Научная статья на тему 'Использование авторских технологий обучения на занятиях по иностранному языку в вузе (неязыковые специальности)'

Использование авторских технологий обучения на занятиях по иностранному языку в вузе (неязыковые специальности) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
80
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ / ДИСКУССИЯ / ПАРЛАМЕНТСКИЕ ДЕБАТЫ / СЛОВЕСНЫЕ ИМПРОВИЗАЦИИ / TEACHING TECHNOLOGIES / DISCUSSION / PARLIAMENT DEBATES / WORD IMPROVISATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бойко Мария Валерьевна, Косарева Анастасия Евгеньевна

В статье сообщается об особенностях использование технологий обучения дискуссия, парламентские дебаты, словесные импровизации на уроках иностранного языка в вузе на неязыковых специальностях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Бойко Мария Валерьевна, Косарева Анастасия Евгеньевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

USING AUTHOR’S TEACHING TECHNOLOGIES IN THE PROCESS OF LANGUAGE TEACHING IN A HIGHER EDUCATIONAL ESTABLISHMENT (NON-LINGUISTIC SPECIALITIES)

The article reflects on the details of using discussion, parliament debates, word improvisation.

Текст научной работы на тему «Использование авторских технологий обучения на занятиях по иностранному языку в вузе (неязыковые специальности)»

Педагогика

УДК 378.2.

старший преподаватель, аспирант Бойко Мария Валерьевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (Мининский университет) (г. Нижний Новгород); студентка магистратуры группы МПИ - 18 Косарева Анастасия Евгеньевна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (Мининский университет) (г. Нижний Новгород)

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ АВТОРСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ ОБУЧЕНИЯ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ В ВУЗЕ (НЕЯЗЫКОВЫЕ СПЕЦИАЛЬНОСТИ)

Аннотация. В статье сообщается об особенностях использование технологий обучения дискуссия, парламентские дебаты, словесные импровизации на уроках иностранного языка в вузе на неязыковых специальностях.

Ключевые слова: технологии обучения, дискуссия, парламентские дебаты, словесные импровизации.

Annotation. The article reflects on the details of using discussion, parliament debates, word improvisation.

Keywords: teaching technologies, discussion, parliament debates, word improvisation.

Введение. Сегодня на педагогических вузах лежит большая ответственность - необходимо обеспечить студентов качественным современным образованием, отвечающим требованиям федеральных стандартов, потребностям общества и интересам обучаемых. Изучение студентами неязыковых специальностей иностранного языка в вузе приобретает сейчас особе значение. По мнению А.Н. Шамова «высшая школа нуждается в новых педагогических кадрах, которые успешно владеют иностранным языком. Новые кадры должны быть в состоянии вести учебные дисциплины не только на родном языке, но и на иностранном (английском)» [2].

Технологии обучения это «совокупность наиболее рациональных способов научной организации труда, обеспечивающих достижение поставленной цели обучения за минимальное время с наименьшей затратой сил и средств» [1]. Технологии обучения характеризуются: 1) результативностью (высоким уровнем достижения поставленной цели каждым учащимся), экономичностью (за единицу времени усваивается больший объем учебного материала нежели без использования таких средств при наименьшей затрате усилий учащихся на овладение материалом); 2) эргономичностью (обучение происходит в обстановке сотрудничества, положительного эмоционального микроклимата, при отсутствии перегрузки и утомления); 3) высокой мотивированностью в изучении предмета, что способствует повышению интереса к занятиям и позволяет раскрыть резервные возможности учащегося. Большинство исследователей рассматривает технологии обучения как один из способов реализации на занятиях личностно-деятельностного подхода к обучению, благодаря которому учащиеся выступают как активные творческие субъекты учебной деятельности [1].

На занятиях по иностранному языку в группах студентов, обучающихся по специальности 080200 «Менеджмент» (квалификация «Бакалавр»), мы экспериментировали с использованием необычных технологий обучения. Начиная со школы студенты уже много лет изучают иностранный язык, процесс обучения достаточно стандартизирован, они привыкли к похожим заданиям, поэтому используя новые, необычные для уроков иностранного языка технологии, мы смогли привлечь внимание студентов и повысить уровень их мотивации к изучению языка. Обучаемым более всего пришлись по душе следующие технологии: дискуссия, парламентские дебаты, словесные импровизации.

