Научная статья УДК 347.1
https://doi.org/10.24412/2073-0454-2023-2-128-132 NIION: 2003-0059-2/23-625 MOSURED: 77/27-003-2023-02-824
Вопросы специального планирования реализации надзорных мероприятий за освобожденными из мест лишения свободы лицами со стороны участкового уполномоченного полиции
Владимир Михайлович Ленский
Рязанский филиал Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя, Рязань, Россия,
Аннотация. Исследуются обязанности участкового уполномоченного полиции в осуществлении административного надзора за освобожденными из мест лишения свободы лицами. Проводится анализ организационных и нормативно-правовых мер, способствующих реализации административного надзора. Предлагается осуществление специального планирования по реализации мероприятий за освобожденными из мест лишения свободы лицами со стороны участкового уполномоченного полиции.
Ключевые слова: административный надзор, специальное планирование, профилактическая деятельность участкового уполномоченного полиции
Для цитирования: Ленский В. М. Вопросы специального планирования реализации надзорных мероприятий за освобожденными из мест лишения свободы лицами со стороны участкового уполномоченного полиции // Вестник Московского университета МВД России. 2023. № 2. С. 128-132. https://doi.org/10.24412/2073-0454-2023-2-128-132.
Original article
Issues of special planning for the implementation of supervisory measures for persons released from places of deprivation of liberty by the district police commissioner
Vladimir M. Lensky
Ryazan Branch of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V.Ya. kikot',
Ryazan, Russia, [email protected]
Abstract. The article is devoted to the study of the participation of the district police commissioner in the implementation of administrative supervision of persons released from prison. The analysis of organizational and regulatory measures contributing to the implementation of administrative supervision is carried out. It is proposed to carry out special planning for the implementation of measures for persons released from places of deprivation of liberty, on the part of the district police commissioner.
Keywords: administrative supervision, special planning, preventive activities of the district police commissioner
For citation: Lensky V. M. Issues of special planning of the implementation of supervisory measures for persons released from places of deprivation of liberty by the district police commissioner. Bulletin of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 2023;(2):128-132. (In Russ.). https://doi.org/10.24412/2073-0454-2023-2-128-132.
Центральным нормативным правовым актом, регулирующим административный надзор, устанавливаемый за освобожденными из мест лишения свободы лицами (далее по тексту — административный надзор), выступает специально принятый предметный Федеральный закон [3].
Административный надзор по своей правовой
© Ленский В. М., 2023
природе является комплексным межотраслевым институтом. В материализации административного надзора принимают участие представители многих учреждений правоохранительных органов. Правовое регулирование данного института осуществляется при помощи норм нескольких отраслей права.
Так уголовно-исполнительное законодательство
определяет основания назначения административного надзора и устанавливает категорию лиц, над которыми он устанавливается, а также описывает механизм назначения и порядок реализации (ст. 173.1 УИК РФ).
При помощи уголовного законодательства устанавливается ответственность поднадзорных за несоблюдение ими правил административного надзора, что является определенным гарантом его реализации (ст. 314.1 УК РФ).
Категория учреждений и физических лиц, обладающих правом подачи исковых заявлений, сопряженных с административным надзором, определяется посредством административного судопроизводства (ст. 270 КАС РФ).
Порядок применения административного надзора [7] совместно с правом контроля за проведением социальной реабилитации в отношении подвергнутых административному надзору лиц входят в компетенцию полиции Министерства внутренних дел Российской Федерации (п. 11 ч. 1. ст.13) [2].
И, наконец, надзирательная функция за реализацией всего механизма административного надзора выступает частью полномочий Прокуратуры Российской Федерации [4].
Таким образом, многоаспектное регулирование административного надзора различными учреждениями и отраслями права наглядно подтверждает сложность реализации данного межотраслевого института.
Одним из центральных субъектов, принимающих непосредственное участие в осуществлении производства административного надзора, считается участковый уполномоченный полиции.
