Научная статья на тему 'ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ ОРГАНАМИ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ АДМИНИСТРАТИВНОГО НАДЗОРА ЗА ЛИЦАМИ, ОСВОБОЖДЕННЫМИ ИЗ МЕСТ ЛИШЕНИЯ СВОБОДЫ: ВОПРОСЫ ПРАВОПРИМЕНЕНИЯ'

ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ ОРГАНАМИ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ АДМИНИСТРАТИВНОГО НАДЗОРА ЗА ЛИЦАМИ, ОСВОБОЖДЕННЫМИ ИЗ МЕСТ ЛИШЕНИЯ СВОБОДЫ: ВОПРОСЫ ПРАВОПРИМЕНЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
308
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
АДМИНИСТРАТИВНЫЙ НАДЗОР ЗА ЛИЦАМИ / ОСВОБОЖДЕННЫМИ ИЗ МЕСТ ЛИШЕНИЯ СВОБОДЫ / ПРОФИЛАКТИКА ПРАВОНАРУШЕНИЙ / ОФИЦИАЛЬНОЕ ПРЕДОСТЕРЕЖЕНИЕ / КОНТРОЛЬ / РЕЦИДИВНАЯ ПРЕСТУПНОСТЬ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Бекетов Олег Иванович, Бокова Ирина Борисовна

Изложены проблемы, возникающие в деятельности сотрудников полиции при осуществлении административного надзора за лицами, освобожденными из мест лишения свободы. Авторы проанализировали взаимосвязь федеральных законов, регламентирующих основы профилактики в Российской Федерации и административный надзор за лицами, освобожденными из мест лишения свободы, на метили пути совершенствования этих законов. Дается обоснование необходимости дальнейшей оптимизации законодательства в области осуществления административного надзора за лицами, освобожденными из мест лишения свободы. Предлагаемые изменения действующих нормативных правовых актов в сфере административного надзора за лицами, освобожденными из мест лишения свободы, могут повысить эффективность профилактического воздействия на поведение поднадзорных лиц и позволят изменить сложившийся в определенной степени формальный подход к его реализации. В целях профилактики противоправного поведения данной подконтрольной категории лиц, в том числе рецидивной преступности, обосновывается необходимость включения в Федеральный закон от 6 апреля 2011 г. № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы»1 такой формы профилактического воздействия, как объявление официального предостережения (предостережения) о недопустимости действий, создающих условия для совершения правонарушений, либо недопустимости продолжения антиобщественного поведения, и дальнейшей детализации порядка ее применения в ведомственном акте.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Бекетов Олег Иванович, Бокова Ирина Борисовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPLEMENTATION BY THE INTERNAL AFFAIRS BODIES OF ADMINISTRATIVE SUPERVISION OVER PERSONS RELEASED FROM PLACES OF DEPRIVATION OF LIBERTY: ISSUES OF LAW ENFORCEMENT

The article describes the problems that arise in the activities of police o cers in the implementation of administrative supervision for persons released from prison. The authors analyzed the relationship between federal laws regulating the basics of prevention in the Russian Federation and administrative supervision for persons released from prison and outlined ways to improve them. The article substantiates the need for further optimization of legislation in the eld of administrative supervision for persons released from places of deprivation of liberty. The proposed amendments to the existing regulatory legal acts in the eld of administrative supervision of persons released from places of deprivation of liberty can increase the e ectiveness of preventive in uence on the behavior of supervised persons and will allow changing the formal approach to its implementation to a certain extent. In order to prevent illegal behavior of this controlled category of persons, including recidivism, the author substantiates the need to include in Federal Law No. 64-FZ of April 6, 2011 «On Administrative Supervision for persons released from places of deprivation of Liberty» such a form of preventive in uence as the announcement of an o cial warning (warning) about the inadmissibility of actions that create conditions for committing o enses, or the inadmissibility of continuing anti-social behavior and further detailing the procedure for its application in the departmental act.

