УДК 372.881.1 DOI: 10.31862/2218-8711-2022-1-268-283
ББК 74.480
ОСОБЕННОСТИ ПРЕПОДАВАНИЯ ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКОВ СТУДЕНТАМ НЕЯЗЫКОВОГО ВУЗА В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ
SPECIAL FEATURES OF TEACHING FOREIGN LANGUAGES TO STUDENTS
OF A NON-LINGUISTIC UNIVERSITY IN THE CONTEXT OF THE DIGITAL EDUCATION
Черняева Ирина Васильевна
Преподаватель, Департамент английского языка и профессиональной коммуникации, Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации
E-mail: [email protected]
Chernyaeva Irina V.
Lecturer at the Department of English for Professional Communication, Financial University under the Government of the Russian Federation E-mail: [email protected]
Якушова Елена Сергеевна
Доцент, Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, Департамент менеджмента и инноваций, кандидат экономических наук, доцент E-mail: [email protected]
Yakushova Elena S.
Assistant Professor at the Department of Management and innovation, Financial University under the Government of the Russian Federation, PhD in Economics, Associate Professor E-mail: [email protected]
Аннотация. Статья посвящена проблемам применения цифровых технологий в образовательном процессе при обучении иностранным языкам студентов финансово-экономического направления подготовки. Актуальность предлагаемого исследования заключается в необходимости
Abstract. The article deals with the issues of using digital technologies in the educational process when teaching foreign languages to students of the financial and economic field of training. The relevance of the proposed research lies in the need to improve the information and communication competence
Ф 1 Контент доступен по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License The content is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License
© Черняева И. В., Якушова Е. С., 2022
совершенствования информационно-коммуникационной компетенции как студентов, так и преподавателей вуза в условиях всеобщей цифровизации образования. Данное исследование основывается на анализе как отечественных, так и зарубежных авторов, рассматривающих вопросы применения интерактивных цифровых инструментов в изучении лексики, грамматики, в развитии речевых навыков и умений в виртуальной образовательной среде. В ходе исследования был проведен опрос студентов первого курса Финансового университета, чтобы выяснить их отношение к заданиям цифрового и традиционного типа (онлайн-тестирование, онлайн-викторины, языковые кроссворды, эссе, выступление с презентацией), которые студенты выполняли в течение учебного года на занятиях по английскому языку. Практический интерес представляют результаты сопоставления данных опроса с фактической успеваемостью студентов по каждому типу заданий, а также анализ результатов самостоятельной работы студентов в программе Rosetta Stone®.
Ключевые слова: образование, дистанционное обучение, коммуникативные компетенции, цифровизация, Rosetta Stone, цифровые сервисы и инструменты.
Для цитирования: Черняева И. В., Якушова Е. С. Особенности преподавания иностранных языков студентам неязыкового вуза в условиях цифровизации образования // Проблемы современного образования. 2022. № 1. С. 268-283. DOI: 10.31862/2218-8711-2022-1-268-283.
of both students and university Lecturers in the conditions of universal digitaLization of education. Our research is based on the analysis of both domestic and foreign authors who consider the use of interactive digitaL tooLs when studying vocabuLary and grammar, when developing speech skiLLs and abilities in a virtual educational environment. In the course of the study, first-year students of the Financial University were poLLed to find out their attitude to digital and traditionaL tasks (onLine testing, onLine quizzes, Language crosswords, essays, presentation) that students performed during the academic year in EngLish cLasses. The resuLts of comparing the survey data with the actuaL academic performance of students in each type of tasks, as weLL as the anaLysis of the resuLts of independent work of students in the program Rosetta Stone® are of practicaL interest.
Keywords: education, distance Learning, communication competencies, digitaLization, Rosetta Stone, digital services and tools.
Cite as: Chernyaeva I. V. Yakushova E. S. Special features of teaching foreign Languages to students of a non-Linguistic university in the context of the digital education. Problemy sovremennogo obrazovaniya. 2022, No. 1, pp. 268-283. DOI: 10.31862/2218-8711-2022-1-268-283.
Введение
Одной из главных тенденций XXI в. является интенсивное развитие информационных и коммуникационных технологий в мире, оказывающих активное воздействие на процесс обучения и воспитания. Применение цифровых технологий в образовании изменяет схему передачи знаний и методы обучения студентов.
С развитием информационно-коммуникационных технологий и технических средств связи, в особенности компьютера, сети Интернет и мобильных устройств появились различные формы интернет-коммуникации: асинхронные (форумы, электронная почта, вики, блоги) и синхронные (голосовые и видеоконференции, чаты), успешно применяющиеся в современном иноязычном образовании наряду с традиционной формой обучения [1, с. 428-436].
Интеграция в образовательный процесс Интернета, мобильных средств связи и цифровых инструментов значительно интенсифицирует обучение иностранному языку, выстраивая индивидуальную образовательную траекторию на основе проблемного обучения, формируя способность к самостоятельной учебно-познавательной деятельности, развивая коммуникативные и межкультурные компетенции [2, с. 121-131].
