Воронин А. С.
ИДВРАН
ВЬЕТНАМ: ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА на СЛУЖБЕ МОДЕРНИЗАЦИИ
В реализации курса на модернизацию страны руководство СРВ возрастающую роль отводит интегрированию Вьетнама в мировое сообщество. 11 съезд правящей компартии в январе
2011 г. подтвердил решимость Вьетнама добиваться сохранения мирной обстановки, необходимой для проведения модернизации, и потребовал «диверсифицировать внешнеполитические отношения, инициативно и активно участвовать в международной интеграции»1.
При этом понятие международной интеграции вьетнамское руководство теперь не ограничивает сугубо экономическими рамками, как это было в начале XXI в., а включает в него и другие аспекты внешнеполитической деятельности, в том числе сферу политики, обороны, безопасности, культуры, науки, образования, гуманитарных отношений, миграционных процессов. В рамках курса на международную интеграцию наряду с «классическими» формами дипломатической работы СРВ всё более основательно использует возможности «экономической дипломатии», растущий потенциал партийной, парламентской, «народной дипломатии».
Благодаря последовательному проведению этого курса Вьетнаму удалось завоевать на свою сторону международные симпатии и поддержку, привлечь из-за рубежа крупные технологические, кадровые, финансовые, материальные ресурсы. Существенно расширился круг внешнеполитических партнеров Вьетнама, как в сфере двусторонних отношений, так и в рамках сетевой дипломатии. СРВ поддерживает дипломатические отношения более чем с 180 государствами мира. Посольства СРВ работают почти в 100 странах мира.
Приоритет внешнеполитической деятельности СРВ всё более переносится на углубление и повышение эффективности отношений со стратегическими партнерами. Отношения
стратегического партнерства, предполагающие наиболее интенсивный и развитый характер сотрудничества в политической, торгово-экономической, технологической, гуманитарной сферах, установлены с 14 государствами мира. При этом, на что следует обратить внимание, впервые за всю свою историю Вьетнам смог установить отношения партнерства со всеми пятью постоянными членами СБ ООН. Отношения стратегического партнерства связывают Вьетнам с тремя лидирующими странами АСЕАН - Индонезией, Сингапуром и Таиландом, а также с ведущими странами-членами АТЭС и Евросоюза. СРВ динамично расширяет свое участие в международных и региональных организациях. Страна - участница более 70 международных организаций. Она поддерживает отношения с 650 неправительственными организациями2. Такое выстраивание геополитических приоритетов открывает перед вьетнамской дипломатией дополнительные благоприятные возможности для реализации задач развития и модернизации страны.
Активный и действенный характер приобрела деятельность вьетнамской дипломатии в ООН. Отношения СРВ с ООН становятся всё более важным фактором в процессе интеграции Вьетнама в мировое сообщество. Позиция Вьетнама по актуальным вопросам глобального и регионального мира, безопасности и развития, роли и значения ООН и международного права в выработке коллективных ответов на ключевые проблемы современности была изложена премьер-министром СРВ
о
Нгуен Тан Зунгом в октябре 2013 г. на 68-й сессии ГА ООН .
Ханой выступает за усиление социально-экономической составляющей в деятельности ООН, первоочередное решение проблем устойчивого развития, искоренение бедности и голода, развитие образования, обеспечение продовольственной безопасности, противодействие климатическим изменениям, за разработку повестки развития после 2015 г.4 СРВ призывает ООН, а также страны-члены этой организации продолжить поддержку процесса сотрудничества Юг-Юг, активизировать финансовое содействие и передачу технологий и знаний для выполнения этой программы сотрудничества.
СРВ выступает в роли координатора АСЕАН в ООН и в этом качестве призывает ООН ускорить выполнение Совмест-
ного Заявления по всеобъемлющему сотрудничеству между ООН и АСЕАН, активнее поддерживать АСЕАН в создании единого Сообщества путем оказания помощи Камбодже, Лаосу и Мьянме в развитии информационной инфраструктуры, в расширении региональной интеграции в субрегионе реки Меконг, в том числе путем рационального и устойчивого использования водных ресурсов.
Первоочередным внешнеполитическим приоритетом СРВ является развитие отношений с соседними странами, имеющими общую границу с Вьетнамом, а также другими государствами ЮВА - членами АСЕАН. Эти отношения, по мнению СРВ, должны строиться на принципах «стратегического доверия и отвечать интересам мира, сотрудничества и процветания», -подчеркнул вьетнамский премьер Нгуен Тан Зунг, выступая в Сингапуре на 12-м Диалоге Шангри-Ла 1 июня 2013 г.5
Отношения «дружбы и всеобъемлющего стратегического партнерства» связывают СРВ с КНР. Они построены на принципах взаимного уважения независимости, суверенитета, территориальной целостности и равноправия. Регулярные контакты поддерживают между собой высшие партийные и государственные руководители, а также руководители министерств, ведомств, органов власти на местах. Работает Объединенный руководящий комитет по двустороннему сотрудничеству на уровне вице-премьеров. В 2011г. стороны подписали «Программу действий по активизации отношений всеобъемлющего стратегического партнерства и сотрудничества». Между Ханоем и Пекином установлена «горячая телефонная линия».
19-21 июня 2013 г. состоялся официальный визит в КНР президента СРВ Чыонг Тан Шанга. По итогам визита принято совместное Заявление. В нем подтверждается, что стороны намерены развивать сотрудничество в духе всеобъемлющего стратегического партнерства, эффективно выполнять имеющиеся договоренности и соглашения6. Проводятся ежегодные стратегические диалоги между министерствами иностранных дел, министерствами обороны на уровне заместителей министров. Завершена демаркация сухопутной границы. Ведутся переговоры по делимитации района открытых вод в Тонкинском заливе. В ходе визита в КНР в октябре 2011 г. генерального сек-
ретаря ЦК КПВ Нгуен Фу Чонга была достигнута договоренность о том, что все вопросы, возникающие между сторонами в Южно-Китайском море, будут решаться мирными способами в интересах дружбы между двумя странами, на основе международного права, в том числе Конвенции ООН по морскому праву 1982 г.
Во время последующих встреч стороны договорились не позволять проблеме Южно-Китайского моря (ЮКМ) мешать сотрудничеству двух стран в целом, развивать достигнутые договоренности, содействовать практическому сотрудничеству двух стран. Они согласились «путем консультаций и переговоров вести поиск приемлемого для обеих сторон решения вопросов, активно искать переходные меры, которые не скажутся на позиции сторон, добиваться существенных сдвигов в размежевании границы и совместного развития в районе вне входа в Тонкинский залив. Стороны договорились эффективно использовать горячие линии для решения непредвиденных возникающих проблем, связанных с рыболовецкой деятельностью, контролировать споры на море между МИД двух стран, и одновременно продолжать обсуждение и поиск эффективных мер по контролю территориальных споров». Стороны будут координировать действия на международных и региональных фору-
п
мах, вносить вклад в сохранение мира и стабильности в ЮКМ .
Китай - самый крупный торгово-экономический партнер Вьетнама. В 2012 г. взаимный товарооборот составил более 40 млрд. долл. (Вьетнамский экспорт - 12,4 млрд. долл., импорт-
о
28,8 млрд. долл.) . В ходе визита в СРВ в октябре 2013 г. китайского премьер-министра Ли Кэцяна стороны договорились довести к 2015 г. взаимный товарооборот на сбалансированной основе до 60 млрд. долл., увеличить масштабы сотрудничества в сфере сельского хозяйства, расширить приграничную торговлю, продолжить создание приграничный промышленных зон, активизировать строительство транспортных артерий, соединяющих две страны, в том числе высокоскоростных магистралей Монгкай-Куангнинь-Ханой и Лангшон-Ханой9.
