УДК 378.018.43
Церюльник Анна Юрьевна
старший преподаватель
кафедры русской филологии
Тихоокеанского государственного университета
АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ В ПЕРИОД ПАНДЕМИИ ДОУЮ-19
Tceryulnik Anna Yurevna
Senior Teacher, Department of Russian Philology, Pacific State University
TOPICAL ISSUES OF DISTANCE LEARNING DURING THE COVID-19 PANDEMIC
Аннотация:
Статья посвящена проблемам дистанционного обучения студентов, среди которых автор выделяет необходимость совмещения синхронной и асинхронной методик, а также готовность преподавателей использовать интернет-технологии в целях оптимизации процесса обучения в современных условиях. В рамках обозначенных методик анализируются различные интернет-инструменты. Рассматривается использование электронной обучающей среды на базе Moodle для асинхронного (офлайн) дистанционного обучения. Отмечаются ресурсы программы Zoom для организации видео-конференц-связи (демонстрация, сессионные залы, комментирование, зал ожидания и др.), которую следует оценивать в рамках синхронного (онлайн) дистанционного обучения. Автор показывает возможность адаптации традиционных педагогических задач к условиям дистанционной работы на примерах. Также подчеркивается необходимость наглядности, которую в дистанционном формате способны обеспечить виртуальные доски. Названы причины, препятствующие полноценному овладению преподавателями интернет-технологиями. Автор приходит к выводу, что педагогам необходимо повышать уровень IT-компетенции для обеспечения качества дистанционных занятий и улучшения взаимодействия со обучающимися, и предлагает пути решения проблемы. Представлен опыт дистанционной работы автора со студентами-иностранцами, изучающими русский язык.
Ключевые слова:
коронавирус, пандемия, дистанционное обучение, высшие учебные заведения, видео-конференц-связь, Zoom, виртуальные доски, графический планшет, онлайн-занятия
Summary:
This paper is focused on topical issues of students' distance learning, among which the author considers the need to combine synchronous and asynchronous methods of distance learning, as well as the teachers' willingness to use Internet technologies in order to optimize the learning process in modern conditions. Within the framework of these methods, various Internet tools are analyzed. The use of an electronic learning environment based on Moodle for asynchronous (offline) distance learning is considered. There are significant opportunities of the Zoom program for organizing video conferencing (demonstration, session halls, comments, waiting room, etc.), which should be considered in the framework of synchronous (online) distance learning. The author shows the possibility of adapting traditional pedagogical tasks to the conditions of remote work using specific examples. It also emphasizes the need for visual aids, which virtual boards can provide in a remote format. The reasons that prevent teachers from fully mastering the designated Internet technologies are noted. The author comes to the conclusion that teachers need to increase the level of IT competence to ensure the quality of distance learning and improve interaction with students, and suggests ways to solve the problem. The article presents the author's experience of remote work with foreign students studying Russian.
Keywords:
coronavirus, pandemic, distance learning, higher education institutions, video conferencing, Zoom, virtual boards, graphic tablet, online classes
Активное распространение новой коронавирусной инфекции в настоящее время предопределяет обращение к дистанционному взаимодействию между преподавателями и студентами в образовательном секторе. Под дистанционным обучением понимается организация образовательного процесса с использованием дистанционных образовательных технологий, которые предполагают «применение информационно-телекоммуникационной инфраструктуры для передачи информации и опосредованного синхронного или асинхронного взаимодействия обучающихся и педагогических работников» [1, с. 126].
В настоящее время существуют противники дистанционного обучения, которые считают, что качественные знания передаются исключительно в очном формате в учебной аудитории университета [2]. Безусловно, эта позиция может быть актуальна, когда речь идет о каких-либо высокотехнологичных процессах, реализуемых на занятиях, обязательном использовании специального лабораторного оборудования и т. д. Однако в остальных случаях имеется возможность максимально приблизить онлайн-занятия к очным и в результате не только исключить минусы, но и обозначить преимущества подобной удаленной работы перед традиционной в стенах университета. В этом контексте мы согласны с мнением Л.Б. Шнейдер, которая считает, что при утверждении «компьютер не сможет заменить учителя» происходит фальсификация реальности,
поскольку «компьютер никого и не заменяет. Его основная роль в том, что он облегчает встречу преподавателя и обучающего, связывает их. За мастерство педагога он не отвечает, поскольку не способен ни возвеличивать его, ни обнулять. Полное смысла взаимодействие, эвристичное общение может осуществляться и с помощью цифрового устройства» [3, с. 19-20]. Среди преимуществ дистанционного обучения выделяются следующие: возможность совмещения учебы и работы, осуществление процесса обучения с максимальным применением современных информационных технологий, возможность не зависеть от месторасположения университета и при этом осваивать учебный курс в удобное время [4].
