Научная статья на тему 'ДИСКУССИЯ КАК ИНСТРУМЕНТ АКТИВИЗАЦИИ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ В УСЛОВИЯХ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ'

ДИСКУССИЯ КАК ИНСТРУМЕНТ АКТИВИЗАЦИИ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ В УСЛОВИЯХ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
229
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
дискуссия / иностранный язык / коммуникативные навыки / дистанционное обучение / discussion / foreign language / communication skills / distance learning

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — М.М. Иванова

Изучение проблемы взаимодействия участников дискуссионной формы общения на иностранном языке позволяет определить ряд условий, при которых возможно достижение поставленных учебных задач. Успешное осуществление межкультурной коммуникации может быть достигнуто путём систематической работы над речевыми ситуациями. В статье рассмотрены основные элементы, особенности и этапы проведения дискуссий в очном и дистанционном форматах на основе аутентичного и симулятивного типов общения, так как именно они обеспечивают воссоздание тех ситуаций и коммуникативных актов, которые влияют на интенсивность интеракции учащихся в будущем. Полученные данные помогут выстраивать языковую среду на занятиях по иностранному языку в высших учебных заведениях на всех этапах обучения, как очно, так и дистанционно.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — М.М. Иванова

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DISCUSSION AS A TOOL FOR ENHANCING COMMUNICATION SKILLS IN THE CONTEXT OF DISTANCE LEARNING

Studying a problem of interaction between participants in a discussion form of communication in a foreign language makes it possible to determine a number of conditions under which it is possible to achieve a set of learning objectives. Successful implementation of intercultural communication can be achieved through systematic work on speech situations. The article discusses the main elements, features and stages of discussions in face-to-face and remote formats based on authentic and simulative types of communication, since they provide the recreation of those situations and communicative acts that affect the intensity of students’ interaction in the future. The obtained data will help build the language environment in foreign language classes in higher educational institutions at all stages of education, both in person and distantly.

Текст научной работы на тему «ДИСКУССИЯ КАК ИНСТРУМЕНТ АКТИВИЗАЦИИ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ В УСЛОВИЯХ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ»

Библиографический список:

1. Соколова В.В. Разработка мобильных приложений: учебное пособие. Томск: Издательство Томского политехнического университета, 2014. Available at: http://znanium. com/bookread2.php?book=701720

2. Виды мобильных приложений: BYYD. Available at: https://www.byyd.me/ru/blog/2021/12/mobile-apps-types/

3. Корнейчук Д.В. Мобильные приложения как прогрессивный элемент изучения английского языка. Актуальные вопросы современности глазами молодых исследователей: сборник материалов III Международной научно-практической конференции. 2018: 67-70.

4. Соловова Е.Н. Методика обучения иностранным языкам. Москва, 2002.

5. Касаткина Н.Н. Использование мобильных технологий в изучении иностранных языков. Ярославский педагогический вестник. 2016; № 4.

6. Фомин М.А., Садовиков Н.Е., Жидков В.И. Цифровые технологии как инструмент повышения мотивации к изучению иностранного языка. Обществознание и социальная психология. 2022; № 8-2 (38): 34-39.

7. Простова Е.А., Буяковская И.А. Мобильные приложения как современные средства преподавания английского языка. Информационно-коммуникационные технологии в педагогическом образовании. 2019; № 4 (61): 155-159.

8. Арчибасов Д.Б. Разработка мобильного приложения для помощи в изучении английского языка с элементами игрофикации. МНСК- 2018: Информационные технологии: Материалы 56-й Международной научной студенческой конференции. Новосибирск: Новосибирский национальный исследовательский государственный университет, 2018: 65-66.

9. Пузатых А.Н. DUOLINGO: мобильное приложение для изучения иностранного языка. Вопросы педагогики. 2020; № 10-1: 176-181.

References

1. Sokolova V.V. Razrabotka mobil'nyh prilozhenij: uchebnoe posobie. Tomsk: Izdatel'stvo Tomskogo politehnicheskogo universiteta, 2014. Available at: http://znanium.com/ bookread2.php?book=701720

2. Vidy mobil'nyh prilozhenij: BYYD. Available at: https://www.byyd.me/ru/blog/2021/12/mobile-apps-types/

3. Kornejchuk D.V. Mobil'nye prilozheniya kak progressivnyj 'element izucheniya anglijskogo yazyka. Aktual'nye voprosy sovremennosti glazami molodyh issledovatelej: sbornik materialov III Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. 2018: 67-70.

4. Solovova E.N. Metodika obucheniya inostrannym yazykam. Moskva, 2002.

5. Kasatkina N.N. Ispol'zovanie mobil'nyh tehnologij v izuchenii inostrannyh yazykov. Yaroslavskijpedagogicheskij vestnik. 2016; № 4.

