11. Cambridge Dictionary Available at https://dictionary.cambridge.org/ni
12. Гизатуллина А.В., Шатунова О.В. Надпрофессиональные навыки учителей: содержание и востребованность. Высшее образование сегодня. 2019; № 5: 14 - 20.
13. Мамаева С. Предпринимательство как особый вид деятельности. Available at: https://helpiks.org/5-63733.html
14. Давидова В. Слушать, говорить и договариваться: что такое soft skills и как их развивать. Available at: http://theor- yandpractice.ru/posts/11719-soft-skills References
1. Uitman D. Razvitie myagkih navykov. Available at: https://www.pinterest.jp/pin/801077852465138942/
2. Sorokopud Yu.V., Koz'yakov R.V., Matyugin N.E., Amchislavskaya E.Yu. Gibkost' myshleniya kak vostrebovannyj «myagkij navyk» (soft skills) sovremennyh specialistov. Mirnauki, kul'tury, obrazovaniya. 2020; № 6 (85): 400 - 402.
3. Gibkie navyki. Available at: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%93%D0%B8%D0%B1%D0%BA%D0%B8%D0%B5_%D0%BD%D0%B0%D0%B2%D1%8B%D0%BA%D0%B8
4. Berkovich M.I., Kofanova T.A., Tihonova S.S. Soft skills (myagkie kompetencii) bakalavra: ocenka sostoyaniya i napravleniya formirovaniya. Vestnik Voronezhskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: 'Ekonomika i upravlenie. 2018; № 4: 63 - 68.
5. Stepanova L.N., Zeer 'E.F. Soft skills kak prediktory zhiznennogo samoosuschestvleniya studentov. Obrazovanie i nauka. 2019; T. 21, № 8: 65 - 89.
6. Sosnickaya O. SOFT SKILLS: myagkie navyki tverdogo haraktera. Available at: https://www.dw.com/ru/soft-skills%DO% BC%D
7. Gajduchenko E., Marushev A. 'Emocional'nyjintellekt. Available at: https://l-a-b-a.com/lecture/show/125
8. Yarkova T.A., Cherkasova I.I. Formirovanie gibkih navykov u studentov v usloviyah realizacii professional'nogo standarta pedagoga. Vestnik Tyumenskogo gosudarstvennogo universiteta. Gumanitarnye issledovaniya. Humanitates. 2016; T. 2, № 4: 222 - 234.
9. Shipilov V. Perechen' navykov soft skills i sposoby ih razvitiya. Available at: https: Z/www.cfin .ro/management/people/devval/soft-ski 11s
10. Yaroslavceva A.V. Aktual'nost' formirovaniya navykov soft skills sredstvami robototehniki u mal'chikov vo vneurochnoj deyatel'nosti. Vestnik Gzhel'skogo gosudarstvennogo universiteta. 2020; № 6.
11. Cambridge Dictionary Available at: https://dictionary.cambridge.org/ni
12. Gizatullina A.V., Shatunova O.V. Nadprofessional'nye navyki uchitelej: soderzhanie i vostrebovannost'. Vysshee obrazovanie segodnya. 2019; № 5: 14 - 20.
13. Mamaeva S. Predprinimatel'stvo kak osobyj vid deyatel'nosti. Available at: https://helpiks.org/5-63733.html
14. Davidova V. Slushat', govorit' i dogovarivat'sya: chto takoe soft skills i kak ih razvivat'. Available at: http://theor- yandpractice.ru/posts/11719-soft-skills
Статья поступила в редакцию 09.02.21
УДК 378
Burtseva G.V., Cand. of Sciences (Philology), senior lecturer, Department of Choreography, Altai State Institute of Culture (Barnaul, Russia),
E-mail: [email protected]
Demina K.B, senior teacher, Department of Choreography, Altai State Institute of Culture (Barnaul, Russia), E-mail: [email protected]
Perlina L.V., senior teacher, Department of Choreography, Altai State Institute of Culture (Barnaul, Russia), E-mail: [email protected]
THE ROLE OF ORGANIZATIONAL AND PEDAGOGICAL CONDITIONS IN TEACHING JAZZ DANCE AT A HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTION. The
research presents results of the experience of teachers of Altai State Institute of Culture which was aimed to ensure the necessary and sufficient conditions for organization of learning process of jazz dance as a popular kind of dance creativity at the present stage of development of choreographic education (Barnaul, Altai Krai, Russia). The pedagogical aspects of the educational course requirements of the educational program in the direction of training of students-choreographers 52.03.01 "Choreography", profile "Pedagogy of modern dance" are stated. The article is written in order to fill in the gaps in the field of scientific knowledge about the system of pedagogical conditions, the current state of the organization of the educational process of teaching jazz dance at higher educational institutions. The connection of the results of the implementation of the organizational and pedagogical conditions of teaching jazz dance at higher educational institutions is argued with the solution of the key tasks of modern choreographic education.
