УДК 37.047
Б01: 10.17223/19996195/35/11
ИНОЯЗЫЧНЫЙ КВЕСТ КАК ФОРМА ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ РАБОТЫ С АБИТУРИЕНТАМИ
Е.В. Житкова, А.В. Морева, С.Ю. Стеклянникова
Аннотация. Описывается и анализируется опыт успешного проведения дня открытых дверей на факультете иностранных языков Томского государственного университета в нестандартной форме иноязычного квеста, в ходе которого старшеклассники языковых школ г. Томска, будущие абитуриенты Томского госуниверситета, самостоятельно добывали информацию об интересующем их образовательном учреждении. Авторы статьи исходят из того, что формирующаяся личность школьника не в силах воспринять и адекватно оценить переизбыток разнообразной информации и нуждается в специально организованной взрослыми среде. Поэтому помощь в профориентации является неоценимой поддержкой при выборе индивидуальной образовательной траектории абитуриента. Квест носил черты не только рекламно-профориентационного, но и образовательного и экскурсионного мероприятия в рамках университета. Выбор такой формы был обусловлен преимуществами квеста: динамизм, работа в команде, эмоциональный контакт между участниками, коммуникативная и креативная направленность игры и др. В статье подробно представлены все этапы проведения квеста для старшеклассников: подготовительный (рекламно-информационный этап); этапы (станции) самой квест-игры; анализ мероприятия (анкетирование участников). В целом результаты показали, что сложная организационная составляющая квеста на иностранном языке оправдана его итогами, как для будущих абитуриентов, так и для университета. Предложенный в работе опыт реализации иноязычного квеста может быть использован преподавателями других вузов в информационной работе с потенциальными студентами, что весьма актуально в современных условиях усиления конкуренции в сфере высшего образования и повышения уровня профессиональной подготовки кадров.
Ключевые слова: профориентация; Томский государственный университет; иноязычный квест; абитуриент.
Введение
Стремление к качественному образованию является отличительной чертой современного общества. Особая роль образованной творческой личности признана во всем мире. Однако состояние кризиса в современном образовании обусловливает необходимость решения целого ряда серьезных проблем. В условиях кризиса, охватившего различные сферы общественной жизни, по мнению Ш.А. Амонашвили, «в мир приходят новые дети, порой сложные, с трудом поддающиеся педагогическому воздействию. Они мудры, талантливы, проявляют необычные способности. Они уязвимы грубостью и насилием. Ими овладевает
скука в той среде, где их не понимают. Равнодушие и безразличие могут их сломить» [1. С. 454].
Проблемы детей нового поколения требуют перестройки системы образования и воспитания. Защита и поддержка этих детей в условиях современной цивилизации - актуальная задача, стоящая перед педагогами. Опорой в этом процессе является гуманная педагогика. В центре внимания исследований гуманной педагогики находятся личность ребенка, его потребности и развитие. В ней, в частности, изучаются природные функции, заложенные в ребенке, которые подчиняются следующим общим законам.
1. Развитие ребенка возможно только в среде взрослых.
2. Процесс развития происходит только в специально организованной жизненно необходимой среде.
3. Природные силы ребенка развиваются в пределах календарных сроков. Корни развитости этих функций - в детстве и питают человека всю жизнь.
4. Сроки превращения внутренних природных возможностей ребенка в реальные духовные, психические, физические силы подчинены строгой иерархии.
5. Развитие ребенка возможно только в условиях преодоления трудностей.
6. Качество окружающей среды оказывает влияние на процесс развития природных сил в ребенке.
7. Развитие ребенка имеет заданные природой пределы.
8. Проявление природных сил имеет индивидуальные свойства и особенности.
Обобщая гуманистические идеи фундаментальных трудов Ж. Пиаже, Л.С. Выготского, Д.Н. Узнадзе, С.Л. Рубинштейна, А.М. Ананьева, Д.Б. Эльконина, В.В. Давыдова, Ш.А. Амонашвили и др., А.А. Лебеденко приходит к заключению о том, что в основе поведения ребенка - единство трех его природных устремлений: стремление к развитию, взрослению и свободе [2. С. 102-110].
