Научная статья на тему 'Стратегические ориентиры экономики Вьетнама в начале ХХI века'

Стратегические ориентиры экономики Вьетнама в начале ХХI века Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
133
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Стратегические ориентиры экономики Вьетнама в начале ХХI века»

ЛЕ ДЫК ТАНЬ, Институт экономики РАН

СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ОРИЕНТИРЫ ЭКОНОМИКИ ВЬЕТНАМА В НАЧАЛЕ XXI ВЕКА

Среднесрочная стратегия Вьетнама на 2006-2020 гг. предусматривает сохранение устойчиво высоких темпов экономического роста, в т.ч. на уровне 7,5-8% в ближайшие пять лет. В случае выполнения этой цели объем ВВП в 2010 г. составит 9498 млрд. долл., в т.ч. на душу населения в 2010 гг. — 1050-1100 долл. против 638 долл. в 2005 г. Планируется всемерно укреплять позиции страны на мировом и региональном рынках товаров и услуг, отдавая приоритет во внешней торговле странам-членам АСЕАН, Китаю, США и ЕС. Повышение конкурентоспособности может произойти в результате углубления модернизации, и увеличения в экспорте доли продукции обрабатывающих отраслей до 50%.

Основа динамичного роста и обновления экономики Вьетнама - инвестиции и экспорт. Благоприятный инвестиционный климат и высокий политический рейтинг Вьетнама в азиатском регионе и в мире позволяют привлекать иностранный капитал в форме прямых инвестиций и экономическую помощь по линии международной организации «Официальная помощь развитию», которая была создана мировым сообществом для развивающихся стран.

Большое внимание в 2006-2020 гг. обращается на необходимость ускорения процесса преобразования государственной собственности, проведения финансовой и административной реформ, осуществления государственных социальных программ, связанных с развитием сферы общественных услуг, снижением бедности и безработицы.

Экономика и экспорт Вьетнама растут устойчиво высокими темпами на протяжении последнего десятилетия, что подтверждает правильность курса на модернизацию хозяйственной системы и эффективность реформы внешнеэкономической деятельности.

В 2001-2005 гг. средние темпы годового прироста ВВП составили 7,5%, в 2006 г. — 8,2%. Темпы прироста экспорта в 2001-2005 гг. состав-

ляли в среднем 17% в год, в товарной структуре промышленности 80% занимают промышленные товары с высокой добавленной стоимостью. Вьетнам постепенно переходит в фазу эффективного развития, поскольку улучшились народнохозяйственные пропорции, показателем чего стало повышение доли инвестиций, доходов госбюджета и экспорта в ВВП. По этим макропоказателям страна вступила в число развивающихся стран со средним уровнем экономической зрелости. В 2006 г. объем валовых инвестиций в основной капитал достиг 37,5% ВВП, доходы государственного бюджета 23,8% ВВП, а дефицит госбюджета сократился до 4,8% ВВП.

Стабильный рост промышленного и сельскохозяйственного производства позволил насытить внутренний рынок товарами отечественного производства. К XXI в. решена за счет собственного производства продовольственная проблема и проблема голода. Более того, из импортера риса в 1970-х гг. СРВ стала вторым в мире (после Таиланда) его экспортером. Таким образом, среди факторов, обеспечивших стабильно высокие темпы роста основных макропоказателей, можно назвать стимулирование роста внутренних накоплений и использование подавляющей их части на инвестиции производственного назначения.

Улучшение экономической активности и инвестиционного климата происходит в результате многочисленных поправок и дополнений в Законе об иностранных инвестициях, сделавших его более либеральным. Принятие общего закона о предприятиях в 2007 г. уравнивает условия деятельности хозяйственных укладов путем применения в налоговой системе единой ставки НДС.

В сфере торговли принят закон о конкуренции, в котором запрещается монополизация рынка и препятствие властей здоровой конкуренции. Закон обязывает во внешней торговле бороться с демпингом. Макроэкономическая стабилизация была достигнута также в результате снижения уровня инфляции.

С начала XXI в. среднегодовой темп инфляции стал ниже роста ВВП (4,32% и 7,14% в 2001-2004 гг.).

Таблица 1

Соотношение темпов экономического роста и инфляции

в 1986-2005 гг., в %

Годовой прирост Годы

1986-1988 1989-1991 1992-1997 1998-2000 2001-2004

ВВП 4,15 3,6 8,77 5,76 7,14

Инфляция 402,66 56,14 9,52 2,81 4,32

Источник: Статистический ежегодник СРВ за соответствующие годы.

