Научная статья на тему 'Участие студенческой молодежи во Всероссийском физкультурно-спортивном комплексе «Готов к труду и обороне» (ГТО)'

Участие студенческой молодежи во Всероссийском физкультурно-спортивном комплексе «Готов к труду и обороне» (ГТО) Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
576
81
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТУДЕНЧЕСКАЯ МОЛОДЕЖЬ / ВСЕРОССИЙСКИЙ ФИЗКУЛЬТУРНОСПОРТИВНЫЙ КОМПЛЕКС "ГОТОВ К ТРУДУ И ОБОРОНЕ" (ГТО) / КОМПЛЕКС ГТО / ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / STUDENT''S VOUNG / ALL-RUSSIAN PHVSICAL CULTURE AND SPORTS COMPLEX "READV FOR LABOUR AND DEFENSE" (RLD) / RLD COMPLEX / PHYSICAL CULTURE

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Пасовец Юлия Михайловна

Выявлены ключевые мотивы выполнения нормативов комплекса ГТО студентов Курского государственного университета на основе анкетирования. Раскрыта самооценка студентов вуза в вопросе уровня подготовленности к выполнению нормативов ГТО. Дана характеристика готовности студенческой молодежи к сдаче нормативов ГТО как потенциала дальнейшего развития программы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PARTICIPA TION OF STUDENT''S YOUNG INTO ALL-RUSSIAN PHYSICAL CULTURE AND SPORTS COMPLEX «READY FOR LABOUR AND DEFENSE» (RLD)

The key motives for fulfilling the standards of the TRP complex of students of the Kursk State Universitv based on the questionnaire are revealed. The self-assessment of the universitv students is revealed in the question of the level of preparedness for the implementation of TRP standards. The characteristic of the readiness of student vouth for passing the TRP standards as a potential for further development of the program is given.

Текст научной работы на тему «Участие студенческой молодежи во Всероссийском физкультурно-спортивном комплексе «Готов к труду и обороне» (ГТО)»

УДК 796.01

УЧАСТИЕ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ ВО ВСЕРОССИЙСКОМ ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНОМ КОМПЛЕКСЕ «ГОТОВ К ТРУДУ

И ОБОРОНЕ» (ГТО)

Ю.М. Пасовец

Выявлены ключевые мотивы выполнения нормативов комплекса ГТО студентов Курского государственного университета на основе анкетирования. Раскрыта самооценка студентов вуза в вопросе уровня подготовленности к выполнению нормативов ГТО. Дана характеристика готовности студенческой молодежи к сдаче нормативов ГТО как потенциала дальнейшего развития программы.

Ключевые слова: студенческая молодежь, Всероссийский физкультурно-спортивный комплекс «Готов к труду и обороне» (ГТО), комплекс ГТО, физическая культура.

В современных российских условиях в связи со снижением уровня физического здоровья населения в целом и молодежи в частности особую актуальность приобретает проблематика сохранения и укрепления общественного здоровья и формирования здорового поколения молодежи [1]. В этом плане реализация Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (далее - ВФСК «ГТО», или комплекс ГТО) в системе образования оказывается необходимой мерой по привлечению обучающихся к систематическим занятиям физической культурой и спортом, приобщению их к здоровому образу жизни [2].

В этом контексте востребованными оказываются исследования, позволяющие определить потенциал участия обучающейся молодежи и ее отдельных категорий (школьников, обучающихся образовательных организаций среднего профессионального и высшего образования и др.) в реализации программы ГТО, их ключевые мотивы выполнения нормативов комплекса ГТО и дополнительной подготовки к прохождению испытаний (тестов) ГТО. При этом особое внимание следует уделять анализу возможностей реализации ВФСК «ГТО» в системе высшего образования и исследованию отношения студентов вузов к программе ГТО и физкультурно-спортивной деятельности в целом [3-5]. Результаты этих исследований дают возможность организовать участие студенческой молодежи в данной программе с учетом запросов и потребностей молодых людей, что будет способствовать повышению привлекательности ВФСК «ГТО» для молодежи и в целом росту массовости физической культуры и спорта в современном российском обществе [6-8].

