Научная статья на тему 'Меры по борьбе с экономическим спадом во Вьетнаме'

Меры по борьбе с экономическим спадом во Вьетнаме Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
551
90
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
мировой экономический спад / экономика вьетнама / экспорт и импорт товара / привлечение инвестиций / фондовый рынок / world economic recession / vietnam economy / merchandise export and import / investment generation / stock market

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Чан Тхи Бик Нгок

Мировой финансовый кризис в 2008 г., вызванный крахом рынка ипотечных кредитов и субстандартного кредитования в США в августе 2007 г., оставил в мировой экономике серьезные последствия. Статья направлена на изучение влияния последствий мирового экономического спада в 2008-2010 гг. на экономику Вьетнама уроков СРВ, извлеченных из борьбы с «деградацией» изучение пакета мероприятий по предотвращению спада и повышения устойчивости экономики. Сделаны выводы о положительных результатах, а также обнаруженных недостатках в процессе реализации мер пакета.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Global financial crisis in 2008 caused by mortgage market and subprime lending collapse in the USA in august 2007, left serious consequences in the world economy. The article is directed to the research of the influence of world economic recession consequences in 2008-2010 on Vietnam economy SRV lessons drawn from struggle with «degradation» study of the package of measures in recession prevention and increase of economy strength. The conclusions were drawn on positive results as well as detected disadvantages at measure package implementation.

Текст научной работы на тему «Меры по борьбе с экономическим спадом во Вьетнаме»

УДК 338.24

МЕРЫ ПО БОРЬБЕ С ЭКОНОМИЧЕСКИМ СПАДОМ ВО ВЬЕТНАМЕ

Чан Тхи Бик Нгок

Ханойский политехнический университет, Вьетнам E-mail: bichngoc2201@gmail.com

Мировой финансовый кризис в 2008 г., вызванный крахом рынка ипотечных кредитов и субстандартного кредитования в США в августе 2007 г., оставил в мировой экономике серьезные последствия. Статья направлена на изучение влияния последствий мирового экономического спада в 2008-2010 гг. на экономику Вьетнама; уроков СРВ, извлеченных из борьбы с «деградацией»; изучение пакета мероприятий по предотвращению спада и повышения устойчивости экономики. Сделаны выводы о положительных результатах, а также обнаруженных недостатках в процессе реализации мер пакета.

Ключевые слова:

Мировой экономический спад, экономика Вьетнама, экспорт и импорт товара, привлечение инвестиций, фондовый рынок. Key words:

World economic recession, Vietnam economy, merchandise export and import, investment generation, stock market.

Некоторые черты мировой

экономической обстановки

Глобальный финансовый кризис в США, начавшийся в результате взрыва «жилищного пузыря» ипотечного кредитования, распространился на другие секторы экономики. В начале августа 2008 г. мир стал свидетелем распада ряда крупных известных банков, таких как Washington Mutual Ink., Fannie Мае и Freddie Mac, Lehman Brothers, Merrill Lynch и др. Американская Страховая Группа AIG тоже заявила о своих убытках и ожидала реструктуризации [1]. Процентные ставки казначейских облигаций правительства США упали до самого низкого уровня за последние 54 года [1]. Темпы роста ВВП США в 2008 г. составили 1,1 % (в 2007 г. - 2 %) [2]. Положительный вклад расходов на индивидуальное потребление в прирост ВВП сократился, отрицательный вклад валового накопления в частном секторе увеличился. В то же время возрос положительный вклад чистого экспорта (в связи с сокращением импорта товаров и услуг) и государственных расходов. Из-за роли США как лидера мировой экономики ударная волна из эпицентра США сразу же распространилась и на другие страны. В Германии многие финансовые учреждения непосредственно принимают участие на американском фондовом рынке, и поэтому обстановка ухудшилась быстро. Согласно статистическим данным в Википедии в III квартале 2008 г. прирост немецкой экономики снизился ниже нуля, уровень безработицы в январе 2009 г. увеличился до 8,3 %, ив 2009 г. ВВП Германии сократился еще на 6,2 % [1]. В Великобритании экономика находится в самой сложной ситуации за последние 60 лет. Реальный ВВП Великобритании в 2008 г. возрос только на 0,7 % (в 2007 г. - на 3 %) [2]. В IV кв. 2008 г. в 16 странах еврозоны: ВВП Германии -крупнейшая экономика - уменьшился на 3,8 %, ВВП Франции, Италии, Испании и Нидерландов уменьшился на 1,2, 2,4, 1,8 и 2,8 %. Эти цифры показывают, что экономика Еврозоны испытала глубокий спад, и даже в первом квартале 2009 г. темп роста экономики 27 стран - членов ЕС составил