Текст научной работы на тему «ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ ОРГАНАМИ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ АДМИНИСТРАТИВНОГО НАДЗОРА ЗА ЛИЦАМИ, ОСВОБОЖДЕННЫМИ ИЗ МЕСТ ЛИШЕНИЯ СВОБОДЫ: ВОПРОСЫ ПРАВОПРИМЕНЕНИЯ»

АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВО И АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ПРОЦЕСС

УДК 342.951 О. И. Бекетов,

И. Б. Бокова

Омская академия МВД России

Осуществление органами внутренних дел административного надзора за лицами, освобожденными из мест лишения свободы: вопросы правоприменения

АННОТАЦИЯ. Изложены проблемы, возникающие в деятельности сотрудников полиции при осуществлении административного надзора за лицами, освобожденными из мест лишения свободы.

Авторы проанализировали взаимосвязь федеральных законов, регламентирующих основы профилактики в Российской Федерации и административный надзор за лицами, освобожденными из мест лишения свободы, наметили пути совершенствования этих законов.

Дается обоснование необходимости дальнейшей оптимизации законодательства в области осуществления административного надзора за лицами, освобожденными из мест лишения свободы. Предлагаемые изменения действующих нормативных правовых актов в сфере административного надзора за лицами, освобожденными из мест лишения свободы, могут повысить эффективность профилактического воздействия на поведение поднадзорных лиц и позволят изменить сложившийся в определенной степени формальный подход к его реализации. В целях профилактики противоправного поведения данной подконтрольной категории лиц, в том числе рецидивной преступности, обосновывается необходимость включения в Федеральный закон от 6 апреля 2011 г. № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы»1 такой формы профилактического воздействия, как объявление официального предостережения (предостережения) о недопустимости действий, создающих условия для совершения правонарушений, либо недопустимости продолжения антиобщественного поведения, и дальнейшей детализации порядка ее применения в ведомственном акте.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: административный надзор за лицами, освобожденными из мест лишения свободы, профилактика правонарушений, официальное предостережение, контроль, рецидивная преступность.

ДЛЯ ЦИТИРОВАНИЯ: Бекетов О. И., Бокова И. Б. Осуществление органами внутренних дел административного надзора за лицами, освобожденными из мест лишения свободы: вопросы правоприменения // Научный портал МВД России. 2021. № 3 (55). С. 57-63.

O. I. Beketov, I. B. Bokova

Omsk Academy of the Ministry of Internal Affairs of Russia

Implementation by the internal affairs bodies of administrative supervision over persons released from places of deprivation of liberty: issues of law enforcement

ABSTRACT. The article describes the problems that arise in the activities of police officers in the implementation of administrative supervision for persons released from prison.

The authors analyzed the relationship between federal laws regulating the basics of prevention in the Russian Federation and administrative supervision for persons released from prison and outlined ways to improve them.

The article substantiates the need for further optimization of legislation in the field of administrative supervision for persons released from places of deprivation of liberty. The proposed amendments to the existing regulatory legal acts in the field of administrative supervision of persons released from places of deprivation of liberty can increase the effectiveness of preventive influence on the behavior of supervised persons and will allow changing the formal approach to its implementation to a certain extent. In order to prevent illegal behavior of this controlled category of persons, including recidivism, the author substantiates the need to include in Federal Law No. 64-FZ of April 6, 2011 «On Administrative Supervision for persons released from places of deprivation of Liberty» such a form of preventive influence as the announcement of an official warning (warning) about the inadmissibility of actions that create conditions

for committing offenses, or the inadmissibility of continuing anti-social behavior and further detailing the procedure for its application in the departmental act.

KEYWORDS: administrative supervision, for persons released from places of deprivation of liberty, prevention of offenses, official warning, control, recidivism.

FOR CITATION: Beketov O. I., Bokova I. B. Implementation by the internal affairs bodies of administrative supervision over persons released from places of deprivation of liberty: issues of law enforcement // Scientific portal of the Russia Ministry of the Interior. 2021. № 3 (55). P. 57-63 (in Russ.).

В настоящее время в Российской Федерации в соответствии с положениями Федерального закона от 6 апреля 2011 г. № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» (далее - Закон о надзоре)1 органами внутренних дел (полицией) осуществляется административный надзор за лицами, освободившимися из мест лишения свободы.

