https://www.doi.org/10.33910/1992-6464-2021-200-77-86
М. С. Логинова
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ДОСКИ MIRO ПРИ ОБУЧЕНИИ РУССКОМУ ЯЗЫКУ КАК ИНОСТРАННОМУ (НА ПРИМЕРЕ ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ «ПРОДУКТЫ»)
В данной статье рассматриваются плюсы и минусы дистанционного обучения. Автор демонстрирует, как с помощью новых программ можно решить проблему отсутствия аудиторной доски. Описывается специфика одного из самых современных инструментов для совместной удаленной работы — виртуальной доской Miro. В статье раскрыты преимущества и недостатки онлайн-доски при обучении русскому языку как иностранному. Автор также предлагает варианты заданий с использованием интерактивной доски Miro для проведения занятий по теме «Продукты» и изучения винительного падежа существительных и прилагательных. В работе приводятся примеры, как преподаватель может ввести новую лексику, закрепить и вывести ее в речь, а также как сделать изучение грамматики через экран монитора интересным и разнообразным.
Ключевые слова: русский язык как иностранный, синхронное обучение, дистанционное обучение, виртуальная доска Miro, продукты.
M. Loginova
USING THE MIRO BOARD IN TEACHING RUSSIAN AS A FOREIGN LANGUAGE: THE CASE OF TEACHING THE FOOD PRODUCTS TOPIC
This article explores the pros and cons of distance learning and demonstrates how new software programs can replace a classroom board. The article also describes the specifics of the Miro virtual whiteboard, which is one of the most modern tools for remote collaboration. The article further describes the advantages and disadvantages of an online whiteboard in teaching Russian as a foreign language. Exercises and assignments using the Miro interactive whiteboard to teach the Food Products topic and the accusative case of nouns and adjectives are suggested. The article provides examples of how a teacher can introduce new vocabulary, consolidate and put it into speech, as well as how to make grammar learning through a monitor screen interesting and varied.
Keywords: Russian as a foreign language, synchronous learning, distance learning, Miro virtual board, food products.
Распространение по всему миру корона-вирусной инфекции привело к режиму жесткого ограничения коммуникации людей и их передвижения. В этот сложный период пандемии COVID-19 единственно возможным вариантом продолжения обучения студентов стало дистанционное обучение.
Взаимодействие педагога и ученика на расстоянии не является новой формой работы, возникшей в XXI веке. Дистанционное обучение появилось еще в конце XVIII века (так называемое «корреспондентское
обучение»). «Учащиеся по почте получали учебные материалы, переписывались с педагогами, посылали учителю на проверку свои письменные работы и получали по почте комментарии преподавателя» [2, с. 117]. Последующее развитие технологий (появление телефона, радио, телевидения, персональных компьютеров, Интернета) только способствовало развитию данного направления. О происходящих в последние годы изменениях в сфере образования главный редактор журнала «Русский язык за рубежом»
И. А. Орехова пишет: «Наше десятилетие ознаменовалось бурным развитием интернет-пространства. Это создало предпосылки для создания интернет-порталов открытого образования и массовых открытых онлайн-курсов. Вузы получили возможность существенно увеличить количество студентов, а все желающие — учиться вне зависимости от места проживания и социального статуса» [4, с. 1]. Специалисты постоянно разрабатывают различные программы и мобильные приложения, облегчающие изучение многих предметов, в том числе и русского языка как иностранного (Leam&Go, Talk2Russia, КаНп-ка). В настоящее время особой популярностью пользуется Instagram, на просторах которого можно найти видеозаписи, тексты блогеров и педагогов на самые разные темы.