Key words: choreographic education, educational program, Altai State Institute of Culture, jazz dance, curriculum, criteria for assessing the competence of students-choreographers.
Г.В. Бурцева, канд. пед. наук, доц., Алтайский государственный институт культуры, г. Барнаул, E-mail: burtseva-1957@ mail.ru
К.Б. Дёмина, ст. преп., Алтайский государственный институт культуры, г. Барнаул, E-mail: [email protected]
Л.В. Перлина, ст. преп., Алтайский государственный институт культуры, г. Барнаул, E-mail: [email protected]
РОЛЬ ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ В ОБУЧЕНИИ ДЖАЗОВОМУ ТАНЦУ В ВУЗЕ
В статье изложены результаты опыта преподавателей Алтайского государственного института культуры по обеспечению необходимых и достаточных условий организации процесса обучения джазовому танцу как популярному виду танцевального творчества на современном этапе развития хореографического образования (г Барнаул Алтайского края, Россия); представлены педагогические аспекты организации учебного курса с учетом требований образовательной программы по направлению подготовки студентов-хореографов 52.03.01 Хореографическое искусство, профиль «Педагогика современного танца». Статья написана с целью восполнения пробелов в области научного знания о системе педагогических условий, современном состоянии организации учебного процесса преподавания джазового танца в вузе. Аргументирована связь результатов реализации организационно-педагогических условий обучения джазовому танцу в вузе с решением ключевых задач современного хореографического образования.
Ключевые слова: хореографическое образование, образовательная программа, Алтайский государственный институт культуры, джазовый танец, учебная программа, критерии оценки компетентности студентов-хореографов.
Исследователи утверждают, что современный педагог сам определяет систему организационно-педагогических условий, при которых процесс обучения в рамках инновационной дисциплины становится на более высокий уровень педагогического руководства, при этом получает развитие его профессиональная компетентность [1]. Обучать, в том числе уметь организовать и контролировать качество подготовки студентов, - это значит уметь эффективно управлять учебным процессом.
Необходимым организационно-педагогическим условием, при котором учебный модуль вводится в образовательный процесс, является изучение потребностей хореографической практики в хореографической дисциплине с учетом повышения качества обучения и оптимального освоения профессиональных компетенций выпускника вуза.
Актуальность статьи обусловлена необходимостью восполнения пробелов в области научного знания об истоках, современном состоянии и перспективах развития джазового танца как базовой хореографической дисциплины в системе
обучения студентов творческого вуза, что является одной из ключевых задач эффективного развития современного хореографического образования.
Джазовый танец как учебный предмет способствует формированию и развитию танцевальных способностей в плане создания эмоционально-благоприятной энергетики студентов-хореографов, что дает возможность исполнителю совершенствовать свою работу над актерской выразительностью при исполнении различных форм танцевальных движений. Проведенное анкетирование студентов-хореографов в Алтайском государственном институте культуры и руководителей хореографических коллективов в регионе с целью выяснения целесообразности обучения джазовому танцу в вузе позволило объяснить массовый интерес любителей данной танцевальной культуры. Всего в анкетировании приняли участие 205 человек. В ходе анализа анкет были представлены ряд высказываний экспертов, в частности:
- «Джаз-танец - динамичный хореографический жанр, мгновенно открывающий новые формы движений»;
- «Джаз - возбуждающая энергия, заставляющая творить и фантазировать»;
- «Джазовый танец способен дать исполнителю многообразие в выражении эмоциональных импульсов движений»;
- «Джаз рождает многообразные ощущения и контрастные эмоциональные переживания».
