Научная статья на тему 'Опыт инвестиционной политики Вьетнама в условиях перехода к инновационной экономике'

Опыт инвестиционной политики Вьетнама в условиях перехода к инновационной экономике Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
436
96
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНВЕСТИЦИОННАЯ ПОЛИТИКА / ВЬЕТНАМ / БЮДЖЕТ / ИСТОЧНИКИ ИНВЕСТИЦИЙ / ССУДНЫЙ КАПИТАЛ / ДОНОРСКОЕ СООБЩЕСТВО / РИСКИ / УГРОЗЫ / КРИЗИСЫ / ПРОМЫШЛЕННОСТЬ / ОТРАСЛИ ВЫСОКИХ ТЕХНОЛОГИЙ / ЛОГИСТИКА / АГРАРНАЯ ЭКОНОМИКА / РОССИЯ / ИНВЕСТИЦИОННЫЕ КОМПАНИИ / ИНВЕСТПРОЕКТЫ / ПАРТИЙНЫЙ СЪЕЗД / СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ПРОРЫВЫ / INVESTMENT POLICY / VIETNAM / BUDGET / SOURCES OF INVESTMENTS / BORROWED CAPITAL / DONOR ASSOCIATION / RISKS / THREATS / CRISES / PRODUCTION INDUSTRY / HIGH TECH INDUSTRIES / LOGISTICS / AGRARIAN ECONOMY / RUSSIA / INVESTMENT COMPANIES / INVESTMENT PROJECTS / A PARTY CONVENTION / STRATEGIC BREAKTHROUGHS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Фам Вьет Фыонг, Тригубенко Марина Евгеньевна

В статье раскрываются проблемы и трудности в отношениях России с АСЕАН, исследованы необходимые ресурсы для перехода на новый уровень с учетом взаимных интересов. Дана оценка итогов третьего саммита «Россия АСЕАН», состоявшегося в мае 2016 года в Сочи. Доказано, что сейчас сложились условия для преодоления стагнации в экономических связях России с АСЕАН, включая работу крупных российских корпораций и реализацию инвестпроектов, согласованных с государствами-членами АСЕАН в 2014 году и на саммите в 2016 году. Отмечен крупный экономический потенциал и устойчиво высокие темпы экономического развития как предпосылок для прорыва России в АСЕАН. На третьем саммите «Россия АСЕАН» страны договорились о возможности создания Зоны Свободной Торговли ЕАЭС с АСЕАН зоны «ЕАЭС-АФТА/АСЕАН» и о сопряженности АСЕАН, ЕАЭС и ШОС.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EXPERIENCE OF THE INVESTMENT POLICY OF VIETNAM IN THE CONDITIONS OF TRANSFORMATION TO THE INNOVATIVE ECONOMY

Abstract, the manuscript has described the problems and difficulties in the relations of Russia and the ASEAN, studied the necessary resources to transition to a new level, taking into account mutual interests. An evaluation has been given to the results of the third summit “Russia -ASEAN” that took place in May of 2016 in Sochi. It has been proven that now the conditions have been formed to overcome the stagnation in the economic relations of Russia and the ASEAN including the work of large Russian corporations and implementation of investment projects that have been agreed upon with countries-members of the ASEAN in 2014, and during the summit of 2016. Large economic potential and stable high speed of economic development have been noted as prerequisites for a breakthrough of Russia in ASEAN. During the third summit, Russia and ASEAN countries have agreed upon a possibility of creating a Free Trade Zone of the EEU with ASEAN “EEU-AFTA/ASEAN”, and the association between ASEAN, EEU and SCO.

