Научная статья на тему 'Американский вектор во внешней политике Вьетнама'

Американский вектор во внешней политике Вьетнама Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
1152
148
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЮГО-ВОСТОЧНАЯ АЗИЯ / ВЬЕТНАМ / США / ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Соколов Анатолий Алексеевич

In Dr. Anatoly Sokolov's paper The American Vector in Vietnam's Foreign Policy the author-analyses the current Vietnam-American relations in different spheres: economic, political, cultural and others. Special attention is given to cooperation between the SRV and the US in the context of Vietnam-China relations.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Американский вектор во внешней политике Вьетнама»

A.A. Соколов к.фил.н., ИВ РАН

АМЕРИКАНСКИЙ ФАКТОР ВО ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКЕ ВЬЕТНАМА

12 июля 2005 г. исполнилось десять лет со дня установления дипломатических отношений между СРВ и США. Эти годы ознаменовались положительными изменениями во многих областях вьетнамо-американских отношений. Стороны обменивались делегациями разных уровней, руководители обеих стран встречались во время международных и региональных форумов. Главный итог этого сложного пути навстречу друг другу - понимание необходимости развивать долговременные и стабильные отношения между Вьетнамом и Соединенными Штатами Америки.

Сегодня вьетнамо-американские отношения охватывают политику, экономику, образование, науку, военное дело и другие сферы. Стороны активно участвуют в различных гуманитарных мероприятиях. США входят в тройку стран-лидеров по количеству туристов, посетивших Вьетнам. После 30-летнего перерыва восстановлены прямые авиарейсы между СРВ и США.

Визит премьер-министра СРВ Фан Ван Кхая в США в июне 2005 года стал логическим итогом многочисленных вьетнамо-американских контактов1. Он состоялся в момент, когда отмечалось 30-летие окончания Вьетнамской войны и 10-летие установления дипломатических отношений между Вьетнамом и США. Это был первый за прошедшие три десятилетия официальный визит главы вьетнамского правительства в Вашингтон по приглашению президента США2.

Главным событием этого визита стали переговоры, которые состоялись в Белом доме 21 июня 2005 г. между премьер-министром Вьетнама Фан Ван Кхаем и президентом США Джорджем Бушем. По результатам их встречи было опубликовано совместное заявление3. В документе отмечалось, что от-

ношения между СРВ и США характеризуются взаимным уважением, укреплением связей в экономике и торговле, общей заботой о мире, процветании и безопасности в Юго-Восточной Азии и Азиатско-Тихоокеанском регионе, усилением сотрудничества в целом ряде вопросов, представляющих взаимный интерес сторон. Оба руководителя подтвердили готовность продолжать диалоги по спорным вопросам, развивать конструктивные и дружественные отношения партнерства, многостороннего сотрудничества на основе равенства, взаимного уважения и взаимной выгоды.

Общее стремление Вьетнама и США установить между собой «конструктивные отношения партнерства» определило основной мотив и направление для развития двусторонних отношений в будущем. В совместном вьетнамоамериканском заявлении указаны следующие конкретные сферы сотрудничества и его основные принципы:

- усиление двустороннего и многостороннего сотрудничества в решении транснациональных вопросов: борьба с глобальным терроризмом, транснациональной преступностью, наркобизнесом и торговлей людьми, оказание медицинской и гуманитарной помощи;

- поддержка Соединенными Штатами вступление Вьетнама в ВТО;

- создание условий для увеличения инвестиций США в экономику Вьетнама;

- продолжение сотрудничества в решении ряда вопросов, оставшихся после Вьетнамской войны;

- продолжение открытого диалога по интересующим обе стороны вопросам, включая такие, как права человека, религия, национальные меньшинства.

В заявлении также сообщалось, что в 2006 г. президент США посетит Вьетнам для участия в саммите руководителей Организации Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества (АТЭС).

Несомненно, важными были и переговоры Фан Ван Кхая с министром обороны США Дональдом Рамсфелдом, последовавшие сразу после встречи с

американским президентом. Стороны обсудили вопросы военного сотрудничества и региональной безопасности.

Накануне своего приезда в США Фан Ван Кхай дал подробное интервью представителям американских СМИ, а уже в ходе официального визита в газете «Washington Times» была опубликована его статья «Вьетнам на пути обновления», в которой наряду с панорамой достижений СРВ за последние годы была представлена позиция вьетнамской стороны по тем вопросам, которые входят в сферу взаимных интересов4.

Программа шестидневного визита вьетнамского премьер-министра в США была очень насыщенной. Помимо Вашингтона, где проходила официальная и главная часть его визита, он также побывал в Сиэтле, Нью-Йорке, Бостоне.

Пребывание на американской земле для вьетнамской делегации началось в Сиэтле, где премьер-министр СРВ посетил завод корпорации Boeing и встретился с его руководством. Была достигнута договоренность о закупке Вьетнамом четырех самолетов Boeing 787 (стоимость контракта около 500 млн. долларов).

Там же, в Сиэтле Фан Ван Кхай провел пресс-конференцию, на которой дал оценку вьетнамо-американским отношениям и отметил, что, несмотря на имеющиеся различия и ряд нерешенных вопросов, между СРВ и США в настоящее время нет больших разногласий, наоборот, наблюдается сближение позиций по разным сферам и международным вопросам. В частности, он заявил: «У нас есть прочная база, чтобы поднять двусторонние отношения на новый, более высокий уровень, совместно развивать отношения дружбы, конструктивного партнерства, стабильного, долговременного и многостороннего сотрудничества между нашими странами. В этом и состоит послание вьетнамского правительства в ходе этого визита в США»5.

Отвечая на вопросы журналистов, Фан Ван Кхай сообщил о своем намерении встретиться с семьей вьетнамского эмигранта Нгуен Тхань Битя, кото-

рый сейчас живет в США и работает на одном из предприятий корпорации Boeing. Премьер-министр подчеркнул: «Вьетнамское государство всегда считало проживающих за рубежом соотечественников в целом и в США в частности неотъемлемой и важной частью Вьетнама»6. Эти слова он, несомненно, адресовал и тем немногочисленным вьетнамским эмигрантам, которые выражали протест против приезда в США вьетнамского лидера.

Результатом встречи Фан Ван Кхая с основателем и главой корпорации Microsoft Биллом Гейтсом стало подписание соглашения о развитии компьютерных технологий во Вьетнаме.

