УДК 372.811.161.1
РОЛЬ МУЛЬТИМЕДИЙНЫХ СРЕДСТВ В ПРЕПОДАВАНИИ РУССКОГО ЯЗЫКА
КАК ИНОСТРАННОГО
И.Н. Очирова
Данная статья адресована тем, кто интересуется возможностью использования современных мультимедийных средств обучения на занятиях по русскому языку как иностранному. В статье описываются различные способы применения мультимедийных технологий в обучении иностранных студентов русскому языку. В частности, приводятся примеры того, как можно использовать интерактивную доску на занятиях, направленных на освоение русской грамматики, и систему дистанционного обучения Moodle в качестве средства для самостоятельной работы иностранных студентов и контроля знаний, необходимых для успешного прохождения экзамена по РКИ.
Ключевые слова и фразы: русский язык как иностранный; мультимедийные технологии; интерактивная доска; система дистанционного обучения Moodle.
THE VALUE OF MULTIMEDIA IN TEACHING RUSSIAN AS A FOREIGN LANGUAGE
I.N. Ochirova
This article is written for those who are interested in using modern multimedia learning tools in teaching Russian as a foreign language. The article describes the various methods of usage of multimedia technologies in teaching foreign students. In particular, the author gives examples of usage of an interactive whiteboardfor Russian grammar, virtual learning environment Moodle as a tool for self-monitoring of foreign students. This activity is necessary for foreign students to pass the exam in Russian as a foreign language.
Keywords and phrases: Russian as a foreign language; multimedia technology; interactive whiteboard; virtual learning environment Moodle.
Целью данной статьи является описание роли мультимедийных средств в процессе обучения русскому языку иностранных студентов и слушателей подготовительного отделения.
В современном мире, когда нам часто приходится получать, обрабатывать, анализировать и сообщать большое количество информации, огромную роль играют современные технологии, которые помогают облегчить нашу жизнь и работу. Мультимедийные средства активно используются практически во всех сферах человеческой деятельности. Образовательный процесс тоже не стал исключением. Начиная с начальной школы, учителя используют интерактивные доски, обучающие программы, позволяющие с одной стороны облегчить работу педагога, а другой стороны разнообразить образовательный процесс. Но если в начальной и средней школе использование мультимедиа ограничено во времени, то в вузе, наоборот, приветствуется частое использование преподавателем современных технологий во время занятий.
Как известно, обучение русскому языку иностранных граждан - процесс сложный и трудоёмкий. Перед преподавателем РКИ стоит задача за короткий срок (примерно 8 месяцев)
научить иностранца говорить, писать по-русски, знать определённое количество русских слов и выражений, владеть грамматикой русского языка. Сделать процесс обучения русскому языку более интересным, динамичным, разнообразным позволяет использование на занятиях различных мультимедийных средств обучения. Самыми простыми средствами обучения являются магнитофон, БУО-проигрыватель. В последнее время на помощь преподавателю РКИ приходят новые современные технологии.
Одним из таких мультимедийных средств, используемых в образовательном процессе, является интерактивная доска, представляющая собой большой сенсорный экран, работающий как часть системы, в которую также входят компьютер и проектор. С помощью проектора изображение рабочего стола компьютера проецируется на поверхность интерактивной доски. В этом случае доска выступает в качестве экрана. С проецируемым на доску изображением можно работать, вносить изменения и пометки. Все изменения записываются в соответствующие файлы на компьютере, могут быть сохранены и в дальнейшем отредактированы или переписаны на съемные носители. В этом случае, электронная доска работает как устройство ввода информации [Усенков 2006].
Интерактивная доска на занятиях русского языка как иностранного позволяет:
1) повысить интерес иностранных студентов к изучаемому материалу;
2) вовлечь всех студентов в группе в работу;
3) способствовать увлечению изучаемым предметом;
4) способствовать созданию наиболее оптимальных условий для освоения русского
языка;
5) разнообразить иллюстративный материал, используемый на занятии;
6) увеличить количество используемого учебного материала за счет экономии времени;
7) разнообразить упражнения по изучаемой теме за счет возможностей анимации, перемещения объектов, изменения и выделения наиболее значимых элементов при помощи цвета, шрифта, а также использования различных инструментов, позволяющих задействовать различные способы усвоения информации.
Интерактивная доска позволяет работать с заранее подготовленными текстами, обучающими и проверочными упражнениями, иллюстрациями, аудиозаписями и видеоматериалами, служащими опорой для введения или активизации материала занятия, повторения и закрепления речевых моделей и грамматических структур, совершенствования навыков чтения и восприятия русской речи на слух, контроля и самоконтроля знаний [Серова 2002].