Преподаватели Финансового университета активно используют цифровые технологии в педагогической практике: платформу LMS Moodle для размещения учебных и контрольно-измерительных материалов; MS Teams - для проведения семинарских занятий и консультаций в онлайн-формате, цифровые сервисы Ouizizz и Mentimeter - для составления и проведения интерактивных викторин, презентаций и опросов; Mindmas-ter как технику визуализации мышления для решения творческих задач, подготовки презентации, планирования; компьютерные программы для генерирования онлайн-кроссвордов, составления тестовых заданий. Дидактические возможности данных цифровых технологий позволяют осуществлять интерактивный диалог, моделировать изучаемые процессы и явления, визуализировать учебную информацию для более эффективного достижения педагогических целей.
Обзор литературы
Современная молодежь стремится развивать коммуникативные умения и повышать свой уровень владения языком-посредником, который позволит добиться успеха в профессиональной деятельности, расширить круг своего общения и повысить качество жизни в целом. В таких условиях студенты предъявляют все более высокие требования к уровню преподавания языка и качеству образовательного процесса.
Востребованность студентами интенсивных цифровых технологий, доказанная результатами опроса студентов третьего курса (профиль обучения «Финансовые рынки») дневного обучения [3, с. 320-323] свидетельствует о необходимости интеграции инновационных интерактивных методов обучения, способствующих ускорению образовательного процесса, уделяя внимание усиленной самостоятельной работе на основе цифровых технологий в изучении языка.
С точки зрения методистов интернет-технологии, включающие в качестве составляющего элемента компьютерные технологии, представляют собой совокупность наиболее эффективных методов и приемов применения различных интернет-ресурсов с целью развития устной и письменной речи студентов: электронные тренажеры, цифровые приложения, электронные учебники, мультимедийные презентации, обучающее видео [4].
Средства современных образовательных технологий также вызвали необходимость в создании более прогрессивных форм контроля и оценки обучающихся. Наряду с традиционными формами контроля (тестирование, контрольные работы, интервью, дискуссия, написание эссе) применяются и инновационные формы оценивания знаний: игровые технологии, технологии использования компьютерных программ, интернет-технологии.
Среди множества разнообразных форм и средств контроля, оценивающих сформи-рованность коммуникативных компетенций при проверке знания лексических и грамматических единиц, широко применяются тестовые методы, к которым у специалистов и преподавателей сформировалось неоднозначное отношение.
С одной стороны, использование научно-обоснованных инструментов оценивания качества обученности иностранному языку с использованием тестовых заданий в компьютерной тестирующей программе оценивается как эффективные, объективные и экономичные формы контроля, позволяющие сократить уровень тревожности студентов во время опросов, зачетов, экзаменов, исключающие случайные ошибки при проверке тестов [5, с. 19].
С другой стороны, многие настороженно относятся к технологическому новшеству, полагая, что тестирование применяется по причине недоверия к традиционному выставлению оценок преподавателем. Тем не менее несомненным достоинством тестирования является его полифункциональность, позволяющая контролировать, диагностировать и прогнозировать успешность или неуспешность обучения при условии качественно составленных тестов [6, с. 125-128].
Эффективность применения модели лингводидактического тестирования в процессе обучения иностранному языку студентов-нефилологов была подтверждена в исследовании Е. А. Туриковой. Автором была разработана и апробирована система педагогических тестов как средства обучения и контроля уровня сформированности общеучебных компетенций по иностранному языку (английский язык) для достижения успешных результатов [7, с. 18-23].
По утверждению И. А. Бредихиной и И. С. Ивановой, лингводидактическое тестирование является необходимым средством контроля с целью выявления уровня владения иностранным языком, степени сформированности иноязычной коммуникативной компетенции [8, с. 72-78].
Для увеличения словарного запаса студентами при изучении языка предлагается использовать кроссворды. В настоящее время с помощью компьютерных программ возможно генерировать онлайн-кроссворды с высокой степенью интерактивности (электронная подача, подсказки, проверка ответов). Процесс решения кроссворда усиливает
мотивацию к приобретению лексических знаний, является увлекательным умственным упражнением [9, с. 1-9].
По мнению Jack Burston, важная роль в изучении иностранного языка принадлежит знанию лексики, изучению словоформ, знакомству с семантикой слова в единстве с орфографией и транскрипцией. На примере изучения слов из французского языка автор демонстрирует эффективность кроссвордов, способствующих наращиванию словарного запаса и сохранению уже известных слов и их значений. Изучение словосочетаний и лексических фраз, из которых состоит до 70% разговорной речи (Льюис, 2000), играет решающую роль в овладении иностранным языком.
В то же время игровые технологии, к разновидностям которых относятся кроссворды и ребусы, не являются эффективным методом обучения иностранному языку, если преподаватели не обладают должной подготовкой, полагает Н. П. Дедёнок. Однако в сочетании с традиционными методами игровые приемы могут способствовать преодолению трудностей в изучении иностранного языка.
Преимущества кроссвордов заключаются в том, что формируются не только языковые навыки, но и умения сравнивать, дифференцировать языковые единицы и их формы, тренируется память, навык работы со словарем, осуществляется познавательная и рефлексивная деятельность, расширяется кругозор [10, с. 74-80].
Для совершенствования лексических и орфографических навыков кроссворды, созданные с помощью электронных инструментов обучения, в которых используются не только буквы и знаки, но и иллюстративный материал, тренируют зрительную память и контролируют усвоение материала, развивают интерес к предмету, улучшают знания, совершенствуют навыки и умения, развивают интеллект и самостоятельность. Решение головоломок для некоторых студентов оказывается менее стрессовым, чем практические тесты, карточки или обзорные сессии с преподавателем [11, с. 99-102].