Изложение основного материала статьи.

Дискуссия. Тема спора должна быть выбрана с учетом интересов обучаемых молодого возраста, быть интересной и достаточно противоречивой, вызывать стимул к речи. Необходимо, чтобы учащиеся были достаточно ознакомлены с данной темой, владели лексикой и грамматическими структурами, необходимыми для обсуждения. Необходимо четко сформулировать тему дискуссии: «How can you get rich?», «Is our life dangerous?», «What really our university teaches us? », «Is understanding between fathers and sons important?» и т.д.

Этапы проведения дискуссии:

• Подготовительный. Учителем заранее озвучивается выбранная для дискуссии тема, а также детальные вопросы, ответы студентами на которые будут составлять суть мероприятия. Проблема должна быть предварительно изучена, проанализированы различные точки зрения, освещены возможные противоречия, ключевые слова и языковой материал для ответов должны быть подобраны учащимися.

• Собственно дискуссия. Дискуссия должна начинаться постановкой учителем вопроса по проблеме, и приглашением для учащихся высказаться по теме. Необходимо выслушать различные точки зрения, содействовать естественному развитию обсуждения. Обращается внимание на противоположные точки зрения, разногласия в мнениях поощряются фразами «I like this point of view», «that's a good idea», «let's consider it», «dwell on it more, please».

• Заключительный. Необходимо попросить студентов обобщить результаты дискуссии, проговорить еще раз выявленные противоречия. Дается домашнее задание написать эссе по теме спора, где описываются основные идеи обсуждаемой проблемы. Оценивается как устная, так и письменная часть работы. Оценки ставятся по следующим критериям: 1. Правильность лексико-грамматических конструкций; 2. Активность; 3. Глубина выскываний, качество выражения мыслей; 4. Умение отвечать на вопросы, спорить с другими участниками дискуссии.

Возможные темы для проведения дискуссии:

Society problems: Free education - a myth or reality? Children upbringing - is it hard? How well-educated are scientists? Should children go in for sport? Should women work a lot? Kinder gardens - are they necessary? Why should we study Literature and Maths?

Law issues: Sly methods robbers; Reasons for getting into prison; How corruption is performed? How can detective movies affect children? The price for a crime; The danger of communicating to drug dealers; Why is kidnapping taking place? The crime and punishment situation in our city; The problems of local police stations.

Business cooperation: Adverts everywhere - the good or the evil? Is monopoly a good idea? How to launch a project? Which place is better to work at - a manufacturing or a trading company? Rates of Euro and USD and the domestic currency; Can we afford adverts and exhibitions? How fair should be the trading manager? Children labor; Poorly-assisted labor of workers.

Art: A movie and a TV-series that I really love; The best movie of the year; The outstanding actors and singers -are they so gifted? Why does pulp fiction exist? The books didn't leave up to my expectations; Are we waiting for a happy ending? Is watching TV useful nowadays;

Government issues: Is public opinion important for our top-managers; The necessary changes in the law; The attitude of our country to the foreigncountries; An outstanding political person.

Scientific issues: Healthy food - a whim or a necessity? Smoking-related illnesses; Cars can be dangerous; Can the Earth be overcrowded? Do we need glasses, lenses or a laser operation foe the eyesight? Do the hormones reign our life?; Are we having a bacteriological war with influenza; Inherited diseases; Neuroses are inevitable nowadays; Weather forecasting - can we believe it?

Travelling issues: The places we must visit in our country; The places we must obligatory visit in the world; Hunting laws must be stricter; Is the Sun helpful or harmful; The influence of color on our mood; The life of a bird.

Игра «Парламентские дебаты».

В рамках данной технологии формируется умение убедительно произносить публичную речь. Важно знать, что что «парламентские дебаты» достаточно популярная игра, проводятся ежегодные турниры Европы, Азии, мира - только в России проводится около 20 соревнований в год. Нам кажется возможным внедрять задания такого типа на уроках иностранного языка в вузе [3].

Ход игры:

• Разделить учащихся на пары, в которой один выступает «за» данную идею, другой «против». Темы выдаются заранее, дается возможность подготовки.

• Сначала выступает студент «за», продолжительность его речи две минуты. Цель: ознакомить слушателей с темой, огласить свой тезис, привести пару аргументов в защиту своей точки зрения.

