Научная статья на тему 'Роль инвестиций в реализации стратегии экономического роста'

Роль инвестиций в реализации стратегии экономического роста Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
738
100
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Финансы и кредит
ВАК
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Шевченко И.В., Александрова Е.Н., Кравченко Т.Е., Анисимова В.Г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Роль инвестиций в реализации стратегии экономического роста»

Инвестиции и инновации

роль инвестиций в реализации стратегии экономического роста

И.В. ШЕВЧЕНКО, доктор экономических наук, профессор, декан экономического факультета Кубанского государственного университета

Е.Н. АЛЕКСАНДРОВА, кандидат экономических наук, доцент кафедры мировой экономики Кубанского государственного университета Т.Е. КРАВЧЕНКО, преподаватель кафедры «Финансы и кредит» Российского государственного торгово-экономического университета (г. Краснодар)

В.Г. АНИСИМОВ,

фармацевтическая компания ООО «ФК Апрель» (г. Краснодар)

Шевченко игорь Викторович, доктор экономических наук, профессор, заведующий кафедрой мировой экономики, декан экономического факультета Кубанского государственного университета. Заслуженный экономист Российской Федерации. Автор около 300 научных работ. Сфера научных интересов охватывает проблемы экономического роста, национальной конкурентоспособности, инновационно-инвестиционной деятельности.

Александрова Елена николаевна, кандидат экономических наук, доцент кафедры мировой экономики Кубанского государственного университета. Имеет более 45 публикаций. В 2005 г. стала победителем и заняла второе место в VIII Всероссийском конкурсе Вольного экономического общества России по экономической тематике «Экономический рост России». Область научных интересов: экономический рост, конкурентоспособность экономики, инвестиционные и инновационные процессы, проблемы развития нефтегазового комплекса, проблемы формирования и развития национальной инновационной системы России.

кравченко татьяна Евгеньевна, преподаватель кафедры «Финансы и кредит» Российского государственного торгово-экономического университета (РГТЭУ). Окончила в 1999 г. Московский государственный университет коммерции (МГУК), по специальности «финансы и кредит», имеет 4 публикации. Область научных интересов: инвестиционная деятельность как фактор экономического роста национальной экономики, стимулирование инвестиционной деятельности, глобализация.

Анисимов Вадим Георгиевич, начальник отдела сбыта фармацевтической компании ООО «ФК«Апрель» (г. Краснодар). В1996г. окончил Кубанскую государственную медицинскую академию, факультет «Лечебное дело», специальность — врач общей практики. В настоящее время является аспирантом кафедры мировой экономики Кубанского государственного университета. Область научных интересов: инвестиции, механизмы и инструменты государственного регулирования инвестиционными процессами в национальной экономике.

В современных теоретических и практических исследованиях рассматриваются различные концепции экономического роста национальной экономики1. Например, исходя из внешнеэкономического фактора роста, оказывающего наиболее существенное влияние на его темпы и качество, выделяют модель, основанную на торговых отношениях, и модель, основанную на инвестициях2. Следует отметить, что если первая доминировала преимущественно в период 1960—1980 гг., то вторая получает свое развитие начиная с середины 1990-х гг. Глобализация экономики, основываясь на приоритете инвестиционных связей, постепенно оттесняет на второй план международную торговлю. В условиях доминирования международных инвестиционных отношений между странами отмечается наибольшая взаимозависимость, высокая степень синхронности темпов роста экономик.

Мировой подъем в конце XX — начале XXI века (в среднем 3% в год) сопровождался поддержанием процентных ставок на международных финансовых рынках на низком уровне, что обеспечило относительную дешевизну и доступность заемного капитала и повысило инвестиционную привлекательность операций в развивающихся странах. Однако если в конце 90-х гг. прошлого столетия отмечается значительный рост темпов и объемов зарубежного инвестирования (табл. 1), то в последующие годы картина изменилась: произошел масштабный, практически двукратный спад годовых объемов прямых иностранных инвестиций (ПИИ), и лишь в 2004 г. возобновился их весьма скромный рост, составивший, по оценкам ЮНКТАД, 6,5%.

среди отраслей мировой экономики первое место по привлечению инвестиций занимает сфера услуг, вложения в которую растут опережающими темпами. Наблюдается постоянное повышение доли вложений в третичный сектор экономики при неуклонном снижении доли иностранных инвестиций в первичный и вторичный секторы (табл. 2).

1 См. например: Иванов Н. Глобализация и проблемы оптимальной стратегии развития // МЭиМО. - 2000. - № 2. - С. 15-21. Иноземцев В.Л. Пределы «догоняющего» развития. - М., 2001.

- 450 с. Львов Д.С. Экономика развития. - М.: «Экзамен», 2002.

- 512 с. Путь в XXI век: стратегические проблемы и перспективы российской экономики / Рук. авт. кол. Д.С. Львов. - М., 1999.

- 793 с. и др.

2 Постнов С.П. Особенности развития инвестиционных процессов в современных условиях // Вестник российской экономической академии. - 2004. - № 4. - С. 44-55. Губай-дуллина Ф. Прямые иностранные инвестиции, деятельность ТНК и глобализация // МЭиМО. - 2003. - № 2. - С. 46.

Таблица 1

Доля ПИИ в мировых макроэкономических параметрах, %3

Страны и регионы Годовые ПИИ в инвестициях в основной капитал Накопленные ПИИ в ВВП

2000 г. 2003 г. 1990 г 2000 г. 2003 г.