Из приведенных данных видно как ликвидировался резкий разрыв в уровне инфляции и росте ВВП: особенно сильным он был в первые три года политики обновления: рост ВВП - в среднем в 1986-1988 гг. - 4,15% годовой темп инфляции - 402,66%.

В начале XXI в. структура экономики по формам собственности не претерпела сколько-нибудь крупных изменений: по удельному весу в

2005 г. на первом месте находится частный сектор (45,68%), на втором -госсектор (38,42%), ПИИ - на третьем (15,89%).

Таблица 2

Структура экономики по формам собственности в текущих ценах, %

2000 2003 2004 2005

ВВП 100 100 100 100

Государственный сектор 38,52 39,08 39,23 38,42

Частный сектор 48,20 46,45 45,61 45,68

ПИИ 13,27 14,47 15,17 15,89

Источник: ГСУ СРВ за соответствующие годы.

С точки зрения сравнения годового прироста производства в 3-х хозяйственных укладах, то первое место в 2000-2005 гг. занимал сектор иностранных инвестиций (ПИИ), госсектор постепенно снижал годовой прирост, а частный увеличивал, что наглядно представлено в табл. 3.

Таблица 3

Темпы прироста ВВП по формам собственности в 2000-2005 гг., %

2000 2003 2004 2005

ВВП 6,79 7,34 7,79 8,43

Государственный сектор 7,72 7,65 7,75 7,36

Частный сектор 5,04 6,36 6,95 8,14

ПИИ 11,44 10,52 11,51 13,20

Источник: ГСУ СРВ за соответствующие годы.

Но за устойчивостью макроэкономических показателей скрываются трудности. К ним, в первую очередь, надо отнести низкое качество развития, низкую конкурентоспособность, низкий технологический уровень, порайонные различия, низкий уровень качества образования.

Сдерживает развитие экономики высокая мировая цена на нефть, высокая доля сырья и полуфабрикатов в экспорте (более 50%), высокие внутренние цены на отечественные товары в сравнении с аналогами в региональных странах АСЕАН и КНР. Вьетнам также демонстрирует более низкий уровень менеджмента, особенно связанного с освоением иностранных и собственных инвестиций. В последние годы происходит разрастание коррупции и численности чиновников, замеченных в участии в «теневой» экономике и коррупционной деятельности, многие законы не принимаются к исполнению на местном уровне управления и все еще слабы контроль и аудит госструктур. Все эти негативные моменты создают серьезную угрозу замедления развития экономики и ухудшают инвестиционный климат в стране.

Финансовая система пока недостаточно эффективно распределяет финансовые ресурсы. Более 50% сбережений хранится в виде наличности либо золота вне банковской системы. Основные проблемы финансового сектора заключаются в отсутствии доверия у населения к финансовым институтам и местной валюте, недостаточная конкурентоспособность кредитования, высокие процентные ставки по кредитам, недостаточно ясное государственное кредитование. Иностранные инвесторы обычно удовлетворяли свои нужды в кредитах через филиалы иностранных банков.

Стратегия государства в сфере финансов должна обеспечить мобилизацию подавляющей части свободных средств населения для вложения в развитие экономики страны. В решениях 10 съезда КПВ (апрель

2006 г.) сказано: «Необходимо преобразовать финансовую систему государственных предприятий, упорядочить систему государственных компаний, укрупнить их и создать сильные компании, имеющие большой производственный и финансовый потенциал, современные технологии». Назрела необходимость разработать и принять закон о банкротстве и тем самым ликвидировать убыточные в течение длительного времени многие государственные предприятия. Акционирование госсектора идет крайне медленно.

Внешняя торговля Вьетнама на протяжении последнего десятилетия 90-х гг. и в 2001-2005 гг. продолжала развиваться устойчиво и динамично, поскольку в экспортный сектор были вовлечены разнообразные ресурсы, значительная часть экономически активного населения. К началу 2005 г. Вьетнам имел торговые отношения с 200 странами мира и заключил 86 двусторонних торговых соглашений. Экспортоориентированная политика Вьетнама сделала его экономику наиболее открытой среди всех стран восточно-азиатского региона, кроме Сингапура и Малайзии.

В импортной стратегии СРВ отдает приоритет сырью, машинам и оборудованию, необходимым для индустриализации и модернизации экономики. В то же время недостаточен ввоз потребительских товаров. В 2005 г. Вьетнам импортировал машин и оборудования на общую сумму около 3,5 млрд. долл. Динамичный рост экспорта (объем в 2005 г. - 32,2 млрд. долл. США) позволяет говорить об активном участии СРВ в мировой торговле.

