Научная статья на тему 'Технология позиционного обучения на уроках английского языка'

Технология позиционного обучения на уроках английского языка Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
389
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АКТИВИЗАЦИЯ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ / ПОЗИЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ / ПОЗИЦИОННЫЕ РОЛИ / ПОЗИЦИОННОЕ ЧТЕНИЕ НА ПРАКТИКЕ / РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Киселёва Людмила Анатольевна

Описывается опыт использования позиционной технологии в процессе обучения английскому языку.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Технология позиционного обучения на уроках английского языка»

• В разделе «Форум» (Forum) обучающиеся и учителя могут оставлять свои комментарии о веб-квесте и о работе сайта. Кроме того, на форуме обучающиеся делятся результатами о прохождении веб-квеста [6].

Таким образом, каждый учитель довольно просто и быстро может создать свой веб-квест в Интернете для более качественной организации проектно-исследовательской деятельности учащихся при обучении иностранному языку.

Список литературы

1. Гришина К.А. Преимущества применения технологии веб-квест на уроках иностранного языка // Инновационный потенциал урока английского языка: от теории к практике (FromReflectionto Action): сб. науч. ст. - Тула, 2013. - 308 с.

2. Как бесплатно отключить рекламу на образовательных и социальных сайтах // Мануалы. Инструкция по системе. [Электронный ресурс]. - URL: http://manual.ucoz.net/board/36-1-0-533 (дата обращения: 06.06.2016).

3. Куликова Ю.В. Формирование УУД в проектной деятельности на уроке английского языка: из опыта работы // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2015. - Т. 13. - С. 3436-3440. - URL: http://e-koncept.ru/2015/85688.htm (дата обращения: 03.06.2016).

4. Федоров А.В., Новикова А.А. Интерактивное развитие медиакомпетентности в webquest и деловой интернет-игре // Исследователь (Казахстан). - 2008. - № 7-8. - С. 108-121.

5. Черепанова M.C.uCoz. Создание сайта. - М.: Эксмо, 2011. - 544 с.

6. ШелякинА.В., ГуляеваА.Е. Web-quest «Das Leben des Touristen in Berlin». - 2016. [Электронный ресурс]. - URL: http://deutsches-perm.moy.su (дата обращения: 05.06.2016).

© Канцур А.Г., Шелякин А.В., Гуляева А.Е., 2016

ТЕХНОЛОГИЯ ПОЗИЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА

Людмила Анатольевна Киселёва

учитель английского языка МБОУ «СОШ№ 14» (НОЦ), г. Губаха E-Mail:[email protected]

Аннотация. Описывается опыт использования позиционной технологии в процессе обучения английскому языку.

Ключевые слова, активизация процесса обучения, позиционное обучение, позиционные роли, позиционное чтение на практике, развитие коммуникативной компетенции.

Отношение к ученику как равноправному участнику процесса обучения, который работает под началом педагога, становится наиболее актуальным в период реализации новых образовательных стандартов. Суть их заключается в том, чтобы научить ученика учиться - развивать его мыслительную активность. Условия, активизирующие процесс познания, создаёт учитель, а ученик демонстрирует результаты этих условий - свою познавательную активность.

Основной единицей содержания обучения иностранному языку является текст. Для того, чтобы придать работе с текстом личностно-ориентированный характер, целесообразно применять технологии, которые обеспечивают плотность общения, включение учащихся в различные виды деятельности, дают возможность использовать опоры разной степени сложности [2].

Педагогическая идея метода позиционного обучения, одним из основателей которого является известный русский психолог Н.Е. Веракса, заключается в том, чтобы обдумать, разработать, объяснить и защитить определенную позицию на основе учебного текста. После прочтения текста учащиеся делятся на группы по 2-3 человека и выбирают одну из позиционных ролей, которые им предлагает учитель: тезис, понятие, схема, оппозиция, апологет, метод, ассоциация, символ [1]. Задачи групп:

«тезис» - выделить и обосновать основную идею текста; «понятие» - определить основные понятия (ключевые слова); «схема» - представить текст в виде схемы, отразить смысловые связи; «оппозиция» - высказать возражения к основным положениям текста; «апологет» - показать позитивное значение текста, поддержать идеи автора;

«ассоциация» - предъявить те ассоциации, которые вызывает текст (зрительные, слуховые образы, воспоминания);

«символ» - выразить идею текста с помощью виртуального образа, разработать «символ» текста;

«театр» - донести содержание театральными средствами (драма, пантомима), если это возможно.

