Научная статья на тему 'Использование конспекта business English Diary как одной из форм контроля на занятиях по деловому английскому в непрофильном вузе'

Использование конспекта business English Diary как одной из форм контроля на занятиях по деловому английскому в непрофильном вузе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
87
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНТРОЛЬ / ДЕЛОВОЙ АНГЛИЙСКИЙ / ДНЕВНИК ДЕЛОВОГО АНГЛИЙСКОГО / ОЦЕНИВАНИЕ / РАЗДЕЛЫ / ДЕЛОВАЯ БЕСЕДА / ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЗНАЧИМЫЕ УМЕНИЯ / CONTROL / BUSINESS ENGLISH / BUSINESS ENGLISH DIARY / ASSESSMENT / UNITS / BUSINESS CONVERSATION / PROFESSION-RELATED SKILLS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бойко Мария Валерьевна

В статье рассмотрены традиционные формы контроля языковых навыков и речевых умений на занятиях по иностранному языку в вузе, а также предложена новая форма контроля Business English Diary «дневник делового английского».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

USING BUSINESS ENGLISH DIARY AS ON OF ASSESSMENT FORMS IN BUSINESS ENGLISH CLASSES IN A NON-LINGUISTIC UNIVERSITY

The article reflects on traditional forms of assessment of foreign language skills in a university, and offers a new assessment form Business English Diary.

Текст научной работы на тему «Использование конспекта business English Diary как одной из форм контроля на занятиях по деловому английскому в непрофильном вузе»

Педагогика

УДК 378.2.

старший преподаватель, аспирант Бойко Мария Валерьевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (Мининский университет) (г. Нижний Новгород)

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КОНСПЕКТА BUSINESS ENGLISH DIARY КАК ОДНОЙ ИЗ ФОРМ КОНТРОЛЯ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ДЕЛОВОМУ АНГЛИЙСКОМУ В НЕПРОФИЛЬНОМ ВУЗЕ

Аннотация. В статье рассмотрены традиционные формы контроля языковых навыков и речевых умений на занятиях по иностранному языку в вузе, а также предложена новая форма контроля - Business English Diary - «дневник делового английского».

Ключевые слова: контроль, деловой английский, дневник делового английского, оценивание, разделы, деловая беседа, профессионально-значимые умения.

Annotation. The article reflects on traditional forms of assessment of foreign language skills in a university, and offers a new assessment form - Business English Diary.

Keywords: control, business English, Business English Diary, assessment, units, business conversation, profession-related skills.

Введение. В Нижегородском государственном педагогическом университете им. К. Минина на факультете управления и социально-технических сервисов проводится обучения студентов управленческих профилей «Менеджмент организации», «Управление человеческими ресурсами», «Экономика предприятий и организаций», «Технология и организация туроператорских и турагентских услуг» и т.д.). Будущие управленцы должны быть готовы успешно организовать процесс межкультурного делового общения с англоязычным партнером, учиться достойно представлять интересы своей стороны, участвовать в профессиональном общениями с иностранными партнерами в различных ситуациях делового общения, таких как проведение переговоров, совещаний, презентаций, собеседований, заключение договоров и т.д. Согласно Шамову А.Н., «в методический науке было даже введено такое понятие, как «английский язык для профессиональных целей». В образовательных учреждениях для взрослых за рубежом вводились такие курсы, как Business English, Financial English, English for Tourism, English for Administrative Purposes. Данной проблемой плодотворно занимались такие ученые, как T. Hutchionson, P. Lengrand, H.B. Long, P. Robinson, A. Waters и другие» [1].

На занятиях по иностранному языку в вузе студентов-менеджеров необходимо обучать на языковом материале делового английского. Необходимо знакомство и погружение в профессиональные ситуации, формирование концептосферы управленца, работа над языковыми навыками и речевыми умениями английского языка, обслуживающего деловую сферу общения. Занятия, построенные на базе делового английского, отвечают профессиональным требованиям обучающихся, повышают мотивацию и интерес к изучению языка, возбуждают профессиональную любознательность, удовлетворяют потребность в изучении иностранного языка с перспективой на будущую работу.

По мнению Смирновой Ж.Б., «в последнее время оценивание результатов обучения неразрывно связано с качеством предоставляемого учебным учреждением образования. Из-за внедрения компетентностного подхода у выпускников теперь формируется не просто определенный объем знаний и умений, а способность ими пользоваться, применять полученный опыт на практике, поэтому современное оценивание должно быть принципиально новым и отличаться от традиционных методов» [2].

