a dance performing highlights the key peculiarities of inclusion of some elements and techniques of choreographic art in a post-dramatic theatrical discourse. The author holds up as examples of Eimuntas Niak-roshius' stage plays "Mozart and Salieri" and "Othello" to clarifies meaning of several concepts of bodily existence that are actively used in space of post-dramatic theatrical communication, such as: "a collective body, "an interpretive dance", "a detached body.
Keywords: post-dramatic theatre, a presence phenomenon, a modern show, a principle of choreography, an interpretive dance, a performance, Eimuntas Niakroshius theatre, an artistic code.
УДК 793.3(571.150)
Л. В. Перлина
Алтайский государственный институт культуры (Барнаул, Россия)
СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ СОВРЕМЕННОГО ТАНЦА В АЛТАЙСКОМ КРАЕ
Аннотация. Представлены результаты авторского анализа особенностей развития одного из популярных видов танцевального искусства - современного танца - на Алтае. Кратко охарактеризована творческая деятельность ряда ведущих хореографических коллективов современного Алтайского края; перечислены имена ключевых для развития регионального самодеятельного хореографического творчества фигур. Автор освещает стилевые и жанровые предпочтения современных хореографических коллективов края, рассматривает содержание репертуаров танцевальных ансамблей региона, работающих в жанре современного танца.
Ключевые слова: танец модерн, джазовый танец, контемпорари, досуговый интерес к современному танцу, обучение современному танцу, реалистичность сценического образа исполнителя танца, стиль танца модерн, творческое самовыражение исполнителя танца, репертуар самодеятельного хореографического коллектива.
Алтайский край - уникальный регион, где сплелись воедино многие народности и культуры, что явилось благодатной почвой для появления бесчисленного разнообразия новых форм танца. Направление современного танца обрело популярность в сибирском регионе в 90 годах XX столетия. И хореографическое искусство в Алтайском крае в условиях модернизации, сопутствующего историческому развитию, когда современный танец активно осваивал пространство России, развивалось с учетом требования времени. Модернистское искусство, появившееся в начале XX века, выдвигало новые эстетические критерии, новые художественные принципы, новое понимание соотношения искусства и жизни, новое философское обоснование разнообразного экспериментирования. Его эхо отчетливо звучало на протяжении всего XX столетия и потому по отношению к творческим исканиям современников он выступает как «протостиль». Выходя за пределы национальных границ, данное направление позволяет в художественной универсальной форме выразить личность современного человека. Это нашло отклик в творческих душах. Мимолетность судьбы модерна оказывается сейчас компенсированной его историко-культурной «канонизацией». На основе танца стилей модерн и постмодерн в конце XX века сформировался «новый» современный танец.
Первопроходцами в области танца модерн, современных направлений хореографии в Сибирском регионе стали организаторы ежегодных Международных летних школ современного танца в г. Новосибирске, организованные при центре искусств Новосибирского государственного университета, на базе Театра современного танца Натальи Фиксель. Педагоги и артисты театра обучались современной хореографии в Танцевальном центре Карлова университета в Праге, на Международных летних школах танца в Чехословакии, в Лондонской и Копенгагенской школах современного танца. И к тому времени с успехом выступали со своими спектаклями на фестивалях современного
искусства в Москве, Калининграде, Волгограде. Первым административным директором летней школы был Андрей Чешев. Взяв инициативу в свои руки, организаторы, включая Сергея Жмаева, директора образовавшегося центра искусств при Новосибирском государственном университете, пригласили на обучение хореографов, педагогов, танцовщиков. Одними из первых специалистов с Алтайского края, города Барнаула, обучающимися на международных летних школах, начиная с 1992 года, были: Перлина Л. В., Бурцева Г. В., Вернигора О. Н., Голубев Д. В., Курганова К. Б.(Демина). Первое знакомство с современным танцем - знакомство с танцем модерн, такими техниками, как техника Марты Грэм, Хосе Лимона, Мерса Каннингхема. Первые педагоги этих техник были приглашены из Англии и США. Это Нельсон Фернандес (Великобритания), Дональд Дейл Брэдберн (США), Колин Коннор (Англия), Виктория Дейл (США), Гарет Ли Гриффитис (Великобритания), Карл Салливан (Великобритания), Марина Коллард (Великобритания). Помимо практической базы, велись теоретические курсы, семинары, лекции с использованием видеоматериала.