Мир в целом 22,0 7,5 8,9 20,0 22,9

Развитые страны 25,0 6,7 8,1 17,1 20,7

Развивающиеся страны 13,4 10,0 13,0 30,9 31,4

Бразилия 28,4 11,4 8,0 33,1 25,8

Китай 10,5 12,4 7,0 32,3 33,6

Страны ЦВЕ 18,2 9,5 1,7 18,9 23,7

Россия 9,9 8,8 - 7,1 12,1

Таблица 2

Динамика секторальной структуры ввезенных ПИИ в мировой экономике, %4

Показатели 1990 г. 2002 г.

Всего 100 100

в том числе по секторам:

Первичный 9 6

Вторичный 42 34

Третичный 49 60

Таблица 3

Региональная структура мирового притока ПИИ, %5

Страны и регионы 2000 г. 20012002 гг. 20032004 гг.

Мир в целом 100,0 100,0 100,0

в том числе:

Развитые страны 79,8 70,8 58,8

Развивающиеся страны 18,2 25,3 35,9

Бразилия 2,4 2,6 2,2

Мексика 1,2 2,8 2,4

Китай 2,9 6,7 9,7

Страны ЦВЕ 2,0 3,9 5,3

Чехия 0,4 0,9 0,7

Польша 0,7 0,7 0,8

Россия 0,2 0,3 1,4

В региональном распределении инвестиций необходимо отметить следующие тенденции. С одной стороны, как по масштабам, так и по удельному весу в мировых объемах по-прежнему

3 Источники: World Investment Report 2004. The Shifts Towards Services. UN. N.Y. and Geneva, 2004.

4 Источник: World Investment Report 2004.

5 Рассчитано по данным: World Investment Report 2004. The

Shifts Towards Services. P. 367-371; UNCTAD/Press/PR/2005/002.

-20

-30

^Оценочные данные

сохраняют лидерство развитые 50 страны, однако эта доля имеет явную тенденцию к уменьшению, а также некоторое снижение их роли как импортеров инвестиционных ресурсов. С другой стороны, наблюдается заметный рост доли развивающихся стран в общих инвестиционных потоках. Так, доля страны ЦВЕ в структуре мирового притока ПИИ составляет около 5% и имеет тенденцию к росту, России — 1,4% (табл. 3).

На протяжении последних шести лет россия входит в число стран с наиболее высокими темпами роста. Так в 2005 г. темпы роста ВВП составили 6,4%, а в 2006—2007 гг. прогнозируются в диапазоне от 4,8 до 6%. Для сравнения, в развитых странах (США, Япония, зона евро) экономический рост в среднем составляет 3%, а в развивающихся — более 6%. Этап экономического роста в России в 2000—2005 гг. характеризуется быстрым наращиванием экспорта и капиталовложений, началом реализации крупномасштабных инвестиционных проектов, повышением производительности труда, относительным снижением инфляции и безработицы, ростом налоговых поступлений от экспортных доходов. динамика отдельных макроэкономических показателей, характеризующих развитие страны, приведена на рис. 1.

Экономический рост происходит в условиях благоприятной внешнеэкономической конъюнктуры для основных товаров российского экспорта (рост мировых сырьевых и энергетических цен). Россия на протяжении последних лет имеет положительное сальдо торгового баланса, максимальный уровень которого достигнут в 2005 г. — 124 млрд долл. США, 40% роста по сравнению с 2004 г.6. По этому показателю Россия опережает даже динамично развивающийся Китай — 117 млрд долл. США. Приток средств от внешнеэкономической деятельности обеспечивает России увеличение ликвидности и расширение внутреннего инвестиционного и потребительского спроса.

Ведущие мировые эксперты и аналитические агентства прогнозируют в краткосрочной и среднесрочной перспективе сохранение довольно выгодной для России конъюнктуры сырьевых

Инвестицию! в

основной

капитал

Промышленное производство

2000 2001 2002 2003 2004 2005*

Рис. 1. Динамика основных показателей экономического развития (прирост, % к предыдущему году)7

рынков. По их мнению, мировая экономика вступает в новый для нее этап «нефтяного бизнеса», характеризуемый ростом спроса на нефть (прежде всего за счет крупнейших потребителей энергетического сырья — США и Китая), сокращением добычи нефти в ряде стран и как следствие ростом цен на нефть (рис. 2). Инвестиционный банк Goldman Sachs считает, что нефтяной рынок вступил лишь в раннюю стадию многолетнего периода («суперпика») повышения цен. По его прогнозам пиковое значение цены на нефть следует ожидать в диапазоне от 80 до 105 долл. США за баррель. Соотношение объемов спроса и предложения на рынке нефти определяется с одной стороны, нестабильной политической и военной ситуацией в регионах основной нефтедобычи (непрекращающаяся дестабилизация обстановки в ираке, отсутствие надежности и безопасности инфраструк-

80

|б0

3 40 420

I 0

1986 1989 1992 1995 1998 2001 2004 2005 2007*год □ Цена 1 барреля нефти

*Прогноз

Рис. 2. Динамика цен на нефть8

6 Инвестиционный климат в России (доклад 15 съезду РСПП) // Вопросы экономики. - 2006. - № 5. - С. 53.

7 Составлено и рассчитано на основе: Федеральная служба государственной статистики. ЦМАКП: обзор макроэкономических тенденций. — 2004. Программа социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2005-2008 годы). МЭРТ.

8 Источник: Международное энергетическое агентство. МЭРТ.

туры отрасли в Кувейте, а также ситуации в Иране и Нигерии), с другой - ростом предложения со стороны ряда независимых производителей - Казахстана, Азербайджана (проект «Баку-Тбили-си-Джейхан»), России (расширение экспортных возможностей через БТС), а также со стороны ОПЕК (вследствие готовности новых мощностей в Саудовской Аравии) и ростом спроса со стороны Китая и Индии.