Текст научной работы на тему «Опыт инвестиционной политики Вьетнама в условиях перехода к инновационной экономике»

ФАМ ВЬЕТ ФЫОНГ

аспирант ФГБУН «Институт экономики РАН», e-mail: [email protected]

ТРИГУБЕНКО МАРИНА ЕВГЕНЬЕВНА

к.э.н., доцент, ведущий научный сотрудник ФГБУН «Институт экономики РАН», e-mail: [email protected]

ОПЫТ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ ВЬЕТНАМА В УСЛОВИЯХ ПЕРЕХОДА К ИННОВАЦИОННОЙ ЭКОНОМИКЕ*

Аннотация. В статье раскрываются проблемы и трудности в отношениях России с АСЕАН, исследованы необходимые ресурсы для перехода на новый уровень с учетом взаимных интересов. Дана оценка итогов третьего саммита «Россия — АСЕАН», состоявшегося в мае 2016 года в Сочи. Доказано, что сейчас сложились условия для преодоления стагнации в экономических связях России с АСЕАН, включая работу крупных российских корпораций и реализацию инвестпроектов, согласованных с государствами-членами АСЕАН в 2014 году и на саммите в 2016 году. Отмечен крупный экономический потенциал и устойчиво высокие темпы экономического развития как предпосылок для прорыва России в АСЕАН. На третьем саммите «Россия — АСЕАН» страны договорились о возможности создания Зоны Свободной Торговли ЕАЭС с АСЕАН — зоны «ЕАЭС-АФТА/АСЕАН» и о сопряженности АСЕАН, ЕАЭС и ШОС. Ключевые слова: инвестиционная политика, Вьетнам, бюджет, источники инвестиций, ссудный капитал, донорское сообщество, риски, угрозы, кризисы, промышленность, отрасли высоких технологий, логистика, аграрная экономика, Россия, инвестиционные компании, инвестпроекты, партийный съезд, стратегические прорывы.

PHAM VIET FYONG

Post-Graduate Student of FSBIS 'Institute of Economy of the RAS", e-mail: [email protected]

TRIGOOBENKO MAARINA EVGENIEVNA

Candidate of Economic Sciences, Associate Professor, Chief Researcher of FSBIS 'Institute of Economy of the RAS ", e-mail: [email protected]

EXPERIENCE OF THE INVESTMENT POLICY OF VIETNAM IN THE CONDITIONS OF TRANSFORMATION TO THE INNOVATIVE ECONOMY

Abstract. the manuscript has described the problems and difficulties in the relations of Russia and the ASEAN, studied the necessary resources to transition to a new level, taking into account mutual interests. An evaluation has been given to the results of the third summit "Russia -ASEAN" that took place in May of 2016 in Sochi. It has been proven that now the conditions have been formed to overcome the stagnation in the economic relations of Russia and the ASEAN including the work of large Russian corporations and implementation of investment projects that have been agreed upon with countries-members of the ASEAN in 2014, and during the summit of 2016. Large economic potential and stable high speed of economic development have been noted as prerequisites for a breakthrough of Russia in ASEAN. During the third summit, Russia and ASEAN countries have agreed upon a possibility of creating a Free Trade Zone of the EEU with ASEAN - "EEU-AFTA/ASEAN", and the association between ASEAN, EEU and SCO.

Keywords: the investment policy, Vietnam, budget, sources of investments, borrowed capital, donor association, risks, threats, crises, production industry, high tech industries, logistics, agrarian economy, Russia, investment companies, investment projects, a party convention, strategic breakthroughs.

* Исследование выполнено при финансовой поддержке РГНФ. Проект "Проблемы имплементации и ожидаемые эффекты Соглашения о свободной торговле между Евразийским экономическим союзом и Социалистической Республикой Вьетнам" № 16-27-09001.

Содержание инвестиционной политики Вьетнама в течение длительного времени после окончания Второй мировой войны зависело от военно-политической обстановки. Определенное влияние на инвестиционную политику в те годы оказало заимствование Вьетнамом российского опыта индустриализации периода раннего социализма. Курс на индустриализацию был провозглашен в Демократической Республике Вьетнам еще в 1960-х годах, а после освобождения южного Вьетнама в 1975 году он был снова озвучен на IV съезде КПВ в 1976 году с расчетом на получение экономической помощи от Советского Союза.