Вьетнам традиционно считает «первоочередным приоритетом» развитие дружбы и солидарности, всестороннего, долговременного и долгосрочного сотрудничества народов Индо-
китая. В ноябре 2013 г. во Вьентьяне (Лаос) состоялся Саммит Отечественного фронта Вьетнама, Фронта солидарности и развития Камбоджи и Лаосского фронта национального строительства. Уделяется внимание созданию трехсторонних экономических проектов, объединению инфраструктурных объектов энергетики, транспорта и связи.
«Особый» характер носят отношения Вьетнама с Лаосом. С 1977 г. между странами действуют Договор о дружбе и сотрудничестве и Договор о размежевании государственной границы. Поддерживаются тесные связи между руководителями двух стран и правящих партий, руководителями внешнеполитических ведомств, министерств обороны и общественной безопасности. В июле 2013 г. закончена демаркация границы. Страны тесно координируют свои действия на международной арене. В соответствии со «Стратегией сотрудничества на 2011-2020 гг.» активно развивается торгово-экономическое, инвестиционное, научно-техническое, культурно-образовательное сотрудничество, в том числе и на уровне регионов. Товарооборот между странами в 2012 г. составил 1 млрд. долл. СРВ реализует в Лаосе 435 проектов на общую сумму 5,2 млрд. долл.10
С Камбоджей Вьетнам поддерживает дружеские, добрососедские отношения «всеобъемлющего сотрудничества». Регулярный характер носят контакты между высшими руководителями, руководителями министерств, ведомств, общественных организаций. Развиты приграничные связи. Сделаны первые шаги по демаркации и установке пограничных столбов на сухопутной вьетнамо-камбоджийской границе. Взаимный товарооборот двух стран в 2011 г. составил 2,8 млрд. долл. Вьетнамские предприятия осуществляют в Камбодже около 100 инвестиционных проектов на общую сумму 2,2 млрд. долл.11 Развивается транснациональное сотрудничество в бассейне реки Меконг, в рамках АСЕАН, а также по линии других международных форумах, в том числе ООН. Во Вьетнаме были осуждены сделанные летом 2013 г. антивьетнамские заявления лидера партии национального спасения Камбоджи Сама Рэнси, как
«подстрекательские» и «идущие вразрез с исторической прав-
- 12 ДОИ» .
СРВ направляет свои усилия на укрепление политического единства и экономической интеграции АСЕАН, развитие её институтов и повышение эффективности их деятельности, создание взаимного доверия между странами ЮВА. СРВ активно участвует в формировании политического курса этой региональной группировки, направленного на создание к 2015 г. Сообщества в сфере политики и безопасности, в экономике и социально-культурной области, на укрепление роли АСЕАН как движущей силы в вопросах обеспечения мира, безопасности и развития в Юго-Восточной, Восточной Азии и Азиатско-Тихоокеанском регионе. В 2010г. Вьетнам успешно исполнил роль Председателя АСЕАН и в этом качестве провел большую работу по организации 2-го саммита Россия-АСЕАН, прошедшего в Ханое 30 октября 2010 г. С 1 января 2013 г. представитель Вьетнама сроком на пять лет стал генеральным секретарем АСЕАН.
Выступая на 23-м саммите АСЕАН в Брунее 9 октября 2013г., премьер-министр СРВ Нгуен Тан Зунг призвал страны-члены Ассоциации выработать Видение Сообщества на период после 2015 г. При этом имеется в виду, что «АСЕАН должна стать политически сплоченным, экономически интегрирующим Сообществом, которое разделяет ответственность за решение социальных вопросов в интересах народов, а также повышать центральную роль в формирующейся региональной структуре и эффективно противостоять возникающим вызовам и угрозам». По мнению СРВ, «АСЕАН сможет стать сильной и развивать свою роль только в том случае, если она будет способна укреплять солидарность внутри блока»13.
Позитивную роль в поддержании стабильности и безопасности в АТР имеет активное участие СРВ в работе Регионального форума по вопросам мира и безопасности (АРФ) с участием стран-партнеров по диалогу, таких как США, Китай, Япония, Индия, Россия, Южная Корея, Австралия и Новая Зеландия. В рамках АРФ СРВ регулярно выступает с инициативами, направленными на укрепление взаимодоверия, единства этой организации, активизацию взаимовыгодного сотрудничества в ЮВА, упрочение позиций АСЕАН на международной арене.
Вьетнам считает, что АСЕАН, АРФ, а также другие региональные форумы и механизмы, инициированные АСЕАН, в том числе и такие, как Форум Шангри-Ла, совещания министров обороны стран-членов АСЕАН и её диалоговых партнеров (СМОА-плюс), играют важную роль в укреплении мира и безопасности, налаживании эффективного реагирования на вызовы и угрозы, как в ЮВА, так и в АТР в целом.
В связи с обостряющейся полемикой о территориальном суверенитете над архипелагом Спратли и Парасельскими островами в число внешнеполитических приоритетов СРВ в последние годы вышла ситуация в ЮКМ. Эта тема не сходит с страниц вьетнамской печати, постоянно звучит в выступлениях официальных вьетнамских представителей. Позиция СРВ состоит в том, что территориальные споры в ЮКМ должны решаться мирным путем, без применения силы или угрозы её применения, на основе международного права, прежде всего, Устава ООН и Конвенции ООН по морскому праву 1982 г. Вьетнам выступает за полную и эффективную реализацию Декларации о поведении сторон в ЮКМ от 2002г. (ДОС), Декларации о 6 принципах АСЕАН по ЮКМ и предлагает как можно скорее продвигаться к принятию Кодекса поведения государств в ЮКМ, к созданию механизма обеспечения безопасности и свободы мореплавания в регионе14.
Вьетнам сумел создать рамки всестороннего, долгосрочного сотрудничества с большинством стран АСЕАН. Сегодня торговля СРВ со странами-участницами АСЕАН формирует 1/3 всего товарооборота СРВ15. Традиционно многогранные отношения связывают СРВ с Сингапуром. В сентябре 2012 г. между ними было подписано совместное заявление о стратегическом партнерстве. Стороны наращивают взаимодействие в сфере внешней политики, в том числе по вопросам региональной безопасности, политической сплоченности и экономической интеграции в рамках АСЕАН с целью укрепления центральной роли этой организации в регионе и создания на её основе Сообщества государств ЮВА. Они координируют свои действия в рамках ООН, АТЭС. Развивается сотрудничество в сфере обороны. На этот счет в 2009 г. между ними было подписано от-
дельное соглашение. Поддерживаются контакты по вопросам безопасности, в сфере борьбы с нетрадиционными вызовами.
Бурно развиваются связи в торгово-экономической сфере. Товарооборот между ними в 2012 г. составил 9,6 млрд. долл.16 СРВ и Сингапур - деловые партнеры в области промышленности, строительства, трудовых ресурсов, а также культуры, высшего образования, туризма.
Сингапур - один из крупнейших источников прямых инвестиций во Вьетнаме. В СРВ реализуется 1100 сингапурских инвестиционных проектов на сумму 25 млрд. долл., в том числе в сфере промышленности, сельского хозяйства, переработки
17
морских продуктов, инфраструктуры, в банковской сфере . Действует несколько вьетнамо-сингапурских производственных зон с участием малых и средних предприятий сторон.