Проведенное исследование (Orawiwatnakul, 2013) с использованием тестов, кроссвордов для решения проблемы усвоения лексического материала студентами первого курса на занятиях выявило положительную динамику, а результаты анкетирования продемонстрировали удовлетворенность студентов от применения кроссвордов [12, с. 413-428].
Игровой характер кроссворда вовлекает студентов в лингвистическую деятельность, мотивируя их к поиску смысла в форме и в правильности ее написания, способствуя приобретению словарного запаса. Вовлеченность студентов в обучение повышает значение поиска и генерации в изучении лексики. Кроссворды активизируют познавательную деятельность студента: внимание, память, мышление, восприятие, воображение [13, p. 235-240].
Ключевой компетенцией специалиста как активного объекта общения в любой профессиональной деятельности является коммуникативная компетентность, включающая два аспекта: лингвистический (знание языковой системы и умение использовать средства языка в речевом взаимодействии в соответствии с нормами) и аспект коммуникативного поведения личности в общении, свидетельствующий о способности к сотрудничеству, взаимному пониманию, установлению контактов с другими людьми.
По нашему мнению, презентация изученного материала с применением программы MS PowerPoint - технологический метод современной дидактики, применяемый для подготовки к семинарским занятиям с целью не только эффективного оформления для лучшего восприятия информации, но и развития коммуникативной компетенции и ее составляющих. Проблема формирования межкультурной коммуникативной компетенции и презентационных навыков с применением компьютерной программы Power Point рассматривается в публикациях специалистов и исследователей различных направлений обучения: технического, экономического, медицинского [14].
Общаясь с аудиторией, студенты не только демонстрируют навыки монологической речи, но и отвечают на вопросы преподавателя и сокурсников, взаимодействуют с аудиторией. Используя презентации Power Point, студенты представляют свои исследовательские проекты. Конечно, не обходится без стресса перед аудиторией, но в то же время выступление с презентацией повышает самооценку, уверенность в себе, улучшает навыки вербального и невербального общения [15; 16, с. 69-74].
Погрешности, которые допускают студенты, представляя презентацию, главным образом связаны с перегруженностью слайдов информацией, не доносящей основное содержание темы, со стремлением сказать много, но не по существу, поэтому вместо четко структурированного доклада или сообщения аудитория иногда слушает монотонную речь.
Одной из сложных видов речевой деятельности специалисты считают письменную речь, развитие которой проходит в тесной связи с другими видами речевой деятельности: говорением, чтением и аудированием. Однако письменной речи до недавнего времени не всегда уделялось достойное внимание в условиях ограниченного количества часов, отведенных на занятия по непрофилирующей дисциплине «Иностранный язык» в неязыковом вузе.
Способность выпускника вуза писать статьи, отзывы на работы коллег, заявки на участие в конференциях на иностранном языке вызвало необходимость в развитии письменных навыков на высоком уровне. Используя вики-технологии в качестве эффективного инструмента преподавания, как отечественные, так и зарубежные исследователи отмечают, что обучение на Wiki-платформах (специальных сайтах Wikispaces, MediaWiki и др.) способствует улучшению оформления письменной речи во всех аспектах: грамматическом, лексическом, стилистическом, орфографическом, социолингвистическом, межкультурном, которые составляют коммуникативную компетенцию.
Многочисленные публикации подтверждают, что написание эссе является эффективным средством формирования коммуникативной компетенции. Самостоятельный активный поиск решения познавательных задач в процессе написания эссе повышает инициативность, усиливает мотивацию, раскрывает творческий потенциал каждого студента, дает возможность самореализации, расширяет кругозор [17, с. 8-12; 18, с. 179-182].
Развитие умений письменной речи исследовалось В. П. Сысоевым, К. А. Мерзляко-вым в ходе поэтапной реализации проектной деятельности студентов на основе метода рецензирования/комментирования, включая интернет-общение на определенной
интернет-платформе, например ВКонтакте. Написанные студентами комментарии затем классифицируются, анализируются и во внеаудиторное время используется для написания таких письменных работ, как эссе, изложение, письмо [19, с. 195-206].
Пандемия COVID-19 стала драйвером перехода учебных заведений по всему миру к активному использованию потенциала информационных технологий и цифровых инструментов в образовательном процессе, в том числе для изучения иностранного языка. Однако исследования, которые проводились в разных странах в 2020-2021 гг., выявили неоднозначное отношение обучающихся к цифровизации в образовании. По предварительным опросам и наблюдениям преподавателей, многие студенты проявляют низкую мотивацию к развитию языковых и ИК-компетенций посредством цифровых инструментов. Проведенное исследование отношения студентов неязыковых специальностей к использованию цифровых инструментов: административные (система LMS Финансового университета, MS Teams, MS OneDrive и др.); инструменты аудиторного обучения (презентации MS Power Point, Mentimeter) аудио- и видеоресурсы (TED Talks, BBC Learning English), образовательные платформы Ouizizz, Kahoot в изучении английского языка выявило трудности у большинства студентов в использовании новых технологий, невысокую мотивацию и сниженный интерес к развитию цифровых навыков по причине цифровой неграмотности. В результате анализа данных опроса и наблюдений преподавателя складывается противоречивое отношение студентов к цифровым технологиям в обучении иностранным языкам [20, с. 25].