В Нью-Йорке премьер-министр Вьетнама посетил Фондовую биржу и лично открыл торги. Он стал первым высокопоставленным руководителем из Вьетнама, удостоенным этой чести. Фан Ван Кхай встретился с главным исполнительным директором биржи Джоном Тэйном и исполнительным директором крупнейшей в мире страховой компании American International Group (AIG) Мартином Салливаном. Как отметили американские СМИ, посещение премьер-министром СРВ Нью-Йоркской фондовой биржи свидетельствует об активных усилиях вьетнамского правительства привлечь зарубежные инвестиции в экономику страны, а также о готовности Вьетнама к полной интеграции в мировую и финансовую систему.

Бостон стал последним американским городом в программе официального визита вьетнамского премьер-министра. Там Фан Ван Кхай встретился с руководством Гарвардского университета и Массачусетского технологического института7. Стороны весьма конструктивно обсудили вопросы сотрудничества в области образования.

Визит вьетнамского лидера в США прежде всего знаменовал новый этап в отношениях двух стран8, который характеризуется взвешенным прагматизмом с обеих сторон. США развивают свои отношения с Вьетнамом и другими странами региона, стремясь найти новых партнеров в регионе - отчасти в противовес Китаю. Вьетнам надеется, что поддержка США облегчит ему вхождение в

мировую экономику. Как отмечали многие обозреватели, активное развитие вьетнамо-американских отношений не только позволяет залечивать психологические травмы прошедшей войны, но и заставляют Вашингтон немного терпимее относиться к таким чувствительным проблемам, как соблюдение прав человека во Вьетнаме, религиозные вопросы9. Главный итог визита вьетнамского премьер-министра в США заключается в том, что стороны сделали новый шаг к улучшению отношений двух стран.

Контекст вьетнамско-американских отношений

Экономика и торговля

Сегодня экономика - это фундамент вьетнамо-американских отношений, основанных на взаимной выгоде и нацеленных на установление долгосрочных комплексных связей и взаимодействие между двумя странами.

После установления дипломатических отношений заметно активизировалось и продолжает расширяться вьетнамо-американское сотрудничество в экономической области, были подписаны межправительственные соглашения и договоры: Соглашение о правах интеллектуальной собственности (1997), Соглашение о двусторонней торговле (2000), Соглашение о сотрудничестве в швейно-текстильной отрасли (2003) и др. Постоянно увеличивается двусторонний торговый оборот: с 1,5 млрд. долларов в 2001 он вырос почти до 8 млрд. долларов в 2005 году. Американские корпорации действуют во многих отраслях вьетнамской экономики - нефтегазовой, телекоммуникационной, банковском деле, страховании, производстве автомобилей и товаров широкого потребления.

Для американских бизнесменов Вьетнам - это рынок с более чем 83 миллионами потребителей, а также источник достаточно дешевой рабочей силы. А для Вьетнама Соединенные Штаты - самый большой в мире рынок и источник поступления передовых технологий и инвестиций.

Причина трудностей в двусторонних торговых отношениях состоит в том, что Вашингтон причислил СРВ к категории стран с нерыночной экономикой10. Проблема квотирования на импортируемые из Вьетнама в США товары должна быть снята после его вступления в ВТО.

По всей видимости, причина, создающая трения во вьетнамоамериканских отношениях, коренится в психологическом подходе сторон к торгово-экономической политике своего визави. Так, Вьетнам не доволен протекционизмом, существующим на американском рынке, а США - масштабами нарушения права на интеллектуальную собственность и отсутствием прозрачности в процесс принятия решений в СРВ по проектам иностранных инвестиций.

31 мая 2006 г. в Хошимине был подписан официальный договор об окончании двусторонних вьетнамо-американских переговоров о вступлении Вьетнама в ВТО, согласно которому правительство СРВ согласилось на условия, выдвигаемые США в качестве основных накануне начала формальной процедуры вступления1 *.

По условиям соглашения Вьетнам существенным образом снизит таможенные пошлины на американские промышленные и сельскохозяйственные продукты, а также примет ряд мер по удалению торговых барьеров, мешающих компаниям из США работать во Вьетнаме. Сейчас такие ограничения действуют в сфере телекоммуникаций, розничной торговли, страхования, энергетики и банковском секторе. Представители США заявили, что это соглашение о свободной торговле является значимым этапом в процессе урегулирования отношений двух стран и позволит увеличить объем экспорта американских товаров на вьетнамский рынок.

Ханой также согласился отменить запрещенное правилами ВТО субсидирование промышленности, в том числе текстильной отрасли. В обмен США не будут вновь вводить квоты на выпущенные во Вьетнаме ткани и одежду. Предполагается, что после заключения соглашения Конгресс США присвоит СРВ

статус страны с постоянными нормальными торговыми отношениями (Permanent Normal Trade Relations, PNTR). Затем вьетнамские власти подадут формальную заявку на вступление к ВТО и, скорее всего, войдут в состав организации до визита Джорджа Буша в СРВ, который должен состояться в ноябре 2006 года.

Военное сотрудничество

В последнее время внимание многих аналитиков привлекает заметная активизация военно-политических контактов Вашингтона и Ханоя. Долгое время эти связи ограничивались только вопросами поиска погибших и пропавших без вести в годы войны в Индокитае американских солдат.

В ноябре 2003 г. состоялся первый после окончания этой войны визит министра обороны СРВ Фам Ван Ча в США, в ходе которого он провел переговоры с госсекретарем Колином Пауэллом, министром обороны Дональдом Рамсфелдом и председателем комитета начальников штабов ВС США генералом Ричардом Майерсом12. В ходе этих встреч была достигнута договоренность об оказании США помощи Вьетнаму в разминировании минных полей, оставшихся со времен войны, и дезактивации зараженных Agent Orange территорий.

В конце ноября 2003 года, в соответствии с подписанным соглашением о «помощи и взаимодействии в случае стихийных бедствий и содействии в поисковых и спасательных операциях», порт города Хошимин посетил американский фрегат «Вандегрифт». А в феврале 2004 г. во Вьетнаме с рабочим визитом побывал командующий ВС США на Тихом океане адмирал Томас Фарго.

Сегодня, когда кардинально изменилась роль России как геополитического игрока в Юго-Восточной Азии, руководство Вьетнама, исходя из прагматических интересов, нуждается в новом стратегическом союзнике. Гипоте-тически более тесные отношения с Вашингтоном могли бы помочь Ханою создать региональный противовес политическому влиянию и военной мощи своего северного соседа. В свою очередь для США союз с Вьетнамом, имеющим одну

из самых многочисленных и боеспособных армий в мире, позволил бы продемонстрировать Китаю, что ему, возможно, придется в будущем считаться с еще более массивным силовым присутствием Америки у своих границ в этом регионе. Подобное партнерство Соединенных Штатов и Вьетнама могло бы существенно повлиять на соотношение сил в Юго-Восточной Азии и отчасти - в Тихоокеанском регионе.