Узкосырьевая специализация отечественного экспорта не позволяет рассматривать внешнеэкономический фактор в качестве стимулирующего устойчивый рост России. Сектор промышленности, ориентированный на товарное покрытие внутреннего спроса, недостаточно конкурентоспособен. И по мере укрепления рубля данное противоречие проявляется в ускорении роста импорта. В такой ситуации роль потребления как фактора экономического подъема ослабляется, даже несмотря на опережающее (по сравнению с ВВП) расширение потребительских расходов. Кроме того, сохранение высокого активного сальдо торгового баланса в совокупности с притоком иностранных кредитов (в свою очередь данный факт обусловлен укреплением рубля по отношению к доллару США и низкими процентными ставками на мировых рынках) обусловило рост золотовалютных резервов и ускорение роста денежного предложения.

Обзорный анализ наиболее значимых тенденций в развитии отечественной экономики позволяет сделать вывод о том, что в стране продолжают накапливаться экономические ограничения, которые препятствуют интенсификации процессов модернизации и ускорению экономического роста. Следует отметить, что для ликвидации таких ограничений необходимо преодолеть сложившуюся модель развития на сырьевой основе и скорректировать экономическую политику. В этом направлении выделяют значительное число проблемных вопросов, решение которых имеет принципиальное значение для развития российского бизнеса, в том числе: предсказуемость институциональной среды, эффективный инструментарий экономической политики, правовая защищенность, инвестиционный климат. Особенную актуальность в последнее время приобретает сотрудничество государства, бизнеса и общества в отношении механизмов и инструментов улучшения инвестиционного климата страны. Речь идет об инвестициях как ключевом факторе ускорения и устойчивости экономического роста.

С теоретической точки зрения, важность и необходимость инвестиций для развития национальной экономки на всех этапах ее развития очевидна. Внутренние инвестиции выступают одним из основополагающих факторов экономического роста, и проблема заключается в их эффективном (оптимальном) распределении между секторами и отраслями национального хозяйства, а также в удовлетворении инвестиционного спроса со стороны общества и деловой среды. В отношении иностранных инвестиций, их влияния на социально-экономическое развитие государства в мировой теории и практике также сложились определенные закономерности. В частности, при прочих равных условиях, на совместных и иностранных предприятиях показатели эффективности производства - производительность труда, фондоотдача - как правило, выше, чем на предприятиях других форм собственности9.

Вместе с тем на практике результативность инвестиций как фактора роста определяется рядом дополнительных условий и ограничений. Например, при достаточно высоком показателе доли инвестиций в ВВП в экономике могут сохраняться значительные диспропорции в региональном или отраслевом развитии, что объясняется неравномерностью распределения (отсутствием эффективных механизмов межотраслевого перелива капитала) инвестиционных средств по регионам и отраслям, а также объективными ограничениями институциональной и макроэкономической среды. Кроме того, следует учитывать «качество» и направленность инвестиций. Очевидно, что в условиях глобализации приоритет будут иметь инвестиции в человеческий капитал и инновационные разработки по сравнению с инвестициями в приобретение морально устаревших технологий.

Разнонаправленное влияние на экономику принимающей страны оказывает иностранный капитал. Оценка позитивного и негативного воздействия иностранного присутствия на развитие народного хозяйства страны-реципиента (на примере российской экономики) представлена в табл. 4.

Результаты отдельных эмпирических исследований, направленных на выявление и изучение факторов экономического роста, подтверждают выводы теоретических работ о наличии прямой зависимости между темпом роста ВВП и объемом инвестиций. Так, например, из работы Батона и Самлински «Частные инвестиции в развиваю-

9 Отраслевые и региональные проблемы привлечения иностранных инвестиций в экономику России // МЭиМО. - 2005. - № 9. - С. 12-21.

щихся странах»10 следует, что повышение частных инвестиций на 1% в ВВП, при прочих равных условиях, увеличивает среднегодовой темп роста экономики на 0,71%. Именно инвестиции обеспечивают наращивание основного капитала, повышение эффективности производства, выпуск конкурентоспособной продукции и как следствие повышение экономического роста страны.

С учетом сказанного, обеспечение более высоких темпов и устойчивости роста российской экономики представляется на основе модели «инвестиционного развития», предусматривающей увеличение объемов и ускорение темпов роста инвестиций, создание благоприятных условий для отечественных и иностранных инвесторов.

Таблица 4

Влияние иностранного капитала на воспроизводственные процессы в российской экономике11

Положительный эффект ПИИ Ограничения ПИИ

Пополняют внутренние источники финансирования вложений, восполняя недостаток средств в отдельных отраслях (в том числе непривлекательных для отечественных инвесторов). Инвестиции зарубежных фирм являются источником дополнительных средств для финансирования внутренних капиталовложений лишь до тех пор, пока репатриация прибылей не превысит эти инвестиции.

Понижательное воздействие на процентную ставку банковских кредитов, что служит дополнительным стимулом к внутренним инвестициям. Иностранные компании зачастую обращаются к рынку ссудного капитала принимающих стран. Увеличивая спрос на кредиты, они тем самым способствуют их удорожанию.

Способны повысить эффективность производства и расширить рынки сбыта посредством повышения технического уровня и увеличения отдачи средств труда (через смену устаревшего оборудования, применение новых технологий или адаптации российских технологий к требованиям мирового рынка). Использование схем укрытия прибыли и увода ее от налогообложения (бартер, денежные суррогаты, разнообразные формы неплатежей и др.).

10 Bouton L., Sumlinski // Trends in Private Investments in Developing Countries. Statistics for 1970-1998. International Finance Corporation. Discussion Paper, 41. 2000.

