Научная статья на тему 'Иностранные инвестиции и экономический рост России'

Иностранные инвестиции и экономический рост России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
482
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Иностранные инвестиции и экономический рост России»

Л.А. Зубченко

ИНОСТРАННЫЕ ИНВЕСТИЦИИ И ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РОСТ РОССИИ

Проблемы включения российской экономики в глобализирующееся мировое хозяйство сложны и многогранны, так как включают различные аспекты внешнеэкономических связей: участие в системе международного разделения труда (МРТ), в развитии научно-технического сотрудничества и производственных связей, в мировом обмене товарами и услугами, в движении капиталов, в системе международных валютно-финансовых отношений. В данном обзоре рассматриваются участие России в международном движении капиталов и влияние иностранных инвестиций на ее экономический рост.

Международное движение капиталов в эпоху глобализации

Одной из основ и одновременно последствий глобализации является процесс формирования международного производства, фундаментом которого является международное движение капитала в форме прямых инвестиций (ПИ), темпы которого за последние десятилетия значительно превышали темпы роста мирового ВВП и мировой торговли (табл. 1). В 1990-2007 гг. текущий вывоз капитала в форме ПИ увеличился в 8,4 раза, доходы от ПИ - в 10,2 раза, совокупные активы зарубежных филиалов - в 11,4 раза, тогда как мировой ВВП (в текущих ценах) - в 2,5 раза и объем мирового экспорта товаров и услуг - в 3,9 раза.

В очередном докладе ЮНКТАД о мировых инвестициях (2008) отмечается, что в 2007 г. глобальные потоки капиталов в форме прямых иностранных инвестиций (ПИИ) выросли почти на

30% по сравнению с предыдущим годом и превысили рекордный уровень 2000 г.: соответственно 1833 млрд. и 1411 млрд. долл. Несмотря на экономические трудности, начавшиеся во второй половине 2007 г., приток ПИИ во все группы стран - промышленно развитые (ПРС), развивающиеся (РС) и страны с переходной экономикой - увеличился.

Таблица 1

Основные показатели международного движения капиталов в форме прямых инвестиций (ПИ) (21, с. 8)

В млрд. долл. Среднегодовые темпы (в %)

1990 г. 2007 г. 19911995 гг. 19962000 гг. 2006 г. 2007 г.

Приток (ввоз) ПИ 207 1833 22,1 39,9 47,2 29,9

Отток (вывоз) ПИ 239 1997 16,5 36,1 50,2 30,9

Накопленный объем ввезенного 1785 15602 8,6 16,1 20,4 22,3

капитала

Доходы от вывезенных 120 1220 20,2 10,2 17,1 7,5

капиталов

Трансграничные слияния и 200 1627 19,5 51,5 20,3 6,4

поглощения

Объем продаж иностранных филиалов 6126 31197 8,8 8,4 22,2 0,7

Совокупные активы иностранных филиалов 6036 68716 13,7 19,3 18,6 3,1

Экспорт иностранных филиалов 1523 5714 8,4 3,9 15,2 5,4

Численность

занятых на иностранных филиалах (тыс. человек) 25103 81615 5,5 11,5 21,6 6,6

Мировой ВВП (в текущих ценах) 22163 54668 5,9 1,3 8,3 11,5

Продолжение таблицы 1

Валовые вложения в основной капитал 5102 12356 5,4 1,1 10,9 3,1

Экспорт товаров и нефакторных услуг* 4417 17137 7,9 3,8 15,2 5,4

* Нефакторные услуги - услуги, не связанные с материальным производством.

Таблица 2

Распределение ввоза и вывоза капиталов в форме прямых иностранных инвестиций (ПИИ) по группам стран (21, с. 6)

Ввоз (приток) ПИИ Вывоз (отток) ПИИ

1996-2000 гг. 1996-2000 гг.

(в среднем в год) 2007 г. (в среднем в год) 2007 г.

В млрд. долл. В % к итогу В млрд. долл. В % к итогу В млрд. долл. В % к итогу В млрд. долл. В % к итогу

Развитые страны 539,3 73,4 1247,6 68,1 631,0 89,2 1692,8 84,7

Разви-

вающиеся 188,3 25,6 499,3 27,3 74,4 10,5 253,1 12,7

страны

Страны с

переходной эко- 7,3 1,0 85,9 4,6 2,0 0,3 51,2 2,6

номикой*

ВСЕГО 734,9 100,0 1832,8 100,0 707,4 100,0 1997,1 100,0

* Страны Юго-Восточной Европы и СНГ.