Развитие природных возможностей происходит в процессе преодоления трудностей. Идти навстречу трудностям в познавательной деятельности - это потребность ребенка. Ребенок развивается через учителя. Только в сотрудничестве и при помощи взрослого ребенок способен подчинить и превратить хаотическую страсть к развитию в реальную нравственную силу.
Стремление ребенка к взрослению часто является определяющим вектором его деятельности. Д.Б. Эльконин пишет: «Ребенок хочет действовать как взрослый, он весь во власти этого желания. Когда это желание не находит выхода, оно может приобрести совсем другие формы: например капризы, конфликты и т.д. Ребенок подражает внешним про-
явлениям жизни взрослых, ищет социальную среду, где его принимают как взрослого. Страсть к взрослению он проявляет во многих формах деятельности и поведения. Ребенок взрослеет только в общении со взрослыми» [3. С. 220].
Страсть к свободе ребенок проявляет с раннего детства в разных формах, например в игре. Он не терпит запретов, насилия, постоянного и открытого опекунства взрослых, советов, наставлений и т.д. Если взрослый не понимает этого, то возникают конфликты. Авторитаризм взрослых, где больше принуждений, чем поощрений, больше запретов, чем разрешений, приводит к конфликтам и огорчениям, исключает сотрудничество и радость. Стремление к свободе мыслится ребенком не как хаотическая вседозволенность, а как «свобода выбора несвободы» и переживание этого чувства свободного выбора. Ребенок понимает, что игры без правил не бывает. Главное для него в этом процессе - радость. Это сильная и продуктивная положительная эмоция, которая развивается в процессе служения общему благу, в процессе совершенствования.
Целостное понимание ребенка является для педагога опорой в реализации гуманно-личностного отношения к детям в образовательном процессе. Понимание детства как непрерывного процесса взросления помогает педагогу определить цели воспитания и самому постоянно развиваться. По Ш.А. Амонашвили, «детство в психологическом смысле есть не что иное как процесс взросления; детство входит во взрослость, становясь ее корнями. Детство и взрослость следует рассматривать как целостное движение, в котором происходят развитие и совершенствование сущности человека. Детство не отрывается от взрослости, оно только переходит из одного состояния в другое и для сущности всегда является настоящим. Таким образом, в ребенке уже живет и творит его взрослость, а во взрослом продолжает жить и творить его детство» [1. C. 507].
Учет природных устремлений ребенка в процессе организации педагогической деятельности - это задача всех взрослых, участвующих в воспитании и образовании детей и молодежи. Важно объединить усилия семьи, школы, вуза, так как у нас общая задача - формирование и развитие личности человека.
Методология
Одной из форм сотрудничества могут служить совместные развивающие проекты, организованные за рамками школы, например кве-сты. Квест (от англ. quest - поиски) - это активный и целенаправленный поиск, он всегда сопряжен с игрой и приключениями. Не случайно понятие квеста лежит в основе композиции многих средневековых рыцарских романов (что, кстати, также зафиксировано в одном из значе-
ний английского quest 'отъезд рыцаря на поиски приключений'), а сегодня и романов жанра фэнтези, ролевых и компьютерных игр. Квест известен под другими названиями: бродилка, ходилка, ходилка-бродилка, променад, игра-приключение, квест-игра.
В последнее время все чаще наблюдается тенденция к использованию данной формы поисковой деятельности, особенно в обучении гуманитарным дисциплинам, в том числе в преподавании иностранных языков. Это обусловлено тем, что квест развивает критическое мышление, умение сравнивать, анализировать, классифицировать информацию, а у школьников и студентов повышается мотивация, так как они воспринимают задание как нечто «реальное» и «полезное» [4. C. 3497], что, безусловно, положительно влияет на познавательный процесс.
Существуют разнообразные формы квестов - веб-квесты, медиа-квесты, культурные, социальные, интеллектуальные, образовательные квесты, квесты-экскурсии и др. Но о какой бы форме квеста ни шла речь, едиными будут такие элементы, как:
- определенный ход или сюжет игры;
- проблемная задача, которую должны решить участники квеста, получая подсказки и преодолевая препятствия;
- работа в команде.