В соответствии с ч. 2 ст. 8 Закона о надзоре ведомственным правовым актом, регламентирующим порядок осуществления административного надзора за лицами, освобожденными из мест лишения свободы, в том числе полномочия сотрудников различных служб и подразделений, а также требования и порядок ведения документации в данной сфере, является приказ МВД России от 8 июля 2011 г. № 818 «О порядке осуществления административного надзора за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» (далее - Порядок)2.

Для активизации профилактического воздействия на отклоняющееся поведение различных категорий граждан, в том числе освободившихся из исправительных учреждений, через пять лет после вступления в силу Закона о надзоре был принят Федеральный закон от 23 июня 2016 г. № 182-ФЗ «Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации» (далее - Закон о профилактике)3.

Указанный нормативный правовой акт установил правовую и организационную основы системы профилактики правонарушений, общие правила ее функционирования, основные принципы, направления, виды профилактики правонарушений и формы профилактического воздействия, полномочия, права и обязанно-

1 См.: Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы : Федер. закон от 6 апр. 2011 г. № 64-ФЗ // СПС КонсультантПлюс.

2 См.: О порядке осуществления административного надзора за лицами, освобожденными из мест лишения свободы : приказ МВД России от 8 июля 2011 г. № 818 // СПС КонсультантПлюс.

3 См.: Об основах системы профилактики правонару-

шений в Российской Федерации: Федер. закон от 23 июня 2016 г. № 182-ФЗ // СПС КонсультантПлюс.

сти субъектов профилактики правонарушений и лиц, участвующих в профилактике правонарушений, и в итоге позволил скоординировать усилия в данном направлении всех субъектов профилактики (федеральных и региональных государственных органов, органов местного самоуправления).

Данным законом определены следующие формы профилактического воздействия: правовое просвещение и правовое информирование; профилактическая беседа; объявление официального предостережения (предостережения) о недопустимости действий, создающих условия для совершения правонарушений, либо недопустимости продолжения антиобщественного поведения; профилактический учет; внесение представления об устранении причин и условий, способствующих совершению правонарушения; профилактический надзор; социальная адаптация; ресоциализация; социальная реабилитация; помощь лицам, пострадавшим от правонарушений или подверженным риску стать таковыми.

Согласно сведениям ФКУ «ГИАЦ МВД России» на территории Российской Федерации в течение последних пяти лет наблюдается тенденция увеличения количества лиц, освободившихся из мест лишения свободы, в отношении которых установлен административный надзор (в 2016 г. - 100 270, 2017 г. - 106 106, 2018 г. - 110 547, 2019 г. - 113 172, 2020 г. - 116 120).

Аналогичная тенденция видна, если проследить количество уголовных дел и дел об административных правонарушениях, возбужденных в отношении данной категории лиц (уголовных дел: 2016 г. - 20 852, 2017 г. - 22 961, 2018 г. -24 549, 2019 г. - 25 485, 2020 г. - 25 942, дел об административных правонарушениях: 2016 г. -376 886, 2017 г. - 390 729, 2018 г. - 413 278, 2019 г. - 425 774, 2020 г. - 441 743)4.

4 См.: Статистическая отчетность по России. Сведения о результатах работы территориальных органов МВД России по осуществлению административного надзора с 2016 г. по 2020 г.: Форма 518 «Надзор» / Центр статистической информации ФКУ «ГИАЦ МВД России». URL : http: // 10.5.0.16/csi (дата обращения : 26.04.2021).

Вместе с тем в общем количестве преступлений и административных правонарушений, совершенных поднадзорными лицами, также увеличивается и доля противоправных деяний, связанных с неисполнением административных ограничений и невыполнением обязанностей, устанавливаемых при административном надзоре (за уклонение от административного надзора или неоднократное несоблюдение установленных судом ограничения или ограничений (ст. 314.1 УК РФ): 2016 г. - 7 028, или 33,7 %, 2017 г. - 8 035, или 34,9 %, 2018 г. - 9 655, или 39,3 %, 2019 г. - 10 605, или 41,6 %, 2020 г. -10 960, или 42,2 %, за несоблюдение административных ограничений и невыполнение обязанностей, устанавливаемых при административном надзоре (ст. 19.24 КоАП РФ): 2016 г. - 234 216, или 62,1 %, 2017 г. - 251 057, или 64,2 %, 2018 г. -267 083, или 64,6 %, 2019 г. - 282 755, или 66,4 %, 2020 г. - 289 482, или 65,5 %).