• Далее приглашается участник «против», он должен огласить свою точку зрения, привести несколько аргументов в защиту своей идеи. Речь продолжается две минуты.

• На следующем этапе снова выступает участник «за», его речь продолжается четыре минуты. Зрители задают несколько вопросов. Задачи выступающего: привести новые аргументы в поддержку своей позиции, разбить доводы противника, ответить на вопросы аудитории и в конце произнести яркий тезис.

• Затем эксперт «против» также приводит новые доводы в поддержку своей позиции, разбивает аргументы противника, отвечает на вопросы аудитории и заканчивает выступление ярким тезисом, выступление продолжается четыре минуты.

• Заключительный этап: оба спикера выходят перед аудиторией, звучат аплодисменты. Зрители голосует - побеждает тот участник, чье выступление было наиболее убедительным. Необходимо прокомментировать сильные и слабые стороны противников, даются советы по совершенствованию выступления.

Возможные темы для проведения парламентских дебатов:

• Light drugs are easy to get

• Time restrictions for teens - are they fair?

• Voting should be obligatory, the absent people should be obliged to pay a high fee.

• Higher education should be for money. If you have no money, take a loan from the bank and return it after the graduation.

• The entrance to museums free

• Doping drugs are prohibited in sport

• Marriage is an old-fashioned thing

Словесные импровизации.

Обучаемый получает навык легко и непринужденно поддержать разговор на любую тему без предварительной подготовки, переключаться с темы на тему. Умение словесно импровизировать не снимает с говорящего ответственность за подготовку к переговорам, аргументы, тезисы и план выступления должны быть проработаны, однако данный навык позволяет компенсировать недостаток речевых средств и подготовки [3].

Польза навыка словесных импровизаций: а) формирование светской беседы с собеседником, снятие пауз-хезитаций во время разговора при сохранении спокойствия и уверенности в себе; б) способность избежать дословного заучивания текста, храня в памяти «скелет» из 20-30 ключевых слов; в) возможность получения дополнительного времени, чтобы обдумать ответ на поставленный вопрос; г) снижение степени стресса говорящего.

Приемы словесной импровизации.

• Ассоциации. В рамках данного приема обучающийся раскрывает не только заданную тему, но и распространяется на несколько вытекающих из нее тем, формируя «ромашку». Пример: Food: It's hard to say what my favourite food is. There are so many delicious things in the world! I love salads and appetizers. You can enjoy them with a glass of champagne at a party. They are light and healthy. Main dishes are very important too. When you come from in the cold weather nothing can be better that a full plate of a hot yummy dish! Desserts are wonderful - with tea and coffee, liquors and lemonade, or simply when you are in a bad mood! But you can gain weight if you are too fond of sweets...

• Вопросы к собеседнику или группе. Во время диалога или публичного выступления в случае возникновения затруднения при возникновении затруднения необходим адресовать собеседнику риторический вопрос. Это даст возможность передохнуть и активизировать активность и внимание слушателей. Пример: Have you ever tasted pizza? I really love pizza with seafood, it's so nourishing and delicious. Are you fond of seafood? It could be absolutely awesome if it weren't so expensive, but in the market it's a bit cheaper. Do you sometimes go to the market? The products are fresher there, and the prices lower. Have you noticed the that the prices have increased considerably this season?...

• Переход по последнему слову по типу «паравозика». Это один из ведущих приемов в речи политиков и телеведущих. Суть приема в том, что необходимо уловить последнее слово в речи и начать развивать его как отдельную тему. Пример: Let me tell you about my favourite food. I really adore pasta. I can cook it with all the possible ingredients: different vegetables, souses, herbs and mushrooms. I really love mushrooms. They grow in the forest and it's one of the best place in the world for me. I personally love going to the forest with a view to relax, breathe fresh air and collect some mushrooms. But the weather can always be rainy in our region. Rainy weather is not so bad when you are sitting at home with a book. I read a book recently...

• Развитие темы по заданному слову. Студентам раздаются карточки со словом, на которое нужно развить в небольшую ситуацию, используя все возможные ассоциации с данным словом. Предполагается парная работа.

