УДК 372.881.111.1
ТВОРЧЕСТВО УЧИТЕЛЯ В РАБОТЕ С ЛИНГВИСТИЧЕСКИ ОДАРЁННЫМИ СТАРШЕКЛАССНИКАМИ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА
Л.Н. Щербатых
В статье автор описывает приёмы работы с лингвистически одарёнными старшеклассниками, одним из
которых является организация занятия «Телемост» по теме «Проблемы экологии».
Ключевые слова: лингвистически одарённые старшеклассники, «телемост», нетрадиционный урок.
Работа учителя иностранного языка (ИЯ) и учащихся всегда предполагает творчество. Современный школьник характеризуется как растущая, развивающаяся личность, которая постоянно приобретает знания, умения, убеждения. Данные процессы уникальны, так как уровень развития мышления, способности, природные задатки, восприятие мира во многом зависят от личностных особенностей обучаемых. Творческая задача учителя ИЯ состоит в том, чтобы развить личностные качества лингвистически одарённых школьников, учитывая условия их воспитания и обучения ИЯ, а также уровень развития в целом.
Обучение лингвистически одарённых школьников ИЯ требует от учителя разработки и использования различных методов, средств, технологий, которые способствовали бы реализации учебных целей, направленных на обогащение процесса усвоения иностранных слов и разговорной речи.
Творческое взаимодействие учителя ИЯ и лингвистически одарённых школьников в условиях дополнительного образования позволяет достигать больших успехов в обучении ИЯ и воспитании старшеклассников. Этому способствует новизна в постановке учебно-воспитательных целей, оригинальность в применении известных методик, а также использовании инновационных технологий.
Творческое взаимодействие учителя ИЯ и учащихся в условиях дополнительного образования во многом обусловлено объективными и субъективными предпосылками. Объективные предпосылки представлены социальными отношениями в стране, педагогическим и ученическими коллективами, научным и техническим прогрессами, условиями подготовки лингвистически одарённых школьников, уровнем профессиональной подготовленности учителей ИЯ в школе. Субъективные факторы характеризуются взглядами учителя ИЯ на те события, которые происходят в стране и в мире, его нравственностью, духовными ценностями, призванием к учительской деятельности, а также его личностными творческими качествами.
Обучая лингвистически одарённых детей, учитель должен направить свою работу на расширение кругозора учащихся, стараться увеличить их знания в разных областях жизнедеятельности, главным образом, развить их умственные процессы. На практических занятиях с одарёнными школьниками использование творческого подхода к обучению развивает их исследовательские умения, критичность мышления и творчество, что в свою очередь очень актуально для работы со старшеклассниками, так как это согласуется с их особенностями и способностями.
Творческое взаимодействие учителя ИЯ и старшеклассников в условиях дополнительного образования представляет собой продуктивный процесс, если деятельность учителя ИЯ основывается на основных педагогических требованиях (в содержании обучения ИЯ, целях и задачах, методах и приёмах, средств обучения ИЯ, организации занятий), предъявляемые к работе с лингвистически одарёнными школьниками.
Учителю ИЯ, работающему с лингвистически одарёнными школьниками, необходимо:
- актуализировать содержание языкового материала с учётом учебных установок занятий;
- разрабатывать и создавать творческие учебно-методические пособия, исходя их запросов лингвистически одарённых учащихся;
- учитывать степень обученности по ИЯ и уровень развития лингвистически одарённых школьников на каждой ступени обучения ИЯ;
- преобразовывать цели, принимая во внимание условия, а также уровень обученности учащихся по чтению, говорению, аудированию, письму;
- выбрать те методы и приёмы, которые позволяют достигать высоких результатов в обучении ИЯ, благодаря которым у учащихся появляется уверенность в изучении ИЯ;
- использовать в комплексе наглядные, телекоммуникационные средства, лингафонное
оборудование;
- активно применять разные формы работы (индивидуальные, парные, групповые);
- разрабатывать нетрадиционные формы занятий (занятия-конференции, деловые игры, занятия-экскурсии, «телемост» и т.д.);
- подбирать нетрадиционные задания, чтобы обучающиеся могли самостоятельно усваивать особенности культуры стран изучаемого языка.