Экспортно-импортная политика Вьетнама преследует следующие стратегические цели:

• создать экономические условия для развития высокоэффективных отраслей - нефтегазовой, энергетической, высоких технологий и пр.;

• обеспечить необходимым сырьем и оборудованием реконструкцию традиционных отраслей: пищевой, текстильной, обувной, швейной, рыбоперерабатывающей промышленности для удовлетворения внутреннего спроса и поставок товаров на экспорт с учетом возросшего мирового и регионального спроса на продукцию вышеуказанных отраслей;

• расширить номенклатуру экспортного сектора с учетом устойчивого внешнего спроса на продукцию мебельной промышленности, традиционных ремесел, обработки камней, выращивания жемчуга, произведений лаковой живописи и изделий национальной вышивки и пр. При этом учитывались как профессионализм, так и огромный ресурс рабочей силы в домашних хозяйствах. В экспортной стратегии поставлена цель постепенного снижения доли вывоза сырья, полуфабрикатов и увеличения готовых изделий. В результате её осуществления доля экспорта продукции обрабатываемых отраслей промышленности постоянно росла с 8% в 1991 г., 28% в 1996 г., 40% в 2000 г. и до 43% в 2003 г.

В настоящее время Вьетнам стал одним из мировых экспортеров таких товаров, как нефть сырая, рис, кофе, перец, орехи кешью. По 17 экспортным позициям Вьетнам имеет валютную выручку по каждой позиции выше 100 млн. долл.

В стратегии социально-экономического развития на период до 2020 г. должны быть обозначены основные направления экспортноимпортной политики:

• смягчение торгового дефицита за счет дальнейшего наращивания экспорта;

• усиление позиций на внешних рынках, в т.ч. путем вывоза таких конкурентоспособных товаров, как электроника, сырая нефть, сельхоз-товары, аквапродукты, мебель, продукция традиционных промыслов, повышая их качество с учетом растущей конкуренции со стороны Китая, особенно таких товаров, как обувь, ткани, готовая одежда;

• создание одинаково либеральных условий для экспортных предприятий государственного и частного сектора;

• совершенствование механизма внешней торговли после вступления Вьетнама в ВТО, снижение уровня протекционизма, соизмеряя это снижение с интересами национальных производителей;

• постоянный поиск новых или облагороженных традиционных товаров для экспорта, расширение номенклатуры экспорта-импорта по мере расширения масштабов экономики Вьетнама и реструктуризации экономической структуры в условиях включения страны в мировые и региональные торгово-экономические отношения.

Вьетнам должен стремиться закрепиться на мировых рынках в первую очередь по шести экспортным товарам (сырая нефть, текстиль и одежда, обувь, морепродукты, электроника, компьютерные компоненты, мебель).

Германские фирмы (наряду с компаниями из Японии, КНР, Тайваня, Сингапура и Республики Корея) по-прежнему относятся к числу важнейших поставщиков машин и оборудования для Вьетнама.

Вступление страны в ВТО сделает Вьетнам привлекательным местом размещения производства на новых предприятиях. Как указывает представитель Всемирного банка в Ханое К. Роланд, собственное производство во Вьетнаме многие иностранные компании считают, в числе прочего, также и известный «перестраховкой от политических рисков в Китае». К тому же вьетнамское правительство намерено с помощью новых льгот и стимулов способствовать увеличению притока иностранного капитала. Намечается децентрализация разрешительных импортных процедур, предложено распространить льготы, действующие в особых зонах высоких технологий, на инвестиционные проекты, осуществляемые вне этих зон, две из них уже действуют на севере страны и в г. Хошимине.

Учитывая все это, а также относительно дешевую рабочую силу, крупные иностранные концерны все чаще перемещают часть своего производства во Вьетнам. Американский электронный концерн «Intel» ведет переговоры с Ханоем о строительстве в г. Хошимине фабрики по производству микрочипов стоимостью 605 млн. долл. «Microsoft» намерена инвестировать в экономику Вьетнама 150 млн. долл. Японская компания «Canon» планирует переместить в страну большую часть своего производства. Германский концерн «Siemens» рассчитывает получить заказ стоимостью 600 млн. долл. на строительство метрополитена в г. Хошимине. С этой целью правительство ФРГ намерено выделить СРВ из своего фонда помощи развивающимся странам 100 млн. евро.

