Л.А. Зубченко
УЧАСТИЕ РОССИИ В МЕЖДУНАРОДНОМ ДВИЖЕНИИ КАПИТАЛОВ В УСЛОВИЯХ КРИЗИСА
Международное движение капиталов является одним из основополагающих факторов и одновременно последствием глобализации, Сущность глобализации экономики может быть определена как «новый масштаб и новое качество интернационализации хозяйственной жизни, которая привела к появлению новых рынков, новых субъектов этих рынков, новых форм их рыночного поведения, новых интересов и противоречий между ними, вызвав необходимость нового институционального обустройства глобализирующейся хозяйственной жизни» (3, с. 46).
Проблема включения российской экономики в систему глобализирующегося мирового хозяйства сложна и многогранна, так как включает различные аспекты внешнеэкономических связей: участие в международном разделении труда (МРТ), в развитии научно-технического сотрудничества и производственных связей, в мировом обмене товарами и услугами, в движении капиталов, в системе международных валютно-финансовых отношений. В данном обзоре рассматриваются некоторые основные аспекты участия России в международном движении капиталов в форме прямых инвестиций.
Международное движение капиталов в условиях кризиса
В условиях глобализации ускоряется процесс формирования международного производства, фундаментом которого является международное движение капитала, прежде всего в форме прямых инвестиций (ПИ), темпы которого за последние десятилетия значительно превышали темпы роста мирового ВВП и мировой торговли (см. табл. 1). В 1990-2007 гг. текущий вывоз капитала в форме ПИ
увеличился в 8,4 раза, доходы от ПИ - в 10,2 раза, совокупные активы зарубежных филиалов - в 11,4 раза, тогда как мировой ВВП (в текущих ценах) - в 2,5 раза и объем мирового экспорта товаров и услуг - в 3,9 раза. По некоторым оценкам, сегодня 90% мирового обмена товарами, услугами и капиталами приходится на долю движения капиталов и только 10% на долю товаров и услуг (21).
Нынешний финансово-экономический кризис, начавшийся летом 2007 г. на рынке низкокачественных ипотечных кредитов в США и быстро приобретший глобальный характер, является первым мировым кризисом эпохи глобализации, оказавшим серьезное негативное влияние на развитие мировой экономики. Глобальный кризис прежде всего сказался на потоке ПИ. По предварительным данным, общий поток ПИ уменьшится с 1,7 трлн. долл. в 2008 г. до менее 1,2 трлн. в 2009 г., или на 28,5%. По прогнозам, в 2010 г. он несколько возрастет - до 1,4 трлн., а в 2011 г. превысит уровень 2008 г., составив 1,8 трлн. долл. (4, с. 1). Только за I квартал 2009 г. приток ПИ сократился на 44% по сравнению с I кварталом 2008 г. (4, с. 5). Нынешний кризис изменил не только объем потока, но и ландшафт ПИ: доля развивающихся стран (РС) и стран с переходной экономикой составила в 2008 г. 43% против 31,9% в 2007 г.
Уменьшение потоков ПИ наблюдалось по всем компонентам: вложениям в капиталы зарубежных предприятий, внутрикорпорационным займам и реинвестициям прибылей. В результате в I квартале 2009 г. вывоз ПИ из развитых стран уменьшился на 46% (4, с. 9). Внешние инвестиции суверенных фондов возросли в 2008 г. на 16%, составив 20 млрд. долл. Однако в первом полугодии 2009 г. перспективы их вложений значительно ухудшились.
Таблица 1 (4, с. 13) Основные показатели международного движения капиталов в форме прямых инвестиций (ПИ)
В млрд. долл. Среднегодовые темпы (в %)
1990 г. 2007 г. 2008 г. 19962000 гг. 2007 г. 2008 г.
1 2 3 4 5 6 7
Приток (ввоз) ПИ 207 1833 1697 39,9 29,9 - 14,2
Отток (вывоз) ПИ 239 1997 1858 36,1 30,9 - 13,5
Накопленный объем ввезенного капитала 1785 15 602 26 227 16,1 22,3 - 0,1
Продолжение табл. 1
1 2 3 4 5 6 7
Доходы от вывезенных капиталов 120 1220 1252 10,2 7,5 1,7
Трансграничные слияния и поглощения 200 1627 1062 51,5 6,4 -34,7
Объем продаж зарубежных филиалов 6126 31 197 29 751 8,4 0,7 -4,6
Совокупные активы зарубежных филиалов 6036 68 716 65 280 19,3 3,1 -5,0
Экспорт зарубежных филиалов 1523 5714 6664 3,9 5,4 15,4
Численность занятых на иностранных филиалах (тыс. человек) 25103 81 615 77 385 11,5 6,6 -3,7
Мировой ВВП (в текущих ценах) 2216 54 668 66 780 1,3 11,5 10,3
Валовые вложения в основной капитал 5102 12 356 13 824 1,1 3,1 11,5
Экспорт товаров и услуг 4417 17 137 19 990 3,8 5,4 15,4
Особенно значительно уменьшились инвестиции в новое производство и в операции по слияниям и поглощениям (СиП) - на 347% в 2008 г., хотя, по мнению экспертов ЮНКТАД, именно эти операции будут лежать в основе будущего увеличения потоков ПИ. В первом полугодии 2009 г. почти одна треть традиционных сделок по СиП была связана с перепродажей филиалов ТНК. Кризис увеличил численность факторов изъятий капиталов из-за рубежа, что связано со стремлением ТНК снизить издержки, отказаться от непрофильных активов и сфер деятельности, принять участие в реструктуризации отраслей.