В соответствии с законом целями административного надзора, устанавливаемого за лицами, освобожденными из мест лишения свободы, определены профилактика совершения данной категорией лиц новых противоправных деяний и оказание на них индивидуального профилактического воздействия в целях защиты государственных и общественных интересов. Проведенный анализ свидетельствует о том, что заявленные профилактические цели административного надзора достигаются не всегда.

В. И. Майоров и Я. Л. Ванюшин акцентируют внимание на том, что «одно из ключевых мест в системе противодействия рецидивной преступности занимает институт административного надзора за лицами, освобожденными из мест лишения свободы. Под административным надзором понимается, во-первых, система правовых и организационных мер, принимаемых государством в целях профилактики повторной преступности среди лиц, отбывших уголовное наказание в местах лишения свободы. Во-вторых, это деятельность государства в лице органов внутренних дел, осуществляющих проверку соблюдения специальных административных правил лицами, освобожденными из мест лишения свободы» [1, с. 143].

В ходе проведенного исследования авторами изучалась правоприменительная практика осуществления сотрудниками органов внутренних дел административного надзора за лицами, освобожденными из мест лишения свободы, воз-

никающие при этом проблемные вопросы и недостатки, в том числе были опрошены более 70 сотрудников полиции ГУ МВД России по Красноярскому краю, ГУ МВД России по Новосибирской области, УМВД России по Вологодской области, УМВД России по Кемеровской области, УМВД России по Омской области, УМВД России по Томской области, УМВД России по Тюменской области.

Развитие системы профилактики рецидивной преступности и правового института административного надзора как основной формы оказания индивидуально-профилактического воздействия полиции на лиц, ранее имевших криминальный опыт, - одно из приоритетных направлений служебной деятельности сотрудников органов внутренних дел (полиции). При этом одними из причин продолжения поднадзорной категорией противоправного поведения являются допускаемые сотрудниками полиции нарушения при осуществлении индивидуальной профилактической работы и оформлении ее результатов.

В служебной деятельности сотрудников полиции усматривается формальный подход к осуществлению административного надзора и составление шаблонных документов при реальном отсутствии проводимых контрольных мероприятий.

Например, сведения в рапортах участковых уполномоченных полиции, составляемых во исполнение требований п. 8.2 Порядка, ограничиваются лишь изменением даты проведенной проверки, а сам служебный документ сводится к констатации факта проверки по месту жительства или пребывания, при этом не исследуются сведения о личности, источниках дохода, склонности к противоправным действиям, не всегда проводятся беседы с родственниками поднадзорного и его соседями, что в конечном счете отражается на эффективности профилактической работы.

Согласимся с мнением А. В. Куяновой и А. Е. Юрицина, которые указали, что «Федеральный закон „Об административном надзоре..." возложил на органы внутренних дел обязанность по осуществлению административного надзора, в то время как количество должностных лиц, служащих в подразделениях по организации и осуществлению административного надзора, минимально. Поэтому реализация функции по осуществлению административного надзора за

лицами, освобожденными из мест лишения свободы, в основном возложена на участковых уполномоченных, которые и без этого чрезвычайно перегружены» [2, с. 36].

Необходимо признать правоту О. А. Елисеевой и В. А. Звягина утверждающих, что «для полноценного контроля за этими лицами одного посещения в месяц откровенно мало, а улучшить контроль участковый уполномоченный часто не в состоянии вследствие загруженности массой других обязанностей. Фактически такой контроль становится формальным и существует лишь на бумаге, а преступник может совершить преступление в любое время» [3, с. 43].

Вместе с тем полагаем, что причина этого кроется не только в недобросовестном отношении сотрудников полиции, осуществляющих административный надзор, к своим обязанностям, и их загруженности, но и в отрицательной корреляции Закона о надзоре и Закона о профилактике.

Так, принятие Закона о профилактике ввело такую форму профилактического воздействия, как профилактический надзор5. Данный надзор «состоит в наблюдении за поведением лица, состоящего на профилактическом учете, и соблюдением им ограничений, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации»6. При этом введение этой формы не повлекло изменений в Законе о надзоре, в соответствии с которым «административный надзор - осуществляемое органами внутренних дел наблюдение за соблюдением лицом, освобожденным из мест лишения свободы, установленных судом в соответствии с настоящим Федеральным законом временных ограничений его прав и свобод, а также за выполнением им обязанностей, предусмотренных настоящим Федеральным законом»7.