Выделяют два формата дистанционного обучения: синхронный (онлайн-встречи согласно фиксированному расписанию) и асинхронный (учащиеся осваивают новые знания по своему индивидуальному графику, часто без ограничений по времени). Согласно статистике, занятия с применением синхронного метода обучения значительно эффективнее и, в связи с этим, более востребованы по сравнению с уроками, проводимыми в асинхронной цифровой образовательной среде. «В отличие от асинхронного формата, в котором действия участников разделены во времени, синхронный формат предполагает одновременное включение в учебный процесс. Обучение происходит в режиме реального времени. <...> языковой урок в синхронной онлайн-среде представляет собой особую форму организации педагогического процесса. Он требует от преподавателя глубокого понимания особенностей коммуникации и владения целым комплексом специальных навыков» [3, с. 27-29]. Синхронный формат обучения предполагает задействование и аудиального, и вербального каналов коммуникации. С одной стороны, студенты слушают голос преподавателя, высказывают свое мнение, с другой — они видят мимику и жесты педагога, различные картинки,
фотографии, надписи, графики, таблицы и т. п. Во время таких занятий активно используется как устное общение (с помощью видеотрансляции), так и письменное (например, посредством чата или функции «Комментарии»).
Безусловно, говоря о дистанционном обучении, нельзя не упомянуть о плюсах и минусах, которыми оно обладает. Среди преимуществ обычно выделяют следующие: 1) возможность учиться из любой точки планеты, где есть хороший Интернет; 2) экономия времени на дорогу; 3) в некоторых случаях наличие гибкого графика проведения занятий (нет привязки к определенному времени); 4) более низкая цена по сравнению с очным форматом обучения; 5) применение современных интерактивных технологий обучения, повышающих мотивацию студентов и динамичность урока; 6) возможность использования многочисленных электронных ресурсов и библиотек во время занятий.
К недостаткам обучения на расстоянии относятся: 1) зависимость от качества сигнала связи и скорости Интернета; 2) большая нагрузка на глаза; 3) отсутствие привычного зрительного контакта; 4) длительное нахождение без движения; 5) невозможность передвижения по аудитории, необходимого для выполнения некоторых заданий (например, различные эстафеты, активные игры на изучение глаголов движения, «Найди в аудитории определенный предмет и дотронься до него», и т. п.); 6) «психологический дискомфорт, вызываемый практически неизбежными помехами, возникающими в ходе учебного общения "через экран" на протяжении достаточно длительного времени» [1, с. 195-209]; 7) проблема удержания внимания в цифровой среде, связанная с вероятной нехваткой самодисциплинированности и усидчивости студентов, с их желанием отвлечься на просмотр всплывающих окон, социальных сетей, электронной почты, сайтов; 8) отсутствие возможности взаимодействовать с материальными объектами; 9) сложности контроля и оценивания работы
учащихся. Некоторые из вышеперечисленных недостатков дистанционного обучения относятся именно к преподаванию онлайн, когда у студентов нет возможности посмотреть запись, нажать на паузу, выбрать удобное время для урока.
К моменту, когда власти ввели ограничения на работу образовательных учреждений, многие педагоги уже были знакомы с особенностями дистанционного обучения. Одни являлись спикерами или слушателями веби-наров, веб-конференций, авторами дистанционных курсов (например, на платформе Coursera или на таких образовательных площадках, как «Универсариум», «Открытое образование», «Образование на русском»), другие практиковали обучение с помощью программы Skype, использовали WhatsApp, Viber и другие мессенджеры. Однако переход на удаленную форму обучения оказался серьезным вызовом даже для многих опытных преподавателей. Педагоги столкнулись не только с такими проблемами, как выбор подходящей платформы и периодически возникающие технические неполадки, но и со сложностями, связанными с организацией работы в группе, удержанием внимания студентов через экран компьютера, контролем их работы и др.
Наиболее распространенной трудностью при проведении эффективного интерактивного занятия стало отсутствие верного помощника как преподавателей, так и студентов — классной доски. Актуальность этой проблемы очевидна, так как на аудиторных занятиях доска используется и для иллюстрации учебного материала, и для введения, отработки новой лексики и грамматики, и для контроля усвоения пройденных тем, и для обучающих игр, и для записи, а затем проверки домашнего задания, и для фиксации спонтанных заметок. Благодаря современным информационным технологиям эта проблема легко решается с помощью интерактивной доски, которая может быть не только аналогом обычной белой доски, но и средством для воплощения новых идей, местом для создания множества интересных упражнений.