Несмотря на то, что по уровню производства национального дохода на душу населения (94 долл. в 1981 году) Вьетнам занимал одно из последних мест в мире, руководство страны недооценивало необходимость прохождения подготовительного этапа, предшествующего переходу к индустриализации. Содержание целей индустриализации понималось тогда упрощенно как одновременное развитие многих отраслей, прежде всего в тяжелой промышленности, создание в короткие сроки развитой экономической структуры1.

Распад СССР, прекращение деятельности Совета Экономической Взаимопомощи и Варшавского Договора (военного союза стран СЭВ против европейского НАТО) повлияли на изменение внутренней и внешней политики Вьетнама. Участие в СЭВ сменилось в 1990-х годах сближением Вьетнама со странами АСЕАН, США, Японией и Республикой Корея. Внушительную экономическую помощь Вьетнам стал получать от Международного клуба доноров.

В СРВ разместили начиная с 1988 году прямые инвестиции более 90 стран и территорий, которые активно участвовали в ее индустриализации.

В финансировании инвестпроектов участвуют многие финансовые институты.

Крупным источником накопления инвестиционного капитала стал государственный бюджет, где даже в период глобального мирового кризиса сохраняется постоянный рост доходной части. С 2009 года по 2015 год доходы государственного бюджета увеличились в 2 раза, включая доходы, поступившие от предприятий и организаций, работающих во Вьетнаме.

Анализ структуры доходной части госбюджета свидетельствует, что экономическая активность субъектов различных форм собственности позволила сформировать в 2015 году 68,5 % всех поступивших доходов, большая часть которых получена от госпредприятий (23 %), 12,8 % от негосударственных предприятий и 13,5 % от иностранных предприятий со 100 % иностранным капиталом. Среди других внутренних источников накопления инвестиционного капитала в госбюджете выделяются налоги на высокие доходы физических лиц (5,7 %). Доля всех прочих налоговых поступлений в целом не превышает 12,5 %.

Внешние источники доходов госбюджета включают продажу нефти (14,65 %), различные виды таможенных сборов (15,8 %), а также гранты (1 %)2. Таким образом, основной инвестиционный капитал из доходов госбюджета поступает от деятельности отечественных и иностранных предприятий, у которых возможны риски в условиях мировой рецессии и спада темпов экономического роста главных внешнеэкономических партнеров Вьетнама.

Современная нестабильная обстановка в глобальной экономике, банкротство ряда отечественных крупных акционерных предприятий и частных банков привели к сокращению удельного веса инвестиций на развитие в расходной части госбюджета с 32,3 % в 2009 году до 21,4 % в 2015 году при росте расходов на социальный и экономический сервис с 54 % в 2009 году до 68 % в 2015 году. Самыми крупными статьями расходов по этой статье в 2015 году были образование (16,58 %), пенсионное обеспечение (10,5 %), здравоохранение (5,85 %), а также административные расходы (9,6 %).

Однако вопреки курсу на развитие инновационной экономики только 0,76 % бюджетных средств было выделено в 2015 году на научные и технологические разработки и их внедрение в производство.

Вторым основным источником формирования инвестиционного капитала выступают банки и прочие финансовые институты. В банковский сегмент входят отечественные государственные коммерческие банки, частные акционерные коммерческие банки, образованные негосу-

1 Внутренние и внешние условия для такого «ускоренного рывка» в тот период были сложными: рост военных расходов, вызванных участием Вьетнама в ликвидации в Кампучии антинародного режима «красных кхмеров», военная агрессия в 1979 году Китая против Вьетнама, экономические санкции капстран. Оба пятилетних плана 1976— 1985 годах были провалены, в стране разродился экономический кризис.