Отношения стратегического партнерства СРВ выстраивает с Индонезией. СРВ и Индонезия поддерживают регулярные политические контакты на высшем уровне. В июне 2013 г. состоялся официальный визит в Индонезию президента СРВ Чы-онг Тан Шанга. Стороны реализуют Программу действий на 2014-2018 гг. Подписано соглашение о разграничении континентального шельфа. Работает комиссия по экономическому и научно-техническому сотрудничеству. Товарооборот в 2012 г. составил 4,6 млрд. долл. Индонезия реализует в СРВ 35 проектов на общую сумму 282 млн. долл. Налажено сотрудничество в сфере энергетики, транспорта, культуры, образования, туризма. Укрепляется сотрудничество в сфере обороны и безопасности, в том числе между военно-морскими силами. Вьетнам и
Индонезия-традиционные партнеры в совместном решении ре-
18
гиональных вопросов, в том числе в рамках АСЕАН .
Во время визита генсека ЦК КПВ Нгуен Фу Чонга в Таиланд в июне 2013 г. стороны договорились вывести двусторонние отношения на уровень стратегического партнерства и с этой целью активизировать политический диалог, в том числе по вопросам региональной безопасности, сохранения мира и стабильности в ЮКМ, строительства АСЕАН и созданных Ассоциацией региональных организаций и форматов. Стороны расширяют сотрудничество в рамках ООН, ВТО, АТЭС, ВАС. Поддерживаются регулярные контакты между правящими пар-
тиями, парламентами. Признано необходимым повышать эффективность сотрудничества в сфере обороны и безопасности, защиты морских коммуникаций и морских портов, противодействия традиционным и нетрадиционным вызовам и угрозам, не использовать территорию своих стран для проведения подрывной деятельности друг против друга, разрешать конфликты мирным способом.
Товарооборот между странами в 2012 г. достиг 8,6 млрд. долл. Таиланд реализует в СРВ 315 проектов на сумму 6,38 млрд. долл. Вьетнам создает в Таиланде 9 проектов на общую сумму 12 млн. долл.19 В ноябре 2013г в ходе заседания межправительственной комиссии по торгово-экономическому сотрудничеству была принята Программа действий по развитию стратегического партнерства между странами Стороны договорились довести взаимный товарооборот к 2020 г. до 15 млрд. долл., расширить сотрудничество в сфере трудовых ресурсов, укрепить транспортные связи друг с другом, развивать «экономический коридор Восток-Запад», осуществлять сотрудничество в проведении мер по защите общих водных ресурсов реки
90
Меконг .
СРВ проводит линию на совершенствование модели сотрудничества с другими странами-членами АСЕАН. В этом плане выделяются её отношения с Малайзией. Они носят динамичный, устойчивый характер, прежде всего в торгово-экономической, инвестиционной, нефтегазовой сферах, в области культуры, образования, трудовых ресурсов. В 2012 г. товарооборот между двумя странами составил 7,9 млрд. долл. Малайзия реализует в СРВ 440 проектов на общую сумму 10,2 млрд. долл. В декабре 2003 г. между странами был подписан межправительственный меморандум о сотрудничестве в сфере трудовых ресурсов. На предприятиях и в учреждениях Малайзии трудится около 80 тыс. вьетнамских граждан. Регулярный характер носят политические консультации. Стороны взаимодействуют на международной арене, особенно в рамках АСЕАН, АСЕМ, АТЭС и ООН. Поддерживаются контакты в сфере обороны и безопасности, по вопросам сотрудничества на море21.
Новый этап отношений между Вьетнамом и Мьянмой ознаменовал визит президента СРВ Чыонг Тан Шанга в эту страну в ноябре 2012 г., в ходе которого стороны определили приоритеты сотрудничества в 12 областях, в том числе в сельском хозяйстве, банковско-финансовом секторе, гражданской авиации, телекоммуникациях. Они договорились о повышении объема взаимной торговли в предстоящие годы до 500 млн. долл.22 Налаживаются связи на межрегиональном уровне. Развиваются межпарламентские обмены. Стороны взаимодействуют во внешнеполитической сфере, прежде всего в рамках АСЕАН. Президент Мьянмы в ходе своего визита в СРВ в марте 2012 г. заявил, что СРВ является «другом и партнером номер один в АСЕАН и в регионе». В Мьянме действует филиал Банка инвестиций и развития Вьетнама, Ассоциация вьетнамских инвесторов. Вьетнам поддерживает политику «открытых дверей», проводимую президентом Мьянмы Тейн Сейном.
Что касается отношений СРВ с «внерегиональными странами», то в качестве приоритетного направления внешней политики страны руководство СРВ рассматривает отношения с Россией. Россия стала первой страной, с которой СРВ в 2001 г. установила отношения стратегического партнерства. Базовый двусторонний Договор об основах дружественных отношений дружественных отношений между Российской Федерацией и Социалистической Республикой Вьетнам был подписан 16 июня 1994 г. Договорно-правовая база российско-вьетнамских отношений насчитывает более 60 межправительственных и межведомственных соглашений.
Высшее руководство России и Вьетнама ведут регулярный доверительный диалог по глобальной и региональной повестке дня, по вопросам двустороннего характера. Крепнут межпарламентские, межпартийные, межведомственные, межрегиональные связи. Развиваются гуманитарные обмены, сотрудничество в сфере науки, технологий, образования, культуры, здравоохранения. Регулярные консультации ведутся между внешнеполитическими органами. Ключевую, координирующую роль в практическом сотрудничестве играет Межправительственная Российско-Вьетнамская комиссия по торгово-экономическому и научно-техническому сотрудничеству, её
подкомиссии и рабочие органы. Действует Рабочая группа высокого уровня по приоритетным инвестиционным проектам, а также Рабочая группа по вопросам миграции.
В ходе официального визита в СРВ президента России В.В. Путина 12 ноября 2013 г., стороны подписали и «Совместное заявление о дальнейшем укреплении отношений всеобъемлющего стратегического партнерства», в котором они подтвердили настрой на дальнейшее укрепление работы по согласованию позиций и координации действий на международной арене, выступили за создание в АТР открытой, неделимой и равноправной архитектуры безопасности и сотрудничества, подчеркнули важность интеграционных процессов в соответствии с принципами открытого регионализма.
Они выразили удовлетворение неуклонным расширением практической кооперации, приобретающей всё более комплексный характер за счет традиционных и новых перспективных отраслей и методов взаимодействия. Товарооборот между странами в 2013 г. достиг 3,6 млрд. долл. В 2015 г. он вырастет до 7 млрд. долл. Ведутся переговоры о создании зоны свободной торговли между СРВ и странами Таможенного Союза (Рос-сия-Белоруссия-Казахстан). Подписание соответствующих до-
23
кументов запланировано на вторую половину 2014г. Реализация данного соглашения позволит существенно расширить товарооборот и инвестирование на взаимовыгодных и равноправных условиях.
Расширяются инвестиционные связи. Объем российских инвестиций во Вьетнаме составляет примерно 2 млрд. долл. Наиболее масштабный характер инвестиционное сотрудничество носит в энергетической области, включая нефтегазодобычу, тепло и гидроэнергетику, атомную энергетику. Расширяются районы совместного поиска, разведки и добычи углеводородов в СРВ и России. Прорабатываются проекты организации поставок природного сжиженного природного газа во Вьетнам и сбыта газомоторного топлива. Российские организации участвуют в модернизации возведенных при помощи СССР и сооружении в СРВ новых энергетических объектов. Стороны считают приоритетным сотрудничество в сфере атомной энергетики, осуществление проекта сооружения во Вьетнаме при
российском содействии первой атомной электростанции «Ниньтхуан-1», создание во Вьетнаме Центра ядерной науки и технологий, подготовку при российском содействии кадров вьетнамских специалистов в области мирного использования атомной энергии.
