Научная статья на тему 'О ПРАКТИКЕ ВЫЯВЛЕНИЯ И ПОСТАНОВКИ ОРГАНАМИ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ НА УЧЕТ ЛИЦ, ПОДПАДАЮЩИХ ПОД ДЕЙСТВИЕ АДМИНИСТРАТИВНОГО НАДЗОРА'

О ПРАКТИКЕ ВЫЯВЛЕНИЯ И ПОСТАНОВКИ ОРГАНАМИ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ НА УЧЕТ ЛИЦ, ПОДПАДАЮЩИХ ПОД ДЕЙСТВИЕ АДМИНИСТРАТИВНОГО НАДЗОРА Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
383
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АДМИНИСТРАТИВНЫЙ НАДЗОР / КОНТРОЛЬ / ОСУЖДЕННЫЙ / ПРОФИЛАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА / ПРАВОНАРУШЕНИЕ / ПОДНАДЗОРНОЕ ЛИЦО

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Моргунов Денис Михайлович, Можаев Сергей Александрович

Статья посвящена практике выявления и постановки сотрудниками ОВД на учет лиц, подпадающих под действие административного надзора, на примере территориальных органов МВД России на районном уровне Воронежской области и исправительных учреждений ФСИН России. В работе проведен анализ отдельных направлений деятельности по осуществлению административного надзора, освещены имеющиеся проблемы правоприменительного характера и возможные пути их решения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Моргунов Денис Михайлович, Можаев Сергей Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ABOUT THE PRACTICE OF DETECTION AND SETTING INTERNAL AFFAIRS TO REGISTRATION OF PERSONS SUBJECT TO ADMINISTRATIVE SUPERVISION

The article is devoted to the practice of identifying and registering persons subject to administrative supervision by police officers, using the example of the territorial bodies of the Ministry of Internal Affairs of Russia at the district level of the Voronezh region and correctional institutions of the Federal Penitentiary Service of Russia. The paper analyzes individual areas of activity for the implementation of administrative supervision, highlights the existing problems of a law enforcement nature and possible ways to solve them.

Текст научной работы на тему «О ПРАКТИКЕ ВЫЯВЛЕНИЯ И ПОСТАНОВКИ ОРГАНАМИ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ НА УЧЕТ ЛИЦ, ПОДПАДАЮЩИХ ПОД ДЕЙСТВИЕ АДМИНИСТРАТИВНОГО НАДЗОРА»

Д. М. Моргунов С. А. Можаев

О ПРАКТИКЕ ВЫЯВЛЕНИЯ И ПОСТАНОВКИ ОРГАНАМИ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ НА УЧЕТ ЛИЦ, ПОДПАДАЮЩИХ ПОД ДЕЙСТВИЕ АДМИНИСТРАТИВНОГО НАДЗОРА

ABOUT THE PRACTICE OF DETECTION AND SETTING INTERNAL AFFAIRS TO REGISTRATION OF PERSONS SUBJECT TO ADMINISTRATIVE SUPERVISION

Статья посвящена практике выявления и постановки сотрудниками ОВД на учет лиц, подпадающих под действие административного надзора, на примере территориальных органов МВД России на районном уровне Воронежской области и исправительных учреждений ФСИН России.

В работе проведен анализ отдельных направлений деятельности по осуществлению админист ра-тивного надзора, освещены имеющиеся проблемы правоприменительного характера и возможные пути их решения.

The article is devoted to the practice of identifying and registering persons subject to administrative supervision by police officers, using the example of the territorial bodies of the Ministry of Internal Affairs of Russia at the district level of the Voronezh region and correctional institutions of the Federal Penitentiary Service of Russia.

The paper analyzes individual areas of activity for the implementation of administrative supervision, highlights the existing problems of a law enforcement nature and possible ways to solve them.

Ежегодно на территорию Воронежской области из мест лишения свободы освобождаются около полутора тысяч лиц, четверть из которых по формальным основаниям подпадает под действие административного надзора.

Федеральный закон от 06.04.2011 № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» [1] не содержит понятия «лицо, подпадающее под действие административного надзора». По мнению Е. А. Супониной, это лицо, в отношении которого формально действуют законные основания для установления административного надзора [2].

Анализируя положения закона, целесообразно отметить, что для установления административного надзора необходимо наличие определенных условий, которые можно разделить на две группы, в частности:

- достижение лицом, в отношении которого устанавливается административный надзор возраста совершеннолетия;

- наличие у лица непогашенной либо неснятой судимости за преступления определенных категорий (тяжкого или особо тяжкого, при рецидиве преступлений, умышленного преступления в отношении несовершеннолетнего, а также двух и более преступлений некоторых составов (ч. 1 ст. 228, ст. 228.3, ч. 1 ст. 231, ч. 1 ст. 234.1

УК РФ) в сфере незаконного оборота наркотиков), за совершение которых данное лицо отбывает либо отбыло наказание в виде лишения свободы.