Рассматривая отношение студенческой молодежи к введению ВФСК «ГТО», необходимо учитывать, что концепция программы ГТО предполагает, с одной стороны, привлечение различных категорий населения, в том числе и обучающейся молодежи, к выполнению

нормативов комплекса ГТО как процедуре измерения уровня физической подготовленности граждан, так и к подготовке к сдаче этих нормативов. Последняя понимается как важный фактор приобщения населения к систематическим занятиям физической культурой и спортом, формирования здорового образа жизни.

Исходя из этого, для настоящего исследования имеют значение и характеристика включенности студенческой молодежи в программу ГТО, опыт ее участия в испытаниях (тестах) комплекса ГТО и мотивация сдачи нормативов ГТО, и анализ отношения студентов вуза к процессу дополнительной подготовки к сдаче этих нормативов.

Эмпирической базой данного исследования выступают результаты опроса студентов Курского государственного университета, проведенного нами для выявления отношения студенческой молодежи к введению Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО) в 2017 г. Количество опрошенных составило 250 чел.

Как показывают результаты проведенного опроса, около пятой части (19,2 %) студентов университета к данному моменту уже сдавали нормативы комплекса ГТО. Из них большая часть - 12,8 % от числа всех респондентов целенаправленно готовилась к процедуре сдачи этих нормативов; меньшая (6,4 % от числа всех респондентов) выполняла испытания (тесты) без специальной подготовки. Однако только пятая часть (22,0 %) студентов планируют начать целенаправленную подготовку к выполнению нормативов комплекса ГТО (табл. 1).

Таблица 1

Наличие у студентов опыта участия в выполнении нормативов комплекса ГТО и намерения сдать их

Варианты ответов %

Уже готовились и сдавали эти нормы 12,8

Уже сдавали эти нормы, но без подготовки 6,4

Будете готовиться к выполнению норм 22,0

Пока готовиться к выполнению норм не будете 27,2

Пока не знаете, будете ли готовиться к выполнению норм 29,2

Другое («освобождена по состоянию здоровья», «освобождена», «нет, нельзя», «нет») 2,4

Итого: 100,0

Более половины (56,4 %) студентов не готовы включиться в процесс подготовки к сдаче нормативов комплекса ГТО в настоящее время. Одна часть (27,2 %) из них не намерена готовиться к выполнению этих нормативов в ближайшее время; другая (29,2 %) - занимает неопределенную позицию по этому вопросу (см. табл. 1). Вместе с тем эта позиция касается настоящего времени и дополнительной подготовки к сдаче норм ГТО, которая требует систематических занятий физической культурой и спортом. В долгосрочной

перспективе большинство из этой категории студентов допускают для себя возможность сдать нормативы комплекса ГТО и соответственно принять участие в программе ГТО, не готовясь целенаправленно к выполнению нормативов комплекса ГТО.

Как видно из табл. 2, только незначительная часть (6,8 %) студентов заявляют, что не планируют сдавать нормы ГТО когда-либо, что свидетельствует об их категорическом отказе от участия в программе ГТО в ближайшей и долговременной перспективе.

Таблица 2

Цели, ради которых студенты сдавали или стали бы сдавать нормативы комплекса ГТО, в том числе без подготовки *

Варианты ответов %

Получить знак отличия (золотой, серебряный, бронзовый) 42,0

Проверить себя и свои силу, ловкость и другие физические качества 40,0

Показать наилучшие спортивные результаты 30,8

Получить материальное поощрение, в том числе повышенную стипендию 26,4

Получить позитивные эмоции 26,0

Повысить свою самооценку 22,8

Почувствовать дух соперничества, стать первым 20,4

Самоутвердиться, повысить свой авторитет среди студентов и окружающих 12,8

Получить нематериальное поощрение: почетную грамоту, кубок ректора и др. 8,4

Приобщиться к тем, кто занимается физической культурой и спортом 7,6

Следовать семейным традициям, примеру родителей, родственников, которые сдавали нормы ГТО 5,6

Следовать примеру друзей, знакомых, которые уже сдали нормы ГТО, или сдать нормативы вместе с ними 4,4

Другое -

Выполнили бы нормы ГТО без конкретной цели, просто чтобы сдать 8,0

Не планируете сдавать нормы ГТО когда-либо 6,8

Итого: 262,0

Примечание: * - допускалось отметить несколько вариантов ответа тем, кто

планирует сдавать нормы ГТО когда-либо.