6. Fomin M.A., Sadovikov N.E., Zhidkov V.I. Cifrovye tehnologii kak instrument povysheniya motivacii k izucheniyu inostrannogo yazyka. Obschestvoznanie i social'naya psihologiya. 2022; № 8-2 (38): 34-39.

7. Prostova E.A., Buyakovskaya I.A. Mobil'nye prilozheniya kak sovremennye sredstva prepodavaniya anglijskogo yazyka. Informacionno-kommunikacionnye tehnologii v pedagogicheskom obrazovanii. 2019; № 4 (61): 155-159.

8. Archibasov D.B. Razrabotka mobil'nogo prilozheniya dlya pomoschi v izuchenii anglijskogo yazyka s 'elementami igrofikacii. MNSK- 2018: Informacionnye tehnologii: Materialy 56-j Mezhdunarodnoj nauchnoj studencheskoj konferencii. Novosibirsk: Novosibirskij nacional'nyj issledovatel'skij gosudarstvennyj universitet, 2018: 65-66.

9. Puzatyh A.N. DUOLINGO: mobil'noe prilozhenie dlya izucheniya inostrannogo yazyka. Voprosy pedagogiki. 2020; № 10-1: 176-181.

Статья поступила в редакцию 20.02.23

УДК 378

Ivanova M.M., teacher, Financial University under the Government of the Russian Federation (Moscow, Russia), E-mail: m.m.ivanova13@gmail.com

DISCUSSION AS A TOOL FOR ENHANCING COMMUNICATION SKILLS IN THE CONTEXT OF DISTANCE LEARNING. Studying a problem of interaction between participants in a discussion form of communication in a foreign language makes it possible to determine a number of conditions under which it is possible to achieve a set of learning objectives. Successful implementation of intercultural communication can be achieved through systematic work on speech situations. The article discusses the main elements, features and stages of discussions in face-to-face and remote formats based on authentic and simulative types of communication, since they provide the recreation of those situations and communicative acts that affect the intensity of students' interaction in the future. The obtained data will help build the language environment in foreign language classes in higher educational institutions at all stages of education, both in person and distantly.

Key words: discussion, foreign language, communication skills, distance learning

М.М. Иванова, преп., Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, г. Москва, E-mail: m.m.ivanova13@gmail.com

ДИСКУССИЯ КАК ИНСТРУМЕНТ АКТИВИЗАЦИИ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ В УСЛОВИЯХ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ

Изучение проблемы взаимодействия участников дискуссионной формы общения на иностранном языке позволяет определить ряд условий, при которых возможно достижение поставленных учебных задач. Успешное осуществление межкультурной коммуникации может быть достигнуто путём систематической работы над речевыми ситуациями. В статье рассмотрены основные элементы, особенности и этапы проведения дискуссий в очном и дистанционном форматах на основе аутентичного и симулятивного типов общения, так как именно они обеспечивают воссоздание тех ситуаций и коммуникативных актов, которые влияют на интенсивность интеракции учащихся в будущем. Полученные данные помогут выстраивать языковую среду на занятиях по иностранному языку в высших учебных заведениях на всех этапах обучения, как очно, так и дистанционно.

Ключевые слова: дискуссия, иностранный язык, коммуникативные навыки, дистанционное обучение

В настоящее время современные учебные заведения ставят перед собой одну из сложнейших задач - научить студентов свободно и бегло говорить на иностранном языке. Разумеется, данная задача возможна только при выполнении таких условий, как качественное преподавание, грамотная обучающая литература, сильная мотивация студентов. Актуальность данной темы обусловлена тем фактом, что после выхода на мировую арену Россия и ряд зарубежных стран установили достаточно прочные отношения, что, в свою очередь, вызвало спрос на навыки коммуникации на иностранном языке с целью соответствия международным стандартам [1]. Таким образом, основной задачей в процессе обучения студентов иностранному языку является значительная самостоятельность устного выражения мыслей, что достигается путем проведения дискуссий и создания речевых ситуаций, наиболее приближенных к реальным. Стоит особо подчеркнуть, что роль преподавателя в процессе дискуссии чрезвычайно важна, поскольку он должен не только исправлять ошибки учащегося, но и научить прислушиваться к мнению своего оппонента, а также отстаивать свою точку зрения. Необходимо иметь достаточный уровень квалификации, обладать

опытом обучения дискуссии и говорению, знать сильные и слабые стороны студентов.

Целью данной статьи является постановка целей и задач обучения коммуникативным навыкам на иностранным языке в высшей школе; определение эффективности дискуссии как методического приема, способствующего формированию коммуникативных навыков, а также классификация основных виды и этапов проведения дискуссии. Для реализации поставленной цели следует решить следующие задачи:

- проанализировать общие теоретические данные о предмете исследования;

- изучить роль педагога в процессе обучения коммуникативным навыкам в формате дискуссии;

- проанализировать возможности проведения дискуссий в онлайн- и офлайн-формате.