2,5 %. Сокращение реального ВВП Японии началось во II квартале 2008 г. и за 2009 г. составило 6 %.Оно было вызвано уменьшением потребительских расходов, инвестиций в производственную сферу и в строительство жилья. В IV квартале 2008 г. падение спроса на внешних рынках привело к резкому (на 13,8 %) [2] сокращению экспорта товаров и услуг. Отрицательный вклад чистого экспорта в прирост ВВП в сочетании с возобновившимся сокращением потребительских расходов и углубившимся спадом частных инвестиций в производственную сферу вызвал беспрецедентное по крайней мере за последние 15 лет сокращение реального ВВП. Макроэкономические показатели в Китае также быстро ухудшились: десятки миллионов людей потеряли работу; производство не увеличивалось; за 2009 г. объем экспорта составил 1.201,67 млрд USD (меньше на 16 % по сравнению с 2008 г., объем импорта - 1.005,6 млрд USD (на 11,2 %) [3], в январе и феврале 2009 г. привлечение иностранных инвестиций (13,3 млрд USD) сократилось на 26,2 % [4]. В Таиланде в IV кв. 2008 г. производственная деятельность снизилась по всем направлениям: экспорт, финансы, туризм. Возрос уровень безработицы: в декабре 2008 г. рост ВВП составил 4,3 % [5] по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.

Одновременно фондовый рынок в мире существенно снизился. Несмотря на экономический пакет по спасению от правительства США в 700 млрд USD, только за неделю в октябре 2008 г. испарилось около 2400 млрд USD с фондового рынка Уолл-Стрита [6]. Полную оценку ущерба глобального финансового кризиса в данный момент сложно дать, однако, невозможно отрицать, что это чрезвычайно серьезный ущерб. По предварительным данным Азиатского банка развития (АБР), от финансового кризиса мир потерял около 50 трлд USD [7]. На встрече министров финансов стран G7, которая состоялась 2 мая 2009 г. в Италии, отмечалось: «Мир находится в состоянии экономического спада и серьезного глобального финансового кризиса...».

О вьетнамской экономике сегодня. Последствия

мирового экономического кризиса во Вьетнаме

в 2008-2010 гг.

Вьетнам по всем показателям валового внутреннего продукта в 2009 г. занимал 60-е место среди государств - членов Международного валютного фонда и 133-е место - по объему номинального валового внутреннего продукта на душу населения. Экономика Вьетнама - смешанная экономика, зависимая от экспорта и объема прямых иностранных инвестиций. Вьетнам намерен создать систему рыночной экономики социалистической ориентации. Вьетнам является членом Организации Объединенных Наций, Всемирной торговой организации, Международного валютного фонда, Группы Всемирного банка, Азиатского банка развития, Азиатско-Тихоокеанской организации сотрудничества (АСЕАН). Вьетнам - участник соглашений о многосторонней свободной торговле со странами АСЕАН, Южной Кореей, Японией, Китаем. Вьетнам подписал с Японией соглашение о двустороннем экономическом сотрудничестве. По прогнозам (доклад Goldman Sachs, декабрь 2005 г.) в 2025 г. экономика Вьетнама может стать 17-й по величине экономикой в мире с достигнутым номинальным ВВП в 436 млрд USD, а ВВП на душу населения составит 4357 USD, что значительно повлияет на мировую экономику. По прогнозам Pricewaterhouse Coopers с 2008 по 2050 гг. экономика Вьетнама будет иметь самые высокие темпы роста среди стран с развивающейся экономикой (10 % в год) и в 2050 г. достигнет 70 % от масштаба экономики Великобритании.