Договоренность об активизации вьетнамо-американского сотрудничества в военной области была достигнута в 2005 г. на переговорах в Вашингтоне между премьер-министром СРВ Фан Ван Кхаем и министром обороны США Дональдом Рамсфелдом, тогда же были согласованы вопросы об обмене разведывательной информацией и совместной борьбы с терроризмом Позднее, со ссылкой на вице-премьера СРВ By Кхоана, было сообщено, что Вьетнам примет участие в финансируемой Пентагоном программе «Международное военное образование» (International Military Education and Training, IMET), в рамках которой в ведущих военных учебных заведениях США проходят военную подготовку иностранные военнослужащие. Предполагается, что на первом этапе обучение (по английскому языку, военной медицине, технике) вьетнамских военнослужащих при содействии американских специалистов должно осуществляться во Вьетнаме13.

Заметным событием в развитии военных связей между двумя странами стал визит главы Пентагона Дональда Рамсфелда во Вьетнам. В рамках визита по странам Юго-Восточной Азии в начале июня 2006 г. он посетил СРВ по приглашению своего вьетнамского коллеги - генерала Фам Ван Ча. Министр обороны США прибыл в Ханой спустя всего несколько дней после подписания соглашения о свободной торговле между США и Вьетнамом. Как сообщила газета Los Angeles Times, первый раз Дональд Рамсфелд посетил Вьетнам еще четыре десятилетия назад в качестве действующего политика - в самый разгар военных действий в Индокитае14.

«У меня нет списка желаний, или перечня тех задач, которые мы пытаемся решить», - заявил Рамсфелд. - Все, что мы хотим видеть - это то, что отношения между нашей страной и Вьетнамом развиваются по пути, который удобен для них, и удобен для нас. Так все и шло в последние годы, и я думаю, мы будем следовать той же дорогой»15. Однако многие аналитики утверждают, что пока еще слишком рано говорить о сближении США и Вьетнамом в военной области хотя обе стороны заявили о готовности к взаимовыгодному сотрудничеству. По словам самого Рамсфелда, США заинтересованы в сотрудничестве с Вьетнамом, так как хотят получить доступ к военным объектам в этой стране и подкрепить тем самым свои позиции в регионе16.

Это всего лишь второй визит главы Пентагона во Вьетнам со времени окончания Вьетнамской войны в 1975 году. При администрации президента Клинтона в 2000 г. Вьетнам посетил тогдашний глава Пентагона Уильям Коэн. В Вашингтоне считают, что сильный Вьетнам может стать ключевым элементом такой Юго-Восточной Азии, которая могла бы противостоять притязаниям со стороны Китая17, как их себе рисуют в США.

В Ханое Рамсфелд был принят премьер-министром Вьетнама Фан Ван Кхаем и министром обороны СРВ Фам Ван Ча. Рамсфелд с похвалой отзывался

о трудолюбии вьетнамцев и их успехах в экономике, выразил пожелание Вьетнаму скорейшего вступления в ВТО. Помимо официальных встреч он также посетил конференцию, посвященную военной медицине. Главная цель этого визита главы Пентагона - расширить военные отношения с Вьетнамом.

На второй день пребывания Рамсфелда в Ханое американская сторона сообщила, что стороны обсуждали вопрос о расширении сотрудничества в разминировании мин, оставшихся со времен Вьетнамской войны. Вьетнамская сторона выразила пожелание, чтобы США поставили американское оборудование для разминирования и запчасти к нему. Отметим, что просьба о военном оборудовании для Вьетнама может вызвать полемику в американском Конгрессе, где проводилось расследование относительно практики соблюдения

прав человека во Вьетнаме. И именно это обстоятельство может создать некоторые проблемы для вьетнамо-американского военного сотрудничества18.

Западные СМИ также сообщили, что в беседе с вьетнамским министром обороны Рамсфелд сказал, что Вьетнам может сыграть роль в сохранении международного мира. Но это Фам Ван Ча ответил, что вьетнамская армия не будет участвовать ни в каких операциях, не получивших конкретное одобрение ООН. Кроме того, Рамсфелд обратился с просьбой к вьетнамской стороне о содействии в поиске останков американских военнослужащих, пропавших в Индокитае в годы войны, и ему был дан положительный ответ. Согласно данным США, еще 1805 американских военнослужащих числятся пропавшими без вести в годы Индокитайской войны, и из них 1376 - во Вьетнаме. Американская сторона выразила надежду, что для поисковых групп станет возможным побывать в тех местах, куда раньше допуск был ограничен, что станут более доступными архивные материалы.

По мнению военной делегации США, результаты визита Дональда Рамсфелда во Вьетнам «оказались небольшими, но важными и внушающими оптимизм». Стороны договорились о таких конкретных мероприятиях, как:

- посещение американским военным кораблем Вьетнама в июле 2006 года19;

- языковая подготовка: в конце июня 2006 г. два вьетнамских офицера должны прибыть в Военную лингвистическую школу (г. Сан-Антонио, штат Техас) для изучения английского языка;

- подготовка военных медиков;

- расширение визитов вьетнамских военных в США.

Поездка Дональда Рамсфелда в СРВ - важный дипломатический шаг, цель которого вовлечь эту страну в более прочные отношения с США. Вероятно, американский военный министр попытался убедить Ханой в необходимости противостоять военному росту Китая. Вьетнам хочет сотрудничать с США, но проявляя сдержанность и осторожность, стараясь балансировать. Недавно

Ханой заявил, что вместе с моряками из КНР будет вести патрулирование в Тонкинском заливе и в Южно-Китайском море. Сделав шаг к сотрудничеству с одной стороной, Вьетнам тут же сделал аналогичный шаг навстречу другой стороне.

Американские эксперты довольно сдержанно оценивали возможные результаты поездки Дональда Рамсфелда во Вьетнам. Однако итоги его визита позволяют им предположить, что Ханой рассчитывает на усиление двустороннего сотрудничества в военной сфере. Тем не менее, можно констатировать, что сегодня, спустя 11 лет после установления дипломатических связей, военное сотрудничество между СРВ и США весьма ограничено.

Культура, образование и медицина

Постепенно активизируется вьетнамо-американское сотрудничество в сфере культуры, искусства и образования: подписано Соглашение об авторских правах, расширяется культурный обмен между СРВ и США, установлены прямые связи между университетами США и вузами Вьетнама, растет число вьетнамских студентов, принятых на учебу в американские университеты. В 2005 г.