В соответствии с пунктом пятым раздела первого приложения к приказу МВД РФ от 08 июля 2011 года № 818 участковому уполномоченному полиции вменяется в обязанность проведение административного надзора [7]. А в соответствии с подпунктом 7.3 вышеназванного нормативного акта представители служб, отвечающие за реализацию административного надзора, должны в период времени, не превышающий один рабочий день, сообщить участковому уполномоченному полиции о факте постановки поднадзорного, изъявившего желание проживать на его обслуживаемом административном участке, на учет в территориальном подразделении органа внутренних дел.
В нормативных документах, регулирующих служебную деятельность участковых уполномоченных полиции, не устанавливается периодичность проведения индивидуальной профилактической работы с гражданами, находящимися под административным надзором [6]. Вместе с тем, одна из функций органов внутренних дел проявляется в уведомлении поднадзорного лица об обязанности не допускать игнорирования (несоблюдения) определенных ему судом административных ограничений в некоторых правах [3]. Приоритет такой обязанности органов внутренних дел (в лице участковых уполномоченных полиции) подтверждается и судебной практикой [8].
Следовательно, участковый уполномоченный
полиции должен самостоятельно определять регулярность осуществления превентивного круга обязанностей к представителям данной категории лиц посредством ее планирования.
В то же время, участковый уполномоченный полиции имеет своей обязанностью не менее одного раза в месяц информировать в письменной форме соответствующее руководство о степени выполнения со стороны поднадзорных лиц определенных в отношении них судом правовых ограничений.
Полученные в результате наблюдения за поднадзорными лицами данные заносятся в установленные документы (анкеты, листы учета профилактических мероприятий, маршрутные листы).
В обязанность участкового уполномоченного полиции входит надзорная компетенция, состоящая в констатации времени прибытия (неприбытия), а также убытия поднадзорного или беспричинное невозвращение его к месту регистрации. В последнем случае участковый уполномоченный полиции должен установить координаты поднадзорного.
Если поднадзорное лицо допускает бойкотирование административного надзора путем уклонения от прибытия к установленному месту жительства либо самовольно его оставляет, участковый уполномоченный полиции принимает участие в задержании правонарушителя с последующим его доставлением в территориальный орган полиции.
Следовательно, осуществление учета находящихся под административным надзором лиц является важной, законодательно закрепленной функцией участкового уполномоченного полиции.
Важно знать, что участковый уполномоченный полиции должен систематически (не менее одного раза в месяц) осуществлять проверку поднадзорных лиц с целью установления факта нахождения их в помещении проживания в период времени, когда покидать такое помещение поднадзорным запрещено в силу установленного судом ограничения.
Для осуществления этой функции участковый уполномоченный полиции может свободно, без задержки проходить в помещение, служащее для поднадзорного лица местом жительства либо местом пребывания. А если поднадзорный элемент станет препятствовать законной деятельности сотрудника полиции (например, не открывать дверь, притворяться спящим, больным, ничего не слышащим человеком), такое с его стороны поведение расценивается как факт отсутствия на месте проверки и подлежит административному преследованию по части 2 статьи 19.24 КоАП РФ. По аналогичному пути следует и судебная практика [9].
Все выявленные при реализации административного надзора недостатки фиксируются участковым уполномоченным полиции в письменных материалах, которые в последующем передаются представителям специализированного подразделения дознания.
Для эффективного производства административного надзора со стороны участкового уполномочен-
ного полиции необходимо данный вид деятельности систематизировать посредством упорядочивания его исполнения с помощью составления специального плана реализации надзора за освобожденными из мест лишения свободы лицами (далее по тексту сокращенно — специальный план).
Представляется, что более целесообразным периодом времени, на который должен разрабатываться специальный план, является календарный месяц. Именно в этот промежуток времени участковому уполномоченному полиции следует выполнять ряд подотчетных перед субъектом управления действий, таких как:
• установление степени выполнения поднадзорным лицом вмененных ему судом ограничений.
Полагаем, что с учетом месячного периода времени, нормативно определенного участковому уполномоченному полиции для изучения требующей письменного отчета ситуации, считается целесообразным не реже одного раза в декаду проводить подобную проверку;
• проверка поднадзорных лиц на предмет их нахождения в помещении для проживания в период времени, когда пребывание их в другом месте запрещено.
