Научная статья УДК 342.922
https://doi.org/10.24412/2073-0454-2023-2-15-19 NIION: 2003-0059-2/23-603 MOSURED: 77/27-003-2023-02-802
Участковый уполномоченный полиции как субъект профилактики и осуществления административного надзора за лицами, судимыми за преступления против половой неприкосновенности несовершеннолетних
Татьяна Сергеевна Бессонова
Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, Москва, Россия,
Аннотация. Сегодня участковый уполномоченный полиции выполняет важнейшую функцию предупреждения и профилактики рецидивной преступности в рамках реализации административного надзора за лицами, судимыми за преступления против половой неприкосновенности несовершеннолетних. Автором обозначены проблемы реализации обозначенной работы при взаимодействии с другими подразделениями, а также определены основные направления деятельности сотрудников органов внутренних дел.
Ключевые слова: участковый уполномоченный полиции, административный надзор, рецидив, профилактика преступлений, правонарушения
Для цитирования: Бессонова Т. С. Участковый уполномоченный полиции как субъект профилактики и осуществления административного надзора за лицами, судимыми за преступления против половой неприкосновенности несовершеннолетних // Вестник Московского университета МВД России. 2023. № 2. С. 15-19. https://doi.org/10.24412/2073-0454-2023-2-15-19.
Original article
The district police officer as a subject of prevention and implementation of administrative supervision of persons convicted of crimes against
the sexual integrity of minors
Tatiana S. Bessonova
Financial University under the Government of the Russian Federation, Moscow, Russia, [email protected]
Abstract. Today, the district police commissioner performs the most important function of preventing and preventing recidivism in the framework of the implementation of administrative supervision of persons convicted of crimes against the sexual integrity of minors. The author outlines the problems of implementing the designated work in cooperation with other departments, and also identifies the main areas of activity for employees of the internal affairs bodies.
Keywords: district police officer, administrative supervision, recidivism, crime prevention, offenses
For citation: Bessonova T. S. The district police officer as a subject of prevention and implementation of administrative supervision of persons convicted of crimes against the sexual integrity of minors. Bulletin of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 2023;(2):15-19. (In Russ.). https://doi.org/10.24412/2073-0454-2023-2-15-19.
Сегодня участковый уполномоченный полиции выполняет достаточно большой объем функций, одним из важных направлений деятельности является профилактика преступлений и административный надзор. Особое внимание необходимо уделять лицам, имеющим судимость за насильственные преступления против половой неприкосновенности несовершеннолетних. Безусловно, усиление мер профилактики в
отношении данной категории граждан обусловлено особенностями личности преступника, а также высокой степенью общественной опасности совершаемых им преступлений.
Нормативную правовую основу административной деятельности участковых уполномоченных составляют положения: Конституции Российской Федерации [5]; федеральных законов, таких как Кодекс
© Бессонова Т. С., 2023
ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ
Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ [4], Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 г. N° 63-ФЗ [11], Федеральный закон от 07 февраля 2011 г. № З-ФЗ «О полиции» [12], Федеральный закон от 06 апреля 2011 г. № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» [13]; ведомственных актов: Приказ МВД России от 29 марта 2019 г. № 205 «О несении службы участковым уполномоченным полиции на обслуживаемом административном участке и организации этой деятельности» [7], Приказ МВД России от 17 января 2006 г. № 19 «О деятельности органов внутренних дел по предупреждению преступлений» (вместе с «Инструкцией о деятельности органов внутренних дел по предупреждению преступлений») [8], Приказ МВД России от 8 июля 2011 г. № 818 «О Порядке осуществления административного надзора за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» [9].
Определение административного надзора дано в п. 1 ст. 1 Федерального закона от 6 апреля 2011 г. № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы», под ним понимается деятельность органов внутренних дел, реализуемая в отношении лица, освобожденного из мест лишения свободы, в виде наблюдения и проверки соблюдения им судебных ограничений, связанных с наделением определенными обязанностями.
Разделение полномочий сотрудников органов внутренних дел происходит по территориальному принципу и связано с организацией систематического наблюдения за соблюдением установленных в решении суда правоограничений.