При обучении студентов направления подготовки «Менеджмент» 38.03.02 (квалификация «Бакалавр»), мы экспериментировали с использованием новой формы контроля - Business English Diary - «дневник делового английского». Студенты изучали иностранный язык на протяжении многих лет, процесс обучения достаточно стандартизирован, они привыкли к традиционным формам контроля (самостоятельные и контрольные работы, тесты, диктанты, устные монологические и диалогические высказывания, письма, сочинения, эссе и т.д.), поэтому используя новые, необычные для уроков иностранного языка технологии, мы смогли привлечь внимание студентов и повысить уровень их мотивации к изучению языка.

Изложение основного материала статьи. Согласно Новому словарю методических терминов и понятий, контроль есть «процесс определения уровня знаний, навыков, умений обучаемого в результате выполнения им устных и письменных заданий и формулирование на этой основе оценки за пройденный раздел программы, курса» [3]. Классическая методическая наука гласит, что контроль помогает реализовать следующие педагогические функции в процессе обучения: 1. обучающая - обеспечивая учащихся системой контрольных упражнений и заданий, обеспечивающих закрепление ранее усвоенного материала; 2. диагностическая - позволяет своевременно оценить успешность или неуспешность обучения, и в зависимости от его результатов строить дальнейшую работу; 3. Корректировочная - выявляет уровень сформированности навыков и устанавливает степень соответствия используемых приемов и заданий целям обучения; управленческая - обеспечивает управление процессом овладения языковым материалом и речевыми умениями; оценочная. Объектами контроля на уроках иностранного языка являются речевые навыки и умения в говорении (в диалогической и монологической речи), в аудировании, в чтении и письме (количественные и качественные показатели). Наиболее распространенными формами контроля устной речи являются устный контроль, фронтальная устная проверка, ответы на коммуникативные вопросы по опорам, монологические высказывания по опорам, а также письменные работы речевого характера. Проверка понимания аудирования проводится с помощью выполнения заданий после прослушивания аутентичных записей в соответствии с четкой последовательностью действий технологии проведения аудирования. Умения в чтении принято проверять с позиции проверки техники чтения и чтения как вида речевой деятельности, при проверке письменных речевых и условно-речевых упражнений учитывается в первую очередь содержание, во вторую лексическая и грамматическая правильность, в последнюю -орфографическая правильность. В условиях обучения студентов непрофильных специальностей письмо является средством, а не целью обучения, поэтому нереально добиться безошибочного пользования

иностранным языком. Согласно Гез Н.И., «речь должна идти о характере ошибок: затрудняют или не затрудняют они коммуникацию» [4].

Для оптимизации регулярной работы по иностранному языку мы попросили студентов завести отдельную 96 листовую тетрадь для фиксирования новой информации по предмету «Деловой английский», и назвали ее Business English Diary - «дневник делового английского». Он представляет из себя конспект, объединяющий несколько разделов, способствующих систематизации приобретенных иноязычных знаний, навыков и умений. Разделы располагаются следующим образом:

1) My Purposes - цели учащегося на учебный год, семестр, тему. Человеку необходима самостоятельная осознанная формулировка целей, для того чтобы впоследствии испытывалось удовлетворение и осознавалась личная выгода от занятий по иностранному языку. Например: - My purpose for this year is to get some good expressions from Business English, as they will help me to discuss the professional situations... - I'm going to learn some useful recommendations from the psychological field that will help me to impress my business partner in the best way ...I need to learn some important information about the workflow of businesspeople in foreign countries".

2) Learning Process - отражает текущую работу по дисциплине в течении года. В нем расположены следующие рубрики: 1) mind-maps - схемы-кластеры, показывающие работу над профессиональной лексикой (профессионально-значимого тезауруса trading and manufacture, producing goods and providing services, supplies and deliveries, raw material and machinery, quality management system, customer satisfaction, departments and responsibilities, employment process, career path and promotion и т.д.); 2) модельные тексты, собственные монологи и диалоги по темам; 3) лексические и грамматические упражнения; 4) работа над проектами (The richest companies of the world; Important enterprises of your region; Small business in your country - is it a myth or reality?); 5) дополнительные материалы (песни, тексты, рисунки и т.д.).

3) Tests and Corrections - Лексико-грамматические тесты и работа над ошибками (получив проверенную и исправленную преподавателем работу, студент должен осознать допущенные ошибки, понять правило, которым следует руководствоваться, и сделать работу над ошибками - обозначить правило и прописать исправленное предложение или слово несколько раз или строчек).