Ко второй группе следует отнести следующие условия:

- злостное нарушение лицом порядка отбывания наказания в период нахождения в местах лишения свободы (в случае установления административного надзора по инициативе исправительного учреждения ФСИН России);

- совершение в течение года двух и более административных правонарушений, предусмотренных главами 6 (только посягающие на здоровье населения и общественную нравственность), 19, 20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях [3], а также некоторыми статьями за правонарушения в сфере дорожного движения (ст. ст. 12.8, 12.26 КоАП РФ) и на транспорте (ч. 7 ст. 11.5, ст. 11.9 КоАП РФ).

Исходя из проведенного анализа, основания, необходимые для установления административного надзора целесообразно условно определить как основные и дополнительные, при этом к основным следует отнести условия, указанные в первой группе, а к дополнительным — во второй.

Наличия одних лишь основных условий недостаточно для установления административного надзора (за исключением случаев установления

административного надзора в обязательном порядке), требуется наступление еще и дополнительных, в связи с чем целесообразно сделать вывод, что лицо, подпадающее под административный надзор — это лицо, у которого уже имеются основные условия для установления надзора, но отсутствуют дополнительные.

Лица, подпадающие под административный надзор, в соответствии с Инструкцией по исполнению участковым уполномоченным полиции служебных обязанностей на обслуживаемом административном участке, утвержденной приказом МВД России от 29 марта 2019 г. № 205 [4], подлежат профилактическому учету участковых уполномоченных полиции.

Основанием для проведения индивидуальной профилактической работы с лицами указанной категории является информация об их освобождении из мест лишения свободы, которая получается в виде соответствующих писем-сообщений из исправительных учреждений территориальных органов ФСИН России, направляемых за 30 дней до окончания срока отбывания наказания. При этом участковый уполномоченный полиции должен посещать указанных лиц по месту их жительства или пребывания не реже одного раза в месяц. Профилактическая работа с данными лицами проводится до погашения (снятия) судимости либо установления административного надзора.

Согласно Наставлению по организации службы участковых уполномоченных полиции, утвержденному приказом МВД России от 29 марта 2019 года № 205, иным источником получения информации о лицах, формально подпадающих под административный надзор, является ежемесячный запрос сведений из информационного центра территориального органа МВД России на региональном уровне руководителем подразделения участковых уполномоченных полиции.

Проведенный анализ показывает, что на протяжении 2018—2021 гг. количество лиц, состоящих на учетах органов внутренних дел Воронежской области в качестве лиц, формально подпадающих под действие административного надзора, оставалось практически неизменным (2018 г. — 1264, 2019 г. — 1225, 2020 г. — 1356, 2021 г. — 1339).

Значительное снижение указанной категории лиц произошло в 2018 году (на 17,6%, или на 270 лиц (с 1534 до 1264)) в связи с изменениями, внесенными 28.05.2017 Федеральным законом № 102-ФЗ в ч. 2 ст. 3 Федерального закона от 06.04.2011 № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы», в части расширения перечня категорий лиц, подлежащих установлению административного надзора в обязательном порядке.

Основной массив лиц указанной категории составляют лица, отбывшие наказания за совер-

шение тяжких и особо тяжких преступлений — 90,8%, а также за совершение преступлений при рецидиве преступлений — 9,2%.

Одним из условий подготовки материалов на установление административного надзора является предварительное изучение сотрудниками полиции текстов обвинительных приговоров в отношении лиц, освободившихся из мест лишения свободы, на предмет выявления в их деяниях как простого, так и опасного или особо опасного рецидива [5].

В целях оперативного получения указанной информации на территории Воронежской области выработана практика изучения указанных приговоров в онлайн режиме, путем их просмотра на официальных интернет-сайтах районных (городских либо субъектов РФ) судов. Для этого сотрудниками полиции на сайтах судов осуществляется вход во вкладку «Судебное делопроизводство», далее через подвкладку «Поиск» в графе «Участник» указывается ФИО осужденного и вид производства. На основании полученной информации о наличии либо отсутствии рецидива принимается решение о целесообразности подготовки официальных запросов в суды на истребование приговоров.