Подобные оценки экспертов-практиков позволили разработчикам учебной программы по хореографической дисциплине «Джазовый танец и методика его преподавания» выявить важные для целей обучения студентов-хореографов характеристики художественного образа данного лексического танцевального модуля. Обобщаем эти характеристики: сопряженность модуля с рождением новых форм движений, инициирование позитивного психологического состояния группы, что положительно влияет на профессиональную мотивацию, сопричастность ко всему популярному и современному в искусстве танца, расширение диапазона двигательных индивидуальных особенностей студентов-хореографов.
Организация процесса обучения джазовому танцу, который ранее не был предметом научного интереса со стороны отдельных преподавателей вуза, должна быть приведена в соответствие с направлением подготовки и основными компонентами цели по классификации бакалавр. Причем алгоритм организационно-педагогических действий направлен на достижение соответствующих результатов по образовательной программе 52.03.01 Хореографическое искусство. Вектор действий педагога движется, во-первых, по пути формулировки нового научного знания (истоки джаза, исторические этапы развития, стили и школы, ведущие деятели и методика изучения форм движений, характерные черты джазовой хореографии); во-вторых, по совершенствованию качественных характеристик профессионального хореографического образования в области джазовой культуры (содержание и тематика учебного курса, методика организации занятий, этапы обучения, методика преподавания с учетом возрастных особенностей, последовательность учебного материала, организация творческой работы на уроках и пр.).
Материалы нормативно-методического характера и понимание их дидактических целей в рамках учебной дисциплины являются обязательным компонентом системы организационно-педагогических условий обучения джазовому танцу в вузе.
Источниковую базу для разработки содержания учебных занятий по изучению истории, теории и практики джазового танца составили труды Л.Д. Ивлевой, В.Ю. Никитина [2; 3], зарубежных исследователей Б. Феликсдала, Х. Понтера, Г Джордано [4 - 6]. Перевод иностранных источников позволил авторам написать первые методические разработки для обеспечения данной учебной дисциплины, которая на этапе эксперимента вводилась факультативно в учебный процесс [7 - 9].
Таблица 1
Необходимые для целей обучения учебно-методические материалы по хореографической дисциплине
Виды учебно-методических материалов Целевая направленность
Учебная программа Назначение дисциплины, цели и задачи, содержание обучения, распределение часов по этапам обучения, компетенции, которые нужно освоить в процессе изучения дисциплины
Методические указания по изучению курса Система требований к освоению программы, рекомендаций и условий успешного усвоения учебной программы с учетом основополагающих педагогических идей и положений
Система научно-методических средств обучения Обобщение и фиксирование фундамента системных знаний по джазовому танцу
Указания по организации и проведению различных видов практических, лабораторных занятий самостоятельной подготовки студентов Обобщение, систематизация и методика организации различных типов уроков и занятий по джазовому танцу в вузе
Примеры учебных практических занятий, зафиксированные с помощью принятой в хореографической педагогике записи танца Наработка учебно-методического опыта по изучению форм движений джазового танца
Методические рекомендации по выполнению курсового и дипломного проекта по базовой учебной дисциплине Разработка и представление тематики проекта, алгоритма поиска информации, критериев эффективности в области изучения проблематики джазовой танцевальной культуры
Диагностические средства и тестовые задания по учебной дисциплине Осознание уровня освоения учебной дисциплины с дальнейшей корректировкой полученных знаний в соответствии с квалификационными требованиями стандарта, профессиональными компетенциями
Таблица 2
Критерии оценки компетентности студентов-хореографов в рамках учебной дисциплины «Джазовый танец
и методика его преподавания»
Уровень освоения дисциплины Качественные характеристики Степень проявления (в баллах)
Оптимальный (неосознанная компетентность) Глубоко знает и понимает художественно-образовательные возможности джазовой танцевальной культуры, историю развития, этапы становления, легко ориентируется в стилях и школах. Оригинально моделирует учебные и сценические джазовые композиции и комбинации танца. В высшей степени развита импровизация танца и позитивное отношение к жанру. Высокая продуктивность в профессиональном опыте преподавания джазового танца (программа, разработки, учебные пособия, репертуар, статьи и пр.). Очень высокая внутренняя мотивация к профессиональной деятельности 9 - 10