11 Составлено на основе исследований: Белоус Т. Прямые

иностранные инвестиции в России: плюсы и минусы // МЭ-иМО. - 2003. - № 9. - С. 60-66. Белоус Т.Я. Деформация денежного обращения и инвестиционный процесс в России. Пути привлечения иностранных инвестиций в экономику России. М., 2004.

Окончание таблицы 4

Положительный эффект ПИИ Ограничения ПИИ

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Расширение объема производства в секторе с иностранным участием сопровождается подключением к нему местных субпоставщиков, способствует развертыванию сопряженных отраслей. С усложнением производства и повышением уровня вертикальной интеграции в рамках транснациональных компаний ослабевают их контакты с местными компаниями.

Инициирует дополнительный спрос на квалифицированную рабочую силу, инженеров и ученых (в случае сооружения новых хозяйственных объектов). Поскольку оборудование, комплектующие и запасные части поступают по внутрифирменным каналам из-за рубежа, то и дополнительный спрос на рабочую силу возникает не в стране оперирования, а в стране базирования материнской ТНК.

Насыщение принимающей экономики остродефицитной, не выпускавшейся прежде продукцией. Опасность репатриации ввезенного капитала и свертывания производства под влиянием ухудшения инвестиционного климата, экономического кризиса.

Привлечение иностранных фирм, работающих на экспорт, ведет к увеличению экспортных доходов страны-реципиента. Насыщение экспорта изделиями современных комплексов, формируемых на территории принимающей страны. Зачастую не ведут к улучшению структуры накопления и производства в принимающей стране, поскольку иностранные фирмы, руководствуясь теорией жизненного цикла продукции, переводят за рубеж преимущественно морально устаревшие технологии и оборудование.

Повышение техно- и науко-емкости внутренних инвес-тицийиместногопроизводс-тва. При этом иностранная фирма-экспортер зачастую создает стратегические альянсы с местными производителями, открывая им выход на мировой рынок. Увеличиваются различия в уровне социально-экономического развития отдельных регионов страны-реципиента, возрастает фрагментарность ее хозяйства, разрушается ее единое экономическое пространство.

Инвестиционный путь развития экономики, как показывает мировой опыт, требует от национальной экономики соблюдения определенных макроэкономических пропорций12. В частности, уровень капитализации не должен опускаться ниже 20-25% ВВП, при этом доля прямых иностранных инвестиций в общем объеме - не менее 15-17%. Другой показатель - степень износа ос-

12 См. Рейтинг инвестиционной привлекательности регионов // Эксперт. - 2005. - № 44.

Таблица 5

Основные параметры инвестиционного развития России13

Показатели 2000 г. 2001 г. 2002 г. 2003 г. 2004 г. 2005 г.

Динамика ВВП, % 110,7 105,1 104,7 107,3 107,1 106,4

Норма накопления, % ВВП 16,9 18,9 17,9 18,2 17,9 18,1

Износ основных фондов, % 42,4 45,8 47,9 49,1 43,7 42,8

Индекс физического объема

инвестиций в основной ка- 117,4 110,0 102,8 112,5 110,9 110,5

питал, %

Объем прямых иностранных инвестиций, млн долл. США 4 429 3 980 4 002 6 781 9 420 6 602*

Ставка по кредитам, % 24,4 17,9 15,7 13,0 11,4 10,7

Курс рубля (на конец года) 28,2 30,1 31,8 29,5 27,8 28,8

*Данные: январь—сентябрь

новных фондов, не превышающий 30—35%. Однако результаты инвестиционной деятельности за последние несколько лет свидетельствуют о том, что таких «мировых инвестиционных стандартов» отечественная экономика еще не достигла (табл. 5).

Учитывая нынешнее состояние производственных фондов России, необходимо, как минимум, в два раза больше инвестиционных средств по сравнению с темпами инвестирования за последние семь лет. Нынешний объем инвестиций в 18% ВВП (в среднем за период 1999-2005 гг.) оказывается явно недостаточным для реструктуризации отечественного производства и выпуска конкурентоспособной продукции. даже несмотря на положительный темп роста инвестиций в основной капитал, степень износа основных производственных фондов настолько велика, что этот рост ничего не дает. По оценкам Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования, для улучшения ситуации стране требуется 15-25 млрд долл. США ежегодных инвестиций в основной капитал. Нижняя граница - необходимый минимум, обеспечивающий простое воспроизводство, верхняя - сохранение темпов экономического роста на уровне 2000 г.14.

Проблема финансирования экономического роста России предполагает не только определение необходимого объема инвестиционных средств, но и анализ характера и направленности инвестиционного процесса. В данном случае интерес представляет исследование инвестиционной ситуации в России по следующим направлениям:

13 Источник: Марченко Г., Мачульская О. Ножницы централизации // Эксперт. - 2005. - № 44. ЦБ РФ. Федеральная служба государственной статистики - URL:http:// www.grs.ru

14 Данные: Министерство экономического развития и тор-

говли РФ (МЭРТ РФ) - URL:http:// www.economy.gov.ru Центр макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования (ЦМАКП) - иКЬ:Шр:// www.forecast.ru

• характер внутренних инвестиционных процессов;

• динамика и направленность притока иностранных инвестиций в Россию;

• привлекательность России как субъекта системы мирохозяйственных отношений.

По данным Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации (далее - МЭРТ), инвестиции в основной капитал увеличились в 2005 г. по сравнению с предыдущим годом на 10,5% против 10,9% в 2004 г. Высокий темп роста инвестиций обеспечивается за счет увеличения экспортных доходов и ускорения роста государственных инвестиций. Однако, несмотря на рост, уровень 2000 г. - когда темпы прироста инвестиций в основной капитал составили более 17% - так и не удалось достигнуть в последние пять лет. Сдерживающее влияние на динамику инвестиционного спроса в последние годы оказывают такие факторы, как ускорение стоимости строительства (а также дефлятора инвестиций), низкая мобильность капитала из сырьевых в обрабатывающие отрасли и сферу услуг, медленное развитие механизмов трансформации сбережений населения и банковских пассивов в инвестиции (что проявляется в снижении вклада банковских кредитов в финансирование инвестиций).