2 Statistical Yearbook of Vietnam. Hanoi. 2014, p.162, 164.

дарственными предприятиями на базе кредитных кооперативов, финансовые компании по операциям с драгоценными металлами. В банковской системе работают 5 государственных коммерческих банков: «Agribank Vietnam» со 100 % участием государства в уставном капитале, 4 государственных акционерных коммерческих банка с 20 % или 50 % участием государства в основном капитале, 33 частных акционерных коммерческих банка3. Во Вьетнаме 45 филиалов ведущих международных банков, 4 совместных банка. Самыми крупными активами владеют во Вьетнаме банки Японии, Китая, Англии, Западной Германии, Республики Корея, Сингапура.

Третий главный источник финансирования инвестиционной деятельности — внешние инвесторы Вьетнама. В Клуб международных финансовых доноров (ОДА) входят крупнейшие международные банки, международные финансовые организации, правительства ряда стран. Клубом международных финансовых доноров Вьетнаму было предоставлено 80 млрд долл. США в форме ссудного капитала (льготных долгосрочных кредитов с низкой процентной ставкой) и грантов. 30 % выделяемых кредитов клубом используется на развитие науки, технологий, на обновление системы образования и здравоохранения, 20 % — на инфраструктурные проекты, (энергетика, транспорт). Прочие средства спонсоров ОДА участвуют в государственных программах по преодолению бедности, развитию депрессивных районов Вьетнама. Между тем эффективность использования ресурсов и помощи Клуба доноров недостаточная, т. к. отсутствует государственный мониторинг выделенных средств и их концентрации на банковских счетах вьетнамских банков. К внешним источникам финансирования экономики Вьетнама относятся средства от вьетнамской зарубежной диаспоры (вьеткиеу). В 51 из 63 провинций и городов центрального подчинения Вьетнама вьеткиеу организовали более 3,6 тыс. компаний и предприятий с объемом инвестиций 8,6 млрд долл. Денежные переводы вьетнамской зарубежной диаспоры в 2013 году составили 11 млрд долл. Всего за период 1991-2013 годах зарубежная вьетнамская диаспора предоставила Вьетнаму 80,4 млрд долл.

Третий инвестиционный ресурс — это прямые иностранные инвестиции. Во Вьетнаме используются следующие формы ПИИ: совместное предприятие, предприятие со 100-процентным участием иностранного капитала, сотрудничество на договорной основе.

Рис. 1. Динамика прямых иностранных инвестиций в СРВ в 1988-2014 годах, млн долл. США Источник: составлено авторами по данным вьетнамского справочника «Statistical Year book of Vietnam — 2014», p 199.

Данные рисунка 1 показывают, что после вялой динамики прихода ПИИ с 1991 года по 2006 год резкий подъем начался с 2007 году. Особенно усилился в 2008 году, когда в мировой экономике разродился финансовый кризис и инвестиции из проблемных стран начали перетекать в экономику Вьетнама, сравнительно защищенного от влияния глобального кризиса. В посткризисном периоде в СРВ опять начался спад ПИИ с малой динамикой до 2012 года, но

3 В «пятерку» самых крупных из них входят Vietnam Commercial Joint Stock Bank Vietnam Commercial Joint Stock Bank (сумма активов — 12,3 млрд донгов), Saigon Commercial Joint Stock Bank (сумма активов — 10,58 млрд донгов), Military Commercial Joint Stock Bank (10,6 млрд донгов), Asia Commercial Joint Stock Bank (9,37 млрд донгов), PVcomBank (9 млрд донгов).

после 2013 года вновь наступил подъем.

Опыт использования ПИИ во Вьетнаме из высокоразвитых стран подтвердил общую закономерность о том, что только они обеспечивают технологический прорыв в экономике. Из общего большого числа государств, разместивших свои прямые инвестиции в СРВ, восемь — это высокоразвитые страны Восточной Азии: Япония, Сингапур, Тайвань, Гонконгоду. В десятку главных инвесторов Вьетнама в 1998-2013 годах входили также США, Китай, продвинутые страны АСЕАН Малайзия и Таиланд.

