ЛЕ ДЫК ТАНЬ, аспирант Института экономики РАН
РАЗВИТИЕ ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ ВЬЕТНАМА И США
В начале XXI века США стали одним из крупных торговых партнеров Вьетнама после долго трудного пути нормализации дипломатических и политических отношений между странами. Нельзя отрицать, что и до этого в своей внешнеполитической деятельности США учитывали немаловажную роль Вьетнама в Юго-Восточной Азии, а в 1990-х годах XX века признали его как одного из лидеров. Вступив в Ассоциацию стран Юго-Восточной Азии (АСЕАН) и Форум Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества (АТЭС), Вьетнам усилил свое политическое влияние в АТР. В результате проводимой экономической реформы, структурной модернизации и курса на открытую экономику страна добилась внушительных экономических успехов, что позволяет говорить о появлении в восточноазиатском регионе еще одной стабильно развивающейся индустриальной страны, вслед за Китаем и НИС Азии. В настоящее время, Вьетнам может конкурировать на американском рынке с крупными азиатскими странами-членами БРИК - Индией и Китаем.
Кроме того, следует отметить, что возросший интерес США к Вьетнаму связан в основном с новой расстановкой внешних политических сил, формирующейся в Восточной Азии, где
американское влияние начинают теснить Индия и Китай.
Успешное продвижение к взаимодействию в формате треугольника Индия - Россия - Китай, в стратегической группировке Шанхайской организации сотрудничества (ШОС) в составе пяти стран Центральной Азии, России и Китая создает серьезные противовесы американской политике гегемонизма в Восточной Азии и её субрегионе - ЮгоВосточной Азии. В силу сказанного, можно предположить, что усиление вьетнамского направления азиатской внешней политики США в основном связано не столько с интересами крупного американского капитала, сколько с желанием ослабить политическое влияние и экономическое присутствие Китая и России во Вьетнаме, используя внешнеэкономическую экспансию,
Установление с 1995 г. дипломатических отношений позволило снять американское эмбарго в торговле с Вьетнамом, открыло путь для диалогов на высшем уровне. За период с 1996 г. по 2000 г. состоялось 11 раундов переговоров между США и Вьетнамом о заключении двустороннего торгового соглашения, подписание которого состоялось 3 июля 2000 года. В соглашении были отражены пять принципов, на основе которых могут развиваться деловые связи двух стран:
• независимость, суверенитет, взаимная выгода;
• применение MEN - принципа наибольшего благоприятствования для американских и вьетнамских партнеров;
• постоянная адаптация Вьетнама к международным
правилам и законам, регулирующим внешнеэкономическую
деятельность;
• постепенное продвижение к исключению СРВ из стран с низкими доходами;
• предоставление Вьетнаму, как развивающейся стране, находящейся в переходном периоде, международной экономической помощи, в т.ч. и со стороны США.
После подписания торгового соглашения импортные тарифы США для торговли с СРВ сразу же были уменьшены на 30-40%.
Дальнейшие уступки США в отношении СРВ были сделаны после заявления о предоставлении статуса РЫТИ, т.е. статуса нормальных торговых отношений, поддерживаемых между развитыми странами мира, после вступления Вьетнама в ВТО. Теперь между США и СРВ, по мнению некоторых вьетнамских аналитиков, не осталось спорных вопросов, кроме относящихся к соблюдению прав человека и религиозных1.
Подвижки в двусторонних торговых отношениях с США в пользу Вьетнама состоят в следующем.
Происходит наращивание вьетнамского экспорта на американский рынок - с 50 млн. долл. США в 1994 г. он вырос до 821 млн. долл. в 2000 г., 5924 млн. долл. в 2005 г., 7828,7 млн. долл. в 2006 г., 10 млрд долл. в 2007 г. С 1996 г., в торговле сохраняется положительное торговое сальдо в пользу Вьетнама. Во взаимных торговых отношениях Вьетнама со странами и интеграционными группировками США переместились с 8го места в 1994 г. на 1-ое место в 2007 г.; удельный вес США в общем торговом обороте СРВ (109,6 млрд. долл. в 2007 г.) вырос до 10%.
Торговля с США растет в основном за счет экспорта, тогда как американские поставки на вьетнамский рынок едва превышают 1 млрд. долл. США и даже имеют тенденцию к сокращению. (Например, импорт из США в 2003 г. составлял 1133,9 млн. долл., а в 2006 г. - 982 млн. долл.) 2.
Конечно, для огромного американского рынка вьетнамский экспорт не играет особо важной роли. Но некоторые вьетнамские товары пользуются устойчивым спросом у американских потребителей (одежда, обувь) и морские деликатесы (креветки и пр.).
Что касается инвестиционной активности США во Вьетнаме, то надо признать, что эта сфера иностранного бизнеса традиционно закреплена за инвесторами из стран АСЕАН, Японии, Республики Корея, Тайваня и других азиатских стран. До вступления Вьетнама в ВТО общий объем американских инвестиций составлял 4,7 млрд. долл. США по 400 лицензированным проектам3. Причем в годовом исчислении динамика притока во Вьетинам американских инвестиций была неровной, о чем
1
В частности, такой точки зрения придерживается директор Института мировой экономики и политики Вьетнамской академии общественных наук проф. Нгуен Хуан Тханг. См. Vietnam Economic Review, 2008. N 1.
