М.Е. Тригубенко
МИРОВОЙ КРИЗИС И ЕГО ВЛИЯНИЕ НА ЭКОНОМИКУ ВЬЕТНАМА*
По выводам мировой научной мысли, экономические кризисы восстанавливают равновесие, их очистительная роль состоит в замене неэффективных отраслей, слабого руководства на передовые, современные. Кризисы, как доказали Великая депрессия 30-х годов XX века в США и азиатский кризис в конце XX века, способствовали переходу на более высшую ступень научно-технологического развития. Мировой опыт свидетельствует также о закономерности смены экономических циклов: кризис — депрессия — подъем — ускорение — снова кризис. Кроме того, как при землетрясениях или извержениях вулканов возможность предсказать начало экономического кризиса маловероятна. Это доказали финансовые кризисы в США, Латинской Америке и в странах Азии, тем более никто не предполагал, что американский кризис затронет весь мир, примет глобальный характер.
Влияние современного глобального кризиса на страны Восточной Азии проявилось в меньшей степени, чем в других охваченных кризисом странах. После азиатского кризиса 1997— 1998 гг. у них был накоплен достаточный экономический ресурс, развивались технологически более передовые и конкурен-
* Ппроведено при поддержке РГНФ, Проект № 09-02-00645 а/У.
Часть первая. Современный Вьетнам
109
тоспособные отрасли. Страны выработали свои механизмы устойчивости экономики и опыт тушения кризисов. Большую роль в 90-х годах прошлого столетия сыграла весомая помощь МВФ, которая жёстко оговоренными условиями при предоставлении кредитов каждой стране не только была эффективной, но и ускорила НТП в послекризисном периоде.
В XXI веке международные условия для преодоления стра-новых кризисов ухудшились. Многие связывают это с глобализацией, усилением взаимозависимости стран мира. Эффект домино, распространившийся со второй половины 2008 г. от США и ЕС, в Азии быстро сработал, благодаря не только глобализации, но и из-за односторонне экспортоориентированной внешней политики большинства стран Азии. Полагаясь на устойчивость рынков развитых государств, страны Азии не доучли риски от возможного резкого падения внутреннего спроса в США и банкротства крупных американских банков, что немедленно привело к сокращению экспорта и притока прямых иностранных инвестиций. И, как результат, произошло падение производства в главных структурообразующих отраслях экономики и рост безработицы.
С азиатским региональным кризисом каждая страна боролась в одиночку. Усиление регионализма в отличие от глобализма привело к новой конфигурации внешнеэкономических отношений, сближению стран Азии. Восточноазиатские страны-лидеры — Китай, Япония, Республика Корея в самом начале мирового кризиса предприняли шаги к созданию коллективного антикризисного резервного валютного фонда в объеме 120 млрд долл. Обсуждалась проблема перехода во взаимных торговых операциях на новую коллективную азиатскую валюту в качестве резервной, которая должна заменить слабеющий американский доллар. Однако противоречия, борьба за лидерство в АСЕАН+3 не привели к окончательному положительному решению об оказании помощи на коллективной основе. Выяснилось также, что в качестве новой резервной валюты доллар в Азии заменить пока нечем. Правда, получили более полное распространение своповые операции в национальных валютах между Китаем—Японией—АСЕАН—Россией. Глобальный кризис
110
Часть первая. Современный Вьетнам
прямо затронул проблему экономического роста, внешней торговли и инвестиций, как основных его составляющих в развивающихся странах.
Поэтому в содержании антикризисных программ в странах Азии не было существенных отличий, главными целями являлись сохранение экономического роста и усиление внимания к социальной сфере.