По мнению Л. С. Чикилевой, для повышения эффективности обучения студентов дистанционного образования необходимо оптимизировать процесс обучения посредством систематического использования цифровых сервисов и инструментов, создания методических рекомендаций по организации самостоятельной работы студентов в он-лайн-формате, осуществления мониторинга индивидуальной работы студентов с использованием инструментария педагогического управления [21, с. 46].
Методология исследования
Объект исследования - студенты бакалавриата Финансового университета при Правительстве РФ. Предмет исследования - цифровые технологии обучения иностранному языку в вузе.
Цель исследования - изучить отношение студентов к традиционным и цифровым технологиям обучения, используемым в процессе преподавания английского языка в Финуниверситете, а также сопоставить эти данные с фактической успеваемостью студентов при выполнении учебных заданий разного типа.
Исследование проходило в три этапа.
Этап 1. Наблюдение. В течение учебного года при проведении семинарских занятий осуществлялся сбор и анализ данных об успеваемости студентов при выполнении учебных заданий разного типа.
Этап 2. Анкетирование в Google Forms. В конце учебного года был проведен анонимный опрос студентов, чтобы выяснить их отношение к заданиям, которые они
выполняли на семинарских занятиях, и их пожелания относительно совершенствования процесса обучения.
Был проведен анализ каждого типа заданий с точки зрения восприятия студентов и их фактической успеваемости.
В ходе семинарских занятий по иностранному языку студенты выполняли задания следующих типов.
1. Тестирование на платформе LMS Moodle. В ходе тестирования студенту предлагалось ответить на вопросы открытого, закрытого и полузакрытого типа, выстроить правильную последовательность и установить соответствие. Время и количество попыток было ограничено. Шкала оценок за тест - от 1 до 15 баллов.
2. Языковой кроссворд. На решение кроссворда из 19 слов по экономической и управленческой тематике было отведено 25 минут. Шкала оценок за тест - от 1 до 5 баллов.
3. Квиз (Quiz) на платформе Kahoot! - онлайн-викторина с возможностью выбора одного из 2-4 представленных ответов. Выполнение данного задания предполагает, что студенты в одно время подключаются к платформе Kahoot!, используя компьютер или смартфон, и одновременно отвечают на вопрос, который они видят на своем устройстве. Победителем викторины становится студент, который правильно и быстрее всех ответит на все вопросы. Шкала оценок за квиз - от 1 до 5 баллов.
4. Подготовка и публичная презентация доклада в формате MS PowerPoint, Prezi или Canva. Студентам было предложено подготовить доклад по таким темам, как «Traditional Economy: Scientific expedition to the Mbuti tribe», «The Traditional and the Market Economy: advantages and disadvantages», «Global Economic Crisis 2008», «Economic systems», «Intercultural Communication and Business», «Business culture in the USA» и другие. При оценке выполнения задания учитывались полнота раскрытия темы, актуальность представленной информации, структура и оформление презентации, речевые навыки студента. Шкала оценок за презентацию - от 1 до 5 баллов.
5. Творческое задание (написание эссе на заданную тему): «Is the planned economy good?», «Ecology and the surrounding world», «Impact of Foreign Languages learning on personal success», «Industry 4.0 and Society: opportunities and threats», «Coronavirus and the surrounding world», «Business benefits of corporate social responsibility», «The Internet is the most important and effective means of communication», «Digital literacy is the key to success in any occupation» и др. Это задание было факультативным - для тех, кто хочет заработать дополнительные баллы к аттестации. Шкала оценок за эссе - от 1 до 5 баллов.
Результаты исследования
В качестве объектов исследования были выбраны две группы студентов первого курса бакалавриата Финансового университета при Правительстве РФ направлений подготовки «Экономика (онлайн-образование)» и «Экономика (заочное обучение)» численностью 27 и 17 человек соответственно (табл. 1).
Дистанционный формат обучения не требует присутствия на занятиях и посещения Финансового университета, коммуникация с преподавателем и сокурсниками
осуществляется посредством дистанционных технологий. Все учебные задания, инструкции, комментарии преподавателя, лекции доступны в режиме 24/7 онлайн в LMS Moodle и выполняются в удобное для студентов время.
Таблица 1
Успеваемость студентов при выполнении заданий разного типа (весенний семестр 2020-2021 уч. года)
Параметр Тесты Языковой кроссворд Эссе Квиз (викторина) Доклад с презентацией
Группа A (онлайн-образование)
Кол-во студентов, выполнивших задание(% от общего числа учащихся), из них: 26 (96%) 23 (85%) 17 (63%) 24 (89%) 14 (52%)
• юноши 11 9 6 7 5
• девушки 15 14 11 17 9
Средний балл за задание по группе, в том числе: 12,68 4,50 4,08 4,28 3,97
• средний балл за задание у юношей 11,74 4,34 3,97 4,22 4,14
• средний балл за задание у девушек 13,37 4,61 4,14 4,31 3,87
Относительная успеваемость по заданию (сред. балл / макс. балл), % 84,5 90,0 81,6 85,6 79,3
Группа Б (заочное обучение)
Кол-во студентов, выполнивших задание(% от общего числа учащихся), из них: 16 (94%) 12 (71%) 11 (65%) 14 (82%) 13 (76%)
• юноши 6 6 5 6 6
• девушки 10 6 6 8 7
Средний балл за задание по группе, в том числе: 11,78 4,63 4,09 4,19 3,84
• средний балл за задание у юношей 9,42 4,53 4,06 4,16 3,72
• средний балл за задание у девушек 13,20 4,72 4,12 4,21 3,94
Относительная успеваемость по заданию (сред. балл / макс. балл), % 78,6 92,0 81,8 83,8 76,8
Источник: составлено авторами на основе годового наблюдения.