Вьетнам в последнее время заключил 28 новых двусторонних торговых соглашений, подписал двустороннее торговое соглашение с Соединенными Штатами Америки. Американская администрация намерена укрепить отношения с Ханоем, в том числе и для того, чтобы сдержать дальнейшее усиление влияния Китая на страну, учитывая, что вьетнамское руководство, избранное на 10 съезде КПВ, несмотря на существовавшую ранее враждебность в двусторонних вьетнамско-китайских отношениях, все более дружественно относится к Пекину.

Вьетнам из года в год наращивал инвестиционный капитал, поступающий из различных источников. На первом месте - госинвестиции - 51,5% в 2005 г., на втором - частный капитал - 32,2%. ПИИ - на третьем - 16,3% в 2005 г.

Факторами привлекательности Вьетнама для иностранных инвесторов являются быстро растущее население и относительно низкая заработная плата во Вьетнаме в сравнении с другими странами Восточной Азии, включая Китай. За 20 лет с начала реформ численность населения во Вьетнаме возросла с 61 млн. в 1988 г. до 83 млн. человек в 2005 г. При поддержке международных экономических организаций реализовано 5 государственных социальных программ, позволивших резко понизить уровень бедности, сблизить экономическое развитие глубинных и приморских районов, улучшить транспортное обслуживание и жизненные условия вьетнамских граждан, что положительно сказывается на политической стабильности и сохранении здоровой атмосферы во вьетнамском обществе. К другим факторам привлекательности Вьетнама относятся наличие крупных естественных ресурсов, включая энергоносители, тропическое земледелие, рыбные и лесные богатства, чья продукция является высоковостребованной на внешних рынках. Умелое макроэкономическое регулирование государства экономическими процес-

сами, включая оздоровление и укрепление финансово-банковской системы, сохранение низкой инфляции, поддержка устойчивого курса национальной валюты выделяют Вьетнам, по выводам западных экспертов, среди других стран Юго-Восточной Азии, испытавших в конце 90-х гг. XX столетия губительные последствия финансового кризиса. Одной из главных причин бескризисного состояния и развития банковской системы Вьетнама в те годы было недопущение портфельных инвестиций, отсутствие фондового рынка и крупного акционерного капитала.

Крупные иностранные инвестиции пришли во Вьетнам в предкризисные годы (1995-1996). В последующий период из-за последствий регионального финансового кризиса, поразившего экономику стран-инвесторов из ЮВА, годовой объем привлеченных зарубежных инвестиций колебался в пределах от 2-х до 3 млрд. долл. и несколько выше. Перелом начался с 2004 г.: в 2004 г. - ПИИ 4222,2 млн. долл. В 2005 г. ПИИ в сумме 6.338,6 млн. долл. достигли самого высокого уровня, начиная с 1997 г.

В 2006 г. приток ПИИ в СРВ достиг 10,2 млрд. долл. США, тем самым их общий объем составил 76,4 млрд. долл. США.

Таблица 4

Динамика прямых иностранных инвестиций в экономику СРВ

в 1988-2006 гг.

Всего за весь период Количество проектов (ед.) Накопленный объем, млн.долл. США

8076 76 444,40

1988-1990 211 1602,20

1991-1995 1409 17663,00

1996-2000 1724 26259,00

2001-2005 3935 20720,20

2006 797 10200,00

Источник: По данным Генерального департамента статистики СРВ.

Анализ отраслевой структуры использования ПИИ, поступивших во Вьетнам, показал, что, как и в других развивающихся странах, сферой наибольшей активности иностранной предпринимательской деятельности выступают обрабатывающая промышленность, строительство жилья, отелей и аренда помещений, рестораны, далее следуют ТЭК, сельское хозяйство, транспорт, телекоммуникации. В социальную сферу и отрасли НТП ПИИ поступают в ограниченном масштабе. Направленность экономической стратегии СРВ в XXI в. на индустриализацию и импортозамещающие отрасли, сужает возможность увеличивать на-

циональный капитал в отрасли сервисных услуг, тем не менее быстро развивающееся частное предпринимательство создает конкуренцию здесь иностранному капиталу.

По удельному весу распределение прямых иностранных инвестиций по отраслям экономики Вьетнама (по данным 2004 г.) выглядело следующим образом: промышленность — 67,1% общего количества проектов и 57,8% объема инвестиций, сельское хозяйство — 13,6% и 7,4%, сфера услуг — 19,3% и 34,9% соответственно. Таким образом, сфера услуг и промышленность являются на сегодня самыми востребованными отраслями экономики для иностранных инвесторов.