21 765 вьетнамцев получили американские бизнес- и туристические визы (рост на 55% по сравнению с 2001 г.)20.

Обе стороны полностью поддерживают сотрудничество в этой сфере. В 2004 около 2,5 тыс. вьетнамских студентов обучались в США. А в 2005 г. уже 3448 вьетнамцев получили визу для учебы в США (рост на 124% по сравнению с 2001 г.)21. При этом заметим, что растет число вьетнамских юношей и девушек, которые сами оплачивают свое обучение в американских университетах.

Помимо предоставления стипендий от различных благотворительных и общественных организаций вьетнамским студентам оказывается помощь и со стороны американского правительства. Программа Фулбрайта и Вьетнамский образовательный фонд выделили по 5 млн. долларов на обучение вьетнамских студентов в США по различным (прежде естественно-научным и техническим) специальностям. Такой совокупный бюджет этих двух организаций сделал

Вьетнам лидером среди всех стран мира по получению финансовой помощи от США на цели образования. Как заявил на слушаниях в американском США Эрик Джон, помощник госсекретаря США по Восточной Азии и Тихоокеанскому региону, «вьетнамцы хотят учить английский язык, изучать бизнес и сферы высоких технологий, и это обстоятельство создают большой шанс для нашего сотрудничества с вьетнамцами в конструктивном духе»22.

Кроме того, американская сторона оказывает и целевую помощь на образовательные цели. Так, Конгресс США принял решение о выделении 2 млн. долларов в Фонд экономического содействия на индивидуальные и коллективные программы для жителей плато в Центральном районе Вьетнама. А Программа Фулбрайт выделила дополнительно 1,5 млн. долларов на образовательные экономические программы в г. Хошимине23.

Американская помощь СРВ в медицинской сфере в основном связана с профилактикой и борьбой с ВИЧ-заболеваниями. 24 июня 2004 г. президент США Джордж Буш, выступая в Церкви Greater Exodus Baptist (штат Пенсильвания) заявил, что Вьетнам включен в список стран, которым будет оказываться помощь в рамках глобального плана борьбы с ВИЧ-заболеваниями: «Сегодня мы оставляем в историческом прошлом нашу горечь, связанную с Вьетнамом. Причина нашего решения в том, что эта страна столкнулась со стремительным распространением ВИЧ-заболеваний, особенно среди молодежи. Мы хотим, чтобы вьетнамцы понимали: объединяя усилия, мы вместе с ними боремся с этим недугом». Он сообщил, что США выделят 20 млн. долларов для закупки лекарств и медикаментов для ВИЧ-инфицированных вьетнамцев. В 2006 г. США окажут помощь Вьетнаму в размере 34 млн. долларов в деле профилактики ВИЧ-заболеваний; предполагается, что в 2007 г. эта помощь может возрасти до 50 млн. долларов.

Билл Гейтс как символ вьетнамо-американского сотрудничества

Несомненно, важным фактором активизации вьетнамо-американских отношений стал приезд в апреле 2006 г. в СРВ главы корпорации Microsoft Бил-

ла Гейтса. В Ханое Гейтс встретился с президентом Вьетнама Чан Дык Лыонгом и премьер-министром Фан Ван Кхаем, провел переговоры с руководством Государственного штаба СРВ по развитию информационных технологий. Согласно достигнутой договоренности Министерство финансов Вьетнама станет первым в стране государственным институтом, который будет использовать только лицензионное программное обеспечение Microsoft.

Особое внимание вьетнамские СМИ уделяли встречам Гейтса с местными студентами и представителями предприятий в области информационных технологий. Для миллионов вьетнамских юношей и девушек Билл Гейтс - настоящий кумир, а его жизнь - пример цивилизованного капитализма, когда способный человек своим упорным трудом может достичь больших материальных успехов и общественного признания, что вполне соответствует этическим нормам, принятым в странах дальневосточного региона. В конференц-зале Ханойского университета Билла Г ейтса встретили овациями. В своем выступлении перед студентами глава Microsoft отметил: «Сейчас, когда Интернет объединил мир, возможности не так ограничены географией, но в большей степени зависят от уровня инвестиций в образование»24.

Кроме Ханоя Гейтс посетил провинцию Бакнинь, расположенную примерно в 30 км от вьетнамской столицы. Во Вьетнаме эту маленькую провинцию считают «маяком» в области внедрения информационных технологий. В частности, она стала первой в СРВ провинцией, в которой действует «электронная администрация».

Корпорация Microsoft открыла свое представительство в СРВ 10 лет назад. Между корпорацией и Вьетнамом в последнее время активно развивается сотрудничество, в частности в сфере образования и подготовки кадров. В рамках программы «Партнеры в образовании» в стране уже действуют три учебных центра, в которых в течение пяти ближайших лет при содействии корпорации будут подготовлены около 50 тыс. учителей информатики.

По мнению экспертов, решительный переход вьетнамской экономики на рыночные принципы возможен только одновременно с инвестированием средств в образование населения и развитие IT-технологий в стране. Вполне вероятно, что именно с этим связано приглашение главы крупнейшей IT-корпорации во Вьетнам. А как заявил сам Билл Гейтс, он прибыл во Вьетнам прежде всего для того, «чтобы подготовить эту страну для торговли во многие последующие годы». И он, и его компания Microsoft искренне хотят, чтобы Вьетнам успешно развивался.

Как считают многие бизнес-аналитики, сейчас наступает своего рода «вторая» волна, когда иностранные компании проявляют заинтересованность в рабочей силе Вьетнама. Впечатляющим примером развивающегося сотрудничества стало решение известной американской компании Intel Corp. вложить более 600 млн. долларов в строительство завода высокотехнологической продукции на 1200 рабочих мест в городе Хошимине. Предполагается начать производство во второй половине 2007 года. От реализации этого проекта выигрывают обе стороны: Intel расширяет производство за счет недорогой рабочей силы, а Вьетнам получает одновременно и инвестиции, и мировую славу начинающего, но очень перспективного производителя в области компьютерных технологий.

Вероятно, Microsoft и Intel действительно полагают, что Вьетнам может стать второй Индией по двум параметрам - как источник ресурсов для аутсорсинга25 и рынок потребления информационных и коммуникационных технологий (Information and Communications Technologies, ICT). И не случайно, что обе эти известные корпорации оказались сейчас во Вьетнаме. Они изучают ситуацию, возможности, чтобы действовать наверняка и способствовать превращению Вьетнама в мощную державу информационных и коммуникационных технологий.