Таким образом, осуществление административного надзора включает в себя проверку соблюдения административных ограничений и выполнение обязанностей поднадзорным лицом, но не требует наблюдения за его поведением.

Данную пробельность частично заполняет п. 8.2 Порядка, в котором участковому уполно-

5 См.: Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации : Федер. закон от 23 июня 2016 г. № 182-ФЗ, ст. 23 // СПС КонсультантПлюс.

6 См.: Там же.

7 См.: Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы : Федер. закона от 6 апр. 2011 г. № 64-ФЗ, ст. 1, п. 1 // СПС КонсультантПлюс.

моченному полиции предписывается «осуществлять наблюдение за поднадзорными лицами», однако докладывать рапортом начальнику территориального органа он должен только «о соблюдении ими установленных судом административных ограничений и выполнении возложенных на них Федеральным законом обязанностей, возможности совершения ими преступлений и иных правонарушений, в том числе связанных с уклонением от административного надзора».

Несомненно, отсутствие правового закрепления в Законе о надзоре комплекса мероприятий, связанных с наблюдением за поведением поднадзорного лица, являющегося неотъемлемой частью профилактического надзора, негативно сказывается на его эффективности.

В связи с этим представляется, что содержание административного надзора должно включать опрос окружения поднадзорного лица (родственников и соседей), сбор сведений о его личности по месту работы и (или) учебы, об источниках дохода, его склонности к противоправным действиям, тем более что в абз. 2 п. 8.3 Порядка предусматривается внесение указанной информации в анкеты и листы учета профилактических мероприятий.

Считаем, что имеющиеся правовые средства воздействия на данную категорию лиц при осуществлении административных процедур в рамках административного надзора не должны ограничиваться лишь контролем за соблюдением поднадзорными лицами установленных административных ограничений и имеющихся обязанностей, а также привлечением к ответственности в случае их нарушения.

Так, в соответствии с положениями ч. 2 ст. 17 Закона о профилактике к компетенции органов внутренних дел отнесены: профилактическая беседа; объявление официального предостережения (предостережения) о недопустимости действий, создающих условия для совершения правонарушений, либо недопустимости продолжения антиобщественного поведения; профилактический учет; внесение представления об устранении причин и условий, способствующих совершению правонарушения; профилактический надзор.

При этом, несмотря на активную работу по совершенствованию действующего законодательства в сфере осуществления административного надзора за лицами, освобожденными из

мест лишения свободы, комплекса мероприятий по полноценному возвращению и приспособлению данной категории лиц к правопослушной жизни в обществе, недопущению повторного совершения преступлений, а также административных правонарушений и иных антиобщественных поступков, в системе МВД России с момента принятия указанного закона довольно продолжительное время отсутствовал ведомственный нормативный акт, регламентирующий порядок применения такой формы профилактического воздействия, как объявление официального предостережения (предостережения) о недопустимости действий, создающих условия для совершения правонарушений, либо недопустимости продолжения антиобщественного поведения (далее - официальное предостережение).

4 марта 2020 г. издан приказ МВД России № 119 «О некоторых вопросах объявления органами внутренних дел Российской Федерации официального предостережения (предостережения) о недопустимости действий, создающих условия для совершения преступлений, административных правонарушений, разрешение которых отнесено к компетенции полиции, либо недопустимости продолжения антиобщественного поведения»8 (далее - Приказ), который утвердил порядок объявления официального предостережения, его форму и перечень категорий должностных лиц полиции, наделенных полномочиями по его объявлению.

Данную индивидуально-профилактическую меру необходимо применять в случае отсутствия правовых оснований для привлечения лица к уголовной или административной ответственности.

