Вестник Института экономики Российской академии наук
5/2018
МИРОВАЯ ЭКОНОМИКА
Б.А. ХЕИФЕЦ
доктор экономических наук, главный научный сотрудник ФГБУН Институт экономики РАН, профессор ФГОБУВО Финансовый университет при Правительстве РФ
ПЕРСПЕКТИВЫ СОЗДАНИЯ ЗОНЫ СВОБОДНОЙ ТОРГОВЛИ МЕЖДУ ЕАЭС И АСЕАН1
В статье рассматриваются предпосылки принятия комплексного соглашения о свободной торговле ЕАЭС - АСЕАН и конкретные пути его подготовки. Показаны проблемы, которые возникали при подготовке и реализации подобного соглашения с Вьетнамом, а также нового соглашения с Сингапуром. Отмечается, что АСЕАН готов к либеральному экономическому партнерству, в то время как ЕАЭС - лишь к ограниченному и мягкому соглашению о зоне свободной торговли. Предлагаются возможные варианты активизации взаимного сотрудничества в формате ЕАЭС - АСЕАН.
Ключевые слова: ЕАЭС, АСЕАН, зона свободной торговли, региональная интеграция, экономическое мегапартнерство, инвестиционная зона.
JEL: F14, F15, F21, F53.
Экономический и интеграционный потенциал АСЕАН
Идея создания современных экономических партнерств возникла у российского руководства в конце 2015 г., когда 12 стран уже пришли к согласию по Транстихоокеанскому партнерству (ТТП) и активно велась подготовка к другим подобным соглашениям. В частности, В.В. Путин в Послании Федеральному Собранию РФ заявил: «Предлагаю вместе с коллегами по Евразийскому экономическому союзу начать консультации с членами ШОС и АСЕАН, а также с государствами, которые присоединяются к ШОС, о формировании возможного экономического партнерства» [1].
1 Статья подготовлена при финансовой поддержке (РФФИ) РГНФ №16-27-09001 «Проблемы имплементации и ожидаемые эффекты Соглашений о свободной торговле между Евразийским экономическим союзом и Социалистической Республикой Вьетнам».
АСЕАН2 в настоящее время является одним из самых динамичных интеграционных объединений мира, несмотря на неравномерное социально-экономическое развитие отдельных стран - его участников. Стабильно высокие темпы роста характерны для Вьетнама, Индонезии, Филиппин, Малайзии (см. табл. 1).
Таблица 1
Темпы роста ВВП в 2011-2017 гг., %
2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017
Мир 4,3 3,5 3,5 3,6 3,4 3,2 3,6
АСЕАН 5,0 6,2 5,2 4,7 4,7 4,8 5,2
Индонезия 6,5 6,3 5,6 5,0 4,9 5,0 5,5
Малайзия 5,3 5,5 4,7 6,0 5,0 4,2 4,9
Филиппины 3,7 6,7 7,1 6,2 6,1 6,9 6,8
Сингапур 6,2 3,9 5,0 3,6 1,9 2,0 2,6
Таиланд 0,8 7,2 2,7 0,9 2,9 3,2 3,0
Вьетнам 6,2 5,2 5,4 6,0 6,7 6,2 6,3
Источник: База данных АСЕАН - ASEAN Statistics. data.aseanstats.org.
Интеграционные группировки АСЕАН и ЕАЭС в принципе сопоставимы друг с другом (см. табл. 2).
Развитие интеграционных процессов в странах Юго-Восточной Азии происходило на протяжении последних 50 лет. Однако знаковую роль в их региональной интеграции сыграло подписание 22 ноября 2015 г. соглашения об «Экономическом сообществе АСЕАН», нормативно закрепившее переход к высшей стадии процессов либерализации движения товаров, услуг, капиталов и трудовых ресурсов между странами этого альянса. В развитие данного соглашения в сентябре 2016 г. был принят Генеральный план по усилению взаимосвязей стран АСЕАН до 2025 г. в пяти стратегических областях: устойчивой инфраструктуре, цифровых инновациях, общей логистике, совершенствовании нормативных требований и мобильности людей.
Пока торговые связи ЕАЭС со странами АСЕАН незначительны: на АСЕАН в 2017 г. пришлось менее 1,3% экспорта и около 1,8 % импорта стран ЕАЭС. В то же время наблюдается возникновение существенного дефицита этой торговли для ЕАЭС, который составил 3, 4 млрд долл. в 2017 г. (по сравнению с профицитом в 1,3 млрд долл. в 2015 г.).