Как показывают данные таблицы 2, за последние семь лет географическая структура ввоза и вывоза ПИИ изменилась: доля ПРС уменьшилась соответственно на 5,3 и 4,5 процентных пункта, тогда как доля РС увеличилась на 2,7 и 2,2, а стран с переходной экономикой - на 3,6 и 2,3 процентных пункта. Рост ПИИ был связан в основном с трансграничными операциями по слиянию и поглощению (СиП), стоимость которых в 2007 г. составила 1637 млрд. долл., что на 21% больше рекордного уровня 2000 г.

В 2007 г. приток ПИИ в развитые страны увеличился на 33%, и достиг рекордного уровня 1248 млрд. долл. Еще в большей степени увеличился вывоз ПИИ из этих стран, объем которого соста-

вил 1692 млрд. долл. Эта динамика, указывается в докладе, выглядит контрастно на фоне усиления экономической неопределенности, наблюдающегося в ряде ПРС, столкнувшихся с финансовым кризисом и связанными с ним трудностями в банковском и реальном секторах экономики. Вместе с тем в нем высказывается предположение, что нынешние финансовые потрясения приведут к снижению уровня активности в сфере ПИИ в ПРС начиная с 2008 г.

Общая среда для ПИИ в большинстве стран по-прежнему ориентирована на обеспечение большей открытости. Это подтверждает число изменений в регулирующих нормах в 2007 г., направленных на облегчение потоков ПИИ: из общего числа 36 изменений - 27 были направлены на создание более благоприятного климата для ПИИ. Кроме того, на конец 2007 г. в мире насчитывалось 5600 международных инвестиционных соглашений, 2608 - двусторонних инвестиционных договоров, 2730 - договоров об избежании двойного налогообложения, 254 - соглашения о свободной торговле, включающие положения об инвестиционном сотрудничестве (21, с. 27-28).

Начавшийся летом 2007 г. глобальный финансовый кризис, сопровождающийся кризисом ликвидности и сжатием кредитов, затормозил процесс ПИИ, особенно связанных с финансированием трансграничных слияний и поглощений, стоимостной объем которых в первой половине 2008 г. уменьшился на 28% по сравнению со второй половиной 2007 г. По оценкам экспертов, поток ПИИ в 2008 г. составит не более 1600 млрд. долл., или на 10% меньше, чем в 2007 г. (21, с. 29).

Как показывает опыт многих стран, иностранный капитал оказывает разнонаправленное влияние на экономическое развитие принимающей страны. Основные позитивные эффекты от иностранного присутствия для экономики страны - импортера капитала сводятся к следующим:

- иностранный капитал пополняет недостаточные внутренние источники финансирования капиталовложений;

- большая часть ПИИ не может функционировать, не приводя в движение местные производительные силы. В этом случае иностранные инвестиции способствуют повышению эффективности производства и расширению рынков сбыта благодаря применению новых технологий и улучшению организации и управления производством и сбытом. Предприятия с иностранным участием часто подключают к своей деятельности местных поставщиков, способ-

ствуя развитию смежных отраслей. В результате ускоряется рост принимающей экономики в целом и ее отдельных отраслей;

- иностранные инвесторы могут принимать на себя обучение и переобучение местных кадров и повышение их квалификации;

- осуществляя развитие импортозамещающего производства, иностранные инвесторы способствуют насыщению местных рынков дефицитной продукцией, в том числе и предназначенной для модернизации производственной базы;

- приток ПИИ способствует усилению конкуренции, привносит и совершенствует рыночные методы хозяйствования;

- привлечение иностранных фирм, работающих на экспорт, ведет к диверсификации экспорта и увеличению экспортных доходов.

Таким образом, ПИИ по многим каналам способны содействовать экономическому развитию страны - импортера капитала, увеличивая объем и улучшая структуру внутреннего накопления основного капитала. В то же время иностранное присутствие может оказывать и негативные воздействия на экономическое развитие страны-импортера:

- иностранные инвестиции вызывают репатриацию прибыли, которая может достигать значительных размеров. Иностранные инвесторы могут использовать весьма изощренные схемы укрытия прибыли и уклонения от налогов, что уменьшает бюджетные поступления принимающих стран;

- обращаясь к рынку ссудного капитала стран размещения, иностранные инвесторы увеличивают спрос на кредиты, способствуя их удорожанию, что сужает возможности финансирования национальных инвесторов;

- иностранные фирмы, руководствуясь теорией жизненного цикла продукции, могут переводить за рубеж преимущественно устаревающие технологии и оборудование, что не способствует модернизации экономики принимающих стран. Усложнение производства и повышение уровня вертикальной интеграции в рамках ТНК приводят к ослаблению их контактов с местными поставщиками;

- приобретение иностранцами местных предприятий с целью устранения конкурентов. Используемые для этого способы многообразны, включая скупку долгов или акций местной компании и ее последующее банкротство;