В настоящее время в мире насчитывается 82 тыс. ТНК, обладающих 810 тыс. филиалов. Их доля в мировом экспорте товаров и услуг составляет одну треть, они обеспечивают работой 77 млн. человек, что более чем вдвое превышает численность активного населения Германии (4, с. 11-12). Общие прибыли ТНК снизились в 2008 г. на 27% (4, с. 12). Наибольшее влияние имеют 100 крупнейших ТНК, на долю которых в 2006-2008 гг. приходилось 9% совокупных активов зарубежных филиалов ТНК, 16% их продаж и 11% общей численности занятых на предприятиях ТНК (4, с. 14). Значительно сократились инвестиции частных паевых фондов, по-
скольку возможности доступа к средствам финансирования в условиях кризиса оказались исчерпанными.
Уменьшение потока ПИ продолжалось и в начале 2009 г. В странах с переходной экономикой Юго-Восточной Европы и СНГ приток ПИ достиг в 2008 г. рекордного уровня в 114 млрд. долл., а в первом полугодии 2009 г. уменьшился в годовом исчислении на 46% (4, с. 7). Приток ПИ во все страны мира достиг максимума в IV квартале 2007 г., составив 650 млрд. долл., в том числе в ПРС - 500 млрд., в РС - 125 млрд., и в страны Юго-Восточной Европы и СНГ - 35 млрд. долл. В I квартале 2009 г. эти суммы снизились соответственно до 250 млрд., 150 млрд., 85 млрд. и 15 млрд. долл. (4, с. 6). В 2008 г. приток ПИ в страны Юго-Восточной Европы и СНГ рос восьмой год подряд и достиг 114 млрд. долл. При этом на долю трех стран - России, Казахстана и Украины - приходилось 85% общего притока ПИ в регион (4, с. 27). Особенно быстро рос он в первой половине 2008 г. В СНГ это объяснялось стремлением ТНК получить доступ к расширяющимся потребительским рынкам и воспользоваться возможностями, открывающимися в сфере бизнеса в связи с либерализацией отдельных отраслей. В России ПИ вкладывались в добычу природных ресурсов, энергетику, автомобильную промышленность и недвижимость.
Замедление темпов экономического роста в странах Юго-Восточной Европы и СНГ, падение международных цен на сырьевые товары, по мнению экспертов ЮНКТАД, приведут к снижению притока ПИ в регион. Об этом свидетельствуют данные прогноза о ПИ до 2011 г. Летом 2009 г. ЮНКТАД опубликовал Доклад о перспективах мировых инвестиций на 2009-2011 гг. (24), в основу которого были положены результаты опроса 241 ТНК из разных стран и регионов мира. Если в 2008 г. только 40% ТНК почувствовали негативное влияние кризиса, то в 2009 г. глобальный спад мировой экономики затронул 85% опрошенных ТНК, а финансовый кризис отрицательным образом повлиял на инвестиционные планы 79% крупнейших компаний мира. Опрос показал, что в 2009 г. 58% ТНК планируют снизить объем ПИ, а одна треть ТНК заявили о существенном сокращении инвестиций. Небольшое улучшение ситуации ожидается лишь к концу 2010 г., а возобновление роста -в 2011 г. (24, с. 5). Результаты опроса о перспективах ПИ представлены в табл. 2.
Таблица 2 (24, с. 6) Глобальные перспективы ПИ (в % от общего числа ответов)
Годы Улучшатся Не изменятся Ухудшатся
2009 22 20 58
2010 33 26 41
2011 50 31 19
Факторы, влияющие на планы ТНК в области ПИ, представлены в табл. 3. Влияние этих факторов оценивается респондентами по-разному: по мнению 85% опрошенных ТНК, наибольшее негативное влияние на их планы окажет глобальный экономический кризис.
Таблица 3 (24, с. 6) Воздействие главных факторов на планы ТНК в области ПИ (% от общего числа ответов)
Негативное Нейтральное Позитивное
Глобальный экономический кризис 85 13 2
Финансовый кризис и сжатие кредитного рынка 79 18 3
Колебания обменных курсов валют 48 38 14
Государственное вмешательство в деятельность финансового сектора 14 70 16
Приток ПИ в ту или иную страну зависит от инвестиционного климата. Эксперты ЮНКТАД выделяют следующие критерии привлекательности стран для размещения активов ТНК: темпы экономического роста; емкость рынка; доступ к рынку капитала; наличие поставщиков; качество бизнес-климата; наличие высококачественной рабочей силы и ее дешевизна. Среди множества факторов рисков, связанных с ПИ, ТНК на первое место поставили сильные колебания обменных курсов валют. Этот фактор выделили 77% респондентов. Стратегических инвесторов беспокоят финансовая нестабильность и усиление протекционистских тенденций.
Таблица 4 (24, с. 7)
Оценка вероятности основных факторов риска для ПИ в 2009-2011 гг. (в % от общего числа ответов)
Факторы риска Низкая вероятность Нейтральное влияние Вероятное влияние Очень высокая вероятность
Колебания обменных курсов валют 3 20 54 23
Глобальный экономический кризис 16 28 39 17
Волатильность цен на нефть и сырье 11 23 53 13
Волатильность цен в целом 14 27 49 10
Усиление финансовой нестабильности 18 32 40 10
Рост протекционизма и изменение инвестиционных режимов 16 22 53 9
Кризис окружающей среды (изменение климата) 39 32 23 6
Военные конфликты и политическая нестабильность 49 31 16 4
Сегодня существуют различные индексы глобализации, отражающие участие стран в процессах международной интеграции и глобализации. Один из них был предложен американским журналом Foreign Policy и консалтинговой компанией A.T. Kearney, в его основе лежат три группы критериев:
1. Экономические - показатели внешней торговли, прямых и портфельных иностранных инвестиций.