• Игра «теннис ассоциаций». Работая в паре, первый студент импровизирует на заданную тему 20-30 секунд, затем по хлопку от преподавателя ход переходит ко второму студенту, который должен уловить последнее произнесенное слово и развить его в отдельную ситуацию. Let's speak about meals. People can take food in a number of places - at home, at a café or restaurant, at a students' canteen. Хлопок, переход хода. Students canteens are very cozy places, where you can chat with a friend, enjoy your meal, divert from the teachers and complicated sciences... Хлопок, переход хода. The subjects at the university appeared much more difficult than I expected. The requirements in all the humanity sciences are really too high... Данным приемом тренируется способность быстро реагировать на меняющуюся тему разговора.

• Импровизация-интервью. В данном приеме студент кратко, но распространенно в течении 20-30 секунд отвечает на поставленные учителем интересные вопросы: В этом упражнении говорящий кратко в течении 30-40 секунд отвечает на интересные вопросы, далее переход хода. Примеры вопросов: What is happiness? Can the first love turn into a serious relationship? Are you proud of our country? Is education necessary to earn enough money? [3].

Выводы. Приемы технологии «словесные импровизации» пока не успели надоесть студентам, поэтому их использование на занятиях по языку в вузе способствует не только развитию речевых навыков, но и повышению мотивации к изучению иностранного языка.

Литература:

1. Азимов Э.Г., Шукин А.Н. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам). - М.: издательство ИКАР, 2009. - 448 с.

2. Шамов А.Н., Ким О.М. Корпоративная программа обучения «Английский язык для профессиональной деятельности» в современном образовательном Professional education Vestnik of Minin University. 2018. Volume 6, no. 3 пространстве: цели, содержание и результаты // Вестник Мининского университета. 2018. Т. 6, №3. С.5. DOI: 10.26795/2307-1281-2018-6-3-5 C.

3. Шипунов С. Харизматичный оратор: руководство к курсу «Словестная импровизация» / Сергей Шипунов. - М.: Локус Станди: Университет риторики и ораторского мастерства, 2007. - 228 с.

4. Мицич П. Как проводить деловые беседы. - М.: Экономика,1987. - 208 с.

5. ON MOTIVATION OF LEARNING ENGLISH AS A FOREIGN LANGUAGE: RESEARCH EXPERIENCE IN RUSSIAN UNIVERSITY CONTEXT Arkhipova M.V., Belova E.E., Shutova N.V. Advances in Intelligent Systems and Computing. 2018. Т. 677. С. 113-121.

6. Сахно И.В. Межкультурная компетенция как условие успешных бизнес-переговоров / И. В. Сахно // Вестник Тамбовского университета. Сер. Гуманитарные науки. - 2014. - № 4(132). - С. 84-89.

7. Технология делового общения / Авт.-сост. И.Н. Кузнецов. - Минск: Экономпресс, 1999. - 120 с.

Педагогика

УДК:378.2

учитель-логопед Бойкова Ольга Валерьевна

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение школа № 432 Колпинского района Санкт-Петербурга (г. Санкт-Петербург); педагог-психолог Гвоздева Оксана Владимировна

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение школа № 432 Колпинского района Санкт-Петербурга (г. Санкт-Петербург); учитель-логопед Мухина Зоя Александровна

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение школа № 432 Колпинского района Санкт-Петербурга (г. Санкт-Петербург)

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ЗАДЕРЖКОЙ

ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

Аннотация. Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся с задержкой психического развития как комплексная технология, особая культура поддержки и помощи ребенку в решении задач развития, обучения, воспитания, социализации и адаптации в обществе.

Ключевые слова: задержка психического развития, создание психолого-педагогических условий, организация психолого-педагогического сопровождения обучающихся.

Annotation. Psychological and pedagogical support of students with mental retardation as a complex technology, a special culture of support and assistance to the child in solving the problems of development, training, education, socialization and adaptation in society.

Keywords: mental development delay, creation of psychological and pedagogical conditions, organization of psychological and pedagogical support of students.

Введение. На современном этапе развития образование ориентируется на создание специальных условий, обеспечивающих полноценное развитие личности каждого ребенка и его самореализацию в жизни. В связи с этим, повышается значимость организации психолого-педагогического сопровождения обучения и воспитания детей с особыми образовательными потребностями, в том числе с задержкой психического развития (ЗПР).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.