Можно выделить две основные методики дистанционного обучения - синхронное (онлайн-обучение - в режиме реального времени, например при помощи программ видео-конференц-связи) и асинхронное (офлайн-обучение - с некоторой отсрочкой во времени, когда задания выкладываются в сеть и обозначаются сроки выполнения задач).
Для офлайн-взаимодействия можно использовать систему управления курсами, также имеющую название «виртуальная обучающая среда». Наиболее известными являются Moodle, ATutor, Claroline, TrainingWare Class. Например, в Тихоокеанском государственном университете существует система электронного обучения Eos.pnu.edu.ru, которая в настоящее время активно применяется для дистанционного обучения студентов. Она содержит учебные материалы в соответствии с образовательными программами. Доступ предоставляется в индивидуальном порядке с помощью персонального имени пользователя (логина) и пароля. В основе электронной системы обучения лежит инструментальная среда Moodle. Ее набор функций позволяет добавлять в систему материалы, среди которых выделяются статические и интерактивные элементы, обеспечивающие успешность достижения определенных целей. Важной частью курса выступает «Лекция». В данном компоненте имеется возможность последовательно структурировать все темы и разделы. Еще одним значимым элементом является «Задание». В нем преподаватель может разместить задания, установить формат оценивания, контрольные точки выполнения. Элемент «Тест» обеспечивает проверку знаний студентов, при этом задействуются разные типы вопросов: «короткий ответ», «верно/неверно» и др. Здесь можно устанавливать несколько попыток с отсрочкой во времени (например, 24 ч между двумя попытками), перемешивать вопросы, ограничивать время для прохождения теста [5]. Данные функции позволяют максимально объективно производить проверку знаний обучающихся.
Среди интерактивных элементов можно еще выделить «Глоссарий», «Рабочую тетрадь», «Семинар», «Игру», «Опрос», «Вики» и др. К статичным ресурсам Moodle относятся «Гиперссылка», «Книга», «Страница», «Файл», «Папка» и др. Все эти компоненты делают электронный курс более логичным, структурированным, а также обеспечивают взаимодействие преподавателя и студента.
Подобные системы управления курсами играют большую роль в дистанционном обучении, поскольку позволяют систематизировать процесс обучения и предоставляют студентам круглосуточный доступ ко всему учебному материалу. Однако ограничиваться только методикой асинхронного дистанционного обучения не следует, так как увеличить продуктивность и достичь результатов возможно при ее совмещении с прямым контактом преподавателя с обучающимся, т. е. с использованием синхронного дистанционного обучения [6]. Эту возможность дает внедрение в учебный процесс программ видео-конференц-связи, благодаря которым преподаватель, работая с группой, может слышать и видеть ее участников. К подобным программам относятся Zoom, Skype, DingTalk Lite, Google Meet, Microsoft Teams, TrueConf и др. Однако лидером среди подобных ресурсов на данный момент является Zoom. Превосходство обусловлено самым богатым функционалом.
Следует рассмотреть некоторые из имеющихся возможностей в бесплатной версии. Так, при помощи Zoom можно организовывать онлайн-встречу, в которой может принимать участие до 100 человек. У преподавателя-организатора имеется инструмент «Зал ожидания». В этом случае студент сможет зайти в учебную виртуальную аудиторию только после того, как преподаватель подключит его. В процессе занятия организатор может, например, при выполнении игровых задач перевести обучающегося на какое-то время в «Зал ожидания» и потом снова вернуть его в виртуальную комнату.