- ПИИ могут усиливать различия в уровнях благосостояния между различными социальными группами; способствовать распространению западных моделей производства и потребления без

должного учета национальных особенностей и конкретных условий социально-экономического развития принимающих стран;

- наиболее серьезным последствием иностранных инвестиций, как и в целом глобализации, является то, что трансграничные потоки иностранных инвестиций могут стать важнейшим каналом передачи кризисных импульсов и экономических шоков из одних стран и регионов мира в другие, подтверждением чему служат финансовый кризис 1997-1998 гг. и мировой финансовый кризис, начавшийся летом 2007 г. и к настоящему времени переросший в мировой экономический кризис. Это в первую очередь связано с возможной опасностью репатриации иностранного капитала и свертывания производства под влиянием ухудшения инвестиционного климата и обострения экономического кризиса.

Участие России в международном движении капиталов

Россия, как и другие страны с переходной экономикой, вступила в процесс международного движения капиталов только с начала 1990-х годов. Наибольший приток ПИИ в российскую экономику наблюдается с 2000 г. С 2001 г. американский журнал «Foreign Policy» совместно с фирмой «A.T. Kearny» рассчитывает индекс глобализации (Globalization Index); в конце 2007 г. этот индекс был рассчитан в седьмой раз. При его определении были учтены 12 показателей, которые разделены на четыре группы: 1) уровень экономической интеграции страны в мировую экономику, при определении которого учитываются развитие внешней торговли, рост иностранных инвестиций, участие в международном движении капиталов; 2) персональные контакты, развитие международного туризма, качество телефонной связи, денежные переводы за рубеж, разного рода негосударственные трансакции; 3) уровень развития интернет-услуг; 4) политическая вовлеченность в мировые дела, т.е. участие в международных организациях, ратификация международных договоров, вклад в деятельность миротворческих сил ООН. В 2007 г. в список стран, для которых рассчитывался индекс глобализации, были включены 72 страны, на долю которых приходилось 96% мирового производства. Россия заняла по этому показателю 62-е место, откатившись по сравнению с 2006 г. на 15 мест (тогда она занимала 47-е место). Вместе с тем по показателю участия в международном движении капиталов, который измеряется отношением суммы накопленных ПИИ к ВВП, Россия занимает

38-е место, что, по мнению экспертов, является неплохим показателем, учитывая, что страна вступила на путь интеграции в мировую экономику всего около двух десятилетий тому назад. Этот показатель составил у России 3,63%; первые места заняли Гонконг (38,51), Нидерланды (25,89) и Эстония (25,13%) (16).

Иностранные инвестиции в российскую экономику поступают в трех основных формах:

- прямые иностранные инвестиции (ПИИ), включающие взносы в капитал зарубежного предприятия, превышающие 10% его стоимости и позволяющие инвестору участвовать в управлении или контролировать его, и кредиты от зарубежного совладельца;

- портфельные инвестиции, включающие вложения в паи и акции, не превышающие 10% стоимости капитала предприятия, а также приобретение долговых ценных бумаг;

- так называемые «прочие инвестиции», в которые включают различные кредиты и займы, получаемые российскими предприятиями и банками на внешних рынках, в том числе коммерческие кредиты, кредиты на срок 180 дней и на срок свыше 180 дней.

Наибольший прирост иностранных инвестиций наблюдался после 2000 г., когда российская экономика стала преодолевать последствия финансового кризиса 1998 г. (табл. 3).

Таблица 3

Объем иностранных инвестиций по основным формам (11; 12)

2000 г. 2007 г. Январь-сентябрь 2008 г.

В млн. долл. В % к итогу В млн. долл. В % к итогу В млн. долл. В % к итогу

Всего инвестиций 10 958 100 120 941 100 75 792 100

в том числе:

прямые инвестиции 4429 40,4 27 797 23,0 19 201 25,3

портфельные инвестиции 145 1,3 4194 3,5 1296 1,7

прочие инвестиции 6384 58,3 88 950 73,5 55 295 73,0 _|

Как показывают данные таблицы 3, в 2000-2007 гг. общий поток иностранных инвестиций в Россию возрос в 11 раз, в том

числе прямые инвестиции увеличились в 6,3 раза, портфельные -почти в 29 и прочие - в 14 раз. В январе-сентябре 2008 г. в Россию поступило 75,8 млрд. долл. иностранных инвестиций, что на 13,8% меньше, чем в январе-сентябре 2007 г., в том числе прямых инвестиций на 2,3% меньше, портфельных - на 16,3 и прочих - на 17,2% меньше.