Как и раньше, азиатские страны ориентировались на сильное государственное макрорегулирование, на сочетание рыночных механизмов с государственным планированием. Эффективность антикризисных программ проявилась уже в начале 2010 г., чему способствовали крупные накопления золотовалютных резервов, возобновившийся мировой спрос на высокотехнологичную продукцию стран Азии. Но тем не менее страны Азии не могут разрешить триаду: демократия — рыночная экономика — государство, поскольку пока нигде нет идеального общества, что будет влиять на их последующее после кризиса развитие. Демократичное рыночное государство в США, на модель которого ориентировались все развивающиеся страны, оказалось неэффективным, страна подверглась кризису. За образец успешной государственной антикризисной политики для использования взят Китай, хотя китайская модель не может быть перенесена ни в какую другую страну в силу чрезвычайной самобытности китайского общества, сохранения вековых традиций и своеобразного образа жизни китайцев, склонных к сбережениям.
Индия также не может служить образцом организации идеального послекризисного общества, поскольку демократическое государство и быстро развивающаяся экономика соседствуют со страшной бедностью подавляющей части населения. В Индии развивались высокие технологии и сохранялось полное невнимание со стороны государства к решению социальных проблем. Как и в Китае, только из-за глобального кризиса индийское государство оказало социальную поддержку малоимущим.
В период азиатского кризиса 1997—1998 гг. экономика Вьетнама не понесла значительных потерь, поскольку ее связи с мировым рынком и международным капиталом были ограничены.
Часть первая. Современный Вьетнам
111
Вьетнам своевременно и быстро учел уроки кризисов в странах АСЕАН и Южной Корее. Влияние современного глобального кризиса на экономику СРВ также можно считать слабее, чем в Японии, Сингапуре или в АСЕАН. Глобальный кризис по существу затронул только две отрасли вьетнамской макроэкономики — внешнюю торговлю и иностранные инвестиции.
В условиях возросшего внутреннего спроса в США и ЕС на дешевые и качественные вьетнамские товары, Вьетнам переориентировал экспорт крупных госкомпаний на американский и европейские рынки, — в результате в конце 2008 — начале 2009 гг. произошел обвал вьетнамского экспорта более чем на 50 %. Во втором полугодия 2009 г. произошло замедление падения из-за того, что государство большую часть из антикризисного пакета финансовых средств в объеме 1 млрд долл. выделило на поддержку крупных экспортных компаний, одновременно сократило НДС, отложило погашение крупной задолженности по кредитам. Тем не менее, к концу 2009 г. сохранилась отрицательная динамика внешней торговли.
В большей степени мировой кризис оказал негативное влияние на приток новых иностранных инвестиций во Вьетнам. Объем ПИИ, накопленных за год в сумме 20,1 млрд долл., соответствовал уровню докризисного 2007 г., но по сравнению с 2008 г. лицензированные ПИИ сократились на 32 %.
Многие вьетнамские эксперты считают, что влияние последствий глобального кризиса на финансовый сектор СРВ было слабым. Госбанк Вьетнама для стимулирования внутреннего спроса последовательно снижал ставку рефинансирования (с 5 до 3 %) и ставку банковских кредитов (с 8,5 до 7 % в год). Для поддержки коммерческих банков и стимулирования их работы на внутреннем рынке были предоставлены крупные суммы в объеме 389 трлн. вьетнамских донгов.
Укрепился банковский сектор в количественном измерении. Численность банков возросла с 9 в 2001 г. до 80 в 2007 г. Активная политика кредитования привела к увеличению удельного веса банковского капитала в ВВП с 43 % в 2002 г. до 93 % в 2007 г. Ускорялся процесс внутренних кредитных заимствований (domestic kredits) с 42 % в 2004 г. до 54 % в 2007 г., в целом
112
Часть первая. Современный Вьетнам
активы всего банковского сектора возросли в 2007 г. до 73,43 млрд долл.
