13.00.02 - ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ (ПО ОБЛАСТЯМ И УРОВНЯМ ОБРАЗОВАНИЯ) (ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ), 13.00.08 - ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ) 13.00.02 - THEORY AND METHODS OF TRAINING AND EDUCATION (BY AREAS AND LEVELS OF EDUCATION) (PEDAGOGICAL SCIENCES), 13.00.08 - THEORY AND METHODOLOGY OF VOCATIONAL EDUCATION (PEDAGOGICAL SCIENCES)
УДК 378.147 ГОРБАЧЕВА О.А.
кандидат педагогических наук, доцент, кафедра теории и методики физической культуры и спорта, Орловский государственный университет имени И.С. Тургенева E-mail: [email protected] ГОРЛОВА Ю.И.
кандидат педагогических наук, доцент, кафедра теории и методики физической культуры и спорта, Орловский государственный университет имени И.С. Тургенева E-mail: [email protected] НИКИТИНА И.В.
кандидат педагогических наук, доцент, кафедра теории и методики физической культуры и спорта, Орловский государственный университет имени И.С. Тургенева E-mail: [email protected]
UDC 378.147
GORBACHEVA O.A.
Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor, Department of Theory and Methods of Physical Culture and
Sport, Orel State University E-mail: [email protected] GORLOVA YU.I.
Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor, Department of Theory and Methods of Physical Culture and
Sport, Orel State University E-mail: [email protected] NIKITINA I.V.
Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor, Department of Theory and Methods of Physical Culture and
Sport, Orel State University E-mail: [email protected]
ВИДЫ И ВОЗМОЖНОСТИ ИНТЕРНЕТ-СЕРВИСОВ И ПЛАТФОРМ ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИИ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ ВУЗОВ
TYPES AND POSSIBILITIES OF INTERNET SERVICES AND PLATFORMS FOR ORGANIZING DISTANCE LEARNING IN UNIVERSITY
В статье представлена авторская классификация интернет-платформ и сервисов, потенциал которых может быть использован для организации дистанционного формата обучения. Рассмотрены их возможности и особенности с учетом потребностей образовательного процесса в вузе. Приведен краткий обзор новых педагогических методов и форм работы («перевернутый класс», «двойное образование»), которые могут использовать потенциал удаленного взаимодействия преподавателя со студентами и повысить эффективность учебного процесса.
Ключевые слова: дистанционное обучение, образовательные интернет-платформы, онлайн-тестирование, видеоконференция.
The article presents the author's classification of Internet platforms and services, the potential of which can be used to organize distance learning format. Their capabilities and features are considered taking into account the needs of the educational process at the university. The article provides a brief overview of new pedagogical methods and forms of work ("inverted class", "double education"), which can use the potential of remote interaction between the teacher and students and increase the effectiveness of the educational process.
Keywords: distance learning, educational online platforms, online testing, video conferencing.
Форс-мажорные обстоятельства всегда являются неизбежным поводом для принятия нестандартных решений и вынужденного перехода к новым способам достижения целей и не апробированным в широкой практике формам работы. Кризисные этапы развития таят в себе не только опасность, но и благоприятную возможность для осуществления качественных перемен, осуществлению которых в обычной жизни часто мешает инертность и непринятие Пандемия коронавируса СОУГО-19 поставил систему высшего образования многих стран перед выбором: смириться с внешними обстоятельствами, нарушив учебный процесс и отложив на время освоение образовательной программы, или использовать возможности новых информационных и коммуникационных технологий в рамках временного перехода на дистанционный формат обучения. Интуитивно угадываемое будущее высшего образования сегодня неожиданно стало его настоящим [3, с. 25]. Одним из решающих факторов, от состояния которых зависит эффективность организации дистанционного обучения в вузе, является фактор технологического обеспечения образовательного процесса, отражающий наличие технических устройств и аппаратных средств, интернет-связи с достаточной для устойчивого сигнала скоростью, ИКТ-компетенции педагогов и возможности технологической интернет-платформы как
основы нового формата обучения.