Таблица 1

Объем прямых инвестиций от главных стран-инвесторов Вьетнама в 1998-2013 годах, млн долл.

Число проектов Заявленные ПИИ

Страны 1988-2013 годах в целом В том числе 2013 году 1988-2013 годах в целом Место В том числе 2013 году Место

1 Япония 2 186 352 35 179,9 1 5 875,5 1

2 Сингапур 1 243 130 2 994,2 2 4 769,0 2

3 Республика Корея 3 611 427 29 653,0 3 4 466,0 3

4 Тайвань 2 290 75 28 020,3 4 637,3 7

5 Острова Британской Виржинии 523 17 17 152,1 5 309,3 10

6 Гонконг 772 72 12 524,4 6 729,9 6

7 США 682 44 10 696,3 7 130,4 15

8 Малайзия 453 23 10 376,3 8 147,8 8

9 Китай 992 110 7 551,2 9 2 338,6 4

10 Таиланд 339 44 6 400,9 10 204,7 11

Источник: Statistical Yearbook of Vietnam. 2013. Hanoi. 2014. P.183.

В целом за период 1988-2015 годов в экономике Вьетнама были лицензированы прямые иностранные инвестиции на общую сумму более 300 млрд долл., из них использовано менее половины от заявленной суммы. Несмотря на мировой финансовый кризис в 2015 году в экономике СРВ были лицензированы новые ПИИ в сумме 15,6 млрд долл.

В отраслевой политике сохраняется сбалансированность размещения ПИИ в базовых сферах реальной экономики и в новых отраслях. Крупные ПИИ поступили в энергетический комплекс, стройиндустрию, информатику и коммуникации, в развитие науки и новых технологий.

В инвестиционной политике Вьетнама произошли изменения, связанные с вывозом отечественных инвестиций в зарубежные страны. Но если в динамике привлеченных во Вьетнам ПИИ имел место рост, то в экспорте вьетнамского капитала за рубеж наблюдались периоды подъема и спада.

Поступательный рост инвестиционного капитала имеет место в государственной, частной экономике и в компаниях с использованием иностранного капитала.

В 2015 году общий объем инвестиционного капитала в текущих ценах достиг 1367,2 трлн донгов, в т. ч. инвестиций в госсекторе — 519,5 трлн донгов, в негосударственных укладах — 529,6 трлн донгов, в секторе с ПИИ — 318,1 трлн донгов. Соотношение инвестиций в трех укладах в 2015 году составило соответственно 38 % — в госсекторе, 38,7 % — в частном секторе, 23,3 % — в секторе с использованием иностранного капитала.

Приоритетное направление использования инвестиционного капитала — это промышленность. В результате отраслевой диверсификации промышленная структура теперь современная и сбалансированная. На обрабатывающие отрасли в 2015 году приходилось более 88 % всей промышленной продукции.

Рис. 2. Вьетнамские инвестиции за рубежом в 1989-2014 годах, млн долл. США Источник: составлено авторами по данным вьетнамского справочника «Statistical Year book of Vietnam 2014», p 209.

В структурной инвестиционной политике Вьетнама все большую роль начинает играть сфера услуг. Ее доля в ВВП повысилась в 2015 году до 43,38 %, доля промышленности и строительства — 38,5 %, сельского хозяйства — 18,12 %. Это соотношение доказывает тенденцию перехода Вьетнама в число индустриальных, быстроразвивающихся восточноазиатских стран.

Сфера услуг во Вьетнаме широко представлена высокотехнологичными отраслями (телекоммуникации, мобильная и спутниковая связь, программное обеспечение и пр.). Инновации разрабатываются и внедряются в 297 промышленных парках, 15 экономических зонах и 7 технопарках, размещенных во Вьетнаме на площади 780 тыс. га. Численность занятых в них достигла 2,2 млн человек. Для реализации 5 365 инвестпроектов только в 2014 году были освоены 81,4 млрд долл. инвестиционного капитала.