Для сопоставления полученных нами данных с данными по категории обучающихся общеобразовательных организаций, организаций среднего профессионального и высшего образования обратимся к результатам всероссийского опроса населения, проведенного среди населения в возрасте 9 лет и старше в различных регионах страны (22 субъектах Российской Федерации) по заказу Министерства спорта РФ в 2014 г. под руководством П.А. Виноградова и Ю.В. Окунькова (далее -всероссийский опрос). В этом опросе объем выборки составил 2500 чел., из которых 361 респондент относится к категории обучающихся, включающей школьников (3-11-х классов), учащихся ПТУ, лицеев, техникумов, колледжей, студентов вузов. По данным всероссийского опроса, среди обучающихся доля тех, кто уже сдавал нормативы комплекса ГТО,

значительно меньше - 5,3 % (из них 3,2 % сдавали нормы ГТО с подготовкой; 2,1 % < без нее). Однако число тех, кто намерен готовиться к сдаче этих нормативов, больше и составляет третью часть всех обучающихся (34,6 %). При этом также более половины (58,0 %) обучающихся в различных образовательных организациях не планируют готовиться к выполнению нормативов ВФСК «ГТО» в ближайшее время: 20,2 % < не будут этого делать; 37,8 % < затрудняются с ответом.

Среди тех студентов КГУ, кто сдавал нормативы комплекса ГТО, большинство (75,0 % от числа сдававших нормативы комплекса ГТО) успешно прошли физические испытания (тесты) и получили тот или иной знак отличия ГТО: 41,7 % < золотой; 27,1 % < серебряный и 8,3 % < бронзовый. Между тем четвертая часть (25,0 % от числа сдававших нормативы комплекса ГТО) обучающихся вуза, участвовавших в испытаниях (тестах), не смогла их пройти, и в результате они не получили знаков отличия. Можно полагать, что эта значительная доля студентов не достигла того уровня физической подготовленности, который необходим для успешного выполнения нормативов комплекса ГТО, поэтому их следует активно привлекать к целенаправленной подготовке к сдаче этих нормативов.

Как показывают результаты нашего исследования, от студенческой молодежи можно ожидать активного и массового участия в выполнении нормативов комплекса ГТО, что требует создания необходимых условий и учета мотивации участия молодежи в этом процессе. Так, подавляющее большинство (93,2 %) студентов допускают для себя возможность выполнения нормативов комплекса ГТО (с предварительной подготовкой к сдаче норм ГТО или без нее) в ближайшее или отдаленное время. При этом практически для всех из них сдача норм ГТО связана с достижением вполне определенных целей, за исключением некоторой доли (8,0 %) тех, кто готов сдать нормативы комплекса ГТО без конкретной цели (см. табл. 2). Только незначительная часть (6,8 %) студентов заявляют, что не планируют сдавать нормы ГТО когда-либо, что свидетельствует об их категорическом отказе от участия в программе ГТО в ближайшей и долговременной перспективе.

Для основной части (42,0 %) студентов ключевым мотивом выполнения нормативов комплекса ГТО является стремление получить тот или иной знак отличия (золотой, серебряный, бронзовый). Такая же значительная (40,0 %) доля обучающихся вуза ориентированы на сдачу норм ГТО как на проверку себя и своих силы, ловкости и других физических качеств. Около трети (30,8 %) из них мотивированы на выполнение нормативов комплекса ГТО желанием показать наилучшие спортивные результаты (см. табл. 2).

Для четвертой части (26,4 %) студентов основным мотивом выполнения нормативов комплекса ГТО выступает желание получить материальное поощрение, в том числе повышенную стипендию. Для такого же числа студентов (26,0 %) таким мотивом является стремление испытать позитивные эмоции. Каждый пятый студент (20,4 %) намерен сдавать

нормы ГТО ради того, чтобы почувствовать дух соперничества, стать первым; каждый десятый из них (12,8 %) - чтобы самоутвердиться, повысить свой авторитет среди студентов и окружающих. Также около десятой части студентов (8,6 %) студентов хотели бы получить в результате сдачи этих нормативов нематериальное поощрение: почетную грамоту, кубок ректора и др.