Творческие способности лингвистически одарённых школьников развиваются благодаря взаимодействию учащихся и учителя ИЯ, его самостоятельности, самобытности, познавательной деятельности в условиях дополнительного образования. Дополнительное образование может быть также представлено педагогическими мастерскими, где в работе участвуют учителя ИЯ, методисты, учащиеся, которые стремятся решить различные педагогические задачи на практике, связанные с овладением школьниками ИЯ.
Лингвистически одарённые школьники очень любознательны, они быстро схватывают грамматический материал, прекрасно запоминают новую лексику, умеют правильно и хорошо сопоставлять и обобщать языковой материал, таким образом, низкий темп и уровень обучения ИЯ может нанести огромный вред как познавательному, так и личностному развитию одарённых ребят.
Активизировать познавательную и творческую деятельность лингвистически одарённых учащихся возможно, если учитель ИЯ использует разнообразные передовые идеи, приемы работы, стимулирует школьников обсуждать многие языковые проблемы, искать на них решения. Все это делает процесс обучения ИЯ интересным.
Личный опыт работы с лингвистически одарёнными школьниками показал, что обучение учащихся ИЯ проходит эффективно не только, когда используются усовершенствованные программы, методы, формы обучения ИЯ, вводятся разные инновации, а в большей степени, когда учитель ИЯ использует личностный подход к школьникам, знает и учитывает их индивидуально -психологические различия.
Как уже упоминалось выше, использование нетрадиционных форм занятий по ИЯ, таких как: занятие-конференция, занятие-экскурсия, занятие-путешествие, «телемост» является одним из наиболее эффективных путей повышения интереса у лингвистически одаренных школьников к английскому языку. Подготовка к такому уроку способствует активизации познавательной деятельности учащихся, данная работа стимулирует их самостоятельность в поиске нужной информации, даёт лингвистически одарённым ребятам возможность оценить свой уровень владения английским языком, применить свои знания и умения в новых ситуациях.
Перед проведением нетрадиционного занятия учитель ИЯ всегда должен ставить перед собой и учащимися комплекс задач, в число которых входит: освоить учащимися лексический и грамматический материал, совершенствовать их исследовательские навыки, развить творческие способности обучаемых, сформировать у них навыки совместной и интеллектуальной деятельности, мотивировать учащихся на достижение успеха. Подготовка и само занятие должны проходить в условиях полного погружения школьников в иноязычную речь.
В данной статье описан опыт проведения необычного занятия в форме «телемост» по теме «Экологические проблемы в современном мире» с учащимися 10 - 11 классов.
Подготавливаясь к проведению «телемоста» учитель должен отработать целый комплекс речевых навыков и умений. Успех мероприятия во многом зависит от выбранной темы, так как это будет способствовать столкновению различных мнений и, таким образом, развитию дискуссии. В этот период старшеклассники в наибольшей степени ориентированны на ту сферу изучения иностранного языка и культуры данной страны и страны изучаемого языка, которая им больше интересна. Подготовка к «телемосту» занимает достаточно много времени, иногда на это уходит целая четверть.
На первом этапе учитель выбирает одну или несколько газетных статей для всего класса (группы, участников), которая поможет определить содержание предстоящей беседы.
Сначала учитель должен провести первое занятие по работе с предложенной статьёй в классе, где учащиеся должны прочитать её без словаря, выделить в ней основное содержание и изложить его более простыми словами. Учителю следует обращать внимание школьников на сложные, но в тоже время интересные и полезные лексические единицы. Школьники обычно работают с карандашом, отмечают то, что поможет им в дальнейшем лучше ориентироваться в данной теме и послужит опорой в их последующих высказываниях.
Далее учащиеся уже сами выбирают из различных газет статьи (в рамках заданной темы),
советуясь, по необходимости, с учителем. Таким образом, объём лексики постепенно расширяется. Ученики сами решают, следует ли включать те или иные лексические единицы в арсенал языковых средств, которыми они владеют активно. Каждый делает это индивидуально, исходя из своих возможностей. Учащимся ведётся тематическая тетрадь, в которую он записывает отобранный материал.