Важной функцией в Zoom являются сессионные залы. Их наличие дает возможность преподавателю разделить студентов на группы для выполнения различных задач (например, каждая группа должна подготовиться к ситуации, составить диалоги в рамках изучения иностранного языка). Нахождение в разных виртуальных комнатах позволяет обучающимся не мешать друг другу при подготовке, а преподавателю - контролировать их работу, оказывать при необходимости помощь, заходя в разные аудитории. Это было бы невозможно, если бы на период подготовки участники отключались от конференции.
Несомненным позитивным аспектом выступает то, что разработчики Zoom регулярно обновляют программу. Возникают новые функции, модернизируются уже имеющиеся. В частности, у участников недавно появилась возможность самостоятельно выбирать открытые аудитории сессионных залов, в то время как раньше только организатор мог распределить их автоматически или вручную. Такой дополнительный функционал особенно полезен, если проводится онлайн-занятие с большим количеством обучающихся. Каждый сам может выбрать себе группу для работы. Этот инструмент также можно использовать, например, при проведении онлайн-конферен-ций, на которых есть несколько секций.
Ключевой функцией, также предусмотренной в бесплатной версии Zoom, является демонстрация экрана. Конечно, она реализована фактически во всех программах видео-конференц-связи. Однако отметим наличие в Zoom большого разнообразия форматов демонстрации. Так, имеется возможность отображать полностью весь экран монитора, открытые окна программ, какую-либо часть экрана (любого размера), материалы со второй камеры, только звук (без экрана), слайды презентации, файлы, находящиеся в облаке. Все эти элементы будут полезны для выполнения различных задач. В частности, передача только звука необходима при обучении аудированию в рамках курса иностранного языка. Демонстрация при помощи второй камеры позволит направить ее, например, в тетрадь преподавателя, а через первую камеру студенты смогут видеть самого организатора занятия. К тому же вторая камера может быть подвижна в отличие от встроенной камеры ноутбука или моноблока.
На наш взгляд, процесс обучения в режиме видео-конференц-связи обязательно должен проходить с включенными камерами, которые обеспечивают видимость всех участников онлайн-занятия, поскольку это позволяет максимально приблизить ситуацию к очной форме, сократить дистанцию между участниками. При этом включенная камера дисциплинирует студентов, а преподавателю обеспечивает возможность контроля.
Демонстрация отдельного файла (т. е. не всего экрана монитора) позволяет организатору открывать параллельно рабочие файлы, которые студентам не нужно показывать. Таким образом исключается необходимость использовать экран другого монитора.
Уникальной функцией Zoom является возможность комментировать любую демонстрацию (в том числе предлагаемую студентами). Данный инструмент позволяет вносить дополнительный текст, рисунки, пометки, что обеспечивает лучшее восприятие материала. Данные элементы можно применять поверх любого демонстрируемого приложения (например, презентации, учебника). При этом предусмотрена функция удаления всех записей или сохранения изображения вместе с внесенными изменениями. Можно также предоставить доступ к комментированию обучающимся и делать совместные пометки.
Кроме того, в Zoom можно реализовывать мероприятия, направленные на развитие коммуникативной и страноведческой компетенций у студентов. Например, кафедрой русской филологии Тихоокеанского государственного университета 25 декабря 2020 г. было проведено интерактивное онлайн-занятие «Новогодняя почта в ТОГУ», участниками которого стали преподаватели кафедры, сотрудники Управления международной деятельности ТОГУ и обучающиеся на кафедре.
Несмотря на разницу во времени, в онлайн-трансляции новогоднего мероприятия приняли участие более 70 студентов из разных стран: Колумбии, Китая, Кореи, Монголии, Республики Чад, Намибии, Японии. Занятие прошло в форме лекции-презентации о новогодних и рождественских традициях в России с включением видеопоздравлений обучающихся. Такие акции способствуют лингвокультурной адаптации иностранных студентов в новой академической среде, особенно в условиях дистанционного обучения [7].
Таким образом, традиция проведения подобного масштабного ежегодного мероприятия не была нарушена из-за пандемии, а кафедра русской филологии ТОГУ приобрела опыт его организации в онлайн-формате при помощи Zoom. Более того, студенты смогли записать и показать видеопоздравления из разных стран, что придало мероприятию особый колорит.
