Научная статья на тему 'Интерактивные технологии в обучении иностранному языку в техническом вузе (из опыта работы)'

Интерактивные технологии в обучении иностранному языку в техническом вузе (из опыта работы) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
285
69
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕРАКТИВНЫЕ ФОРМЫ / INTERACTIVE FORMS / МЕНЕДЖМЕНТ КАЧЕСТВА / QUALITY MANAGEMENT / ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ОРИЕНТИРОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ / PROFESSIONALLY-ORIENTED FOREIGN LANGUAGE TEACHING / ПРОЕКТ / PROJECT / ДИСКУССИЯ / DISCUSSION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мельникова И.М., Карпеева Р.С.

Предлагаемая работа посвящена рассмотрению одной из актуальных проблем проблеме повышения эффективности образовательного процесса в обучении иностранному языку в неязыковом вузе. В качестве одного из вариантов реализации системы мер по менеджменту качества рассматривается использование интерактивных форм в профессионально-ориентированном обучении студентов иностранному языку. На примерах показано применение интерактивных методов обучения в рамках проектной методики, круглых столов, дискуссий, представлены дидактические возможности форм интерактивного обучения студентов СамГТУ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Мельникова И.М., Карпеева Р.С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTERACTIVE TECHNOLOGIES IN TEACHING A FOREIGN LANGUAGE IN A TECHNICAL UNIVERSITY (FROM EXPERIENCE)

The proposed work is devoted to the consideration of one of the urgent problems the problem of improving the efficiency of the educational process in teaching a foreign language in a non-linguistic University. The use of interactive forms in professionally-oriented foreign language teaching of students is considered as one of the options for the implementation of the system of quality management measures. The examples show the use of interactive teaching methods in the framework of the project methodology, round tables, discussions, presented didactic possibilities of forms of interactive learning of students of SamSTU.

Текст научной работы на тему «Интерактивные технологии в обучении иностранному языку в техническом вузе (из опыта работы)»

ИНТЕРАКТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ В ТЕХНИЧЕСКОМ ВУЗЕ (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ)

И.М. Мельникова, канд.филол. наук, доцент Р.С. Карпеева, старший преподаватель Самарский государственный технический университет (Россия, г. Самара)

Аннотация. Предлагаемая работа посвящена рассмотрению одной из актуальных проблем - проблеме повышения эффективности образовательного процесса в обучении иностранному языку в неязыковом вузе. В качестве одного из вариантов реализации системы мер по менеджменту качества рассматривается использование интерактивных форм в профессионально-ориентированном обучении студентов иностранному языку. На примерах показано применение интерактивных методов обучения в рамках проектной методики, круглых столов, дискуссий, представлены дидактические возможности форм интерактивного обучения студентов СамГТУ.

Ключевые слова: интерактивные формы, менеджмент качества, профессионально-ориентированное обучение иностранному языку, проект, дискуссия.

Быстрый рост техники и технологии поставил перед обществом новые требования. На рынке труда значительно выросла потребность в специалистах, обладающих не только высокой профессиональной, но и информационной и языковой культурой. Развитие компьютерных технологий дает огромные возможности получения информации, в том числе, из иноязычных информационных источников. Однако умение успешно пользоваться обширными этими источниками в профессиональных целях оказывается недостаточным. Безусловным приоритетом пользуются специалисты с творческими способностями. Они всегда находятся в более выгодной позиции относительно тех, кто руководствуется стандартными представлениями и устоявшимися методами. Приветствуется готовность активно участвовать в решении задач, способность находить нестандартные решения проблем в профессиональной сфере.

Остро встает задача подготовки специалистов, не только профессионалов высокого класса, но и способных выйти за пределы привычной деятельности, готовых самостоятельно искать нестандартные пути решения. Однако, как показывает практика, рамки традиционной модели обучения оказываются сдерживающим фактором. Требуется

смена фундаментальных основ обучения, философско-методологической парадигмы.