Вьетнамские инвестиции за рубежом составляют незначительную величину: начиная с 1989 г. за границей было вложено 620,8 млн. долл. в строительство 150 небольших и средних объектов в 22-х странах. Основная часть вьетнамского капитала была вложена в развитие экономики Лаоса (50 объектов на сумму 366,9 млн. долл.), Ирак (100 млн. долл.), России (11 объектов на сумму 38,3 млн. долл.).

Все более значимыми инвесторами для Вьетнама становятся страны Европы и СНГ (в первую очередь Россия), о чем свидетельствуют нижеприведенные данные табл. 6.

Таблица 6

Прямые инвестиции из стран Европы и СНГ в экономику СРВ

в 1988-2004 гг.

Страны Количество проектов Общий объем лицензированного капитала, млн. долл. США

Австрия 10 24

Польша 8 38

Беларусь 4 33

Бельгия 25 77

Чехия 8 44

Словакия 1 39

Германия 70 467

Венгрия 9 13

Италия 27 91

Россия 89 1831

Норвегия 15 55

Дания 25 146

Франция 195 2766

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Швеция 12 380

Швейцария 43 956

Украина

10

30

Источник: 20 лет политики обновления во Вьетнаме. Ханой, 2006 (на вьетнамском языке).

Примечание: Куба вложила в развитие экономики СРВ в 1988-2004 гг. 15 млн. долл. по двум инвестиционным проектам.

Из стран - членов Международного Инвестиционного Банка прямые инвестиции в больших объемах поступали из России и Германии (соответственно 1831 млн. долл. и 467 млн. долл.). Польша вложила в экономику СРВ за период 1988-2004 гг. 38 млн. долл., Чехия — 44 млн. долл., Словакия — 39 млн. долл., Венгрия — 13 млн. долл. США. Из всех стран ЕС наибольшую инвестиционную активность во Вьетнаме проявляют Франция (2766 млн. долл.), Италия (1831 млн. долл.), Швейцария (956 млн. долл.).

Вьетнам, привлекая иностранные инвестиции, постепенно начал участвовать в вывозе своих инвестиций в другие страны. Вьетнамские инвестиции вкладывались в базисные отрасли экономики стран-реципиентов: это сельское хозяйство, индустрия, строительство и пр. В человеческий капитал, новые технологии, туризм инвестиционные средства СРВ в зарубежных странах были недостаточными.

Таблица 7

Вьетнамский капитал (ПИИ) за рубежом в 1989-2005 гг.

Годы Число проектов Общий объем лицензированного капитала, млн.долл. США

В целом 150 620,8

1989 1 0,6

1990 1 0,0

1991 3 4,0

1992 3 5,3

1993 5 0,7

1994 3 1,3

1998 2 1,9

1999 10 12,3

2000 15 6,9

2001 13 7,7

2002 15 172,8

2003 25 27,3

2004 17 11,6

2005 37 368,4

Инвестиции из Вьетнама поступали в Россию (38,3 млн. долл.), Польшу (0,9 млн. долл.), Чехию (1,1 млн. долл.), Германию (4,8 млн.

209

долл.). А общий объем инвестиций СРВ за рубежом составил в 2005 г. по 150 проектам 620,8 млн. долл. Таким образом, этот важный источник экономического роста пока не отвечает интересам инвестиционного взаимодействия СРВ с европейскими странами и Россией.

Таблица 8

Распределение ПИИ Вьетнама за рубежом по отраслям в 1989-2005 гг.

Число проектов Регистрированный капитал, млн. долл. США

Всего 150 620,8

Сельское, лесное хозяйство 23 73,7

Рыбная промышленность 3 8,2

Индустрия 52 466,5

Строительство 13 38,4

Туризм 5 8,8

Транспорт, коммуникации 12 5,6

Здравоохранение, образование 4 1,6

Сервисные - прочее 38 18,0

По международному соглашению между правительством Вьетнама и донорским сообществом на период 2006-2010 гг. стране должно быть выделено 14 млрд. долл., включая неиспользованные в предыдущий пятилетний период средства. В списке реципиентов донорской помощи останутся традиционные отрасли, получающие финансовую поддержку по линии ОДА, особенно те из них, которым выделяется мало средств из государственного бюджета.

Согласованы с донорским сообществом четыре приоритетные отрасли, на развитие которых в 2006-2010 гг. будут израсходованы финансовые средства ОДА:

1. Сельское хозяйство, включая развитие сельских районов с направлением ресурсов на постепенное сокращение бедности, лесное хозяйство, рыбная отрасль.