С начала мирового финансового кризиса 2008 г. является самым трудным годом для экономики Вьетнама. Посмотрим нижеприведенные из сводного отчета Главного статистического управления СРВ за 2008 г. данные о состоянии и пропорциях в основных отраслях экономики страны: инфляция - 6,88%; количество рабочих мест - 47660 тыс. (2009 г.); структура производства по отраслям -сельское хозяйство (56,8 %), промышленность (37 %), коммунальные услуги (6,2 %); основные отрасли промышленности - нефтяная, текстильная, обувная, цементная, стальнопрокатная, химическая, производство строительных материалов, добыча угля, пищевая; безработица - 6,5 % (состояние на 01.01.2009 г.); объем экспорта - 63 млрд USD; структура экспорта - сырая нефть (23 %), текстильные изделия (15 %), обувь (9,3 %), морепродукты (8,5 %), электронно-вычислительные машины (4,5 %), рис (4,3 %), каучук (2,4 %), кофе (2,2 %); объем импорта - 80,5 млрд USD; импортные товары - машины и оборудование (14,2 %), нефть (13,5 %), сталь (8 %), ткань (6,5 %), материалы для текстильной и обувной промышленности (6,3 %), электронно-вычислительные машины (4,6 %), минеральные удобрения (1,8 %).

Спад мировой экономики оказал влияние на Вьетнамскую экономику, в основном, по четырем следующим направлениям: экспорт, привлече-

ние иностранных инвестиций и денежных переводов средств вьетнамцев-эмигрантов, фондовый рынок и туризм.

Экспорт: примерно 78 % ВВП Вьетнама зависит от экспорта. Основными экспортными рынками Вьетнама являются: США, страны ЕС, Япония. Поскольку эти страны находятся в центре кризиса, отрицательная экономическая ситуация в них сказывается как на экспорт, так и на экономику Вьетнама в целом. Объем экспортных операций Вьетнама в тот же период приведен в табл. 1 и явно демонстрирует этот факт.

Таблица 1. Объем экспорта в период с октября 2008 г.

по февраль 2009 г. (Данные Министерства планирования и инвестиций СРВ)

Месяц, год Сумма, млрд USD

10.2008 5,005

11.2008 4,800

12.2008 4,900

01.2009 3,800

02.2009 4,300

Экспортные цены на большинство основных экспортных товаров Вьетнама резко снизились. Так, цены на полезные ископаемые - уголь, медь, цинк - в конце 2008 г. по сравнению с III кварталом 2008 г. снизились на 40...50 %. Экспорт товаров текстильно-швейной промышленности в январе 2009 г. сократился на 33 % по сравнению с январем 2008 г. Отпускные цены на текстильные и швейные товары в среднем снизились на 10.15 %. С конца 2008 г. началось банкротство предприятий текстильной промышленности, которые составляют важный экспортный сектор Вьетнама. Производственная ситуация ухудшилась не только на вьетнамских предприятиях, но и совместных предприятиях. Предприятия японских групп Canon, Panasonic вынуждены прекратить работу из-за отсутствия заказов. Сотни иностранных компаний в Ханое, завершив строительство производственных помещений, монтаж оборудования и линий производства, не могли функционировать, поскольку были не в состоянии реализовать свою продукцию. В условиях падения мирового производства спрос на топливо сократился, что привело к снижению цен на сырую нефть, что в последующем сказалось на сокращении доходов государственного бюджета Вьетнама. Результатом этого «эффекта домино» стало повышение рисков потери баланса государственного бюджета, при этом дефицит бюджета увеличился.