На настоящий момент педагог может самостоятельно выбрать и воспользоваться различными обучающими платформами, которые помогут ему заменить аудиторную доску и провести онлайн-занятия в синхронном формате: например, AMW board, Miro, Whiteboard Fox, Webwhiteboard, Conceptboard, Twiddla, GroupBoard, Ziteboard, Limnu Scrib-blar.
Цель данной статьи — описать специфику работы с интерактивной доской Miro, а также предложить педагогам русского языка как иностранного варианты упражнений и заданий для проведения урока в синхронной онлайн-среде.
Виртуальная доска Miro (прежнее название RealimeBoard) была основана россиянином Андреем Хусидом и является одним из самых современных инструментов для совместной удаленной работы в сфере образования и не только. Среди главных удобств Miro — то, что программу не нужно скачивать и устанавливать. Необходимо только вначале зарегистрироваться на сайте (и преподавателю, и студентам), а затем педагогу поделиться с учащимися ссылкой на его онлайн-доску.
Платформа Miro предназначена для совместной дистанционной работы и может вместить огромное количество информации. Данная онлайн-доска предполагает использование различных функций и инструментов: работа с ручкой и ластиком, добавление картинок (отметим, что у Miro есть ускоренный поиск картинок и фотографий), цветных сти-керов, а также прикрепление документов, учебных пособий (целиком) или отдельных страниц из книг, видео; создание различных схем, таблиц, ментальных карт; написание текста, комментариев; общение в чате; экспорт досок в формате PDF.
Интерактивная доска Miro не только позволяет визуализировать многие идеи, но и может стать основой для проведения целого занятия. Она подходит для работы со студентами как на начальном этапе изучения языка, так и на продвинутом. С помощью данного сервиса можно создавать
и классифицировать разнообразные материалы для уроков, объяснять и отрабатывать различные лексические и грамматические темы, устраивать мозговые штурмы, организовывать проектную работу.
Доска Miro также может стать альтернативой или прекрасным дополнением к интерактивным учебникам, которые, вероятнее всего, начнут активно появляться на рынке образовательных продуктов в ближайшее время.
Согласно психолингвистическим наблюдениям, для высокой эффективности усвоения материала на занятиях необходимо задействовать различные виды памяти: эмоциональную, двигательную, словесную и образную. Применение виртуальной доски Miro является отличным способом эмоционального вовлечения слушателей. Интерактивные задания обеспечивают двигательную активность. Упражнения на говорение, письмо, аудирование, подкрепленные визуальным рядом, обеспечивают работу словесной памяти. Картинки, схемы, видео помогают развивать образное мышление. Различные инструменты и функции Miro также могут облегчить преподавателю процесс комплексной подачи материала.
Использование виртуальной доски делает необычными и запоминающимися как индивидуальные занятия, так и занятия с небольшой группой. Неоспоримым плюсом Miro является возможность одновременной работы на доске нескольких людей. Преподаватель может видеть действия каждого ученика и следить за его перемещениями.
Говоря о работе с онлайн-доской, нельзя не упомянуть и о некоторых минусах этой программы. Одним из главных недостатков является отсутствие возможности прикреплять аудиофайлы. Эта проблема легко решается, если преподаватель и ученик параллельно с работой в Miro общаются с помощью других мессенджеров и платформ, например Skype, Zoom, WhatsApp или Viber. Необходимо отметить, что при работе с виртуальной доской важно иметь хороший Интернет.
При плохом соединении картинки загружаются очень медленно.
Далее рассмотрим некоторые варианты работы с виртуальной доской Miro при обучении русскому языку иностранных студентов. Форма организации учебного процесса, а также применение интерактивных технологий не должны влиять на содержание занятия [5, с. 42-50]. Построение урока русского языка как иностранного с помощью онлайн-доски Miro строится исходя из тех же целей и задач обучения, что и занятия в аудитории.