2 АСЕАН - Ассоциация стран Юго-Восточной Азии (Association of SouthEast Asian Nations -ASEAN).
Таблица 2
Сопоставление АСЕАН и ЕАЭС по некоторым параметрам
Показатели АСЕАН ЕАЭС
Территория, млн кв. км, 2017 г. 4,3 19,5
Население, млн человек 2017 г. 646 181
Совокупный ВВП (по ППС), трлн долл., 2017 г. 5,6 3,9
Доля в глобальном ВВП, % 5,2 3,6
Страны с ВВП на душу населения меньше 10 тыс. долл., 2017 50 % членов (Камбоджа, Мьянма, Вьетнам, Лаос, Филиппины) 40% членов (Киргизия, Армения)
Страны с ВВП на душу населения больше 50 тыс. долл., 2017 г. Сингапур, Бруней нет
Предпосылки к интеграции Региональное соседство, общее прошлое, традиционные связи, связанность инфраструктуры
Опыт взаимодействия > 50 лет > 25 лет
Доля взаимной торговли во всей торговле, %, 2017 23,2 14,4
Оборот внешней торговли товарами, млрд долл., 2017 г. 2600 740
Наличие наднациональных органов нет Евразийская экономическая комиссия
Источник: составлено автором по базам данных МВФ, Всемирного банка, ВТО.
При этом из первой шестерки стран АСЕАН профицит торговли был только с одной страной - Сингапуром (см. табл. 3).
Крупнейшим партнером из АСЕАН для ЕАЭС в 2017 г. являлся Вьетнам, на который приходилось 27,9% всего экспорта ЕАЭС и 31,9% всего импорта. Крупными торговыми партнерами для ЕАЭС являются Сингапур (41,9% экспорта и 10,6% импорта), Индонезия (11,4% экспорта и 22,4% импорта), Малайзия (9,1% экспорта и 15,0% импорта), Таиланд (7,1% экспорта и 16,3% импорта).
Взаимная торговля в АСЕАН существенно либерализирована. С 2003 г. импортные пошлины на товары, на которые распространяется Единый эффективный преференциальный тариф, поддерживаются на уровне 0-5%. Государства АСЕАН-6 (Бруней, Индонезия, Малайзия, Филиппины, Сингапур и Таиланд) включили в вышеупомянутый список более 99% импортируемой продукции, а остальные четыре члена Ассоциации (Камбоджа, Лаос, Мьянма и Вьетнам) - почти 80%. С 2010 г. фактически вся торговля между странами АСЕАН-6 стала
Таблица 3
Торговля товарами стран ЕАЭС с АСЕАН и его отдельными участниками, млрд долл.
2015 г. 2017 г.
Вся торговля Баланс торговли для ЕАЭС Доля во всей торговле ЕАЭС, % Вся торговля Баланс торговли для ЕАЭС Доля во всей торговле ЕАЭС, %
АСЕАН в целом 15220 1291 2,63 19621 -3393 3,09
Сингапур 3238 2021 0,56 4615 2180 0,73
Малайзия 2213 1475 0,38 2459 -991 0,39
Таиланд 2246 -997 0,39 2450 -1300 0,39
Филиппины 628 39 0,39 663 -213 0,10
Индонезия 2232 -978 0,39 3509 -1654 0,55
Вьетнам 4271 -339 0,74 5924 -1415 0,93
Источник: База данных Евразийскойэкономической комиссии. шшш.еига51апсотт!55юп. org/ru/act/integr_i_makroec/dep_stat/tradestat/tables/extra/Pages/2017/12.aspx.
беспошлинной. С 2016 г. этот режим был распространен на остальные четыре страны объединения, с незначительными исключениями для отдельных товаров. Невысокие в целом тарифы существуют для третьих стран. Однако в отдельных государствах АСЕАН действуют высокие импортные пошлины. Это, например, касается спиртных напитков и табака, сахара и кондитерских изделий, молочной продукции, животноводческой продукции, одежды и обуви. Что касается нетарифных барьеров, то у ЕАЭС в отношении стран АСЕАН на начало 2015 г. существовало 33 меры только количественных ограничений в виде импортного и экспортного лицензирования, квот на торговлю химической и фармацевтической продукцией, драгоценными и недрагоценными камнями, гражданскими радиоэлектронными средствами, асбестом, оружием, природным газом и т. п. Со стороны АСЕАН в отношении стран ЕАЭС имеются 93 ограничительные меры [2, с. 4].