Так как знакомство со словами, грамматическими категориями и простейшими синтаксическими конструкциями происходит уже с первых занятий РКИ, то работать с
интерактивной доской можно уже на начальном этапе изучения русского языка. Для студентов-иностранцев можно создавать упражнения, в которых они должны будут распределить слова по группам, соответствующим определенной грамматической категории, например, категории рода, одушевленности / неодушевленности. К тому же студент при распределении может вслух проговаривать слова, задавать вопросы к словам (Кто это? Что это?), тренируя произношение и коммуникативные навыки. На начальном этапе при знакомстве иностранцев с категориями одушевленности, рода имен существительных и т.п. можно использовать упражнение с корзиной, куда, например, можно «складывать» слова только мужского рода, или слова, отвечающие на вопрос «Кто?». Остальные слова в корзинку не помещаются. В дальнейшем, с изучением новых тем, подобные упражнения можно изменять в соответствии с той грамматической категорией, которой посвящено занятие (времена глагола, переходность / непереходность, залог и др.).
Как уже было написано, интерактивная доска может быть полезна и для изучения иностранцами лексики. Практически на каждом занятии РКИ студенты-иностранцы знакомятся с новыми словами и выражениями. Освоение новой лексики по определенной теме или повторение пройденного материала можно сделать более интересным и запоминающимся, если, например, предложить студентам разгадать кроссворд, в котором под номером слова скрывается фотография с изображением того, чье название зашифровано в клетках кроссворда (например, животного). Студенты видят изображение и называют слово. В зависимости от уровня владения группы русским языком кроссворды можно усложнять. Наполнение и тема кроссвордов тоже могут различаться на разных уровнях. При составлении обязательно нужно учитывать, во-первых, уровень владения языком студентов, во-вторых, когда этот кроссворд будет разгадываться - во время занятия или во внеурочное время. Если кроссворд предлагается в качестве самостоятельной работы, то объем его может быть больше. Кроме того, тематика кроссворда должна соответствовать теме всего занятия, а также слова, использованные в этом задании, должны использоваться неоднократно. В качестве закрепления материала можно предложить студентам распределить слова по группам (например, домашние и дикие животные) или составить предложения со словами.
Кроме того, интерактивная доска позволяет создавать упражнения, помогающие иностранцам освоить русское словообразование. Вообще работа со словами, наглядная демонстрация того, как изменяется форма слова, или как, к примеру, при помощи суффиксов или префиксов образуются новые слова, очень полезна в группах, где учатся студенты, говорящие на языках с иероглифической письменностью. Такие студенты обычно воспринимают слова целиком, как определенную «картинку», и любое изменение слова они воспринимают, как новое слово. Поэтому демонстрация того, из каких морфем может состоять слово, что такое словоформа, как образуются однокоренные слова, какими
значениями обладают префиксы и суффиксы, помогают названной группе студентов лучше понять систему русского языка. Интерактивная доска предоставляет возможность демонстрировать особенности русского словообразования, поскольку на ней можно перемещать объекты (префиксы, суффиксы и т.д.), что позволяет создавать новые слова. При помощи подобных упражнений можно разбирать тему «Глаголы движения в русском языке», а также работать с темами «Профессия», «Животные» и др.
Помимо всего прочего с помощью интерактивной доски можно создавать упражнения, которые помогут иностранным студентам создавать предложения, правильно формулировать вопросы и т.п. [Очирова 2014а]
Использовать интерактивную доску можно на разных этапах практического занятия: в начале, для проверки пройденного ранее материала, и в процессе занятия для работы над новым материалом, для закрепления изученного, а также в конце занятия.
Еще одной, отлично зарекомендовавшей себя в преподавании русского языка как иностранного, современной технологией является виртуальная обучающая среда Moodle. Эта технология является очень эффективной для дистанционного обучения русскому языку как иностранному, может использоваться в качестве дополнительного средства при самостоятельной работе студентов, а также позволяет преподавателю создавать различные контрольно-измерительные материалы (онлайн-тесты, контрольные работы, проверочные упражнения). В Калмыцком государственном университете платформа Moodle активно используется преподавателями как раз для того, чтобы оперативно проверить полученные в ходе занятия знания, поскольку абсолютно не затрачивается время на проверку контрольных работ [Очирова 2014б].