2. Социальные - количество туристов и международных телефонных переговоров, объем трансграничных денежных переводов.
3. политические - деятельность на международной сцене, которая характеризуется представительством в различных международных организациях.
«Индекс глобализации 2008» (22) показывает, что Россия заняла по этому индексу 35-е место среди 80 стран, получив 69,8 балла из 100; занявшая первое место Бельгия получила 92,09 балла. По экономической глобализации Россия заняла 72-е место, соци-
альной глобализации - 39-е, политической глобализации - третье место (после Франции и США). В целом Россия продвинулась по общему индексу глобализации по сравнению с 2006 г. на 12 пунктов (с 47-го до 35-го места). Это свидетельствует о том, что относительная изоляция России от мировой экономики и процессов глобализации успешно преодолевается, хотя и в разных сферах по-разному. В наибольшей степени Россия отстает по критериям экономической глобализации, хотя и в этой области в последние годы наблюдается определенный прогресс.
Россия как импортер и экспортер капиталов
Участие России в глобальной экономике в первую очередь выражается в ее участии в международном движении капиталов в качестве импортера и экспортера инвестиций в различных формах. Финансовый кризис повлиял на приток иностранных инвестиций в Россию. В первом полугодии 2009 г. в экономику России поступило 32,2 млрд. долл. иностранных инвестиций, что на 30,9% меньше, чем в первом полугодии 2008 г. При этом в форме прямых инвестиций поступило 6,90 млрд. (18,9%)), в форме портфельных ин-вес-тиций - 862 млн. (2,7%) и прочих инвестиций - 25,3 млрд. долл. (78,4%) (10).
По состоянию на конец июня 2009 г. накопленные иностранные инвестиции в экономике России составили 242,5 млрд. долл., что на 0,1% больше по сравнению с соответствующим периодом 2008 г. Наибольший удельный вес в накопленном иностранном капитале приходился на прочие инвестиции, осуществляемые на возвратной основе - 56,0% (на конец июня 2008 г. - 48,7%), доля прямых инвестиций составила 39,2% (48,4%) и портфельных -4,8% (2,9%) (10).
Основными странами-инвесторами на конец первого полугодия 2009 г. стали Нидерланды, Кипр, Люксембург, Великобритания и Германия, на долю которых приходилось 67,1% общего объема накопленных иностранных инвестиций (10).
По видам экономической деятельности поступившие в Россию в первом полугодии 2009 г. иностранные инвестиции распределялись следующим образом: на обрабатывающие производства приходилось 9241 млн. долл.; на сферу оптовой и розничной торговли, а также ремонта транспортных средств и бытовой техники -7995 млн.; транспорт и связь - 6511 млн.; добычу полезных иско-
паемых - 3704 млн.; операции с недвижимостью, аренду и предоставление услуг - 2679 млн.; финансовую деятельность - 1025 млн.; строительство - 345 млн.; производство и распределение электроэнергии, газа и воды - 285 млн.; сельское хозяйство, охоту и лесное хозяйство - 218 млн. долл. (6).
Транснационализация российского капитала как необходимое условие участия России в глобальной экономике предполагает не только ввоз иностранного, но и вывоз российского капитала за рубеж. В 1994-2000 гг. вывоз капитала из России в форме прямых инвестиций возрос с 281 млн. до 3208 млн. долл., или в 11,4 раза (3, с. 441). Активизация оттока ПИ из России наблюдается с 2003 г., когда начались крупные сделки российских компаний в сфере слияний и поглощений за рубежом. Вместе с тем необходимо учитывать, что зарубежную экспансию российских компаний в значительной степени финансировали иностранные кредиторы. С одной стороны, увеличение российских капиталовложений за рубежом свидетельствует об усилении интеграции страны в мировую экономическую систему, а с другой - показатель оттока ПИ в последние годы практически сопоставим с уровнем их притока. По данным ЮНКТАД, подобная ситуация является уникальным явлением, так как в других развивающихся странах эта пропорция складывается в пользу привлечения иностранных ПИ. По данным ЦБ, за 2005-2007 гг. приток ПИ в Россию увеличился почти в 2,9 раза, а отток ПИ - в 3,8 раза. В итоге, согласно ЮНКТАД, Россия занимала второе место (после Гонконга) среди развивающихся стран по объему оттока ПИ (12).
Объем инвестиций из России, накопленных за рубежом, на конец июня 2009 г. составил 60,8 млрд. долл. В первом полугодии 2009 г. из России за рубеж направлено 43,5 млрд. долл. инвестиций, или на 16,8% меньше, чем в первом полугодии 2008 г. (10).
В I квартале 2009 г. небанковские компании РФ направили за границу ПИ в сумме 13 017 млн. долл., что на 15,7% меньше, чем в I квартале 2008 г. (15 434 млн.). При этом на страны СНГ пришлось 1508 млн., а на страны дальнего зарубежья - 11 509 млн. долл. (14) В структуре накопленных российских инвестиций за рубежом 40,684 млрд. долл. составляли прямые инвестиции, 4,669 млрд. -портфельные и 15,442 млрд. - прочие. Крупнейшими получателями российских инвестиций являются Кипр, Нидерланды и США, на долю которых приходится соответственно 28,4, 19,7 и 10%, а всего более половины (58,1%) всех инвестиций, накопленных Россией за рубежом (6).
Таблица 5 (10)
Объем российских инвестиций, накопленных за рубежом на конец июня 2009 г.