Обе стороны считают перспективным сотрудничество в таких отраслях, как горнодобывающая промышленность, транспорт, включая гражданскую авиацию, судостроение, машиностроение, связь, телекоммуникации, реализация программ развития российского Дальнего Востока. В банковской сфере позитивную роль играет Вьетнамо-Российский банк. Ставится задача активизировать расчеты с использованием платежных карт, взаиморасчеты в национальных валютах. Для реализации крупномасштабных проектов в сфере мирного использования атомной энергии во Вьетнаме Россия предоставила СРВ кредит
24
в 10 млрд. долл.
Динамичный характер носит сотрудничество в военной и военно-технической сфере. СРВ - крупнейший в ЮВА партнер России в данной области. Россия поставляет военную технику и вооружения для ВВС, ВМС и ПВО Вьетнама. Осуществляются проекты совместного производства, технического обслуживания, модернизации и ремонта ранее поставленной техники на территории Вьетнама. В российских военных вузах проходят обучение военные специалисты СРВ. Действует механизм стратегического диалога на уровне заместителей министров обороны двух стран. Интенсивные и содержательные контакты поддерживают органы безопасности и правопорядка.
Расширяются связи в сфере науки и технологий, образования и подготовки кадров. В российских вузах обучается более 6 тыс. вьетнамских студентов. Ведется подготовка к созданию российско-вьетнамского технологического университета. В реализации ключевых проектов двусторонней кооперации возрастающую роль играет совместный Тропический научно-исследовательский и технологический центр.
Укрепляется взаимодействие в гуманитарной сфере, включая наращивание культурных обменов, в том числе проведение дней национальной культуры. Реализуются скоординированные шаги по активизации преподавания и изучения рус-
ского языка. Высокими темпами увеличивается поток российских туристов в СРВ. В ближайшие годы их количество возрастет до 350 тыс. чел.
На постсоветском пространстве наиболее тесные, динамичные связи СРВ поддерживает с Белоруссией. Вьетнам -основной партнер Белоруссии в ЮВА. Между странами расширяется сотрудничество в политической, торгово-экономической, военно-технической сферах, в автомобилестроении, легкой, пищевой промышленности и фармацевтике, науки и техники, а также в сфере культуры, туризма, здравоохранения, трудовых услуг. Товарооборот между СРВ и Белоруссией в 2012 г. составил 184,7 млн. долл. Положительное сальдо в пользу Белоруссии-127,6 млн. долл.25
По возрастающей развиваются отношения Вьетнама с Украиной. Между ними поддерживаются торгово-экономические, инвестиционные связи, сотрудничество в военно-технической сфере, в области высшего образования, трудовой миграции. Поддерживаются межпарламентские и межпартийные контакты.
12 июля 1995 г. были установлены дипломатические отношения Вьетнама с США, которые строятся на принципах независимости, равноправия, взаимного уважения и взаимовыго-ды. Регулярно проводятся встречи на высшем уровне. В июле 2013г. президент СРВ Чыонг Тан Шанг посетил США с официальным визитом. Президенты двух стран приняли Совместное заявление, в соответствии с которым вьетнамо-американские отношения будут подняты на уровень «всеобъемлющего партнерства». Стороны договорились проводить регулярный диалог на высшем уровне, на уровне внешнеполитических ведомств и партийных структур по глобальным и региональным проблемам, в том числе таким, как борьба с распространением оружия массового уничтожения, терроризмом, транснациональной преступностью, использование водных ресурсов реки Меконг, права человека. Они будут поддерживать сотрудничество в региональных структурах ЮВА и АТР в сфере политики, экономики, безопасности, с целью мирного разрешения спорных вопросов на основе международного права, без применения и или угрозы применения силы.
Активно развиваются вьетнамо-американские отношения в сфере экономики, торговли, инвестиций, энергетики, в том числе атомной. В сентябре 2013 г. подписано соглашение о сотрудничестве в использовании атомной энергии в мирных целях. Крепнут связи в сфере технологий, науки, образования, здравоохранения.
Поддерживаются контакты по вопросам безопасности, обороны, прав человека, религии, окружающей среды, культуры, спорта, туризма. Ведутся переговоры по вопросам, оставшимся после вьетнамской войны (последствия «химической войны» США во Вьетнаме, гуманитарные проблемы, пропавшие без вести, вьетнамские мигранты в США и т.д.). В октябре
2013 г. в ходе 4-го диалога на уровне зам. министров иностранных дел по вопросам обороны были обсуждены вопросы военного сотрудничества, региональной безопасности, безопасности и свободы судоходства. Стороны согласились, что все вопросы безопасности на море, а также вопросы, затрагивающие суверенитет государств ЮВА над морем должны решаться мирным путем. США заявили о готовности расширить сотрудничество между силами ВМС двух стран, а также в сфере подготовки вьетнамских офицеров. США обязались оказывать содействие Вьетнаму в очистке территорий, загрязненных диоксидом, в обезвреживании оставшихся после войны бомб, в проведении поисково-спасательных работ, в минимизации последствий стихийных бедствий. Стороны договорились о том, что министр обороны США посетит СРВ с официальным визитом в
2014 г.26
Взаимный товарооборот СРВ-США в 2012 г. составил около 25 млрд. долл. США - крупнейший импортер вьетнамской продукции. Прямые инвестиции США в экономику СРВ
27
достигли 10,5 млрд. долл. В СРВ работают крупнейшие американские транснациональные компании. В США обучается 16
тыс. вьетнамских студентов, проживает 1,5 миллионная вьет-
28
намекая диаспора . Ведутся переговоры о подписании соглашения о транстихоокеанском стратегическом партнерстве (ТСЭП) - соглашении о свободной торговле с участием 18 стран американского и азиатского континентов29. Наряду с позитивными факторами в отношениях с Вашингтоном Вьетнам
вынужден учитывать незаконную деятельность сил в США, стремящихся использовать вопросы демократии, прав человека, религии для вмешательства во внутренние дела Вьетнама.
В последнее время наблюдается заметное сближение Вьетнама и Японии. Их отношения приобрели многогранный, динамичный и регулярный характер. В ноябре 2007 г. подписано совместное заявление «К новым вершинам прочных партнерских отношений», а в ноябре 2011 г. принята «Совместная декларация о реализации мер в рамках вьетнамо-японских отношений стратегического партнерства ради мира и процветания в Азии». На регулярной основе работает Комиссия вьетна-мо-японского сотрудничества, сопредседателями которой являются министры иностранных дел двух стран. Поддерживается активный диалог по политическим вопросам, в том числе по ситуации в ЮВА и в ЮКМ.
Высокими темпами развивается взаимная торговля, совершенствуется её структура. Возрастает вьетнамский импорт из Японии промышленного, технологического оборудования, средств транспорта, дорожно-строительной техники. Меняется структура вьетнамского экспорта. В нем возрастает удельный
30
вес продукции обрабатывающей промышленности . В 2012 г. товарооборот между странами составил около 25 млрд. долл.
Япония - один из крупнейших иностранных инвесторов СРВ. При содействии Японии в СРВ реализуется около 2 тысяч объектов на общую сумму около 33 млрд. долл. При содействии Японии в СРВ реализуется ряд крупных инфраструктурных проектов (международный аэропорт, скоростное шоссе, метро-
31
политен, глубоководный порт) . Основной поток японских инвестиций концентрируется на строительстве предприятий среднего и малого бизнеса во всех трех частях страны: на юге, севере и в центре Вьетнама. Большое количество японских предприятий вкладывают инвестиции в сферы высоких технологий и обрабатывающей промышленности. Свои представи-
32
тельства в СРВ открыли крупнейшие японские компании .