Гуманитарные проблемы

По-прежнему продолжается программа по поиску останков американских военнослужащих, погибших в годы Вьетнамской войны. Соединенные Штаты благодарны СРВ за эту работу и сотрудничество. Больше эта проблема не вызывает сложностей в двусторонних отношениях, как это было прежде. Со своей стороны, Ханой просит помочь найти вьетнамских военнослужащих, пропавших без вести в годы этой же войны.

Вьетнам надеется, что США признают свою моральную ответственность за применения в годы Вьетнамской войны диоксиносодержащего вещества Agent Orange. Этот дефолиант использовался для уничтожения листвы, которая скрывала вьетнамские военные отряды. В 2004 г. вьетнамские граждане -жертвы Agent Orange - подали иск в Бруклинский окружной суд против более чем 30 американских компаний, среди которых Dow Chemical и Monsanto. Истцы потребовали денежной компенсации, размер которой может достичь нескольких миллиардов долларов26. Вслед за этим Вьетнам в июле и августе 2004 г. при поддержке некоторых американских ветеранов войны в Индокитае развернул кампанию с призывом к американскому народу проявить сострадание и поддержать жертв химической войны. Однако Федеральный суд США отклонил этот иск. Как говорится в заключении судьи федерального окружного суда Бруклина Джека Вайнштайна, «для удовлетворения претензий истцов нет никаких оснований ни во внутренних законодательствах ни одной из стран мира, ни в какой-либо из отраслей международного права»27.

Еще одна гуманитарная проблема для Вьетнама - неразорвавшиеся снаряды на его территории. По предварительным подсчетам вьетнамских военных, их может быть от 350 тыс. до 850 тыс. и около 3 млн. мин28. В марте 2003 г. Ассоциация американских ветеранов и Министерство обороны СРВ подписали соглашение о подготовке специальной карты, чтобы помочь точно определить меетонахождение этих боеприпасов на территории Вьетнама и прежде всего -в провинциях Куангбинь, Куангчи и Хатинь.

Проблема прав человека

Проблема политических диссидентов и религиозных оппонентов - самая чувствительная во вьетнамо-американских отношениях, поэтому постоянно вызывает полемику между двумя странами.

У США есть разные причины, в силу которых они должны оказывать давление на Вьетнам по проблеме прав человека29. Во-первых, американская администрация должна реагировать на требования Конгресса, различных организаций, созданных для контроля за соблюдением прав человека (например, Комитет по защите религиозных свобод), и неправительственных организаций, внимательно следящих за соблюдением прав человека во Вьетнаме (как, например, Human Rights Watch, или подобные организации вьетнамских американцев). Во-вторых, по американским законам Госдепартамент США должен ежегодно представлять доклад о положении с правами человека в различных странах мира. Американское посольство во Вьетнаме тоже должно составлять такой доклад и одновременно воздействовать на местное правительство, чтобы ситуация с правами человека становилась более прозрачной. И как заявил бывший посол США во Вьетнаме Раймонд Бургхардт, выступая 21 января 2003 г. на заседании Asia Society, «к проблеме прав человека американские граждане проявляют большое внимание. И это вовсе не какие-то подозрительные замыслы, цель которых вызвать «мирные перемены», а всего лишь проявление истории и особенностей менталитета американцев»30.

Действительно, именно эта проблема может стать препятствием на пути реализации поставленной Ханоем задачи. До получения согласия на вступление в ВТО Вьетнам должен обрести статус страны с постоянными нормальными торговыми отношениями, а этот вопрос находится в ведении американского Конгресса31.

Вьетнамская диаспора Ханой хорошо осознает мощный потенциал вьетнамской эмиграции (вьет кьеу), который она может внести в строительство своей исторической Родины и её интеграции в мировое сообщество. При этом следует отметить, что

в жизни и деятельности современной вьетнамской диаспоры в США четко определились две тенденции: прагматическая (прогрессивная) и радикальная (реваншистская). И это обстоятельство, несомненно, будет сказываться (возможно, не очень существенно) на вьетнамо-американских отношениях. Понимание того, что вьет къеу могут стать опорой и ресурсом для Вьетнама во всех сферах (экономика, инвестиции, образование, права человека и т.д.), требует от Ханоя выработки и проведения четкой, осмысленной политики в этом вопросе32.

Стратегия отношений

В 2004 г. американский политолог Нгуен Мань Хунг, анализируя состояние вьетнамо-американских отношений, отметил, что в современных условиях Вьетнам перестал занимать в стратегических планах США такое положение, как в годы «холодной войны». И главное препятствие на пути улучшения вьетнамо-американских отношений (и прежде всего в военной сфере) - это различие в позициях сторон относительно друг друга: у США низкая оценка стратегической важности Вьетнама, а у Вьетнама же, наоборот, — высокая самооценка своей стратегической важности33. Нормальные военные отношения трудно построить при наличии таких разных подходов. Правда, в 2004 г. ситуация была несколько иной, чем сейчас, когда мы наблюдаем развитие отношений между СРВ и США по многим направлениям. Тем не менее следует сказать по крайней мере о двух факторах, которые существенно влияют на стратегические связи двух стран: сомнения Вьетнама относительно замыслов США и так называемый китайский фактор34.

Понятно, что Ханой обеспокоен позицией и действиями США в отношении проблем, которые он считает своим внутренним делом. Такое вмешательство Вьетнам рассматривает как угрозу, способную повлиять на внутреннюю стабильность, привести к «мирным переменам», изменению существующего строя или к ситуации, связанной с «утратой суверенитета». Со временем, когда ситуация в СРВ окончательно стабилизируется, то улучшатся и отношения между двумя странами. Нгуен Мань Хунг утверждает, что Вашингтон не хочет

свержения существующего строя во Вьетнаме, и Ханой не должен бояться империалистических притязаний со стороны США35.

Роль китайского фактора для развития вьетнамо-американских отношений очевидна. Поэтому понятно, что Вьетнам будет стремиться проводить свою внешнеполитическую деятельность так, чтобы не нанести ущерб своим отношениям с Китаем. Вашингтон же более свободен в выборе путей и возможностей в выстраивании своих отношений с Пекином.

Некоторые американские исследователи полагают, что в будущем Китай может стать врагом Соединенных Штатов, поэтому предлагают Белому дому искать пути для того, чтобы уравновесить нарастающую мощь Китая в Азии. При этом следует иметь в виду, что для США отношения с Китаем будут превалировать над отношениями с Вьетнамом, которые для Вашингтона будут периферийными, менее значимыми.