Актуальность данного исследования заключается в том, что дискуссия как современно организованная групповая форма полилогической коммуникации

позволяет соблюсти принцип опосредованного влияния на эффективность мыслительной и творческой деятельности, а также активизировать коммуникативные навыки, что, в свою очередь, приводит к оптимизации мыслительной деятельности. Ввиду этого фактора необходимо расширить компонент симулятивного общения на занятиях по иностранному языку, так как дискуссия является наиболее эффективной формой современного обучения коммуникации в высшей школе, в том числе в условиях дистанционного обучения.

Научная новизна работы состоит в сопоставлении очного и заочного или частично заочного формата дискуссии, выделении основных этапов и правил их организации и проведения, а также доказательстве их эффективности в условиях дистанционного обучения.

Теоретическая значимость научной работы заключается в том, что результаты исследования могут быть применены в образовательном процессе с целью создания более эффективной среды обучения с учетом современных условий.

Многие специалисты в сфере образования задаются вопросом, как можно повысить уровень мотивации студентов с учетом методологических особенностей проведения семинарских занятий, в частности по иностранному языку. За последнее время наравне с поиском новых, наиболее оптимальных методик обучения дисциплине многие традиционные системы подверглись усовершенствованию, что немало способствовало привлечению различных интерактивных методов в образовательные программы.

По мнению профессора О.А. Тарасенко и доцента Т.А. Андроновой, основой интерактивного метода становится непосредственный контакт обучающихся между собой и с преподавателем. Занятия могут проводиться в форме дискуссий, деловых и ролевых игр, разбора ситуативных заданий, психологических и иных тренингов в сочетании с внеаудиторной работой с целью формирования и развития профессиональных навыков обучающихся [2]. Базовым интерактивным методом является именно дискуссия. Справедливо и суждение Н.С. Аболиной и О.Б. Акимовой о том, что «...владение методами дискуссии и полемики является необходимым качеством в коммуникации. Умение строить тезисы и антитезисы, вырабатывать аргументы и контраргументы, прослеживать логическое обоснование каких-либо идей вырабатывает критический подход, стимулирует творческую активность личности и в процессе обучения, и в любой другой деятельности» [3].

Прежде чем перейти к анализу такого понятия, как дискуссия, необходимо выяснить, что оно означает Дискуссией (от лат discussio - исследование, рассмотрение, разбор) называют такой публичный спор, целью которого является уточнение и сопоставление различных точек зрения, поиск, выявление истинного мнения, нахождение правильного решения спорного вопроса. Дискуссию можно считать наиболее эффективным способом донесения собственной позиции до собеседника с применением различных техник убеждения. Для того чтобы дискуссия состоялась, требуются не менее двух участников, а каждый вопрос, выносимый на дискуссию, должен быть подвергнут тщательному анализу. Таким образом, цель дискуссии - облегчить коммуникацию между учащимися или между учащимися и преподавателем, научиться работать с большими объемами информации, сортируя ее с точки зрения убедительности, грамотности, логичности и этичности. Дискуссии могут быть полезны для побуждения к размышлению и формулированию собственных мыслей, для поиска взаимосвязей с другими сферами социального взаимодействия, а также для готовности участия в диалоге в случае возникновения спорных ситуаций. Благодаря дискуссии у участников появляется возможность в полном объеме проанализировать те вопросы, которые либо еще не имеют достоверного научного обоснования на данный момент, либо могут быть подвергнуты критике. Кроме того, еще раз отметим, что в ходе дискуссии применимы только те приемы, которые отвечают требованиям деловой этики и не нарушают личных границ собеседника.

Итак, дискуссия - это процедура выработки общего мнения, снятия противоречий внутри коллектива. Однако с большой вероятностью можно сказать, что любой участник дискуссии имеет собственное мнение, свое видение ситуации, и совершенно не обязательно, что участникам полемики удастся в итоге прийти к общему знаменателю по каждому конкретному вопросу. Кроме того, процесс дискуссии, являясь полностью контролируемым процессом, не снимает никаких противоречий между людьми, непосредственно вступившими в спор. Таким образом, суть дискуссии - не всегда приход к общему знаменателю, а, скорее, целевой, организованный обмен идеями и суждениями в группе с целью формирования некой точки зрения каждым участником или поиска истины.