Развиваются связи в сфере энергетики, включая строительство АЭС, сельского хозяйства, высшего специального и среднего технического образования, трудовых ресурсов. В Японии обучаются и работают 60 тыс. вьетнамских граждан. В
2012 г. Вьетнам посетили около 600 тыс. японцев33. Устанавливаются контакты на уровне регионов. Углубляются отношения между оборонными ведомствами. Подписан Меморандум об оборонном сотрудничестве34. Япония - крупнейший официальный финансовый донор вьетнамской экономики в рамках ОДА (1,76 млрд. долл. США в 2010 г.).
Отношения стратегического партнерства связывают Вьетнам с Республикой Корея. Стороны регулярно обмениваются визитами на высшем уровне, ведут диалог по международным и региональным проблемам, в том числе по вопросам Корейского полуострова и ЮКМ. В сентябре 2013 г. СРВ с официальным визитом посетила президент РК Пак Кын Хе. СРВ и РК активно сотрудничают на многосторонних форумах, таких как ООН, АТЭС, ВТО, АСЕАН (через механизмы 10+1, 10+3), АРФ, саммит стран Восточной Азии.
Интенсивно развиваются их отношения в сфере торговли и инвестиций. Товарооборот между странами в 2012 г. составил более 21 млрд. долл. Достигнута договоренность довести объем двустороннего сотрудничества в 2020г. до 70 млрд. долл., под-
35
писать в 2014 г. соглашение о свободной торговле . Южная Корея реализует во Вьетнаме порядка 3 тыс. инвестиционных
3 6
проектов с объемом капиталовложений более 23 млрд. долл.
Сеул - один из крупнейших доноров СРВ в рамках Международной программы помощи. Ведутся переговоры о создании зоны свободной торговли. Стороны сотрудничают в сфере энергетики, включая атомную, зеленого развития, строительства транспортной инфраструктуры, развития финансовобанковского сектора, в сфере науки, новых технологий, охраны окружающей среды, дистрибуции и логистики, высшего и среднего профессионального образования, а также в социальнокультурной сфере. Развиваются контакты в военнотехнической сфере. В Корее трудится 68 тыс. вьетнамских рабочих. В 2012 г. Вьетнам посетили около 700 тыс. южнокорейских туристов37.
Вьетнам поддерживает стремление корейского народа к мирному объединению, приветствует шаги по примирению между двумя частями Кореи, а также конструктивные усилия, направленные на сохранение мира и стабильности на Корей-
ском полуострове, разрешение его проблем мирным путем, посредством диалога.
Отношения всестороннего партнерства развиваются между Вьетнамом и Австралией. Стороны поддерживают политический диалог по глобальным и региональным вопросам, в том числе по вопросам борьбы с мировым финансовым кризисом. Расширяются торгово-экономические связи, сотрудничество в сфере образования. В университетах Австралии обучается более 20 тыс. вьетнамских студентов38.
В 2007 г. между Вьетнамом и Индией было подписано соглашение об установлении между ними отношений стратегического партнерства. Страны поддерживают регулярный диалог на высшем уровне по вопросам глобальной и региональной повестки дня, расширяющейся повестки дня двусторонних отношений. В ноябре 2013г состоялся плодотворный визит в Дели генерального секретаря ЦК КПВ Нгуен Фу Чонга. Развиваются межпарламентские и межпартийные связи. Набирают масштабы торгово-экономические, инвестиционные, научнотехнологические связи, сотрудничество в нефтегазовой и энергетической областях, в сфере информационных технологий, обороны и безопасности, образования, культуры, туризма. Стороны договорились к 2015 г. довести взаимный товарооборот до 7 млрд. долл.39
Вьетнам уделяет растущее внимание использованию методов сетевой дипломатии, как эффективного инструмента обеспечения мира и безопасности, политической и экономической интеграции в мировое сообщество. СРВ проводит курс на укрепление своих позиций в многосторонних структурах и механизмах безопасности и экономической интеграции, функционирующих в АТР. По мнению СРВ, все государства АТР, большие и малые, должны повышать свою ответственность, добиваться повышения эффективности работы многосторонних механизмов сотрудничества в сфере безопасности40.
Вьетнам вносит важный вклад в успешную работу АТЭС. О важности активного участия страны в этом региональном форуме свидетельствуют следующие факты. На страны-члены АТЭС приходится 60% вьетнамского экспорта, 80% импорта и 75% иностранных туристов, посещающих СРВ. Из стран-
членов АТЭС в СРВ поступает 65% иностранных инвестиций41. Во Вьетнаме исходят из того, что по мере укрепления политической и экономической роли АТР в мировых делах, в том числе в мировой экономической интеграции и мировом социально-экономическом развитии, должна возрастать и роль этой региональной площадки, объединяющей экономики 21 страны региона. Должна возрастать и ответственность государств региона, участвующих в работе АТЭС, за успешную работу этого института, за наращивание его потенциала и возможностей в развитии интеграционных процессов, поддержании мира, ста-
42
бильности и сотрудничества в АТР .
СРВ рассматривает этот региональный форум в качестве важной площадки не только своего развития в экономической, внешнеполитической сфере и в области безопасности, но и как эффективный канал укрепления своего двустороннего сотрудничества со странами региона. Деятельность страны в АТЭС способствует повышению эффективности экономической политики СРВ, расширению экспорта вьетнамских товаров в страны-члены АТЭС, привлечению иностранных инвестиций из стран-членов этого регионального форума.
Вьетнам провел большую работу по организации 14-го саммита АТЭС, прошедшего в ноябре 2006 г. в Ханое, в ходе которого был принят Ханойский план действий г., призванный стать основой и ориентиром развития торгово-экономического сотрудничества в «тихоокеанском кольце» до 202043. На 21-м саммите АТЭС (октябрь 2013 г.) президент СРВ Чыонг Тан Шанг заявил о необходимости укрепления роли АТЭС в развитии многосторонней торговли. Он предложил странам-членам АТЭС сотрудничать в обеспечении продовольственной безопасности, водных источников, борьбы с чрезвычайными ситуациями, поисково-спасательной работы на море, оказывать содействие АСЕАН в создании экономического Сообщества, в том числе путем реализации проектов, направленных на развитие инфраструктуры, объединение цепочек спроса и предложения, а также программы развития субрегиона Меконга. Он заявил о готовности Вьетнама стать организатором 25-го саммита АТЭС в 2017 г.44
Вьетнам - участник ежегодных Восточноазиатских саммитов (ВАС), вошедших в практику с 2005 г. СРВ исходит из того, что ВАС призван играть важную роль в развитии региональных рамок и правил с целью укрепления мира, стабильности и процветания в Восточной Азии, укреплять свою роль в активизации диалога и создании обстановки доверия с целью мирного урегулирования споров на основе международного
45
права .
В октябре 2010 г. Вьетнам стал организатором 5-го саммит ВАС в Ханое, на котором СРВ поддержала вступление России и США в эту региональную структуру, призванную сыграть важную роль в координации работы региональных структур, повышении эффективности их деятельности, в совершенствовании архитектуры безопасности и сотрудничества в регионе.
Вьетнам ведет переговоры об участии в соглашении по транстихоокеанскому партнерству, которое, по заявлению его будущих участников, должно быть подписано в ближайшее время.