По состоянию на конец сентября 2008 г. объем накопленных иностранных инвестиций в экономике России составил 251,3 млрд. долл., что на 27% больше по сравнению с соответствующим периодом 2007 г. (табл. 4). Наибольший удельный вес в накопленном иностранном капитале приходился на прочие инвестиции, осуществляемые на возвратной основе - 50,7% (на конец сентября 2007 г. - 53,5%), доля ПИИ составила 46,9% (44,4), доля портфельных - 2,4 (2,1%).

Таблица 4

Структура накопленных иностранных инвестиций по видам экономической деятельности (на конец сентября 2008 г.) (11)

Накопленные иностранные инвестиции

В млн. долл. В % к итогу

Всего 251 279 100

в том числе: сельское и лесное хозяйство, рыболовство 1958 0,8

добыча полезных ископаемых 48 600 19,3

обрабатывающие производства 77 824 31,0

производство и распределение электроэнергии, газа и воды 4390 1,8

строительство 6227 2,5

оптовая и розничная торговля 52 139 20,7

гостиницы и рестораны 593 0,2

транспорт и связь 16 709 6,7

финансовая деятельность 11 869 4,7

операции с недвижимостью 29 464 11,7

прочие 1503 0,6

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

На первом месте по объему накопленных иностранных инвестиций (31%) находятся обрабатывающие отрасли, среди которых

лидируют пищевая и химическая промышленность и металлургия. Затем следуют оптовая и розничная торговля (20,7%) и добыча полезных ископаемых (19,3%). Такая структура лишь в малой степени способствует модернизации и диверсификации российской экономики. Гораздо эффективнее привлекать иностранные инвестиции в передовые отрасли производства.

Определенный интерес представляет структура накопленных иностранных инвестиций в Россию по странам их происхождения. Основными странами-инвесторами на конец сентябре 2008 г. были Кипр, Великобритания, Нидерланды, Германия, Люксембург, Франция, Виргинские (Британские) острова, на долю которых приходилось 78,0% от общего объема накопленных иностранных инвестиций и 81,1% общего объема накопленных прямых иностранных инвестиций (11).

Самой привлекательной формой для стран - импортеров капитала, в том числе и для России, являются прямые инвестиции, позволяющие увеличивать объем производства и ВВП, бюджетные доходы, занятость, насытить отечественный рынок товарами и услугами, привнести новую технологию и передовой организационный и управленческий опыт, использовать все преимущества конкуренции, улучшить структуру экспорта. Приветствуя в целом деятельность иностранных корпораций в России, специалисты отмечают ряд негативных моментов, не способствующих эффективному развитию российской экономики (1).

1. Инвестиции большинства ТНК («Procter & Gamble», «Johnson & Johnson», «Henkel», «Nestle» и др.) были направлены в основном на приобретение действующих российских предприятий, что не усиливало конкуренцию на соответствующих рынках, а просто заменяло российские товары на товары под иностранной торговой маркой. При неблагоприятных условиях уход западного капитала может негативно сказаться на рынке потребительских товаров первой необходимости.

2. Получаемые иностранными корпорациями в России доходы пополняют в основном бюджеты стран - экспортеров капитала, а не реинвестируются.

3. Приоритетными сферами инвестирования ПИИ являются топливно-энергетические отрасли, что не отвечает интересам диверсификации российской экономики и экспорта. Такая структура иностранных инвестиций, не отвечающая интересам России, во многом объясняется следующим: иностранные инвесторы до сих

пор не уверены в том, что страна намерена последовательно идти по пути рыночных преобразований.

К названным негативным последствиям можно добавить отрицательные последствия деятельности иностранных компаний для окружающей среды, как это случилось, например, с проектом «Са-халин-2», а также тот факт, что иностранные инвесторы озабочены прежде всего обеспечением собственных доходов, не считаясь с реальными потребностями и условиями принимающей страны.

О реальном воздействии ПИИ на экономический рост в России можно судить, если внимательно проанализировать их поток в 2007 г., когда их объем (27,8 млрд. долл.) почти вдвое превысил уровень 2006 г. Однако 45% из этой суммы (12,6 млрд.) составляют ПИИ в добычу топливно-энергетических полезных ископаемых, пришедшие из Нидерландов, где у «Газпрома» есть голландские дочерние компании (в частности, «Gazprom Finance B.V.» и «Gazprom Netherlands B.V.»), которые, по имеющейся информации, выступили покупателями в «Сахалине-2» и других приобретенных «Газпромом» компаниях. Еще 5,7 млрд. долл. ПИИ пришли в Россию из Кипра; эти деньги на самом деле российского происхождения. Таким образом, за вычетом сомнительных «кипрских» и «нидерландских» ПИИ вместо рекордных 27,8 млрд. долл. остается лишь 9,5 млрд. долл. ПИИ, поступивших в 2007 г. в российскую экономику (10). Из этой оставшейся суммы 4 млрд. долл. инвестиций были вложены в операции с недвижимостью, финансовый сектор, строительство и торговлю. Разумеется, нет ничего плохого в том, что деньги приходят и в торгово-посредническую сферу, однако здесь инвестиции имеют краткосрочный характер. Вместе с тем России гораздо важнее привлекать ПИИ в долгосрочную модернизацию производственных мощностей и развитие инфраструктуры. Но на эти сферы в 2007 г. пришлось всего 5,5 млрд. долл., что очень мало. Причем можно не сомневаться, что и в этой цифре спрятаны реинвестированные российские капиталы (инвестированные через компании, зарегистрированные в Нидерландах, Швейцарии, Великобритании, Люксембурге) (10).