Основные банковские активы (80 % от общей суммы) находятся у 5 крупнейших государственных банков, на долю частных коммерческих банков приходится 12 %, филиалов и отделений иностранных банков — 8 %. Для сохранения общей банковской ликвидности Центробанк в 2009 г. резко увеличил оборот денег М2, что привело к росту инфляции в декабре 2008 г. до самого высокого показателя — 28 %. Выделение из госбюджета 1 млрд долл. на антикризисные меры привело к росту бюджетного дефицита на 8,9 %. Прочность экономического фундамента составляет достаточность золотовалютных резервов (23 млрд долл.). Объемы внешнего и внутреннего долга (достигшие в 2007 г. соответственно 27 и 50 % ВВП) свидетельствуют о том, что страна в период глобального кризиса не перешла порога экономической безопасности. В отличие от большинства других стран Юго-Восточной Азии, Вьетнам смог избежать в 2009 г. спада ВВП или наступления рецессии. Рост ВВП в 2009 г. составил 5,32 %, т. е. был почти на уровне планового задания, утвержденного правительством на 2009 г. Рост инфляции в годовом исчислении снизился до 6,88 %. В годовом исчислении рост инфляции в 2008 г. составлял 15,8 %,
Как и в период азиатского кризиса 1997—1998 гг., Вьетнам не обращался в 2008—2009 гг. за предоставлением помощи от МВФ или других мировых финансовых центров: к Всемирному Банку или к Азиатскому банку развития. Помощь продолжала поступать из других источников, в том числе от донорского сообщества (ОДА), и использовалась на выполнение социальных программ, развитие транспортной инфраструктуры, некоторых отраслей промышленности, а также на поддержку финансовой стабильности, что помогло СРВ успешнее преодолевать последствия влияния глобального кризиса в 2009 г.
На борьбу с кризисом в 2008 г. правительство Вьетнама предоставило 170 трлн. донгов, в том числе 34 трлн донгов на строительные работы; 37,2 трлн — на поддержку некоторых крупных народнохозяйственных проектов; 30,2 трлн ушли на госинвестиции, переходящие с 2008 г.; 20 трлн израсходо-
Часть первая. Современный Вьетнам
113
ваны на дополнительный выпуск государственных облигаций; 28 трлн выделены на сокращение таможенных пошлин; 17 трлн донгов для обеспечения гарантий балансовых кредитных операций.
Антикризисная программа включала поддержку социальной сферы, в первую очередь выполнение государственных социальных программ, направленных на поддержку районов проживания нацменьшинств: выделена разовая материальная помощь, предоставлены льготные кредиты для строительства жилья, организации малого бизнеса, для приобретения продовольствия по сниженным ценам.
Государство стимулировало развитие внутреннего спроса, в результате агрегат продаж (Sale) возрос до 36 % ВВП. Этому способствует благоприятная демографическая ситуация в стране, где 65 % общей численности населения находится в трудоспособном возрасте, и ожидается, что в 2015 г. средний возрастной показатель в СРВ составит 29 лет (для сравнения: в Китае — 37 лет).
Хотя государство приостановило в период кризиса приватизацию в госсекторе, но поддержало частное предпринимательство, была создана 271 тыс. частных компаний с общей суммой капитала в 48 млрд долл.
Финансовая поддержка банковскими кредитами спасла от кризиса как крупный, так и средний и малый бизнес, ориентированный на экспорт; строгими административными мерами правительство пресекало раздувание розничных цен, ориентировало потребителей на приобретение отечественных товаров на внутреннем рынке. В банковской сфере сохранилась ликвидная достаточность. Не разорились стратегические госбанки, сохранили свое присутствие во Вьетнаме, включая отделения и филиалы, крупные иностранные банки.
Иностранные инвесторы из стран АТР, несколько уменьшив стоимостные объемы своих капиталовложений, сохранили и приумножили их в стратегически важных для Вьетнама отраслях народного хозяйства. Началось развертывание строительства инфраструктурных проектов, что помогло снизить безработицу. Масштабный проект реконструкции намечен для города Хошимина.
114
Часть первая. Современный Вьетнам
С 2010 г. в мировой экономике восстанавливается экономическое равновесие, в кризисных странах депрессия медленно переходит в экономический подъем, особенно заметный в АСЕАН, НИС и Японии. Вьетнам ориентируется на присутствие крупных инвесторов из США, Европы, Японии и их участие в индустриализации. В последнее время к инвестиционному сотрудничеству с СРВ активно подключилась Россия. В кооперации с иностранным капиталом в послекризисном периоде намечается развитие отраслей новой экономики: исследований космоса, атомной энергетики, высоких технологий.