Как отмечает Л.Ф. Крапивник, «использование Zoom при организации учебного процесса позволяет обеспечить преемственность при переходе с привычного формата обучения на дистанционный формат и в максимальной степени снять возникающие при этом методические, организационные и психологические трудности и проблемы» [8, с. 13]. Как видим, в существующей реальности, когда границы закрыты, а университеты в целях безопасности переводят обучение в дистанционный режим, важно не потерять контакт со студентами, помочь им преодолеть сложности, которые могут появиться в процессе работы. Именно в этом случае Zoom содействует выполнению поставленных задач.
Безусловно, для лучшего усвоения материала в процессе учебного занятия необходима наглядность. Ее помогают обеспечить виртуальные доски. Они позволяют совместно со студентами в режиме реального времени работать с визуальным контентом. Как отмечает О.В. Фрик, «использование возможностей виртуальной онлайн-доски относится к новым образовательным технологиям, актуальность которых объясняется спецификой нашего времени, когда результаты общественного прогресса концентрируются в основном в информационной сфере» [9].
В Zoom имеется встроенная виртуальная доска, но ее инструменты ограниченны. Например, на нее нельзя загружать изображения, файлы; фон только белый, без линейки или клетки; существуют ограничения в размере; невозможно вносить изменения в напечатанный текст; нельзя одновременно демонстрировать доску и другой файл. Данные недостатки стали критичными, поэтому мы изучили ресурсы сторонних виртуальных досок (Twiddla, IDroo, NoteBookCast, Awwapp, MIRO, SketchPad, Padlet, Limnu, Scrumblr, Cacoo Drawchat, WikiWall и др.). У каждой из них имеются разнообразные полезные функции как в платной версии, так и в бесплатной. Некоторыми досками можно пользоваться без регистрации. Предусмотрены возможности рисования, набора текста, добавления файлов, ссылок, некоторых графических элементов и др. Так, И.А. Петрова рассматривает виртуальную доску в качестве «инструмента поддержки электронного обучения, который позволяет в интерактивном режиме проводить занятия, вовлекать студентов в активное общение и взаимодействие в режиме реального времени» [10].
Изучив наиболее распространенные онлайн-доски как в русскоязычном интернет-сегменте, так и в иноязычном, мы остановили выбор на продукте Microsoft Whiteboard. Данная виртуальная доска - удобный, легкий в работе сервис для хранения, организации и совместной работы с различным контентом. Программу можно загрузить из магазина Microsoft. Сервис бесплатен и поддерживает кириллицу. Программа устанавливается на компьютер, а сами доски хранятся в облаке Microsoft (необходима регистрация). Этот сервис будет удобным инструментом при организации образовательной и проектной деятельности. Microsoft Whiteboard представляет собой программу, в которой можно создавать неограниченное число досок. На них можно размещать печатный и рукописный текст, фото, заметки, а также скриншоты страниц из файлов Word, Power Point и PDF. Кроме того, можно выбирать цвет и толщину маркера. Сама доска является фактически бесконечной, с функцией уменьшения и увеличения ее масштаба. Плюсом является и то, что при демонстрации можно параллельно показывать на экране учебник/презентацию и данную доску. Преподавателю можно самостоятельно работать с доской или настраивать доступ для совместной работы со студентами.
Важной особенностью программы является функция выбора как цвета фона доски, так и его текстуры. Для математиков, например, полезен вариант фона в клетку, при обучении иностранных студентов письму на начальном уровне мы используем фон в линейку. Конечно, в данном случае печать при помощи клавиатуры не совсем уместна, поскольку иностранные студенты должны учиться правильно писать в тетради и корректно соединять буквы. Именно поэтому текст на доске вносится рукописным способом. Однако писать так при помощи компьютерной мыши сложно, почерк значительно искажается. В связи с этим задействован графический планшет XP-Pen StarG960 со стилусом (рисунок 1).
Рисунок 1 - Графический планшет
Данный гаджет помогает писать как в тетради (рисунок 2). Стилус у названной модели не тяжелее обычной ручки. При этом он работает без батареек, что является плюсом.
Акг07Члсм4емНое. 1ШАФ
- йг ~а - 9
ЛОлпЩ 7 1 тьШ
Рисунок 2 - Использование виртуальной доски с графическим планшетом
С февраля 2020 г. почти все свои работы студенты, обучающиеся дистанционно, представляют в виде фотографий страниц тетрадей. Весной много времени уходило на проверку и исправления при помощи компьютерной мыши. В настоящее время размещение работ на виртуальной доске и проверка посредством графического планшета значительно ускорили процесс исправлений.