Сокращение бюджета, как правило, приводит к тому, что правительство меньше денег тратит на реализацию программ и проектов или на оказание коммунальных услуг и социальное обеспечение, что в свою очередь опять сказывается на жизни людей. Безработица среди рабочих в промышленных зонах и ремесленных селах в 2008-2009 гг. имела тенденцию к увеличению. По оценкам Ми-

нистерства труда и социальных вопросов Вьетнама только в январе 2009 г. 85 тыс. человек потеряло работу, более 40 тыс. рабочих мест было сокращено, 20 тыс. человек находились в ожидании работы. В столице Ханое к концу I квартала 2009 г. количество безработных и рабочих неполной занятости насчитывалось около 33 тыс. По данным Международной организации труда, если рост ВВП составляет 1 %, то увеличение применяемого труда составляет от 0,33 до 0,34 %. Таким образом, по статистическим подсчетам в 2009 г. число потерявших свои рабочие места из-за экономической рецессии во Вьетнаме примерно выросло на 300-400 тыс. человек. Из-за уменьшения экспорта, 2166 фермеров в деревнях были объявлены банкротами и к концу 2009 г. около 5 млн трудоспособного населения деревень не имело работы. Вьетнамские ремесленные деревни потеряли большие объемы экспортных заказов.

Привлечение инвестиций и денежных средств вьетнамцев-эмигрантов: из-за мирового экономического спада сократился объем прямых капиталовложений от ПИИ (FDI). Финансирование проектов за счет ПИИ производилось медленно. В структуре прямых иностранных инвестиций во Вьетнаме 80 % составляют заемные средства. В 2008 г. общий объем утвержденных ПИИ достигал 64 млрд USD [8], но фактическая сумма выплат составила лишь 11 млрд USD. Объем ПИИ в январе 2009 г. составил около 200 млн USD, по сравнению с аналогичным периодом прошлого года снижен на 87,7%; средний размер капитала на один проект также сократился. Выплата ПИИ составила всего 79 % по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.

Что касается перевода денежных средств вьетнамцев-эмигрантов, то по состоянию на октябрь 2009 г. общая сумма денежных переводов постепенно снижалась. По статистическим данным, денежные переводы в 2009 г. составили около 6,3 млрд USD [1], что меньше на 900 млн USD по сравнению с 7,2 млрд USD в 2008 г. Переводы денежных средств вьетнамцев-эмигрантов - один из важных источников для балансирования отрицательного сальдо во внешней торговле Вьетнама. Вместе с другими факторами снижение объема денежных переводов из-за рубежа также влияет на баланс валютных операций Вьетнама и создает значительный дефицит валюты в стране.

Фондовый рынок: в 2008 г. иностранные инвесторы под давлением финансового кризиса продолжали продавать государственные облигации. Сумма денег, отозванная с рынка ценных бумаг в течение этого периода, составила около 17 млрд USD [9]. Спадением акций на американских и азиатских биржевых рынках во Вьетнаме рынок ценных бумаг быстро пошел вниз: дважды VN-ин-декс падал на «дно» - VN-индекс снизился резко на 297,52 пункта в январе 2009 г. и сразу упал на «дно» - 235 пунктов - в феврале 2009 г. В течение года VN-индекс падает на 75 % по сравнению с до-

стигнутой вершиной в марте 2007 г. Имело место падение рынка большинства типов ценных бумаг, их ликвидность снизилась, и это также принесло значительные потери. Таким образом, планы акционирования больших государственных корпораций и крупных государственных предприятий, таких как текстильная корпорация «Vinatex», национальная компания «Vietnam Airlines» и Банк инвестиции и развития «BIDV» и др. были сорваны и перенесены на следующие годы.