В целом, благодаря первым двум этапам работы с газетой обучение направлено на развитие умений передавать основное содержание прочитанного и выбирать нужный языковой материал. На следующем этапе учитель обучает учащихся высказывать своё отношение к прочитанному. Школьникам предлагается объяснить свою позицию, сказать, как они сами предлагают решить ту или иную проблему. Каждый учится активно реагировать на полученную информацию, высказывая разные точки зрения. Высказывание своих собственных суждений, поиск дополнительного материала по теме показывает активную творческую деятельность обучаемых, заключительным этапом которой может быть выполнение какого-то письменного задания, а продуктом - статья для газеты или журнала.
Учащимся старших классов, которые показали особые успехи и способности, предлагается организовать и провести пресс конференцию в форме «телемост» для журналистов по теме «The Environmental Problems of the Modern World». Интересным для творческого взаимодействия учителя и учащихся оказалось вовлечение ребят в речевое общение на иностранном языке, перед ними ставится задача использовать разговорные формулы для выражения отношения, согласия, несогласия, альтернативы выбора, принятия решения и планирования совместных действий. Развитие дискуссионных умений предполагает соблюдение основных этапов дискуссии, знание метакоммуникационных сигналов, стратегий и тактик, участники дискуса сосредотачиваются на содержании, а не на формах высказываний - всё это помогает слушающему более точно понимать иноязычную речь. Использование речевых формул помогает контролировать дискуссию, в которых отражаются все ее этапы: 1) начало с оглашением темы и плана работы; 2) главное выступление; 3) обсуждение; 4) подведение итогов; 5) принятие решения и окончание дискуссии.
Ведущий
Этапы
Участники дискуссии
Starting Good morning, everyone. Shall we get started? We need to discuss... The main aim of this discussion is..
Начало, оглашение темы и плана работы
Starting Good morning. ОК.
Asking for initial contributions Perhaps you could start... Would you like to begin with your...?
Главное выступление
Beginnings There are three/ several/ a number of _points I'd like to make._
Encouraging Everyone to Participate So, who would like to comment on what
John said? What do you think about Mary's point? Does anyone have anything to add? Bringing People into the Discussion
John, what do you think/suggest? Mary, do you have anything to add? Controlling People Who Talk Too Much Let's hear what some others have to say.
I think you've got a good point there. Why don't we find out what some others think about this? Clarifying I'm not sure we all understand what you mean.
I'm afraid we don't really understand what you said. Could you explain that again? Asking for an opinion What do you think of...? How do you feel about...? What's your opinion of...? Keeping the Discussion on the Subject Yes, that's an interesting idea. But it raises a different point. Could we come
back to that a little later? That's an interesting idea, but isn't that a different point? Perhaps we should finish this
Обсуждение
Appealing to the Speaker Pardon?/ Excuse me? Could you speak more slowly? Taking the floor Could I comment on that last point? Could/ may I come at that point?
Agreeing I agree completely/ You are right I agree with you on the whole, but... Disagreeing I see what you mean, but.. I may be wrong, but... Clarifying I mean.. ./In other words ... Asking for clarification What do you mean? I'm not sure what you mean. Asking for an opinion What's your opinion of...? What do you think... ? Giving an opinion I believe/ think/ feel that... In my opinion/ view... As I see it... Interrupting Sorry to interrupt, but... Pardon me, but... Keeping your turn Just a minute...
point before going on. Keeping the Discussion Moving Perhaps we should go on to the next point. We have only five minutes left, so we'd better move on. Are there any more comments before we move on to the next point? Could I please just finish? Making recommendations, proposals & suggestions I wonder if we should think about... I recommend/ propose that... Avoiding misunderstanding If I understood you correctly, you are saying... Persuading Have you taken into account...? Wouldn't you agree that...? Expressing support I'm in favour of... This proposal has my full support. Giving advice Why don't you...? You'd better.../ If I were you I'd ...
Reaching Agreement and Summing Up Do we agree that... ? So, to sum up, we've decided .... Подведение итогов Generalizing On the whole.../ In general... Inmost cases... Concluding In conclusion, I would like to say...
