Научная статья на тему 'Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся с задержкой психического развития'

Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся с задержкой психического развития Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1376
230
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗАДЕРЖКА ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ / СОЗДАНИЕ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ / ОРГАНИЗАЦИЯ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ / MENTAL DEVELOPMENT DELAY / CREATION OF PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL CONDITIONS / ORGANIZATION OF PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL SUPPORT OF STUDENTS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бойкова Ольга Валерьевна, Гвоздева Оксана Владимировна, Мухина Зоя Александровна

Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся с задержкой психического развития как комплексная технология, особая культура поддержки и помощи ребенку в решении задач развития, обучения, воспитания, социализации и адаптации в обществе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Бойкова Ольга Валерьевна, Гвоздева Оксана Владимировна, Мухина Зоя Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL SUPPORT OF STUDENTS WITH MENTAL RETARDATION

Psychological and pedagogical support of students with mental retardation as a complex technology, a special culture of support and assistance to the child in solving the problems of development, training, education, socialization and adaptation in society.

Текст научной работы на тему «Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся с задержкой психического развития»

• Переход по последнему слову по типу «паравозика». Это один из ведущих приемов в речи политиков и телеведущих. Суть приема в том, что необходимо уловить последнее слово в речи и начать развивать его как отдельную тему. Пример: Let me tell you about my favourite food. I really adore pasta. I can cook it with all the possible ingredients: different vegetables, souses, herbs and mushrooms. I really love mushrooms. They grow in the forest and it's one of the best place in the world for me. I personally love going to the forest with a view to relax, breathe fresh air and collect some mushrooms. But the weather can always be rainy in our region. Rainy weather is not so bad when you are sitting at home with a book. I read a book recently...

• Развитие темы по заданному слову. Студентам раздаются карточки со словом, на которое нужно развить в небольшую ситуацию, используя все возможные ассоциации с данным словом. Предполагается парная работа.

• Игра «теннис ассоциаций». Работая в паре, первый студент импровизирует на заданную тему 20-30 секунд, затем по хлопку от преподавателя ход переходит ко второму студенту, который должен уловить последнее произнесенное слово и развить его в отдельную ситуацию. Let's speak about meals. People can take food in a number of places - at home, at a café or restaurant, at a students' canteen. Хлопок, переход хода. Students canteens are very cozy places, where you can chat with a friend, enjoy your meal, divert from the teachers and complicated sciences... Хлопок, переход хода. The subjects at the university appeared much more difficult than I expected. The requirements in all the humanity sciences are really too high... Данным приемом тренируется способность быстро реагировать на меняющуюся тему разговора.

• Импровизация-интервью. В данном приеме студент кратко, но распространенно в течении 20-30 секунд отвечает на поставленные учителем интересные вопросы: В этом упражнении говорящий кратко в течении 30-40 секунд отвечает на интересные вопросы, далее переход хода. Примеры вопросов: What is happiness? Can the first love turn into a serious relationship? Are you proud of our country? Is education necessary to earn enough money? [3].

Выводы. Приемы технологии «словесные импровизации» пока не успели надоесть студентам, поэтому их использование на занятиях по языку в вузе способствует не только развитию речевых навыков, но и повышению мотивации к изучению иностранного языка.

Литература:

1. Азимов Э.Г., Шукин А.Н. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам). - М.: издательство ИКАР, 2009. - 448 с.

2. Шамов А.Н., Ким О.М. Корпоративная программа обучения «Английский язык для профессиональной деятельности» в современном образовательном Professional education Vestnik of Minin University. 2018. Volume 6, no. 3 пространстве: цели, содержание и результаты // Вестник Мининского университета. 2018. Т. 6, №3. С.5. DOI: 10.26795/2307-1281-2018-6-3-5 C.

3. Шипунов С. Харизматичный оратор: руководство к курсу «Словестная импровизация» / Сергей Шипунов. - М.: Локус Станди: Университет риторики и ораторского мастерства, 2007. - 228 с.

4. Мицич П. Как проводить деловые беседы. - М.: Экономика,1987. - 208 с.