Вхождение ряда стран АСЕАН (Бруней, Малайзия, Сингапур, Вьетнам) в беспошлинную зону Всеобъемлющего и прогрессивного Соглашения о Транстихоокеанском партнерстве (ВПСТТП, или «новое ТТП»)
может создать проблемы для российского экспорта. Так, в Малайзии пошлина на импорт проволоки из рафинированной меди составляет 25%, а доля России на этом рынке - 18%. Основной конкурент - Япония, с долей рынка 6%. Такая же пошлина установлена не только для Японии, но и для Австралии, Канады и Чили, которые пока эту продукцию в Малайзию не поставляют. При обнулении этой пошлины в ТТП у России могут появиться серьезные конкуренты. Похожее положение складывается и с «прочими минеральными и химическими удобрениями», где на Россию также приходится 30% малазийского импорта. Ввозная пошлина на этот товар составляет 5%; она существует также и для главных наших конкурентов - Японии, Сингапура, Канады и Вьетнама [3].
Фундаментом для развития экономических отношений является принципиальная общность задач, которые ставят эти интеграционные объединения. Они стремятся к созданию в своих рамках общих экономических пространств, к налаживанию взаимовыгодного и равноправного сотрудничества, с учетом интересов всех стран - участников, независимо от уровня их экономического развития. В некоторых областях интеграционного строительства ЕАЭС опережает АСЕАН, по другим - вперед постепенно вырывается АСЕАН. Речь, в частности, идет об активной либерализации торговли с третьими странами. В настоящее время АСЕАН имеет соглашения о ЗСТ с Австралией, Новой Зеландией, Японией, Республикой Корея, с Китаем, Индией.
Для чего АСЕАН нужен России и ЕАЭС?
АСЕАН, по мнению А. Цветова, важен для России как «красивое и уместное дополнение к оживающей азиатской политике России». АСЕАН также интересен для России тем, что здесь существует платежеспособный спрос на продукцию и услуги не самых передовых технологических стандартов. Россия как раз в состоянии восполнить такой спрос в областях машиностроения, авиации, энергетики, телекоммуникаций, инфраструктуры, транспорта и особенно в военно-технической области [4].
В настоящее время сотрудничество ЕАЭС с АСЕАН развивается по разным направлениям и в разных форматах. В мае 2016 г. в Сочи был принят Комплексный план действий по развитию сотрудничества России и стран АСЕАН на период 2016-2020 гг., который определяет приоритеты и меры совместных действий в политике, экономике и в финансовой сфере, а также в области безопасности и в социально-культурной сфере. В частности, реализуется и постоянно обновляется принятая в 2012 г. Дорожная карта торгово-экономического и инвестиционного сотрудничества Россия - АСЕАН. В 2017 г. в документ вошли
новые области для развития сотрудничества: электронная торговля, обмен опытом по формированию систем «единого окна» для внешнеэкономических операторов, поддержка региональных интеграционных процессов в рамках ЕАЭС и Экономического сообщества АСЕАН [5].
Россия является членом Регионального форума АСЕАН, участвует в Договоре о дружбе и сотрудничестве в Юго-Восточной Азии, Деловом совете Россия - АСЕАН, в Финансовом фонде диалогового партнерства, а также регулярно организует саммиты Россия - АСЕАН начиная с 2005 г. В рамках сотрудничества Россия - АСЕАН действует ряд институтов, выполняющих организационно-координационные функции. В то же время на практике пока не удалось осуществить крупные многосторонние проекты, ведущие к расширению взаимной торговли и инвестиционного взаимодействия.
Соглашение о зоне свободной торговли ЕАЭС - Вьетнам
Важной предпосылкой на пути к формированию экономического партнерства с АСЕАН должно стать подписанное в мае 2015 г. и вступившее в силу в конце 2016 г. соглашение о зоне свободной торговли (ЗСТ) ЕАЭС - Вьетнам [6]. Это соглашение позволяет накопить опыт и отработать некоторые правила и нормы, которые будут использоваться при подготовке подобных соглашений с другими странами АСЕАН и АСЕАН в целом. При этом необходимо отметить, что общие соглашения о ЗСТ АСЕАН подписывает тогда, когда третьи страны имеют соответствующие соглашения с отдельными странами ассоциации. Кроме того, для стран ЕАЭС Вьетнам может стать своеобразным «мостом» в «новое ТТП» (Всеобъемлющее и прогрессивное соглашение о Транстихоокеанском партнерстве - ВПСТТП) и в Региональное всеобъемлющее экономическое партнерство (РВЭП), куда войдут 10 стран АСЕАН, Китай, Япония, Республика Корея, Индия, Австралия и Новая Зеландия.