Если говорить о характерных особенностях, свойственных понятию дискуссии, ни зарубежные, ни отечественные авторы также не могут прийти к единому мнению. Так, например, польский ученый В. Оконь рассматривает дискуссию как «инструмент приобретения новых знаний, а также возможность отработать профессиональные умения и навыки». АМ. Кларин, С. Мельникова, Л. Яворовская, в свою очередь, относят ее к форме организации обучения, делая акцент на том, что дискуссия «связана с факультативными требованиями к организации учебного занятия, в том числе к определенной рассадке учащихся». Автор А. Савченко классифицирует дискуссию как вербальный метод обучения с элементами координирования коммуникативно-речевой деятельности. Б. Бадмаев считает, что дискуссия «базируется на психологии человеческих отношений в их взаимодействии» [1].

В рамках данной статьи невозможно охватить все разновидности дискуссии, поэтому остановимся лишь на некоторых. Выделяют следующие виды дискуссии:

1) круглый стол;

2)дебаты;

3) перекрестная дискуссия;

4) мозговой штурм;

5) форум;

6) симпозиум;

7) учебный спор-диалог

Н.Н. Никитина выделяет только такие разновидности дискуссии, как круглый стол и дебаты [4]. При этом круглый стол отличается наличием достаточно большого количества участников и нацелен преимущественно на сбор и систематизацию материала по заданной тематике, сопровождаемые впоследствии обсуждением и обменом информацией.

При подготовке к круглому столу учащиеся изучают и прорабатывают материал по заданной проблематике, что дает возможность преподавателю заранее выявить тенденции формирования промежуточных тезисов, систематизировать их и выработать единую концепцию проведения итогового группового обсуждения. Кроме того, при проведении круглого стола крайне рекомендовано задействовать информационно-коммуникационные технологии и мультимедийные инструменты.

Что касается дебатов, критическим компонентом данного вида дискуссии является наличие диаметрально противоположных точек зрения относительно заданной проблемы. В сравнении с круглым столом дебаты ставят своей целью демонстрацию аргументационных навыков при отстаивании собственных суждений. Практическая значимость занятий в форме дебатов заключается в активизации критического мышления, формировании личностных и профессионально важных качеств, выстраивании диалога, самоорганизации, уважительном отношении к различным точкам зрения, в том числе отличным от собственных.

Специалисты, как правило, выделяют такие этапы проведения дебатов, как:

- выступления докладчиков с подготовленными сообщениями;

- вопросы докладчикам, возникшие в процессе выступления;

- общее обсуждение, дискуссия по выявленным проблемам, обмен мнениями;

- подведение итогов [5].

Обе вышеупомянутые разновидности дискуссии не только способствуют развитию аналитических способностей у обучающихся, но и позволяют им обрести навыки экстренного реагирования на точку зрения оппонента, а также развить навыки риторики и ораторского искусства. При планировании занятия и выборе формата дискуссии перед преподавателем стоит задача обеспечить участников техническими средствами, проверить содержание дискуссионного вопроса на актуальность и привлечь студентов к участию для реализации условий, при которых данная форма работы может считаться успешной.

Дискуссия может выступать и как самостоятельный метод обучения коммуникативным навыкам, и в качестве компонента ролевой или деловой игры. Проблемно-ориентированные ролевые и деловые игры позволяют глубоко вникнуть в суть проблемы, осмыслить и разобрать данное ситуативное задание и найти возможные варианты его решения. Деловая игра формирует необходимые профессиональные качества, критическое мышление, способствует принятию взвешенных грамотных решений. Преимущество ролевых игр перед другими видами групповых заданий в том, что они позволяют моделировать как реальные, так и вымышленные ситуации. Подобные обучающие игры закладывают основу для последующего формирования и совершенствования навыков, необходимых в реальных жизненных ситуациях.

В условиях дистанционного обучения игровой средой для данного вида работы становится Интернет, а дискуссия - виртуальной. Для использования ролевых и деловых игр в период обучения посредством Интернета требуется специальная веб-площадка, на которой преподаватель сможет размещать все необходимые материалы. В ролевых и деловых играх широко применяются он-лайн-конференции, социальные сети и мобильные приложения с функцией чата. Применение видеоконференций открыло новые возможности для моделирования учебных ситуаций в режиме реального времени, где студенты могут примерить на себя различные роли безотносительно места проживания и мобильности. Кроме того, данная опция привнесла ощутимый вклад в формирование языковых и коммуникативных навыков, открыв перспективы привлечения носителей языка. Отметим также, что при интеграции очного и дистанционного обучения игру следует проводить в аудитории, а интернет-технологии использовать лишь для подготовки к игре, применяя различные веб-ресурсы для поиска информации.