Огромный интерес хореографов Алтайского края к современному, джазовому танцам и к танцу модерн дал толчок для становления современной хореографии на Алтае. Искусство современного танца становилось с каждым годом всё более популярным. На Международных летних школах продолжалось обучения многообразию техник современного танца, стилям и направлениям джазового танца и контактной импровизации, продолжалось знакомство с образцами современного хореографического искусства. С каждым годом увеличивалось количество обучающихся с городов и поселков Алтайского края. Накопленная на международных школах информация стала перерастать в знания. Знаниями хотелось поделиться. Время диктовало новые законы, желающих овладеть современными техниками танца из года в год становилось все больше. Рос интерес участников существующих хореографических коллективов к современному танцу. Таким образом, возникает необходимость подготовки кадров нового поколения. В связи с этим, в Алтайском государственном институте культуры было решено открыть отделение современного танца на внебюджетной основе. И уже в 2005 году выпускаются первые специалисты по современному танцу, которые начинают активно реализовывать полученные знания в коллективах г. Барнаула и Алтайского края. Увеличивается количество студий, число участников. Организовываются новые танцевальные коллективы. Репертуар многих существующих коллективов смещается в сторону современного танца: модерн, джаз, контемпорари.
Так, например, детский образцовый коллектив Алтая г. Барнаула «Натали» начинает свою деятельность с 1991 года под руководством Натальи Васильевны Довгаль. Получив нового специалиста - выпускницу института культуры отделения современного танца, Ольгу Довгаль, репертуар коллектива стал формироваться в направлениях современной хореографии.
В 1992 году в Алтайском крае, в Павловске создается самодеятельный хореографический театр танца «Фиеста», руководителем которого является увлеченная современным танцем Абрамова Галина Анатольевна. Поэтому естественно, что репертуар коллектива также формировался в направлении эстрадного танца. С 2003 года, обучившись на международных школах современного танца, руководитель коллектива начинает работать и развивать своих участников в стилях и направлениях современного танца, приглашая для постановок обладателя Гран-при Международных фестивалей и «Золотой маски» Сергея Смирнова из Екатеринбурга. Позже, хореографический театр танца «Фиеста» меняет свою базу, переехав из Павловска в г. Барнаул. Теперь коллектив активно и успешно развивается в другом русле. Помощником руководителя в настоящее время является выпускница отделения современного танца Алина Владимировна Касаева.
Немало важную роль в развитии современного танца Алтайского края играет образцовый коллектив «Ассорти», образованный в 1993 году, под руководством Ольги Половинкиной. После неоднократного обучения руководителя на Международной школе в Новосибирске, в репертуаре коллектива появляются танцевальные номера: «Лето-джаз», «Дурочка», «Помолчим», «Ожидание». Коллектив стремительно начинает набирать обороты, и выходить со своими постановками на конкурсы и фестивали.
Одним из ярких представителей современного танца в Алтайском крае является театр танца «Хампти -Дампти», под руководством Натальи Зотовой, получившей дополнительное обучение
на Международной летней школе современного танца в Новосибирске. Создание коллектива относится к 90 гг. XX века. В настоящее время коллектив занимается крупными творческими проектами. Сотрудничает с известными хореографами.
Хореографический коллектив «Конфетти», образовался в 1997 под руководством Татьяны Никитиной. В репертуаре коллектива преобладали народные и эстрадные танцы. С появлением в коллективе выпускницы отделения современного танца Дручининой Ульяны в 2009 году, в репертуаре появились такие номера, как «Полеты во время чаепития», «Стирка», «Бабья доля» в стиле современной хореографии.