Что касается последнего, квестовые задания могут выполняться и индивидуально, однако групповая работа всегда предпочтительнее, так как это способствует снятию психологической напряженности, установлению эмоциональных контактов между участниками игры, в команде они испытывают чувство взаимопонимания и собственной успешности. Наконец, такая совместная деятельность развивает коммуникативные умения, ведь во время игры приходится выслушивать друг друга, оценивать разные мнения, возможно, спорить и в итоге принимать совместное решение. Любой квест отличается также динамизмом и напряженностью, так как на его станциях происходит постоянная смена событий, никто из участников не может заскучать, каждый вовлечен в процесс. При этом все учатся думать и принимать креативные решения во время поиска, что развивает воображение, ведь в такого рода деятельности нет шаблонов, поэтому бывает, что игра имеет непредсказуемое развитие и даже финал, но этим квест и увлекателен.
За последнее время квесты в школьной и университетской среде зарекомендовали себя как эффективная форма работы, как в учебной, так и во внеучебной деятельности. Опыт показывает, что «современные дети лучше усваивают знания в процессе самостоятельного добывания и систематизирования новой информации», и квесты отлично помогают в этом деле [5. С. 47].
Мы использовали методику квестов для проведения дня открытых дверей на факультете иностранных языков (ФИЯ) Томского госу-
дарственного университета (ТГУ), организованного для старшеклассников школ г. Томска (9-11-е классы), преимущественно с углубленным изучением немецкого языка. Наш квест получил название на немецком языке, отражающее его суть: «Rund um Deutsch - Rund um die Uni», что дословно переводится как «Вокруг немецкого языка - вокруг университета». Мероприятие прошло 1 марта 2016 г. в рамках Программы повышения конкурентоспособности ТГУ (проект кафедры немецкого языка ФИЯ, поддержанный по Третьему грантовому конкурсу ТГУ).
Проведенное мероприятие имело характер образовательного, но также рекламного и профориентационного квеста, так как основная цель проекта - привлечение школьников г. Томска для получения дальнейшего образования в ТГУ и тем самым повышение имиджа университета как мощного и уникального образовательного учреждения. Преимущество же образовательного квеста (например, перед лекцией или семинаром в одной и той же аудитории) заключается в том, что его участники не остаются на одном месте, они всегда проходят определенные станции или этапы, решая на них различные задачи и получая взамен нужную информацию. Наше мероприятие носило также черты экскурсионного квеста, предполагающего знакомство с объектами (в нашем случае - университета) в движении и на остановках, обязательно с заданиями и препятствиями.
Помимо названной основной цели проекта (квест для старшеклассников являлся лишь частью целого проекта, направленного на работу с абитуриентами) преследовались также другие цели:
- знакомство с ТГУ (его основными объектами) и ФИЯ как будущим местом обучения абитуриентов;
- предоставление информации о поступлении в университет и о возможностях, которые имеет студент ТГУ, изучающий немецкий язык; повышение мотивации к обучению в ТГУ;
- популяризация немецкого языка как одного из иностранных языков, преподаваемых в университете;
- развитие исследовательских и коммуникативных умений школьников - участников квеста;
- воспитательная цель: вовлечение в процесс подготовки и проведения квеста студентов ФИЯ, развитие их коммуникативной компетенции.
Проведению самой квест-игры предшествовал рекламно-информационный этап: приблизительно за месяц было составлено и размещено на сайте университета рекламное объявление о квесте «Rund um Deutsch - Rund um die Uni». Сотрудники Института инноваций ТГУ обеспечили связь со школами и их участие в игре. В это же время готовился сценарий игры, достигались необходимые договоренности с партнерами в реализации мероприятия (различные подразделе-
ния ТГУ). В квесте приняли участие более 30 учащихся четырех школ г. Томска, учителя немецкого языка, а также более 20 студентов и выпускников ФИЯ ТГУ. На большинстве станций квеста школьники и студенты находились в условиях коллективного взаимодействия на немецком языке.