В то же время нужно иметь ввиду, что Соглашение о ЗСТ ЕАЭС -Вьетнам носит пробный (осторожный) характер и не связано ни с серьезными рисками для экономики России и других стран ЕАЭС, ни с существенными выигрышами для обеих сторон. Соглашение предполагает ограниченную либерализацию взаимной торговли: обнуление для поставщиков из стран ЕАЭС ввозных таможенных пошлины на более чем 59% тарифных линий от общей товарной номенклатуры. В отношении еще 29% групп товаров ставки таможенных пошлин в течение переходного периода (5-10 лет) будут снижены до 0%. В целом же, по расчетам ЕЭК, средний уровень импортного тарифа стран ЕАЭС к 2025 г. сократится с 9,7 до 2%, Вьетнама - с 10 до 1%. Ожидается, что это затронет примерно только 12% товарной
номенклатуры, по большинству из которых у стран ЕАЭС отсутствует экспортный интерес.
С другой стороны, на Вьетнам приходится только около 1% импорта ЕАЭС из третьих стран. В результате экономия на пошлинах для экспортеров ЕАЭС может составить около 40 млн долл. в первый год функционирования соглашения, а по истечении всех переходных периодов - около 60 млн долл. Вьетнамские компании благодаря отмене таможенных пошлин, могут рассчитывать на экономию до 5-10 млн долл. в год, а объемы взаимной торговли увеличатся с 4 млрд долл. в настоящее время до 10 млрд долл. в 2020 г. [7, с. 163]. Благодаря этому соглашению страны ЕАЭС должны расширить свои возможности на вьетнамском рынке и получить существенное снижение вьетнамских импортных пошлин: на калийные удобрения - с 6% до 0% без переходного периода; на бензин - с 19% до 0% к 2027 г.; на изолированные провода - с 20% до 0% в течение 10 лет; на грузовые автомобили - со среднего текущего значения в 17% до 0% в течение 10 лет; на мясо птицы - с 20% до 0% в течение 5 лет; на алкогольную продукцию - с 10% до 0% в течение 10 лет; на шины - с 5-30% до 0% в течение 5 лет; на автобусы - с 30-40% до 0% в течение 10 лет; на легковые автомобили - с 50-70% до 0% в течение 10 лет.
В то же время Соглашение о ЗСТ ЕАЭС - Вьетнам предусматривает массу исключений, свидетельствующих о неготовности стран ЕАЭС к серьезной либерализации торговых отношений. Оно включает комплекс мер по защите внутреннего рынка стран ЕАЭС от возможных рисков резкого роста вьетнамского импорта. Среди них так называемые «триггерные» защитные механизмы в отношении особо чувствительных товаров легкой промышленности и некоторых видов деревянной мебели. Соответственно установлены пороговые годовые объемы импорта для вьетнамских товаров, в рамках которых импорт осуществляется по нулевой ставке пошлины. При превышении этих объемов страны ЕАЭС имеют право применять таможенные пошлины на уровне ставки Единого таможенного тарифа ЕАЭС. А на чай, кофе, сахар, консервированные огурцы, крахмал, растворимые напитки, трубы, автомобили ставки ввозных таможенных пошлин для Вьетнама снижаться не будут [8].
Мягкость Соглашения о ЗСТ ЕАЭС - Вьетнам обеспечивается и тем, что в него совсем не вошли или отражены фрагментарно некоторые положения, которые становятся обычными для регулирования торговли. Оно содержит всего 13 разделов, что существенно меньше, чем в современных соглашениях о всеобъемлющих ЗСТ и экономических мегапартнерствах. Так, Соглашение ЕАЭС - Вьетнам вообще не коснулось санитарных и фитосанитарных мер защиты - одного из основных инструментов нетарифного регулирования. Соглашение не подраз-
умевает никакие изменения в визовых режимах и пересмотр квот на иностранную рабочую силу, что очень важно для вьетнамско-российских отношений. Хотя в соглашение включены положения о торговле услугами и об инвестициях, однако они в основном распространяются только на Россию и Вьетнам и также носят ограниченный характер (не менее благоприятный режим, чем для третьих стран, за исключением тех случаев, когда иное гарантируется форматами экономической интеграции) [9].