В качестве примера возьмем одну из основных и всегда актуальных тем — «Продукты». Уровень владения изучаемым языком у учащихся — начальный. Целью заданий является формирование и совершенствование навыка употребления речевых конструкций, содержащих существительные и прилагательные в винительном падеже.
В начале урока желательно выполнить упражнение на активизацию словарного запаса. Интересно и быстро это можно сделать с помощью мозгового штурма. На доске Miro преподаватель открывает шаблон Mindmap-ping, после чего учащимся предлагается вспомнить максимальное количество продуктов, которые они знают, и записать их на доске. Задание можно усложнять, ограничивая список продуктов только овощами и/или фруктами, бакалейными товарами. Соревновательный дух и живость добавит работа в командах: одна группа пишет названия только полезных для организма продуктов, другая — вредных. Использование таймера несомненно повысит активность студентов.
Следующее задание направлено как на повторение ранее изученной лексики, так и на знакомство с новой. Это могут быть слова, не входящие в состав лексического минимума, но необходимые для комфортной жизни в России. Студентам предлагается соединить картинки (загруженные на Miro напрямую через Google image search) и словосочетания (прилагательное + существительное), например: сливочное масло, цвет-
ная капуста, чёрный хлеб, подсолнечное масло, зелёный виноград, яблочный сок, овсяное печенье, шоколадные конфеты, ореховый торт, перепелиные яйца, гладкие огурцы, российский сыр, крабовые палочки, кукурузные палочки, творожный сыр, куриные сосиски, томатный соус, горький шоколад, молодой картофель, газированная вода и др.
После изучения наименований продуктов можно перейти к разговору об их цене. Это позволит закрепить новую лексику и вспомнить цифры в сочетании со словом рубль. Преподаватель проверяет интуицию студентов и спрашивает, как они думают, какая стоимость у данных товаров в Москве. В качестве подготовки к этому упражнению на виртуальной доске педагог размещает картинки и пишет их цену, которая сверху закрывается стикером, чтобы не было видно. Модель для ответа: Я думаю, яблочный сок стоит 85рублей. После того, как свое пред-
положение высказали все студенты, преподаватель убирает стикеры и показывает стоимость того или иного продукта. Альтернативой этому упражнению может стать игра на развитие памяти «Мемори». Вначале учащиеся видят на онлайн-доске картинки продуктов и их цену, после чего преподаватель закрывает цифры и просит студентов вспомнить стоимость еды. Отметим, что эти и нижеприведенные упражнения не противоречат принципу «от простого к сложному» и направлены на формирование речевых высказываний.
Тема «Продукты» отлично сочетается с изучением падежей, например винительного. Визуализация влияет на эффективность обучения, поэтому мы рекомендуем разместить на Miro грамматическую таблицу, в которой будут даны для сравнения окончания прилагательных и существительных в именительном и винительном падежах с примерами (см. табл.).
Таблица
Окончания прилагательных и существительных в именительном и винительном падежах
У вас есть ... (Nom.)? Дайте, пожалуйста, ... (Accus.)
ОН adj. noun = Nom.
-ый (hard) -ий (soft) -ой - consonant 0 -й -ь
чёрный хлеб
ОНО adj. noun = Nom.
-ое (hard) -ее (soft) -о (hard) -е (soft)
сливочное масло
ОНА adj. noun adj. noun
-ая (hard) -яя (soft) -а (hard) -я (soft) -ь -ую -юю -у -ю -ь
цветная капуста цветную капусту
Таблица. Продолжение
adj. noun
ОНИ -ые (hard) -ие (soft) -ы (hard) -и (soft) -а (hard) -я (soft) = Nom.
зелёные яблоки
Преимуществом работы на виртуальной доске Miro по сравнению с аудиторной является то, что часть таблицы можно с легкостью закрыть стикером. Это позволит, например, дать студентам возможность вначале самим вспомнить окончания существительных в винительном падеже.