Кроме того, хотелось бы упомянуть о том, что в процессе обучения не стоит игнорировать и те программы, которые уже имеются в наших компьютерах и поставляются разработчиками Windows. К примеру, программа «Звукозапись» отлично зарекомендовала себя в процессе подготовки к занятиям по аудированию. Она позволяет очень просто и быстро создавать аудиофайлы, которые в дальнейшем с легкостью воспроизводятся на занятиях и позволяют иностранцам научиться воспринимать звучащую речь. Эта программа позволяет преподавателю создавать различные упражнения, необходимые для подготовки студента к выполнению субтеста «Аудирование» экзамена по РКИ (ТБУ, ТРКИ-I и др.), а также подготовить контрольные материалы по разделу «Аудирование».
В заключение стоит сказать, что роль мультимедийных средств в процессе преподавания РКИ несомненно важна. Огромное количество современных образовательных технологий позволяет создавать разнообразные упражнения, направленные на формирование различных знаний, умений и навыков. При наличии достаточного количества времени и желания можно создавать интересные занятия, во время которых иностранные граждане
могут с увлечением заниматься изучением русского языка. Стоит заметить, что современные мультимедийные технологии могут активно использоваться преподавателем на занятиях, но все занятие не должно строиться вокруг них. Ведущую роль в организации учебного процесса должен играть преподаватель. Поэтому не стоит злоупотреблять компьютером, проектором и пр., они должны способствовать достижению цели занятия, но не становиться его центром.
Список литературы
Очирова И.Н. Использование интерактивной доски на занятиях РКИ // Инновационное преподавание русского языка в условиях многоязычия: сборник статей. М.: РУДН, 2014а. С. 161-163.
Очирова И.Н. Возможности использования интерактивной доски при обучении иностранцев лексике и грамматике // Русский язык как родной и неродной в полиэтническом регионе: межвузовский сб. науч. ст. Элиста: Калмыцкий госуд. ун-т, 2014б. С. 40-43.
Серова Л.К. Компьютерные технологии на начальном этапе преподавания РКИ // Традиции и новации в профессиональной деятельности преподавателя русского языка как иностранного: учеб. монография. М.: Российский университет дружбы народов, 2002. С. 4649.
Усенков Д.Ю. Интерактивная доска SMART Board: до и во время урока // Информатика и образование. 2006. № 2. С. 40-44.
References
Ochirova I.N. Ispol'zovanie interaktivnoj doski na zanyatiyakh RKI [The use of interactive whiteboard in the classroom for Russian as a foreign language]. Innovatsionnoe prepodavanie russkogo yazyka v usloviyakh mnogoyazychiya: sbornik statej: v 2 t. [Innovative teaching of Russian language in a multilingual: Digest of articles: in 2 v.]. M.: RUDN Publ., 2014a. Pp. 161163.
Ochirova I.N. Vozmozhnosti ispol'zovaniya interaktivnoj doski pri obuchenii inostrantsev leksike i grammatike [The possibilities of using interactive whiteboards in teaching foreign vocabulary and grammar]. Russkij yazyk kak rodnoj i nerodnoj v poliehtnicheskom regione: mezhvuzovskij sb. nauch. st. [Russian language as native and non-native to a multi-ethnic region: Interuniversity collection of scientific articles]. Elista: Kalmytskii gosud. un-t Publ., 2014b. Pp. 4043.
Serova L.K. Komp'yuternye tekhnologii na nachal'nom ehtape prepodavaniya RKI [Computer technology at the initial stage of teaching Russian as a foreign language]. Traditsii i novatsii v professional'noj deyatel'nosti prepodavatelya russkogo yazyka kak inostrannogo [Traditions and innovations in the professional activity of the teacher of the Russian language as a foreign language]: educational monograph. M.: Rossiiskii universitet druzby narodov Publ., 2002. Pp. 46-49.
Usenkov D.YU. Interaktivnaya doska SMART Board: do i vo vremya uroka [Whiteboard SMART Board: before and during lesson]. Informatika i obrazovanie [Informatics and education]. 2006. № 2. Pp. 40-44.
СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ:
Очирова Ирина Николаевна, кандидат филологических наук, старший преподаватель кафедры русского языка как иностранного и общегуманитарных дисциплин.
Калмыцкий государственный университет им. Б.Б. Городовикова
Россия, 358000, респ. Калмыкия, г. Элиста, ул. Пушкина, 11
E-mail.: [email protected] ABOUT THE AUTHOR:
Ochirova Irina Nikolaevna, Candidate of Philology, senior lecturer of the Department of Russian as a foreign language and a humanities disciplines. B.B. Gorodovikov Kalmyk State University 11 Pushkin st., Elista, Republic of Kalmykia 358000 Russia E-mail.: [email protected]