У значительно меньшего числа студентов в качестве целей своего участия в выполнении нормативов комплекса ГТО выступают мотивы, тем или иным образом связанные с социальным окружением. Только для 7,6 % студентов таким мотивом является желание приобщиться к тем, кто занимается физической культурой и спортом; для 5,6 % < стремление следовать семейным традициям, примеру родителей, родственников, которые сдавали нормы ГТО. Лишь некоторые из студентов (4,4 %) выполнят нормативы комплекса ГТО, чтобы следовать примеру друзей, знакомых, которые уже сдали нормы ГТО, или сдать нормативы вместе с ними (см. табл. 2).

Для развития программы ГТО в стране и достижения ее целевых ориентиров, связанных с укреплением здоровья населения и привлечения его к систематическим занятиям физической культурой и спортом, особое значение имеют установки молодежи на постоянное участие в этой программе, выполнение нормативов комплекса ГТО на протяжении длительного периода своей жизни.

Между тем результаты проведенного опроса свидетельствуют о несформированности данной установки у большей части студенческой молодежи. Так, только каждый десятый (13,5 %) из числа студентов, которые планируют сдавать нормативы комплекса ГТО, ориентирован на регулярное выполнение испытаний (тестов) комплекса ГТО («будете выполнять регулярно»). Около пятой части (18,2 %) обучающихся вуза, относящихся к потенциальным участникам программы ГТО, обусловливают свое участие в ней своими возможностями («будете выполнять, пока сможете»). При этом большая часть студенческой молодежи, позитивно относящейся к участию в программе ГТО, не ориентирована на регулярную сдачу норм ГТО: 12,5 % из них заявляют, что, скорее всего, не будут регулярно выполнять эти нормы, а более половины из них (55,8 %) - не определились в этом вопросе.

Данные всероссийского опроса позволяют говорить о том, что среди всей обучающейся молодежи: школьников (3< 11-х классов), учащихся ПТУ, лицеев, техникумов, колледжей, студентов вузов - значительно больше тех, кто готов к участию в программе ГТО в долгосрочной перспективе и на регулярной основе. Так, 22,4 % из них намерены регулярно выполнять нормативы комплекса ГТО; около трети (29,4 %) -будут их сдавать по мере своих возможностей. Другая часть обучающихся либо не будут регулярно участвовать в программе ГТО (6,5 %), либо не определились в этом вопросе (41,9 %).

С учетом того, что для многих студентов главным мотивом сдачи нормативов комплекса ГТО выступает стремление получить знак отличия, важно отношение студенческой молодежи к конкретным знакам отличия ГТО, связанное с чувством гордости.

Как утверждает большинство студентов, которые планируют сдавать нормативы комплекса ГТО (62,0 %), они будут гордиться любым завоеванным знаком отличия ГТО. Этот факт является важным показателем адекватного отношения к самой программе ГТО и участию в ней, поскольку ее основные целевые ориентиры связаны с сохранением и укреплением здоровья, повышением уровня физической подготовленности, распространением здорового образа жизни среди населения. В этом контексте получение знака отличия ГТО выступает подтверждением уровня физической подготовленности человека.

Наряду с этим среди студентов есть и те, кто будет испытывать гордость только за получение золотого или серебряного знака отличия ГТО, либо - только золотого знака отличия ГТО. Их доли составляют 8,9 % и 8,3 % соответственно. При этом десятая часть (10,9 %) студентов считают, что равнодушно отнесутся к получению любого знака отличия ГТО; примерно такая же часть (9,9 %) - затрудняются ответить на этот вопрос.

Как показывают результаты всероссийского опроса, отношение обучающихся общеобразовательных учреждений, организаций среднего профессионального и высшего образования к получению знаков отличия ГТО складывается подобным образом. Основная часть обучающихся (58,1 %) намерена гордиться любым полученным знаком отличия ГТО. Также 7,8 % из них будут чувствовать гордость только за золотой или серебряный знаки отличия ГТО; 11,3 % - за золотой знак отличия ГТО. Каждый десятый (10,0 %) из них не будет испытывать чувства гордости по поводу получения знака отличия; 12,8 % - затрудняются с ответом на этот вопрос.

Как уже отмечалось, наряду с процедурой сдачи нормативов важной составляющей программы ГТО является подготовка к выполнению испытаний (тестов) комплекса ГТО. Подготовка к сдаче норм ГТО направлена на увеличение численности россиян, систематически занимающихся физической культурой и спортом, повышение уровня их физической подготовленности и формирование у них мотивов приобщения к регулярным физическим упражнениям, физического самосовершенствования и ведения здорового образа жизни. Следует отметить, что ряд специалистов настаивают на обязательном характере специальной физкультурно-спортивной подготовки перед сдачей нормативов комплекса ГТО, которая позволит благополучно пройти сами испытания (тесты).