Проблема обучения студентов иностранному языку в техническом вузе состоит не в последнюю очередь и в том, что объем учебных часов для аудиторной работы постоянно сокращается, доля самостоятельной работы студентов соответственно - увеличивается. При этом разрыв между школьным обучением и требованиями, предъявляемыми к выпускникам вуза, продолжает оставаться. Работа с научно-технической литературой, обладающей определенной спецификой, требует особой подготовки.

Возникшее противоречие между требованиями работодателя и потребностью самого выпускника в повышении собственной профессиональной компетенции, с одной стороны, и качеством образовательного процесса - с другой, необходимо устранить. Одним из инструментов оптимизации данной ситуации может оказаться использование интерактивных форм и методов обучения иностранному языку в неязыковом вузе.

Предметом исследования данной работы являются интерактивные технологии обучения в развитии творческих способностей студентов и их роль в оп-

тимизации качества образовательного процесса.

В переходный период вузов на двухступенчатую структуру высшего образования (бакалавриат и магистратура) привычные методики оказываются малоэффективными. Анализ причин недостаточного качества и выработки мер по устранению этого разрыва показывает, что кроме вышеназванной причины следует выделить недостаток учебно-методических пособий, соответствующих задачам и требованиям, поставленным измененными учебными программами. Для достижения оптимального уровня обучения будущих специалистов профессионально-ориентированному иностранному языку в соответствии с государственными стандартами в системе высшего образования требуются изменения в методике преподавания. Напомним, что под профессионально-ориентированным обучением понимается обучение иностранному языку с учетом характерных особенностей будущей профессии или специальности [1].

Профессиональный аспект модели будущего специалиста наряду с профессиональной компетентностью и мастерством включает способность личности творчески подходить к решению профессиональных задач [2].

Формированию и развитию этих качеств могут способствовать различные образовательные интерактивные технологии, применяемые на занятиях, под которыми понимаются «...все виды деятельности, которые требуют творческого подхода к материалу и обеспечивают условия для раскрытия каждого ученика» [3, с. 78]. По мнению В.В. Добровой, «речевое общение на любом языке является сугубо индивидуальным речевым проявлением личности и связано с различными ее характеристиками как психологического, так и языкового плана» [4, с. 28]. Стимулирование речевого общения на иностранном языке посредством интерактивных форм обучения способствует формированию способности самостоятельно принимать решения и отвечать за них. Развиваются

такие качества как ответственность, коммуникабельность, командный дух, формируется познавательная, творческая, коммуникативная активность в профессиональной, деловой и научной сферах деятельности.

В арсенале преподавателя имеются различные интерактивные технологии и формы: проект, ролевая игра, круглый стол, кейс-метод, дискуссия, работа в малых группах и другие. Остановимся на проектном методе, активно используемом на кафедре иностранных языков СамГТУ. Комплексный и многоцелевой метод реализуется в различных видах и имеет признаки как исследовательских, так и информационных видов работы. При этом любой проект оказывается ролевым и практико-ориентированным и требует творческого подхода.

Таким образом, проект можно рассматривать как интегративный дидактический метод развития, обучения и воспитания, позволяющий вырабатывать и развивать специфические навыки и умения, к которым И.С. Сергеев относит исследовательские умения, навыки самостоятельной оценки и умения сотрудничать с любым партнером, менеджерские и презентационные умения и навыки [5].

Работа над проектом создает благоприятные условия также и для студентов, имеющих слабую языковую подготовку, либо малоактивных в психологическом плане. Все получают возможность проявить фантазию, активность и самостоятельность. При этом создается мотивация для самостоятельной познавательной деятельности студента. Е.А. Елизарова отмечает социальную значимость продукта, получаемого в результате проектной деятельности, обогащающего опыт учащихся и способствующего их личностному росту [6]. Проектное обучение строится на активной целесообразной деятельности студентов, отвечающей их личным интересам и потребностям. Участие в реализации проекта, таким образом, дает студенту не только реальные знания в сфере будущей профессии, практический навык работы с научной литературой,

но и значительный прирост знаний в языковом плане. Мотивирующим фактором учебно-познавательной деятельности студентов выступает и осознание того, что полученные знания значительно расширяют кругозор в их будущей профессии. Поэтому важно для проекта выбирать актуальные темы, предусматривающие решение проблем реальной жизни [7].