Ход квест-игры
1-й этап. Приветствие участников и формирование команд. После приветственного слова представителя Института инноваций ТГУ, декана ФИЯ и заведующего кафедрой немецкого языка ребятам был показан фильм о традициях и инновациях университета на немецком языке, подготовленный преподавателями ФИЯ. Далее старшеклассники были поделены на команды: для этого каждый доставал из шляпы пазл и помогал составить одну из двух картинок, возле которых они должны были остаться (лучше при этом находиться в разных частях аудитории, чтобы иметь возможность свободно перемещаться). В нашем случае это были большие и яркие изображения ТГУ и карты Германии с главными достопримечательностями. Таким образом мы получили две команды приблизительно по 15 человек. После этого, в течение двух минут ребята придумали названия командам, озвучили и написали их на выданные бейджи вместе со своим именем, поскольку многие были не знакомы друг с другом. Каждая команда получила от заведующего кафедрой красиво оформленный маршрутный лист с указанием всех станций, которые ей предстояло пройти в сопровождении преподавателя кафедры. Мы решили сконцентрироваться на идее успеха для будущего студента и поэтому дали ребятам понять, что после того, как они в соревновательной форме сами добудут информацию об университете, им предстоит узнать, в чем заключается секрет успешной учебы, и в конце игры сформулировать его.
2-й этап. Станции квест-игры. Школьники отправились командами по станциям квеста согласно своим маршрутным листам. В обеих командах этапы были одни и те же, но проходили они их в разной последовательности. На всех станциях участников встречали студенты ФИЯ, задача которых - выдать задание, дать подсказку, проследить выполнение и т. п. Все задания и подсказки были составлены на немецком языке и выдавались студентами либо в письменном виде, либо передавались словесно. Продвижение в игре было возможно только в случае успешного выполнения задания на предыдущем этапе. Задания на станциях носили самый разноплановый характер. В Музее истории ТГУ краткую экскурсию на немецком языке провели студенты первого курса кафедры немецкого языка, после чего участники должны были разгадать кроссворд, ключевым словом которого стало немецкое
Galerie 'галерея', ставшее подсказкой для следующего этапа - Портретная галерея ТГУ. На этой станции квеста школьникам пришлось поработать с ребусом, изображающим капитана у штурвала с подписью 1888 (дата основания нашего университета). Побродив по галерее, они нашли портрет первого ректора университета Н.А. Гезехуса.
Идея этого этапа также в том, что найденный предмет - это еще и тайник, где хранится следующая подсказка. Подумав, команда нашла за портретом записку с изображением пляшущих человечков: следующая станция - танцевальная. В танцзале Центра культуры ТГУ школьники получили небольшой мастер-класс на немецком языке по исполнению старинного европейского танца, после чего сопровождающий вопросом «А куда еще ходит часто молодежь вместе, кроме танцев, например в школе, каждый день?» подсказывает следующее направление - студенческая столовая университета. В столовой участников квеста угощали конфетами, в которых были завернуты записки с фрагментами немецких пословиц о еде. Продолжение пословиц они должны были найти сами, обращаясь друг к другу. В заключение этого этапа ребят попросили найти в столовой читающего студента и узнать название его книги. Команда успешно нашла книгу «Университетская роща», ставшую следующей подсказкой. В роще ТГУ участникам квеста удалось найти и языческий символ нашего университета - «балбал» (от тюрк. 'каменная баба', древнее изваяние - археологический памятник ТГУ), и символ дружбы - новую достопримечательность ТГУ - «скамью примирения», и экологический символ - белку. После этого сопровождающий спросил школьников, откуда они знают об экологии, о том, чего мы никогда не видели в природе и т.п. Ребята догадались, что им надо идти в Научную библиотеку (НБ) ТГУ. Поднимаясь по лестнице в НБ, сопровождающий команды дал краткую историческую справку о библиотеке, ее фондах, показал ребятам читательский зал, открытый для студентов круглосуточно. Далее в новом исследовательском зале НБ представитель компании Deutsche Welle в Томске рассказала в своей презентации о возможностях использования учебных и научно-исследовательских программ на немецком языке. А заведующая сектором Немецкого читального зала им. Гёте подготовила школьникам игру-викторину на немецком языке, рассказала об истории зала и возможностях его использования. В этом же зале (Немецкий читальный им. Гете НБ) сопровождающий, подводя итог игре команды и напоминая о первоначальном задании, выдал ребятам конверт, из которого они извлекли памятную открытку с цитатой Гёте: «Erfolg hat drei Buchstaben - TUN!» (досл. «Успех имеет три буквы - TUN (делать)». Многое увидев и узнав о жизни современного университета, участники квеста получили ответ от авторитетного немецкого классика: секрет успешного образования - в постоянной работе над собой; игра как бы
закольцевалась. Вторая команда прошла тот же маршрут, но в обратном порядке. После прохождения всех станций школьники вернулись на ФИЯ, на кафедру немецкого языка.
