УДК 378
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДА ПРОЕКТОВ В ИНТЕРАКТИВНОМ ОБУЧЕНИИ СТУДЕНТОВ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ В ТЕХНИЧЕСКОМ ВУЗЕ
Е.А. Рожнова1, С.М. Симакова 2
1,2Самарский государственный технический университет 443010, г. Самара, ул. Молодогвардейская, 244 1E-mail: [email protected] 2E-mail: [email protected]
В статье рассматривается проблема использования метода проектов в профессионально ориентированном обучении иностранному языку студентов технического вуза. Показано, что использование данного метода на уроках иностранного языка отражает основные современные принципы обучения. Они способствуют формированию коммуникативных умений и повышению мотивации изучения иностранного языка. Особую роль в этой связи играют модели развивающего обучения, которые основываются на индивидуальных особенностях личности. В статье приведены возможности данного образовательного метода, этапы работы с ним, а также практические рекомендации.
Ключевые слова: метод проектов, интерактивная форма обучения, профессионально ориентированное обучение иностранному языку, принцип обучения.
Переход современной России к рыночным условиям, постоянно возрастающий уровень экономического взаимодействия с другими странами, высокая степень конкуренции среди выпускников вузов явились причиной качественно новых требований к специалистам и значительно актуализировали проблему их готовности к эффективной будущей профессиональной деятельности.
В современных условиях с учетом таких преобразований выпускник вуза должен обладать способностью грамотно анализировать экономические, производственные процессы и находить эффективные творческие решения стоящих перед ним задач. Для этого он должен обладать высоким уровнем сформированности профессионально значимых качеств.
В Федеральных государственных образовательных стандартах высшего профессионального образования последнего поколения предъявляются принципиально новые требования к качеству подготовки выпускников вузов, представленные в виде общекультурных, социально-личностных и профессиональных компетенций. Это побуждает педагогов искать новые принципы организации образовательного процесса при обучении иностранному языку студентов технического вуза, в основе которых лежит интеграция предметно-технологической и социально-нравственных составляющих высшего образования. В соответствии с современными тенденциями в вузе перед преподавателем иностранного языка стоит цель формирования у студентов коммуникативной компетенции. Для достижения данной цели педагоги кафедры иностранных языков Самарского государственного технического университета (СамГТУ) используют в своей работе со студентами профессионально ориентированное обучение, различные интерактивные технологии, а именно: метод проектов, ролевые игры, дискуссии, работы в малых группах, круглые столы, case-study (кейс-метод) и другие.
1 Екатерина Александровна Рожнова, старший преподаватель кафедры «Иностранные языки»
2 Светлана Михайловна Симакова, старший преподаватель кафедры «Иностранные языки»
Необходимо отметить, что профессионально ориентированное обучение иностранному языку - это научное направление, возникшее в конце 1960-х годов, и тип образовательной услуги, отвечающей потребностям обучаемых (студентов). Аббревиатура ESP (English for Specific Purposes) на сегодняшний день прочно вошла в лексикон теоретиков и практиков в области преподавания иностранных языков. П.И. Образцов трактует профессионально ориентированное обучение как «основанное на учете потребностей студентов в изучении иностранного языка, диктуемых характерными особенностями будущей профессии или специальности» [2].
Среди разнообразия интерактивных технологий, используемых в профессионально ориентированном обучении и успешно применяемых в решении учебных и воспитательных задач, авторы данной статьи хотели бы подробнее рассмотреть метод проектов, который широко применяется преподавателями иностранных языков СамГТУ.