Международные портфельные инвестиции - это вложения капитала в иностранные акции и долговые ценные бумаги с целью получения дохода без права реального контроля над объектом инвестирования. Основными субъектами портфельных инвестиций являются различные инвестиционные и хедж-фонды, ведущие операции на фондовых рынках разных стран. Портфельные инвести-

ции являются наиболее динамичной частью мировых финансовых потоков. Учитывая их масштабы и свободный, неконтролируемый межстрановой перелив, они способны дестабилизировать финансовую систему любой страны, что наблюдается в настоящее время в России, как и в других странах с переходной экономикой. По данным американской исследовательской организации «Hedge Fund Research», за июль-октябрь 2008 г. активы хедж-фондов, инвестирующих в акции России и других стран Восточной Европы, уменьшились на 12 млрд. долл.

По имеющимся оценкам, 65-75% операций на российских фондовых биржах осуществлялись нерезидентами, которые в условиях обострения финансовых трудностей стали изымать средства с этих рынков. В результате индекс РТС снизился с максимального уровня в 2498,1 пункта (в мае 2008 г.) до 549,43 пунктов (октябрь 2008 г.). Ответ на вопрос о том, куда пойдет российский фондовый рынок в 2009 г., представляет собой решение уравнения со многими неизвестными, среди которых мировые цены на нефть, обменные курсы валют, темпы экономического роста мировой и российской экономики и т.д. Прогнозы индекса РТС на конец 2009 г., даваемые российскими аналитиками с учетом разных факторов, колеблются от 350 до 1500 пунктов (7).

Из всех форм иностранных инвестиций наиболее высокими темпами росли в последние годы прочие инвестиции, представляющие собой внешние заимствования российских компаний и банков. В результате объем внешнего долга России возрос с 257,2 млрд. долл. в январе 2006 г. до 527,1 млрд. в июле 2008 г.; при этом государственный долг снизился соответственно с 76,5 млрд. до 40,4 млрд. долл., а частный долг возрос со 180,7 млрд. до 486,7 млрд. долл. (4). Таким образом, более 90% внешнего долга России приходится на долю банков и предприятий, что не может не сказаться на их положении, тем более что по многим из внешних займов наступают сроки погашения задолженности. Такая ситуация не может не сказываться на реальной экономике, являясь одним из факторов замедления ее роста.

Таким образом, в Россию в последние годы во все больших масштабах поступал спекулятивный капитал в форме краткосрочных портфельных инвестиций и банковских кредитов, а также возвращались капиталы, вывезенные нашими соотечественниками за рубеж. Причем тот факт, что российские бизнесмены предпочитали инвестировать дома средства от имени офшорных компаний, гово-

рит об очень низком доверии к российским институтам, прежде всего, к гарантиям прав собственности.

Объем накопленных за рубежом российских инвестиций на конец сентября 2008 г. составил 52,7 млрд. долл. В январе-сентябре 2008 г. из России за рубеж направлено 91,3 млрд. долл. инвестиций, или на 68,6% больше, чем в январе-сентябре 2007 г. Из общей суммы накопленных за рубежом российских капиталов на долю первых трех стран их размещения приходилось 51,8%, в том числе на долю Кипра - 27,4%, Нидерландов - 23,4 и Виргинских (Британских) островов - 11%.

Гораздо большие масштабы, чем прямые и портфельные инвестиции за рубежом, имеет отток (так называемое «бегство») капиталов, который, по данным Центрального банка России, составил в 2008 г. 130 млрд. долл., в том числе банковским сектором 57,5 млрд. и прочими секторами - 72,5 млрд. долл. Значительная часть оттока капиталов связана с политикой крупнейших российских компаний, главные акционеры которых зарегистрированы в других странах и офшорных зонах.

В целом иностранные инвестиции являются всего лишь одним из факторов, влияющих на темпы экономического роста России. Как показывает опыт многих стран, приток иностранных инвестиций оказывает наиболее положительное влияние на экономическое развитие принимающих стран только в том случае, если национальные власти проводят собственную сильную экономическую политику и привлекают инвестиции в соответствии с ее приоритетами. Там, где государство отстраняется от управления своим экономическим развитием, уступая его ТНК и другим иностранным инвесторам, поступление иностранных капиталов не способствует высоким и стабильным темпам роста и приводит к усилению уязвимости национальной экономики от различных внешних шоков.