В течение последних пяти лет эксперты указывают на смену характера модели инвестиционного развития экономики15:

• 2002—2004 гг. Экономический рост на основе частных инвестиций. В этот период отмечается активность частных инвесторов (как отечественных, так и иностранных), увеличение объемов инвестиций для реального сек-

15 См. Данилов Ю. Госинвестиции тормозят дисперсный рост // Эксперт. - 2006. - № 13. Цена монополии на ликвидность // Эксперт. - 2006. - № 11.

тора на рынках ценных бумаг, активизация деятельности отечественных предприятий по привлечению капитала; • 2004 г. - настоящее время. Инвестиционный фактор экономического роста стимулируется за счет активности предприятий с преобладающим участием государства и ростом бюджетных расходов16.

Отрицательные последствия смены характера «инвестиционной модели» роста аналитики видят в падении темпов роста экономики даже при более высоких объемах инвестиционных ресурсов. При этом дальнейшее снижение темпов экономического роста частично сдерживается эффектом частных инвестиций в предыдущий период. Падение эффективности инвестиций объясняется ростом доли неэффективных инвестиционных расходов и объемами ресурсов, направляемых на потребление. Так, по данным МЭРТ, за период 2002-2005 гг. объем валового накопления в экономике в среднем составил 21%, по итогам 2006 г. прогнозируется его увеличение до 23%, а к 20072008 гг. - до 25%. Расчеты показывают, что при сохранении модели инвестиционного роста на основе частных инвестиций прирост ВВП в 2004 г. мог бы составить 9,6% (фактический - 7,1%), 2005 г. - 12,6% (фактический - 6,4%), что соответствует поставленной цели удвоения ВВП.

В целом соглашаясь с доводами экспертов в пользу приоритетности частных инвестиций как фактора экономического роста, хотелось бы отметить следующее. Во-первых, на основе данных за полуто-рогодовой период развития экономики вряд ли можно сделать серьезные выводы о причинно-следственной связи темпов роста ВВП и смены инвестиционной модели. Возможно, спад ВВП был обусловлен конъюнктурными факторами или условиями, не связанными с инвестиционной активностью. Во-вторых, из теории известно, что государственные инвестиции в той или иной форме, наряду с частными, могут стимулировать экономический рост (например, взгляды кейсеанцев). В-третьих, в условиях российской экономики эффективность частных инвестиций не намного отличается от эффективности государственных. Необходимо учитывать диспропорции распределения инвестиций по отраслям, низкий уровень удовлетворения инвестиционного спроса отечественных предприятий, ограничения инвестиционной политики.

16 Так, по данным ЦБ РФ, на рынке еврооблигаций доля предприятий с преобладающим участием государства в общем объеме инвестиций, привлеченных российскими структурами, выросла с 47% в 2004 г. до 62 % в 2005 г.

На протяжении последних лет инвестиции концентрируются всего в нескольких отраслях, характеризуемых более высокой нормой доходности. Например, доля топливной промышленности (нефте-, газодобыча и переработка) и транспорта в объеме инвестиций в основной капитал практически удвоилась за период 1998-2001 гг. - с 19 до 32%. В 2004-2005 гг. на долю экспортно-сырьевых отраслей приходилось в среднем 65% всех инвестиций, тогда как в отраслях, ориентированных на внутренний рынок, инвестиции составляли всего около 20%. Отличительной особенностью российской экономики остается экспорт прямого капитала за рубеж и значительный импорт портфельного капитала. Одной из причин масштабного вывоза капитала за рубеж можно назвать недостаточное число в российской экономике инвестиционных проектов, которые бы обладали конкурентоспособной инвестиционной привлекательностью по условиям рентабельности и уровням рисков по сравнению с другими странами.

В последние годы на фоне недостаточного объема внутренних инвестиционных ресурсов для модернизации экономики отмечается существенное укрепление финансового состояния государства. Доходы федерального бюджета превысили запланированный уровень: их объем за 2005 г., по данным Минфина России, составил 102,8% к уточненной росписи поступлений доходов и почти 154% к первоначально принятому объему. Высокий профицит бюджета (по федеральному бюджету на кассовой основе - 7,5% ВВП) обеспечивает стерилизацию большей части избыточного денежного предложения. В условиях исключительно высокой ценовой конъюнктуры и чистого притока капитала золотовалютные резервы выросли на 57,7 млрд долл. США и достигли на начало 2006 г. 182,24 млрд долл. США. Накопление значительных ресурсов в Стабилизационном фонде (1 237 млрд руб. на начало 2006 г.) позволило произвести значительные выплаты по внешнему государственному долгу, в том числе досрочные.

Значительный потенциал инвестиционных ресурсов заключается в сокращении разрыва между валовыми сбережениями и накоплениями, который составляет от 10 до 8% ВВП. За период 1997 - 2005 гг. развития российской экономики норма сбережений не опускалась в среднем ниже 2530% ВВП, что в сравнении с мировыми индикаторами является очень высоким показателем. Так, для сравнения в США - 19%, странах ЕС- 21%, Японии - 26%, и разрыв между сбережениями и

инвестициями в большинстве этих стран не превышает 2-4%.