Стартовые условия организации дистанционного обучения в российских вузах в период ограничений оставляют желать лучшего. По результатам исследования, проведенного в 2019 г. в рамках Мониторинга научных кадров Института статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ, было выявлено, что средний уровень развития необходимых для организации дистанционного обучения цифровыми компетенций у преподавателей российских вузов оценивался ими на 3,2 балла из 5 возможных, более 12% указывают на полное отсутствие таких навыков. Опыт проведения учебных и научных мероприятий в удаленном формате (вебинары, конференции, лекции) отсутствовал у каждого четвертого университетского педагога, изредка удаленно или по видеосвязи в таких мероприятиях принимали участие 36% респондентов, периодически - 28% и только 11% - регулярно. Готовность российских студентов к организации дистанционного обучения еще ниже: только 12% студентов вузов имеют опыт использования интернет-технологий для удаленного обучения. В целом такие данные соответствуют европейским показателям, где к такому формату готовы около 13% обучающихся. Больше всего таких студентов в Финляндии (51%), в Болгарии и Германии - только 9%, в Италии - 7%. По совокупности
© Горбачева О.А., Горлова Ю.И., Никитина И.В. © Gorbacheva O.A., Gorlova Yu.I., Nikitina I.V.
Ученые записки Орловского государственного университета. №2 (87), 2020 r. Scientific notes of Orel State University. Vol. 2 - no. 87. 2020
цифровых навыков только 24% студентов в полной мере владеют необходимыми навыками работы в текстовых и табличных редакторах, программах для создания презентаций, фото-, аудио- и видеоредакторах и мессенджерах. 39% владеют хотя бы одним цифровым умением, необходимым для дистанционного обучения [2].
Ситуация осложняется отсутствием рекомендаций со стороны Министерства науки и высшего образования Российской Федерации относительно оптимальных платформ, перечня цифровых ресурсов для дистанционного обучения в высшей школе. Организационные и консультационные задачи возложены на Ситуационный центр по переходу на смешанные и дистанционные технологии. Для обеспечения методической и правовой поддержки российских вузов при переходе на дистанционные форматы обучения был создан сайт «https://keep-learning.globaluni.ru». В отдельном разделе на сайте собраны практические рекомендации от преподавателей российских университетов по переходу на дистанционное обучение.
Д.Б. Казаринова предлагает использовать метод «двойного преподавания», когда лекция строится в формате диалога по заданной теме между двумя педагогами. Такой формат обеспечивает динамичность подачи материала, лучшую фиксацию внимания обучающихся, их вовлеченность в диалог. Рекомендуется также использовать два ноутбука: один для контроля трансляции в «Zoom» или «MSTeams», другой -для отслеживания плана и тайминга занятия, контроля смены текстового и графического сопровождения лекции, вопросов для обсуждения. Для контроля успеваемости предлагается использовать традиционные задания: доклады и презентации, тестирование, написание эссе. В числе преимуществ дистанционного формата приводится, например, удобство обсуждения магистерских диссертаций на предзащите: пока студент защищает работу, комментирует ее результаты и материалы презентации, одногруппники и преподаватель в чате указывают недостатки и дают рекомендации в режиме реального времени [4].
В дистанционном обучении целесообразно использовать технологию «перевернутый класс». Фиксировать внимание студентов в онлайн сложнее, чем в режиме живого общения, поэтому педагогу не рекомендуется говорить более 10 минут непрерывно. Технология «перевернутый класс» предусматривает, что перед занятием обучающиеся самостоятельно знакомятся с теоретическим материалом по теме, что позволяет сосредоточиться на обсуждении и применении знаний во время онлайн-трансляции [7, с. 75]. Аудиторная и внеаудиторная работа в таком формате меняются местами. Новые информационные технологии позволяют эффективно доставлять до студентов учебный контент в форме видеолекций, презентаций, традиционной текстовой подачи. В рамках видеоконференции с преподавателем организуется обсуждение изученного материала, преподаватель объясняет сложные моменты, отвечает на вопросы студентов.
Рассмотрим виды современных технологий, которые позволят организовать, поддержать и оптимизировать дистанционный формат в условиях временных ограничений в образовательном процессе вуза. Современные интернет-сервисы и платформы позволяют удовлетворить потребности разных целевых аудитории на всех уровнях национальной системы образования и предоставляют широкий спектр инструментов для создания учебного контента и управления обучением. Ориентированные на потребности высшего образования образовательные интернет-ресурсы можно условно классифицировать следующим образом (табл. 1).
Самый простой способ организации удаленного обучения основан на использовании функционала социальных сетей и мессенджеров. Так, например, в социальной сети «ВКонтакте», где по статистике зарегистрирован 92% молодых людей в возрасте от 18 до 24 лет [5], можно создать закрытое сообщество для обучения по предмету, зафиксировать объясняющий пост о целях, задачах и общих правилах дей-
ствия группы, пригласить туда студентов. Учебные материалы следует публиковать дозировано и по порядку: одно задание - один пост в сообществе. Информацию целесообразно размещать также, как при подаче ее на очном учебном занятии: материалы и презентация к лекции в форме прикрепленных документов и прием домашних заданий в формате документа (фото, скрин) с возможностью дать обратную связь в виде комментария и по необходимости видеозвонка. Наиболее популярные социальные сети и мессенджеры позволяют вести стриминговые трансляции, что делает доступным формат ве-бинара для преподавателей и студентов.