Несмотря на замедление международного движения капиталов в условиях нынешнего кризиса, общая тенденция к росту иностранных инвестиций, безусловно, сохранится, что требует разработки эффективной политики по привлечению иностранных капиталов и по обеспечению их соответствия реальным потребностям российской экономики. Это тем более важно, что Россия испытывает значительные потребности в средствах для финансирования модернизации своей экономики. По оценкам, российская экономика может осваивать ежегодно 50-60 млрд. долл. ПИИ, т.е. вдвое больше, чем в 2007 г. Общая потребность страны в иностранных инвестици-

ях на ближайшие пять-семь лет составляет 200-300 млрд. долл. (8). Для привлечения ПИИ необходим более благоприятный инвестиционный климат, в том числе иная административная среда.

Инвестиционный климат в России

Понятие «инвестиционный климат» отражает уровень создания в той или иной стране, регионе или отрасли благоприятных условий для осуществления иностранных инвестиций. Как показывает опыт других стран с переходной экономикой, главными условиями для привлечения иностранных инвестиций являются: стабильность общей социально-экономической ситуации, создание прозрачной институциональной и правовой среды, проведение глубоких реформ во всех сферах общественной жизни, наличие единой долговременной стратегии, определяющей главные направления и ориентиры устойчивого социально-экономического развития, открытость внешнему миру при последовательном отстаивании национальных интересов. Однако в условиях нынешнего кризиса все инвестиционные риски возрастают, а также усиливаются связи между миром политики и сферой финансов (19).

Привлечение иностранных инвестиций в российскую экономику должно способствовать решению следующих проблем социально-экономического развития:

- освоение невостребованного научно-технического потенциала страны;

- продвижение российских товаров и технологий на внешний рынок;

- содействие расширению и диверсификации экспортного потенциала и развитию импортозаменяющих производств;

- содействие притоку капитала в трудоизбыточные регионы и районы с богатыми природными ресурсами для ускорения их освоения;

- создание новых рабочих мест и освоение передовых форм организации и управления производством;

- развитие производственной и иной инфраструктуры.

Российская экономика обладает рядом привлекательных для

внешних инвесторов характеристик. Среди них: емкий внутренний рынок, богатые запасы природных ресурсов, наличие квалифицированной и относительно дешевой рабочей силы, значительный научно-технический потенциал, наличие неиспользованных произ-

водственных мощностей. Кроме этого, следует учитывать близость России к крупным международным рынкам, наличие современных научных центров. Именно эти факторы часто оказываются решающими для иностранных инвесторов.

В целях последовательной и скоординированной деятельности по активизации привлечения иностранных инвестиций в экономику России Постановлением Правительства от 29 сентября 1994 г. № 1108 был образован Консультативный совет по иностранным инвестициям (КСИИ) под руководством председателя правительства РФ. С российской стороны в его работе принимают участие руководители ряда федеральных министерств и ведомств, прежде всего экономического блока. Состав зарубежных участников КСИИ периодически меняется. В настоящее время его членами являются представители 27 иностранных компаний и банков, осуществляющих крупномасштабные инвестиции в экономику России. Международные финансовые структуры представлены в КСИИ Европейским банком реконструкции и развития (ЕБРР) и Всемирным Банком.

Ежегодно по инициативе КСИИ проводится исследование инвестиционного климата в России. В 2008 г. в четвертый раз проводился опрос руководителей компаний в форме прямых и телефонных интервью об иностранных инвестициях в России. Был опрошен 51 руководитель компаний, работающих или планирующих осуществлять проекты в России. Опрос был проведен в период с конца марта до середины мая 2008 г. Полученные результаты в целом позитивно характеризуют изменения, происходящие в России. Основные выводы исследования:

1. Респонденты в целом положительно отзываются об инвестиционном климате в России, отмечая, что общая ситуация в стране в ближайшие годы будет улучшаться. Так, на вопрос о том, улучшится или ухудшится инвестиционный климат в течение следующих десяти лет, средняя оценка составила 3,6 балла (оценки давались по 10-балльной системе, где 1 балл означал отличную оценку, а 10 баллов - наихудшую).

2. Хотя значительный объем ПИИ поступает в сырьевой сектор, в ближайшие годы будут расти иностранные инвестиции в банковский сектор, недвижимость и розничную торговлю.

