Карпенко В.Н., Пекшин А.А. ©
Кандидат педагогических наук, доцент, магистрант, кафедра теории и истории хореографического искусства «Белгородский государственный институт искусств и
культуры»
ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ КОНТЕМПОРАРИ ДЖАЗ-ТАНЦА (CONTEMPORARY JAZZ-DANCE)
Аннотация
В статье рассматривается формирование и развитие контемпорари джаз-танца, как одного из ведущих направлений в современном хореографическом искусстве. Проводится анализ научных работ исследователей современного хореографического искусства таких, как В. Конен, Н. Шереметьевская, В. Никитин, И. Денежко. Целесообразность
использования контемпорари джаз-танца балетмейстерами-постановщиками при создании хореографических произведений в современных направлениях.
Ключевые слова: контемпорари джаз-танец, современный танец, музыка и танец, хореографическое искусство.
Keywords: contemporary jazz-dance, modern dance, music and dance, choreographic art.
Современный танец - это направление искусства танца, которое сформировалось на основе европейского, американского танца модерн и постмодерн. Современный танец включает в себя все танцевальные стили, направления и техники XX - начала XXI веков. В настоящее время современный танец вызывает активный общественный интерес, как у обычного зрителя, так и у критиков.
Необходимо отметить, что современный танец находится в начале своего процесса становления, его теория и система подходов и методов непрерывно исследуются. В отличие от традиционных методов и подходов в балетоведении, а также в истории классического танца, где в первую очередь рассматривается вопрос о художественной форме, ее законов, свойств, строения и структуры, современный танец, возникший в недрах неклассической культуры, требует более широкого культурологического подхода.
В настоящее время большое внимание уделяется одной из составной части современного хореографического искусства контемпорари джаз-танцу (contemporary jazz-dance). «Формирование контемпорари джаз-танца (contemporary jazz-dance) на данном этапе своего развития еще не завершилось, но именно сейчас стоит вопрос понимания его содержания, подходов, методов и форм. Контемпорари джаз-танец находит широкое распространение в современном искусстве благодаря своим истокам, а именно джаз-танцу, который прошел путь бытового, фольклорного, салонного танца, принимая различные сценические формы в театрализованных действиях. Уже никого не удивляют балетные спектакли, где как основа хореографической лексики используется контемпорари джаз-танец. Кроме того, очень часто постановщики шоу-программ задействуют именно это направление. Существует множество школ современного танца, хореографов, танцовщиков-исполнителей, постановщиков, которые используют контемпорари джаз-танец в своем сценическом творчестве» [1, 24]. Исследуя и рассматривая вопросы истории развития любительских и творческих объединений, основанных на джазовой культуре, Ирина Денежко отметила: «история становления и развития любительских объединений,
основанных на джазовой культуре, уходит своими корнями в период возникновения и формирования джаза. Джаз - это род как профессионального, так и любительского
© Карпенко В.Н., Пекшин А.А., 2015 г.
искусства, сложившегося на рубеже XIX-XX вв. в результате слияния европейской и африканской культур, утвердившихся в США» [ 1, 24].
Джаз-танец - это форма танца, которая изменяется, совершенствуется и приносит новое, интересное и популярное, где работа корпусом танцора становится источником ритма. Джаз-танец включает в себя такие направления, как стрит-джаз-танец, классический джаз-танец, бродвей-джаз-танец, теп-танец, контемпорари джаз-танец. Но в данной статье будет проведен анализ формирования и развития контемпорари джаз-танца. Проблему развития джаз-танца как современного хореографического искусства исследовали В.Д. Конен, Н.Е. Шереметьевская, В.Ю. Никитин и многие другие. В.Д. Конен в своем фундаментальном научном труде «Формирование джаза как музыкально-выразительная система, эстетика, процесс возникновения видов и жанров» затронула и другую составляющую джазового искусства - танец. Она рассматривает становление джаз-танца в контексте истории джазового искусства. «Три основных момента определили яркую новизну музыки на менестрельной эстраде: - огромная роль танцевального начала и его оригинальное американское преломление; - столь же важное значение банджо, тесно связанного с танцем. По своему внешнему оформлению негритянский концерт принадлежал к типу эстрадного варьете, где танцевальные номера всегда занимали определенное, достаточно большое место» [5, 109]. В.Д. Конен утверждает, что джаз-танец является неотъемлемой частью джазового искусства, во всей его выразительной красоте и многогранности, с множеством оттенков и течениями в историческом развитии: «...джаз породил множество разновидностей - высоких и пошлых, изысканных и упрощенных, связанных с европейской практикой и бесконечно далеких от нее. Так, в 20-х годах он был неотделим от танца и развлекательной эстрады...» [5, 266].