Накоплено
в млн. долл. в % к итогу
Всего инвестиций 60 795 100
Из них в 10 странах -крупнейших получателях инвестиций 52 893 87,0
В том числе: Кипр 17 248 28,4
Нидерланды 11 971 19,7
США 6065 10,0
Швейцария 4291 7,1
Британские Виргинские о-ва 3834 6,3
Обращает на себя внимание тот факт, что офшорные центры занимают первые места в импорте и экспорте капитала из России. По некоторым данным, с офшорами связано более трети мирового денежного оборота. По экспертным оценкам, в офшорах находится до 90% бизнеса крупнейших российских компаний, в том числе государственных (9). Там же оседает львиная доля их прибыли. Существует несколько схем, по которым российский капитал уходит в офшоры. Самая очевидная связана с дивидендами: если бе-нефициарии, т.е. конечные собственники отечественных предприятий, зарегистрированы за рубежом, то и большая часть прибыли уходит туда. Точных данных о размерах российские финансовых потоков, идущих через офшорные компании, нет. Если верить цифрам Центробанка РФ о росте вывоза капитала, то теоретически немалая часть этого капитала может приходиться на сделки с иностранными юридическими лицами. Но какая часть из этого является
реальным бизнесом, а какая - псевдоимпортом и псевдоэкспортом, определить невозможно. По некоторым оценкам, эта часть составляет 10-15% (9).
Ужесточить борьбу с налоговыми схемами, применяемыми с помощью офшорных сделок, призвал в бюджетном послании 2009 г. Президент РФ Д. Медведев, заявивший, что нужно законодательно закрепить механизмы противодействия использованию соглашений об избежании двойного налогообложения в целях минимизации налогов при осуществлении операций с иностранными компаниями, когда конечными бенефициариями (выгодоприобретателями) не являются резиденты страны, с которой заключено соглашение. На Лондонском саммите 2 апреля 2009 г. лидеры стран «0-20» заявили о готовности ввести санкции против офшоров, включенных в список ОЭСР, которая оценивает ущерб мировой финансовой системе от «налоговых гаваней» в 1,7-11,5 трлн. долл. (11).
Еще одной проблемой, связанной с участием России в международном движении капиталов и выявившейся в ходе нынешнего финансового кризиса, стал отток иностранного капитала с фондового рынка России. Приток «горячих» денег в докризисный период способствовал «переоцененности» фондового рынка, что в условиях финансового кризиса стало очевидным. В России еще не создано достаточное количество источников «длинных» денег внутри страны из-за высокой инфляции и недостаточного развития финансовых институтов. Сейчас, когда внешние источники иссякли, это чувствуется особенно остро. По мнению С. Глазьева, построенная по лекалам МВФ система действительно была привлекательной, но не для долгосрочных инвестиций, а для получения сверхприбылей на дестабилизации валютно-финансовой системы. Центробанк РФ «подсадил» нашу страну на иностранные кредиты, жестко привязав эмиссию национальной валюты к приросту валютных резервов, пополняемых за счет доходов от экспорта нефти и газа. Вследствие этого экономика оказалась чрезвычайно уязвимой, чем не преминули воспользоваться международные и доморощенные спекулянты, которые в первые месяцы кризиса вывели из российской денежной системы около 200 млрд. долл. (2, с. 1). Из-за отсутствия валютного и финансового контроля, а также из-за дерегулирования финансового рынка значительная часть выделенных государством средств в рамках антикризисных мер была использована банками для валютных спекуляций против рубля с целью извлечения сверхприбылей на его девальвации.
С целью ограничения бесконтрольного вывоза капитала за рубеж Федеральная служба по финансовым рынкам (ФСФР) утвердила положение о порядке выдачи разрешений на размещение и организацию обращения эмиссионных ценных бумаг российских эмитентов за пределами России, которое вступает в силу с 1 января 2010 г. Данное положение регулирует порядок, сроки и основания выдачи ФСФР разрешения на размещение и организацию обращения за пределами РФ ценных бумаг российских эмитентов. Согласно новому положению, максимальное количество акций, на которое может быть выдано разрешение, снижается с 30 до 25% от общего количества размещенных акций. Разрешение может быть выдано, если акции российского эмитента включены в котировальный список «А» первого или второго уровней фондовой биржи. Установлено требование о том, что количество ценных бумаг, приобретаемых за пределами РФ, не может превышать 50% от количества ценных бумаг, предложенных на территории России (ранее - не более 70%) (20).
Хотя нынешний финансово-экономический кризис затруднил и замедлил международное движение капиталов, сам этот процесс является объективной и потому необратимой чертой мировой экономики, отражающей рост экономической взаимозависимости и взаимодействия стран. В упоминавшемся выше докладе ЮНКТАД о перспективах мировых инвестиций на 2009-2011 гг. отмечалось, что, судя по ответам опрошенных ТРК, в ближайшем будущем Россия будет занимать пятое место среди стран, в которые будут направляться их ПИ (см. табл. 6).
Таблица 7 (24, с. 7) Доля ответов респондентов о направлении их ПИ в 2009-2011 гг. (в %)
Страна Доля ответов
Китай 58
США 47
Индия 34
Бразилия 25
Россия 22
Великобритания 18
Со своей стороны, Россия, перед которой стоит задача не только преодоления последствий кризиса, но и модернизации экономики, безусловно, заинтересована в привлечении иностранных
инвестиций, вместе с которыми в страну поступают новейшие технологии, организационный и управленческий опыт. Для этого необходимо постоянно улучшать инвестиционный климат, не забывая при этом о защите национальных интересов. Это тем более важно, что в посткризисный период резко обострится межстрановая борьба за привлечение иностранных капиталов, и в первую очередь в форме прямых инвестиций.
Инвестиционный климат в России
Понятие инвестиционного климата отражает степень благоприятных условий в той или иной стране (регионе, отрасли) для иностранных ПИ. Оценка инвестиционного климата основывается на анализе многочисленных факторов социально-экономического, политического, правового, социокультурного и институционального характера, в том числе таких: наличие природных ресурсов и квалифицированной рабочей силы; уровень развития и доступность объектов инфраструктуры; политическая и макроэкономическая стабильность; качество государственного управления; уровень соблюдения законности и правопорядка; защита прав собственности; обязательность партнеров при исполнении контрактов и др.