Благодаря проектной деятельности углубляются межличностные отношения между преподавателем и студентами, а также между самими студентами. Совместная работа в группе способствует развитию общекультурных умений, необходимых при сборе, обобщении собранной информации и обсуждении. Дискуссия как интерактивная форма обучения также успешно применяется в высшей школе. Умение дискутировать включает культуру общения, умение убедительно аргументировать, представляя свою позицию по обсуждаемой теме, и толерантное отношение к иной точке зрения. Дискуссии также позволяют студентам продемонстрировать свои знания по данной теме и услышать другое мнение.

Главным условием успеха является предоставление каждому участнику дискуссии возможности свободно высказать свое мнение. Если мнения отличаются, то студенты могут объединиться по группам, позицию которых озвучивает представитель, приводя аргументы «за» и «против» по обсуждаемой проблеме.

Тема дискуссии объявляется заранее, чтобы дать возможность студентам найти материал, определить и сформулировать свою точку зрения на заданную тему. Важным подготовительным этапом к проведению дискуссии является отработка на занятиях речевых клише для выражения собственного мнения (in my opinion, to my mind, as far as I know, personally I believe, as I think, I am sure that, etc.), выражения несогласия (far from it, it's doubtful, nothing of the kind, I differ from you , etc.), выражения согласия (I agree with you here, exactly so, that's just what I was going to say, it

stands to reason, I won't deny, that's right, etc.).

Важной частью дискуссии и, пожалуй, самой сложной является комментирование выступлений, обмен репликами, постановка вопросов. В качестве ведущего дискуссионной беседы может выступать преподаватель или студент с достаточно высоким уровнем владения иностранным языком. Он объявляет тему обсуждения, при необходимости направляет дискуссию в соответствующее русло, в конце подводит итоги, анализируя и обобщая высказывания. Этот вид интерактивной деятельности способствует формированию у студентов коммуникативной компетенции, а именно: способность понимать и порождать иноязычные высказывания в соответствии с конкретной ситуацией, конкретной целевой установкой и коммуникативным намерением [1].

Ещё одной формой активизации навыков устного общения студентов является «круглый стол». Это - форма проведения занятий, предполагающая свободный обмен мнениями по различным вопросам и проблемам часто с опорой на мультимедийные презентации. Темы, обсуждаемые за «круглым столом», могут быть весьма разнообразными, однако, целесообразнее использовать эту форму работы по окончании изучения определенных тем, поскольку участие в «круглом столе» требует от студентов достаточно высокого уровня владения монологической и диалогической речью, а также определенным фактическим материалом по заданной теме.

В СамГТУ используются различные виды проектной деятельности, частью которой является подготовка к таким внутривузовским мероприятиям как «круглый стол» и студенческая научная конференция. «Круглый стол» представляет собой обсуждение актуальных проблем современности, таких как экология, образование, культура, новые технологии. Студенты выступают с докладами- презентациями, а затем следует обсуждение данных проблем. На студенческой научной конференции студенты выступают с докладами по

темам, связанным с их областью науки и техники, относящейся к их будущей специальности. Основной задачей преподавателя является подготовка студентов к участию в данных мероприятиях.

Особое значение при подготовке, как к «круглому столу», так и конференции придается выбору темы. Это должна быть интересная по содержанию и легко воспринимаемая по форме информация, способная вызвать живой отклик слушателей. Подготовка к выступлению у нас осуществляется в несколько этапов. Это проведение мини-конференции в студенческой группе, предваряющей основную общеуниверситетскую конференцию. На первом этапе преподаватель сообщает темы «круглого стола» или конференции, а студенты ищут интересующую их информацию в журналах или Интернете. После того как тексты найдены (это этап самостоятельной работы студентов), работа проходит под руководством преподавателя. Все найденные тексты предлагаются студентам на просмотровое чтение, затем они обсуждаются, и из них выбирается самый оптимальный с точки зрения содержания и формы.