В этом плане важна адекватная оценка студенческой молодежью уровня своей физической подготовленности к выполнению нормативов

комплекса ГТО и своей компетентности в вопросах подготовки к этим физическим испытаниям (тестам).

Однако результаты проведенного исследования выявляют достаточно высокую неоднородность оценок студентами своих возможностей для выполнения нормативов комплекса ГТО для своей возрастной ступени. Так, 40,0 % из них считают, что смогли бы сдать нормативы комплекса ГТО для своего возраста в данный момент; 31,2 % -нет. Примерно такое же число (28,8 %) обучающихся вуза затрудняются точно определить свою результативность в выполнении норм ГТО. Интересно, что основная часть студентов, считающих себя способными сдать нормативы комплекса ГТО для своей возрастной ступени уже в настоящее время, ожидает получения либо золотого знака отличия ГТО (42,0 %), либо серебряного знака отличия ГТО (36,0 %). Лишь каждый пятый из них (22,0 %) претендует на получение бронзового знака отличия ГТО.

Учитывая стремление сдать нормативы комплекса ГТО, имеющееся у многих представителей студенческой молодежи, и их достаточно высокий уровень притязаний на получение знаков отличия ГТО, приобретает особое значение осознание студентами необходимости подготовки к этому процессу.

В этом плане подавляющее большинство студентов (72,0 %) при оценке уровня своей физической подготовленности к сдаче нормативов комплекса ГТО осознают потребность в дополнительной подготовке к этой процедуре. Из них основная часть (46,4 %) признает необходимость тренировок для выполнения нормативов комплекса ГТО; другая часть (25,6%) - наряду с этим считают, что им нужно много тренироваться (табл. 3).

Таблица 3

Самооценка студентами своей сегодняшней физической подготовленности к выполнению нормативов комплекса ГТО

Варианты ответов %

Думаете, что сможете выполнить нормы ГТО без дополнительных тренировок 14,0

Для выполнения норм ГТО Вам необходимо потренироваться 46,4

Считаете, что для выполнения норм ГТО Вам нужно много тренироваться 25,6

Думаете, что нормы ГТО Вам никогда не осилить 7,2

Затрудняетесь ответить 4,8

Не имеете представления о своей физической подготовленности 2,0

Итого: 100,0

Более десятой части (14,0 %) студентов полагают, что способны сдать нормативы комплекса ГТО без дополнительной подготовки. Вместе с тем некоторая часть (7,2 %) студенческой аудитории настроена критически в этом вопросе, утверждая, что никогда не сможет пройти испытания

(тесты) комплекса ГТО (см. табл. 3). Ряд студентов либо не могут дать определенный ответ на этот вопрос (4,8 %), либо не имеют представления о своей физической подготовленности (2,0 %).

По сравнению со студенческой молодежью, как позволяют судить данные всероссийского опроса, среди обучающихся в целом, включая школьников, учащихся ПТУ, лицеев, техникумов, колледжей, студентов вузов, меньше тех, кто осознает потребность в дополнительной подготовке к сдаче нормативов комплекса ГТО (41,5 %, из них 12,2 % обучающихся считают, что им надо много тренироваться). При этом в категории обучающейся молодежи больше тех, кто ориентирован на выполнение норм ГТО без подготовки (22,3 %).

В этом плане позиция основной части студенческой молодежи, готовой к дополнительным тренировкам, выглядит более рациональной и соответствующей основным принципам программы ГТО.

Говоря о частоте занятий физической культурой и спортом, необходимых им для подготовки к сдаче нормативов комплекса ГТО, более половины (56,0 %) студентов признают, что им необходимо тренироваться три и более раз в неделю. Около трети (29,6 %) обучающихся вуза для этих целей предпочтет занятия физической культурой и спортом с периодичностью два раза в неделю. Малая часть (4,4 %) из них для этого выберет менее рациональный вариант частоты занятий физическими упражнениями - до одного раза в неделю. При этом каждый десятый студент (10,0 %) испытывает трудности в определении необходимой для себя периодичности занятий.