Как самостоятельный фактор своей внешней политики СРВ рассматривает развитие стабильных, долгосрочных отношений с Евросоюзом и входящими в него странами. Особое значение придается максимальному расширению равноправного торгово-экономического, инвестиционного, научнотехнологического сотрудничества с этой группировкой и закреплению за ней роли ведущего донора официальной помощи на цели развития СРВ. В июне 2012 г. стороны подписали Соглашение о партнерстве и всестороннем сотрудничестве. Между СРВ и Евросоюзом проведено пять туров переговоров о соглашении о свободной торговле, которое планируется заключить в 2014 г. Вьетнамское правительство предлагает ЕС признать вьетнамскую экономику рыночной, продолжить оказывать Вьетнаму официальную помощь развитию. Годовой товарооборот между Вьетнамом и странами-членами ЕС в 2010 г. составил 16 млрд. долл. Объемы взаимной торговли между ними ежегодно увеличиваются в среднем на 15-20%46.
С 2011 г. отношения стратегического партнерства связывают Вьетнам с Германией. Между ними поддерживается ре-
гулярный диалог по глобальным и региональным вопросам. Принят План действий по расширению рамок стратегического сотрудничества, в том числе в сфере «зеленой экономики». Динамично расширяются связи в сфере торговли, инвестиций, образования, трудовых ресурсов.
Германия - крупнейший торговый партнер Вьетнама среди стран-членов Евросоюза. Товарооборот между двумя странами в 2012 г. составил 6,5 млрд. долл., в том числе вьетнамский экспорт - 4,1 млрд. долл. К 2015 г. он будет доведен до 11,2 млрд. долл. На вьетнамском рынке, главным образом в обрабатывающей промышленности, машиностроении, техническом обслуживании, в сфере информационных технологий, банковском и страховом деле, работают более 240 германских компаний, в том числе ряд крупных («Сименс», Мерседес-Бенц», «Метро», «Дойче Банк», «Альянс»), Общий объем германских капиталовложений в экономику СРВ превышает 1 млрд. долл. СРВ реализует в Германии 11 проектов на общую сумму 30,5 млн. долл. Развиваются отношения в сфере образования и науки. В 2008 г. в Хошимине при содействии Германии был создан вьетнамо-германский университет47.
В 2010 г. отношения стратегического партнерства установлены между СРВ и Великобританией. Стороны проводят регулярные двусторонние консультации по вопросам глобальной и региональной безопасности, поддерживают межпарламентские и межпартийные связи, сотрудничают в международных и региональных организациях. В январе 2013г. состоялся официальный визит в Великобританию генерального секретаря
48
ЦК КПВ Нгуен Фу Чонга . Объем двусторонней торговли в 2012 г. превысил 3,5 млрд. долл. Великобритания реализует в СРВ 163 инвестиционных проекта с общим зарегистрированным капиталом 2,7 млрд. долл.49 В Великобритании обучается около 2000 вьетнамских студентов, аспирантов и стажеров50.
Вьетнам с Францией связывают глубокие исторические узы. В сентябре 2013 г. подписано совместное заявление сторон об установлении между ними отношений стратегического партнерства, в систему которого включено сотрудничество в сфере внешней политики и дипломатии, безопасности и обороны, включая военно-техническое сотрудничество. Предусмот-
рено создание специальных двусторонних механизмов, обеспечивающих регулярный характер контактов в этих сферах. Вьетнам и Франция развивают сотрудничество в сфере экономики, торговли и инвестиций, создают благоприятные условия для бизнесменов обеих сторон, а также контактов в сфере образования, здравоохранения, науки, технологий, экологии, культуры, юриспруденции. Франция содействует усилению торгово-экономического сотрудничества между Евросоюзом и Вьетнамом51.
В 2012 г. объем двусторонней торговли между Вьетнамом и Францией составил 3,2 млрд. долл. По объему инвестиций во Вьетнам Франция занимает второе место среди европейских стран после Нидерландов. В СРВ более 300 французских компаний и банков реализуют 375 инвестиционных проектов Франции на общую сумму более чем 3 млрд. долл. Французские компании расширяют предпринимательство в СРВ, особенно в сфере энергетики, транспорта, космоса, авиации, градостроительства, экологии, здравоохранения, сельского хозяйства, переработки продуктов питания. Во Франции обучается более 7 тыс. вьетнамских студентов и стажеров52. Свою эффективность показывают межрегиональные связи. Важную роль в развитии отношений играет вьетнамская община во Франции,
53
численность которой достигает 300 тыс. чел.
В 2013 г. отношения стратегического партнерства были установлены между Вьетнамом и Италией. Идет их активное наполнение прагматическим содержанием в сфере торговли, инвестиций, культуры, туризма. Товарооборот в 2013 г. составил 2,8 млрд. долл. Итальянские предприниматели реализуют в СРВ 50 проектов на общую сумму более 257 млн. долл.54 Особое внимание уделяется сотрудничеству средних и малых предприятий в машиностроении, в сфере легкой, деревообрабатывающей, обувной и пищевой промышленности, промышленности строительных материалов.
В последние годы вьетнамская дипломатия активно осваивает новые для себя регионы, рассматривая эту работу в качестве важной задачи расширения равноправного участия страны в делах мировой экономики. Вьетнам установил дипломатические отношения с 27 из 33 латиноамериканских стран.
Создана межправительственная комиссия с 5 странами. Сформирован механизм политических консультаций с 15 странами Латинской Америки. Укрепляются договорно-правовые основы торгово-экономического, инвестиционного и научно-технического сотрудничества. Двусторонний торговый оборот растет в среднем на 30% в год. В 2011 г. он вырос до 5,2 млрд. долл. Товарооборот с Бразилией составил в 2013 г. 2 млрд. долл., Мексикой - более 1 млрд. долл.55 К 2020 г., по вьетнамским оценкам, он вырастет до 26 млрд. долл. Действует деловой совет Вьетнам-Латинская Америка. Наиболее активно торгово-экономические связи развиваются с Бразилией, Аргентиной, Венесуэлой, Чили. Особо доверительный характер носят традиционно дружеские отношения Вьетнама с социалистической Кубой.
Целям привлечения богатых ресурсов стран Ближнего Востока и Северной Африки для развития и модернизации Вьетнама служит деятельность дипломатии СРВ в этом регионе, хотя следует признать, что эти отношения носят пока ограниченный характер и не отвечают потенциалу сторон. Так, вьетнамский экспорт в эти страны составляет не более 5% от общей суммы экспорта страны56. Товарооборот между СРВ и странами региона в 2012 г. составил 7,4 млрд. долл. Около 30 тыс. вьетнамских граждан работает в странах региона, в т. ч. в Саудовской Аравии - 17 тыс., в ОАЭ - 7,5 тыс., в Ливии - 1 тыс.57 Они заняты, в основном в строительстве, на транспорте, в гостиничном комплексе. Развиваются студенческие обмены. 15 стран региона имеют свои дипломатические миссии в Ханое. С 14 странами региона созданы межправительственные комис-
5 8
сии по экономическому сотрудничеству . Наиболее развиты отношения Вьетнама с Алжиром, Египтом, Ираном, Турцией, а также Кувейтом, Катаром, ОАЭ. Особый интерес СРВ проявляет к сотрудничеству в нефтегазовой сфере, в сельском хозяйстве, в использовании вьетнамской рабочей силы в данном регионе. Высока заинтересованность СРВ и в получении арабских инвестиций, в том числе на цели развития сельского хозяйства, здравоохранения.
Официальный Ханой осудил применение химического оружия против мирных граждан в Сирии, заявил о необходи-
мости соблюдения Международной конвенции по химическому оружию, призвал конфликтующие стороны «проявлять сдержанность, решать возникающие проблемы мирным путем на основе объективности и равноправия, уважая международное право и Устав ООН»59.