В перечень сотрудников полиции, уполномоченных объявлять официальное предостережение, вошли следующие должностные лица, которые в соответствии с Порядком осуществляют административный надзор за лицами, освобожденными из мест лишения свободы, или участвуют в его проведении:

сотрудники подразделений по осуществлению административного надзора;

участковые уполномоченные полиции;

8 См.: О некоторых вопросах объявления органами внутренних дел Российской Федерации официального предостережения (предостережения) о недопустимости действий, создающих условия для совершения преступлений, административных правонарушений, разрешение которых отнесено к компетенции полиции, либо недопустимости продолжения антиобщественного поведения : приказ МВД России от 4 марта 2020 г. № 119 // СПС КонсультантПлюс.

сотрудники строевых подразделений патрульно-постовой службы полиции;

сотрудники строевых подразделений дорож-но-патрульной службы ГИБДД;

сотрудники подразделений, уполномоченных осуществлять оперативно-разыскную деятельность;

сотрудники дежурных частей; сотрудники линейных управлений на железнодорожном, водном и воздушном транспорте (строевые подразделения патрульно-постовой службы полиции, подразделения, уполномоченные осуществлять оперативно-розыскную деятельность, сотрудники дежурных частей).

Вместе с тем более 90 % опрошенных в ходе исследования респондентов о данной форме профилактического воздействия просто не знают и не применяют ее в своей служебной деятельности при осуществлении или участии в проведении административного надзора за лицами, освобожденными из мест лишения свободы, а после соответствующего разъяснения также затруднились ответить на вопрос: «В каких случаях необходимо ее применять?».

Указанная форма профилактического воздействия не нашла своего отражения ни в Законе о надзоре, ни в Порядке, основания ее применения в отношении лиц, состоящих под административным надзором, не определены ни в одном из данных актов и для сотрудников полиции не всегда понятны, в связи с чем официальное предостережение практически не объявляется.

Полагаем, что сотрудникам полиции в отношении поднадзорных лиц официальное предостережение необходимо объявлять, например, в следующих случаях:

1. В целях исключения факторов, создающих возможность совершения лицом, состоящим под административным надзором, преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 314.1 УК РФ (самовольное оставление поднадзорным лицом места жительства, пребывания или фактического нахождения, совершенное в целях уклонения от административного надзора), при перемене им места жительства (пребывания) и (или) получении разрешения органа внутренних дел на выезд за установленные судом пределы территории.

2. В целях исключения условий для совершения преступления, предусмотренного ч. 2 ст. 314.1 УК РФ, при привлечении лица, состоя-

щего под административным надзором, к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 19.24 КоАП РФ. В данной ситуации увеличивается вероятность совершения поднадзорным лицом такого же повторного административного правонарушения, которое в условиях сопряженности с совершением правонарушения, посягающего на общественный порядок и общественную безопасность, либо правонарушения, посягающего на здоровье, санитарно-эпидемиологическое благополучие населения и общественную нравственность, либо правонарушения, предусмотренного ч. 7 ст. 11.5, либо ст. 11.9, либо ст. 12.8, либо ст. 12.26 КоАП РФ, образует состав указанного преступления.

Подводя итог, можно сказать, что предлагаемые изменения действующего законодательства в сфере осуществления административно-

го надзора за лицами, освобожденными из мест лишения свободы, на наш взгляд, могут повлечь увеличение нагрузки на сотрудников полиции. Но при этом, если мы хотим добиться не формального осуществления надзора, а действительно эффективного профилактического воздействия на поведение поднадзорных лиц, требуется серьезное изменение действующего законодательства в данной области.

Считаем, что для оказания положительного воздействия на профилактику совершения повторных противоправных деяний данной категорией лиц правовые средства воздействия на лиц, освобожденных из мест лишения свободы, состоящих под административным надзором, должны быть расширены и не ограничены лишь наблюдением за соблюдением ими установленных административных ограничений, выполнением имеющихся обязанностей и привлечением к ответственности за их несоблюдение.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОМ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Майоров В. И., Ванюшин Я. Л. Об административном надзоре как мере административного предупреждения рецидивной преступности // Актуальные проблемы административного и административно-процессуального права : сб. статей по материалам ежегодной всероссийской науч.-практ. конференции (Сорокинские чтения), посвященной 70-летию д-ра юрид. наук, проф., заслуженного деятеля науки Российской Федерации, засл. юриста Российской Федерации Юрия Ефремовича Аврутина: в 3 ч. / под ред. Ю. Е. Аврутина, А. И. Каплунова. 2017. С. 142-149.