Для отработки грамматического навыка употребления винительного падежа можно предложить следующее упражнение: Посмотрите на картинки и скажите, любите вы эти продукты или нет. Преподаватель заранее готовит на доске Miro два столбика («Люблю» и «Не люблю»), размещает картинки продуктов и дает следующий речевой образец: Горький шоколад (Nom). Я люблю горький шоколад (Acc.) /Цветная капуста (Nom.). Я не люблю цветную капусту (Acc.). Студенты, называя свои предпочтения, двигают картинки в тот или другой столбик. Если занятие проводится в группе, то потом студентов можно попросить озвучить, что любят есть их одногруппники.
Продолжая работать над новой лексикой и винительным падежом существительных и прилагательных, предложите учащимся рассказать, как часто они покупают их любимые продукты. Это задание позволит не только закрепить изучаемый материал, но и повторить слова частотности. Модель ответа приводится на доске: Я редко покупаю газированную воду. Я покупаю яблочный сок каждый день.
После вышеперечисленных заданий плавным и логичным будет переход от моноло-
гической речи к работе с диалогом. Приведем пример диалога:
В продуктовом магазине
Продавец: Добрый день!
Покупатель: Здравствуйте. У вас есть яблочный сок?
Продавец: К сожалению, нет. Есть апельсиновый, виноградный и мультифрукт.
Покупатель: Скажите, пожалуйста, сколько стоит апельсиновый?
Продавец: 77рублей.
Покупатель: Хорошо. Мне один, пожалуйста.
Продавец: Да, конечно. Вот. Что ещё?
Покупатель: Ещё жёлтые помидоры, пожалуйста. Вот эти.
Продавец: Это всё?
Покупатель: Нет. Дайте, пожалуйста, ещё крабовые палочки и чёрный хлеб «Бородинский». Это всё. Сколько с меня?
Продавец: Апельсиновый сок — 77рублей, жёлтые помидоры — 168рублей, крабовые палочки — 114 рублей, чёрный хлеб -52рубля. Всего 411 рублей. Пакет нужен?
Покупатель: Да, пожалуйста.
Продавец: Большой или маленький?
Покупатель: Маленький, пожалуйста.
Продавец: Маленький пакет стоит 3 рубля. Как будете платить? У вас карта или наличные?
Покупатель: Наличные. Вот 500рублей.
Продавец: Ваша сдача — 86 рублей. Спасибо за покупку. Приходите ещё.
Покупатель: Спасибо. До свидания.
Студентам предлагается выполнить следующие задания, направленные на развитие умений аудирования и чтения, а также на формирование коммуникативных навыков: А) Слушайте диалог. Скажите, что купил покупатель и сколько это стоит. Б) Читайте фразы. Кто говорит? Покупатель или продавец? (На доске Miro преподаватель размещает предложения из диалога и картинки продавца и покупателя, таким образом формируя два столбика, куда учащиеся перетаскивают фразы). В) Поставьте фразы в правильном порядке. Слушайте диалог еще раз, проверяйте и читайте по ролям. (Данное задание также выполняется с использованием виртуальной доски).
Для развития умений говорения можно провести ролевую игру «В продуктовом магазине». Вначале студентам нужно разделиться на пары (Покупатель — Продавец), а затем: 1) Продавец смотрит, какие продукты у него есть на прилавке (преподаватель заранее имитирует продуктовый магазин, размещая на интерактивной доске Miro картинки; это не требует длительной подготовки, так как все изображения с прозрачным фоном можно найти не покидая платформы Miro); 2) Покупатель знакомится со своим заданием, в котором сказано, какую именно еду ему нужно приобрести и сколько у него есть денег. Вместо подготовленного преподавателем списка продуктов можно предложить Покупателю узнать, что ему нужно купить в магазине, с помощью Колеса фортуны (например, на сайте https://choice-helper. com/wheelOfFortune/index?lang=ru). Это сделает урок еще более интересным и динамичным.