2 Данные ЦСУ СРВ за соответствующие годы // Statistical Year book of Vietnam. Hanoi, 2006, 2007.
3 Данные Министерства планирования и инвестиций Вьетнама.
свидетельствуют приведенные ниже статистические данные за 19942002 гг.:
1994 г. - 233,66 млн. долл. 1999
1995 - 534,8 млн. долл. 2000
1996 - 143,7 млн. долл. 2001
1998 - 125,6 млн. долл. 2002
135,6 млн. долл. 81,68 млн. долл. 139,56 млн. долл. 162,8 млн. долл.
Источник: Vietnam Economic Review, 2008. N 1. P. 7.
В 2007 г. с США было подписано очередное инвестиционное соглашение по 62 проектам на сумму 358,2 млн. долл. США. Правда, нужно отметить, что приведенные выше показатели об американских прямых инвестициях, озвученные Министерством планирования и инвестиций СРВ, расходятся с официальными показателями американской статистики, в которые включаются американские инвестиции, реэкспортируемые во Вьетнам из сопредельных стран. Поэтому, по американским данным, начиная с 2004 г., США стали одним из крупнейших инвесторов Вьетнама. В 2004 г. в экономику страны американскими инвесторами было вложено 531 млн. долл. После того как крупнейшая ТНК Intel Croup вложила 1 млрд. долл. США в парк высоких технологий в г. Хошимине, другие телекоммуникационные компании устремились в быстро развивающиеся во Вьетнаме телекоммуникационные отрасли, а также в науку, высокие технологии, образование и обучение, вкладывая все больше средств в человеческий капитал. Американские инвесторы вкладывают капитал в быстро развивающийся фондовый рынок. Во Вьетнаме при содействии США создан Фонд обучения. Развивается американское техническое содействие в сфере, связанной с предотвращением эпидемий и распространения СПИДа, а также с ликвидацией последствий стихийных бедствий. Фактором, ускоряющим развитие контактов и взаимного бизнеса, стало открытие прямого воздушного сообщения между США и Вьетнамом. Американцев привлекает Вьетнам потому, что здесь меньше угрозы возникновения рисков в банковском секторе в силу высоких темпов развития экономики (ежегодно ВВП увеличивается на 7% и выше), сильного макрорегулирования со стороны государства. Страна накопила крупные золотовалютные резервы и исправно расплачивается по кредитам.
Следует отметить широкое присутствие в СРВ неправительственных американских организаций, которые служат основным каналом распространения американского влияния среди вьетнамского населения. В настоящее время их насчитывается более 300. Работаю они в различных областях общества, культуры, здравоохранения, образования. На их фоне прямое участие американского государства в международной экономической помощи, оказываемой СРВ по линии ОДА (международной организации по оказанию экономической помощи развивающимся странам), значительно уступает ЕС, Японии, НИС Азии и другим странам.
К сдерживающим факторам, которые влияют на развитие американо-вьетнамских отношений, относятся некоторые ограничения,
связанные с «непризнанием Вьетнама, как страны, не достигшей уровня рыночной экономики». Согласно договоренности с членами ВТО, срок перехода к рыночной экономике для Вьетнама был продлен до 2018 года. Между тем в стратегии социально-экономического развития Вьетнама, утвержденной правительством в 2005 г., было отмечено, что страна может достигнуть статуса рыночной экономики быстрее, поскольку для этого созданы все необходимые предпосылки и условия. К другим ограничениям торгово-экономических отношений между США и Вьетнамом относится влияние последствий финансовоэкономического кризиса США на вьетнамскую экономику.
В 2009 г. экономика США вошла в состояние рецессии, продолжается кризис крупнейших американских банков, падает курс доллара в международных валютных операциях. Вьетнамская экономика сильно долларизована, торговые операции со многими странами осуществляются в долларах. Повышение курса национальной валюты -донга к американскому доллару может сильно ударить по вьетнамским экспортерам, торгующим в американской валюте. Негативное влияние на торговлю Вьетнама с США может оказать также сжатие потребительского спроса в США, в т.ч. на импортные товары, в связи с разорением фирм и массовыми увольнениями американских рабочих. Это обстоятельство может прямо отразиться на сокращении экспорта вьетнамской продукции на американский рынок.
С начала 2008 г. американский доллар во Вьетнаме подешевел на 30%, инфляция возросла более чем в 2 раза по сравнению с 2006 годом. Поэтому правительство СРВ было вынуждено в конце 2008 г. скорректировать темпы роста ВВП в сторону снижения, уточнить инвестиционные соглашения с зарубежными странами, находящимися в долларовой зоне сотрудничества с США. Вьетнаму предстоит серьезная корректировка внешнеэкономической стратегии, трезвое понимание и оценка сложившейся мировой финансово-экономической конъюнктуры в связи с американским кризисом, тем более что, как указано в этой статье, межправительственный уровень американовьетнамских отношений не получил адекватного развития после подписания двустороннего торгового соглашения и присоединения Вьетнама к ВТО.