На начальном этапе применения технологии от учителя требуется большая индивидуальная работа с каждой группой, прежде чем она выступит с презентацией своей позиции перед остальными и ответят на вопросы. Учитель организует и управляет групповой дискуссией. Ученики могут высказывать позицию не только устно, но и письменно, на основе текста для чтения, а также аудиотекста или видеофрагмента.

Приведём пример фрагмента урока с использованием технологии позиционного чтения на основе текста «TheMaelstrom» Эдгара По. Главный герой рассказа смог выжить в экстремальной жизненной ситуации, попав в водоворот во время шторма. Рассмотрим позиции групп. ГруппаThesis (формулировка основной идеи текста). Well, guys though we are in the same group but have different opinion concerning the issue. From my point of view, the sea is a great mystery of nature but unfortunately, people underestimate it. In search of money they kill a lot of marine animals and fish. They destroy everything they see and nothing can stop them. I think the author shows how the sea takes revenge on fishermen for their bad attitude

towards it. The terrible maelstrom decides to take their lives. The main character manages to survive but his appearance and inner life are completely changed and he becomes quite another person.

To my mind, the main idea of the text is to encourage people to struggle for their life and not to surrender hope even the situation is really crucial. May be God or supernatural forces can help you.

Группа Notion (выбор ключевой лексики):

A visit to Norway; meeting with an old fisherman; appearance of whirlpool; the story of the fisherman.

3 brothers return from fishing; the weather changes; the most terrible storm.

The youngest brother falls over board; the elder brother gives in; the boat is on the edge of whirlpool.

The main character prays to God; he ties himself to a barrel; he dives and escapes.

The maelstrom grows less violent; other fishermen pick up the hero; they don't recognize and don't believe him.

Группа Diagram (создание схемы текста).

Look at these 6 pictures. They show the main events of the text.

1. The author is listening to the story of a fisherman, watching the whirlpool.

2. 3 brothers are coming back from fishing when the storm begins.

3. The younger brother is falling overboard and the other two with the wind and waves are going in the direction of whirlpool.

4. The main character ties himself to a barrel to escape the whirlpool. His brother refuses to follow him and is lost.

5. Other fishermen pick the hero up, he is exhausted.

Рис. 1

6. The main character cannot expect the author to believe him. Theseais calm.

Группа Opposition (оппозиционное мнение, критическое отношение к содержанию текста).

Let's start guys! So, the main idea of the text as it has been stated is that you can be stronger than nature, a man can survive even in a whirlpool if you are brave, purposeful and a smart one. But I want to say that no one can survive in such kind of situation. You ask me «Why? », you say «Impossible is possible». Calm down and I'll tell you.

Well, what is a whirlpool? It is a terrible natural disaster. For example, in 2011 in Japan a whirlpool destroyed a modern ship. One hundred people died. A modern ship was not able to withstand water - related hazard. Do you think a barrel described in the

story could? It is ridiculous. I think that tying yourself to a barrel is the most stupid idea that you could create. You'll die, anyway.

Ok, Ok. Let us put it this way. Imagine that you've managed to escape. The fishing season in Norway is from June to September. Maelstrom usually appears in the northern part of the Norwegian Sea. At this time there are always strong winds and the temperature is about 5 degrees above zero. In such cold water a person dies in 20 minutes. The radius of maelstrom is usually about 2 kilometres. In good weather conditions it will take you about 40 minutes. With strong wind, storm, cold water and whirlpool quickly sucking you there is no possibility to survive.

In conclusion, the story is no more than author's fantasy.

Группа Apologists (поддержка основных идей текста).

We've read the story written by Edgar Allan Poe. The story tells us about a fisherman who gets into the maelstrom together with his brothers. Contrary to them he doesn't give up the idea of salvation. He is smart, determined and strong - willed. He fights against the disaster and manages to survive. May be the God or the sea take pity of him. That event turns his life upside down. The writer's message is to encourage readers to find the way out in difficult situation.