Меры по укреплению финансового состояния национальной экономики, являющиеся показателем ее стабильности на международном уровне, тем не менее не способствуют удовлетворению инвестиционного спроса отечественных предприятий. Ежегодно из страны в той или иной форме выводится более 10% ВВП. И по мере роста физических объемов экспорта и повышения кредитно-инвестиционной привлекательности экономики финансовые власти вынуждены значительно увеличивать централизованный вывоз капитала в целях защиты внутреннего рынка. Такая политика, по словам отечественных и западных экспертов, проводится в целях поддержания конкурентоспособности страны при благоприятной внешнеэкономической конъюнктуре. Это предопределяет и дальнейшую аккумуляцию бюджетных доходов в Стабилизационном фонде для стерилизации излишков ликвидности и снижения инфляционного давления.

Отметим, что указанные меры принимаются на фоне торможения динамики основных макроэкономических показателей. В частности отмечается снижение темпов роста промышленного производства (2004 г. - 8,3% прироста, а в 2005 г. всего 4,0%), износа инфраструктуры, деградации социальной сферы, высокого уровня бедности. В основе проводимой политики скрыто сдерживание роста платежеспособного спроса на внутреннем рынке, а именно блокирование возможностей роста заработной платы, социальных выплат, поддержки развития высоких технологий и в целом торможение экономического роста17.

Бесспрно, не стоит забывать и о том, что недоинвестирование производства ведет к спаду производства и в экспортоориентированных отраслях. Компенсировать убытки, вызываемые падением мировых цен на нефть, сырьевые отрасли не смогут из-за низкой эффективности устаревших производственных фондов. Кроме того, Россия значительно ограничена и в расширении поставок ресурсов на мировые рынки, поскольку основные месторождения сырья уже выработаны, а приобретение новых технологий за рубежом или разработка собственных требует значительных финансовых ресурсов. По данным МЭРТ, если в 2005 г. экспорт товаров в стоимостном выражении

17 См. например, Абалкин Л.И. Долгосрочная стратегия Рос-

сии - ключевой вопрос включения ее в европейскую интеграцию / Научные труды Вольного экономического общества России. - М., 2004. - 418 с.

Таблица 6

Объем накопленных иностранных инвестиций в экономике России по основным странам-инвесторам на конец сентября 2005 г., млн долл. США18

Страны Накоплено В том числе

всего в % к итогу прямые портфель-ные прочие

Всего инвестиций 96 474 100 43 330 1888 51256

из них по основным странам- инвесторам 84 997 88,1 37 376 1 632 45 989

в том числе:

Кипр 17 576 18,2 12 682 888 4 006

Люксембург 16 101 16,7 399 1 15 701

Нидерланды 15 586 16,1 12 085 31 3 470

Великобритания 9 642 10,0 1 802 144 7 696

Германия 9 321 9,7 2 587 15 6 719

США 7 157 7,4 4 361 402 2 394

Франция 3 483 3,6 424 0.0 3 059

Швейцария 2 179 2,3 1 015 86 1 078

увеличился на 33,9% (245,6 млрд долл. США), то в физическом темпы роста экспорта сократились вдвое (с 10,7 до 4,7%), и в ближайшие годы такая тенденция сохранится. В 2005 г. темпы прироста добычи полезных ископаемых сократились более чем в 6 раз: с 7,2% в 2004 г. до 1,2% в 2005 г. Среди причин такого сокращения необходимо отметить недостаток крупных капитальных вложений для дальнейшего расширения производства, ограниченность пропускной способности транспортной инфраструктуры и снижение мотивации к добыче и экспорту нефти в силу увеличения налоговой нагрузки.

По данным Федеральной службы государственной статистики за январь-сентябрь 2005 г. накопленный иностранный капитал в экономике России составил 96,5 млрд долл. США, что на 31,4% больше по сравнению с соответствующим периодом предыдущего года (табл. 6). Наибольший удельный вес в накопленном иностранном капитале приходится на прочие инвестиции, осуществляемые на возвратной основе (кредиты международных финансовых организаций, торговые кредиты и пр.) - 53,1% (на конец сентября 2004 г. - 57,5%), доля прямых инвестиций составила 44,9% (40,5%), портфельных - 2,0% (2,0 %).

При сохранении темпов роста ПИИ в экономику России на уровне прошлого года (январь-сентябрь 2005 г. - 18,1% против 19,8% в ян-

18 Источник: Об итогах социально-экономического развития РФ за 2005 год и задачах экономической политики Правительства РФ на 2006 год. - М.: Минэкономразвития РФ, 2006.

Таблица 7

Структура иностранных инвестиций, млн долл. США19

Показатели Январь—сентябрь 2005 г. Январь-сентябрь 2004 г.

млн долл. США в % к

январю-сентябрю 2004 г. в % к итогу в % к январю-сентябрю 2003 г. в % к итогу

Инвестиции 26 829 92,1 100 139,4 100

из них:

прямые инвестиции 6 602 118,1 24,6 119,8 19,2

портфельные инвестиции 365 160,5 1,4 в 2,8 р 0,8

прочие инвестиции 19 862 85,2 74,0 144,4 80,0

варе—сентябре 2004 г.) отмечается значительный рост доли ПИИ в общем объеме иностранных инвестиций (на 5,4 п.п.), что отражает улучшение инвестиционного климата России (табл. 7).

Несмотря на положительную динамику, современное положение России в мировых инвестиционных процессах может быть оценено как весьма скромное, что не соответствует потребностям национальной экономики и ее потенциальным способностям в привлечении иностранного капитала. Так, в начале XXI в. Россия привлекала лишь 0,3% от общемирового объема ПИИ, такова же ее доля и в общем объеме накопленных в мире ПИИ. Вместе с тем, по расчетам экспертов, такая ситуация не соответствует реальным инвестиционным возможностям России. Рассчитываемый ЮНКТДЦ индекс реальной динамики в области ввоза ПИИ позиционировал Россию на 119 месте (2003 г.), тогда как по индексу потенциала в области ввоза ПИИ страна находится на 35 месте в мире20.