Слово «проект» (в буквальном переводе с латинского языка - «брошенный вперед») толкуется в словарях как план, замысел, текст или чертеж чего-либо, предваряющий его создание. На наш взгляд, наиболее системное определение метода учебного проекта предложила Н.Ю. Пахомова. По её определению, метод учебного проекта - это одна из личностно ориентированных технологий, способ организации самостоятельной деятельности учащихся, направленный на решение задачи учебного проекта, интегрирующий в себе проблемный подход, групповые методы, рефлексивные, презентативные, исследовательские, поисковые и прочие методики [3]. Как принято считать, метод проектов берет свое начало в трудах американского философа-прагматика, психолога и педагога Джона Дьюи. Согласно его теории, истинным и ценным является только то, что полезно людям, дает практический результат и направлено на благо всего общества. Идеи Дьюи оказали большое влияние на систему образования XX столетия. Современная дидактика использует наглядность, практические и лабораторные работы, поисковый и проблемный методы. В современном образовании метод проектов широко применяется, но следует сказать, что он используется не вместо систематического предметного обучения, а наряду с ним как компонент многоаспектной системы образования в высшей школе. Необходимо отметить тот факт, что при использовании проектов реализуются основные дидактические принципы обучения:
- принцип сознательности относится к числу ведущих дидактических принципов, применяемых при обучении иностранному языку. В условиях использования проектов он обеспечивается возможностью сознательного выбора студентом собственной стратегии достижения конкретной учебной цели по усвоению нового материала, закреплению и развитию творческих способностей и формированию учебных умений. Он дает возможность понять и изучить учебный материал с различных позиций. Таким образом, усвоение информации происходит сознательно и характеризуется наиболее высокими показателями;
- принцип доступности обеспечивается выбором стиля изложения при презентации проекта студентами, их знаниями, мотивами и интересами;
- принцип активности проявляется в возможности участия студентов в работе над проектом в качестве равных партнеров. Постоянное стимулирование активности обучаемых позволяет значительно повысить объем их речевой практики;
- принцип профессиональной компетенции при использовании проектов предполагает, что преподаватель организует учебный процесс, цель которого заключается в формировании и развитии речевых умений и навыков у студентов в контексте выбранной ими будущей профессии.
Учебный проект, являясь комплексным и многоцелевым методом, имеет большое количество разновидностей:
- практико ориентированные проекты, которые нацелены на социальные интересы самих участников проекта или внешнего заказчика;
- исследовательские проекты по структуре напоминают научное исследование и используют научные методы: моделирование, социологический опрос и другие;
- информационные проекты направлены на сбор информации о каком-то предмете, явлении с целью её анализа, обобщения и представления для широкой аудитории. Примерами таких проектов являются "Ecological Problems", "The System of Higher Education in Great Britain and Russia".
Главной целью проектов является обучение умениям и навыкам проблематиза-ции, выдвижения гипотез, структурирования и систематизации, планирования и организации мышления и деятельности по решению разнообразных задач. Работа над проектом - это самостоятельная работа студентов по решению конкретной заданной проблемы. Выбор формы конечного продукта проектной деятельности - важная задача участников проекта. От её решения в значительной степени зависит, насколько выполнение проекта будет увлекательным, а защита проекта презентабельной и убедительной. Конечными продуктами проектной деятельности могут быть видеофильм, газета, выставка, публикация, экскурсия, праздник и т.д. Задача педагога иностранного языка - определить проблему, обозначить способы ее решения, спланировать работу со студентами. На практике это выглядит следующим образом: формируется группа студентов-участников проекта, где перед каждым стоит своя задача. Распределяя обязанности между обучающимися, следует учитывать их коммуникативные умения и навыки по иностранному языку, способности логически мыслить, рассуждать, формулировать выводы и оформлять проектную работу как готовый продукт. Студенты самостоятельно подбирают дополнительную информацию и затем обсуждают ее в аудитории с преподавателем. Таким образом, в процессе работы над проектом каждый студент развивает целеустремленность и трудолюбие. При подготовке проекта необходимо принимать во внимание уровень владения иностранным языком студентами. На 1 курсе студентов СамГТУ привлекают страноведческие проекты, они всегда получаются яркими, творческими и познавательными. Авторы данной статьи убеждены, что изучать такие темы, как "Great Britain", "London", "The USA", "Russia", гораздо интереснее, используя интерактивное обучение (проекты, круглые столы, кейсы и т.д.). Студентам 2 курса обучения предлагаются к выполнению проекты по следующим темам: "New Achievements in Science", "My Future Profession", "Recruitment" и т.д. Приведем пример задания для учебного проекта студентов технических и гуманитарных факультетов СамГТУ. Project work: "Looking for a Job"
1. You are looking for a job. What position(s) do you want to find? Describe everything
you are going to do to find a good job. List the sources of information you will use, people you will meet, etc. Write letters of application and CV. Get references from people who know you and can recommend you for this position (your university professors, senior colleagues, but not relatives).