Следует отметить, что использование всех рассмотренных особенностей дистанционного процесса обучения предполагает наличие у преподавателей соответствующих ^-компетенций. Однако не все готовы к дистанционному формату работы, при котором необходимо осваивать новые современные технологии. Среди причин нужно выделить следующие.
- Неопределенность в российской системе образования, спровоцированная российскими реформами.
- Недостаточная распространенность дистанционных технологий, применяемых в повседневной профессиональной деятельности преподавателей вуза. Следует отметить, что подобные сложности возникают не только у российских педагогов, но и у зарубежных коллег [11]. Об этом свидетельствует мониторинг научных кадров высшей квалификации за 2019 г., из которого видно, что 24,3 % преподавателей с ученой степенью не проводили онлайн-занятия за последние 3 года [12].
- Неспособность педагогов отказаться от имеющихся установок, связанных с моделью проведения занятий, существенно усложняет процесс совершенствования умений в области использования возможностей интернет-среды в образовательных целях, внедрения интерактивных форм обучения [13].
Особые трудности взаимодействие с интернет-технологиями вызывает у преподавателей в возрасте старше 65 лет, которые только отчасти освоили возможности, предлагаемые электронными средствами связи. В исследовании аналитического центра НАФИ, которое было проведено в марте 2020 г., отмечается, что около 33 % российских педагогов нуждаются в помощи при проведении онлайн-занятий, поскольку не обладают достаточным объемом знаний в области использования интернет-ресурсов и программ; также 9 % респондентов сообщили, что им требуется консультация технических специалистов. При этом помощь необходима и из-за проблем, связанных с технической оснащенностью рабочего места (например, с устаревшей техникой, медленным соединением с Интернетом), - данный аспект выделили 31 % опрошенных. Четверть российских педагогов (26 %) указали, что испытывают дефицит навыков и знаний для перехода на удаленный формат. Подобные факторы обусловливают сведение дистанционного обучения, к сожалению, к формальной пересылке заданий по электронной почте и почти полному отсутствию обратной связи [14]. Здесь мы согласимся с Т.А. Танцурой, утверждающей, что преподаватели должны быть способны «не только доносить программное содержание дисциплины студентам, но и уметь на достаточно хорошем уровне владеть компьютером и новыми интернет-технологиями» [15, с. 356], чтобы быстро реагировать на меняющиеся условия в социуме и обеспечивать качественное обучение.
В связи с этим для педагогов важно организовывать в университете курсы повышения квалификации, направленные на изучение основ 1Т-грамотности (разработка собственных учебных курсов, преподавание с использованием программ ВКС, а также других программ и интернет-ресурсов). Также представляется значимым тесное взаимодействие преподавателей, обладающих большим педагогическим опытом (но неуверенных пользователей ПК), и преподавателей, имеющих опыт применения онлайн-ресурсов в педагогической практике (в том числе ^-специалистов). Возможно выделение на кафедрах университета экспертов в области интернет-технологий, которые смогут в дальнейшем делиться опытом, участвуя в процессе повышения квалификации коллег и помогая им осваивать новые инструменты онлайн-обучения.
В заключение нужно сказать, что в настоящее время цифровые технологии развиваются активными темпами. Предоставляются большие возможности для решения различных задач, в том числе в образовательной сфере. В связи с этим множество ресурсов и программ цифровой среды при совмещении асинхронной и синхронной методик дистанционного обучения позволяет делать процесс обучения более продуктивным и интересным для студентов, усиливать их мотивацию к получению новых знаний, улучшать взаимодействие студентов и преподавателей. При этом регулярное повышение квалификации преподавателей, направленное на изучение новых способов удаленного обучения, дает возможность адаптировать традиционные технологии, используемые на занятиях в стенах университета, не только без снижения качества, но и с выделением в некоторых случаях преимуществ интернет-среды. Именно подобная гибкость при полноценном применении современных технологий крайне необходима в связи с непростой ситуацией в мире, когда пандемия вносит серьезные коррективы в разные области жизни, в том числе в процесс образования.
Ссылки:
1. Гречушкина Н.И. Онлайн-курс: определение и классификация // Высшее образование в России. 2018. № 6. С. 125-134.