Российская экономика характеризуется неэффективной видовой структурой привлекаемых в страну иностранных инвестиций. Доля кредитов всех видов в их составе в 2003 — 2004 гг. превышала 80%, весьма низкой остается доля вложений в основной капитал — всего 5% в 2004 г.21. Это увеличивает внешний долг страны и нагрузку, связанную с его погашением и обслуживанием.

Согласно официальным данным, в последние годы отмечается интенсивный приток капитала нерезидентов. Иностранные финансовые обязательства экономики в 2005 г. приросли на 59 млрд. долл., в 2004 г. — на 34 млрд долл. СШД. Главным образом инвестиции поступали в частный сектор:

19 Источник: Об итогах социально-экономического развития РФ за 2005 год и задачах экономической политики Правительства РФ на 2006 год. — М.: Минэкономразвития РФ, 2006.

20 World Investment Report 2005: Transnational Corporations and the Internationalization of R&D. — Geneva, 2005.

21 Отраслевые и региональные проблемы привлечения иностранных инвестиций в экономику России // МЭиМО.

- 2005. - № 9.

внешние пассивы банковской системы увеличились на 18 млрд долл. США, сектора нефинансовых предприятий — на 59 млрд долл. США. В итоге на начало 2006 г. внешние заимствования компаний и банков увеличились до 147 млрд долл. США. Основными получателями капитала выступают крупные энергетические компании, а также связанные с ними кредитные организации22.

Внешние активы органов государственного управления в 2005 г. снизились на 10,7 млрд долл. США, из которых 10,6 млрд долл. США связано с реструктуризацией и списанием сирийской задолженности. Благодаря досрочному погашению долга перед МВФ и кредиторами Парижского клуба сократилась внешняя задолженность федеральных органов управления (с 95,7 млрд долл. США на начало 2005 г. до 70,8 млрд долл. США на 1 октября 2005 г.). В целом за 2005 г. фактические платежи по основному долгу составили 26,5 млрд долл. США (в 2004 г. - 8,5 млрд долл. США), процентные выплаты оцениваются в 4,6 млрд долл. США (в 2004 г. - 4,9 млрд долл. США).

Следует отметить, что касается отраслевой структуры иностранных инвестиций, привлекаемых в экономику России, то на конец 2004 г. по доле в их накопленном объеме лидировали: промышленность — 44,5%, оптовая и розничная торговля — 25,9%, операции с недвижимым имуществом — 9,3%, транспорт и связь — 9%, финансовая деятельность —5,1%. Наименьший удельный вес инвестиций приходится на сельское, лесное и рыбное хозяйство — 0,8%, строительство — 0,6%, производство и распределение электроэнергии, газа и воды — 0,5%, здравоохранение и социальные услуги — 0,1%. В промышленности сохраняется устойчивый приоритет ТЭК, производства промежуточных продуктов (металлургического комплекса), на долю которых в 2004 г. приходи-

22 Об итогах социально-экономического развития РФ за 2005 год и задачах экономической политики правительства РФ на 2006 год. — М.: Минэкономразвития РФ, 2006. Эксперт. 2006.

лось около 70% иностранных инвестиций, а также отраслей, работающих на потребительский рынок (пищевая промышленность). Недостаточно внешних ресурсов получила обрабатывающая промышленность - машиностроение и другие отрасли высоких технологий. Структура распределения иностранных инвестиций по отраслям, в том числе промышленности, представлена в табл. 8.

Таблица 8

Распределение иностранных инвестиций по отраслям, %23

Отрасль 2000 г. 2002 г. 2003 г. 2004 г.

Всего, в том числе: 100,0 100,0 100,0 100,0

Промышленность 43,1 37,1 41,5 49,8

в том числе:

электроэнергетика 0,2 0,9 0,2 0,4

топливная промышленность 13,3 26,5 43,1 43,5

черная и цветная металлургия 22,9 33,7 28,4 25,0

химическая и нефтехимическая промышленность 5,1 4,6 4,1 5,1

машиностроение и металлообработка 10,0 6,7 6,3 6,2

лесная, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная промышленность 5,3 4,3 4,8 4,8

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

промышленность строительных материалов 1,4 1,2 1,0 1,5

легкая промышленность 0,0 0,3 0,2 0,2

пищевая промышленность 37,8 16,5 9,4 4,6

Сельское хозяйство 0,4 0,2 0,3 0,2

Строительство 0,8 0,6 0,9 0,8

Транспорт 9,3 0,9 1,4 1,2

Торговля и общественное питание 17,8 44,5 25,4 32,2

Коммерческая деятельность 2,5 6,9 11,5 6,3

Финансовые услуги 2,5 0,7 2,2 2,5

Прочие отрасли 22,4 8,2 16,8 7,0

Сложившееся распределение иностранных инвестиций по отраслям экономики в целом отражает общее распределение инвестиций: для иностранного капитала наиболее привлекательным оказывается торгово-финансовый сектор, а в сферу материального производства поступает лишь

23 Источник: данные Федеральной службы государственной статистики.

около половины годового притока иностранных инвестиций. Очевидно, что такая тенденция неспособна существенно повлиять на решение проблемы хронической недоинвестированности отраслей реального сектора, старения их производственного аппарата, растущей аварийности. Кроме того, распределение иностранных инвестиций по отраслям во многом определяется краткосрочными интересами зарубежных инвесторов, которых привлекают отрасли с быстрой оборачиваемостью капитала и окупаемостью (кондитерская, табачная и др.).