Кроме того, в регионе сформирована практика осуществления проверок лиц, освобождающихся из мест лишения свободы, по журналу модуля «Административный надзор» СОООП ИСОД МВД России на предмет нахождения их в числе лиц, формально подпадающих под административный надзор в иных территориальных органах МВД России, а также с целью получения информации о том, находились ли ранее данные лица под административным надзором, для установления обстоятельств установления им административного надзора повторно в обязательном порядке, который предусмотрен Федеральным законом в отношении лиц наиболее социально опасных категорий (имеющих непогашенную либо неснятую судимость за совершение преступлений против половой свободы и половой неприкосновенности несовершеннолетнего, при опасном, особо опасном рецидиве преступлений, тяжкого или особо тяжкого преступления ряда статей УК РФ (за преступления против жизни и здоровья, семьи и несовершеннолетних, общественной безопасности, основ конституционного строя и безопасности государства, правосудия, порядка управления, мира и безопасности человечества), совершение в период срока надзора преступления, за которое лицо осуждено к лишению свободы) [6] и исключает наличие дополнительных условий для установления надзора.

Актуальность проведения данной работы обусловлена тем, что в ряде случаев у исправительных учреждений территориальных органов ФСИН России объективно не имеется возможности инициировать установление административ-

ного надзора перечисленным категориям осужденных ввиду наличия у них непродолжительных сроков лишения свободы, за временной период которых установить надзор не представлялось возможным.

Данный вывод обусловлен изучением судебной практики. В частности, в соответствии с приговором Инжавинского районного суда Тамбовской области по делу № 1-15/2021 от 09.03.2021 гражданину Л., состоящему под административным надзором, за совершение преступления, связанного с неоднократным несоблюдением установленных ограничений (ч. 2 ст. 314.1 УК РФ), назначено наказание в виде 6 месяцев исправительных работ [7]. При этом 20.05.2021 постановлением указанного суда данный вид наказания гражданину Л. заменен на 2 месяца лишения свободы с отбыванием наказания в КП № 10 ФСИН России по Воронежской области (дело № 4/17-26/2021) [8]. Освободился данный гражданин по отбытии наказания без административного надзора.

Помимо вышеперечисленных мероприятий существует порядок выявления фактов проживания лиц, подпадающих под надзор, при осуществлении отработки жилого сектора силами участковых уполномоченных полиции, согласно которому при установлении адресов фактического пребывания (проживания) лиц указанных категорий в иных районах, городах (субъектах РФ) незамедлительно в письменной форме информируются об этом соответствующие территориальные органы МВД России.

Также ГУ МВД России по Воронежской области предусмотрена форма промежуточного контроля (в безвыездном режиме) за деятельностью территориальных органов в части своевременности подготовки ими материалов в суды на установление административного надзора.

В этих целях используется вкладка «Аналитика» модуля «Административный надзор» СОООП ИСОД МВД России, позволяющая выгрузить сведения о лицах, формально подпадающих под административный надзор, привлеченных к административной ответственности по статьям КоАП РФ, являющимся дополнительным основанием для установления административного надзора.

Однако в практической деятельности сотрудников органов внутренних дел возникает ряд проблемных вопросов, касающихся выявления и постановки на профилактический учет лиц, подпадающих под действие административного надзора.

Так, в ряде случаев осужденными при освобождении из мест лишения свободы избираются адреса, которые фактически не существуют либо не являются пригодными для проживания (разрушенное, сгоревшее домовладение и т. д.).

При этом предварительные ответы о невозможности проживания данных лиц по указанным

адресам (в ряде случаев с фотоизображениями отсутствия домов), направляемые органами внутренних дел в исправительные учреждения территориальных органов ФСИН России, не дают оснований для запрета осужденным избирать ранее заявленные ими адреса проживания [9].

Впоследствии указанные обстоятельства препятствуют своевременной постановке освобождающихся лиц на учеты органов внутренних дел, в том числе в качестве формально подпадающих под действие административного надзора.

Вместе с тем действующее законодательство не обязывает освобождаемое без установленных запретов и ограничений лицо из мест лишения свободы прибывать к ранее заявленному им месту жительства (пребывания). Таким образом, указывая в исправительном учреждение ФСИН первоначально один адрес проживания, осужденный при освобождении может прибывать к другому месту жительства (например, в другой район, город или иной субъект РФ). Вследствие этого установить точное место проживания (пребывания) освободившихся лиц становится затруднительным, что препятствует полноте их учета (списочного либо профилактического).