Одним из наиболее популярных сервисов для проведения онлайн-занятий является «Zoom». Программа позволяет демонстрировать свой экран (слайды презентации, видео, ссылку на сайты и текстовые учебные материалы) другим участникам конференции, комментировать в онлайн-режиме любые файлы. Студенты также имеют возможность демонстрировать свой экран, например, при защите проекта или доклада. Одним из удобств сервиса является возможность использования доски для рисования, которая заменяет привычную доску в аудитории на онлайн-аналог. Организатор конференции может заменить реальный фон съемки на виртуальную картинку обоев с видами природы или достопримечательности. Для привлечения внимания к конкретной информации на экране можно использовать стрелки, метки, комментарии и ряд других функций. «Zoom» обеспечивает запись трансляции, что позволяет пропустившим занятие студентам ознакомиться с его ходом в полном объеме. Сообщения можно писать как в общем чате, так и лично каждому из участников конференции. Функционал сервиса «Zoom», таким образом, позволяет вести синхронное и асинхронное преподавание учебных дисциплин, а также проектную работу в малых группах.
Еще одной популярной платформой для организации видеоконференций и вебинаром является «MSTeams», которая в бесплатной версии позволяет собирать аудиторию до 300 человек. Для совместной работы или обучения сервис позволяет формировать команду, члену которой общаются между собой с использованием каналов, посвященных одной теме или проекту. В них ведутся текстовые, аудио- и видеобеседы, обмен материалами лекций, заданиями и ответами на них. Сервис позволяет осуществлять аудио- и видеозвонки в интернете, предоставляет возможность демонстрации экрана с обучающими материалами различного формата (презентации, текстовые документы, видео, сайты). Доступно обсуждение информации в групповых чатах, обмен файлами между участниками конференции. Схожим функционалом обладает сервис «Webinar», к преимуществам которого относится наличие специальных мобильных приложений для iOS и Android. Асинхронные видеолекции и вебинары, предназначенные для просмотра студентами в записи, могут быть созданы с использованием возможностей таких прикладных программ, как «Bandicam», «MovaviVideoSuite» и «UVSoftium».
Для организации контроля над усвоением учебного материала, проверки знаний и итоговой аттестации могут использоваться сервисы онлайн-тестирования. Так, «GoogleClassroom» позволяет создавать виртуальные классы с возможностью выкладывать и собирать контрольные работы, тесты, проектные задания, в том числе и с фиксированным дедлайном. В сервисе можно настроить расчет оценок и проводить тесты с использованием «Google-Форм». Инструмент используется для создания тестов с возможностью устанавливать баллы за конкретное задание и правильный ответ. Проверку можно автоматизировать или осуществлять ее вручную, в обоих случаях можно вывести результат. При проведении контрольных работ не в тестовом формате в качестве типа ответа можно указать загрузку файлов, которые отправляются на заданный адрес электронной почты. Сданная студентом работа может быть автоматически проверена на оригинальность. В работу обучающихся можно добавлять пометки и рисунки [6, с. 93-94].
Популярным сервисом для создания тестовых заданий
13.00.02 - ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ (ПО ОБЛАСТЯМ И УРОВНЯМ ОБРАЗОВАНИЯ) (ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ), 13.00.08 - ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ) 13.00.02 - THEORY AND METHODS OF TRAINING AND EDUCATION (BY AREAS AND LEVELS OF EDUCATION) (PEDAGOGICAL SCIENCES), 13.00.08 - THEORY AND METHODOLOGY OF VOCATIONAL EDUCATION (PEDAGOGICAL SCIENCES)
является «OnlmeTestPad», который представляет собой бесплатный многофункциональный сервис для создания опросов, тестов, кроссвордов, логических игр и наличием диалогового тренажера. Конструктор тестов в вопросах может использовать изображения. «OnlmeTestPad» позволяет устанавливать тайминг для сдачи теста, автоматически подсчитывать и анализировать полученные результаты.
Сходный по функционалу сервис - «Мастер Тест» (https:// master-test.net), который отличается простым ненавязчивым дизайном, не отвлекающим студента от процесса выполнения задания. Тесты могут быть созданы онлайн и пройдены как в онлайн, так и в оффлайн-форматах без установки дополнительного приложения на устройство. Процесс проверки автоматизирован, имеются аналитические инструменты для отслеживания динамики процесса обучения и среднего уровня успеваемости в группе [1, с. 89].