Группа Associatio ns (ассоциации, вызванные текстом). When we were reading the story we had some associations. The main of them are life and death. The symbol of death is whirlpool. It is frightening, terrifying and dangerous. A man tied to a barrel is associated with life. That is why we've drawn him in the left - hand corner, using light colours.

While reading we also experienced different feelings from fear, horror and desperation to hope and ease.

Рис. 2

Группа Theatre

(драматизация текста). Main characters: the narrator and 3 brothers - fishermen. The narrator: One day three brothers were coming back from the islands, where fishing was excellent. Their boat was full of fish. Suddenly a terrible storm began.

Brother 1: It's the worst storm I've ever seen!

Brother 2: What enormous waves! Brother 3: It's whirlpool! We are getting closer to it!

The narrator: One of the waves covered their boat.

Brother 1: Oh, no...Look, the brother has fallen overboard. Brother 3: Help, help, he.......

The narrator: They went round and round, nearer and nearer to the edge of the whirlpool.

Brother 2: My life is over. Our father, who art in heaven Hallowed be thy Name, Thy kingdom come,

Thy will be done, on earth as it is in heaven.

Give us this day our daily bread

And forgive us our trespasses, as we

forgive those who trespass against us.

And lead us not into temptations, but

deliver us from evil.

For thine is

The kingdom,

And the power,

And the glory,

For ever and ever,

Amen.

Brother 1: We are going down and down towards the bottom! Oh, my God! Brother 2: You see, brother, heavier objects are going down more quickly than smaller, lighter ones. Do you understand me? Let's tie ourselves to a barrel to help us to float.

Brother 1: Are you crazy? Nothing will help us. I'll stay in the boat. Farewell! Good luck, brother!

The narrator: So, without waiting the brave man tied himself to a barrel and threw himself into the water. He dived into the sea and managed to escape.

Группа Symbol (символ текста)

We've drawn the symbol of this text. It's a bunch of balloons that carries a fisherman away from a wrecked boat and helps to escape. Balloons symbolize the main features of his character that really helped him. A flying sea - gull means that the land is near and there is hope that people will come to help.

Рис. 3

Итак, позиционное чтение придает работе с текстом личностно -ориентированный, субъективный характер. Позиционное чтение формирует навыки ведения дискуссии, развивает умение работать в команде, повышает самооценку обучающихся, делает урок эмоциональным и запоминающимся.

Поскольку современное поколение является «сетевым», то главным достоинством этой технологии является также и то, что она включают ребенка в «живое», реальное общение друг с другом, развивая тем самым одну из ключевых компетенций - коммуникативную.

Список литературы

1. Веракса Н.Е. Модель позиционного обучения студента // Вопросы психологии. - 1994. - № 3. - С. 122-129.

2. Трифонова И.С. Технологии позиционного обучения в языковом образовании // Иностранные языки в школе. - 2013. - № 11. - С. 35-39.

© Киселёва Л.А. 2016

ВИРТУАЛЬНАЯ ЭКСКУРСИЯ НА УРОКЕ НЕМЕЦКОГО ЯЗЫКА

Тамара Александровна Кулпина

учитель немецкого языка МБОУ «ОСОШ№1 имени Героя РФ В.П. Брюхова», г. Оса

E-Mail: [email protected]

Аннотация: Статья посвящена созданию на занятии условий для виртуальной экскурсии в страну изучаемого языка и электронного сборника экскурсий. Показана последовательность шагов в организации самостоятельной работы учащихся по созданию индивидуальных или групповых виртуальных экскурсий по интересующим учащихся объектам страны.

Ключевые слова: виртуальная экскурсия, электронный сборник, план действий, предполагаемый результат, индивидуализация и дифференциация обучения.

Согласитесь, что у каждого из нас есть мечты, воплощению которых иногда что-то мешает. Так пока обстоят дела и у моих школьников, которые порой не имеют возможности воочию увидеть то, о чём рассказывает на уроке учитель. С большим сожалением они говорят об этом. В таком случае я всегда говорю своим ученикам, что в наше время, век информационных технологий, можно познакомиться со страной изучаемого языка, не выходя из дома, просто открыть нужный сайт и «погулять» по объекту виртуально.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.