Инвестиционная политика все интенсивнее охватывает транспортную инфраструктуру, особенно в поясе соседства СРВ со странами Индокитая и Китаем. В международном проекте «Большой Меконг» при участии стран Индокитая, КНР, «Азиатского банка развития» осуществлено строительство межрегионального транспортно-экономического коридора «Восток-Запад» протяженностью 1 450 км от Индийского до Тихого океанов.

Государственную инвестиционную политику в сельском хозяйстве осуществляет государственный коммерческий «Agribank», а также крупные государственные агропромышленные компании, снабжающие сельское хозяйство средствами производства и участвующие в развитии животноводства. Они осуществляют также операции по экспорту-импорту сельхозпродукции и обслуживанию отечественного продовольственного рынка. Иностранный капитал вложил в аграрную экономику 3,66 млрд долл., в счет которых реализуются 516 инвестпроектов.

Россия не входит в число крупных зарубежных инвесторов Вьетнама. Для более активного проникновения российских инвестиций на вьетнамское инвестиционное поле были согласованы приоритетные направления исходя из взаимных интересов и стратегии социально-экономического развития СРВ до 2020 года.

Во Вьетнаме реализуются 100 проектов с российскими инвестициями на общую сумму 2 млрд долл. (без учета участия СП «Вьетсопетро», в рамках которого освоены 622,5 млн долл.). Прямые вьетнамские инвестиции в России, исключая нефтегазовый сектор, пока не крупные и составляют 430 млн долл. Сотрудничество с Россией помогает развивать и модернизировать во Вьетнаме топливо-энергетический комплекс. Новое направление в этой сфере — сооружение при содействии Госкорпорации «Росатом» первой в СРВ АЭС «Ниньтхуан-1» и организация во Вьетнаме Центра ядерной науки и технологий.

Расширяется направление по разведке и добыче нефти и газа на континентальном шельфе юга СРВ, где работают ПАО «Газпром», в том числе в рамках совместной компании «Вьетгазпром» и АО НК «Роснефть».

Начиная с 2008 года Вьетнам принимает участие в разработке нефтегазовых ресурсов на территории российского Крайнего Севера в Ненецком автономном округе, где работает ООО «Совместная компания Русвьетпетро». В 2009 году было учреждено новое ООО «Газпромвьет» (участники — ПАО «Газпром» и государственная корпорация нефти и газа Петровьетнам), получившее лицензию на разведку и добычу нефти и газа на месторождениях в Ямало-Ненецком автономном округе и в Оренбургской области.

Прорабатывается возможность участия ПАО «Газпромнефть» в модернизации, расширении и эксплуатации нефтеперерабатывающего и нефтехимического завода «Зунгкуат» в провинции Куангнгай в центральном Вьетнаме.

Новое направление сотрудничества — автомобилестроение. Российским автопроизводителям («Группа ГАЗ», ПАО «КАМАЗ», ПАО «СОЛЛЕРС», ЗАО «РЕНО РОССИЯ») Вьетнам предоставляет таможенные льготы на создание крупноузловой сборки автомашин на своей территории.

К новым направлениям инвестиционного сотрудничества относится участие России в развитии во Вьетнаме морского судостроения. В 2016 году достигнута договоренность между вьетнамской судостроительной компанией и российским центральным конструкторским бюро имени Алексеева о строительстве в РФ для Вьетнама высокоскоростных судов на подводных крыльях и, как вариант, совместном взаимодействии в строительстве во Вьетнаме дноуглубительного и рыболовецкого флотов во Вьетнаме.

К новым направлениям для использования российских инвестиций относится разработка во Вьетнаме месторождений полезных ископаемых. Группа компаний «ГеоПроМайнинг» занимается добычей титаносодержащих песков в южновьетнамской провинции Биньтхуан.