Первый полноценный год реализации Соглашения о ЗСТ ЕАЭС -Вьетнам привел к росту взаимной торговли. Так, рост экспорта вьетнамских товаров, по которым произошло «обнуление» пошлин, составил 30%. Экспорт во Вьетнам вырос у всех стран ЕАЭС, но наибольшими темпами он увеличивался у Армении и Киргизии. По товарным группам можно отметить более быстрый рост экспорта продовольственных товаров и сельскохозяйственного сырья из России во Вьетнам, в том числе за счет либерализации пошлин на пшеницу, кукурузу, мясо и мясные субпродукты. У Вьетнама наблюдался существенный прирост экспорта продукции химической промышленности, прежде всего за счет пластмасс, каучука, резиновых изделий, фармацевтики
„ з
и т. п., а также изделий текстильной промышленности.
Важно и то, что Соглашение о ЗСТ ЕАЭС - Вьетнам создает дополнительные возможности для взаимных инвестиций. Вьетнам является основным реципиентом российских инвестиций в страны АСЕАН и одновременно ведущим из стран объединения донором ПИИ в экономику России. Во Вьетнаме реализуется свыше 90 инвестиционных проектов с участием российского капитала: объем российских ПИИ на конец 2017 г. составил один млрд долл. Почти 60% всех ПИИ приходится на обрабатывающую промышленность и энергетику, 30% - на горнодобывающую.
Среди важнейших совместных российско-вьетнамских проектов можно назвать тепловую электростанцию «Лонг Фу-1», атомную электростанцию «Ниньтуан-1»; бокситно-глиноземный комплекс Биньфыок; разработку совместным предприятием (СП) «Вьетсовпе-тро» нефтегазовых месторождений в Южно-Китайском море; добычу газа и газового конденсата на месторождениях Мок Тинь и Хай Тхать, модернизация нефтеперерабатывающего завода «Зунгкуат» [11, с. 60].
Со своей стороны Вьетнам активизировал инвестиции в Россию. При этом часть проектов в добыче углеводородов осуществляется по так называемой компенсационной схеме, когда стороны предоставляют друг другу возможности инвестирования в соответствующие проекты на взаимной основе. К таким проектам можно отнести осво-
3 Подробнее см. [10].
ение ООО «Газпромвьет» месторождений в Оренбургской области, СК «Русвьетпетро» - месторождений в Ненецком автономном округе. Новой тенденцией стало расширение вьетнамских частных ПИИ. Так, вьетнамский концерн TH True Milk намерен вложить 2,7 млрд долл. в проекты по производству и переработке молока в Калужской области, Подмосковье и на Дальнем Востоке.
Новые шаги к ЗСТ с АСЕАН
Эксперты неоднозначно оценивают перспективы создания многосторонней ЗСТ ЕАЭС - и АСЕАН в целом, указывая на необходимость осторожного и продуманного подхода к данной проблеме. Как отмечал Я. Лисоволик, при всех возможных дивидендах от создания ЗСТ процесс торговой либерализации со странами АСЕАН не будет для России простым. Скорее всего, на данном этапе предпочтительнее варианты создания торговых альянсов РФ с отдельными членами Ассоциации, с постепенным вовлечением в эту схему остальных [12]. В дальнейшем Я. Лисоволик несколько откорректировал свою позицию, заявив, что сотрудничество ЕАЭС - АСЕАН обладает большим потенциалом гибридного континентально-океанического партнерства, в рамках которого возникают позитивные торговые и инвестиционные эффекты, но присутствует и транспортно-логистическая взаимодополняемость [13, с. 51].
Необходимость поэтапного подхода содержится и в рекомендациях ВАВТ, где в качестве возможных новых партнеров для ЗСТ с ЕАЭС называются Индонезия, Малайзия, Таиланд [14, с. 22]. В новом докладе, подготовленном ВАВТ совместно с Российским Центром исследований АТЭС РАНХиГС, повторяется та же мысль: для ЗСТ ЕАЭС - АСЕАН необходима постепенная либерализация торговли и инвестиций путем подписания соглашений о ЗСТ между ЕАЭС и отдельными членами АСЕАН [11, с. 214]. Такой же подход проявляется и при подготовке других соглашений, о которых заявила ЕЭК ЕАЭС (Иран, Индия, Израиль и некоторые др.). По информации ЕЭК, после заключения соглашения о ЗСТ с Вьетнамом заинтересованность в установлении аналогичного торгового режима с ЕАЭС проявили Таиланд, Индонезия и Южная Корея, однако решения о начале переговоров по заключению соответствующих соглашений с этими странами в ЕАЭС пока не были приняты [15].