Допустимый (осознанная компетентность) В основном знает и понимает эстетические и стилистические признаки джазовой танцевальной культуры, исторические этапы развития и становления стиля «джаз». Часто оригинально сочиняет учебные и концертно-сценические композиции и комбинации танца. В основном развита импровизация танца и позитивное отношение к жанру. В основном высокая продуктивность в профессиональном опыте преподавания джазового танца (программа, разработки, учебные пособия, репертуар, статьи и пр.). В основном высокая внутренняя мотивация к профессиональной деятельности 6 - 8
Критический (осознанная некомпетентность) Поверхностно знает и понимает художественно-образовательные возможности джазовой танцевальной культуры, историю развития, этапы становления, поверхностно ориентируется в стилях и школах. Редко оригинально моделирует учебные и сценические джазовые композиции и комбинации танца. Слабо развита импровизация танца и позитивное отношение к жанру. Слабая продуктивность в профессиональном опыте преподавания джазового танца (программа, разработки, учебные пособия, репертуар, статьи и пр.). Слабая внутренняя мотивация к профессиональной деятельности 4 - 5
Недопустимый (неосознанная некомпетентность) Не знает и не понимает художественно-образовательные возможности джазовой танцевальной культуры, историю развития, этапы становления, поверхностно ориентируется в стилях и школах. Не моделирует учебные и сценические джазовые композиции и комбинации танца. Не развита импровизация танца и позитивное отношение к жанру. Отсутствует элементарная продуктивность в профессиональном опыте преподавания джазового танца (программа, разработки, учебные пособия, репертуар, статьи и пр.). Нет внутренней мотивации к профессиональной деятельности 0 - 3
Новая разработка учебной программы «Джазовый танец и методика его преподавания» в вузе базируется на профессиональных стандартах и документах в области хореографического искусства, народного художественного творчества и региональных особенностях развития профессионального хореографического образования.
В ходе разработки учебной программы по изучению студентами джазовой танцевальной культуры перед исследователями стояли задачи генерации абсолютно нового для традиционного обучения исторического, теоретического и практического знания об особенностях, становлении и развитии джазового танца в хореографическом образовательном пространстве.
Постановка и структурирование целей обучения в рамках учебной дисциплины является важным аспектом педагогической деятельности в смысле планирования результатов итога обучения, которые влияют на успешность в будущей профессиональной деятельности выпускника.
Построение педагогом дерева целей помогает понять логику достижения запланированных результатов обучения. Заданная иерархия педагогических целей в обязательном порядке опирается на мотивационную готовность студентов к обучению. Важным фактором успешного обучения является потребность и способность студентов в преодолении препятствующих факторов на пути совершенствования профессиональных компетенций в области изучения джазовой танцевальной культуры.
Стандартами предусмотрены общие положения, которые диктуют выбор тем и разделов учебной программы: место и роль джазового танца в хореографическом искусстве; этапы развития системы преподавания танца; освоение основных элементов и правила построения различных композиционных форм танца, особенности ведения практических уроков в различных любительских хореографических коллективах творческих объединений.
Педагогу-хореографу необходимо знать характерные черты джазовой хореографии для того, чтобы осознать и наработать манеру исполнения танцовщика. Выделим следующие особенности исполнительского мастерства: проекция чувственного характера при исполнении движений, умение производить мелкие, вибрирующие движения различных частей тела (головы, рук, ног корпуса), демонстрация элементов импровизации в танце, проявление характера общей возбужденности в процессе исполнения, умение отбивать ритм хлопками, притопами, щелчками по бедрам, по другим предметам жестянкам, барабанам и пр.
С учетом вышесказанного была разработана базовая норма и критерии компетентности педагога-хореографа в области джазового танца.
Учебная программа курса рассчитана на 4 года обучения в вузе. Программой предусмотрен ряд требований в соответствии с этапами обучения. Она включает 3 модуля: теоретический (анализ преподавания учебного предмета в вузе с позиций научного знания и современных тенденций развития хореографического образования); предметно-практический (освоение специфического содержания учебного курса, изучение форм движений и лексики джазового танца); профессионально-педагогический (изучение условий развития творческих способностей студентов-хореографов на уроках джазового танца).
Несколько слов о том, как педагог организует практическое занятие по джазовому танцу, как в процессе самоподготовки выстраивает свои дальнейшие действия. Практическое занятие относится к формам аудиторной работы в вузе. На этих занятиях студенты изучают методику преподавания хореографической дисциплины. В вузе принята необходимая периодичность практических занятий по учебной дисциплине, которая сводится к двум парам в неделю. Одно занятие по времени продолжается два академических часа.