Как показывает опыт других стран с переходной экономикой, главными условиями для привлечения иностранных инвестиций являются: стабильность общей социально-экономической ситуации в стране; создание прозрачной институциональной и правовой среды; проведение глубоких реформ во всех сферах общественной жизни; наличие единой долговременной стратегии, определяющей направления и главные ориентиры устойчивого социально-экономического развития; открытость внешнему миру при последовательном отстаивании национальных интересов. В последнее время все большее значение придается особенностям функционирования местного бизнеса.
Все указанные факторы, влияющие на формирование инвестиционного климата в России, требуют разработки комплекса мер по его улучшению. Действительно, в стране немало делается для создания более благоприятных условий для иностранных инвесторов. В конце 2007 г. Минэкономразвития РФ представило Программу улучшения инвестиционного имиджа России за рубежом с целью преодоления разрыва между имиджем России и реальным инвестиционным климатом в стране. Программа предусматривала участие российских представителей в выставках, ярмарках, семи-
нарах за границей, чтобы распространять позитивную информацию о России, а также организацию поездок зарубежных бизнесменов по российским регионам. В целом программа предполагает четыре направления действий: донесение необходимой информации до инвесторов, рейтинговых агентств, международных организаций; позитивное освещение темы с привлечением основных деловых информационных агентств России и мира; VIP-комментарии и заявления высокопоставленных чиновников с позитивной оценкой перспектив; комментарии авторитетных экспертов, аналитиков, деятелей культуры и науки, бизнесменов с высказыванием одобрения и поддержки по отдельным событиям.
Представители других министерств экономического блока оценили концепцию данной программы как «сырую и требующую существенной доработки». На начальном этапе реализации мер по улучшению имиджа России необходимо провести инвентаризацию имеющихся ресурсов, проанализировать и понять, чем для продвижения имиджа России за рубежом занимаются крупные российские информагентства. Кроме того, сегодня важно оценивать не только объем, но и качество инвестиций, которые должны направляться в инновационные технологии и производства. В ходе обсуждения программы высказывалось мнение о том, что в настоящее время следует сделать максимальный акцент на региональную составляющую, т.е. на привлечение инвестиций в экономику республик и областей (13).
Большую роль в привлечении иностранных инвестиций играет Консультативный совет по иностранным инвестициям в России (КСИИ) (Foreign investment advisory council), созданный в сентябре 1994 г. для обеспечения проведения последовательной и скоординированной государственной политики в области активизации работы по улучшению инвестиционного климата в РФ. Председателем КСИИ является премьер-министр, а его заместителем - министр экономического развития. В состав КСИИ в настоящее время входят 33 иностранные компании и организации: АББ (Швейцария), БАСФ и «Сименс» (Германия), «Кока-Кола» и «ПепсиКо» (США), «Рено» (Франция), «БП Амоко» (Великобритания), «Ми-цубиси Корп.» (Япония) и др. Иностранные компании, представленные в КСИИ, уже вложили в Россию около 90 млрд. долл. (8). Рекомендации иностранных компаний - членов КСИИ рассматриваются заинтересованными федеральными органами исполнительной власти. В составе КСИИ действуют постоянный комитет и де-
вять рабочих групп, которые проводят регулярные совещания по вопросам улучшения экономических условий для иностранных инвесторов в России, совершенствования налогового и таможенного законодательства, перехода на международные стандарты финансовой отчетности, устранения административных барьеров, получения доступа к высоким технологиям.
Выступая на заседании КСИИ 30 октября 2008 г., В. Путин заявил о намерении продолжить совершенствование налогового законодательства с 2010 г. В частности, речь идет об увеличении размера амортизационной премии до 30%, что позволит обеспечить снижение налогов при модернизации производства и внедрении новых технологий. Разрабатываются поправки, уточняющие порядок налогообложения операций с финансовыми инструментами, включая освобождение от налогов доходов от реализации ценных бумаг и паев инвестиционных фондов. Конечно, при соблюдении определенных условий, например, касающихся срока инвестирования. Суммарно названные меры снизят налоговое бремя примерно на 0,5% ВВП (5). 9 ноября 2009 г., на 23-м заседании КСИИ, В. Путин сказал, что правительство будет продолжать реализацию антикризисных мер, в частности, политику стимулирования внутреннего спроса, повышать устойчивость и надежность финансовой системы, принимать меры по снижению дефицита бюджета и обеспечению макроэкономической стабильности. Кроме того, российское правительство будет работать над тем, чтобы передать часть контролирующих функций саморегулируемым бизнес-организациям. Так, в 2010 г. правительство намерено отменить разрешительный порядок для создания бизнеса в некоторых отраслях, заменив его на уведомительный. Подобная либерализация деятельности затронет строительство, сферу розничной торговли и ряд видов деятельности в сфере услуг.
Минэкономразвития разрабатывает предложения по сокращению сроков получения разрешений для запуска новых инвестиционных проектов, поскольку российские власти заинтересованы в иностранных инвестициях, в том числе и в приватизационных сделках. Эти меры должны быть понятны иностранным инвесторам, за привлечение которых Россия конкурирует с другими странами на глобальном рынке капитала. Отвечая на вопрос о том, что еще нужно сделать для преодоления институциональных ограничений на иностранные инвестиции и инвестиционного прорыва, сопредседатель КСИИ и исполнительный директор «Эрнст энд Янг
Глобал» Дж. Терли сказал, что «для России важно создать новую культуру предпринимательства и новаторства, экономику следует модернизировать, а инвесторам - создать предсказуемое пространство для деятельности в России» (8).