Ситуационный анализ является еще одним видом обучения, в ходе которого может применяться метод дискуссии. Как правило, проблема представлена в виде текста, где описаны жизненные ситуации реальных людей с конкретными именами и судьбами. Этот метод обучения наиболее часто применяется на факультетах управления и администрирования. Путем ситуационного анализа студенты учатся реализовывать теоретические знания на практике и принимать стратегические и оперативные решения. Метод ситуационного анализа применяется и в дистанционном обучении, в том числе на иностранном языке. Текст ситуации размещается на веб-площадке, организуется чат или видеоконферен-

ция с обратной связью для обсуждения проблемы. Это дает возможность студентам из разных регионов и стран принимать участие в этом виде деятельности. В ходе дискуссии учащиеся устанавливают ряд проблем, описываемых в задании, определяют варианты решения и занимаются поиском источников, где можно почерпнуть знания, необходимые для решения этих проблем. Такие дискуссии, построенные на конкретных ситуациях, позволяют глубже проникнуть в профессиональную сферу деятельности, а также применять различные языковые средства, в том числе выходя за рамки академической речи.

Ввиду того, что дискуссия - довольно сложный интеллектуальный процесс, предполагающий наличие умения доводить до собеседника собственной аргументированной позиции в корректном формате, а не просто вопросно-ответная форма общения на семинарском занятии, направленность обучения соответствующим навыкам подводит нас к необходимости обучения выстраиванию дискуссии на разных уровнях. Участники дискуссии должны хорошо понимать предмет дискуссии, обладать коммуникативными навыками, уметь принимать коллективные решения на основе выстраиваемого полилога, а также быть толерантными по отношению к чужому, нередко противоположному мнению. В данном виде деятельности роль преподавателя сводится к поощрению изложения самостоятельных мыслей студентов, принятию точки зрения собеседников и правильной аргументации, чему немало способствуют наводящие вопросы [6].

Принимая во внимание все вышесказанное, выделим основные правила проведения дискуссии:

1) объективность - все выступающие должны рассуждать максимально объективно, без учета личных предпочтений и привязки к одному источнику информации;

2) аргументация - любое мнение следует подкреплять проверенными фактами;

3) возможность высказаться - вне зависимости от количества участников каждое высказывание должно быть подвергнуто внимательному рассмотрению и разбору;

4) следование исходным целям - не стоит забывать, что основная цель проведения дискуссии на любом языке - это разъяснение разных точек зрения и примирение участников, а не развитие конфликта в группе;

5) последовательность - каждый участник дискуссии во время выступления должен придерживаться четкой логики, говорить только по существу и воздерживаться от пространных рассуждений, уходя от тематики;

6) корректность - в отличие от полемики в дискуссии ни один из участников не ставит целью «победить» другого, что необходимо учитывать при проведении подобного вида учебной деятельности.

В силу многочисленных внешних факторов в настоящее время широко применяется дистанционный формат обучения, в частности в высшей школе, в связи с чем преподаватели были вынуждены разрабатывать новые методы работы со студентами с учетом новых условий. Благодаря этому дискуссионные виды учебной деятельности перешли в онлайн с использованием специальных приложений, форумов и веб-страниц, где мнения всех участников находятся в постоянном доступе (как учащихся, так и преподавателя), что делает возможным их обсуждение не только во время занятия, но и после, а конкретные вопросы, требующие оперативного обмена мнениями, теперь можно обсудить в чате. Кроме того, дискуссия может быть проведена в виде интегрированного очного и заочного обучения, что означает, что вся подготовительная работа, включающая поиск информации, обсуждение в малых группах, непосредственные консультации с преподавателем и выполнение отдельных заданий, проводятся дистанционно, тогда как заключительная, итоговая часть - на семинарском занятии при наличии такой возможности. Благодаря большому количеству веб-площадок преподаватель имеет возможность размещать свои рекомендации, памятки и корректировки, а также отслеживать активность каждого участника группы в автоматическом режиме согласно составленному им графику.

Рассмотрим два варианта организации и проведения дискуссии на иностранном языке: в офлайн- и онлайн-форматах.

Итак, в первую очередь необходимо выстроить определенные задачи, а именно:

- достижение определенной степени согласия участников дискуссии относительно обсуждаемого тезиса;

- формирование наиболее объективного суждения, удовлетворяющего всех участников дискуссии или их большинство;

- достижение наиболее убедительного обоснования конечного суждения;

- реализация практических языковых и коммуникативных навыков с применением активной лексики и пройденных лингвистических моделей.

На организационном этапе преподавателю следует определить тематику будущей дискуссии с учетом специфики изучаемого курса и мультидисципли-нарности приобретенных на данном этапе знаний. Так, например, на факультете государственного и муниципального управления студенты владеют материалом, связанным с особенностями администрирования государственных объектов и структур, а в процессе усвоения дисциплины «Иностранный язык в профессиональной сфере» изучают ряд тем, затрагивающих государственные финансы и экономику. Соответственно, на этом этапе студенты полностью владеют терминологическим и понятийным аппаратом двух дисциплин на родном и иностран-

ном языках и способны продемонстрировать свои знания, умения и навыки на практике.