Логистика опорных действий по самоподготовке и организации занятий представлена следующей последовательностью:
- определение темы учебных занятий;
- формулирование цели и задач в соответствии с темой учебных занятий;
- установление структуры и выработка содержания занятия с учетом уровня развития танцевальных способностей студентов;
- предпочтение необходимого типа практического занятия для достижения учебных результатов;
- выбор специфических средств и методов обучения джазовому танцу;
- разработка фонда оценочных средств для определения достижений обучающихся;
- поддержание необходимой мотивации во время занятий;
- самоанализ после проведенного практического занятия с целью дальнейшего педагогического планирования.
Для разработки содержания занятий в опыте используются следующие информационные материалы семинарских видеоматериалов по изучению джазового танца в учреждениях образования и культурных центрах России, которые за многие годы собраны педагогами и хранятся в методическом кабинете кафедры хореографии Алтайского государственного института культуры в форме уроков, которые проводили преподаватели. Этот фактический материал был опубликован в монографии П.В. Бурцевой (2006 г).
Библиографический список
Назовем ведущих педагогов джазового танца для ясности всей картины, воспользовавшись цитированием:
- «из Амстердама Б. Феликсдал (г Москва, ГИТИС, 1988 г.);
- из Франции Ш. Брион и Э. Алан (г Москва, ВНМЦ и Московский государственный институт культуры, 1991 г.);
- из Новосибирска Е. Ефимова (г. Новосибирск, Академгородок и Центр искусств Новосибирского государственного университета, 1994 г.);
- из Чикаго Э. Окампо, К. Флетчер, Д. Лерер, Д. Макджорж (г Екатеринбург Центр современной хореографии, 2000 г);
- из Санкт-Петербурга Н. Каспарова (г. Новосибирск, Новосибирское государственное хореографическое училище, 2001 г.);
- из США М. Меттокс (г. Москва, школа современного танца «Вортекс», 2002 г);
- из США Э. Труйтт (г Новосибирск, Новосибирское хореографическое училище, 2003 г);
- из Екатеринбурга Т. Брызгалова, А. Назаретян (г. Новосибирск, Новосибирское хореографическое училище, 2003 г);
- из Москвы Э. Смирнова (г Красноярск, Центр современной хореографии, 2004 г.);
- из Нью-Йорка М. Яцевич (г. Новосибирск, Новосибирское государственное хореографическое училище, 2005 г.)» [7].
Предметно-практическое содержание курса расширяется за счет получения преподавателями информации на современном этапе в рамках мастер-классов на различных международных, всероссийских и региональных конкурсах хореографического творчества, участия их в программах образовательного центра «Академия современного танца DAR», проходящих в городе Санкт-Петербург в январе 2020 с педагогическим составом:
- из США Bradley Shelver (The official school of Alvin Ailey Dance Theater), технический класс из техник Lester Horton и Hose Limon;
- из Франции Geraldine Armstrong (Armstrong Jazz Ballet) является самым востребованным педагогом по изучению различных стилей джазового танца (афро, фристайл, блюз);
- из Университета Южной Колифорнии Saleemah E. Knight является ведущим педагогом Gloriya Kaufman School of Dance;
- из Нью-Йорка Billy Griffin педагог и хореограф по направлению Theater Jazz в Broadway Dance Center.
Результатом использования вышеназванных организационно-педагогических условий обучения джазовому танцу в вузе стала оптимизация и модернизация традиционного учебного процесса. Разработана и успешно реализуется образовательная программа по профилю «Педагогика современного танца». В Алтайском регионе появились многочисленные хореографические коллективы, успешно работающие в области популяризации джазовой танцевальной культуры. Джазовый танец активно формирует особое культурное пространство и художественно-эстетические ценности хореографов-руководителей любительских и профессиональных танцевальных коллективов.
Таким образом, к важнейшим организационно-педагогическим условиям обучения джазовому танцу в вузе, которые благотворно влияют на оптимизацию учебного процесса, нами были отнесены:
- изучение потребностей хореографической практики в целесообразности джазовой танцевальной культуры для целей развития хореографического образования на современном этапе;
- интеграция в хореографическое образование данного вида танца с учетом основных положений стандарта по направлению подготовки 52.03.01 Хореографическое искусство;
- развитие научно-методической системы обеспечения учебной дисциплины «Джазовый танец и методика его преподавания» в вузе;
- формирование предметно-конкретного уровня содержания учебной дисциплины на основе изучения форм джазовых движений в рамках различных видов профессиональных курсов, семинаров, мастер-классов ведущих зарубежных и отечественных преподавателей джазового танца;
- выработка логистики опорных действий по самоподготовке и организации занятий в рамках учебной дисциплины;
- расширение на региональном уровне информационно-методических проблем джазового танца, создание творческих площадок и объединений, обеспечивающих взаимодействий и координацию их деятельности с вузом как методическим центром системы хореографического образования в Алтайском крае;
- активная работа по популяризации джазового танцевального искусства в регионе.