4) Effective Cooperation Tips - данный раздел включает в себя информацию о способах преодоления коммуникативных трудностей - примы эффективного слушания, способы использования и интерпретации невербальных средств общения, советы по сохранению спокойствия, хладнокровия и доброжелательного отношения в условиях напряжённого переговоров. На занятиях по иностранному языку мы проводили не только практическую языковую подготовку, но и работали над металингвистическими умениями будущих менеджеров, в рамках формирования иноязычной коммуникативной успешности, о чем подробно рассказывается в моих прошлых публикациях [5], [6]. Примеры из дневника делового английского - I like how we are taught to use spontaneous speaking. There are two main ways how to do it - a train principle and a flower principle, using them you can speak for days on end!.. I enjoy using the principle of several questions, with the help of which you can speak about every topic just answering some questions - just say what is it, when it appeared, what types of it exist, what is the most popular type, how can it be used by a person, how much does it cost - and that's it, a perfect spontaneous monologue is ready!.. - I'm crazy about non-verbal expression of a personality. I'd like to learn to control my non-verbal behavior, as it can say so much about you. It's necessary to learn to use your body in an effective way, so that your partners could like you. So I learn how to move, how to stand, how to speak, what to do with my voice, my limbs...

5) Business Negotiation World - объединяет информацию об особенностях функционирования языка в различных речевых жанрах, применимых в мире делового общения (требование, просьба, предложение), структуре и правилах проведения деловой беседы, устойчивых речевых формулах делового этикета. I think it's essential to be able to speak like you demand something, or ask about something, or propose something.the schemes are as follows: a demand - the language of this genre should be strict, the verbs are to be in imperative mood, you should use expressive vocabulary, and the speech should be pronounced in a decisive demanding voice.The demand should consist of a reason for addressing, then should come some rules and obligations to follow, possible sequence of actions, and finally appeal to motivation, your feelings and senses... I like writing business letters, agendas, reports... We learn how to make a small talk with a business partner, which makes business negotiations much easier...

6) National Character - в данном разделе располагаются данные об отличительных особенностях поведения представителей различных национальностей и об эффективных способах коммуникации с ними. We should know that some nationalities have really distinctive features for example the French are known for their being quite open-minded, enthusiastic and emotional, they can touch you clothes, try to hold you, while the Japanese on the contrary are known to avoid any touch and direct contact, to be mostly polite. The Germans have a reputation of being strict and punctual, keep their word, so if you told, that you would send a price offer on some day, you obligatory must do it!

7) Individual Reading - включает в себя перечень работ по индивидуальному чтению. Здесь выполняются задания по прочитанному материалу, составляется словарь новых слов, конспектируются интерпретации и пересказы содержимого, приводится график выполнения индивидуального чтения, что позволяет преподавателю производить контроль над индивидуальным чтением на регулярной основе.

8) Discover & Share - включает все то, что показалось учащимся наиболее увлекательным в течении обучения, о чем хотелось бы рассказать, поделиться с одногруппниками. Это могут быть интересные элементы иностранного языка, слова и выражения, наиболее запомнившаяся профессиональная лексика, способы организации языкового материала с позиций делового английского (структуры деловой беседы, агитационной речи), секреты эффективной коммуникации т.д. - I like this word combination: - Phrases like FYI, TYVM, IMHO, LOL, CBD are really important to know for a future office worker... -1 noticed, having many business cards and providing a good Power Point presentation helps to provide a good impression on your business partner!

Дневник делового английского подвергался проверке раз в две недели. Особое внимание уделялось следующим показателям:

- качественное заполнение всех обязательных разделов;

- соблюдение лексико-грамматических норм;

- полнота изложения изученного материала;

- аккуратность и полноценное оформление;

- персональная отнесенность учебного материала к самому учащемуся.

Таким образом Business English Diary объединил в себе функции аккумулятора учебной информации по различным направлениям иноязычной деятельности, и требования к заполнению всех разделов способствовали полноценной работе обучаемых. Ведение данного конспекта позволило студентам проявить себя, заработать дополнительные баллы, которые отражаются на размере стипендии.

Также в течении учебного года проводились контрольные срезы, которые позволяли отследить процесс приобретения знаний, навыков и умений, оценить правильность выбранного подхода к обучению будущих менеджеров. В основном применялись устные формы контроля такие, как диалоги, монологи, дискуссии и деловые игры, выстроенные в соответствии с изучаемым материалом, работа на лексической, грамматической и фонетической сторонами речи организовывалась на материалах делового английского. Объектами контроля являлись следующие речевые умения: корректное использование адекватных языковых средств для решения коммуникативной задачи; понимание профессиональных ситуаций и умение действовать в них; эффективное использование невербальных средств коммуникации (поза, жесты, зрительный контакт и т.д.); сохранение уверенной манеры держать себя во время высказывания; соответствие речевого произведения характеристикам делового стиля (этикет, речевые жанры, светские беседы); умение писать деловые письма по заданной тематике и т.д.