Одним из эффективных методов выявления лиц, подпадающих под действие административного надзора, является запрос сведений территориальными органами МВД России на региональном уровне из исправительных учреждений ФСИН России. Однако данная работа эффективна только в рамках взаимодействия территориальных органов МВД и ФСИН России на региональном уровне в пределах одного субъекта РФ, так как запрашивать сведения об освободившихся на обслуживаемые территории лицах из учреждений ФСИН всех субъектов РФ крайне затруднительно. В общей сложности необходимо подготовить и направить в территориальные учреждения ФСИН регионов России не менее 80 запросов, при этом ответы на большинство из них поступят через 3 -4 месяца (с учетом проведения работы по формированию соответствующего списка отбывавших наказание с указанием полных данных) и, как следствие, могут утратить свою актуальность (за указанный период времени ряд освободившихся лиц изменят адрес проживания или повторно будут осуждены к лишению свободы).

В целях повышения эффективности работы в данном направлении целесообразно обеспечить интеграцию информационно-справочных учетов ФСИН России с модулем «Административный надзор» СОООП ИСОД МВД России в части автоматического уведомления пользователей модуля об установочных данных лиц (ФИО, год рождения), освобождающихся из исправительных учреждений ФСИН по месту жительства

(или регистрации) до их осуждения, а также по избранному ими адресу проживания по окончании срока отбытия наказания.

Кроме того, вызывает сомнение эффективность проводимой индивидуальной профилактической работы с лицами, формально подпадающими под административный надзор. Правоотношения в указанной сфере регулируются только внутриведомственным приказом (от 29.03.2019 № 205), согласно положениям которого деятельность в данном направлении осуществляется только участковыми уполномоченными полиции и сводится лишь к ежемесячному посещению указанных подучетных по месту жительства или пребывания, в рамках которого возможно применить только такие формы профилактического воздействия, как правовое информирование и профилактическая беседа. Учитывая, что основной целью индивидуальной профилактики является недопущение совершения противоправных деяний, вышеуказанные формы не могут в должной мере обеспечивать достижение данной цели и, в отличие от административного надзора, где существенная профилактическая составляющая — это административные ограничения и наличие ответственности за их несоблюдение, являются малоэффективными при применении к такой социально опасной категории граждан, как лица, формально подпадающие под действие административного надзора.

Наставлением, утвержденным приказом МВД России от 29.03.2019 № 205, предусмотрено ведение учетно-профилактических дел в отношении

лиц, подпадающих под административный надзор, однако порядок их ведения, перечень документов, необходимых для приобщения к указанным делам, порядок оформления результатов посещения указанных лиц по месту жительства или пребывания не определены. В результате отсутствие единого, четко определенного подхода к проведению индивидуальной профилактической работы с лицами, формально подпадающими под действие административного надзора, порядка документирования деятельности сотрудников полиции в данном направлении, закрепленных положениями нормативного правового документа, не позволяет эффективно контролировать поведение лиц указанной категории.

В целях повышения эффективности работы в данном направлении, а также разрешения обозначенных вопросов представляется целесообразным:

1. Определить нормативными правовыми актами МВД и ФСИН России порядок интеграции системы ИСОД МВД России с информационно -справочными учетами ФСИН России, предусмотрев автоматическое уведомление пользователей об установочных данных лиц, освобождающихся из исправительных учреждений ФСИН, с соблюдением требований, направленных на обеспечение информационной безопасности.

2. Определить нормативными правовыми актами МВД России порядок проведения и документирования профилактической работы с лицами, формально подпадающими под административный надзор.

ЛИТЕРАТУРА

1. Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы : федеральный закон от 06.04.2011 № 64-ФЗ // СПС «КонсультантПлюс».

2. Супонина Е. А. «Формальник» или лицо, в отношении которого формально действуют законные основания для установления административного надзора // Novainfo. — 2016. — № 53. — С. 197—205. — URL: https://novainfo.ru/artide/8292 (дата обращения: 01.02.2022).

3. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях : федеральный закон от 30.12.2001 № 195-ФЗ (в ред. от 27.12.2019, с изм. и доп., вступ. в силу с 08.01.2020) // СПС «Кон-сультантПлюс».

4. О несении службы участковым уполномоченным полиции на обслуживаемом административном участке и организации этой деятельности : приказ МВД России от 29.03.2019 № 205 // СПС «КонсультантПлюс».

5. О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об административном

надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы : постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 16.05.2017 № 15 // СПС «КонсультантПлюс».

6. Уголовный кодекс Российской Федерации : федеральный закон от 13.06.1996 № 63-Ф3 (в ред. от 04.11 2019) // СПС «КонсультантПлюс».

7. Приговор Инжавинского районного суда Тамбовской области от 9 марта 2021 / дело № 1-15/2021 [Электронный ресурс]. — URL: http://inzhavinsky. tmb.sudrf.ru/ (дата обращения: 01.02.2022).