Практическое использование комплексных платформ для создания полноценного учебного курса требует больших затрат для предварительной подготовки, но позволяет многократно использовать его структурированные учебные и контрольные материалы, дополнять и модифицировать курс. Наиболее популярной системой для организации дистанционного обучения в России является кроссплатформен-ная система «Moodle» (или «MoodleCloud» с возможностью хранения данных в облаке). Доступ к платформе является бесплатным. Функционал позволяет создавать не только традиционные учебно-методические материалы (глоссарий, лекции в текстовой форме и видеоформате, презентации, тестовые контрольные материалы). «Moodle» предоставляет широкие возможности для организации коммуникации и обратной связи, позволяет вести синхронное и асинхронное обучение студентов. Преподаватель может организовать чат со студентами, организовать работу в малых группах, проводить лекции, семинары и опросы. Коммуникация дополнена привычными для активных в социальных сетях студентов смайликами, сигналами поднятия рук. Платформа позволяет организовать стри-минговые видеотрансляции как аналог «живого обучения». Предусмотрено переключение экрана на слайды презентации, справочную информацию с функциями приближения и обмена документами разных форматов между участниками стрима. Предлагаемые «Moodle» возможности максимально приближают процесс виртуального взаимодействия преподавателя и студентов к ситуации реального общения, позволяет реализовать в педагогической практике широкий спектр интерактив-
ных педагогических методов [9, с. 27-28].
Интерфейс еще одной комплексной образовательной платформы «Edmodo» аналогичен интерфейсу популярных у молодежи социальных сетей, но полностью ориентирован под образовательные потребности. В системе высшего образования России он используется редко. Относительным недостатком системы является отсутствие полноценной русифицированной версии.
Некоторые педагоги рекомендуют воспользоваться сложившейся ситуацией, чтобы использовать в дополнение к традиционной рабочей программе по учебной дисциплине массовые открытые онлайн-курсы (так называемые МООК-курсы). В условиях пандемии многие платформы, предоставляющие услуги коммерческого удаленного образования, сделали бесплатными некоторые программы обучения [8]. Преимуществами МООС-курсов являются возможность общения с заинтересованными сокурсниками, лучшими преподавателями, получение быстрой обратной связи и свободный график. Такой формат обучения позволяет получить необходимые практические навыки в новейших областях профессиональной специализации. В качестве примера можно привести курсы платформ <ЮгеекВга1ш» и <^кШЬох», предлагающих курсы в различных узких областях программирования, дизайна, маркетинга, проектного управления. Организаторы курсов «^кШЬох» по итогам успешного обучения могут предложить обучающемуся свободную вакансию или практику.
Проведенный обзор возможностей доступных интернет-сервисов и платформ позволяет сделать вывод о том, что внедрение дистанционного формата обучения в вузах в условиях временных ограничений, связанных с угрозой распространения коронавируса, не представляется такой уж недостижимой и сложной задачей. Система образования является относительно инертной и консервативной, что вряд ли соответствует концепции экономики знаний и интенсивности развития новых информационных и коммуникационных технологий. Очевидно, что никакие технологические возможности не заменят живого человеческого общения и взаимодействия, но современные Интернет-сервисы и платформы предоставляют широкие возможности для организации коммуникации между преподавателем и студентами, обратной связи и обмена документами, позволяют автоматизировать процесс проверки знаний и апробировать в педагогической практике такие инновационные методы работы, как «перевернутый класс» и «двойное преподавание».
Табяица 1.