Одним из компонентов домашнего задания может быть следующее: студенты должны загрузить на онлайн-доску картинки продуктов, которые им нужны для приготовления какого-либо блюда, и ниже написать несколько предложений, следуя модели: В магазине я купил перепелиные яйца, овсяную муку и молоко. Я готовил омлет. Это описание заранее закрывается. На следующем уроке
один учащийся показывает свои картинки, а другие говорят, что он купил и готовил. Затем открывается ответ, и студенты проверяют себя.
Задание «Любимое блюдо» наверняка вызовет эмоциональный отклик у каждого студента. Преподаватель выкладывает фотографии великих личностей, при необходимости дает краткую библиографическую справку о них. Далее учащимся нужно проверить свою интуицию и угадать, чем любили полакомиться известные люди*. На доске Miro студенты соединяют фотографии знаменитостей с картинками и/или названиями разных блюд, например: 1) Леонардо да Винчи — овощной суп минестроне; 2) Николай Гоголь — итальянская паста; 3) Сальвадор Дали — чесночный суп; 4) Михаил Шолохов — свиные сосиски; 5) Марина Цветаева — яблочный пирог. Беседу о любимых блюдах знаменитых людей можно совместить с обсуждением кулинарных предпочтений самих студентов. Для выполнения этого упражнения педагог может дать учащимся следующий речевой образец: Я тоже люблю (обожаю, ненавижу, никогда не ел, очень хочу попробовать) итальянскую пасту (Acc.).
При изучении темы «Продукты» и винительного падежа существительных и прилагательных можно познакомить студентов и с русской историей, а именно с пищевыми пристрастиями царей, императоров, императриц. На виртуальной доске Miro преподаватель размещает фотографии некоторых русских правителей и указывает даты их жизни и царствования. На занятии студенты смотрят на лица, одежду императоров, обращают внимание на время их правления. Можно поинтересоваться, знакомы ли учащиеся с историей России, с биографиями правителей, а также узнать их мнение по поводу царского стола — как они думают, чем питались государи. Затем студенты знакомятся с императорским меню. Лексические трудности снимаются с помощью иллюстраций, разбора слова с точки зрения его образования (например, солёный — соль, солить;
варёный — варить) и/или называния антонимов или синонимов (сладкий банан — кислый лимон). Приведем примеры меню**:
1. Петр I (1672-1725, царь 1682-1721, император 1721-1725): квашеная капуста, перловая каша, кислые щи, анисовая водка, квас.
2. Екатерина II (1729-1796, императрица 1762-1796): суп, тушёные овощи, яблочные пирожки, солёные огурцы, варёная говядина, фрукты.
3. Александр I (1777-1825, император 1801-1825): зелёный чай, земляника, свекольный суп, зернистая икра.
4. Николай I (1796-1855, император 1825-1855): солёные огурцы, гречневая каша, капустный суп, мясо, рыба.
5. Александр III (1845-1894, император 1881-1894):рыба, варёный картофель, фруктовый мусс, горячий шоколад.
Следующее упражнение направлено на закрепление грамматических навыков (именительный и винительный падеж прилагательных и существительных) и повторение новой лексики. Учащимся нужно прочитать текст, расположенный на платформе Miro, и с помощью виртуальной ручки заполнить пропуски и написать подходящее имя императора или императрицы. Ниже приведен вариант задания:
1 )_ел мало. Он любил есть
капустн_суп_, сало, мяс_, рыб_. Ещё каждый день на столе императора были солён_
огурцы. (Николай I)
2 )_вёл здоровый образ жизни
и ел полезн_ед_. Его любимое блюдо — хо-
лодн_свекольн_суп. Император любил
есть зернист_икр_, бел_хлеб_ и пить
зелён_чай_. (Александр I)
3 )_любил каши, особенно перлов_. Её не сложно готовить, но нужно
много времени. Он часто ел квашен_капуст_, кисл_щи, солён_огурцы и лимоны.