Выводы:
1. Самая высокая относительная успеваемость среди студентов обеих групп наблюдается по заданию «Языковой кроссворд» (выше 90,0%). Вероятно, это было связано
с тем, что кроссворд был составлен из слов, которые активно используются не только в профессиональных кругах, но и в современных СМИ (например, compétition, strategy, marketing, inflation и др.). Подобное упрощение было сделано намеренно, так как данные группы находятся на первом курсе обучения.
2. Хуже всего обе группы справились с заданием «Доклад с презентацией» (3,97 и 3,84 балла соответственно из 5 возможных). Основными проблемами при выполнении этого задания являются чтение слайдов или доклада с листа, неумение структурировать информацию, нарушение лимита времени, проблемы с устной речью при ответе на вопросы.
3. В среднем успеваемость девушек при выполнении учебных заданий всех представленных видов выше успеваемости юношей. Эта тенденция наблюдается по выборке в целом и в каждой группе. Хотя в каждой группе есть молодые люди, которые демонстрируют уровень знаний значительно выше среднего.
4. Более сильная группа более успешно справляется со всеми типами учебных заданий. Если возникает «коллективный провал», это указывает на методический пробел при изучении определенной темы или на несовершенство системы выставления баллов.
Результаты анкетирования
В опросе приняло участие 39 человек из двух учебных групп, из них 64,3% респондентов женского пола и 35,7% - мужского пола.
Средний балл удовлетворенностью работы в программе Rosetta Stone® Catalyst составил 3,86 по 5-балльной шкале (рис. 1).
Компьютерная программа Rosetta Stone® Catalyst вызвала положительный эмоциональный отклик у большинства студентов. Студентам нравится удобный интерфейс,
Рис. 1. Оцените, насколько Вам нравится работать в программе Rosetta Stone® Catalyst (где 5 - максимальный положительный балл)
возможность пользоваться программой на мобильном устройстве, интересные задания на все виды речевой деятельности и разнообразные формы их предъявления: письменные тесты, эссе, подробные ответы на поставленные вопросы, развивающие воображение, чтение текстов, изучение новых слов с прикрепленным аудио для прослушивания правильного произношения, интерактивные диалоги, ролевые видео игры, кроссворды, диктанты, упражнения на ассоциации, грамматические упражнения и др., что способствует активизации мыслительной деятельности, улучшению памяти и внимания.
Недостатками обучения в этой программе студенты назвали отсутствие хорошего тренажера для запоминания новых иностранных слов и возможности добавлять собственные слова; одинаковые тесты на определение уровня иностранного языка, желательно разнообразить новыми заданиями; нехватка счетчика часов в мобильном приложении, при чтении текста программа не всегда распознает речь даже при громком говорении. В целом обучение в программе приносит удовольствие студентам. Но несмотря на положительные отзывы о программе, перейти с одного уровня владения иностранным языком на следующий, более продвинутый, удалось далеко не всем студентам (табл. 2).
Как следует из данных табл. 2, в группе А количество студентов, владеющих английским языком на уровне В2, за семестр увеличилось всего на 1 человека. Аналогичная ситуация с уровнем С1: было 4 человека, стало 5. В группе Б количество студентов с уровнем В2 в конце второго семестра увеличилось в два раза, а 2 студента с уровнем С1 не смогли подтвердить первоначальный результат.
Наиболее популярным заданием среди опрошенных стали онлайн-тесты. Их рейтинг составил 4,57 баллов из 5 возможных (табл. 3). Все респонденты указали, что им нравится этот тип заданий. На втором месте по популярности оказались языковые
Таблица 2
Результаты тестирования студентов в программе Rosetta Stone® Catalyst в конце первого и второго семестра обучения
Вид тестирования Кол-во студентов, чел. Кол-во студентов, владеющих языком на уровне, чел.
А1 А2 В1 В2 С1
Группа А (онлайн-образование)
Achievement Test 1 (в конце 1-го семестра) 27 3 6 8 6 4
В относительных величинах, % 100,0 11,1 22,2 29,6 22,2 14,8
Achievement Test 2 (в конце 2-го семестра) 27 2 5 8 7 5
В относительных величинах, % 100,0 7,4 18,5 29,6 25,9 18,5
Группа Б (заочное обучение)
Achievement Test 1 (в конце 1-го семестра) 17 2 4 4 3 4
В относительных величинах, % 100,0 11,8 23,5 23,5 17,6 23,5
Achievement Test 2 (в конце 2-го семестра) 17 2 2 5 6 2
В относительных величинах, % 100,0 11,8 11,8 29,4 35,3 11,8
Источник: данные статистики из программы Rosetta Stone® Catalyst.