Тема дебатов, как правило, формулируется заранее. К выбору конкретной темы могут подтолкнуть межпредметные дискуссии в рамках проводимых в университете мероприятий или спорные теоретические вопросы, возникающие в ходе занятия и вызывающие множество противоречивых мнений.

На следующем этапе студенты делятся на две группы, между которыми распределяются позиции «за» и «против». В каждой группе путем голосования или при непосредственном участии преподавателя избираются так называемые спикеры и оппоненты, задача которых сводится к организации своих единомышленников для обсуждения и формулировки основных аргументов в поддержку выбранной позиции и выслушиванию противника с последующим представлением вопросов по предложенной информации.

На подготовительном этапе студенты занимаются сбором информации с использованием разрешенных внешних источников и формулируют ключевые аргументы в поддержку своей позиции, принимая во внимание то, к какой группе они были отнесены изначально.

Основной этап - проведение самой дискуссии, в ходе которой заслушиваются утверждения, выдвигаемые каждой группой, после чего оппоненты задают заранее подготовленные вопросы, выслушивают ответы, а в заключение формулируют общее мнение, выражающее совместную позицию по теме дискуссии при участии преподавателя. В конце проводится сравнительный анализ изначальной и финальной позиции, даются оценочные суждения. На этой стадии преподаватель не только следит за ходом обсуждения и соответствием основным правилам проведения дискуссии, но и фиксирует ошибки и недочеты в речи студентов и при необходимости может провести последующий коллективный разбор с внесением исправлений, что способствует реализации не только воспитательной и развивающей, но и образовательной цели занятия.

Главная особенность проведения дискуссии в онлайн-формате заключается в том, что, несмотря на широкие открывшиеся возможности с развитием педагогических технологий дистанционного и частично дистанционного обучения, благодаря которым происходит обмен идеями между обучающимися и преподавателем и ускоряется овладение новыми умениями и навыками, требуются кардинально новые приемы организации и поддержания дискуссии в традиционной схеме образования. Преподаватели учатся взаимодействовать с новыми системами управления курсами, разрабатывают собственные дистанционные программы, контактируют с учащимися посредством сайтов и социальных сетей. В результате те возможности, которые сохранялись при личном общении на аудиторных занятиях, резко сузились, а возникшие ограничения подчеркивают особую важность организации дискуссий для вовлечения студентов в активные виды учебной деятельности оценивания достигнутых ими результатов.

В данной ситуации наиболее сложным фактором, препятствующим продуктивной отработке коммуникативных навыков методом дискуссионного обсуждения, является не только создание потенциальной возможности для его проведения, но и мотивационная составляющая. Принуждение учащихся к обязательному участию в дебатах, как правило, не приводит к успеху [7].

Для преодоления всех вышеобозначенных трудностей могут быть предложены следующие шаги к проведению продуктивной дискуссии:

1) постановка целей и задач;

2) выбор формата проведения (заочный или очно-заочный);

3) оценка проблематики;

4) организация дискуссии.

Очевидно, что в ходе дискуссии каждый участник учится устанавливать связи с другими учащимися и с преподавателем, а также с содержанием проекта, конкретными заданиями, регламентом проведения подобных видов деятельности и теми умениями, которые требуются для выполнения исследования при подготовке к основному этапу проекта. Именно от преподавателя зависит, как пройдет погружение в материал и запоминание нового, так как он ставит задачи и определяет в каждом конкретном случае тип вовлечения, необходимый в данной дискуссии.

Онлайн-дискуссии делятся на два типа: синхронные и асинхронные. Первый тип предполагает одновременное взаимодействие всех участников и незамедлительную реакцию оппонентов на высказанную позицию, например, во время вебинаров или видеоконференций, тогда как в асинхронном участники вовлекают друг друга в обсуждение через последовательные сообщения в чате или форуме. У обоих типов есть свои преимущества и недостатки. Так, благодаря дистанционным формам обучения студенты с высокой степенью интровертив-ности, имеющие трудности с выступлением перед публикой, получили возможность вырабатывать устойчивость к подобным проблемам и все чаще склонны изъявлять желание высказаться. Более того, синхронность делает возможной организацию и проведение кросс-культурных дискуссий, участники которых могут быть удалены друг от друга на тысячи километров. В асинхронном режиме у участников дискуссии есть дополнительное время на осмысление проблемы и обращение к дополнительным ресурсам [8]. Однако, несмотря на потенциальное положительное влияние на развитие обучающихся, можно выделить три основные проблемы проведения дискуссий в онлайн формате:

- отсутствие четкой мотивации студентов, низкая вовлеченность, создание видимости присутствия;

- некорректное поведение участников ввиду отсутствия личного контакта, уход от главной линии разговора;

- сложность в определении общего вклада в дискуссию каждого участника в отдельности.