Вместе с тем только около пятой части (19,2 %) студенческой молодежи придерживается установки на необходимую для подготовки к выполнению нормативов комплекса ГТО продолжительность таких занятий - от шести и более часов в неделю. Как утверждают специалисты, минимальный объем недельной нагрузки в рамках подготовки к сдаче норм ГТО должен составлять шесть часов. Основная часть (71,2 %) обучающихся вуза выбирают варианты продолжительности занятий физической культурой и спортом с нагрузкой, меньшей шести часов в неделю, что не соответствует необходимым требованиям к подготовке к сдаче норм ГТО.

По данным всероссийского опроса, по вопросам частоты и продолжительности необходимых занятий физическими упражнениями мнение обучающихся общеобразовательных учреждений, организаций среднего профессионального и высшего образования распределилось схожим образом. Так, большая часть (59,6 %) из них считает необходимым для себя тренироваться три и более раза в неделю. Более половины (60,7 %) из них выбирают для себя продолжительность недельной нагрузки таких занятий, равную менее шести часам, и только 23,9 % - от шести и более часов в неделю.

Наряду с самооценкой уровня своей физической подготовленности к сдаче нормативов комплекса ГТО важным показателем осознания

студентами своих возможностей для участия в программе ГТО являются их представления о наличии необходимых для этого знаний.

Как свидетельствуют результаты исследования, большинство (62,0 %) студенческой молодежи не обладает знаниями, достаточными для самостоятельной подготовки к выполнению нормативов комплекса ГТО, либо не может оценить уровень своих знаний как достаточный для достижения этих целей. Так, 46,4 % из них заявляют, что не владеют достаточными для самоподготовки к сдаче нормативов комплекса ГТО знаниями; 15,6 % - затрудняются ответить на этот вопрос определенно.

Между тем значительная часть (38,0 %) студентов утверждают, что обладают такими знаниями на достаточном уровне.

Таким образом, проведенный анализ показал, что к настоящему времени участие студенческой молодежи в программе ГТО не приобрело массового характера, поскольку только около пятой части (19,2 %) студентов к данному моменту уже сдавали нормативы комплекса ГТО (с предварительной подготовкой к процедуре сдачи этих нормативов и без нее). При этом потенциал участия студенческой молодежи в ВФСК «ГТО» можно оценить как высокий: подавляющее большинство (93,2 %) студентов допускают для себя возможность выполнения нормативов комплекса ГТО (с предварительной подготовкой к сдаче норм ГТО или без нее) в ближайшей и долговременной перспективе. Ключевыми мотивами сдачи нормативов комплекса ГТО для основной части студенческой молодежи являются стремление получить знак отличия (золотой, серебряный, бронзовый), проверить себя и свои силу, ловкость и другие физические качества, желание показать наилучшие спортивные результаты. При этом большинство студентов, которые планируют сдавать нормативы комплекса ГТО, будут гордиться любым завоеванным знаком отличия ГТО.

Однако у большей части студенческой молодежи не сформирована установка на регулярное выполнение нормативов комплекса ГТО на протяжении длительного периода. Именно работа с этой категорией студенческой молодежи, направленная на формирование соответствующих установок, обязательно должна стать составной частью пропагандистской и просветительской работы с населением в целом и молодежью в частности в рамках реализации программы ГТО.

Оценка студентами своих возможностей для выполнения нормативов комплекса ГТО для своей возрастной ступени в настоящий момент неоднородна. Только 40,0 % из них считают, что смогли бы сдать нормативы комплекса ГТО для своего возраста в данный момент (остальные утверждают, что либо не смогут пройти испытания (тесты), либо не могут дать определенный ответ на этот вопрос). Подавляющее большинство студентов (72,0 %) при оценке уровня своей физической подготовленности к сдаче нормативов комплекса ГТО осознают потребность в дополнительной подготовке к этой процедуре. Однако большинство студенческой молодежи не обладает знаниями, достаточными для

самостоятельной подготовки к выполнению нормативов комплекса ГТО, либо не может оценить уровень своих знаний как достаточный для достижения этих целей.

Соответственно от студенческой молодежи можно ожидать активного и массового участия в программе ГТО: в выполнении нормативов комплекса ГТО и подготовке к этой процедуре, что требует создания необходимых условий и учета мотивации участия молодежи в этом процессе. С учетом полученных результатов содержательные аспекты просветительско-образовательной работы со студенческой молодежью в рамках реализации программы ГТО должны включать материалы по расширению ее представлений о необходимых параметрах подготовки к выполнению нормативов комплекса ГТО: частоте и продолжительности занятий физической культурой и спортом, необходимых для самоподготовки знаниях и др.