Следующий этап - тщательная лингвистическая работа над произношением, лексикой и грамматикой. Проводится активизация частотной и специальной лексики. Разбираются и тренируются сложные грамматические конструкции. Затем в учебной группе проходит обсуждение содержания текста в вопросно-ответной форме с элементами дискуссии. Последний этап - выступления студентов с презентациями. По-

тель и студенты задают вопросы выступающему, идет живое обсуждение доклада. Ценность мини-конференции в группе состоит в том, что они дают опыт публичного выступления, готовят студентов к выступлениям в большой аудитории, помогают учиться справляться с волнением и стрессом, реагировать и отвечать на вопросы. Эти навыки также можно сформировать на мини-конференциях в группах. Следует отметить и умение выступающего студента привлечь внимание слушателей к своему докладу. Хорошая дикция, паузы в нужном месте, жестикуляция также имеют большое значение. Выбирая участника общевузовского мероприятия, необходимо учитывать все эти моменты. Только тогда можно рассчитывать на успех.

Подводя итоги, можно утверждать, что использование интерактивных методов в образовательном процессе существенно повышает качество обучения иностранному языку в профессиональном контексте. При обучении иноязычному профессиональному общению на основе специальных текстов используются методы ролевой игры и решения ситуационных задач, методы проектов и дискуссий. Все они опираются на дея-тельностный, развивающий и образовательный подход в учебном процессе. Интерактивные технологии стимулируют самостоятельную речемыслитель-ную деятельность студентов, повышают положительную мотивацию изучения иностранного языка. Это первый шаг к самостоятельной творческой работе.

сле каждого выступления преподава-

Библиографический список

1. Образцов П.И., Иванова О.Ю. Профессионально-ориентированное обучение иностранному языку на неязыковых факультетах вузов // Учебное пособие под ред. П.И. Образцова.- Орел: ОГУ, 2005. - 114с.

2. Поляков О.Г. Английский язык для специальных целей: теория и практика. -М.: НВИ - Тезаурус, 2003. - 188с.

3. Иоффе А.Н. Активная методика - залог успеха // Гражданское образование. Материал международного проекта. СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2000. -382с.

4. Доброва В.В. Психолингвистический подход к исследованию способности обучения иностранным языкам // Вестник Самарского государственного технического университета. Серия «Психолого-педагогические науки» №2 (16)- 2011. С. 27-35.

5. Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся: Практическое пособие для работников общеобразовательных учреждений. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: АРКТИ, 2005. - 80с.

6. Елизарова Е.А. Сущностный анализ проектной деятельности // Вестник Самарского государственного технического университета. Серия «Психолого-педагогические науки» №1 (17), 2012. С. 66-71.

7. Рыбальчик О.А., Симакова С.М. Использование метода проекта на занятиях иностранного языка. // Сб-к «Вуз культуры и искусств в системе региона образовательной», Материалы Седьмой Международной электронной научно-практической конференции. Самара, декабрь 2009-февраль 2010 г. Самарская государственная академия культуры и искусств. Часть II. С. 33-39.

INTERACTIVE TECHNOLOGIES IN TEACHING A FOREIGN LANGUAGE IN A TECHNICAL UNIVERSITY (FROM EXPERIENCE)

I.M. Melnikova, candidate of philological sciences, associate professor R.S. Karpeeva, senior lecturer Samara state technical university (Russia, Samara)

Abstract. The proposed work is devoted to the consideration of one of the urgent problems - the problem of improving the efficiency of the educational process in teaching a foreign language in a non-linguistic University. The use of interactive forms in professionally-oriented foreign language teaching of students is considered as one of the options for the implementation of the system of quality management measures. The examples show the use of interactive teaching methods in the framework of the project methodology, round tables, discussions, presented didactic possibilities of forms of interactive learning of students of SamSTU.

Keywords: interactive forms, quality management, professionally-oriented foreign language teaching, project, discussion.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.