Вполне вероятно, что в конце 2018 г. вторым партнером из АСЕАН, заключившим соглашение с ЕАЭС, станет Сингапур, являющийся одним из основателей АСЕАН. В мае 2016 г. в Москве был подписан Меморандум о взаимопонимании между Евразийской Экономической Комиссией (ЕЭК) и Правительством Республики Сингапур, кото-
рый должен способствовать развитию всестороннего сотрудничества между государствами ЕАЭС и Сингапуром, повышению эффективности взаимной торговли и устранению тарифных и нетарифных барьеров, препятствующих ее развитию. Уже состоялось 4 раунда переговоров по Соглашению о ЗСТ ЕАЭС - Сингапур (последний - в июне 2018 г.). Существенно и то, что данное соглашение коснется не только торговли товарами, но и будет способствовать либерализации рынка услуг и инвестиций. Соответствующие переговоры уже идут между государствами-членами и Сингапуром на двусторонней основе, параллельно с обсуждением условий доступа на товарные рынки.
Сингапур - небольшой город-государство с населением 6 млн человек и площадью всего 714 кв. км. Лишенный пригодной для сельского хозяйства земли и полезных ископаемых, Сингапур заинтересован в поставках топливно-энергетических и продовольственных товаров и готов реализовывать различные инвестиционные проекты на территории ЕАЭС. В 2016 г. Сингапур стал крупнейшим иностранным инвестором России, дав более 2/5 всех текущих ПИИ. Правда, такой формальный результат был достигнут в основном за счет одной крупной сделки. Сингапурская QHG Shares Pte. Ltd, созданная специально для этой операции швейцарским сырьевым трейдером Glencore и катарским суверенным фондом QIA, приобрела пакет акций «Роснефти» (19,5%) за 10,2 млрд евро. Однако есть и другие существенные инвестиции. Так, совместный консорциум «Базового элемента», Российского фонда прямых инвестиций и сингапурской компании Changi Airports приобрел аэропорт Кневичи во Владивостоке. Консорциум предполагает превратить этот аэропорт в крупный авиационный хаб для внутренних и международных рейсов. Сингапурская Olam International Ltd., являющаяся крупнейшим трейдером российского зерна, приобрела «Русскую молочную компанию» (75% акций за 83 млн долл.), «Азовский зерновой терминал», завод по упаковке растворимого кофе в подмосковной Яхроме, а также планирует строительство четырех молочных ферм и расширение площади земли для выращивания зерновых культур в Пензенской области. По итогам 2017 г. накопленные ПИИ Сингапура в России превысили 15 млрд долл. (3,6% всех ПИИ), и Сингапур по данному показателю занял 6-е место среди иностранных инвесторов. В свою очередь российские компании активно используют Сингапур как «ворота» для работы на азиатском континенте, включая страны АСЕАН. В Сингапуре открыты офисы «Газпрома», «Роснефти» «ЛУКОЙЛа», «ВТБ-капитала», «Мечела», «Фосагро» и «Спортмастера».
Сингапур долгое время рассматривался как юрисдикция, удобная для выстраивания офшорных финансовых сетей. Однако Сингапур -не офшор: он не включен ни в один из «черных» офшорных списков, активно поддерживает политику транспарентности в финансовых
операциях, имеет ставку налогообложения прибыли (17%), в 2017 г. присоединился к Многостороннему соглашению об обмене финансовой информацией.
Более существенно то, что Сингапур - одно из самых развитых государств мира, которое в последние 20 лет занимает первые строчки в рейтингах глобальной конкурентоспособности (3-е место в 2017-2018 гг.), удобства ведения бизнеса (1-е место в 2005-2016 гг. и 2-ое место в 20172018 гг.) и глобальном инновационном рейтинге (7-е место в 2017 г.). Локализация в Сингапуре позволяет получить дополнительные доходы. Так, компания CreoPop (производитель аппаратных средств компьютера) потратила на изготовление одного прототипа в Сингапуре месяц, тогда как в России это бы заняло вдвое больше времени [16]. Поэтому не случайно, что эту юрисдикцию любят российские инвесторы, которые основали здесь ряд компаний (Russing, Acronis, InfoWatch, Parrallels, Ruvento BaseRide). Общий объем накопленных ПИИ России в Сингапуре на конец 2017 г. превысил 4 млрд долл.