К основным задачам административного надзора за лицами, освобожденными из мест лишения свободы, относятся:
• предупреждение совершения данной категорией лиц преступлений и других правонарушений;
• оказание на данных лиц индивидуального профилактического воздействия в целях защиты государственных и общественных интересов.
К категории поднадзорных лиц относятся лица, которые освободились или в дальнейшем освобождаются из мест лишения свободы, совершившие тяжкое или особо тяжкое преступление, в том числе в условиях рецидива преступлений за умышленное преступное деяние.
Правоохранительными органами в принудительном порядке устанавливаются меры ограничительного характера, особенно в отношении тех лиц, которые совершили насильственные преступления против половой неприкосновенности несовершеннолетнего [1, с. 82-83].
Наблюдение за соблюдением поднадзорным лицом установленных в отношении него административных ограничений, а также за выполнением им предусмотренных обязанностей осуществляется органом внутренних дел по месту жительства или пребывания поднадзорного
лица. Порядок осуществления органами внутренних дел административного надзора устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел [1, с. 84].
Мы видим, что перечень направлений деятельности участкового уполномоченного в сфере административного надзора достаточно широк. Проблемную категорию в профилактике и предупреждении преступности составляют лица, судимые за насильственные преступления против половой неприкосновенности несовершеннолетних. Безусловно, здесь следует отметить повышенный уровень общественной опасности данной категории лиц, о чем свидетельствуют санкции отдельных статей УК РФ (ч. 3-5 ст. 131, ч. 3-5 ст. 132, ч. 2 ст. 133, ст. 134, ст. 135).
Статистические данные преступных деяний, совершенных в отношении несовершеннолетних лиц против половой неприкосновенности и половой свободы свидетельствуют о росте преступности в 2020 г. на 7,2 % (всего - 15822). Следует отметить, что из них 7439 преступных деяний направлены на лиц, которым еще не исполнилось 14 лет (рост на 79 %). Большинство преступлений данного вида совершены близкими родственниками и (или) знакомыми потерпевших [3].
В научных исследованиях установлено, что большинство насильственных преступлений данной категории совершено в состоянии алкогольного или наркотического опьянения [10, с. 122].
Следует отметить, что современное законодательство регулирует предупреждение преступлений в отношении поднадзорного контингента, в том числе административных правонарушений, реализуя при этом защитную функцию охраны интересов государства и общества, что отражено в ст. 2 Федерального закона от 6 апреля 2011 г. № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы», а также п. 1 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 16 мая 2017 г. № 15 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» [6].
При осуществлении деятельности на административном участке участковыми уполномоченными полиции с данной категорией граждан на территории обслуживания, необходимо учесть следующие особенности.
У лиц, совершивших обозначенные насильственные преступления, отмечаются психологические отклонения. Выявлены пониженные показатели социальной адаптации, проблемы разрешения конфликтов. В силу чего происходит блокировка потребностей, что в последующем сопровождается принятием неадекватных решений, в основе которых лежит эмоциональное восприятие.
Характеризуя лицо, подпадающее в категорию под-
надзорных, следует отметить, что совершение им в дальнейшем нового преступления образует рецидив. При проведении профилактических мероприятий участковым уполномоченным полиции должны быть установлены объективные и субъективные причины, влияющие или в дальнейшем оказывающие влияние на криминальную мотивацию. Следует отметить, что участковый уполномоченный полиции должен находиться в прямом взаимодействии с судебными органами, прокуратурой и уголовно-исполнительной системой.
В процессе профилактической деятельности необходимо установить:
• лиц, которые оказывают негативное воздействие на осужденного, формируя стойкую антиобщественную позицию;
• факторы, повлиявшие на формирование умысла и дальнейшую реализацию преступного деяния;
• условия, свидетельствующие о благоприятной обстановке для производства подготовки и исполнения преступного умысла, которые оказывают влияние на консолидацию преступных групп и антиобщественных установок внутри них;
• необходимо определить, каким образом приобретено оружие и другие средства преступления;
• устанавливаются преступные мотивы.