Финансовую поддержку российским и вьетнамским компаниям оказывает совместный Вьетнамско-Российский банк (ВРБ) со штаб-квартирой в Ханое и сетью отделений по всей стране с использованием во взаимных расчетах национальных валют.

Вьетнам участвует в некоторых региональных программах в РФ. По договоренности, достигнутой на саммите АТЭС во Владивостоке (2012 году), Вьетнам включился в инвестиционное сотрудничество в зонах опережающего развития на российском Дальнем Востоке и в районах российского Крайнего Севера. Большие перспективы имеются в торгово-инвестиционном сотрудничестве с Россией в рамках Евроазиатского экономического союза и в зоне свободной торговли «ЕАЭС-Вьетнам» после ратификации соглашения о ЗСТ всех ее участников.

Итоги развития экономики в первом десятилетии XXI века (2001-2010 годах) свидетельствовали о начале крупных сдвигов в инвестиционной политике для создания предпосылок перехода к инновационной экономике и включения страны в широкие интеграционные связи.

Содержание инвестиционной политики во втором десятилетии XXI века (2011-2020 годах) утвердил XI съезд Компартии в январе 2011 году, а итоги первой пятилетки (2011-2015 годах) подвел XII съезд Компартии в январе 2016 году, где было заявлено, что необходима перестройка и обновление экономической, а следовательно, и инвестиционной политики, чтобы сохранить устойчивую динамику экономического роста и конкурентоспособность экономики в условиях новых вызовов и угроз в мировой экономике и отсутствия экономических реформ во Вьетнаме.

Обновление и перестройка социально-экономической политики будет осуществляться в 2016-2020 годах на основе семи стратегических прорывов, в число которых вошли обновление и реструктуризация рыночной экономики, сохраняющую социалистическую ориентацию, обновление системы образования и повышения качества трудовых ресурсов, формирование всеобъемлющей инфраструктуры, индустриализация и модернизация аграрной экономики, преобразование госсектора, реструктуризация госбюджета, банков, обслуживания внешнего долга.

В семь стратегических прорывов опосредственно входят новые ориентиры обновления инвестиционной политики как главного связующего звена развития всего народнохозяйственного комплекса.

XII съезд КПВ обозначил сложные условия для экономики Вьетнама, отметив риски, которые возникли при реализации инвестиционной политики в 2016-2020 годах. Мировая эконо-

мика не преодолела последствий глобального финансово-экономического кризиса 2008-2009 годах, поэтому сокращается спрос на товары вьетнамского экспорта на мировом рынке и соответственного поступления валюты от внешней торговли в госбюджет страны. Падение мировой цены на нефть также влияет на сокращение доходов госбюджета. Резкое обострение вьетнамо-китайских отношений из-за неурегулированности национальной принадлежности спорных островов в Южно-Китайском море явилось причиной увеличения военных расходов и

„4

роста импорта средств вооружений .

В экономической сфере появились признаки кризисных явлений, связанных с финансовой системой. Банковская реформа вызвала появление большого числа неликвидных частных коммерческих банков, накопивших крупные долги, не обеспеченных активами для продолжения кредитования бизнеса. Центральный банк Вьетнама поэтому вынужден был перейти к жесткой политике финансовой реструктуризации, проводя санацию, слияние частных банков с государственными коммерческими акционерными банками, обязав последние погасить просроченную кредитную задолженность, что вызвало ослабление деятельности госбанков.

Угроза для реализации инвестиционных планов возникла у предприятий, особенно работающих в экспортно-импортной сфере деятельности, из-за продолжающегося глобального кризиса. Слияние госпредприятий в крупные государственные холдинги и экономические группы не дало ожидаемых результатов из-за роста коррупции, растраты госкредитов на непроизводственные нужды и личного обогащения глав корпораций. Это вынуждает правительство проводить второй этап приватизации в условиях отсутствия утвержденного плана приватизации на 2016-2020 годы с привлечением участия в ней иностранных компаний.