Оптимизация размещения в российской экономике прямых иностранных инвестиций предполагает выбор обоснованной и долгосрочной экономической специализации страны, обеспечивающей ее национальную безопасность. При этом необходимо стремиться к тому, чтобы позитивные итоги иностранного присутствия перевешивали отрицательные.

Разумеется что изменению существующей отраслевой структуры привлечения инвестиций могло бы способствовать расширение диапазона инструментов привлечения в экономику иностранного капитала за счет таких используемых в современной мировой практике форм ПИИ, как концессии, слияния и поглощения, соглашения о разделе продукции и др. Однако такие формы требуют, в том числе, эффективно работающей законодательной базы, которая еще недостаточно развита в России. В частности, до сих пор не заработал Федеральный закон о концессионных договорах (хотя уже и обсуждался в Государственной Думе). Необходимо также четкое определение и утверждение в законодательном порядке списка приоритетных отраслей, развиваемых с привлечением иностранного капитала, отраслей с ограниченным доступом или полностью для него закрытых, а также переход от объектного к отраслевому принципу предоставления льгот иностранным инвесторам. При этом перечень приоритетных отраслей требует тщательного обоснования. к таким отраслям прежде всего следует отнести отрасли инновационной и социальной сферы.

несмотря на ряд ограничений, которые не позволяют говорить о высокой эффективности инвестиционной модели роста в отечественных условиях, нельзя не отметить высокой привлекательности страны для иностранных инвесторов. В мировой практике существуют различные рейтинги инвестиционной привлекательности экономки, в том числе А.Т. Kearney, CalPERS, ис-

следования Pricewaterhouse Coopers (Global CEO Survey) и др.

Прямые инвесторы, как правило, пользуются рейтингом привлекательности для прямых инвестиций (индекс доверия прямых иностранных инвесторов), рассчитываемый компанией A.T. Kearney. Этот рейтинг составляется на основе опросов руководителей 1000 крупнейших мировых компаний. В соответствии с последним рейтингом А.Т. Kearney (2005 г.) Россия переместилась с одиннадцатого места на шестое. При этом столь высокое место России в рейтинге обусловлено в основном повышением оценки перспектив прямых иностранных инвестиций в добывающий сектор24. Для сравнения, некоторые развитые страны в рейтинге занимают следующие места: Германия — 9 место, Франция — 14, Япония — 15, Италия — 19, Канада — 21. Однако из приведенных данных не следует, что инвестиционный климат в России лучше, чем в этих странах, поскольку речь идет о потенциальной рентабельности прямых инвестиций в Россию, которая выше, чем в большинстве развитых экономик. Кроме того, необходимо учитывать огромное «свободное пространство» для инвестиций в России, относительно низкое предложение инвестиционных ресурсов и интенсивную экономическую динамику.

В соответствии с исследованиями Pricewa-terhouse Coopers (опрос президентов крупнейших компаний мира, «Глобализация компаний ведет к усложнению деятельности: неизбежные силы в меняющейся экономике») Россия, наряду с Бразилией, Китаем и Индией, рассматривается ТНК как развитых, так и развивающихся стран в качестве основного участника процесса глобализации. Основными преимуществами организации деятельности в этих странах являются: расширение клиентской базы и повышение уровня обслуживания своих клиентов, возможность снижения затрат, повышение производительности, получение доступа к высококвалифицированным и талантливым специалистам. В соответствии с результатами опроса, Россия воспринимается в качестве страны, предлагающей наиболее широкие возможности для бизнеса: 71% опрошенных президентов компаний планирует начать хозяйственную деятельность в стране в течение следующих трех лет.

24 Инвестиционный климат России // Вопросы экономики. - 2006. - № 5. - С. 53 - 55.

Россия занимает второе место среди наиболее быстро развивающихся стран мира (Бразилия, Россия, Индия, Китай) по открытию новых офисов и формированию союзов с партнерами, рассматривается как наиболее привлекательный рынок для приобретения новых клиентов. Вместе с тем, ведущие компании проявляют слабый интерес к российской рабочей силе. В качестве основной стратегической цели своего бизнеса в России более 80% президентов компаний назвали «выход на новых заказчиков». При этом президенты европейских компаний оценивают потенциал России более высоко по сравнению со своими американскими коллегами. В опросе также участвовали 56 руководителей российских компаний. Среди преимуществ отечественных компаний они выделили высококвалифицированные кадры и близость к крупным потребительским рынкам, но отметили и целый ряд ограничений, среди которых: чрезмерное регулирование, торговые ограничения, барьеры, протекционизм и коррупция.

Представленные оценки инвестиционной привлекательности России отражают тенденцию повышения статуса страны различными мировыми институтами. Однако в большинстве случаев Россию продолжают рассматривать лишь как один из наиболее перспективных рынков сбыта, оценивая рост ее потребительских возможностей за счет мощных добывающих отраслей. При этом положение России по уровню политической стабильности, инновационного развития, коррупции во всех рейтингах остается довольно низким.

Подводя итог сказанному, авторы отмечают, что большинство из указанных ограничений «инвестиционной модели» роста России возникает по той простой причине, что зачастую «инвестиции осуществляются ради самих инвестиций» в отрыве от реальной экономики. таким образом, инвестиции — это не цель, а инструмент решения стратегических задач, стоящих перед обществом и страной. Решение проблемы привлечения инвестиций требует разработки и внедрения на государственном уровне специальных механизмов организации инвестиционной деятельности, эффективно обеспечивающих привлечение и целевое использование инвестируемых средств. Ключевое значение в этом вопросе должно быть отведено стратегии экономического развития государства и инвестиционной политике.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.