Свою творческую деятельность реализует одна из первых выпускниц современного отделения хореографии Алтайского государственного института культуры, Анастасия Басманова в хореографическом коллективе «Сюрприз», руководителем которого со дня основания является Петрова Светлана Викторовна.
Содержание представленных ниже таблиц информирует о созданных хореографических коллективах в городе Барнауле и Алтайском крае, работающих в стилях современного танца, начиная с 90-х годов прошлого столетия, и знакомит с их репертуаром (см. табл. 1 и 2).
Таблица 1
Коллективы города Барнаула, работающие в современных направлениях хореографии
№ п\п Название коллектива ФИО руководителя Примерный репертуар
1. «Автограф» Смагина Ольга Васильевна «Пощади мою голову», «Послание», «Да-нет», «Дороженька», «Тропы», «За секунду до сна», «Первый снег», «Ограбление», «Шаги»
2 «Ассорти» образцовый коллектив Росси» Половинкина Ольга Александровна «Диско», «Бум-ву», «Мошенники», «Лето-джаз», «Дурочка», «Помолчим», «Ожидание»
3 «Акварель» Гончарова Светлана Николаевна «Дыхание моря», «Белое небо», «В погоне за мечтой»
4 Театр танца «Точка» Загороднева Анастасия «Бабочки в животе», «Сотканное счастье»
5. «Кинезис» Панковец Ольга «От чистого сердца», «Надень свои туфли», «Королевство кривых зеркал», «Амазонка», «Парус из детства»
6. «Селебрити» Петрова Маргарита «Мысли». «Райские птички», «Максимания», «В джазе только девушки», «Пески времени»
7. «МаХsimum» МиленкоСветлана «На одной волне», «Старший брат». «Чумба-рики», «Между строк», «Самая счастливая», «В точке доступа»
8. «Триумф» Князева Анастасия «Там, где рождаются наши мысли», «Лети домой», Отважный полет», «Не поробуешь-не узнаешь», «Моя дорога», «Колыбельная», «Я падаю в небо», «Посчитаю на любовь», «Полеты в облаках», «Придем-подождем», «Истина»
9. «Карамель» Ломова Алена Петровна, Шушакова Ирина Викторовна. «Валяшки», «Летели облака», «Деточки», «Лето»
Окончание таблицы 1
10. Детский образцовый «Овация» Вернигор Виктория Викторовна «Опера нашего двора», «Шаг за шагом», «Наедине с собой», «Идущие за солнечным светом»
11. «Импульс» Бейч Татьяна, Ежова Валерия «Течение», «Узоры на стекле», «Мысли улиц», «Эволюция», «В моей голове»
12 «Эгида» КуркинаЛариса Петровна «Тараканы в моей голове», «Этот мокрый липкий снег»
13. Студия современного балета «Поколение» Лихенко Олеся Александровна «Куклы». «Лето в один день», «Разлученные ветром»
Таблица 2
Коллективы Алтайского края, работающие в современных направлениях хореографии
№ п\п Название коллектива ФИО руководителя Примерный репертуар
1 «Юла» (Новоалтайск) Воробьевы Оксана, Владимир «Шепот», «Свобода моря», «Рыбалка», «Двое: я и моя тень», «Бабушкина перинка», «Липучка», «Морской бой», «Угол», «Коробки», «Пелена», «Этно», «Инсомния», «По кирпичику», «Омут», «Сладкая мята». «Колодец»
2 «Индиго» (Бийск) Ларина Наталья Юрьевна «Камакура-Муромати», «От винта», «Макки-мания», «Темные истории», «Русь», «Белое пламя», «Говорящие с ветром»
3. «Драйфф» (Новоалтайск) Кузмина Наталья Николаевна «Спи». «Лепреконы». «Каперы», «Стирка маленьких Мумий троллей»
4 «Жар-птица» (Рубцовск) Вольных Марина Александровна «Оберег», «Флеш», «Цепь», «Шелкопряд», «Девы», «Разговоры», «Луч надежды», «Ночное небо», «Делать нечего», «Монолог», «Не уходи»
5 «Серпантин» (Рубцовск) Кузнецова Татьяна «Лови ветер», «Поймай меня, если сумеешь», «Сказка на века», «Ох, уж эти зайцы», «Думай о хорошем», «О свободе», «Лужи», «Как насчёт нас»