Инвестиционная зона АСЕАН
Учитывая изложенные выше факторы, на мой взгляд, еще до завершения подготовки Соглашения о ЗСТ ЕАЭС - АСЕАН возможна разработка многостороннего инвестиционного соглашения ЕАЭС -АСЕАН, которое привело бы к созданию зоны свободных инвестиций (ЗСИ) и стало бы хорошей основой для всестороннего соглашения об экономическом партнерстве. Тем более что у стран АСЕАН имеется хороший опыт в этом отношении.
В рамках АСЕАН была создана особая инвестиционная зона (ИЗ) АСЕАН. В полной мере эта идея была реализована в Комплексном инвестиционном соглашении АСЕАН - ASEAN Comprehensive Investment Agreement (ACIA), подписанном в 2009 г. и вступившем в силу в марте 2012 г.
Перед ACIA ставятся следующие задачи:
1) прогрессивная либерализация условий для инвестиций в странах АСЕАН;
2) защита инвесторов из всех стран АСЕАН и их инвестиций в регионе;
3) введение правил и норм регулирования, обеспечивающих транспарентность и предсказуемость процесса инвестирования;
4) продвижение региона АСЕАН в мире как интегрированной инвестиционной зоны;
5) объединение усилий для создания благоприятных условий для инвесторов из стран АСЕАН на территории каждой из стран региона
[17].
Принимая ACIA, страны АСЕАН взяли на себя национальные обязательства по облегчению и упрощению инвестиционных процедур, по либерализации инвестиционных потоков, включая открытие для ПИИ новых секторов экономики, по снижению издержек ведения бизнеса, в том числе подписанию новых соглашений об избежании двойного налогообложения, и по совершенствованию других норм национальных законодательств.
В концепции ИЗ АСЕАН важная роль отведена экономическим стимулам. Среди них можно назвать временное освобождение от уплаты налога на прибыль, беспошлинный ввоз капитального оборудования, упрощение таможенных процедур, право найма иностранного персонала, минимальный срок аренды земли под промышленные цели на 30 лет и др. [18].
Естественно, в инвестиционном сотрудничестве стран АСЕАН сохраняются определенные барьеры для инвесторов. ACIA предусматривает составление Списка временных ограничений и так называемого Деликатного списка для инвестиций в предприятия обрабатывающей промышленности, сельского хозяйства, рыболовства, лесного хозяйства, горной и добывающей промышленности, а также для инвестиций в соответствующие предприятия сферы услуг. Эти списки строятся по страновому принципу, то есть включают разделы по странам, в которых содержатся конкретные ограничения для ПИИ.
Итак, реализация ACIA нацелена на принципиальное улучшение инвестиционного климата, который будет характеризоваться преференциальными условиями ведения бизнеса, прозрачностью и про-гнозируемостью действий государственных институтов, что обеспечит более свободное движение инвестиций в рамках АСЕАН, то есть, по существу, свободный и открытый инвестиционный режим. Подключение ЕАЭС к ИЗ АСЕАН могло бы значительно расширить инвестиционные потоки между двумя региональными интеграционными альянсами и стать благоприятным фактором при подготовке Всестороннего соглашения о ЗСТ с АСЕАН.
Таким образом, задача подготовки большого соглашения о всесторонней ЗСТ ЕАЭС - АСЕАН представляется вполне решаемой в среднесрочной перспективе. По условиям регулирования это, конечно, не будет сопоставимо с новыми экономическими мегапартнерствами. Однако такая зона будет решать ряд важнейших стратегических задач и для ЕАЭС, и для АСЕАН. Подготовка такого соглашения будет вестись по разным направлениям, на двусторонней и многосторонней основе.
ЛИТЕРАТУРА
1. Путин В.В. Послание Президента Федеральному Собранию Российской Федерации 3 декабря 2015 г. kremlin.ru/events/president/news/50864/work.