Представители российской власти не раз подчеркивали, что приоритетом для страны является привлечение инвесторов в высокотехнологичные сектора, крупные инфраструктурные проекты, поскольку именно эти направления должны содействовать диверсификации экономики. Активность инвесторов во многом зависит от правил игры, предлагаемых государством бизнесу. Наиболее узкими местами в этом плане для нашей страны традиционно являются высокий уровень коррупции, недостаточная защищенность частной собственности, отсутствие конкуренции, запутанное корпоративное законодательство.
29 апреля 2008 г. был принят Федеральный закон № 57-ФЗ «О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства». Данный закон должен, с одной стороны, обеспечить защиту национальных интересов РФ, а с другой - способствовать формированию в РФ предсказуемого и прозрачного делового климата для иностранных инвесторов. Сделки по приобретению голосующих акций (доли в уставном капитале) стратегически важной организации нуждаются в предварительном согласовании. Это же относится ко всем сделкам, в результате которых иностранный инвестор приобретает контроль над стратегически важной организацией. Решение о предварительном согласовании сделки будет приниматься Правительственной комиссией по контролю за осуществлением иностранных инвестиций в РФ, возглавляемой Председателем Правительства РФ, и оформляться федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на выполнение функций по контролю за иностранными инвестициями. В законе определяются признаки нахождения хозяйственного общества под контролем, виды сделок, на которые распространяется действие данного ФЗ, а также приводится перечень из 42 видов деятельности, имеющих стратегическое значение. Например, стратегически важной признана деятельность в атомной, космической и авиационной отраслях, а также в сферах производства и оборота вооружения, военной и специальной техники, в области геологического изучения недр, разведки и добычи полезных ископаемых на участках недр федерального значения. В пере-
чень также включены телевизионное и радиовещание, издательская и полиграфическая деятельность, оказание услуг естественными монополиями, за исключением субъектов естественных монополий в сферах услуг общедоступной электросвязи и почтовой связи и услуг по передаче тепловой и электрической энергии по распределительным сетям. Услуги провайдеров в указанный перечень не включены. Федеральный закон вступает в силу со дня официального опубликования, и его действие не распространяется на сделки, совершенные до дня опубликования.
Среди других мер, направленных на улучшение инвестиционного климата в России, следует отметить принятие в конце
2008 г. Закона «О противодействии коррупции», в котором сформулированы основные направления государственной политики в этой сфере. Разработан и утвержден Национальный план противодействия коррупции. Летом 2009 г. были приняты поправки в корпоративное законодательство, которые ставят барьер на пути рей-дерских захватов. Сделать честными и справедливыми правила работы на российском рынке призваны Программа развития конкуренции на 2009-2012 гг., а также Стратегия развития финансового рынка России до 2020 г., предложенная Федеральной службой по финансовым рынкам (ФСФР) в начале сентября 2008 г. и утвержденная В. Путиным в начале 2009 г. В Стратегии предусматривается увеличение емкости финансового рынка за счет выпуска новых ценных бумаг, производных финансовых инструментов и инфраструктурных облигаций. Кроме того, предполагается введение надзора за деятельностью финансовых институтов, что позволит отслеживать возможные риски. При этом требования к собственному капиталу профессиональных участников рынка будут повышены. Как ожидают в правительстве России, объем биржевой торговли акциями в 2020 г. увеличится в восемь раз (до 240 трлн. руб.) по сравнению с началом 2008 г. Отношение биржевой торговли акциями к ВВП увеличится до 146%, а облигациями - до 12%; сейчас эти показатели составляют 95,1% и 3,6% соответственно (16). 11 июля
2009 г. был утвержден план мероприятий по созданию международного финансового центра в РФ. Документ предполагает разработку около 30 законопроектов, а также других нормативных актов до конца 2011 г., направленных на совершенствование финансовой инфраструктуры, расширение инструментария и круга участников финансового рынка, совершенствование регулирования финансового рынка и корпоративного управления, развитие социальной
инфраструктуры и бизнес-инфраструктуры, совершенствование системы налогообложения операций на финансовом рынке.
Несмотря на предпринимаемые меры, положение России в мировой экономике пока весьма уязвимо, что отражается в различных международных оценках конкурентоспособности, уровня экономической свободы и т.д. В общемировом рейтинге конкурентоспособности на 2009-2010 гг., опубликованном Всемирным экономическим форумом (ВЭФ), приводятся данные о том, что Россия опустилась с 51-го на 63-е место из 133 стран. Россия оказалась единственной из стран БРИК (Бразилии, России, Индии и Китая), чей рейтинг конкурентоспособности был понижен. Лидером среди стран БРИК стал Китай, поднявшийся с 30-го на 29-е место. По эффективности государственных учреждений Россия оказалась на 114-м месте, по развитости инфраструктуры - на 71-м, по макроэкономической стабильности - на 36-м, а по уровню здравоохранения и начального образования - на 51-х местах. Кроме того, Россия заняла 43-е место по эффективности рынка труда, а по развитию финансовых рынков - 119-е (17). В докладе ВЭФ подчеркивается, что основными сильными сторонами России являются большой объем рынка и умеренная макроэкономическая стабильность. При этом для повышения своей конкурентоспособности стране придется преодолеть ряд таких структурных проблем, как низкая эффективность правительства (110-е место), независимость судебных решений (116-е место) и соблюдение имущественных прав (119-е место) (17).