Далее при определенных возможных условиях
с учетом социального положения, а также индивидуальных особенностей личности лиц, судимых за насильственные преступления против половой неприкосновенности несовершеннолетних, участковый уполномоченный полиции может:
• осуществляет решение семейно-бытовых проблем, социальных конфликтов в среде поднадзорного;
• при положительной характеристике и выполнении всех предписаний может ходатайствовать об изменении ограничений в отношении поднадзорного лица;
• содействие в поиске работы и обеспечении занятости подучетных лиц;
• направление в учреждения для лечения от алкоголизма и наркомании и т. д.
Целью профилактического воздействия института административного надзора является снижение показателей рецидива среди лиц, находящихся под административным надзором, посредством применения наблюдения, в том числе за ближайшим окружением осужденного, мер индивидуально-профилактического воздействия, противодействие вхождения лица в преступные группы и налаживанию антиобщественных связей в среде общения [10, с. 124, 129-130, 136-137].
В качестве мер принуждения в практической деятельности сотрудники органов внутренних дел достаточно активно применяют ст. 19.24 КоАП РФ и ст. 314.1
УК РФ при нарушении лицом, находящимся под административным надзором, установленных норм. Однако, следует отметить, что в территориальных органах внутренних дел «погоня» за показателями выявления административных правонарушений и преступлений в виде статистических данных «стирает» эффект профилактического воздействия на подучетный контингент. Участковые уполномоченные должны организовывать свою работу совместно с иными подразделениями таким образом, чтобы совершение лицом в дальнейшем новых преступлений было сведено до минимума, также как и применение в отношении поднадзорных лиц административных взысканий. Необходимо регулярно проводить посещение лиц по месту жительства, а также изучить места скопления антисоциальных элементов, активно взаимодействовать с общественными объединениями. Именно эти меры способствуют оперативному получению информации и проведению превентивной работы на высоком уровне с данной категорией лиц. Также на оперативных совещаниях с личным составом руководители территориальных подразделений должны рассматривать проблемы, возникающие при реализации административного надзора за лицами, судимыми за насильственные преступления против половой неприкосновенности несовершеннолетних. Путем получения информации от сотрудников подразделений уголовного розыска, отдела по делам несовершеннолетних, отдела организации и осуществления административного надзора, патрульно-постовой службы, вневедомственной охраны участковый уполномоченный может получить важную информацию о родственных связях, ближайшем круге общения, трудовой деятельности, антисоциальном поведении поднадзорных лиц, которая в дальнейшем будет использована в работе.
Проведению более результативной профилактики участковыми уполномоченными в среде поднадзорных лиц препятствуют: большие объемы работы и наделение сотрудников органов внутренних дел полномочиями по обслуживанию дополнительных участков, недостаточная организационно-управленческая деятельность и упущения, связанные с предупредительной деятельностью рецидивной преступности, ослабление контроля за подучетным контингентом, несвоевременная реакция на нарушения запретов и ограничений, установленных судом в отношении судимых лиц, формализм при организации и реализации проверок при совершении новых преступлений поду-четными лицами, недостаток знаний и опыта практической деятельности, упущения информированности о месте нахождения данных лиц.
Безусловно, профилактическая роль участкового уполномоченного весьма значительна. Свою деятельность он осуществляет в тесной взаимосвязи с инспектором организации и осуществления административного надзора. Н. В. Темникова выделяет следующие виды воспитательной работы с подучетным лицом: разъяснительная работа о поведении в сложных жи-
ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ
зенных ситуациях, осуществление помощи социально-бытового и психологического характера, помощь в занятости и трудоустройстве, проведение профилактических бесед, направленных на повышение правосознания, воспитания, культуры и нравственных основ, контроль подучетных лиц и их [10, с. 156].
Одним из направлений деятельности участкового уполномоченного полиции является работа в рейдах по проверке поднадзорных лиц с целью выявления нарушений действующего законодательства, а также профилактики правонарушений. Сотрудниками органов внутренних дел должны активно использоваться меры предупредительного характера.