3. Среди основных проблем, с которыми сталкивается иностранный бизнес в России, респонденты выделили коррупцию, недостаточную прозрачность законодательной базы, административ-

ные барьеры и отсутствие независимости судебной системы. Все эти явления взаимосвязаны и представляют собой часть более широкого понятия правового регулирования. Некоторые респонденты отметили «сравнительно новый», с их точки зрения, риск возбуждения судебных дел против иностранных компаний (или их российских дочерних компаний), инициированных их российскими конкурентами.

Одна из рабочих групп Всемирного банка - Doing Business (Ведение бизнеса) - ежегодно готовит отчет, позволяющий оценить национальные законодательства, связанные с регулированием предпринимательской деятельности, и их правоприменение. Согласно последнему докладу этой рабочей группы 2008 г., Россия занимает 106-е место среди 178 стран мира (страны ранжируются от 1 до 178, где первая позиция соответствует наилучшему результату), расположившись позади таких стран, как Казахстан (71), Молдова (92), Киргизия (94), Эфиопия (102) (15). Неутешительные данные о месте России в списке обзора «Индекс экономической свободы», опубликованном в январе 2009 г. фондом «Heritage Foundation». В этом списке Россия заняла 146-е место среди 179 стран.

С учетом нынешнего уровня включенности России в процесс глобализации экономики и состояния ее экономики необходимы глубокие изменения в отношениях между государством и бизнесом, рационализация и упорядочение государственных процедур, которые до сих пор часто осуществляются на основе неформальных связей и норм. По оценкам, в России насчитывается не менее 25 тыс. различных государственных правил и норм, применяющихся к различным сферам деятельности (18, с. 1). Размещение иностранных капиталов в России затрудняется многочисленными административными процедурами, которые, по словам Ж. Мейи (J. Mailly), президента «Auchan Russie», «излишне детализированы и требуют продолжительных согласований», в результате чего на открытие нового магазина уходит не менее двух лет (20, с. 12).

Следует отметить, что в последнее время принимаются меры по привлечению иностранных инвестиций в отдельные отрасли российской экономики. Крупными прямыми инвесторами в экономику РФ являются такие ведущие западные компании, как «Каргилл», «Нестле», «Бунге», «Кока-Кола», «Крафт», «Марс», «ПепсиКо», «Тетра Пак», «Бритиш Американ Тобакко», «Юнилевер». За последние три года совокупный объем прямых инвестиций указанных компаний составил более 1,8 млрд. долл. Инвестиции направляются

на создание высокотехнологичных предприятий, а также на наращивание и модернизацию существующих производственных мощностей. В соответствии с поручением председателя правительства РФ от 28 ноября 2007 г., рабочая группа рассмотрела вопросы отмены или снижения таможенных пошлин, снятия тарифных и нетарифных ограничений, а также освобождения от импортных пошлин некоторых видов технологического оборудования для пищевой промышленности, не производимого в России. Кроме того, была проведена работа по совершенствованию законодательства РФ и механизмов осуществления ветеринарного и фитосанитарного контроля в РФ. В настоящее время, сообщил А. Гордеев, практически все виды оборудования, используемые в пищевой промышленности, импортируются на таможенную территорию РФ в беспошлинном режиме (13).

Политика в отношении иностранных инвестиций предполагает меры не только по их поощрению, но и по определенному ограничению в целях обеспечения экономической безопасности. В 2008 г. вступил в силу закон об ограничении доступа иностранных инвесторов к стратегическим отраслям, к числу которых относятся энергетика, связь, горнодобывающая и аэрокосмическая промышленность, СМИ. Список стратегических отраслей в новом законе увеличился до 42. По заверению властей, благодаря этому закону зарубежному бизнесу станет легче внедряться на российские рынки. Согласно закону, зарубежная компания, которая намерена приобрести более 50% акций стратегического предприятия, должна будет получить разрешение на сделку. Кроме того, если инвестор собирается купить блокирующий пакет (т.е. более 25% акций), это можно будет сделать только на основании решения правительственной Комиссии по контролю за осуществлением иностранных инвестиций во главе с премьер-министром В.В. Путиным. Основная задача комиссии - рассматривать заявки зарубежных партнеров на приобретение предприятий в стратегических отраслях российской экономики. Новые нормы не коснутся тех сделок, которые были заключены до вступления закона в силу. На согласование всех разрешительных документов инвестор может потратить от трех до шести месяцев. Некоторые иностранные эксперты называют список отраслей, где действуют ограничения, слишком длинным, так как «охватывает более половины экономики». Эксперты не исключают, что список стратегических секторов со временем может увеличиться, а это приведет к монополизации не-

которых отраслей экономики и еще больше ограничит доступ иностранных инвесторов к российским предприятиям.