Выводы. Данная форма контроля помогла обучаемым в создании объемного, качественного и многопланового конспекта, который объединяет профессионально-значимую информацию, полученную в рамках вузовской дисциплины «Деловой иностранный язык».

Business English Diary в такой форме использовался впервые, и пока не успел надоесть студентам, поэтому его использование на занятиях по языку в вузе способствует не только развитию речевых навыков и аккумуляции важной информации, но и повышению мотивации к изучению иностранного языка.

Литература:

1. Шамов А.Н., Ким О.М. Корпоративная программа обучения «Английский язык для профессиональной деятельности» в современном образовательном Professional education Vestnik of Minin University. 2018. Volume 6, no. 3 пространстве: цели, содержание и результаты // Вестник Мининского университета. 2018. Т. 6, №3. С. 5. DOI: 10.26795/2307-1281-2018-6-3-5

2. Смирнова Ж.В., Красикова О.Г. Современные средства и технологии оценивания результатов обучения // Вестник Мининского университета. 2018. Т. 6, №3. С. 9. DOI: 10.26795/2307-1281-2018-6-3-9

3. Азимов Э.Г., Шукин А.Н. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам). - М.: издательство ИКАР, 2009. - 448 с.

4. Методика обучения иностранным языкам в средней школе: Учебник / Гез Н.И., Ляховицкий М.В., Миролюбов А.А. и др. - М.: Высш. школа, 1982, 373 с.

5. Бойко М.В. Коммуникативная успешность студентов менеджеров - целевая доминанта на уроках иностранного языка // Проблемы современного педагогического образования. 2018. В. 60, ч. 3. С. 59-63.

6. Бойко М.В., Косарева А.Е. Использование авторских технологий обучения на занятиях по иностранному языку в вузе (неязыковые специальности) // Проблемы современного педагогического образования. 2019. В. 62, ч. 2. С. 38-40.

7. Шипунов С. Харизматичный оратор: руководство к курсу «Словестная импровизация» / Сергей Шипунов. - М.: Локус Станди: Университет риторики и ораторского мастерства, 2007. - 228 с.

8. Мицич П. Как проводить деловые беседы. - М.: Экономика,1987. - 208 с.

9. ON MOTIVATION OF LEARNING ENGLISH AS A FOREIGN LANGUAGE: RESEARCH EXPERIENCE IN RUSSIAN UNIVERSITY CONTEXT Arkhipova M.V., Belova E.E., Shutova N.V. Advances in Intelligent Systems and Computing. 2018. Т. 677. С. 113-121.

10. Сахно И.В. Межкультурная компетенция как условие успешных бизнес-переговоров / И. В. Сахно // Вестник Тамбовского университета. Сер. Гуманитарные науки. - 2014. - № 4(132). - С. 84-89.

11. Технология делового общения / Авт.-сост. И.Н. Кузнецов. - Минск: Экономпресс, 1999. - 120 с.

Педагогика

УДК: 378.14

доцент кафедры «Философия, история и право»,

кандидат психологических наук, доцент Боцоева Анна Владимировна

Федеральное государственное образовательное бюджетное учреждение высшего образования «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации» (Краснодарский филиал Финуниверситета) (г. Краснодар);

старший преподаватель кафедры «Философия, история и право» Горбунова Ольга Владимировна

Федеральное государственное образовательное бюджетное учреждение высшего образования «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации» (Краснодарский филиал Финуниверситета) (г. Краснодар); заместитель начальника кафедры тактико-специальной подготовки, кандидат педагогических наук Подпорин Игорь Васильевич

Федеральное государственное казенное образовательное учреждение высшего образования «Краснодарский университет Министерства внутренних дел Российской Федерации» (г. Краснодар)

О ПРОГНОСТИЧЕСКОЙ ТРАЕКТОРИИ СОВРЕМЕННОГО ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В КОНТЕКСТЕ ПРОБЛЕМЫ ДЕГРАДАЦИИ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА

Аннотация. В данной статьей проиллюстрированы основные тенденции необходимости, совершенствования, реформации, перехода на инновационную платформу современного высшего образования, в основной концепции которого будет активно и системно работать триада "наука -образование - бизнес".

Ключевые слова: наука, образование, трансформация высшей школы, модернизация, деградация человеческого капитала, смешанное образование.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.