2. ВАВТ. Перспективы расширения экономического измерения диалогового партнерства Россия-АСЕАН, в том числе в формате заключения соглашений о партнерстве и сотрудничестве (СПС) и ЗСТ с отдельными странами - членами АСЕАН. М., 2015.apec-center.ru/wp-content/uploads/2015/08.pdf.
3. Калачихина Ю. Россия поставит блок США // Газета.Ру. 2015, 4 декабря.
4. Цветов А. (2017). Вместо поворота: АСЕАН и евразийский проект России. carnegie. ru/2017/10/17/ru-pub-73368.
5. МЭР (2017). Алексей Груздев: Подготовка Меморандума о взаимодействии между ЕАЭС и АСЕАН находится в завершающей стадии. economy.gov.ru/minec/about/ structure/depasiaafrica/2017110901.
6. ЕЭК Free Trade Agreement between The Eurasian Economic Union and its Member States, on the one Part, and The Socialist Republic of Viet Nam, of the other Part. 2015, May 29.
7. Евразийский экономический союз. ЕАБР. Центр интеграционных исследований. СПб., 2017.
8. ЕЭК (2018). Обзор Соглашения о свободной торговле между государствами - членами ЕАЭС и Социалистической Республикой Вьетнам. www.eurasiancommission. org/ru/act/trade/dotp.
9. Цветов А. (2015). Шесть вопросов о ЗСТ ЕАЭС - Вьетнам. lenta.ru/articles/2015/06/29/ freesha.
10. Пылин А.Г. К вопросу об оценке торговых эффектов соглашения о свободной торговле между ЕАЭС и Вьетнамом // Вестник Института экономики Российской академии наук. 2018. №1.
11. ВАВТ, РЦИА РАНХиГС при Президенте РФ. ЕАЭС и АСЕАН: открывая новые горизонты сотрудничества: Аналитический доклад. М., 2017.
12. Лисоволик Я. (2015). В чем польза зоны свободной торговли Россия - АСЕАН? asean.mgimo.ru/images/partn/Lissovolik_FTA_ru.pdf; asean.mgimo.ru/images/partn/ Lissovolik_FTA_ru.pdf.
13. Лисоволик Я. Евразийский экономический союз: оценка взаимодополняемости // Международные процессы. 2017. Т. 15. № 3.
14. ВАВТ (2015). Перспективы расширения экономического измерения диалогового партнерства Россия-АСЕАН, в том числе в формате заключения соглашений о партнерстве и сотрудничестве (СПС) и ЗСТ с отдельными странами - членами АСЕАН. apec-center.ru/wp-content/uploads/2015/08.pdf.
15. ЕЭК (2018). В июне состоится очередной раунд переговоров по заключению Соглашения о ЗСТ между ЕАЭС и Сингапуром. www.eurasiancommssion.org/ru/nae/ news/Pages/24-05-2018-1.aspx.
16. Почему российские компании переезжают в Сингапур. URL: https://www.start-business-in-singapore.com/blog/pochemu-rossijskie-it-kompanii-pereezzhayut-v-singapur.html.
17. ASEAN (2012). ASEAN Comprehensive Investment Agreement. www.asean.org/asean-economic-community/asean-investment-area-aia-council/agreements-declarations.
18. 18. Исполнительный комитет СНГ (2008). Ассоциация государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН). Аналитический доклад. www.cis.minsk.by/page.php?id=664.
ABOUT THE AUTHOR
Boris Aronovich Kheyfets - Doctor of economic sciences, Chief Research Fellow; Federal State Budgetary Institute of Science Institute of Economics of the Russian Academy of Sciences (the RAS); Professor; The Federal State-Funded Educational Institution of Higher Education «The Financial University under the Government of the Russian Federation». Moscow, Russia. bah412@rambler.ru
PROSPECTS FOR THE CREATION OF A FREE TRADE ZONE BETWEEN THE EAEU AND ASEAN
The article considers the prerequisites for the adoption of a comprehensive agreement on free trade between the EAEU and ASEAN and concrete ways of its preparation. The problems that arose in the preparation and implementation of such an agreement with Vietnam, as well as the new agreement with Singapore, have been shown. It is noted that ASEAN is ready for a liberal economic partnership, while the EAEU is ready only for a limited and soft agreement on a free trade zone. Possible options for intensifying mutual cooperation in the format of the EAEU - ASEAN are suggested.
Keywords: EAEU, ASEAN, free trade zone, regional integration, economic mega-partnership, investment zone.
JEL: F14, F15, F21, F53.