Вьетнам поддержал образование независимого государства Палестина, подтвердил, что продолжит принимать участие в усилиях мирового сообщества, направленных на образование двух независимых государств, на разрешение израильско-палестинского конфликта60.
Политические контакты между Вьетнамом и Израилем носят ограниченный характер. В то же время высокую динамику имеют отношения в сфере экономики. Товарооборот в 2012 г. превысил 1,1 млрд. долл., что почти в два раза превышает товарооборот между двумя странами в 2011 г.61 Перспективным видится сотрудничество в сфере высоких технологий, в т.ч. электроники, в подготовке кадров, в сельском хозяйстве, экологии, фармацевтике.
По нарастающей развиваются отношения Вьетнама со странами Африки. С большинством из них (51 страна) установлены дипломатические отношения. Подписано более 70 межправительственных соглашений. Крепнут их связи в рамках ООН и Движения неприсоединения. Торгово-экономические связи СРВ с государствами Африканского континента носят пока ограниченный характер. Соглашения о взаимной торговле заключены с 15 странами. Общий объем взаимной торговли составляет около 2 млрд. долл. (2009 г.).
В последние годы объемы взаимной торговли растут
весьма высокими темпами (30% в год). Интересы СРВ пред-
62
ставляют главным образом государственные компании . Вьетнамские эксперты считают экономическое сотрудничество со странами Африканского континента весьма перспективным. При этом в качестве приоритетных отраслей они называют сотрудничество в добыче нефти и других полезных ископаемых, в энергетике, в сфере телекоммуникаций, в производстве удобрений, в легкой промышленности, в сельском хозяйстве (рисоводство, ирригация), лесном, рыбном хозяйстве. Вьетнамский экспорт в Африке представлен продукцией легкой, обувной
промышленности, поставками риса, чая. Расширяется сотрудничество в подготовке специалистов и рабочих. Налаживается сотрудничество в подготовке специалистов и квалифицированных рабочих.
Вьетнамские дипломаты ведут большую работу в целях наращивания экспорта, привлечения иностранных инвестиций, расширения международного туризма и международного миграционного сотрудничества, координации работы хозяйствующих субъектов страны на мировых рынках. В значительной мере благодаря этой работе ежегодные темпы роста вьетнамского экспорта после вступления СРВ в ВТО составляют около 20%. В предстоящий до 2020 г. период планируется увеличивать ежегодный валовой объем экспорта в среднем на 12%, поэтапно сокращать существующий дефицит внешнеторгового баланса63.
СРВ поддерживает торговые отношения примерно с 230 странами и территориями мира64. Расширяется инвестиционное сотрудничество СРВ с зарубежными государствами. Общий объем поступивших в СРВ в 1986-2012 гг. инвестиций почти из 100 стран составил около 200 млрд. долл.65 Основные страны-инвесторы - Малайзия, Сингапур, Республика Корея, Япония, Китай. Крупные инвестиции поступают также от вьетнамской диаспоры за рубежом. При этом акцент делается на реализации проектов с применением высоких технологий, что способствует реструктуризации вьетнамской экономики в направлении повышения качества экономического роста, ускорения роста производительности труда, создания новых рабочих мест, привлечения в СРВ высококвалифицированного управленческого, профессионального и технического персонала. С учетом огромной роли крупных компаний в экономическом росте и инновационном процессе руководство СРВ последовательно проводит линию на их привлечение в страну транснациональных компаний. Многие из них, в том числе занятые в сфере электроники и информационных технологий (ГЫТЕЬ, ЬО, >ЮК1А, 8АМ81ЖО, САЖЖ,АРРЬЕ), создали в СРВ свои производства.
В свою очередь Вьетнам всё активнее начинает выходить на мировой инвестиционный рынок. За 2011-2012 гг. размер
зарегистрированных вьетнамских инвестиций за рубежом увеличился с 10 млрд. долл. до 15 млрд. долл. Наиболее значимые инвестиционные объекты реализуются в сфере добычи полезных ископаемых, телекоммуникаций, энергетики, сельского хозяйства66. Крупнейшие инвестиции СРВ осуществляет в Лаосе, Камбодже и России.
Около 40 стран мира признали СРВ страной с рыночной экономикой. С 2007 г. Вьетнам - член ВТО. Он успешно выполняет взятые на себя обязательства при вступлении в эту организацию, осуществляет активные меры по улучшению инвестиционного климата в стране, совершенствует законодательную систему, в том числе в сфере интеллектуальной собственности, инвестиционных, импортно-экспортных, таможенных процедур.
СРВ подписала целый ряд двусторонних и многосторонних соглашений о свободной торговле. Вьетнамские представители продолжают вести переговоры об участии страны в зонах свободной торговли еще на шести международных площадках. Речь идет об участии в соглашении о создании Тихоокеанской зоны свободной торговли, в которой предполагается участие 18 стран Тихоокеанского региона (ТРР), соглашении о всеобъемлющем экономическом партнерстве Восточной Азии (ЯСЕР), о соглашении о свободной экономической зоне КНР-АСЕАН, о соглашениях о свободной торговле с Республикой Корея, Зоной свободной торговли Европы (ЕБТА) и Таможен-
СП
ным союзом России-Белоруссии-Казахстана .
СРВ поддерживает регулярные контакты с Международным валютным фондом, Всемирным банком (ВБ), Азиатским банком развития (АБР). Разрабатывается программа мер для получения доступа к финансовым ресурсам международных организаций и неправительственных организаций. На встрече в
с/
Нью-Йорке 27 октября 2013г. с премьер-министром правительства СРВ президент ВБ подтвердил, что банк продолжит поддерживать Вьетнам в борьбе за ликвидацию нищеты и голода, за установление контроля над инфляцией и за устойчивым развитием. ВБ будет выполнять свои обязательства по оказанию помощи Вьетнаму в доступе к льготным кредитам, и готов финансировать проекты Вьетнама68.
АБР - один из самых крупных кредиторов Вьетнама. При финансовом содействии АБР в СРВ реализуется ряд проектов транспортной инфраструктуры, в том числе строится метрополитен в г. Хошимин69, создается экономическая зона на плато Тэйнгуен на границе с Лаосом и Камбоджей, строятся высоковольтные линии электропередачи, реализует транснациональный экологический проект в районе реки Меконг.
Вьетнамское руководство ведет системно организованную, активную и целенаправленную работу с проживающими в 100 странах мира вьетнамскими соотечественниками. Их насчитывается более 4,5 млн. человек, в том числе 0,5 млн. - спе-
70
циалисты с высшим образованием . В СРВ функционирует Национальный комитет по делам вьетнамцев, проживающих за границей. В официальных партийных и правительственных документах эмигрантов рассматривают как «неотъемлемую часть вьетнамского общества», создают условия для того, чтобы они «вносили вклад в строительство родины». В результате в 2002-
2012 гг. объем иностранной валюты, отправленной во Вьетнам, превысил 70 млрд. долл., что способствовало сохранению баланса госбюджета в условиях дефицита платежного баланса. Ежегодно объем валюты, высылаемой эмигрантами на родину, увеличивается на 10-15%. В 2013 г. эмигранты перевели в страну более 11 млрд. долл. При этом если раньше эмигранты отправляли на родину валюту для нужд потребления, то в последние годы они всё больше средств вкладывают на цели инвестирования вьетнамской экономики. Так, в 2012 г. в стране зарегистрировано более 2000 инвестиционных проектов с об-
71
щим капиталом почти 6 млрд. долл.