Американский исследовательский фонд Heritage Foundation совместно с газетой Wall Street Journal публикуют рейтинг стран по экономической свободе. В рейтинге страны оцениваются по 10 номинациям, таким как «свобода инвестиций», «свобода торговли» и др. У России самый низкий показатель в графе «свобода от коррупции», а самый высокий - по «налоговой свободе». В целом в 2008 г. Россия оказалась на 134-м месте, тогда как в 2007 г. она занимала 120-е. Россия набрала 49,9 балла, у занявшего первое место Гонконга - 90,6 балла, а среднемировой уровень - 60,3 балла (18). К сожалению, ситуация с этим рейтингом для России продолжает ухудшаться: в «Индексе экономической свободы» за 2010 г. Россия заняла 143-е место, а среди 43 европейских стран - 41-е место, обогнав Белоруссию и Украину. Такие показатели разработчики индекса по-прежнему объясняют высоким уровнем вмешательства государства в экономику, недостаточной стабильностью в кредитно-
денежной сфере и высокой степенью контроля и влияния государства на ценообразование1.
В докладе «Ведение бизнеса в России-2009» сравниваются нормы государственного регулирования предпринимательской деятельности в 10 крупнейших городах России. Доклад показывает, что различия в регулировании и правоприменении федерального законодательства местными властями могут как способствовать, так и препятствовать развитию местного предпринимательства.
Основные выводы доклада (1):
• Заниматься предпринимательской деятельностью проще всего в Казани, Твери и Петрозаводске, а сложнее всего - в Воронеже и Москве.
• Время для регистрации бизнеса различается по городам и занимает от 22 дней в Ростове-на-Дону до 37 дней в Петрозаводске. Основной причиной задержек, несмотря на общее федеральное законодательство, является необходимость отдельной регистрации в Пенсионном фонде, Фонде социального страхования, Фонде обязательного медицинского страхования.
• Получение разрешений на строительство потребует пройти 22 процедуры в Ростове-на-Дону и 23 - в Казани. Наиболее сложная ситуация в Москве, где только до начала земляных работ необходимо пройти 36 процедур из 54 процедур в целом.
• Регистрация собственности не требует большого количества шагов или больших финансовых затрат: в среднем, необходимо пройти шесть процедур и заплатить 0,6% от стоимости собственности. Процесс регистрации собственности вдвое дешевле, чем в среднем по странам ОЭСР. Различия в эффективности деятельности местных отделений федеральных агентств заключаются в затрачиваемом времени: процесс передачи собственности занимает от 47 дней в Томске до 117 дней в Санкт-Петербурге.
• Для отправки одного контейнера для экспорта товаров из Санкт-Петербурга необходимы 24 дня и 1350 долл., а из Москвы -36 дней и 2150 долл .
В начале сентября 2009 г. агентство 8&Р подтвердило, т.е. оставило неизменными, долгосрочный и краткосрочный рейтинги России по обязательствам в иностранной валюте на уровне «БББ/Л-3», долгосрочный и краткосрочный рейтинги по обязательствам в национальной валюте на уровне «БББ+/Л-2». Это означает, что в
1 http://www.dolgfactor.ru/economics/reviews/15353.smx
российской экономике наметились тенденции к стабилизации после потрясений в результате мирового экономического кризиса. В то же время прогноз остался «негативным», поскольку сохраняются некоторые тревожные тенденции, и прежде всего растущий бюджетный дефицит. Так, в 2009 г. ожидается дефицит бюджета РФ на уровне 8% ВВП, а в 2010 г. он может вырасти до 9% ВВП (19). Многое будет зависеть от того, как российское правительство будет пополнять бюджет. Сейчас понятно, что налоговая база будет сокращаться на фоне падения инвестиций и уменьшения объема ВВП. Российские власти намерены выйти на внешний рынок заимствований, чего не было после дефолта 1998 г.
Вместе с тем свидетельством некоторого улучшения ситуации в российской экономике является тот факт, что в январе 2010 г. международное рейтинговое агентство Fitch улучшило прогноз рейтинга России, изменив его с негативного на стабильный. По словам главы отдела рейтингов развивающихся стран Европы Э. Паркера, это объясняется ростом доверия к экономике и финансовой стабильности в России, а также восстановлением цен на нефть, возобновлением притока частного капитала и экономической активности, снижением рисков для банковского сектора и более низким, чем ожидалось, дефицитом бюджета в 2009 г.1
Будучи полноправным участником мировой экономики, Россия активно участвует в работе различных международных организаций и форумов, посвященных регулированию международных экономических отношений, поскольку огромные и все возрастающие масштабы международных финансовых рынков и рынков капитала требуют от мирового сообщества и правительств отдельных стран принятия соответствующих мер, чтобы обеспечить устойчивый рост и предотвратить или смягчить последствия разрушительных финансово-экономических кризисов. В самом общем виде эти меры сводятся к следующему: 1) отказу от политики, способствующей чрезмерному притоку краткосрочных капиталов, которые повышают уязвимость национальных финансовых систем, и возникновению финансовых шоков; 2) усилению надзора за деятельностью банков и других финансовых учреждений; 3) разработке правил и норм управления рисками на основе комбинации мер по упорядочению открытых рынков капитала с мерами по контролю
1 http://www.dw-world.de/dw/article/0,,5161601,00.html?maca=rus-rss-ru-all-1126-rdf
за потоками краткосрочных капиталов; 4) оказанию государственной поддержки открытым рынкам капиталов в целях минимизации или компенсации потерь от рисков и недопущения финансовой паники.