Туризм: туризм также понес большие потери из-за жесткой политики «сужения расходов» у населения в период экономического спада. Снижение числа международных туристов, постоянное увеличение обменного курса в стране в 2008-2009 гг. привели к подорожанию стоимости туристических услуг, и это не способствовало привлечению иностранных туристов. Согласно исследованию CB Richard Ellis, занятость номеров в пятизвездочных отелях в 2008 г. достигла только 59 %, что на 19 % меньше по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, а средняя стоимость аренды номеров составила только 148 USD в сутки. Многие роскошные гостиницы, реагируя на новые рыночные условия, снижали свои цены. Число туристов, приехавших во Вьетнам в январе 2009 г., сократилось на 12 %. Рост ВВП Вьетнама заметно скользнул вниз: в 2007 г. +8,5 %; 2008 г. - 6,2 %; 2009 г. - 5,3 %.

Решения вьетнамского правительства по борьбе с экономическим спадом в период 2008-2010 гг.

Реагируя на воздействия финансового кризиса и глобального экономического спада, Вьетнамское правительство оперативно разработало общий пакет мероприятий на сумму около 146 трлн вьетнамских донгов (VND), (около 8 млрд USD) и отдельно выделило 17 трлн. VND (1 млрд USD) в фонд кредитования предпринимательства для реализации следующих групп решений в целях предотвращения спада и повышения устойчивости экономики.

Мероприятия по стимулированию и поддержке инвестиций предпринимателей:

• решением № 131/QD-TTG премьер-министра от 23 января 2009 г. Правительство использовало 1 млрд USD из национальных резервов как первый пакет экономических стимулов: субсидии в размере 4 % годовых процентных ставок в поддержку производства и бизнеса, а также для поддержания рабочих мест предприятиям, организациям и частным лицам, взявшим краткосрочные кредиты в коммерческих банках для оборотного капитала (срок до 1 года, для малых и средних предприятий (не имеющих налоговые задолженности и просроченные кредиты) с уставным капиталом ниже 10 млрд VND и более 300 работниками);

• финансовая поддержка в 4 % годовых с расширением поддержки на 2 % годовых на 2011 г. (решение № 443/QD-TTG премьер-министра

от 04.04.2009 г.) для организаций, предприятий, в том числе совместных предприятий, с уставным капиталом ниже 20 млрд VND и численностью менее 500 работников, имеющих просроченные кредиты и налоговые задолженности, при наличии новых проектов производственной деятельности, например, для закупок оборудования, техники, новых технологий для производства;

• снижение корпоративного подоходного налога и возмещение НДС предприятиям (Циркуляры № 03/2009/TT-BTC и № 04/2009/TT-BTC Министерства финансов от 13.01.2009). Общая сумма этих мер составляет около 1,65 млрд USD.

Фонд поддержки процентной ставки в пакете экономических стимулов правительства тогда называли «дождем», утоляющим жажду предприятий в капиталах, являющимся рычагом поддержки предпринимателей в преодолении трудностей и восстановлении производства, повышении конкурентоспособности продукции.

Это подтверждает решимость и усилия правительства Вьетнама в борьбе с экономическим спадом.

Мероприятия по оказанию финансовой помощи государством

Во многих странах в пакете экономических стимулов государственное финансирование считается решающим. Большинство стран стимулирует спрос путем увеличения государственных вложений в создание инфраструктуры и в сферу социального обеспечения. Так, США в феврале 2009 г. потратили 65 % от общего объема пакета стимулирующих мер - 787 млрд USD [10]. Большая часть этих денег использовалась для инвестиций в инфраструктуру; Китай выделил 70 % суммы пакета спасения, что составило 586 млрд USD [11], на строительство инфраструктуры и ликвидацию последствий стихийных бедствий.