5. ON MOTIVATION OF LEARNING ENGLISH AS A FOREIGN LANGUAGE: RESEARCH EXPERIENCE IN RUSSIAN UNIVERSITY CONTEXT Arkhipova M.V., Belova E.E., Shutova N.V. Advances in Intelligent Systems and Computing. 2018. Т. 677. С. 113-121.

6. Сахно И.В. Межкультурная компетенция как условие успешных бизнес-переговоров / И. В. Сахно // Вестник Тамбовского университета. Сер. Гуманитарные науки. - 2014. - № 4(132). - С. 84-89.

7. Технология делового общения / Авт.-сост. И.Н. Кузнецов. - Минск: Экономпресс, 1999. - 120 с.

Педагогика

УДК:378.2

учитель-логопед Бойкова Ольга Валерьевна

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение школа № 432 Колпинского района Санкт-Петербурга (г. Санкт-Петербург); педагог-психолог Гвоздева Оксана Владимировна

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение школа № 432 Колпинского района Санкт-Петербурга (г. Санкт-Петербург); учитель-логопед Мухина Зоя Александровна

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение школа № 432 Колпинского района Санкт-Петербурга (г. Санкт-Петербург)

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ЗАДЕРЖКОЙ

ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

Аннотация. Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся с задержкой психического развития как комплексная технология, особая культура поддержки и помощи ребенку в решении задач развития, обучения, воспитания, социализации и адаптации в обществе.

Ключевые слова: задержка психического развития, создание психолого-педагогических условий, организация психолого-педагогического сопровождения обучающихся.

Annotation. Psychological and pedagogical support of students with mental retardation as a complex technology, a special culture of support and assistance to the child in solving the problems of development, training, education, socialization and adaptation in society.

Keywords: mental development delay, creation of psychological and pedagogical conditions, organization of psychological and pedagogical support of students.

Введение. На современном этапе развития образование ориентируется на создание специальных условий, обеспечивающих полноценное развитие личности каждого ребенка и его самореализацию в жизни. В связи с этим, повышается значимость организации психолого-педагогического сопровождения обучения и воспитания детей с особыми образовательными потребностями, в том числе с задержкой психического развития (ЗПР).

ЗПР относится к слабовыраженным отклонениям в развитии когнитивных функций и занимает промежуточное место между нормой интеллектуального развития и патологией. Основные трудности, которые испытывают обучающиеся с ЗПР, связаны, прежде всего, с социальной (в том числе школьной) адаптацией и обучением.

Наиболее ярким признаком задержки психического развития исследователи (Т.А. Власова, К.С. Лебединская, М.С. Певзнер и др.) называют незрелость эмоционально-волевой сферы, характеризующееся нестойкостью учебного поведения, снижением, а иногда невозможностью применения волевого усилия при выполнении различных видов деятельности. Кроме того, у детей наблюдается нарушение внимания: неустойчивость, снижение концентрации, повышенная отвлекаемость, зачастую сопровождающееся повышенной двигательной и речевой активностью.

Нарушение восприятия, обусловлены недостаточностью знаний об окружающем мире и выражается в затруднении построения целостного образа предмета, явления, неумении актуализировать знания в незнакомой, нестандартной ситуации.

Процессы памяти обучающихся с задержкой психического развития имеют свои особенности: дети значительно лучше запоминают невербальный материал, чем вербальный.

Задержка психического развития обуславливает недостаточность, в некоторых случаях, грубое нарушение речи. У детей наблюдается темповая задержка речи, при неблагоприятных условиях развития и проявлениях церебрально-органического характера можно наблюдать общее недоразвитие речи, при котором нарушается развитие всех компонентов речи: фонетико-фонематических, лексико-грамматических, затруднено понимание речи.

У обучающихся с задержкой психического развития наблюдается отставание в развитии всех форм мышления. Это проявляется при освоении различных учебных предметов: математики, где требуется достаточно высокий уровень развития словесно-логического мышления; русского языка, требующего владения в достаточной мере операциями мышления (анализ, синтез, обобщение, сравнение, абстрагирование) и др.