Как и в предыдущем случае, такую проверку необходимо проводить не реже одного раза в декаду, с последующим объединением полученных результатов в ежемесячном отчете;
• проведение регулярной индивидуальной профилактической работы с поднадзорными лицами.
В результате профилактической деятельности с поднадзорными элементами участковый уполномоченный полиции устанавливает причины административных правонарушений, допущенных этими лицами в связи с несоблюдением установленных в отношении к ним судебных ограничений, а также требует устных или письменных объяснений по неисполнению определенных в их отношении законодательных обязанностей [1].
Кроме того, участковый уполномоченный полиции, осуществляя индивидуальную профилактическую беседу с лицами, находящимися под административным надзором, систематически растолковывает правовой характер наступающих последствий в случае непрекращения с их стороны асоциального образа жизни.
Планирование данного мероприятия напрямую связано со степенью социальной запущенности поднадзорного, но в любом случае по временному интервалу не должно проводиться менее одного раза в декаду с последующим объединением полученных результатов в ежемесячном отчете;
Структура специального плана реализации надзора за освобожденными из мест лишения свободы лицами представляется следующей.
Начинается специальный план с титульного листа, который наряду с названием документа, должен иметь гриф его утверждения и дату составления. Допускается гриф утверждения специального плана размещать не на титульном листе, а на первой странице в правом верхнем углу [5].
Далее следует вводная часть специального плана (введение, преамбула). Вслед за ней расположен в табличной форме систематизированный перечень предстоящих к исполнению мер, пути, способы и время их реализации, контроль за своевременным и качественным проведением намеченных мероприятий и отметка об их выполнении.
Утверждать специальный план имеет право начальник подразделения участковых уполномоченных полиции, а при отсутствии этого руководителя — его заместитель. Как раз эти категории руководителей в соответствии с наставлением по организации службы участковых уполномоченных полиции проводят оценку результатов деятельности участковых уполномоченных полиции за месяц, квартал, полугодие и год.
Во введении к специальному плану проводится анализ находящейся в наличии информации относительно поднадзорных лиц. Приводится краткая характеристика на каждого поднадзорного лица, устанавливаются основания назначения административного надзора, исследуется степень его исправления в местах лишения свободы, изучаются назначенные судом ограничения. Определяется их место жительства и место фактического проживания, выясняется адрес их трудоустройства.
С помощью систематизации полученной информации проецируется результат проводимой участковым уполномоченным полиции деятельности в отношении конкретного поднадзорного лица. Прогнозирование ожидаемых результатов позволяет сформулировать перечень и интенсивность проведения конкретных мероприятий, а также наметить методику и периоды времени их исполнения.
При составлении специального плана важно предусмотреть возможность собирания и аккумуляции добавочной, вспомогательной информации, при помощи которой допустимо оказание воздействия на осуществляемые участковым уполномоченным полиции профилактические мероприятия.
Следующая за преамбулой основная, табличная часть специального плана, как правило, состоит из следующих граф:
• порядковый номер мероприятия;
• суть мероприятия;
• ответственный исполнитель, соисполнитель;
• дата, период реализации мероприятия;
• прогнозируемые итоги от выполненных действий и их ожидаемая эффективность;
• отметка о выполнении намеченного мероприятия.
Правовая природа запланированных мероприятий должна отражать принцип законности.
Содержание мероприятия обязано быть последовательным, предметным, логически понятным, своевременным, ожидаемым по результату и соответствующим отведенному времени исполнения.
Выполнение каждого планового мероприятия должно закрепляться за конкретным исполнителем (соисполнителем), который является ответственным
лицом за результаты решения поставленных задач.
Для реализации мероприятий специального плана устанавливается календарная дата или конкретный период времени, нарушение которых приводит к невыполнению задуманного. Например, индивидуальная профилактическая беседа с поднадзорным лицом проводилась не каждую декаду, а всего один раз в месяц. Возникает вопрос, будет ли достигнут запланированный эффект социализации субъекта, находящегося под административным надзором при обозначенном нарушении плановых показателей?
В табличной графе, закрепляющей такой показатель, как прогнозируемые итоги запланированных действий и их эффективность, воспроизводится достигнутый промежуточный или конечный, фактический результат, а также отображается оценка проделанной по этому пункту плана работы.