Таблица 3
Отношение студентов к заданиям разного типа (баллы выставлены по шкале от 1 до 5, где 5 - максимальное положительное значение)
Параметр Тесты Языковой кроссворд Эссе Квиз (викторина) Доклад с презентацией
Сред. балл (по 5-балльной шкале) 4,57 3,57 3,57 3,21 3,07
Макс. балл 5 5 5 5 5
Мин. балл 4 2 2 1 1
Дисперсия 0,036 0,359 0,359 0,731 0,716
Сред.кв. отклонение 0,191 0,599 0,599 0,855 0,846
Коэф. вариации, % 1,4 4,3 4,3 6,1 6,0
Источник: составлено авторами на основе опроса студентов.
кроссворды и эссе - 3,57 баллов. Третье место с результатом в 3,21 балла заняли квизы (онлайн-викторины). 20,6% опрошенных ответили, что им скорее не нравятся эти задания. На последнем месте разместились презентации в формате MS PowerPoint. При этом можно отметить, что выборка разделилась на две равные по количеству участников группы: первая группа положительно воспринимает подобное задания, а вторая - негативно (из них 35,7% ответов «скорее не нравится» и 14,3% ответов «совсем не нравится»).
Почти 2/3 респондентов (64,3%) не считают, что преподавание иностранного языка лучше проводить в очном формате. Каждый пятый студент (21,4%) полностью не согласен с этим утверждением.
Все респонденты предпочитают дистанционный формат обучения иностранному языку. Подобное единодушие можно объяснить тем, что в опросе участвовали студенты заочного и онлайн-образования, которые сознательно выбрали дистанционный формат обучения.
В конце опроса каждый респондент мог в свободной форме написать свои пожелания относительно улучшения процесса обучения иностранному языку в Финансовом университете. Этой возможностью воспользовался примерно каждый пятый респондент (21,4%). Среди полученных ответов наиболее часто встречалось предложение увеличить количество экономических задач на английском языке.
Обсуждение результатов
1. Низкую популярность квизов среди студентов можно объяснить особенностями платформы Kahoot!. Во-первых, обучающиеся различаются по скорости мышления и темпераменту. Викторины в данной программе носят соревновательный характер, поощряя дополнительными баллами скорость выбора ответа. Поэтому умные, но более медлительные студенты при одинаковом количестве правильных ответов в итоговом рейтинге проигрывают более шустрым сокурсникам. Во-вторых, если у студента по каким-либо причинам пропадает интернет-соединение, то он «выпадает» из программы и на какое-то время теряет возможность участвовать в игре, а это, в свою очередь, приводит к потере баллов.
2. Как мы видим, подготовка доклада и презентации вызывают у студентов прямо противоположные мнения. На наш взгляд, это объективная ситуация. Студентам, которые хорошо владеют английским языком, нравится выполнять это задание, потому что у них не возникает проблем с устной речью во время доклада и обсуждения результатов. И наоборот, студенты с низким уровнем развития коммуникативной компетенции испытывают трудности при выражении своих мыслей, особенно при ответе на дополнительные вопросы. Кроме того, есть обучающиеся, которые испытывают страх публичных выступлений, и это негативно отражается на качестве их доклада, даже при хорошем уровне языковой подготовки.
3. Студентам Финуниверситета нравится работать в программе Rosetta Stone® Catalyst. Но несмотря на разнообразие заданий и возможность выбора индивидуальной траектории обучения, мало кто из студентов в течение учебного года смог перейти на более высокий уровень владения английским языком. Возможно, это связано с недостаточной мотивацией самих студентов первого курса, которые еще нуждаются во внешнем контроле со стороны преподавателя. В таком случае профессиональный педагог, который владеет предметными знаниями и методикой их преподавания, остается ключевой фигурой образовательного процесса, даже в условиях цифровой трансформации образования.
Цифровизация образования - это глобальное социальное явление, которое ставит профессорско-преподавательский вуза состав перед необходимостью переосмысления принципов и форм работы с аудиторией, методов и средств обучения студентов с учетом особенностей цифровых технологий. Проведенное исследование показало, что цифровая образовательная среда, с одной стороны, открывает новые возможности для успешного освоения и развития профессиональных и коммуникативных компетенций, а с другой стороны, ставит вопросы, касающиеся развития цифровых компетенций студента и преподавателя. Ведь для того, чтобы полноценно использовать в учебном процессе образовательные платформы, цифровые сервисы и инструменты, необходимо их освоить на уровне уверенного пользователя. Таким образом, в настоящее время для любого учебного заведения критически важно в своей стратегии цифровой трансформации, кроме модернизации материально-технической базы, предусмотреть мероприятия для преподавателей по развитию цифровой компетентности и обмену опытом использования цифровых инструментов в учебном процессе. Только в этом случае вуз может рассчитывать на высокое качество образования, а значит, и на востребованность на рынке образовательных услуг.
Список литературы
1. Черняева И. В., Сороковых Г. В. Дидактические функции и свойства применения цифровых технологий в реализации межкультурного компонента в обучении иностранному языку // European Social Science Journal (Европейский журнал социальных наук). 2017. № 6. С. 428-436.
2. Сысоев П. В. Обучение по индивидуальной траектории // Язык и культура. 2013. № 4 (24). С. 121-131.