Большое значение в рассмотрении и исследовании современного эстрадного танцевального искусства принадлежит Наталии Шереметьевской. Речь идет о научных работах «Танец на эстраде» (1985 г.) [9] и «Прогулка в ритмах степа» (1996 г.) [8]. В своих работах автор анализирует и научно обосновывает этапы развития распространенного и популярного жанра - эстрадного танца - с момента его зарождения в конце XIX в. и до наших дней. «Робкая попытка создать свой, советский бытовой танец не приносила успеха, а молодежь настойчиво хотела танцевать что-нибудь новое» [9, 304]. А также была проанализирована история теп-танца - от его возникновения в Америке в середине XIX в. (на основе многочисленных американских первоисточников) до периода развития и упадка его в Советском Союзе. «Вадим Никитин - один из ведущих специалистов в области современной хореографии России, профессор Российской академии театрального искусства - в своих научных трудах «Модерн-джаз танец. Этапы развития. Метод. Техника» (2004 г.), «Композиция урока и методика преподавания модерн-джаз танца» (2006 г.), «Стрейчинг в профессиональном обучении современному танцу» (2005 г.) также изучает современное танцевальное искусство». В своих научных работах В. Никитин рассматривает вопросы истории развития, технические принципы джазового танца и методику преподавания модерн-джаз танца.
Анализ научной литературы позволил сделать вывод о том, что современная хореография очень многогранна в своих проявлениях, так как каждый день рождается что-то новое, новый стиль, новое направление, новое прочтение тех или иных методов и принципов танцевального искусства. Огромное место в этом ярком потоке занимает контемпорари джаз-танец как производное многих направлений и стилей. Направление контемпорари джаз-танца сочетает в себе элементы балета, джазовой техники и модерн-танца. «Но все-таки своими корнями происходит из афроамериканского первоисточника - джазового танца, развившегося под влиянием европейских современных школ. Для более глубокого анализа нужно дать характеристику искусствоведческого термина контемпорари. Впервые термин contemporary по отношению к искусству использовала американский аналитик современного искусства Розалинда Краусс (англ. Rosalind E. Krauss). В своей диссертации, где
исследовались работы художника Дэвида Роланда Смита, она ввела новое временное осознание современного искусства» [10].
«Contemporary art как искусствоведческий термин употребляется с 90-х годов ХХ в., трактуется как актуальное искусство, обозначающее совокупность художественных практик, сложившихся во второй половине ХХ в. Обычно под контемпорари понимают искусство, относящееся к модернизму или находящееся в противоречии с этим явлением. Не случайно существуют Museums of Modern Art и Museums of Contemporary Art, в коллекциях, которых часто можно обнаружить работы одних и тех же авторов» [6].
Современное искусство можно трактовать: «как не то, что происходит сегодня, а то, что вступает в очень активный диалог, в некоторую конфронтацию с обществом, с социальной ситуацией, вообще с тем, что происходит в мире, задействует и активно реагирует на состояние общества и состояние сегодняшнего мира» [6].
Музыка contemporary jazz - это сочетание приятной, мягкой атмосферы smooth jazz, изысканного саунда jazz-funk и crossover jazz, с оттенками поп-музыки и rhythm and blues (R. B.). Несмотря на то, что музыка contemporary jazz сохранила акценты импровизации, особое значение придается яркости, мелодичности и легкости восприятия музыки. «Джаз-танец в современном искусствоведении, в отличие от контемпорари джаз-танца, уже имеет четкое определение. Джаз-танец (англ. Jazz: как глагол - «возбуждать», «активизировать», «захватывать»; как существительное - «мощь», «порывистость», «экстаз») - стиль в современной хореографии афроамериканского происхождения. В современной хореографии джаз-танец имеет свои характерные признаки: акценты на эмоциональном состоянии и индивидуальное исполнительское мастерство танцовщика, который импровизирует на джазовую, популярную или иную музыку. Джаз-танец использует: «свинговые
пульсирования» и синкопированные движения при полном раскрепощении и значительной подвижности туловища, рук, вращательных движений тазобедренной части тела, а также позу коллапса»[2].
Необходимо отметить, что контемпорари джаз-танец заимствовал терминологию и отдельные движения из разных танцевальных направлений. К примеру, балет дал французскую терминологию классических движений, позиции рук и ног. «Джаз-танец сформировал терминологию джазового хореографического искусства и характерную манеру исполнения - своеобразную свободу раскрепощения торса и включение его в активную работу во время выполнения танцевальных па. Подчеркнутая ритмичность движений заимствована у теп-танца. Бальные танцы повлияли на становление своеобразной манеры подачи характера и взаимоотношения при исполнении хореографического движения в паре» [2].