Многовековая история вьетнамо-китайских отношений показывает, как не просто жить рядом с такой могучей страной. Вьетнам повязан с Китаем множеством нитей по всем направлениям (экономика, политика, идеология, культуры, военная сфера и др.) и на всех уровнях. Многолетние тесные контакты регулярно поддерживаются между государствами, партиями, провинциями, массовыми организациями и т.д. И эти «соседские» объятия ставятся все более крепкими и тесными.

В случае возникновения конфликтной ситуации между Китаем и Вьетнамом (а спорные вопросы между странами есть и сегодня), скорее всего, никто -ни АСЕАН, ни Япония, ни даже ООН не смогут противостоять Китаю. Это под силу только Соединенным Штатам. Однако вряд ли США станут вмешиваться в случае возможного конфликта между Китаем и Вьетнамом, скорее всего, они ограничатся лишь вынесением протеста36. И, конечно же, Вашингтон будет действовать совсем иначе, если Китай вдруг вознамерится напасать на Тайвань.

Поэтому в такой ситуации Вьетнаму суждено проводить политику стратегического балансирования, прагматично подыскивая противовес своему северному соседу. 21 апреля 2006 г. министр иностранных дел СРВ (предыдущего состава правительства) Нгуен Зи Ниен, выступая на пресс-конференции по случаю X съезда КПВ, в очередной раз подтвердил главный принцип внешней политики Вьетнама: осуществление независимого, самостоятельного, мирного курса сотрудничества и развития отношений со всеми странами мира. Отвечая на вопрос об отношениях СРВ с КНР и США, министр констатировал положительную динамику в отношениях с этими двумя странами. С Китаем урегулированы сухопутные границы. Сейчас КНР - торговый партнер № 1 для Вьетнама, обе страны активно реализуют многие совместные экономические программы и проекты.

Нгуен Зи Ниен так же позитивно охарактеризовал и вьетнамоамериканские отношения, которые развиваются во многих сферах, включая военную. Сегодня США для Вьетнама - это главный рынок для экспорта вьетнамских товаров. «А если и есть какие-то вопросы в наших отношениях, - пояснил министр, - то их причина - в существующих различиях в экономике, в культуре. И обе стороны прилагают усилия, чтобы найти решения»37.

29 июня 2006 г. новый президент Вьетнама Нгуен Минь Чиет заявил, что он будет стремиться к более близким отношениям с США и Китаем. Он планирует встретиться с американским и китайским лидерами на саммите АТЭС в Ханое, который состоится в ноябре. С Джорджем Бушем вьетнамский президент предполагает обсудить «вопросы усиления двусторонних отношений и взаимного развития». Он понимает, что интеграция Вьетнама в мировое сообщество в немалой степени зависит от США - самой мощной экономической державы современности: «Вьетнам имеет большое желание влиться в мировую экономику. Как только мы вступим в ВТО, нам придется работать больше и напряженнее, чтобы выигрывать в международной конкурентной борьбе».

В последние время заметно активизировались вьетнамо-китайские контакты. В августе текущего года состоялся официальный визит генерального секретаря КПВ Нонг Дык Маня в Пекин - по приглашению генерального секретаря ЦК КПК, председателя КНР Ху Цзиньтао. По оценкам СМИ, этот визит свидетельствует об особом внимании, которое вьетнамское руководство придает отношениям и сотрудничеству с Китаем.

Нынешние вьетнамо-китайские отношения (в первую очередь - политические) имеют характер «долгосрочно стабильного дружественного соседства и всестороннего сотрудничества, направляющегося к хорошему будущему», они подкреплены примерно 50 межгосударственными и межправительственными договорами и соглашениями. Китай стал главным торговым партнером для Вьетнама: в 2006 г. взаимный товарооборот достигнет 10 млрд. долларов. Определенные подвижки между Китаем и Вьетнамом произошли и в территориальных вопросах: до 2008 г. планируется завершить процесс демаркации сухопутной границы. Кроме того, обе страны намерены сотрудничать в разведке нефтегазовых месторождений, которые находятся в* районе демаркации их морских территорий в Тонкинском заливе. Поэтому суммируя все вышесказанное, можно констатировать, что в своем стратегическом курсе развития Вьетнам сделал выбор в пользу китайской модели: либерализация экономики под строгим контролем правящей Коммунистической партии.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

* * *

Следует понять, что в современной геополитической ситуации Вьетнам ориентируется скорее на страны региона, чем на Запад. Поэтому и во внутренней, и во внешней политике он ссылается прежде всего на «азиатские ценности» и модернизированные конфуцианские идеологические постулаты, при этом с готовностью принимая технические достижения западного мира.

Историческая судьба Вьетнама - быть не только перекрестком народов (Индокитай - страна между Индией и Китаем), но и активным, эффективным

партнером крупных держав в многостороннем диалоге по региональным проблемам, а возможно, и по более глобальным, как это уже случалось ранее. При этом Вьетнам стремится занимать крайне взвешенную, порой даже выжидательную позицию, не устремляясь «ни в чьи объятия». Он просто предлагает различные варианты сотрудничества. Причем всем заинтересованным сторонам, не исключая никого заранее, исходя из каких-либо политических предпочтений. В современном мире успех страны определяется сбалансированностью внешней политики, умением страны не склоняться ни в одну, ни в другую строну, освобождая ресурсы для внутреннего развития. Именно это и есть цель Вьетнама - балансировать, исходя из собственных интересов.

В качестве еще одного примера для понимания современного контекста вьетнамо-американских отношений приведем фрагмент из статьи американской журналистки Джейн Перлез «США соревнуются с Китаем за лояльность Вьетнама». Посетивший Вьетнам в апреле 2006 г. председатель Палаты представителей американского Конгресса Дэннис Харстерт был принят своим вьетнамским коллегой - председателем Национального собрания СРВ Нгуен Ван Аном, который подарил ему копию письма Хо Ши Мина американскому президенту Гарри Трумэну с просьбой о помощи в борьбе с французскими колонизаторами. Свой подарок он сопроводил словами: «Нам нужно было бы встретиться ещё 60 лет назад». Госпожа Тон Ньы Тхи Нинь, заместитель председателя Комитета по международным делам Национального собрания, в беседе с американским гостем заметила, что «сегодня как никогда вьетнамо-китайские отношения развиваются замечательно». И потом добавила: «Но это не означает, что они безупречны»38.