3-й этап. Завершение. Обе команды собрались на кафедре, где их встретил заведующий и напомнил о поставленной задаче, которая теперь была решена (идея успеха для студента). После этого участники мероприятия послушали мини-концерт музыкальной группы выпускников ФИЯ, что стало приятным завершением игры для всех. Были исполнены песни на немецком и английском языках, в заключение - известная «Песня друзей» (из мультфильма «Бременские музыканты»), которую пели уже все дружно на немецком языке (текст песни был выдан). Все участники квест-игры (школьники и студенты) получили сертификаты участия, а также памятные призы.
Результаты
Заключительным этапом реализации проекта стал анализ проведенного мероприятия. С этой целью была составлена анкета для участников квеста, состоящая из 10 вопросов открытого и закрытого типа. По мнению абсолютного большинства участников, квест в стенах ТГУ стал для них интересным, познавательным и необычным мероприятием. Из всех объектов университета, которые удалось увидеть ребятам по пути игры, больше всего им запомнилась Научная библиотека ТГУ, ее новый исследовательский зал, где проходила презентация представителя Deutsche Welle, а также Немецкий читальный зал им. Гете. Ребят приятно удивило современное оснащение библиотеки, они почувствовали ту комфортную среду для студента, которая создана в университете в последнее время.
В анкетах участники указали на то, что изучают немецкий язык с удовольствием и, что очень важно, планируют связать с ним свою дальнейшую жизнь - учебу и работу. Большинство из них выразили серьезное желание продолжить знакомство с ТГУ теперь уже в качестве студентов, более трети - в качестве студентов ФИЯ. Наконец, ребята отметили отличную подготовку и организацию всего мероприятия, его познавательный характер и насыщенность в целом, а также хороший преподавательский коллектив, веселую и приветливую атмосферу, которую придали игре студенты и выпускники ФИЯ.
Заключение
Итак, цель мероприятия «Rund um Deutsch - Rund um die Uni» по привлечению внимания школьников к Томскому государственному университету, ознакомлению с его историей, достопримечательностями, инновационными реалиями, студенческими буднями была реализо-
вана средствами иноязычного проекта. Всех участников квеста объединило и сблизило то обстоятельство, что они владеют немецким языком, который ребята изучают в своих школах и гимназиях, и надеются продолжить его изучение в стенах ТГУ, уже будучи студентами.
Как уже было упомянуто, развитие молодого человека происходит только в условиях преодоления трудностей, в специально организованной среде. Определяющее значение имеет окружение, которое влияет на развитие природных задатков ребенка. Следует также подчеркнуть, что это развитие возможно только в среде взрослых. Очевидно, что формат квеста, разработанного и организованного преподавателями и студентами ФИЯ в академической атмосфере старейшего в Сибири университета, имеющего давние традиции и богатый опыт преподавания немецкого языка и культуры, объединил в себе эти основополагающие черты гуманной педагогики.
Литература
1. Амонашвили Ш.А Гуманно-личностный подход к детям. М. : Институт практиче-
ской психологии ; Воронеж : Изд-во НПО «МОДЭК», 1998. 544 с.
2. Лебеденко А.А Философия сердца в концепции гуманной педагогики. М. : Издательский Дом Шалвы Амонашвили, 2005. 128 с.