Closing a discussion Thank you for a very productive discussion. Let's finish there. Окончание дискуссии Closing a discussion Thank you. Good bye.
Следующим этапом подготовки к «телемосту» является формирование умений задавать вопросы, помогающие логически развивать беседу. Этому способствуют уроки-интервью, которые проводятся в процессе работы над каждой темой.
Вначале учащиеся вместе с учителем анализируют интервью, напечатанные в газете Moscow News или в какой-либо другой газете. Учителю необходимо обращать внимание на то, что вопрос часто предваряется какой-то позицией. Например:
1. The biggest pollution problem is global warming. This happens when greenhouse gases, such as CO2 are released into the atmosphere, trapping heat and causing the planet to warm up. Does it mean that the world climate will change soon?
2. Most human activities produce some waste products, but it is important to make sure that we have as little pollution as possible. Are you of the same opinion.
Затем школьники учатся брать интервью у «журналистов», «общественных деятелей», преподавателей, своих ровесников и других лиц. Обычно такая роль даётся ученику, хорошо разбирающемуся в проблемах экологии, эрудированному, достаточно хорошо владеющему английским языком. Иногда можно пригласить такого ученика из параллельного 10- (11) класса.
Большое значение придаётся домашнему заданию и формам его контроля. Если ученик получил индивидуальное задание прочесть газетную статью, то он должен передать её содержание и выразить своё отношение к прочитанному. Тогда эта новая для всех информация вызовет интерес у одноклассников и последует обсуждение проблемы.
После такой подготовительной работы для «телемоста» были выбраны 2 проблемы:
1) The main environmental problems on the Earth. What do American and Russian teenagers think about
it?
2) What is being done in Russia and the USA to solve the existing ecological problems ?
Основываясь на изученный материал по проблемам экологии, школьники самостоятельно
составляют текст на английском языке для телемоста и стараются его запомнить.
Для проведения этого нетрадиционного занятия в классе можно разместить стенды «Москва», «Вашингтон» с видами этих городов и надписями на английском языке, флажки обеих стран, фотовитрины встреч на высшем уровне. Вот как проходил этот «телемост»:
Leader (Russia): Good afternoon, dear friends! I am happy to greet all the participants of the TV Bridge. We have met today to speak to each other and to learn more about the existing environmental problems. The aim of our meeting is also to exchange views on the ecological problems, people from the whole world face today. We expect every participant to express his opinion on different problems openly.
Leader (USA): Thank you. We are also glad to have a chance to speak to you about such urgent environmental problems. The people of our country are very much interested in the life of the Russian people, in great changes that are taking place in your country especially as far as the environment is concerned. Will you start
speaking?
Leader (Russia): Who wants to begin?
P1 (Russia): Ten and a half thousand scientists from over 100 countries concluded in December 2010 that humans are responsible for at least part of the rise in global temperatures witnessed this century. By the year 2100, global temperatures are expected to rise by between 0.8 and 3,5 degrees Celsius. That may not seem like much, but such an increase in temperature would cause a rise in the sea levels large enough to put the lives of up to 100 million people at risk. Have you ever heard about such facts?
P2 (USA): We are delighted that you are so interested in the environmental problems that exist in our countries and in the whole world. Really, for the first time in the scientific community, there is total agreement that the activity of humans is at least partly responsible for the problem - the emission of greenhouse gases like carbon dioxide, which is released by burning of wood, coal and petroleum products. This is a significant departure from the position of many scientists who previously maintained that warming could be a result of natural climatic changes.
P3 (USA): In my opinion, while climate change is a perilous prospect for the entire planet, Russia may feel the immediate consequences the least.
P4 (Russia): May I speak? I'd like to add something. The Russian people enjoy bragging rights as the inhabitants of one of the coldest places on earth. But instead of complaining about their geographical fate, Russians from St. Petersburg to Vladivostok do battle against the elements with everything at their disposal. Indeed, the brutal weather conditions have spawned an entire cottage industry dedicated to tea, banyas, fur coats, and of course the national pastime: skating and skiing. To my mind the situation is not so awful.