8. Постановление Инжавинского районного суда Тамбовской области от 20 мая 2021 / дело № 4/17-26/2021 [Электронный ресурс]. — URL: http://inzhavinsky.tmb.sudrf.ru/ (дата обращения: 01.02.2022).

9. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993, с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // СПС «Консуль-тантПлюс».

REFERENCES

1. Ob administrativnom nadzore za litsami, osvobozhdennyimi iz mest lisheniya svobodyi : fed-eralnyiy zakon ot 06.04.2011 # 64-FZ // SPS «Kon-sultantPlyus».

2. Suponina E. A. «Formalnik» ili litso, v otnoshe-nii kotorogo formalno deystvuyut zakonnyie osnovani-ya dlya ustanovleniya administrativnogo nadzora // NovaInfo. — 2016. — # 53. — S. 197—205. — URL: https://novainfo.ru/article/8292 (data obrascheniya: 01.02.2022).

3. Kodeks Rossiyskoy Federatsii ob administra-tivnyih pravonarusheniyah : federalnyiy zakon ot 30.12.2001 # 195-FZ (v red. ot 27.12.2019, s izm. i dop., vstup. v silu s 08.01.2020) // SPS «KonsultantPlyus».

4. O nesenii sluzhbyi uchastkovyim upolnomo-chennyim politsii na obsluzhivaemom administra-tivnom uchastke i organizatsii etoy deyatelnosti : pri-kaz MVD Rossii ot 29.03.2019 # 205 // SPS «Kon-sultantPlyus».

5. O nekotoryih voprosah, voznikayuschih pri rassmotrenii sudami del ob administrativnom nad-

zore za litsami, osvobozhdennyimi iz mest lisheniya svobodyi : postanovlenie Plenuma Verhovnogo Suda Rossiyskoy Federatsii ot 16.05.2017 # 15 // SPS «KonsultantPlyus».

6. Ugolovnyiy kodeks Rossiyskoy Federatsii : federalnyiy zakon ot 13.06.1996 # 63-FZ (v red. ot 04.11 2019) // SPS «KonsultantPlyus».

7. Prigovor Inzhavinskogo rayonnogo suda Tabovskoy oblasti ot 9 marta 2021 / delo # 1-15/2021 [Elektronnyiy resurs]. — URL: http://inzhavinsky.tmb. sudrf.ru/ (data obrascheniya: 01.02.2022).

8. Postanovlenie Inzhavinskogo rayonnogo suda Tabovskoy oblasti ot 20 maya 2021 / delo # 4/17-26/2021 [Elektronnyiy resurs]. — URL: http://inzhavinsky.tmb. sudrf.ru/ (data obrascheniya: 01.02.2022).

9. Konstitutsiya Rossiyskoy Federatsii (prinyata vsenarodnyim golosovaniem 12.12.1993, s izmeneni-yami, odobrennyimi v hode obscherossiyskogo goloso-vaniya 01.07.2020) // SPS «KonsultantPlyus».

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ

Моргунов Денис Михайлович. Преподаватель кафедры административной деятельности органов внутренних дел.

Воронежский институт МВД России. E-mail: morgunov.d2015@yandex.ru

Россия, 394000, Воронеж, просп. Патриотов, 53. Тел. 8 (473) 200-52-91.

Можаев Сергей Александрович. Старший инспектор группы организации и осуществления административного надзора отдела организации деятельности участковых уполномоченных полиции и подразделений по делам несовершеннолетних.

Главное управление МВД России по Воронежской области. E-mail: sergejmozhaev111@gmail.com

Россия, 394018, Воронеж, ул. Володарского, 39. Тел. 8 (473) 269-63-46.

Morgunov Denis Mikhailovich. Lecturer in the chair of Administrative Activity of the Internal Affairs Bodies. Voronezh Institute of the Ministry of the Interior of Russia. E-mail: morgunov.d2015@yandex.ru

Work address: Russia, 394000, Voronezh, Prospect Patriotov, 53. Tel. 8 (473) 200-52-91.

Mozhaev Sergey Alexandrovich. Senior inspector of the group for organizing and implementing administrative supervision of the department for organizing the activities of precinct police officers and units for juvenile affairs. Main Directorate of the Ministry of Internal Affairs of Russia for the Voronezh Region. E-mail: sergejmozhaev111@gmail.com

Work address: Russia, 394018, Voronezh, Volodarskogo Str., 39. Tel. 8 (473) 269-63-46.

Ключевые слова: административный надзор; контроль; осужденный; профилактическая работа; правонарушение; поднадзорное лицо.

Key words: administrative supervision; control; convicted; preventive work; offense; supervised person. УДК 342.9

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.