В завершающей графе таблицы специального плана ставится отметка о выполнении запланированного мероприятия. В случае невыполнения данного пункта плана или частичного его выполнения приводятся объяснения такому достигнутому результату.
Специальный план может иметь приложения, в которых, как правило, размешаются графики проведения каких-либо имеющих отношение к осуществлению административного надзора мероприятий (совещаний, заслушиваний со стороны руководства, межведомственных встреч и т. п.). В приложении следует отметить календарные даты, а также значимые для поднадзорного элемента личные мероприятия с целью осуществления дополнительного тщательного контроля за его образом жизни в этот промежуток времени. Такими мероприятиями могут быть: «день рождения», «день ангела», «профессиональный праздник» (например, «День строителя», «День пограничника», «День воздушно-десантных войск»), «годовщина почитания кого-то из близких родственников», общегосударственные праздники, такие, как Новый год, Международный женский день — 8-е Марта и иные мероприятия и значимые даты, которые несут опасность стать спусковым механизмом для асоциального поднадзорного лица и подтолкнуть его к их бурному празднованию, сопровождающемуся, как правило, антиобщественным поведением. Если поднадзорный трудится, то день получения заработной платы также может выступать в качестве фактора его возможного отклоняющегося от общепринятых норм поведения.
Составленный проект специального плана подлежит утверждению у руководителя не менее чем за пять предшествующих началу планируемого периода дней. Контроль за ходом реализации специального плана возлагается на субъекта, утвердившего этот документ. Форма контроля и время его проведения определяется руководителем самостоятельно, однако, подконтрольный объект (участковый уполномоченный полиции) должен знать алгоритм осуществляемой проверки.
В то же время следует подчеркнуть, что при индивидуальном планировании одним из эффективных способов надзора за ходом его выполнения выступает
самоконтроль ответственного исполнителя.
За выполнение плановых решений и эффективность прогнозируемых показателей, а также подлинность получаемой информации и ее реализации персональную ответственность несет главный исполнитель (участковый уполномоченный полиции). Именно этот субъект управления выступает организатором плановой деятельности в отношении поднадзорного лица.
Участковый уполномоченный полиции регулярно в письменной форме информирует утвердившего специальный план руководителя об эффективности принимаемых к поднадзорному лицу мер, предлагает, при необходимости, скорректировать отдельные плановые позиции, докладывает о достигнутых показателях, обоснованно аргументирует причинно-следственные связи не достигших положительного результата действий.
Выступая в качестве субъекта самоконтроля, участковый уполномоченный полиции ежедневно отслеживает ход выполнения мероприятий специального плана, осуществляет их тщательный анализ (проводит мониторинг).
В течение трех рабочих дней после завершения планового периода предоставляет руководителю, утвердившему специальный план, письменный отчет о ходе реализации запланированных мероприятий.
В отчетном материале воспроизводится информация о достаточной необходимости и своевременности реализованных мероприятий специального плана, проводится анализ допущенных ошибок и слабых мест, выдвигаются предложения по их нейтрализации.
В плановом отчете формулируются выводы о степени выполнения плановых заданий, а также вносятся предложения по повышению эффективности запланированных мероприятий.
Утвердивший специальный план руководитель тщательно исследует отчетный материал и выносит вердикт о степени достоверности и обоснованности описанных в плановом документе рассуждений и умозаключений.
Составленный на месяц специальный план в отношении поднадзорного лица подлежит систематической пролонгации на следующий период времени вплоть до окончания срока административного надзора, снятия или погашения судимости, либо до принятия судебного решения о прекращении административного надзора или наступления иных, предусмотренных законом оснований.
Список источников
1. Федеральный закон от 23 июня 2016 г. № 182-ФЗ «Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации» // СЗ РФ, 27.06.2016, № 26 (Часть I), ст. 3851.
2. Федеральный закон от 07 февраля 2011 г. № 3-ФЗ (ред. от 21.12.2021) «О полиции» // СЗ РФ, 14.02.2011, № 7, ст. 900.