3. ЭльконинД.Б. Избранные психологические труды. М. : Педагогика, 1989. 560 с.
4. Калугина Ю.В., Мустафина А. Р. Образовательный квест как интерактивная форма
обучения иностранному языку // Концепт. 2015. Т. 13. С. 350.
5. Халина Е.В. Профориентационное мероприятие в форме квест-игры «Дорога зна-
ний» // Образование. Карьера. Общество. 2014. № 2 (41). С. 50.
Поступила в редакцию 29.06.2016 г.
Сведения об авторе:
Житкова Елена Викторовна - кандидат педагогических наук, доцент, зав. кафедрой немецкого языка факультета иностранных языков Томского государственного университета (Томск, Россия). E-mail: [email protected]
Морева Анастасия Владимировна - кандидат филологических наук, доцент кафедры немецкого языка Томского государственного университета (Томск, Россия). E-mail: [email protected]
Стеклянникова Светлана Юрьевна - старший преподаватель кафедры немецкого языка Томского государственного университета (Томск, Россия). E-mail: [email protected]
FOREIGN-LANGUAGE QUEST AS FORM OF PROFESSIONAL ORIENTATION WORK WITH ENTRANTS
Zhitkova E.V., PhD., Associate Professor, Head of Department of German, National Research Tomsk State University (Tomsk, Russia). E-mail: [email protected] Moreva A.V., PhD, Associate Professor, Department of German, National Research Tomsk State University (Tomsk, Russia). E-mail: [email protected]
Stekljannikova S.J., Senior Lecturer, Department of German, National Research Tomsk State University (Tomsk, Russia). E-mail: [email protected]
DOI: 10.17223/19996195/35/11
Abstract. In article experience of successful holding the Open Day at faculty of foreign languages of Tomsk state university in a non-standard form of a foreign-language quest during which seniors of language schools of Tomsk, future entrants of TGU, independently obtain information on the educational institution interesting them is described and analyzed. Authors of article recognize from what the created identity of the school student not in forces to apprehend and adequately to estimate a surplus of various information and needs the environment which is specially organized by adults. Therefore the help in career guidance is invaluable support in case of the choice of an individual educational trajectory of the entrant. The quest carried lines not only advertizing and professional orientation, but also educational and excursion action within university. The choice of such form has been caused by quest benefits: dynamism, team work, emotional contact between participants, a communicative and creative orientation of game. In article all stages of holding a quest for seniors are in detail provided: preparatory (promotional and informational stage); stages (stations) quest game; analysis of action (questioning of participants). In general results have shown that the difficult organizational component of a quest in a foreign language is justified it by results, both for future entrants, and for university. The experience of implementation of a foreign-language quest offered in work can be used by teachers of other higher education institutions in information work with potential students that is very actual in modern conditions of strengthening of the competition in the sphere of the higher education and increase of the professional training level of teachers.
Keywords: career guidance; Tomsk state university; foreign-language quest; entrant.
References
1. Amonashvili Sh.A. (1998) Gumanno-lichnostnyj podhod k detjam [Humane and personal
approach to children]. Moscow: Institut prakticheskoj psihologii; Voronezh: Izd-vo NPO «MODJeK».
2. Lebedenko A.A. (2005) Filosofija serdca v koncepcii gumannojpedagogiki [The philoso-
phy of heart in the concept of humane pedagogic]. Moscow: Izdatel'skij Dom Shalvy Amonashvili.
3. Jel'konin D.B. (1989) Izbrannye psihologicheskie trudy [Selected psychological works].
Moscow: Pedagogika.
4. Kalugina Ju.V., Mustafina A.R. (2015) Obrazovatel'nyj kvest kak interaktivnaja forma
obuchenija inostrannomu jazyku [Educational quest as an interactive form of teaching foreign languages]. Koncept - Concept. 13. pp. 3500.
5. Halina E.V. (2014) Proforientacionnoe meroprijatie v forme kvest-igry «Doroga znanij»
[Career-oriented activity in the form of a quest game "The way of Knowledge"]. Obra-zovanie. Kar'era. Obshhestvo - Education. Career. Society. 2 (41). pp. 50.
Received 29 June 2016