Для ограничения присутствия иностранных капиталов в стратегических отраслях используются и косвенные методы. Так, ужесточение природоохранных стандартов увеличило давление на иностранных инвесторов, вынуждая их продавать свои вложения местным инвесторам. Примерами этого могут служить такие случаи, как вынужденная продажа «ТНК - ВР» пакета акций (62,9%) проекта разработки Ковыктинского месторождения в Сибири «Газпрому» в июне 2006 г. или ситуация с проектом «Сахалин-2», когда нефтяная компания «Shell» отказалась от участия в 22-миллиардном проекте в пользу «Газпрома» в декабре 2006 г.

По прогнозам Минэкономразвития, климат для иностранных инвестиций в России не будет отличаться от европейского только к 2012 г. Для реализации этой цели потребуется разработка национальной программы, включающей в себя принятие внятной стратегии развития, антикоррупционные меры, усиление гарантий собственности, развитие инфраструктуры, переход к западным стандартам бухучета и т.д.

* * *

Несмотря на довольно высокие темпы экономического роста до середины 2008 г., рост российской экономики весьма уязвим, что показали события последних месяцев. Это явилось следствием сохранения не только ее зависимости от мировых цен на энергоносители, но и серьезных ограничений, сдерживающих потенциал экономического роста. В заключение следует еще раз подчеркнуть, что рыночная экономика и развивающийся на ее основе процесс глобализации, проявляющийся в ускорении международного движения капиталов, могут не только обеспечить многочисленные преимущества для поддержания устойчивого экономического роста, развития технического прогресса и общества в целом, но и таят в себе риски неблагоприятных внешних воздействий на национальную экономику и экономическую безопасность государства. Поиски правильного баланса между огромными возможностями и рисками являются важнейшей задачей внешней и внутренней политики любого государства, в том числе России.

Литература

1. Аликперов И. Иностранные инвестиции в России: Надежды и реальность. -Режим доступа: http://www.prof.msu.ru/publ/ulan-ude/u04.htm

2. Богомолов О. Нобелевский лауреат о российских реформах // Мир перемен. -М., 2004. - № 1. - С. 187-194.

3. Влияние иностранных инвестиций на экономический рост. - Режим доступа: http://www.economix.com.ua/?page=full_theoryid&num=45

4. Внешние долги России // Аргументы и факты. - М., 2008. - № 47. - С. 21.

5. Гринберг Р.С. Место и шансы России в мировой экономике // Предпринимательство. - М., 2008. - № 1. - С. 6-14.

6. Инвестиционный климат в России. - Режим доступа: http://www.managment. aaanet.ru/ invest/3.php

7. Индекс РТС на 2009 г. не получил прогнозов. - Режим доступа: http:// interfax.ru/business/txt.asp?id=54685

8. Иностранные инвестиции в РФ и их роль в экономике региона. - Режим доступа: http://www.jourclub.ru/3/162

9. Кузнецов А.В. Инвестиционные рекорды российских ТНК в 2007 году. - Режим доступа: http://www.perspektivy.info/rus

10. Милов В. Бум, которого нет // Газета.га. - Режим доступа: http://www.gazeta.ru/ column/milov

11. Об иностранных инвестициях в январе-сентябре 2008 года. - Режим доступа: http://www.gks.ru/bgd/free/b04_03/IssWWW.exe/Stg/d010

12. Прямые иностранные инвестиции в России. - Режим доступа: http://www. fiac.ru/files/fiac_survey_2008_rus.pdf

13. Россия станет более привлекательной для иностранных инвестиций? - Режим доступа: http://www.agronews.ru/newsshow.php?NId=48120

14. Росстат: поступление иностранных инвестиций в РФ за 2007 год увеличилось в 2,2 раза. - Режим доступа: http://www.banki.ru/news/lenta

15. Сидоренко О. США, Швейцария и Дания возглавили рейтинг ВЭФ по индексу глобальной конкурентоспособности. - Режим доступа: http://www.zip.org.ua/ 2007/12/23

16. Globalization Index Rankings. - Mode of access: http://www. foreignpolicy. com/story/cms.php?story_id=4030&page=13

17. Jégo М. Moscou renonce à soutenir le rouble pour aider son industrie en difficulté. -Mode of access: http://www.lemonde.fr/larticle/2008/12/19

18. Jégo M. Russes, votez tranquilles: L'ordre économique regne // Monde-Economie. -P., 2003. - 2 dec. - P. I.

19. Le retour des risques politiques et sociaux. - Mode of access: http://www. lemonde.fr/article/2008/12/17

20. Rey-Lefebvre I. L'implantation des étrangers se révèle parfois compliquée // Monde. -P., 2008. - 13 juin. - P. 12.

21. World investment report, 2008: Transnational corporations and the infrastructure challenge. - N.Y.; Geneva: UNCTAD, 2008. - 64 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.