3. Староверова Н. П. Ожидания и требования студентов к процессу обучения и освоения профессионального иностранного языка в эпоху цифровизации // Самоуправление. 2019. Т. 2, № 4 (117). С. 320-323.
4. Захарова М. В. Цифровые инструменты преподавания английского языка // Мир педагогики и психологии: междунар. науч.-практ. журн. 2020. № 6 (47). C. 106-116.
5. Овчаренко В. П. Компьютерное тестирование как метод оценивания уровня сфор-мированности лингвистической компетенции (английский язык, неязыковой вуз): автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.02. Таганрог, 2007.
6. Тевелевич А. М., Вяткина О. С. Достоинства и недостатки лингводидактического тестирования // Вестн. Омского ун-та. 2005. № 2. С. 125-128.
7. Турикова Е. А. Лингводидактическое тестирование как средство обучающего контроля уровня сформированности общеучебных и профессиональных компетенций студентов-нефилологов: автореф. дис. ... канд. пед. наук. М., 2016.
8. Бредихина И. А., Иванова И. С. Лингводидактическое тестирование как средство контроля сформированности иноязычной коммуникативной компетенции на региональных олимпиадах по немецкому языку // Педагогическое образование в России. 2016. № 10. С. 72-78.
9. Burston J. Theoretical foundations of crossword puzzle usage in foreign language vocabulary acquisition // UNTELE. Proceedings of the Conference. Jan. 2005. P. 1-9. URL: https://www. researchgate.net/publication/259442149 (дата обращения: 10.09.2021).
10. Дедёнок Н. П. О преимуществах использования ребусов и кроссвордов при обучении лексике иностранного языка // Проблемы современной лингводидактики. 2017. № 13. С. 74-80.
11. Абдыхалыкова A. М., Кенжетай А., Абденова Ж. 3. Преподавание английского языка с помощью кроссвордов // Вестник науки и образования. 2017. Т. 1, № 3 (27). С. 99-102.
12. Orawiwatnakul W. Crossword Puzzles as a Learning Tool for Vocabulary Development // Electronic Journal of Research in Educational Psychology. 2013. Vol. 11, No. 2. P. 413-428.
13. Anwar Y., Efransyah E. Teaching English vocabulary using crossword puzzle game at the seventh grade students // Project (Professional Journal of English Education). May 2018. Vol. 1, No. 3. P. 235-240. DOI: https://doi.org/10.22460/project.v1i3.p235-240.
14. Improving Oratory Skills: An "American Idol" Presentation Competition for Residents / D. Hill, J.-C. Jimenez, M. Price, S. Cohn // Cureus. July 2018. Vol. 10, No. 7. DOI: https://doi. org/10.7759/cureus.3049.
15. Mabuan R. Developing ESL/EFL Learners' Public Speaking Skills Through Pecha Kucha Presentations // English Review: Journal of English Education. December 2017. Vol. 6, Iss. 1. P. 1-10. DOI: https://doi.org/10.25134/erjee.v6i1.765.
16. Catana E. S. Developing Presentation Skills in the English Language Courses for the Engineering Students of the 21st Century Knowledge Society: A Methodological Approach // Procedia - Social and Behavioral Sciences. 2015. No. 203. P. 69-74.
17. Багметова Н. В., Заворуева Л. А. Совершенствование навыков письменной речи и техники написания эссе на занятиях по английскому языку в неязыковом вузе // Иностранные языки: лингвистические и методические аспекты. 2018. № 40. С. 8-12.
18. Хан О. Н. Возможности эссе как формы самостоятельной работы в формировании коммуникативной компетентности студентов // Филологические науки. Вопросы теории и практики. Тамбов: Грамота, 2015. № 10 (52). Ч. II. C. 179-182.
19. Сысоев В. П., Мерзляков К. А. Методика обучения письменной речи студентов направ-ления подготовки «Международные отношения» на основе метода рецензирования // Язык и культура. 2016. № 2 (34). С. 195-206.
20. Захарова М. В. Рациональное и эмоциональное в цифровизации преподавания английского языка в университетах // Мир науки. Педагогика и психология. 2020. Т. 8, № 3. URL: https://mir-nauki.com/PDF/44PDMN320.pdf (дата обращения: 10.09.2021).
21. Чикилева Л. С. Оптимизация учебного процесса в условиях цифровой образовательной среды как предиктор успешности дистанционного обучения // Российский гуманитарный журнал. 2021. Т. 10, № 1. С. 42-51.
References
1. Chernyaeva I. V., Sorokovykh G. V. Didakticheskie funktsii i svoystva primeneniya tsifrovykh tekhnologiy v realizatsii mezhkulturnogo komponenta v obuchenii inostrannomu yazyku. European Social Science Journal (Evropeyskiy zhurnal sotsialnykh nauk). 2017, No. 6, pp. 428-436.
2. Sysoev P. V. Obuchenie po individualnoy traektorii. Yazyk i kultura. 2013, No. 4 (24), pp. 121-131.
3. Staroverova N. P. Ozhidaniya i trebovaniya studentov k protsessu obucheniya i osvoeniya professionalnogo inostrannogo yazyka v epokhu tsifrovizatsii. Samoupravlenie. 2019, Vol. 2, No. 4 (117), pp. 320-323.