Царь обычно пил анисов_водк_ и квас_.
(Петр I)
4 )_любила традиционн_кухн
и экзотическ блюд . На её столе были
варён_говядин_, солён_огурцы и квашен_
капуст_. Она любила есть вкусн_фрукты:
персики, груши, сливы. (Екатерина II)
5)_не любил большой стол. Его
любимые блюда — щи, каш_ и квас. Он часто ездил на рыбалку, а потом ел рыб_
и варён_картофель. Еще император очень
любил пить горяч_шоколад_. (Александр III)
Вместо вышеприведенного задания студентов можно познакомить с распорядком дня только одного правителя, например Петра I, и сравнить царское меню с едой простых людей: Российский царь и император
Пётр I предпочитал традиционн_русск_
кухн_. Царь вставал рано — в 3-4 часа утра.
В 6 часов он ел лёгк_завтрак. В 11-12 часов
у него был обед. На обед Петр I обычно ел
горяч_кисл_щи, гречнев_каш , говяж_
студень и чесночн_заправк_. Царь с удовольствием ел утин_паштет, солён_
огурц_, солён_лимоны. Ещё он любил лим-
бургский сыр, ржан_хлеб, апельсин_,
яблок_, свеж и солёные арбуз_. Пётр Iпил
анисов_водк_, квас, пив_ и хорош_красн_
вин_. После обеда царь спал 2 часа. Вечером царь обычно не ужинал и ложился спать в 22-23 часа. А что ели и пили простые люди в XVIII веке? У них на столе были ржаной
хлеб, квашен_капуст_, солён_огурц_,
ячневая каша, свекольн_суп, блины, молок_,
квас. Дома студенты также могут подготовить текст (устно или письменно) о кулинарных предпочтениях других великих людей (президентов, актеров, певцов, космонавтов и т. п.).
Изучение темы «Продукты», конечно, включает и беседу о ресторане: составление меню, его обсуждение, ролевые игры и т. д. Например, на доске Miro можно расположить заранее подготовленные картинки из меню ресторана «Шоколадница» и попросить студентов распределить слова по группам: «Завтрак», «Обед», «Ужин», «Напитки». Проиллюстрируем: 1) «Завтрак»: овсяная каша, рисовая каша, фирменные сырники, творожная запеканка, фермерский творог; 2) «Обед»: тыквенный суп, куриный
суп-лапша, сливочный крем-суп, мясная лазанья, куриные котлеты, тушёные овощи; 3) «Ужин»: греческий салат, тёплый салат, молодой картофель, диетическая куриная грудка; 4) «Напитки»: классический латте, горячий шоколад, домашнее какао, чёрный чай, зелёный чай, облепиховый чай, имбирный чай, домашний лимонад. Так как названия блюд могут содержать незнакомые слова и вызвать лексические трудности, визуальное сопровождение и комментарии преподавателя являются обязательными.
На уроке необходимо работать и над построением собственных высказываний в зависимости от коммуникативных задач. В рамках изучаемой темы студенты могут составлять и разыгрывать диалоги между официантом и посетителем, учитывая следующие возможные условия: а) сейчас утро (день, вечер); б) клиент очень голодный / на диете; в) максимальный счет в ресторане — 700 руб. и т. п. Это задание также выполняется с использованием интерактивной доски: учащиеся перемещают картинки с блюдами, напитками, деньгами и кредитными картами. В процессе работы над диалогами, студенты закрепляют и грамматические навыки, практикуя употребление винительного падежа существительных и прилагательных в таких фразах, как «Я буду...», «Мне, пожалуйста, ...».
Тема «Продукты», конечно, не ограничивается выполнением только этих заданий. Она тесным образом связана и с изучением других грамматических тем, например родительного (количество, отсутствие каких-либо продуктов), творительного (названия многих блюд) падежей.