Список литературы

1. Пасовец Ю.М. Потенциал здоровья населения региона // Ученые записки: электронный журнал Курского государственного университета. 2008. №1. URL: http:// scientific-notes.ru (дата обращения: 26.04.2017).

2. Постановление Правительства Российской Федерации от 11.06.2014 г. № 540 (ред. от 26.01.2017 г.) «Об утверждении Положения о Всероссийском физкультурно-спортивном комплексе «Готов к труду и обороне» (ГТО)». URL: https://gto.ru (дата обращения: 09.07.2017).

3. К вопросу о реализации Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО) в системе высшего образования / М.В. Грязев [и др.] // Известия Тульского государственного университета. Физическая культура. Спорт. 2016. Вып. 4. С. 30-38.

4. Лубышева Л.И. Всероссийский комплекс ГТО как фактор развития физкультурно-спортивной деятельности вуза // Физическая культура, спорт, туризм: научно-методическое сопровождение: материалы Всерос. науч. -практ. конф. с Междунар. участием. Пермь: Изд-во Перм. гос. гуманитар.-педагог. ун-та, 2014. С. 184-189.

5. Пасовец Ю.М. О мотивации физкультурно-спортивной деятельности студенческой молодежи // Актуальные проблемы развития физической культуры и спорта в современных условиях. 2016. №1. С. 170-178.

6. Виноградов П.А., Окуньков Ю.В. Об отношении различных групп населения Российской Федерации к Всероссийскому физкультурно-спортивному комплексу «Готов к труду и обороне» (ГТО) (по результатам социологических исследований). М.: Совет. спорт, 2015. 156 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7. Лубышева Л.И. Культурные трансформации современного спорта в аспекте социологического анализа // Теория и практика физ. культуры. 2013. №6. С. 10-13.

8. Виноградов П.А., Окуньков Ю.В. Изучение отношения различных групп населения к всероссийскому физкультурно-спортивному комплексу «Готов к труду и обороне» (ГТО) как фактора (условия) его эффективного внедрения (опыт социологического исследования) // Вестн. спорт. науки. 2015. № 3. С. 38< 42.

Пасовец Юлия Михайловна, канд. социол. наук, доц., yulia_pasovets@,mail.ru, Россия, Курск, Курский государственный университет

PARTICIPA TION OF STUDENT'S YOUNG INTO ALL-RUSSIAN PHYSICAL CULTURE

AND SPORTS COMPLEX «READY FOR LABOUR AND DEFENSE» RLD)

Yu.M. Pasovets

The key motives for fulfilling the standards of the TRP complex of students of the Kursk State University based on the questionnaire are revealed. The self-assessment of the university students is revealed in the question of the level of preparedness for the implementation of TRP standards. The characteristic of the readiness of student youth for passing the TRP standards as a potential for further development of the program is given.

Key words: student's young, All-Russian physical culture and sports complex «Ready for Labour and Defense» (RLD), RLD complex, physical culture.

Pasovets Yuliya Mikhailovna, candidate of sociological sciences, associate professor, yulia_pasovets@,mail.ru, Russia, Kursk, Kursk State University

УДК 796.011.3

ВНЕДРЕНИЕ СОВРЕМЕННЫХ СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА» ДЛЯ СТУДЕНТОВ СПЕЦИАЛЬНОСТИ «ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ»

Ю.В. Подоруев, С.Ю. Витько, Р.Р. Пихаев, Д.М. Гаджиев

Обоснована и разработана рабочая программа по физической культуре с разделами «Рукопашный бой» и «Огневая подготовка», основанная на внедрении современных средств обучения физической культуре студентов специальности «Экономическая безопасность». Представлена динамика физических показателей у юношей и девушек за трехгодичный период реализации программы.

Ключевые слова: физическая подготовка, общекультурные и профессиональные компетенции, студенты, рукопашный бой, огневая подготовка, электронный тир.

Физическая культура и спорт рассматриваются государством как важнейший инструмент развития человеческого потенциала как одно из эффективных средств сохранения и укрепления здоровья, повышения

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.