Следует отметить важное значение средств массовой информации: материалы профилактического характера необходимо разместить в печатных, электронных и телевизионных средствах массовой информации, на интернет-сайтах ГУВД, УМВД субъектов Российской Федерации «страничек» для прямого онлайн общения с участковыми уполномоченными полиции [15, с. 5].
Существует позиция, согласно которой проблема контроля участковыми уполномоченными полиции за поднадзорными лицами, совершившими преступление против половой свободы несовершеннолетнего, будет решена при использовании инновационных технологий, а именно электронных браслетов и иных устройств (аудиовизуальных, технических средств) [2, с. 110]. Встречаются даже предложения о введении Закона об ограничении свободы в связи с возможностями инновационного использования уголовно-исполнительными инспекциями электронных браслетов и спутниковой системы слежения [14, с. 87]. Однако, в практической деятельности техническая возможность применения этих устройств фактически отсутствует, так как сигналы связи очень слабые и зачастую могут указывать неверное место положения лица.
Таким образом, на сегодняшний день эффективными профилактическими мерами, применяемыми участковыми уполномоченными при реализации административного надзора за лицами, имеющими судимость за насильственные преступления против половой неприкосновенности несовершеннолетних, выступают: беседа и наблюдение, оказание помощи в социальной адаптации, трудоустройстве, излечении от алкогольной и наркотической зависимости. Применение технических средств на сегодняшний день невозможно. Следует отметить особую роль взаимодействия органов внутренних дел с общественными объединениями и средствами массовой информации с целью формирования правильного правосознания обозначенного контингента лиц и недопущения ими совершения в дальнейшем различных видов правонарушений.
Список источников
1. Административная деятельность полиции : учебник для студентов вузов, обучающихся по
специальности «Юриспруденция» / Под ред. Ю. Н. Демидова [Текст]. М. : Юнити-Дана : Закон и право, 2014. 527 с.
2. Бурлака С. А. К вопросу о повышении эффективности административного надзора за лицами, освобожденными из мест лишения свободы [Текст] // Проблемы правоохранительной деятельности. 2015. № 2. С. 107-111.
3. Доклад уполномоченного по правам ребенка Кузнецовой А. [Электронный ресурс] // Ы^:// tass.ru/obschestvo/11517095.
4. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ [Электронный ресурс] // СПС «Консультант плюс».
5. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. [Электронный ресурс] // СПС «Консультант плюс».
6. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 16 мая 2017 г. № 15 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» [Электронный ресурс] // СПС «Консультант плюс».
7. Приказ МВД России от 29 марта 2019 г. № 205 «О несении службы участковым уполномоченным полиции на обслуживаемом административном участке и организации этой деятельности» [Электронный ресурс] // СПС «Консультант плюс».
8. Приказ МВД России от 17 января 2006 г. № 19 «О деятельности органов внутренних дел по предупреждению преступлений» (вместе с «Инструкцией о деятельности органов внутренних дел по предупреждению преступлений») [Электронный ресурс] // СПС «Консультант плюс».
9. Приказ МВД России от 08 июля 2011 г. № 818 «О Порядке осуществления административного надзора за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» (зарегистрировано в Минюсте России 19.08.2011 № 21672) [Электронный ресурс] // СПС «Консультант плюс».
10. Темникова Н. В. Предупреждение преступлений поднадзорных лиц. Дисс... на соиск. к.ю.н., Московский государственный юридический университет имени О.Е. Кутафина (МГЮА). [Текст]. М., 2016. 204 с.
11. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 г. № 63-ФЗ [Электронный ресурс] // СПС «Консультант плюс».
12. Федеральный закон от 07 февраля 2011 г. № 3-ФЗ «О полиции» [Электронный ресурс] // СПС «Консультант плюс».
13. Федеральный закон от 06 апреля 2011 г. № 64-
ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» [Электронный ресурс] // СПС «Консультант плюс».