P5 (Russia): Yes, of course, they do. Moreover, given these cultural and geographic propensities, it is hardly possible to imagine Russia without a white winter. But we may be heading in that direction. Some economists are arguing that the planet's net economic growth since the advent of the Industrial Revolution could eventually be naught if global warming is a fact.
P6 (Russia): Pollution can be local or widespread. Substances dumped into a river will often end up in the sea. The biggest pollution problem is global warming. This happens when greenhouse gases, such as CO2 are released into the atmosphere, trapping heat and causing the planet to warm up. Is it really so?
P7 (USA): Yes, it is. Since species are adapted to particular climates, when the Earth warms up they have to move to keep comfortable. This can be difficult if natural habitats are isolated by human settlements and agriculture. Around half of the forests that once covered the Earth are now gone.
P8 (Russia): I quite agree with the previous speaker. Yet there is another problem ecologists face today. Although forests can recover, and even be harvested sustainably, the rate of loss is 10 times higher than the rate of regrowth. Around 60% of Europe's wetlands are damaged even though they are often essential for providing clean drinking water.
P9 (USA): I fully support the idea. Chemical pollution in the environment affects humans - 46 US states have issued warnings against eating local fish because of dioxin contamination, and in Europe, human breast milk passes on more dioxin to our babies than is legally allowed for cow's milk. Despite this, the amount of pesticide sprayed on our crops around the world has increased 26 times in the last 50 years.
P10 (Russia): Besides, chemical pollutants have been responsible for affecting the reproductive organs of fish, alligators and polar bears, preventing them from producing babies. Species living in water are often most strongly affected because water spreads pollution easier than land, and because we often dump our pollution into water.
P11 (USA): Yes, the situation is really awful. Every living thing needs a place to live, find food, and reproduce. When we take over natural areas for our own use, we take away those areas for other living creatures. Habitat loss is the greatest threat to the natural world. We are taking over habitat at an alarming rate to provide ourselves with homes and agriculture as well as resources from forests, and other natural areas. All habitat-types are affected by human activity to different extents.
P12 (Russia): I have some interesting information. Recent estimates suggest that at least 120 out of 620 living primate species (apes, monkeys, lemurs and others) will go extinct in the wild in the next 10 to 20 years, at current rates of habitat loss. Large animals are often hit hardest by loss of habitat because they need large areas in which to have a healthy breeding population.
P13 (Russia): I'd like to add. Examples include tigers, mountain gorillas, pandas, Indian lions, tropical orchids and spotted owls. The only species not truly affected by habitat loss are those which benefit from human
activity, such as cockroaches, rats and house-finches. We are to become more sensitive to where we go about our business as well as how. Everyone needs space and that includes the other creatures of this planet. What measurers can be taken?
Pi4 (Russia): I believe in order to address these environmental problems people of the whole world need to discuss them openly. In today's society it is difficult for most human activities not to produce some waste products, but it is important to make sure that we have as little pollution as possible. Many people are switching to "clean technology". That means having the same benefits from our modern life-style without the pollution. Electric cars, environmentally sensitive washing powders and solar-powered energy are examples. Less pollution is not only good for wildlife and nature - human health benefits from less pollution as well. That means lower medical bills, and a better quality of life. Are you of the same opinion?
Pi5 (USA): We all support the idea and we are waiting for strategic changes concerning the environment. Due to ecological programs in schools teens can help to save the planet clean following the environmentally-friendly measures. Adults should focus teens' attention on doing some useful kind of work as far as the environment is concerned.
Leader (Russia): We thank everybody for participating in such an interesting and useful talk. I am sure the American and the Russian young people will develop co-operation in all spheres of life and the sphere of envorenment and we'll enjoy the experience of working and enjoying leisure time together. Goodbye!
Аналогичные телемосты можно провести по темам «Спорт», «Здоровье», «Образование», «Проблемы экологии» и др.
In the article the author describes the working methods with linguistically gifted senior pupils one of which is the
organization of the lesson «TV Bridge» on the theme «Environmental problems».
The key words: linguistically gifted senior pupils, «TV Bridge», an unconventional lesson.
Об авторе
Щербатых Л. Н. - кандидат педагогических наук, доцент ФГБОУ ВПО «Елецкий государственный университет им. И.А. Бунина».