Классификация интернет-сервисов и платформ для оптимизации процесса дистанционного обучения в вузе [составлено авторами]
Группа сервисов/платформ Функции в образовательном процессе Примеры
1. Социальные сети и мессенджеры Организация коммуникаций между преподавателем и студентами, организация обратной связи, обмен аудио-, видео-, текстовым и графическим контентом, стриминговые трансляции «ВКонтакте», «WhatsApp», «Viber»
2. Платформы для проведения интерактивных лекций и семинаров Перевод традиционных занятий в видеоформат (в стри-минговом формате и в записи), организация коммуникации между преподавателем и студентами, обмен аудио-, видео-, текстовым и графическим контентом, возможность организации работы студентов в малых группах «Zoom»,«MS Teams», «Webinar»
3. Сервисы для онлайн-проверки знаний студентов Контроль и аналитика успеваемости студентов, автоматизация процесса проверки правильности выполнения заданий в тестовой форме. «OnlineTestPad», Google-формы, «Мастер Тест»
4. Комплексные образовательные платформы для созданий и проведения полноценного учебного курса Широкий функционал создания обучающего контента различного формата, инструменты проверки, контроля и аналитики посещаемости и успеваемости, планирование занятий, возможность обратной связи и обсуждения, обмен опытом «Moodle», «Edmodo», «MoodleCloud»
5. Массовые открытые онлайн-курсы Углубление знаний и развитие компетенций студентов в узкой предметной области в рамках осваиваемой специальности, получение практических навыков, общение в профессиональном сообществе, перспективы трудоустройства «GreekBrains»,«SkiUbox»,«Cou rsera»
Ученые записки Орловского государственного университета. №2 (87), 2020 г Scientific notes of Orel State University. Vol. 2 - no. 87. 2020
Библиографический список
1. Беленкова И.В. Сетевые сервисы для проведения онлайн и оффлайн-тестирования // Наука и перспективы. 2017. №4. С. 88-92.
2. Волкова Г.Л., Озерова О.К., Шматко Н.А., Шугаль Н.Б. Готовность преподавателей и студентов российских вузов к дистанционному обучению и работе [электронный ресурс]. URL: https://issek.hse.ru/news/350448456.html (дата обращения: 24.04.2020 г.).
3. Заир-Бек С.И., Мерцалова Т.А., Анчиков К.М. Готовность российских школ и семей к обучению в условиях карантина: оценка базовых показателей. М.: НИУ ВШЭ, 2020. 32 с.
4. Казаринова Д.Б. Метод двойного преподавания [электронный ресурс]. URL: http://www.rudn.ru/media/news/covid-19/obrazovanie--vajneyshiy-kanal-socializacii-cheloveka-samaya-bolshaya-roskosh--eto-obshchenie-s-interesnymi-lyudmi---prepodavatel-rudn-darya-kazarinova (дата обращения: 25.04.2020 г.).
5. КурносоваЕ. Социальные сети в цифрах - 2019 г. М.: Медиаскоп, 2020. 22 с.
6. СавкинаН.В., Тихомирова Т.А. Использование современных информационных технологий для контроля знаний по предмету «Физическая культура» в вузах // Наука-2020. 2018. №2. С. 92-98.
7. Тихонова Н.В. Технология «перевернутый класс» в вузе: потенциал и проблемы внедрения // Казанский педагогический журнал. 2018. №2. С. 74-79.
8. Что такое МООС-курсы? [электронный ресурс]. URL: https://keep-learning.globaluni.ru/keep-leaming/practices/2635 (дата обращения: 25.04.2020 г.).
9. Широбакина Е.А. Опыт применения дистанционного обучения в образовательном процессе физкультурных вузов // Дистанционное и виртуальное обучение. 2017. № 6 (120). С. 26-31.
References
1. Belenkova I.V. Network services for online and offline testing // Science and Prospects. 2017. No4. Pp. 88-92.
2. Volkova G.L., Ozerova O.K., ShmatkoN.A., ShugalN.B. Readiness of teachers and students of Russian universities for distance learning and work [electronic resource]. URL: https://issek.hse.ru/news/350448456.html (accessed: 24.04.2020).
3. Zaire-Bek S.I., Mertsalova T.A., Anchikov K.M. Readiness of Russian schools and families to study in quarantine: assessment of basic indicators. M.: HSE, 2020.32 p.
4. Kazarinova D. B. The method of double teaching [electronic resource]. URL: http://www.rudn.ru/media/news/covid-19/obrazovanie--vajneyshiy-kanal-socializacii-cheloveka-samaya-bolshaya-roskosh--eto-obshchenie-s-interesnymi-lyudmi-- -prepodavatel-rudn-darya-kazarinova (date of treatment: 04/25/2020).
5. Kurnosova E. Social networks in numbers - 2019. M.: MediaScope, 2020. 22 p.
6. Savkina N.V., Tikhomirova T.A. The use of modern information technologies to control knowledge on the subject of "Physical Culture" in universities // Science-2020. 2018. No2. Pp. 92-98.
7. TikhonovaN.V. Technology "inverted class" at the university: potential and problems of implementation // Kazan Pedagogical Journal. 2018. No2. Pp. 74-79.
8. What are MOEC courses? [electronic resource]. URL: https://keep-learning.globaluni.ru/keep-learning/practices/2635 (accessed: 04.25.2020).
9. Shirobakina E.A. Experience in the use of distance learning in the educational process of physical education universities // Distance and virtual learning. 2017. No 6 (120). Pp. 26-31.