3. Федеральный закон от 06 апреля 2011 г. № 64-ФЗ (ред. от 01.10.2019) «Об административном
надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» // [Электронный ресурс] СПС Консультант Плюс.
4. Приказ Генпрокуратуры России от 05 сентября 2022 г. № 494 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законодательства об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» // [Электронный ресурс] СПС Консультант Плюс.
5. Приказ МВД России от 01 октября 2020 г. № 683 «Об организации планирования в органах внутренних дел Российской Федерации» // [Электронный ресурс] https://base.garant. ru/74749404/.
6. Приказ МВД России от 29 марта 2019 г. № 205 «О несении службы участковым уполномоченным полиции на обслуживаемом административном участке и организации этой деятельности» (вместе с «Инструкцией по исполнению участковым уполномоченным полиции служебных обязанностей на обслуживаемом административном участке», «Наставлением по организации службы участковых уполномоченных полиции») // [Электронный ресурс] СПС Консультант Плюс.
7. Приказ МВД России от 08 июля 2011 г. № 818 (ред. от 30.05.2022) «О Порядке осуществления административного надзора за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» // [Электронный ресурс] СПС Консультант Плюс.
8. Апелляционное определение Верховного суда Республики Мордовия от 21 января 2016 г. по делу № 33а-152/2016. Документ опубликован не был // [Электронный ресурс] СПС Консультант Плюс.
9. Решение Верховного суда Республики Карелия от 04 июля 2018 г. № 21-177/2018. Документ опубликован не был // [Электронный ресурс] СПС Консультант Плюс.
References
1. Federal Law № 182-FZ of 23.06.2016 «On the basics of the system of crime prevention in the
Russian Federation» // Federal Law of the Russian Federation, 27.06.2016, № 26 (Part I), Article 3851.
2. Federal Law № 3-FZ of 07.02.2011 (ed. of 21.12.2021) «On Police» // Federal Law of the Russian Federation, 14.02.2011, № 7, Article 900.
3. Federal Law № 64-FZ of 06.04.2011 (as amended on 01.10.2019) «On administrative supervision of persons released from places of deprivation of liberty» // [Electronic resource] SPS Consultant Plus.
4. Order of the Prosecutor General's Office of Russia dated 05.09.2022 № 494 «On the organization of prosecutorial supervision over the implementation of legislation on administrative supervision of persons released from prison» // [Electronic resource] SPS Consultant Plus.
5. Order of the Ministry of Internal Affairs of Russia dated 01.10.2020 № 683 «On the organization of planning in the internal affairs bodies of the Russian Federation» // [Electronic resource] https://base.garant.ru/74749404/.
6. Order of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation № 205 dated 29.03.2019 «On the service of a precinct police commissioner in a serviced administrative area and the organization of this activity» (together with the «Instructions on the performance of official duties by a precinct police commissioner in a serviced administrative area», «Instructions on the organization of the service of precinct police commissioners») // [Electronic resource] SPS Consultant Plus.
7. Order of the Ministry of Internal Affairs of Russia dated 08.07.2011 № 818 (ed. from 30.05.2022) «On the procedure for the implementation of administrative supervision of persons released from places of deprivation of liberty» // [Electronic resource] SPS Consultant Plus.
8. Appeal ruling of the Supreme Court of the Republic of Mordovia dated 21.01.2016 in case № 33a-152/2016. The document was not published // [Electronic resource] SPS Consultant Plus.
9. Decision of the Supreme Court of the Republic of Karelia dated 04.07.2018 № 21-177/2018. The document was not published // [Electronic resource] SPS Consultant Plus.
Информация об авторе
В. М. Ленский — доцент кафедры административного права и административной деятельности Рязанского филиала Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя, кандидат юридических наук.
Information about the author
V. M. Lensky — Associate Professor of the Department of Administrative Law and Administrative Activity of the Ryazan Branch of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V.Ya. Kikot', Candidate of Legal Sciences.
Статья поступила в редакцию 30.11.2022; одобрена после рецензирования 13.01.2023; принята к публикации 15.02.2023.
The article was submitted 30.11.2022; approved after reviewing 13.01.2023; accepted for publication 15.02.2023.