6 Заслуженный коллектив современного танца «Калейдоскоп» (Рубцовск) Голубева Татьяна Анатольевна «По секрету», «Партитура», «Чистый четверг», «Рука в руке»
7 «Свой выбор» (Новоалтайск) Миллер Егор «Розовый стиль», «Хочу танцевать», «Ночь в музее», «Цехс8», «Мутация»
8 « Волшебный холст» (г.Яровое) Шульдякова Марина Васильевна «Ветер перемен», «Служебный роман», «Унесенные ветром», «Вот такая любовь», «Девоньки»
10 « Аспект» Бийск Шатохина Татьяна «Стрит данс», «Полиция и заключенные», «Супер детки»
11 «Атмосфера» Кузнецова Анастасия «Побег», «Между строк», «Зайцы-хип-хоп», «Цейлонский чай»
Окончание таблицы 2
12 «Boom Strit» (Славгород) Беда Юлианна «На улицах города», «Шкатулка», «Армия», «Вальс под рождество», «Это мы», «Офис»
13 «Вираж» ( Сростки) Зяблова Инна М. «Тырла», «На острие», «Касаясь мечты»
17. «Фаэтон» Чубыкина Наталья « По ту сторону себя», «Там нет меня», «Нежность под крылом», «Моя родная», «Старый пиджак», «Волк»
«Зазеркалье» Заринск Епифанова Людмила Сергеевна На пороге, Метаморфозы
Раскрыть полную картину состояния современного танца на сегодняшний день в рамках одной статьи невозможно. Это дело будущего. Ясно, что современный танец в Алтайском крае развивается стремительно. Почти в каждом регионе существуют творческие коллективы, работающие в различных стилях современного танца. XXI век - это век скоростей, век стремительного развития различных танцевальных техник и стилей. Танцы связаны с ритмической поп- и рок-музыкой, которая очень разнообразна: диско, рэп, техно, рэйв, существуют и машинные танцы. Всем этим увлекается современная молодёжь, внося свою молодую энергию в исполнение танцев, создавая свои современные образы. Теперь в Алтайском крае проводятся различные мастер-классы, приглашаются исполнители и известные хореографы современных направлений. Организуются стажировки при Алтайском государственном институте культуры, открываются школы на зимний и летний период времени для артистов, руководителей коллективов, педагогов студий из различных регионов России. Множатся танцевальные конкурсы, с номинацией современный танец. Такие как «Жара», «Образ», «Розетка» и др. И одно остается неизменным - исследовательская направленность, обусловленная взаимодействием танца с постоянно развивающейся философией движения и комплексом знаний о возможности человеческого тела. Современное искусство танца не должно быть бессмысленным. Это инструмент для развития тела танцовщика и формирование его индивидуальной хореографической лексики.
Liubov V. Perlina
Altai State Institute of Culture (Barnaul, Russia)
DEVELOPMENT OF MODERN DANCE IN ALTAI KRAI
Abstract. The article outlines some results of the author's analysis of peculiarities of one of popular types of dance art, modern dance, in Altai. The author names persons who play significant role in regional amateur choreographic movement. The paper describes stylistic and genre preferences of choreographic ensembles of the today's Altai Krai, highlights lists of stage productions of modern dance teams of the region.
Keywords: modern dance, jazz dance, contemporary dance, leisure interest to modern dance, modern dance teaching, realism of a dancer's stage character, a style of modern dance, a dance performer's personal creative self-expression, list of stage productions of choreographic ensemble.