Зачастую от преподавателя требуется тщательный анализ и отслеживание степени интерактивности каждого участника группы, а также четкий инструментарий оценивания, понятный учащимся. Мисников Ю.П и Филатова О.П в своих исследованиях активности участников интернет-дискуссий выявили несколько типов: малоактивные, умеренно активные, активные, очень активные и гиперактивные. Что интересно, они установили связь между степенью активности участников дискуссии и группой, к которой они принадлежат - «за» или «против». Так, наблюдения показали, что участники, высказывающиеся в поддержку определенного тезиса, демонстрируют меньшую активность по количеству и объему высказываний, нежели участники, относящиеся к противоположной группе. Это объясняется тем, что их позиция более уверенная и четко сформулированная, тогда как оппонентам бывает сложнее убедить остальных участников дискуссии в своей правоте [9]. Принимая во внимание этот фактор, при оценивании результатов дискуссии преподавателю следует учитывать подобный психологический нюанс и не делать поспешных выводов об уровне подготовки студентов.

Итак, составим несколько общих стратегий, направленных на организацию эффективной онлайн дискуссии:

1) цели и задачи дискуссии, тематика и регламент проведения должны быть четко сформулированы и доведены до сведения всех участников группы;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2) студенты должны быть ознакомлены с подробным протоколом и снабжены примерами;

3) преподавателю следует заранее продумать критерии и компоненты оценивания, способы определения сформированности знаний и коммуникативных навыков на иностранном языке, а также довести их до студентов и убедиться, что они им понятны;

4) обеспечение обратной связи гарантирует положительное влияние на вклад студентов, а также позволит заранее скорректировать ход обсуждений и направить его в нужное русло;

5) создание дружественной атмосферы способствует открытости дискуссии и не допускает негативного давления на участников, чьи высказывания противоречат общей точке зрения;

6) темы дискуссии должны быть актуальными и соответствовать образовательным потребностям студентов;

7) поощрение социального взаимодействия и критического мышления дополнительно стимулирует учащихся на обсуждение и коллаборативное обучение, совместную работу и повышение уровня межличностных взаимоотношений внутри коллектива вне решаемой задачи;

8) разнообразие тем, задач и языковых инструментов позволит поддерживать интерес участников на протяжении всех этапов организации дискуссии.

Библиографический список

В современных реалиях обучение с применением дистанционных технологий выходит на первый план. Оно нацелено на решение целого ряда социальных вопросов, включая повышение доступности качественного высшего и профильного образования для всех категорий граждан, вне зависимости от их мобильности и места проживания, а также особенно актуально при организации обучения лиц с ограниченными возможностями.

На сегодняшний день система дистанционного обучения рассматривается не как независимая альтернативная система обучения, а как дополнительный инструмент к традиционной, позволяющий оптимизировать образовательный процесс с учетом современных требований, запросов всех участников образовательного процесса.

С точки зрения освоения студентами такой дисциплины, как «Иностранный язык в профессиональной сфере» с последующим совершенствованием навыков коммуникации, социального взаимодействия и преодоления языкового барьера дискуссия представляется наиболее удачным форматом организации учебной практики как на семинарских занятиях, так и на зачетной форме проведения контроля. Кроме того, в условиях ограниченности передвижений ввиду различных внешних факторов информационно-коммуникационные технологии позволяют проводить подобные мероприятия как заочно, так и очно-заочно без потери качества в реализации образовательных целей. Проанализировав виды и принципы дискуссионного обучения, а также этапы организации и стратегии, направленные на увеличение эффективности проводимой работы, можно сделать вывод, что подобная модель обучения позволяет учащимся развивать навыки активного, свободного общения на иностранном языке и, что немаловажно, хоть и является контролируемым процессом со стороны преподавателя, учит анализировать и структурировать большие объемы информации на неродном языке, критически мыслить и четко формулировать свою точку зрения. По мере извлечения информации из различных источников учащиеся получают и запоминают те знания, которые могут быть полезны в их профессиональной деятельности, а интерактивный подход стимулирует их познавательную активность.

Роль преподавателя очень важна не только непосредственно в организации дискуссии, но и в правильной мотивации студентов. Важно выбрать именно ту форму проведения данного вида деятельности, которая будет наиболее интересна и удобна для всех участников учебного процесса. А четко сформулированные и озвученные требования будут способствовать достижению наивысших результатов в решении поставленных задач.

