайт квест-студии «Kulttour». - Режим доступа: http://kulttourspb.ru/
19. Квест-экскурсия «Москва-Сити» [Электронный ресурс] // Официальный сайт компании Tripster. - Режим доступа: https://experience.tripster.ru/
20. Кутыева Э.Р. Квест-экскурсия как форма современной экскурсионной деятельности / Э.Р. Кутыева, С.В. Поспелова // Менеджмент XXI века: антикризисные стратегии и управление рисками сборник научных статей по материалам XV Международной научно-практической конференции. Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена, институт экономики и управления. - 2015. - С. 214-216.
Статья поступила в редакцию 04.07.2017.
Статья принята к публикации 25.09.2017.