XII партсъезд взял за основу прогноза развития экономики Вьетнама на период 2016-2020 годах итоги 2011-2015 годов. За прошедшие пять лет среднегодовой рост ВВП составил 5,8 %, в том числе в 2015-м — 6,68 %. Объем ВВП достиг 204 млрд долл. В расчете на душу населения по валютному курсу объем ВВП в 2015 году составил 2109 долл. Среднегодовой рост ВВП в 2016-2020 годах был определен на 6,5-7 %. Объем ВВП на душу населения должен увеличиться в 2020 году до 3 200-3 500 долл.

На XII партсъезде произошли крупные перестановки партийно-хозяйственных кадров и обновление политбюро и ЦК КПВ. Досрочно были освобождены президент, премьер-министр и председатель национального собрания, которые подали заявления об уходе со своих постов по собственному желанию. На майской сессии в 2016 году Национального собрания единогласно были избраны новые премьер-министр и председатель Национального собрания.

Теперь на повестке дня стоит разработка концепции приватизации и обновленной модели экономического роста, чтобы сохранить стабильность в экономике, обществе и продолжение устойчивого экономического роста до 2020 года. Эти условия являются главными для реструктуризации и обновления инвестиционной политики Вьетнама.

Литература

1. Мазырин В. М. Вьетнамская экономика сегодня. — М. — 2013.

2. Постановление XI съезда Компартии Вьетнама. — Ханой. — 2011.

3. Постановление XII съезда Компартии Вьетнама. — Ханой. — 2016.

4. Тригубенко М. Е. Россия и Вьетнам: развитие всеобъемлющего стратегического партнерства. — Мир перемен. 4/12.

5. Тригубенко М. Е. Участие иностранного капитала в развитии и обновлении экономики Вьетнама. — Вьетнамские исследования. Выпуск 2. — М. — 2012.

6. Фам Вьет Фыонгоду. Инвестиционная политика Вьетнама в экономической стратегии — 2020. — Научное обозрение. Серия 1. Экономика и право. — № 1. — 2015.

7. Фам Вьет Фыонгоду. Финансовые ресурсы донорского сообщества (ОДА) для развития экономики Вьетнама. — Сегодня и завтра российской экономики. № 67. — 2014.

8. Чан Динь Тхиен. Вьетнамская модель индустриализации и модернизации в период обновления. Сравнительный анализ общих черт и особенностей переходного периода в России, Китае, Вьетнаме.

References:

1. Mazyrin VM. The Vietnamese economy is today. M. 2013.

2. Pham Viet Phuong. Financial resources of the donor community (ODA) for the development of Vietnam's economy. Today and tomorrow the Russian economy. № 67. 2014.

4 Вьетнам вошел в число главных импортеров вооружений России среди других азиатских стран. Объем военного импорта из России достиг 4,5 млрд долл. США, включая импорт многофункциональных истребителей Су-30МГК (контракт на 1 млрд долл.), шести подводных лодок типа «Варшавянка» (контракт на 2 млрд долл.).

3. Pham Viet Phuong. Investment of Vietnam's economic strategy for 2020. Scientific Review. 1. A series of Economics and Law. No. 1. 2015. M. 2012.

4. Resolution XI Congress of the Communist Party of Vietnam. Hanoi. 2011.

5. Resolution of the XII Congress of the Communist Party of Vietnam. Hanoi. 2016.

6. Statistical Yearbook of Vietnam. Hanoi. 2014.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7. Trigubenko ME. Russia and Vietnam: development of a comprehensive strategic partnership. The world changes. 4/12. Tran Dinh Thien. Vietnamese model of industrialization and modernization in the renovation period. - Comparative analysis of the common features and peculiarities of the transition period in Russia, China, Vietnam. M. 2012.

8. Trigubenko ME. Foreign investments in the development and updating of the Vietnamese economy. Vietnamese studies. Issue 2. M. 2012.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.