Итак, даже в условиях вынужденного дистанционного обучения уроки русского языка как иностранного могут быть яркими, интересными и динамичными. Виртуальная доска является важным инструментом для реализации деятельностного подхода на онлайн-занятиях. Умелое использование педагогом широкого спектра возможностей платформы Miro позволяет не только разнообразить иллюстративный материал и способы выполнения упражнений, но и повышает вовлеченность студентов во время уроков, их мотивацию.
Работая с современными платформами и приложениями, конечно, нужно всегда помнить о принципе «от простого к сложному», о принципе педагогической целесообразности. Виртуальная доска Miro может стать педагогу отличным помощником в обучении студентов лексике, грамматике, выбору содержания высказывания в зависимости от коммуникативной потребности.
Мир меняется, и преподавателям не нужно бояться новых технологий. Различные сервисы, платформы, приложения способны помочь педагогам справиться с реальностью сегодняшнего дня и не испытывать стресс при общении с учениками через экран монитора. Работа с интерактивной доской Miro позволяет педагогу сделать новый шаг в профессии, раскрыть свои творческие способности.
Создание интерактивной среды с использованием виртуальной доски, когда все участники на занятии задействованы и активны, — это эффективный способ сделать обучение русскому языку как иностранному в условиях нынешних пространственных ограничений, а также спрессованности времени, более качественным и быстрым.
ПРИМЕЧАНИЯ
* Информация о любимых блюдах знаменитостей взята на сайте https://egocreo.ru/blogs/663-ljubimye-bljuda-izvestnyh-ljudej.html
** Информация об императорском меню взята на сайте https://cultura.menu/kultura/istoriya/lyubimye-blyuda-russkih-tsarej/
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Виноградова Е. Н., Клобукова Л. П. В поисках золотой середины: дистанционное обучение онлайн и офлайн // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Вопросы образования: Языки и специальность. 2018. Т. 15. № 2. С. 195-209. https://www.doi.org/10.22363/2312-8011-2018-15-2-195-209
2. Вознесенская Е. В. Дистанционное обучение — история развития и современные тенденции в образовательном пространстве // Наука и школа. 2017. № 1. С. 116-123.
3. ЛебедеваМ. Ю., КуваеваА. С. Синхронный онлайн-урок по РКИ как особая форма обучения в цифровой среде // Русский язык за рубежом. 2020. № 2 (279). С. 27-33.
4. Орехова И. А. Предисловие // Русский язык за рубежом. 2018. № 1. С. 1.
5. Ускова О. А., ИпполитоваЛ. В. Дистанционная форма обучения русскому языку как иностранному: проблемы и перспективы // Вестник Московского государственного лингвистического университета. Серия: Образование и педагогические науки. 2017. № 5. С. 42-50.
REFERENCES
1. Vinogradova E. N., Klobukova L. P. V poiskah zolotoy serediny: distantsionnoe obuchenie onlayn i oflayn // Vestnik Rossiyskogo universiteta druzhby narodov. Seriya: Voprosy obrazovaniya: Yazyki i spetsial'nost'. 2018. T. 15. № 2. S. 195-209. https://www.doi.org/10.22363/2312-8011-2018-15-2-195-209.
2. Voznesenskaya E. V. Distantsionnoe obuchenie — istoriya razvitiya i sovremennye tendentsii v obrazova-tel'nom prostranstve // Nauka i shkola. 2017. № 1. S. 116-123.
3. LebedevaM. Yu., KuvaevaA. S. Sinhronnyj onlayn-urok po RKI kak osobaya forma obucheniya v tsifrovoy srede // Russkiy yazyk za rubezhom. 2020. № 2 (279). S. 27-33.
4. OrehovaI. A. Predislovie // Russkiy yazyk za rubezhom. 2018. № 1. S. 1.
5. Uskova O. A., Ippolitova L. V Distantsionnaya forma obucheniya russkomu yazyku kak inostrannomu: problemy i perspektivy // Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo lingvisticheskogo universiteta. Seriya: Obrazovanie i pedagogicheskie nauki. 2017. № 5. S. 42-50.