2. Get ready for an interview. Present your cover letter and CV to your potential em-
ployer, go to the interview and get accepted for the position you want.
Большая часть работы над проектом проходит в аудитории, где преподаватель работает со студентами не в качестве руководителя, а в роли консультанта. Студентам необходимо подсказать новые источники информации, направить их мысли в нужном направлении для самостоятельного поиска. Таким образом, проектная дея-
тельность дает возможность студентам использовать свои языковые навыки в новой реальной ситуации. Проект также можно рассматривать как средство мотивации для изучения иностранного языка у студентов неязыковых вузов. Ситуация, когда обучающиеся видят реальные результаты своего труда, а именно проекта, и представляют их аудитории, не может не приносить чувства удовлетворения. Следует особо отметить, что до начала работы над проектами необходимо заложить основы иностранного языка. Студенты должны овладеть достаточным объемом грамматического и лексического материала, прежде чем они смогут использовать иностранный язык как средство для получения профессиональных навыков. Положительная характеристика проекта заключается в том, что в ходе его осуществления создается возможность интегрированного развития разных видов речевой деятельности: чтение (публицистические и страноведческие тексты, дополнительный материал, изучение информации по проблеме); письмо (оформление письменных отчетов, аудио-и видеозаписи); говорение (участие в обсуждениях, выступление с презентациями); аудирование (интервью). Так, например, на стадии выбора темы проекта и ее обсуждения обычно бывает больше говорения и аудирования. По мере продвижения работы над проектом, студенты пользуются всеми четырьмя навыками. В.В. Копылова считает, что совместная работа в группе развивает общекультурные умения, необходимые при сборе, систематизировании и обобщении собранной информации; участвуя в обсуждении, дискуссии, участники обучаются этике дискуссионного общения на иностранном языке, толерантности [1]. Многолетний опыт преподавания иностранного языка в вузе показывает, что все возможности проекта выступают мотивирующими факторами в осуществлении учебной деятельности студентов СамГТУ.
Проиллюстрировать сказанное можно на примере информационно-творческого проекта "Russian Brands", проведенного со студентами второго курса СамГТУ гуманитарного факультета.
Время работы над проектом: 1 год
Форма работы: аудиторная, внеаудиторная
Вид проекта: информационно-творческий
Презентация: на презентацию проекта было представлено слайд-шоу, включающее два исторических видеосюжета (полет Ю. Гагарина в космос и закрытие Олимпийских Игр в Москве).
Образовательные, развивающие, воспитательные цели:
- вовлечение студентов в различные виды деятельности;
- самостоятельное приобретение новых знаний;
- организация деятельности студентов, как индивидуальной, так и групповой;
- развитие чувства патриотизма;
- воспитание чувства озабоченности при формировании имиджа страны;
- воспитание у студентов интереса к народному творчеству, культуре и традициям России;
- формирование навыков исследовательской деятельности;
- развитие умения работать самостоятельно;
- воспитание толерантности (терпимости к чужому мнению, внимательному и доброжелательному отношению к другим).
Учебно-педагогические задачи:
- развивать интерес к английскому языку;
- развивать умение формулировать мысль на английском языке и грамматически правильно оформлять её;
- развивать умение использовать PR-терминологию
Актуальность темы: Успешный бренд является сильным фактором, оказывающим влияние на социальные, экономические и культурные процессы, и способствует их развитию. Подобно компаниям и продуктам, страны, города и отдельные регионы также обладают свойственными именно им особенностями. Брендинг местности измеряет эти особенности, оценивая их сильные и слабые стороны и привлекательные характеристики. Брендирование страны помогает планировать политику, стратегию, работу в области инвестиций и инноваций, оказывая влияние на улучшение общего имиджа и репутации страны, помогает формировать дальнейшее продвижение имиджа, торговли и туристической деятельности. Качество «имиджа бренда» каждой отдельной страны измеряется согласно следующим параметрам:
- экспорт;
- правительство;
- культура и культурное наследие;
- люди;
- туризм;
- инвестиции и иммиграция.