4. Zakharova M. V. Tsifrovye instrumenty prepodavaniya angliyskogo yazyka. Mir pedagogiki i psikhologii: mezhdunar. nauch.-prakt. zhurn. 2020, No. 6 (47), pp. 106-116.
5. Ovcharenko V. P. Kompyuternoe testirovanie kak metod otsenivaniya urovnya sformirovannosti lingvisticheskoy kompetentsii (angliyskiy yazyk, neyazykovoy vuz). Extended abstract of PhD dissertation (Education). Taganrog, 2007.
6. Tevelevich A. M., Vyatkina O. S. Dostoinstva i nedostatki lingvodidakticheskogo testirovaniya. Vestn. Omskogo un-ta. 2005, No. 2, pp. 125-128.
7. Turikova E. A. Lingvodidakticheskoe testirovanie kak sredstvo obuchayushchego kontrolya urovnya sformirovannosti obshcheuchebnykh i professionalnykh kompetentsiy studentov-nefilologov. Extended abstract of PhD dissertation (Education).Moscow, 2016.
8. Bredikhina I. A., Ivanova I. S. Lingvodidakticheskoe testirovanie kak sredstvo kontrolya sformirovannosti inoyazychnoy kommunikativnoy kompetentsii na regionalnykh olimpiadakh po nemetskomu yazyku. Pedagogicheskoe obrazovanie vRossii. 2016, No. 10, pp. 72-78.
9. Burston J. Theoretical foundations of crossword puzzle usage in foreign language vocabulary acquisition. In: UNTELE. Proceedings of the Conference. Jan. 2005, pp. 1-9. Available at: https://www.researchgate.net/publication/259442149 (accessed: 10.09.2021).
10. Dedenok N. P. O preimushchestvakh ispolzovaniya rebusov i krossvordov pri obuchenii leksike inostrannogo yazyka. Problemysovremennoy lingvodidaktiki. 2017, No. 13, pp. 74-80.
11. Abdykhalykova A. M., Kenzhetay A., Abdenova Zh. 3. Prepodavanie angliyskogo yazyka s pomoshchyu krossvordov. Vestnik nauki i obrazovaniya. 2017. Vol. 1, No. 3 (27), pp. 99-102.
12. Orawiwatnakul W. Crossword Puzzles as a Learning Tool for Vocabulary Development. Electronic Journal of Research in Educational Psychology. 2013, Vol. 11, No. 2, pp. 413-428.
13. Anwar Y., Efransyah E. Teaching English vocabulary using crossword puzzle game at the seventh grade students. Project (Professional Journal of English Education). May 2018, Vol. 1, No. 3, pp. 235-240. DOI: https://doi.org/10.22460/project.v1i3.p235-240.
14. Hill D., Jimenez J.-C., Price M., Cohn S. Improving Oratory Skills: An "American Idol" Presentation Competition for Residents. Cureus. July 2018, Vol. 10, No. 7. DOI: https://doi. org/10.7759/cureus.3049.
15. Mabuan R. Developing ESL/EFL Learners' Public Speaking Skills Through Pecha Kucha Presentations. English Review: Journal of English Education. December 2017, Vol. 6, Iss. 1, pp. 1-10. DOI: https://doi.org/10.25134/erjee.v6i1.765.
16. Catana E. S. Developing Presentation Skills in the English Language Courses for the Engineering Students of the 21st Century Knowledge Society: A Methodological Approach. Procedia - Social and Behavioral Sciences. 2015, No. 203, pp. 69-74.
17. Bagmetova N. V., Zavorueva L. A. Sovershenstvovanie navykov pismennoy rechi i tekhniki napisaniya esse na zanyatiyakh po angliyskomu yazyku v neyazykovom vuze. Inostrannye yazyki: lingvisticheskie i metodicheskie aspekty. 2018, No. 40, pp. 8-12.
18. Khan O. N. Vozmozhnosti esse kak formy samostoyatelnoy raboty v formirovanii kommunikativnoy kompetentnosti studentov. Filologicheskie nauki. Voprosy teorii i praktiki. Tambov: Gramota, 2015, No. 10 (52), part II, pp. 179-182.
19. Sysoev V. P., Merzlyakov K. A. Metodika obucheniya pismennoy rechi studentov napravleniya podgotovki "Mezhdunarodnye otnosheniya" na osnove metoda retsenzirovaniya. Yazyk i kultura. 2016, No. 2 (34), pp. 195-206.
20. Zakharova M. V. Ratsionalnoe i emotsionalnoe v tsifrovizatsii prepodavaniya angliyskogo yazyka v universitetakh. Mir nauki. Pedagogika i psikhologiya. 2020. Vol. 8, No. 3. Available at: https://mir-nauki.com/PDF/44PDMN320.pdf (accessed: 10.09.2021).
21. Chikileva L. S. Optimizatsiya uchebnogo protsessa v usloviyakh tsifrovoy obrazovatelnoy sredy kak prediktor uspeshnosti distantsionnogo obucheniya. Rossiyskiy gumanitarnyy zhurnal. 2021, Vol. 10, No. 1, pp. 42-51.
Интернет-журнал «Проблемы современного образования» 2022, № 1
Статья поступила в редакцию 20.09.2021 The article was received on 20.09.2021