2. Артебякина Н.А., Лукашевич С.В. Проблемы дистанционного образования // Поволжский педагогический поиск. 2020. № 2 (32). С. 117-123.
3. Шнейдер Л.Б. Реальности дистанционного обучения в контексте пандемии // Высшее образование сегодня. 2020. № 7. С. 18-23. https://doi.org/10.25586/RNU.HET.20.07P.18.
4. Орусова О.В. Как коронавирус изменил систему высшего образования: анализ перехода вузов на дистанционное обучение // Научное обозрение. Сер. 1: Экономика и право. 2020. № 3. С. 184-195. https://doi.org/10.26653/2076-4650-2020-3-17 ; Яшина Л.И. Дистанционное обучение в вузе: содержание и технологии // Вестник Сургутского государственного педагогического университета. 2019. № 1 (58). С. 142-147. https://doi.org/10.26105/SSPU.2019.10.99.015.
5. Moodle: руководство преподавателя [Электронный ресурс] // Центр дистанционной поддержки обучения ФГБОУ ВО РГПУ им. А.И. Герцена. URL: https://moodle.herzen.spb.ru/file.php/1/Moodle - Руководство преподавателя.pdf (дата обращения: 24.02.2021).
6. Гаевская Е.Г. Дистанционное образование, дистанционное обучение: к вопросу о терминологии // Интернет и современное общество : сборник докладов. СПб., 2011. С. 261-266 ; Шульга И.Б. Адаптация активных методов обучения к средствам дистанционного образования // Образование через всю жизнь: непрерывное образование в интересах устойчивого развития : материалы 12-й Международной конференции. В 2 т. СПб., 2014. Т. 2. С. 106-109.
7. Пылкова А.А. Международная «Новогодняя почта» заработала в ТОГУ [Электронный ресурс] // Официальный сайт Тихоокеанского государственного университета. 2020. 28 дек. URL: https://pnu.edu.ru/ru/news/2020-12-28-project (дата обращения: 24.02.2021).
8. Крапивник Л.Ф. Изучение русского языка в Японии в период пандемии: современные педагогические технологии // Мир педагогики и психологии. 2020. № 9 (50). С. 9-14.
9. Фрик О.В. О дидактических возможностях использования виртуальной доски Padlet в образовательном процессе вуза // Вестник СИБИТа. 2020. № 1 (33). С. 15-19. https://doi.org/10.24411/2225-8264-2020-10003.
10. Петрова И.А. Возможности использования виртуальной доски в учебном процессе вуза // Новое слово в науке: перспективы развития. 2015. № 2 (4). С. 131-132.
11. Wahab A. Online and Remote Learning in Higher Education Institutes: A Necessity in Light of COVID-19 Pandemic // Higher Education Studies. 2020. Vol. 10, no. 16. P. 16-25. https://doi.org/10.5539/hes.v10n3p16.
12. Волкова Г.Л., Шматко Н.А. Базовые и продвинутые цифровые навыки российских исследователей [Электронный ресурс] // Институт статистических исследований и экономики знаний : официальный сайт. 2019. 20 дек. URL: https://is-sek.hse.ru/news/325242802.html (дата обращения: 24.02.2021).
13. Готовность преподавателей вузов к дистанционной работе в период пандемии COVID-19 / Е.Б. Пучкова, Л.В. Тем-нова, Е.А. Сорокоумова, Е.И. Чердымова // Перспективы науки и образования. 2020. № 6 (48). С. 89-102. https://doi.org/10.32744/pse.2020.6.8.
14. Половина педагогов оказались не готовы к переходу на дистанционное обучение [Электронный ресурс] // НАФИ : аналитический центр. 2020. 7 апр. URL: https://nafi.ru/analytics/polovina-pedagogov-okazalis-ne-gotovy-k-perekhodu-na-distantsionnoe-obuchenie (дата обращения: 24.02.2021).
15. Танцура Т.А. Аспекты дистанционного обучения в современных условиях // Мир науки, культуры, образования. 2020. № 2 (81). С. 355-358. https://doi.org/10.24411/1991-5497-2020-00326.
Редактор: Тюлюкова Мария Олеговна Переводчик: Кочетова Дарья Андреевна