14. Холманский В. И., Стульнова Т. В. Значение институтов ограничения свободы и административного надзора за лицами, освобожденными из мест лишения свободы в профилактике роста рецидивной преступности в обществе [Текст] // Вестник Санкт-петербургского университета МВД России. 2017. № 2. С. 83-89.
15. Хотин О.В. Предупреждение насильственной преступности органами внутренних дел центрального федерального округа [Текст] // Вестник Воронежского института МВД России. 2009. № 2. С. 2-5.
References
1. Administrative activities of the police : textbook for university students studying in the specialty «Jurisprudence» / Yu. N. Demidov [Text]. M. : Unity-Dana : Law and Law, 2014. 527 p.
2. Burlaka S. A. On the issue of improving the effectiveness of administrative supervision of persons released from places of deprivation of liberty [Text] // Problems of law enforcement. 2015. № 2. P. 107-111.
3. Report of the Commissioner for Children's Rights Kuznetsova A. [Electronic resource] // https:// tass.ru/obschestvo/11517095.
4. Code of the Russian Federation on Administrative Offenses of December 30, 2001 № 195-FZ [Electronic resource] // RLS «Consultant Plus».
5. Constitution of the Russian Federation (adopted by popular vote on 12.12.1993 [Electronic resource] // RLS «Consultant Plus».
6. Decree of the Plenum of the Supreme Court of the Russian Federation of May 16, 2017 № 15 «On some issues that arise when the courts consider cases on administrative supervision of persons released from places of deprivation of liberty» [Electronic resource] // RLS «Consultant Plus».
7. Order of the Ministry of Internal Affairs of Russia dated March 29, 2019 № 205 «On serving as a
district police officer in a serviced administrative area and organizing this activity» [Electronic resource] // RLS «Consultant Plus».
8. Order of the Ministry of Internal Affairs of Russia dated January 17, 2006 № 19 «On the activities of the internal affairs bodies for the prevention of crimes» (together with the «Instruction on the activities of the internal affairs bodies for the prevention of crimes») [Electronic resource] // RLS «Consultant Plus».
9. Order of the Ministry of Internal Affairs of Russia dated July 8, 2011 № 818 «On the Procedure for Administrative Supervision of Persons Released from Places of Deprivation of Freedom» (Registered with the Ministry of Justice of Russia on August 19, 2011 № 21672) [Electronic resource] // RLS «Consultant Plus».
10. Temnikova N. V. Prevention of crimes of supervised persons. Diss ... for the competition PhD in Law, Moscow State Law University named after O.E. Kutafin (MFUA) [Text]. M., 2016. 204 p.
11. Criminal Code of the Russian Federation dated 13.06.1996 № 63-FZ [Electronic resource] // RLS «Consultant Plus».
12. Federal Law of February 7, 2011 № 3-FZ «On the Police» [Electronic resource] // RLS «Consultant Plus».
13. Federal Law № 64-FZ of April 6, 2011 «On administrative supervision of persons released from places of deprivation of liberty» [Electronic resource] // RLS «Consultant Plus».
14. Kholmansky V. I., Stulnova T. V. The importance of institutions of restriction of liberty and administrative supervision of persons released from places of deprivation of liberty in preventing the growth of recidivism in society [Text] // Bulletin of the St. Petersburg University of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 2017. № 2. P. 83-89.
15. Khotin O. V. Prevention of violent crime by the internal affairs bodies of the central federal district [Text] // Bulletin of the Voronezh Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 2009. № 2. P. 2-5.
Информация об авторе
Т. С. Бессонова — доцент Департамента международного и публичного права Юридического факультета Финансового университета при Правительстве Российской Федерации, кандидат исторических наук, доцент.
Information about the author T. S. Bessonova — Associate Professor of the Department of International and Public Law of the Faculty of Law of the Financial University under the Government of the Russian Federation, Candidate of Historical Sciences, Associate Professor.
Статья поступила в редакцию 27.02.2023; одобрена после рецензирования 28.03.2023; принята к публикации 14.04.2023.
The article was submitted 27.02.2023; approved after reviewing 28.03.2023; accepted for publication 14.04.2023.