Вряд ли возможно говорить - даже гипотетически - о «выборе» Вьетнама между Китаем и США39. Вьетнам и Китай связывают многие века общей истории, географические границы, общие проблемы и идеология, являющаяся основой дальнейшего совместного движения вперед. Во Вьетнаме немало сторонников прокитайской ориентации, занимающих важные позиции во всех

сферах жизни. При этом именно проводимый ханойским руководством политический курс, его приверженность коммунистической идеологии, пока еще нерыночная экономика являются ограничителем для США в налаживании более тесных отношений с СРВ. Поэтому для Вьетнама главной задачей по-прежнему остается ускоренное развитие экономики, повышение собственной обороноспособности и обретение статуса мощной региональной державы.

1 За эти годы США также посетили вице-премьер СРВ By Кхоан, министр обороны Фам Ван Ча и другие вьетнамские руководители. С визитами во Вьетнаме побывали американский президент Уильям Клинтон, государственные секретари Мадлен Олбрайт и Колин Пауэлл, министр обороны Уильям Коэн и другие высокопоставленные лица США.

2 В официальную делегацию СРВ входили 5 министров и 9 заместителей министров вьетнамского правительства, 5 депутатов Национального собрания, 9 руководителей провинций и городов. Делегацию сопровождали 70 представителей деловых кругов и 20 представителей национальных СМИ. Общая численность вьетнамского «десанта» составила около 240 человек. См.: Chuyen di lieh su trong quan he hai nuoc // Tuoi tre (Интернет-версия), дата посещения:

17.06.2005.

3 Joint Statement Between the United States of America and Social Republic of Vietnam (http://www.whitehouse.gOv/news/realeases/2005/06/20050621 -2.html, дата посещения: 22.06.2205; Tuyen bo chung Viet-My (http:// www.vnexpress.net, дата посещения: 24.06.2005).

4 См.: Thu tuong Phan Van Khai viet bai cho Washington Times (http://www. vnexpress.net, дата посещения: 24.06.2005).

Отметим, что накануне визита Фан Ван Кхая в США во вьетнамской прессе были опубликованы многочисленные материалы о вьетнамоамериканских отношениях и сотрудничестве, в том числе и о первых малоизвестных вьетнамо-американских контактах в 1944-1945 годах.

5 Нор bao tren dat My, Thu tuong Phan Van Khai noi Viet kieu la mot bo phan khong the tach roi cua Viet Nam // Tuoi tre (Интернет-версия), дата посещения:

21.06.2005.

6 Ibid.

7 Mue dich cua Thu tuong Phan Van Khai khi den tham dai hoc Harvard va M.I.T. // Radio Free Asia / Vietnamese (Интернет-версия), дата посещения:

28.06.2005.

8 í

Американский политолог Нгуен Мань Хунг предложил следующую пе-

I

риодизацию вьетнамо-американских отношений после окончания Вьетнамской войны: 1) период заблуждений и равнодушия (1975-1976), 2) период упущенных возможностей (1977-1978), 3) период вражды (1978-1981), 4) начало переговорного процесса (1982-1986), 5) период медленного прогресса (1987-1992), 6) нормализация дипломатических отношений (1993-1998), 7) период усилий установить прочные отношения - с 1998 г. и далее. См. подробнее: Nguyen Manh Hung. Tien trinh bang giao Viet-My va cac van de hien tai // Tap chi The ky 21. 2004. So 185, thang Chin. Trang 18-26.

9 Проблема политических и религиозных свобод во Вьетнаме уже не раз поднималась Вашингтоном. В 2004 г. СРВ была включена в американский список государств, вызывающих особую тревогу. Но на переговорах Кхай - Буш эта тема не стала главной. В апреле 2005 г. Государственный департамент США признал некоторый прогресс во внутренней политике Вьетнама, одобрив, в частности, освобождение нескольких религиозных диссидентов.

Тем не менее многие вьетнамские эмигрантские организации в США (в том числе правозащитные) подталкивали Белый дом использовать визит Фан Ван Кхая, чтобы оказать давление на Ханой, но Джордж Буш отказался от критики политики Ханоя. На пресс-конференции по итогам вьетнамоамериканских переговоров пресс-секретарь американского президента Скотт Макклелан заявил, что руководителя обеих стран говорили о важности продолжения усилий для решения проблем прав человека и религиозных свобод.

По мнению западных СМИ, примирительный тон США в диалоге по правам человека во Вьетнаме - это «осторожная стратегия» Вашингтона, которая в какой-то степени отражает его надежды сделать более тесными свои от-

ношения с Ханоем в сфере безопасности и экономики, когда все более явственно выявляются опасения перед экспансией силы со стороны Китая. См.: Quan he My - Viet hua hen nhieu buoc tien kha quan // Radio Free Asia / Vietnamese (Интернет-версия), дата посещения: 23-24.06.2005.

10 В числе существующих проблем — обвинение американских предпринимателей Вьетнама в демпинге своих рыбо- и морепродуктов (пангасиус, креветки) на рынке США, в нанесении ущерба американским рыбакам. См. подробнее об этом: Tran Huu Dung. Nhin lai vu tom H Dien dan (Интернет-версия). 2005. So 149, thang 3; Ba tieu bang Hoa Ky cam hai san nhap khau tu Viet Nam // Radio Free Asia / Vietnamese, дата посещения: 17.08.2005.

11 Подробнее см.: Noi dung chi tiet cam ket Viet - My trong dam phan gia nhap WTO // Vietnam Economy (Интернет-версия), дата посещения: 09.06.2006.

12 По сообщениям некоторых американских СМИ, в ходе этого визита представители администрации Буша поднимали вопрос о предоставлении в аренду ВМС США военно-морской базы в Камрани, которая с апреля 1980 по май 2002 г. использовалась ВМФ России. Никаких официальных сообщений в прессе Вьетнама и США по этому вопросу не было. Более того, министр обороны СРВ Фам Ван Ча неоднократно категорически заявлял, что база в Камрани не будет передаваться иностранным государствам.

13 Вьетнам и США намерены активизировать сотрудничество в военной сфере // РИА Новости (http://www.rian.ru, дата посещения: 24.06.2005).

14 Nhan dinh ve chuyen di Viet Nam cua bo truong quoc phong Ronald Rams-feld // Voice of America / Vietnamese (Интернет-версия), дата посещения:

06.06.2006.

15 Цит. по: Министр обороны США побывал во Вьетнаме с деловым визитом (http://www.americaru.com, дата посещения: 14.06.2006).

16 Там же.