При этом ЗПР не является препятствием на пути к освоению общеобразовательных программ обучения, которые требуют определенной корректировки и адаптации в соответствии с особенностями развития ребенка.

Изложение основного материала статьи. По мнению Е. В. Ватиной, детям с задержкой психического развития можно обеспечить полноценное развитие и образование при условии своевременной и организованной коррекционно-развивающей работы, с учетом особенностями психофизического развития каждого отдельного ребенка. Это позволит максимально скорректировать временное отставание в развитии и предотвратить возникновение вторичных нарушений у детей [2]. Коррекционно-развивающая помощь может быть организована при организации комплексного психолого-педагогического сопровождения.

В трактовке М. Р. Битяновой сопровождение понимается как проектирование образовательной среды, исходящее из общегуманистического подхода к необходимости максимального раскрытия возможностей и личностного потенциала ребенка (создания условий для максимально успешного обучения данного конкретного ребенка), опираясь на возрастные нормативы развития, основные новообразования возраста как критерии адекватности образовательных воздействий, в логике собственного развития ребенка, приоритетности его потребностей, целей и ценностей [5].

Главной особенностью коррекционной работы является междисциплинарный подход к формированию у обучающихся тех или иных навыков, который предполагает:

• диагностическое обследование ребенка на момент поступления его в 1 класс для уточнения стартовых возможностей, перспектив и темпов обучения;

• обратную связь с семьей для получения полной информации о развитии ребенка и консультирования семьи;

• взаимодействие с врачами-специалистами, особенно невропатологом и детским психиатром, для контроля за состоянием здоровья ребенка и оказания ему временной медицинской помощи;

• построение занятий, уроков с учетом возрастных и индивидуальных особенностей;

• проведение коррекционных занятий, уроков интегративного характера, которые дают возможность одновременного решения нескольких разноплановых задач;

• индивидуально-дифференцированный подход;

• построение программы по спирали: на каждом следующем этапе усложняются задачи работы и в каждом виде деятельности навыки не только закрепляются, но и усложняются;

• использование игровой мотивации на всех занятиях, уроках;

• преемственность в работе учителя, логопеда, психолога, дефектолога: на аналогичном материале в рамках одной темы каждый из специалистов решает общие и специфические задачи.

Реализация технологии сопровождения школьников проходит пять этапов (по Э.М. Александровской):

- подготовительный,

- диагностический,

- коррекционно-развивающий,

- повторной диагностический,

- консультативно-методический [1].

Реализация диагностической, прогностической, коррекционной функций предполагает изучение стартовых возможностей и динамики развития ребенка в образовательном процессе и построение системы психолого-педагогического сопровождения.

Содержание психолого-педагогического сопровождения может быть направлено на установление доверительной связи между взрослым и ребенком, удовлетворение потребности ребенка в безопасности, предупреждение негативных привычек, нежелательного поведения, нервно-психического утомления, срывов и так далее.

Основной oрганизационной формой работы всех специалистов, участвующих в сопровождении ребенка с ЗПР, является школьный психолого-педагогический консилиум. Психолого-педагогический консилиум направлен на решение двух основных задач:

- постановка психолого-педагогического заключения о характере и причинах, которые вызывают сложности в обучении, адаптации ученика;

- разработка путей решения выявленных проблем и оказание коррекционной, психологической и педагогической помощи учащемуся и его семье.

Состав консилиума должен быть достаточно гибким, чтобы представить интересы всех заинтересованных сторон. Это постоянные и специально приглашённые участники консилиума. Постоянные участники это администрация школы, педагоги, классные руководители, социальный педагог, специалисты службы сопровождения (учитель-логопед, педагог-психолог). В качестве приглашённых участников могут привлекаться другие специалисты, в том числе медицинские работники.

Психолого-педагогический консилиум помогает избежать формальности и субъективного отношения в решении проблемы каждого учащегося. Данная форма работы помогает расширить возможности специалистов службы сопровождения и сделать их работу более конкретной и результативной.