На современном этапе развития хореографического образования джазовый танец прочно вошел в учебный процесс вуза, стал широко популярным видом любительского и профессионального танцевального искусства. Во всех своих художественных возможностях занял прочное место в культурном пространстве регионов России, в том числе и в Алтайском крае.
1. Мезенцева О.И. Организационно-педагогические условия развития профессиональной компетентности педагога. Автореферат диссертации ... кандидата педагогических наук, Барнаул, 2014.
2. Ивлева Л.Д. Джазовый танец. Челябинск: ЧПИИК, 1996.
3. Никитин В.Ю. Модерн-джаз танец: История. Методика. Практика. Москва: Издательство «ГИТИС», 2000.
4. Феликсдал Б. Современный джаз танец в Европе. Балет. 1995; № 1-2: 62 - 64.
5. Alford M. Jazz Dance logy. Marietta, Georgia, 1991.
6. Gunter H. Jazz dance. Berlin, Henscelverlag, 1982.
7. Бурцева Г.В. Технология профессионального обучения педагога-хореографа в контексте инновационной деятельности. Барнаул: Издательство АлтГАКИ, 2006.
8. Бурцева ГВ. Стили и техника джаз танца: учебное пособие для студентов хореографических отделений институтов искусств и культуры. Барнаул: Издательство АГИИК, 1998.
9. Бурцева Г.В. Джаз танец. История. Теория. Практика. Барнаул: АГИИК, 1994. References
1. Mezenceva O.I. Organizacionno-pedagogicheskie usloviya razvitiya professional'noj kompetentnosti pedagoga. Avtoreferat dissertacii ... kandidata pedagogicheskih nauk, Barnaul, 2014.
2. Ivleva L.D. Dzhazovyj tanec. Chelyabinsk: ChGIIK, 1996.
3. Nikitin V.Yu. Modern-dzhaz tanec: Istoriya. Metodika. Praktika. Moskva: Izdatel'stvo «GITIS», 2000.
4. Feliksdal B. Sovremennyj dzhaz tanec v Evrope. Balet. 1995; № 1-2: 62 - 64.
5. Alford M. Jazz Dance logy. Marietta, Georgia, 1991.
6. Gunter H. Jazz dance. Berlin, Henscelverlag, 1982.
7. Burceva G.V. Tehnologiyaprofessional'nogoobucheniya pedagoga-horeografa vkontekste innovacionnojdeyatel'nosti. Barnaul: Izdatel'stvo AltGAKI, 2006.
8. Burceva G.V. Stili i tehnika dzhaz tanca: uchebnoe posobie dlya studentov horeograficheskih otdelenij institutov iskusstv i kul'tury. Barnaul: Izdatel'stvo AGIIK, 1998.
9. Burceva G.V. Dzhaz tanec. Istoriya. Teoriya. Praktika. Barnaul: AGIIK, 1994.
Статья поступила в редакцию 04.02.21
УДК 372.881.161.1
Dominova T.N., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Peter the Great St.Petersburg Polytechnic University (Saint Petersburg, Russia),
E-mail: [email protected]
Rashidova D.T., senior teacher, St. Petersburg University of the Ministry of Internal Affairs of Russia (St. Petersburg, Russia), E-mail: [email protected]
QUEST-EXCURSION AS A MODERN FORM OF ORGANIZATION OF ACQUAINTANCE WITH HISTORICAL AND CULTURAL SPACE OF THE CITY WHEN TEACHING RUSSIAN AS A FOREING LANGUAGE. The article highlights the modern approach to acquaintance with linguistic and linguistic local information when teaching Russian as a foreign language. The authors consider the quest as an interactive form of education that considers the current trends in Russian education. The article describes a modern form of organizing acquaintance with the historical and cultural space of the city - a quest tour, gives a definition of the concept and its main characteristics. The article contains an example of an excursion quest about the Hermitage museum for foreign students studying Russian at the stage of pre-university preparation. The authors conclude that the quest excursion is a promising and optimal way to get acquainted with the authentic language environment, which contributes to the formation of the communicative competence of foreign students.