17 В опубликованном в мае 2006 г. ежегодном докладе Пентагона Конгрессу США о возросшей военной мощи Китая и очередном докладе «О состоянии Вооруженных Сил США» утверждается, что Китай имеет «самые большие потенциальные возможности для соперничества с Соединенными Штатами». В этой связи Вашингтон предпринимает конкретные меры «по устранению потенциального агрессора», в числе которых и явно пропагандистский визит главы Пентагона Дональда Рамсфелда в страны Юго-Восточной Азии, который имел явно антикитайскую направленность. Как полагает американский исследователь Дэн Блументаль, «нарождающиеся отношения военного сотрудничества Соединенных Штатов с Вьетнамом со временем могут дать американским военным то, что им больше всего необходимо в Азии - новые военные базы». Правда, по утверждению главы Пентагона, США пока «не стремятся получить доступ на вьетнамские военные базы», поэтому во время его визита в СРВ вопрос о вьетнамских портах и базах не затрагивался. См. подробнее: Дэн Блументаль. Серьезно относиться к нарастанию военной мощи Китая (The Washington Post). Цит. по: http://mosmi.ru, дата посещения: 25.05.2006.

18 Than trong trong hop tac quan su // ВВС / Vietnamese (Интернет-версия), дата посещения: 02.06.2006. Напомним, что вплоть до настоящего времени Вьетнамская Народная армия в своем оснащении ориентировалась в основном на военную технику советского/российского производства, которая не соответствует американским стандартам.

19 Вскоре после визита Рамсфелда, 2 июля 2006 г. в порту города Хошимина пришвартовались два корабля ВМС США - минный тральщик «Пэтриот» и спасательное судно «Сэлвор», которые прибыли во Вьетнам с официальным дружественным визитом. Это четвертый заход кораблей американских военно-морских сил в эту страну.

20 Эти цифры сообщил Эрик Джон, помощник госсекретаря США по Восточной Азии и Тихоокеанскому региону, на слушаниях в Конгрессе США. Цит.

no: Quan he Viet - My se со buoc ngoat // BBC / Vietnamese (Интернет-версия), дата посещения: 31.03.2006.

21 Ibid.

22 Ibid.

23 Ibid.

24 An tuong Bill Gates // Tien phong (Интернет-версия), дата посещения:

27.07.2006; Ly do gi khien Bill Gates toi Viet Nam // Tuoi tre (Интернет-версия),

21.05.2006.

25 Outsource - размещать производство в компании аутсорсере, т.е. переводить производство или его часть из региона с более дорогой рабочей силой в регион с менее дорогой, тем самым снижая их себестоимость.

26 В исковом документе говорилось, что в результате отравления Agent Orange примерно 4 млн. вьетнамцев страдают респираторными заболеваниями и нарушениями репродуктивной функции. Почти у миллиона жителей районов, где распылялся дефолиант, возникли серьезные проблемы со здоровьем. За девять лет Вьетнамской войны американские войска распылили около 92,5 млн. литров отравляющих веществ. В 1984 г. ветераны армии США, пострадавшие от действия своего же оружия, добились от химических компаний выплаты 180 млн. долларов за вред, нанесенный им при использовании Agent Orange. См. также: Chat doc da cam can quan he Viet - My // BBC / Vietnamese (Интернет-версия), дата посещения: 16.11.2005.

27 По мнению судьи, свидетельства возникновения болезней и увечий в результате отравлении Agent Orange были представлены в иске в краткой форме пересказа «из третьих уст». «Тот факт, что некоторые люди заболели после распыления, не является достаточным доказательством того, что именно распыление стало причиной нанесенного вреда», — говорится в заключении суда. Цит. по: Суд отклонил иск отравленных вьетнамцев к химическим концернам США (http://www. lenta.ru, дата посещения: 11.03.2005).

28 Nguyen Manh Hung. Op. cit. Trang 23.

29 Ibid.

30 Цит no: Nguyen Manh Hung. Op. cit. Trang C. 24.

31 Например, см. об этом: Ha vien My se bieu quyet ve hiep dinh thuong mai truoc khi tong thong Bush di Viet Nam // Voice of America / Vietnamese (Интернет-версия ), дата посещения: 07.09.2006. В сентябре 2006 г. появились сообщения со ссылкой на вьетнамских ответственных чиновников (министр торговли СРВ Чыонг Динь Туен и др.), что вступление СРВ в ВТО может состояться и в начале 2007 года. См.: Gia nhap WTO: “Viet Nam khong chap nhan nhung doi hoi vo ly” // Vietnam Economy (Интернет-версия), дата посещения 29.09.2006; Phong Thuong mai My: Viet Nam kho vao WTO truoc hoi nghi APEC // Vietnam Economy (Интернет-версия), дата посещения: 04.10.2006.

32 См. подробнее об этом: Соколов А.А. Процесс глобализации и вьетнамская диаспора // Юго-Восточная Азия в 2001 году. Актуальные проблемы развития. М., 2002. С. 251-260.

33 Nguyen Manh Hung. Op. cit. Trang C. 24.

34 Ibid.

35 Ibid. Trang 25.

36 Так, например, считает американский исследователь Нгуен Мань Хунг.

37 Nguyen Di Nien. Ngoai giao Viet Nam о the thuan loi (http://www. vnex-press.com, дата посещения: 22.04.2006).

38 Jane Perlez. U.S. Compets with China for Vietnam Allegiance H The New York Times (Интернет-версия), дата посещения: 19.06.2006.

Обратим также внимание на недавнее заявление посла США во Вьетнаме Майкла Мартина. 20 сентября 2006 г. выступая перед журналистами, ветеранами войны и представителями интеллигенции в г. Хошимине, он отметил возрастающую роль Вьетнама в регионе Юго-Восточной Азии и на различных многосторонних форумах. При этом американский посол заявил, что Вьетнам в процессе дальнейшей интеграции в мировое сообщество должен проводить более четкую позицию в отношении международных проблем: «Скажу прямо, по моему мнению, Вьетнаму будет все труднее сохранять свой нынешний внешнеполитический курс на «поддержание дружеских отношений со всеми странами», когда на него возлагаются все более большие обязательства в сложном мире в 2006 году и в более далекой перспективе». Так, американский посол отметил, что Вьетнам может сыграть важную роль в решении сложных вопросов, связанных с Северной Кореей и Бирмой. См.: Remarks by Ambassador Michael W. Marine. The United States and Vietnam: Vision for an Evolving Relationship // http://hanoi.usembassy.gov/ambspeech092006.html.

39 Перефразируя образное выражение, можно сказать, что историческая стратегическая позиция Вьетнама - «уцелеть под перекрестным огнем» (вьет.: [khong] chet giua hai lan dan).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.