В СРВ проводится целенаправленная политика по увеличению экспорта рабочей силы. В 40 зарубежных странах трудится около 500 тыс. вьетнамских рабочих более чем 30 специальностей. Крупнейшими рынками экспорта вьетнамской рабочей силы являются Тайвань, Малайзия, Южная Корея, Япония. Работающие за рубежом вьетнамцы ежегодно отправляют домой до 2 млрд. долл.72
В стране уделяется возрастающее внимание развитию международного туризма, как форме повышения занятости, развития инфраструктуры, привлечения иностранных капита-
лов. В 2012 г. СРВ приняла 7 млн. иностранных туристов, главным образом из КНР, Южной Кореи, США, Японии, Тайваня. Высокими темпами растет турпоток из России.
* * *
В результате целенаправленной политики запущенный руководством СРВ процесс интегрирования страны в мировое сообщество приносит свои плоды. Сформирован внушительный и в целом эффективно функционирующий институциональный и идеологический каркас международной интеграции. Страна располагает необходимым для реализации данного курса отрядом квалифицированных кадров. Благодаря возросшему политическому и экономическому потенциалу существенно выросли возможности страны в обеспечении равноправного участия страны в делах мирового сообщества, как в политике, так и в экономике.
2013 г. в этом смысле стал во многом показательным. Программные выступления премьера СРВ на форуме Шангри-Jla в Сингапуре в мае 2013 г., с трибуны ГА ООН в октябре 2013г., выступление президента СРВ в октябре 2013 г. на 21-м саммите АТЭС показали, что СРВ весьма основательно подготовилась к борьбе за новый международный статус, предполагающий более активное и действенное участие в делах не только ЮВА, но и АТР, и мирового сообщества в целом. Высшее руководство СРВ располагает для этого необходимой политической волей. Оно имеет весьма четкую программу на этот счет с указанием геополитических и экономических приоритетов.
В то же время нельзя не видеть, что на новом этапе вхождения СРВ в мировое сообщество её ждёт немало вызовов и угроз, способных существенно затормозить, если не сорвать, программу модернизации. Было бы иллюзией рассчитывать, что глобальные игроки без борьбы позволят в недавнем прошлом колониальной стране приобщиться к ресурсам современного развития. Нельзя не видеть, к примеру, негативных последствий для Вьетнама растущей конкуренции между США и КНР в демонстрации в ЮВА великодержавных амбиций, попыток навязать Вьетнаму свои представления о национальном суверенитете и свою модель социально-политического устройства. Это
вынуждает СРВ отвлекать все более крупные материальные, финансовые и интеллектуальные ресурсы на обеспечение своей обороны и безопасности.
Нарастающий прессинг Вьетнам будет испытывать со стороны экологического фактора, что потребует осуществить весьма затратную адаптивную коррекцию модели развития и реструктуризацию промышленного и сельскохозяйственного производства. На темпах и качестве модернизации будет также сказываться состояние технологической, энергетической, финансовой конкурентоспособности страны. Речь, в частности, идет о готовности национальной валютно-финансовой, банковской системы справиться с вызовами, порождаемыми международным экономическим кризисом, разворачивающимся на фоне начавшегося нового этапа научно-технической революции, в которой человек и знания становятся важнейшими факторами, определяющими развитие каждого государства.
I Материалы XI съезда Коммунистической партии Вьетнама. М. 2011г. С.90-91
http://www.mofa.gov.vn/vi/ctc_quocte/
3 « Нян Зан». 29.09.2013
4 «The gioi va Vietnam». 17 сентября 2013
5 «Нян Зан». 1 июня 2013
6 «Вьетнам». 20 июня 2013
7 «Нян Зан». 15 октября 2013
8 «Нян Зан». 19 июня 2013
9 «Нян Зан». 14 октября 2013
10 «Нян Зан». 12 сентября 2012
II «Нян Зан». 24 сентября 2012
12 VOV world. 10 августа 2013
13 «Нян Зан». 9 октября 2013
14 Г.М. Локтттин. «Южно-Китайское море: трудный поиск согласия». М.2013, с.119-124
15 «Вьетнам после 20 лет “дой мой”». Ханой.2008, С.325
16 VOV world. 11 сентября 2013
17 VOV world. 5 августа 2013
18 VOV world. 28 июня 2013
19 «Нян Зан». 5 ноября 2013
20 «Нян Зан». 26 июня 2013
21 «Нян Зан». 5 сентября 2013
22 «Нян Зан». 24 июля 2013
23 «Нян Зан». 19мая 2013
24 РИА Новости. Ханой. 21 ноября 2011
25 БЕЛТА. 11 сентября 2013
26 ВИА. 30 октября 2013
27 «Нян Зан». 23 июля 2013
28 VOV world. 26 июля 2013
29 ИТАР-ТАСС. Вашингтон. 25 июля 2013
30
Nguyen Thi Minh Huong, Teramachi Nobio. Vietnam-Japan trade structure in 1991-2010//Vietnam’s socio-economic development. 2012, №72. P.32-45
31
«Вьетнам». 8 ноября 2011
32 VOV World. 17 июля 2013
33 «Нян Зан». 20 сентября 2010
34 «Жэньминь Жибао он-лайн». 17 сентября 2013
35
«Нян Зан». 9 сентября 2013
36 ИТАР-ТАСС. 9 сентября 2013
37
Во ngoai giao Vietnam. Thong tin со ban ve Han Quoc va quan he voi Vietnam.
38 «Doi ngoai», №3, 2009, tr.44
39 «Нян Зан». 11 июля 2013
40 ВИА, Ханой. 1 июня 2013
41 «The gioi va Vietnam». 1 октября 2013
42 «Нян Зан». 15 ноября 2015
43 Г.М. Маслов, В.Ф. Урляпов «Вьетнам в системе современных международных отношений в АТР». М. 2009 г. С. 169
44 «Нян Зан». 7 октября 2013
45 VOV World. 13 сентября 2013
46 «Вьетнам после 20 лет “дой мой”». Ханой, 2008. С.330
47 «Тар Chi cong san». 23 сентября 2013
48 «Нян Зан». 9 сентября 2010
49 «Нян Зан». 11 сентября 2013
50 «The gioi va Vietnam». 15 октября 2013
51 «Нян Зан». 25 сентября 2013
52 «Нян Зан». 23 сентября 2013
53 «The gioi va Vietnam». 22 сентября 2013
54 «The gioi va Vietnam». 22 сентября 2013
55 «The gioi va Vietnam». 5 июля 2012
56 «Нян Зан». 4 ноября 2013
57
«Тар chi cong san». 3 ноября 2013
58
«The gioi va Vietnam». 30 октября 2013
59 «Нян Зан». 29 августа 2013
60 ВИА. 1 декабря 2011
61 «Нян Зан». 5 ноября 2013
62 Quan he quoc te thoi hien nay. Hanoi. 2012. Tr.317-319
63 «Нян Зан». 22 марта 2013
64 «The gioi va Vietnam». 28 августа 2012
65 В.М. Мазырин «Вьетнамская экономика сегодня». М. 2013 г.С.275
66 www.ved.gov.ru/exportcountries/vn/vn_m-relations/vn_rus_projects/
67 «The gioi va Vietnam». 1 ноября 2013
68 ВИА, Ханой. 27 сентября 2013
69 ВИА, 5 июля 2013
70 «Вьетнам после 20 лет “дой мой”». Ханой, 2008. С.338
71 VOV World. 9 февраля 2013
72
«Российско-вьетнамские отношения: современность и история. Взгляд двух сторон». М. 2013, С.227,229