Но для осуществления крупномасштабных инвестиционных проектов Вьетнаму придется полностью преодолеть последствия глобального кризиса. Комплекс мер был озвучен на очередной сессии Национального собрания в 2010 г., рассмотревшей директивы по социально-экономической стратегии Вьетнама до 2020 года, которая в 2011 г. должна была быть представлена на XI съезде КПВ. В число приоритетных направлений были включены следующие:
• государственная поддержка промышленного экспорта;
• сохранение макроэкономической стабильности, опираясь на достаточный объем золотовалютных резервов, поддержание положительного баланса внешней торговли, последовательное сокращение бюджетного дефицита;
• сохранение устойчивости национальной финансовой системы, её ликвидности, адресное кредитование структурообразующих отраслей: транспортного машиностроения, автомобилестроения, топливно-энергетического комплекса и пр.;
• развитие промышленного и технологического потенциала, снижение налоговой нагрузки для разработчиков;
• усиление поддержки аграрного сектора и перевод его на современную технологическую основу;
• государственная поддержка оборонно-промышленного комплекса;
• решение проблемы трудовых ресурсов за счет развития малого и среднего бизнеса, расширения экспорта рабочей силы за границу.
Часть первая. Современный Вьетнам
115
План на 2010 г., обнародованный на осенней 2009 г. сессии Национального собрания СРВ, предусматривает рост ВВП на 6,8 %, инфляцию на уровне 7 %, годовой рост экспорта должен составить 6 %, рост нормы валового накопления, т. е. отношение инвестиций в экономику страны к ВВП, будет доведен до 41 %.
Во ходе подготовки к XI съезду Компартии Вьетнама экономическая ситуация в стране вошла в стадию нормализации, но внутреннюю жизнь лихорадит высокая коррупция, в связи с чем донорское сообщество, прежде всего Азиатский банк развития, приняло решение приостановить оказание международной помощи, которая в СРВ в значительной степени разворовывается на местном уровне. Активизируется внутренняя политическая оппозиция, спонсируемая Западом через террористическую эмигрантскую, запрещенную в СРВ, «Вьетнамскую демократическую партию». Четыре ее члена, обвиненные в 2009 г. в антигосударственной деятельности с целью свержения правительства, были приговорены к длительным срокам тюремного заключения. США и Евросоюз осудили решение вьетнамского суда над диссидентами, расценив этот акт как ущемление прав человека.
Усложняются внешнеполитические отношения Вьетнама с КНР из-за установления китайского контроля над спорными островами Спратли и Парасельскими и притязаний на признание прибрежного шельфа СРВ китайской территорией. Вьетнам вынужден наращивать свои вооруженные силы и увеличивать военный бюджет. В этом страна ориентируется на военно-техническое сотрудничество с Россией. Завершены в 2009 г. переговоры с Россией о поставках Вьетнаму 6 подлодок и 12 истребителей Су—30МК2, согласована сумма военных контрактов на 4,5 млрд долл.
Мировой финансовый кризис не перечеркнул планы продолжения модернизации Вьетнама. Успехи антикризисных мер, достигнутые к началу 2010 г., и сохранение на будущее достигнутых договоренностей о производственном сотрудничестве с основными странами-донорами позволяют с уверенностью утверждать, что поступательное и стабильно устойчивое развитие
116
Часть первая. Современный Вьетнам
Вьетнама сохранится в ближайшей перспективе. Вместе с тем будут произведены, с учетом уроков глобального кризиса, коррективы стратегии развития. Требуется со стороны государства инвестиционная и технологическая поддержка передовых информационных технологий, инновационных отраслей: телекоммуникаций, атомной энергетики, космических исследований. Вьетнам может усилить свое участие в решении глобальной проблемы продовольственной безопасности на основе перевода своего сельского хозяйства на технологическую базу и усиления государственной помощи аграрному сектору.