Общая сумма требуемых средств на развитие непромышленных секторов определена за пятилетний период в следующих объемах (млн. долл. США):

1.1. сельское хозяйство — 10 проектов, около 100 млн. долл.;

1.2. лесное хозяйство, включая инфраструктуру, обустройство поселений, благоустройство национальных парков и пр. — 26 проектов на сумму свыше 550 млн. долл.;

1.3. рыбное хозяйство: 19 проектов на сумму более 1100 млн. долл. США.

2. Транспорт: дороги, мосты, скоростные трассы, авиация (авиапорты, ремонтные работы), всего 158 проектов на общую сумму свыше 2540 млн. долл.

3. Телекоммуникации и информатика: 9 проектов на сумму 1650 млн. долл.

4. Энергетика: 23 проекта на сумму 5205 млн. долл. США.

Донорское сообщество обладает крупным инвестиционным капиталом, тогда как международные банки, типа МИБ, могут вложить в каждый новый проект не более 5-10 млн. долл. Поэтому целесообразно направить эти в общем-то ограниченные средства МИБ на реализацию целей, которые бы заинтересовали европейских инвесторов и отвечали бы основным направлениям стратегии СРВ. Так, например, участвуя в модернизации и развитии обрабатывающих отраслей вьетнамской промышленности: текстильной, швейной, обувной, рыбоперерабатывающей с экзотическими продуктами тропических морей (крабы, креветки и пр.), которые прочно внедрились на рынке ЕС и США, европейские страны могут способствовать увеличению экспорта Вьетнама и снижения уровня отрицательного торгового баланса.

Снижение импортных пошлин после вступления Вьетнама в ВТО и либерализация инвестиционного и внешнеторгового климата увеличивают интерес стран-членов МИБ к расширению экспорта машин и оборудования. Сферой особых интересов МИБ и СРВ должно стать сотрудничество в сфере туризма, в том числе в строительстве гостиничных комплексов, поскольку поток иностранных туристов, включая из ЕС, в текущем пятилетии возрастет вдвое, а уже сейчас Вьетнам испытывает острый дефицит в туристической инфраструктуре.

Европейские страны вполне могут вписаться как соисполнители и спонсоры Вьетнама по основным стратегическим направлениям развития экономики:

• уменьшить внешнеторговый дефицит за счет наращивания экспорта;

• усилить позиции Вьетнама на внешних рынках путем вывоза конкурентоспособных товаров, повышая их качество с учетом растущей конкуренции со стороны Китая и Индии, особенно в производстве обуви, тканей, готовой одежды;

• приступить к совместной разработке плана действий по маркетингу новых или облагороженных традиционных вьетнамских товаров для экспорта, расширять номенклатуру экспортируемых и импортируемых товаров по мере расширения масштабов вьетнамской экономики и изменения ее структуры в условиях включения страны в мировые и региональные торгово-экономические отношения. Члены МИБ могут оказывать Вьетнаму разнообразные консалтинговые услуги, имея большой опыт по утверждению торговых марок, включая товары из Вьетнама, которые пользуются повышенным спросом.

Вьетнам имеет возможность и будет стремиться закрепиться на мировых рынках и особенно в ЕС по следующим экспортным товарам: сырая нефть, текстиль и одежда, обувь, сельскохозяйственная продукция и морепродукты, электроника и компьютерные компоненты, мебель, продукция традиционных ремесел (обработанные камни, выращенный жемчуг, произведения лаковой живописи, изделия национальной вышивки и пр.). При этом учитываются как профессионализм, так и огромный ресурс рабочей силы.

Вступление Вьетнама в ВТО расширило доступ иностранных банков в сферу финансов.

Первоочередной задачей отечественной банковской системы после вступления в ВТО является мобилизация свободных средств населения для их вложения в развитие экономики страны. Целенаправленно развивается биржевой рынок, который расширит возможности мобилизации финансовых ресурсов, как из внутренних, так и из иностранных источников. Изучается возможность допуска иностранных инвесторов к покупке акций отечественных предприятий и компаний, а также продажи государственных предприятий стратегическим инвесторам. Активно начался процесс открытия филиалов иностранных банков, в т.ч. ведущих банков из России. Европейским странам и СНГ целесообразно продумать стратегию своего подключения к деятельности крупных иностранных банков как из России, так и из Европы, Японии, США, Сингапура по совместному спонсированию проектов в вышеназванных отраслях и по оказанию консалтинговых услуг.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.