Коррекционно-развивающий этап психолого-педагогического сопровождения обучающихся с задержкой психического развития осуществляется посредством проведения индивидуальных и групповых коррекционно-развивающих занятий.

Систематическое проведение коррекционно-развивающих занятий существенно повышает уровень образовательных возможностей детей. Занятия создают условия для развития у детей познавательных интересов, формируют способность к выполнению самостоятельной целенаправленной деятельности. Целью занятий является ликвидация имеющихся или предупреждение возможных пробелов в знаниях учащихся, коррекция недостатков психического развития, адаптация школьников к учебной деятельности. Основное содержание занятий необходимо связать с непосредственным восприятием предметов и явлений общественной жизни и природы, с наблюдением за деятельностью взрослых. Поэтому на занятиях используют по возможности все анализаторы и применяют разнообразные наглядные приемы: показ упражнений, использование наглядных пособий, имитации зрительных, звуковых ориентиров [2].

Особое значение психолого-педагогическое сопровождение приобретает в преодолении трудностей в освоении навыков чтения и письма, так как оно направлено на создание специальных психолого-педагогических условий для успешного обучения и развития ребенка в ситуациях школьного взаимодействия.

Психолого-педагогическое сопровождение коррекции трудностей в освоении навыков чтения и письма у младших школьников с задержкой психического развития будет осуществляться в несколько этапов.

На подготовительном этапе проводится анализ работ ребенка (школьный дневник, тетради по русскому языку и другим предметам, творческие поделки, рисунки), знакомство с медицинской документацией (медицинская карта ребенка или выписки из нее специалистов: педиатра, невропатолога, психоневролога, отоларинголога и др.), характеристиками педагогов на ребенка, беседа с родителями.

На диагностическом этапе устанавливается контакт с ребенком, план проведения обследования, специалистами (учителем-логопедом, учителем-дефектологом, педагогом-психологом, учителем лечебно-физической культуры (ЛФК), учителем начальных классов) будут проводиться диагностические методики, отобранные специально для детей с ЗПР с учетом их психофизиологических особенностей.

После проведения диагностики и определения направлений работы всех участников сопровождения (учителя-дефектолога, учителя-логопеда, педагога-психолога, учителя начальных классов учителя лечебной физической культуры) начинается реализация коррекционно-развивающего этапа психолого-педагогического сопровождения обучающегося.

Повторная диагностическая работа проводится, чтобы определить эффективность выбранных направлений коррекционно-развивающей работы, необходимость ее корректировки в соответствии с полученными результатами проведенной работы, отследить динамику, определить направления дальнейшей работы специалистов.

На консультативно-методическом этапе проводится беседа с родителями и учителями по вопросам обучения школьников, даются рекомендации учителям, воспитателям, работающим с учеником, родителями.

Выводы. Таким образом, психолого-педагогическое сопровождение является не только суммой разнообразных методов коррекционно-развивающей работы с детьми, но выступает как особая комплексная культура поддержки и помощи ребенку в решении задач развития, обучения, воспитания, социализации и адаптации в обществе. Цель сопровождения - создание таких психолого-педагогических условий, при которых ребенок с особыми образовательными потребностями сможет стать субъектом своей деятельности, общения и собственного внутреннего мира.

Литература:

1. Авдулова Т. П. Психолого-педагогическое сопровождение реализации Федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования (ФГОС ДО). Изд.: ВЛАДОС, 2016

2. Ватина Е.В. Психолого-педагогическое сопровождение детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития. - РИО ФГБОУ ВПО «СГПИ», 2012

3. Волков Б.С. Психология младшего школьника. Изд. Эксмо, Москва, 2010.

4. Вильшанская А.Д. Психолого-медико-педагогический консилиум. Организационные основы деятельности. Изд.: Учитель, 2008.

5. Хаидов С. К. Психолого-педагогическое сопровождение семьи ребенка с ограниченными возможностями здоровья: организация, содержание, технологии / Н. А. Степанова, С. Г. Лещенко, С. К. Хаидов. - Тула: Тульское производственное полиграфическое предприятие, 2016

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.