Практическая значимость изучения иностранного языка состоит в расширении культурных границ и сознания индивида. Создание коммуникативных ситуаций, приближенных к реальным условиям, дает возможность отработать приобретенные теоретические знания с применением практических навыков, что еще раз подчеркивает значимость преподавателя в данном процессе. Таким образом, можно говорить о том, что дискуссия как инструмент активизации коммуникативных навыков доказала свою эффективность.

1. Аганина РН. Дискуссия как метод интерактивного обучения в образовательном процессе. Вестник университета имени О.Е. Кутафина. 2018; №3 (43). Available at: https://cyberleninka.rU/article/n/diskussiya-kak-metod-interaktivnogo-obucheniya-v-obrazovatelnom-protsesse

2. Ретивых М.В. Инновационный подход к проектированию и проведению лекционных и семинарских занятий в вузе. Вестник Брянского государственного университета. 2012; №1-1: 154-158.

3. Ершова И.В. Саморегулирование предпринимательской и профессиональной деятельности: единство и дифференциация: монография. Москва: Норма: Инфра-М, 2015.

4. Селезнева И.Г, Сухова А.С., Скобелина Н.А. Групповая дискуссия как форма образовательного процесса. Актуальные вопросы профессионального образования. 2008; Т. 5, № 5 (43): 87-88.

5. Микаева А.С., Микаева С.А., Польдяева А.И. Проведение практических занятий в интерактивной форме (на примере круглого стола). Инновационные тенденции развития системы образования: материалы VI Международной научно-практической конференции. Чебоксары, 2017: 81-82.

6. Хамитова Д.М., Нурушева Т.И. Дискуссия как метод формирования коммуникативных навыков в старших классах средней школы. Sciences of Europe. 2021; №82 (3). Available at: https://cyberleninka.rU/article/n/diskussiya-kak-metod-formirovaniya-kommunikativnyh-navykov-v-starshih-klassah-sredney-shkoly

7. Dunn D. Best practices for technology-enhanced teaching and learning: connecting to psychology and the social sciences. New York; Oxford: Oxford University Press, 2011.

8. Буденкова Е.А. Онлайн-дискуссии: преимущества и методика проведения. Школьные технологии. 2012; № 6: 140-148.

9. Мисников Ю.Г., Филатова О.Г. Интернет-дискуссия как форма электронного участия: российская специфика. Мониторинг общественного мнения: Экономические и социальные перемены. 2019; № 5: 320-340.

References

1. Aganina R.N. Diskussiya kak metod interaktivnogo obucheniya v obrazovatel'nom processe. Vestnik universiteta imeni O.E. Kutafina. 2018; №3 (43). Available at: https:// cyberleninka.ru/article/n/diskussiya-kak-metod-interaktivnogo-obucheniya-v-obrazovatelnom-protsesse

2. Retivyh M.V. Innovacionnyj podhod k proektirovaniyu i provedeniyu lekcionnyh i seminarskih zanyatij v vuze. VestnikBryanskogo gosudarstvennogo universiteta. 2012; №1-1: 154-158.

3. Ershova I.V. Samoregulirovaniepredprinimatel'skojiprofessional'nojdeyatel'nosti: edinstvoidifferenciaciya: monografiya. Moskva: Norma: Infra-M, 2015.

4. Selezneva I.G., Suhova A.S., Skobelina N.A. Gruppovaya diskussiya kak forma obrazovatel'nogo processa. Aktual'nye voprosy professional'nogo obrazovaniya. 2008; T. 5, № 5 (43): 87-88.

5. Mikaeva A.S., Mikaeva S.A., Pol'dyaeva A.I. Provedenie prakticheskih zanyatij v interaktivnoj forme (na primere kruglogo stola). Innovacionnye tendencii razvitiya sistemy obrazovaniya: materialy VI Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Cheboksary, 2017: 81-82.

6. Hamitova D.M., Nurusheva T.I. Diskussiya kak metod formirovaniya kommunikativnyh navykov v starshih klassah srednej shkoly. Sciences of Europe. 2021; №82 (3). Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/diskussiya-kak-metod-formirovaniya-kommunikativnyh-navykov-v-starshih-klassah-sredney-shkoly

7. Dunn D. Best practices for technology-enhanced teaching and learning: connecting to psychology and the social sciences. New York; Oxford: Oxford University Press, 2011.

8. Budenkova E.A. Onlajn-diskussii: preimuschestva i metodika provedeniya. Shkol'nye tehnologii. 2012; № 6: 140-148.

9. Misnikov Yu.G., Filatova O.G. Internet-diskussiya kak forma 'elektronnogo uchastiya: rossijskaya specifika. Monitoring obschestvennogo mneniya: 'Ekonomicheskie i social'nye peremeny. 2019; № 5: 320-340.

Статья поступила в редакцию 27.03.23

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.