На состоявшемся 24-25 сентября 2009 г. в Питтсбурге (США) саммите «группы 20» (020), членом которой является и Россия, было принято решение об «институализации формата 020», которая станет не антикризисной площадкой, а постоянным и главным форумом международного экономического сотрудничества. Участники саммита поручили МВФ и министрам финансов детально проработать механизмы взаимодействия «двадцатки» по выработке макроэкономической политики. Пока будут сохранены форматы «восьмерки» и «двадцатки», но принимаемые меры будут подвер-стываться друг к другу. Следующий саммит 020 решено провести в Канаде летом 2010 г., примерно в то же время, что и 08. Не исключено, что к тому времени речь может пойти уже о проведении «восьмерки» в рамках «двадцатки». Кроме того, было решено преобразовать Форум финансовой стабильности в Совет по финансовой стабилизации (СФС), который призван в ближайшие годы разработать нормы и правила международного регулирования и надзора, а также критерии для определения уровня финансовых рисков. Одним из основных приоритетов СФС станет предотвращение цикличности в развитии мировой экономики. По мнению экспертов, позитивные результаты деятельности СФС скажутся не ранее 2012 г. (7).
Выступая на инвестиционном форуме «Россия зовет!», состоявшемся 29 сентября 2009 г. в Москве, В. Путин заявил: «Мы сохранили свободное движение капиталов и конвертируемость рубля. Мы будем последовательно продолжать линию на поощрение частной инициативы, на интеграцию в мировое хозяйство, на формирование благоприятного инвестиционного климата. По мере стабилизации ситуации, преодоления кризисных явлений мы намерены планомерно и целенаправленно снижать государственное вмешательство в экономику, более того, активизируем процессы приватизации» (15).
В заключение следует отметить, что для управляемого выхода из кризиса и продолжения устойчивого экономического развития России необходима собственная стратегия, ориентированная на сохранение национального экономического потенциала и опережающее создание предпосылок роста новых производств. Это предполагает защиту стратегических активов и внутреннего рынка от
набегов иностранного спекулятивного капитала, а также проведение активной научно-технической и структурной политики по созданию конкурентоспособных предприятий, что невозможно без наличия национальной финансово-инвестиционной системы, опирающейся на внутренние источники кредита и защищенной от дестабилизирующих воздействий мирового финансового рынка (1, с. 3). Без мер по защите финансовой системы Россия будет контролироваться иностранным капиталом и лишится способности к самостоятельному развитию, что обрекает ее на дополнительные проблемы при реализации любого из кризисных сценариев.
Список литературы
1. Ведение бизнеса в России. - Режим доступа: http://www.doingbusiness.org/ Russia2009-ru.aspx
2. Глазьев С. Вектор спасения // Завтра. - М., 17 сент. 2009. - № 38. - С. 1; 3.
3. Глобализация мирового хозяйства и национальные интересы России / Под ред. В.П. Колесова. - М.: Экон. фак-т МГУ. - ТЕИС, 2002. - 631 с.
4. Доклад о мировых инвестициях-2009. Транснациональные корпорации, сельскохозяйственное производство и развитие. - Нью-Йорк; Женева: ЮНКТАД, 2009. - 82 с. - Режим доступа: http://www.unctad.org/ru/docs/wir2009overview_ru.pdf
5. Заседание КСИИ 20 октября 2008 г. - Режим доступа: http://www.government.ru/ content/2008/10/20/5284235.htm
6. Иностранные инвестиции в Россию // Режим доступа: http://www.rosinvest.com/ news/584852/
7. Костенко Н. «Двадцатка» теснит «восьмерку» // Ведомости. - М., 2009. -28 сент. № 182. - С. 2.
8. К совету за советом. - Режим доступа: http://www.rg.ru/2009/11/10/.html
9. Овян А. Деньгопровод // Новая газета. - М, 2009. - 18 марта, № 27.
10. Об иностранных инвестициях в I полугодии 2009 года. - Режим доступа: http://www.gks.ru/bgd/free/b04_03/Stg/d03/159inv20.htm
11. Оффшоры потеряют смысл // Режим доступа: http://www.vedomosti.ru/newspaper/ article/2009/05/26/
12. Пахомов А. А., Воловик Н.П. Российские прямые инвестиции за рубежом // Режим доступа: http://www.iet.ru/ru/-g.html
13. Представители министерств экономического блока раскритиковали концепцию МЭРТ . - Режим доступа: http://www.wap4b.ru/web/article=10334
14. Прямые инвестиции небанковского сектора РФ за рубеж // Mode of access: http://www.moneytimes.ru/news/2009-09-08/news/8031
15. Путин активизирует приватизацию. - Mode of access: http://www.rcb.ru/news/ 25339/
16. Путин утвердил стратегию развития финансового рынка России // Режим доступа: http://www.lenta.ru/news/2009/01/20/develop/утвердил
17. России снизили рейтинг. - Mode of access: http://www.stapravda.ru/20090909/ _39723.htm (Сайт посещался 11.11.09.)
18. Россия опустилась на 14 позиций в рейтинге экономически свободных стран мира. - Режим доступа: http://www.lenta.ru/news/2008/01/15/freest
19. Филатова И. Суверенный рейтинг России не изменили. - Режим доступа: http://www.finansy.ru/tend/oil/0909/t04.htm
20. ФСФР изменила порядок обращения ценных бумаг российских эмитентов за рубежом. - Режим доступа: http://quote.rbc.ru/stocks/fond/index.shtml72009/10/06/ 32578779
21. Faut-il réguler la finance internationale? - Режим доступа: http://www.oboulo.com/ faut-il-reguler-finance-internationale-45545.html
22. Globalization index. - Режим доступа: http://global-culture.org/globalization-index/
23. Les grandes sociétés transnationales souffrent de la crise financière et économique. -Mode of access: http://www.unctad.org/Webflyer.asp7docID=11926
24. World investment prospects survey 2009-2011. - N.Y.: UNCTAD. - 85 p. - Mode of access: http://www.unctad.org/en/docs/diaeia20098_en.pdf