Оценка бренда страны предоставляет полную оценку положения страны и является одним из наиболее эффективных инструментов, позволяющих управлять репутацией страны и ее восприятием в мире.
Проект получился информационным и красочным. Студенты не только искали информацию и иллюстрации, но и сами написали музыку к слайдам. Каждый студент внес посильный вклад в разработку проекта, группа стала одной сильной командой и, по словам самих студентов, они узнали много новой интересной информации о своей родине. Студенты с удовольствием представили и обсудили проект с другими группами своего курса.
Обобщая все вышесказанное, можно сделать вывод о том, что проект при обучении иностранному языку в неязыковом вузе имеет конкретную цель, которая предполагает использование иностранного языка в контексте будущей профессиональной деятельности студентов, обеспечивает выход за рамки аудиторного обучения. Проектная методика предполагает самостоятельный поиск иноязычной информации, осуществляемый средствами иностранного языка, что способствует более прочному усвоению знаний студентами в техническом вузе. Оформление и презентация готового проекта требуют активного использования иностранного языка, что приводит к значительному расширению словарного запаса. Проект позволяет студентам осознать практическую значимость владения иностранным языком и получить опыт общения, который может быть применен в будущей профессиональной деятельности.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Копылова, В.В. Методика проектной работы на уроках английского языка: методическое пособие / В.В. Копылова. - 2-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2004. - 96 с.
2. Образцов, П.И., Профессионально ориентированное обучение иностранному языку на неязыковых факультетах вузов: учебное пособие / П.И. Образцов, О.Ю. Иванова; под ред. П.И. Образцова. - Орел: ОГУ, 2005. - 114 с.
3. Пахомова, Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении: пособие для учителей и студентов педагогических вузов / Н.Ю. Пахомова. - 2-е изд., испр. и доп. -М.: АРКТИ, 2005. - 112 с.
Поступила в редакцию 18.01.2018 В окончательном варианте 20.02.2018
UDC 378
USING THE PROJECT-METHOD IN INTERACTIVE TEACHING A FOREIGN LANGUAGE TO STUDENTS AT THE TECHNICAL UNIVERSITY
E.A. Rozhnova1, S.M. Simakova2
1,2Samara State Technical University 443010, Samara, Molodogvardeyskaya St., 244 1E-mail: [email protected] 2E-mail: [email protected]
The article deals with the problem of using the project-method in the professionally-oriented foreign language teaching at the Technical University. It is shown that using this method at foreign language classes reflects the main modern principles of teaching. They contribute to forming communicative skills and increasing motivation of foreign language teaching. The paper is focused on developmental teaching models based on individual characteristics of a person. The article describes the potential of this educational method, the stages of working with it, and also practical recommendations.
Keywords: project-method, interactive form of teaching, professionally oriented teaching of foreign language, principle of teaching.
REFERENCES
1. Kopylova, V.V. Metodika proektnoy raboty na urokakh angliiskogo yazyka [The methodology of the project work at English lessons] / V.V. Kopylova. M.: Drofa, 2004. 96 p.
2. Obraztsov, P.I. Professional'no-orientirovannoe obuchenie inostrannomu yazyku na neyazy-kovykh fakul'tetakh vuzov [Professionally-oriented teaching foreign languages at non-linguistic departments of higher educational institutions] / P.I. Obraztsov, O.Yu. Ivanova. Orel: OGU, 2005. 114 p.
3. Pakhomova, N.Y. Metod uchebnogo proekta v obrazovatel'nom uchrezhdenii [The method of academic project at an educational institution] / N.Y. Pakhomova. M.: ARKTI, 2005. 112 p.
Original article submitted 18.01.2018 Revision submitted 20.02.2018
1 Ekaterina A. Rozhnova, Senior Lecturer of Foreign Languages Department
2 Svetlana M. Simakova, Senior Lecturer of Foreign Languages Department