Key words: Russian as a foreign language, quest, quest-excursions (quest-tour), authentic language environment, linguistic and local linguistic information, communicative competence.
Т.Н. Доминова, канд. пед. наук, доц., Высшая школа международных образовательных программ Санкт-Петербургского политехнического
университета Петра Великого, г. Санкт-Петербург, E-mail: [email protected]
Д.Т. Рашидова, ст. преп., Санкт-Петербургский университет МВД России, г. Санкт-Петербург, E-mail: [email protected]
КВЕСТ-ЭКСКУРСИЯ КАК СОВРЕМЕННАЯ ФОРМА ОРГАНИЗАЦИИ ЗНАКОМСТВА С ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНЫМ ПРОСТРАНСТВОМ ГОРОДА ПРИ ОБУЧЕНИИ РУССКОМУ ЯЗЫКУ КАК ИНОСТРАННОМУ
Статья посвящена современному подходу к знакомству с лингвострановедческой и лингвокраеведческой информацией при обучении русскому языку как иностранному. Авторы рассматривают квест как интерактивную форму обучения, которая учитывает современные тенденции российского образования. В статье описывается такая форма организации знакомства с историко-культурным пространством города, как квест-экскурсия, даны определение понятия и его основные характеристики. Статья содержит пример квеста-экскурсии по Эрмитажу для иностранных студентов, изучающих русский язык на этапе предвузовской подготовки. Авторы делают вывод о том, что квест-экскурсия является перспективным и оптимальным способом знакомства с аутентичной языковой средой, который помогает формированию коммуникативной компетенции иностранных учащихся.
Ключевые слова: русский язык как иностранный, квест, квест-экскурсия, аутентичная языковая среда, лингвострановедческая и лингвокрае-ведческая информация, коммуникативная компетенция.
На современном этапе развития методики преподавания русского языка как иностранного одной из приоритетных задач выступает формирование коммуникативной компетенции у иностранных учащихся. Многие методисты отмечают, что при получении иностранцами высшего образования в России русский язык выступает не только средством обучения, но и способом ознакомления с лингвострановедческой и лингвокраеведческой информацией. Оказываясь в аутентичной языковой среде, иностранные студенты тесно взаимодействуют с пространством города, в котором они проживают, знакомятся с русской культурой и традициями, контактируют с местными жителями. Данные факторы оказывают влияние на формирование образа страны, мотивируют к изучению русского языка, укрепляют познавательный интерес к языку и культуре России. В диссертационном исследовании Т.Н. Доминовой [1] доказывается необходимость учета историко-культурного пространства города при формировании речевых навыков и учений и предлагается система работы с лингвокраеведческой информацией в ходе преподавания русского языка иностранцам. В настоящее время исследователями ведется активный поиск новых форм и технологий знакомства с лингвокраеведческим материалом, которые бы учитывали современные тенденции российского образования, а также трудности, возникающие у иностранных учащихся в процессе изучения русского языка. Во-первых, специалисты считают,
что для современного образования характерны интенсификация и индивидуализация процесса обучения, увеличение доли самостоятельности студентов. Во-вторых, в методике большое внимание уделяется интерактивным технологиям, в рамках которых все участники педагогического процесса взаимодействуют друг с другом и участвуют в процессе познания, преподаватель становится тьютером, который направляет студентов на самостоятельный поиск и обработку информации, решение проблемных ситуаций. Методисты описывают ряд трудностей, с которыми сталкиваются иностранные учащиеся при обучении русскому языку: недостаточное количество речевой практики, большой объем учебного материала (лексического и грамматического), сокращение количества учебных часов, слабая индивидуализация и дифференциация обучения. Так, в методике преподавания русского языка как иностранного возникала необходимость повышения эффективности учебной деятельности и оптимизации процесса формирования коммуникативной компетенции обучаемых. По нашему мнению, эффективной формой обучения, учитывающей обозначенные выше тенденции российского образования и учебные трудности иностранных студентов, могут быть квесты.
Образовательные квесты становятся популярными в последнее время не только при организации аудиторной работы, но и во время внеаудиторной