Направление бродвей-джаза и контемпорари джаз-танца используется
балетмейстерами-постановщиками не только в театральных постановках, концертных эстрадных номерах, в видеоклипах, в кабаре-программах, а и при создании балетных спектаклей. Контемпорари джаз-танец сочетает в себе элементы и лексические движения балета, модерн-танца и джаз-танца, использует все их хореографические приемы. И это характеризуется эмоциональными оттенками музыки, ритмической основой при воспроизведении всех компонентов контемпорари джаз-танца в танцевальном па. Необходимо отметить, что контемпорари джаз-танец используется в телевизионном хореографическом проекте - во время отбора лучших танцоров России и концертных программ «Танцы» на ТНТ.
Танцевальная техника contemporary jazz-dance как направление современной хореографии уже на протяжении 1970-2010 гг. активно применяется в европейской системе хореографического образования. В настоящее время это направления современного искусства также активно интегрируется в систему балетмейстерского образования России. В первом десятилетии XXI в. контемпорари джаз-танец входит в учебные курсы по современной хореографии высших учебных заведений и как результат в своих дипломных
работах студенты проявляют творческий подход к решению поставленных задач, используют современные хореографические приемы, подходы и танцевальную лексику.
Таким образом, необходимо дать определение контемпорари джаз-танца как современного направления развития джаз-танца. Контемпорари джаз-танец (англ. contemporary jazz-dance где contemporary - «ровесник», «современный», «одновременный»; jazz как глагол - «возбуждать», «активизировать», «захватывать»; как существительное -«мощь», «порыв», «экстаз»; dance как существительное - «танец», как глагол - «танцевать», «потанцевать»), по сути, является общим термином для джаз-танца первого десятилетия XXI в., как продолжение тенденций развития синтеза модерн-джаз-танца и джаз-танца середины - конца ХХ в. Для воплощения контемпорари джаз-танца характерно: импровизация, повышенная эмоциональность, утонченная ритмичность движений как всего тела танцора, так и отдельных его частей, как по горизонтали, так и по вертикали сценического пространства. Достоинство контемпорари джаз-танца в его полной свободе. Он раскрепощает не только физически, но и психологически, помогает танцору наиболее полно выразить себя и раскрыться как личность. Контемпорари джаз-танец развивает пластичность и чувство ритма, его отличительная черта это свободная пластика тела, гармония движений, баланс, изоляция движений отдельных частей тела.
На основании вышеизложенного мы можем сделать вывод о том, что контемпорари джаз-танец занимает важное место в современном хореографическом искусстве. Его использование удовлетворяет творческие потребности балетмейстеров, хореографов-постановщиков при реализации своих идей, поисков, замыслов. Изучение контемпорари джаз-танца студентами-хореографами высших учебных заведений способствует
формированию нового подхода к решению творческих задач. Введение термина контемпорари джаз-танец (contemporary jazz-dance) в хореографическое искусство будет способствовать расширению всего научного спектра восприятия современного
хореографического искусства, что позволит более глубоко понимать, анализировать, формировать знания о содержании хореографического произведения.
Литература
1. Денежко И.В. Особенности развития любительских и творческих объединений, основанных на джазовой культуре // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. Тамбов: Грамота, 2008. - № 1 C. 24-26.
2. Джаз. Техника [Электронный ресурс]. URL: http://www.vestadance.ru/blog/post_1191416603.html (дата обращения: 08.12.2014).
3. Карпенко И.А. Учебно-методическое пособие по дисциплине «Современный танец» / И.А. Карпенко. - Белгород: Изд-во БГИКИ, 2009. - 90 с.
4. Карпенко И.А. Учебно-методическое пособие по дисциплине «Современный танец и методика его преподавания» / И.А. Карпенко. - Белгород: Изд-во БГИКИ, 2010. - 224 с.
5. Конен В.Д. Рождение джаза. М.: Советский композитор, 1984. - 320 с.
6. Никитин В.Ю. Модерн-джаз танец. Этапы развития. Метод. Техника. Издательский дом "Один из лучших", Москва 2004. - 414 с.
7. Современное искусство в сети [Электронный ресурс]. URL: http://www.guelman.ru/ (дата обращения: 17.12.2014).
8. Шереметьевская Н. В. Прогулка в ритмах степа. М.: Печатное дело, 1996. - 240 с.
9. Шереметьевская Н.В. Танец на эстраде. М.: Искусство, 1985. - 416 с.
10. Krauss R.E. [Электронный ресурс]. URL: http://www.columbia.edu/cu/arthistory/faculty/Krauss.html (дата обращения: 17.12.2014). FO