2. Куянова А. В., Юрицин А. Е. Актуальные проблемы осуществления административного надзора за лицами, освобожденными из мест лишения свободы, участковыми уполномоченными полиции // Актуальные проблемы борьбы с преступлениями и иными правонарушениями. 2014. № 14-3. С. 34-37.

3. Елисеева О. А., Звягин В. А. Некоторые проблемы административного надзора // Правовестник. 2018. № 8 (10). С 40-43.

REFERENCES

2. Kuyanova A. V., Yuricin A. E. Aktual'ny'e problemy' bor'by' s prestupleniyami i iny'mi pravonarusheniyami (Actual problems of combating crimes and other offenses), 2014, No. 14-3, pp. 34-37.

3. Eliseeva O. A., Zvyagin V. A. Pravovestnik (Lawyer), 2018, No. 8 (10), pp. 40-43.

Рукопись поступила в редакцию 07.05.2021, принята к публикации 06.08.2021.

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРАХ

Олег Иванович Бекетов, доктор юридических наук, профессор, начальник кафедры административного права и административной деятельности органов внутренних дел федерального государственного казенного образовательного учреждения высшего образования «Омская академия Министерства внутренних дел Российской Федерации» (Российская Федерация, 644092, г. Омск, пр. Комарова, д. 7)

ORCID ID: 0000-0003-3965-9219 E-mail: ol_beketov@mail.ru Тел.: 89139686907

1. Majorov V. I., Vanyushin Ya. L. Aktual'ny'e problemy' administrativnogo i administrativno-processual'nogo prava. Sbornikstatej po materialam ezhegodnoj vserossijskoj nauch-no-prakticheskoj konferencii (Sorokinskie chteniya), posvy-ashhyonnoj 70-letiyu doktora yuridicheskix nauk, professora, zasluzhennogo deyatelya nauki Rossijskoj Federacii, zasluz-hennogo yurista Rossijskoj Federacii Avrutina Yuriya Efremovi-cha: v 3-x chastyax. Pod redakciej Yu.E. Avrutina, A.I. Kaplu-nova (Actual problems of administrative and administrative procedural law: a collection of articles based on the materials of the annual All-Russian Scientific and Practical conference (Sorokinsky readings), dedicated to the 70th anniversary of Dr. sciences, prof., honored worker of science of the Russian Federation, honored. lawyer of the Russian Federation Yuri Efre-movich Avrutin: in 3 hours / ed. Yu. E. Avrutina, A. I. Kaplunova), 2017, pp. 142-149.

Ирина Борисовна Бокова, преподаватель кафедры административного права и административной деятельности органов внутренних дел федерального государственного казенного образовательного учреждения высшего образования «Омская академия Министерства внутренних дел Российской Федерации» (Российская Федерация, 644092, г. Омск, пр. Комарова, д. 7) ORCID ID: 0000-0002-8491-8913 E-mail: airen1@mail.ru Тел.: +79831169586

INFORMATION ABOUT THE AUTHORS

Oleg I. Beketov, Doctor of Juridical Sciences, Professor, head of the Department of administrative law and administrative activity of internal Affairs bodies of the Federal state educational

institution of higher education «Omsk Academy of the Ministry of internal Affairs of the Russian Federation» (the Russian Federation, 644092, Omsk, Komarova Ave., 7) ORCID ID: 0000-0003-3965-9219 E-mail: ol_beketov@mail.ru Tel.: +79139686907

Irina B. Bokova, Lecturer of the Department of administrative law and administrative activity of internal affairs bodies of the Federal state educational institution of higher education «Omsk Academy of the Ministry of internal Affairs of the Russian Federation» (the Russian Federation, 644092, Omsk, Komarova Ave., 7)

ORCID ID: 0000-0002-8491-8913

E-mail: airen1@mail.ru

Tel.: +79831169586

ВКЛАД СОАВТОРОВ

Оба автора внесли равный вклад в работу как на этапе проведения исследования, так и в ходе написания статьи.

AUTHORS' CONTRIBUTION

Both authors made an equal contribution to the work, both during the research phase and during the writing of the article.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.