Чтобы добиться своих целей, правительство Вьетнама стремилось к реализации проектов строительства инфраструктуры, стимулированию роста банковских кредитов для осуществления социальной программы, поощрению строительства общежитий для студентов, социального жилья для малообеспеченных семьей и рабочих в промышленных зонах... Правительство приступило к осуществлению программы развития социального жилья с новым механизмом стимулирования, в частности, по резолюциям № 18, 65 и Указам № 66 и 67, изданным в середине 2009 г., предприятиям, участвующим в строительстве социального жилья, был предоставлен ряд льгот: освобождение от государственных налогов и сборов за пользование и аренду земли для строительства; право увеличения плотности зданий в 1,5 раза по сравнению со стандартным порядком строительства; нулевая ставка НДС и освобождение от налогов на корпоративные доходы в течение четырех лет со времени по-

явления доходов; сокращение до 50 % налога на прибыль на 9 последующих лет; льготные кредиты или субсидирование процентной ставки (4 %), установленной правительством.

Из государственного бюджета около 2,2 млрд USD было выделено на продолжение строительства неотложных проектов. Кроме того, миллиарды долларов потрачены на более чем 30 новых проектов строительства воздушных, речных, железнодорожных, морских и автомобильных путей сообщения. Реализация этих проектов стимулирует производство и спрос в других секторах экономики, создает рабочие места и сокращает безработицу.

Более того, правительство СРВ осуществляет ряд мер по стимулированию внутреннего потребления и поддержанию жизненного уровня населения, например, программа сокращения внутренних расходов и политика по развитию внутреннего рынка; кампания «Вьетнамцы используют вьетнамские товары». По решению № 30/2009/QD-TTG премьер-министра от 2009 г. правительство выделило на стимулирование внутреннего рынка и на социальную защиту 7200 млрд VND на субсидии для малообеспеченных семей и пособия потерявшим свои рабочие места рабочим; увеличило минимальную заработную плату с 540 до 650 тыс. VND.

Полученные от пакета экономических

стимулов результаты

Оценивая пакет экономических стимулов в 8 млрд USD, многие экономисты, в том числе и зарубежные, пришли к общим выводам: это своевременные и правильные решения. Цель первого пакета стимулов - предотвращение экономического спада и обеспечение социальных нужд - достигнута. Осуществление этих мер правительством позволило своевременно дать «толчок» экономике в момент тяжелого состояния спада экономики, что принесло первые положительные результаты.

Пакет экономических стимулов правительства в 2009 г., а также меры, начиная c программы поддержки процентных ставок, освобождения и разрешения на просрочку разных видов налогов, привели к тому, что в экономике Вьетнама во II квартале 2009 г. появились признаки оживления. По оценкам Всемирного банка, Вьетнам управлял экономикой в период кризиса лучше, чем другие страны в регионе. Несмотря на серьезное влияние мирового экономического спада, во Вьетнаме темп роста ВВП постепенно увеличивался в течение четырех кварталов 2009 г. на 3,1, 4,5, 5,8 и 6,8 %. Согласно данным доклада Главного статистического управления СРВ о социально-экономической ситуации в СРВ за 2009 и 2010 гг., Вьетнам добился двойных результатов: удачно боролся с экономическом спадом, сохранив достаточно стабильную скорость экономического роста, и в то же время активно предотвратил возвращение инфляции. Вьетнам достиг экономического роста в 5,32 % в 2009 г. ив 6,78 % в 2010 г., что превышает целевой показатель (5 %), и сохранил позицию в группе

стран, имеющих высокий темп экономического роста в регионе и в мире. Промышленное производство в первые месяцы 2010 г. вышло из застоя и выросло на 7,6 %. В сельском хозяйстве небывалый урожай - производство риса достигло около 40 млн т. (больше на 1,04 млн т. по сравнению с 2009 г.). Поддерживается баланс макроэкономической стабильности. Прирост промышленного производства за 2009 г. достиг 7,2 % и возрос на 14 % в 2010 г.

Стоит обратить внимание на то, что одновременно с достижением значительного темпа роста ВВП, правительство СРВ постоянно осуществляет меры по стабилизации жизненного уровня населения. К примеру, инфляция в 2009 г. в среднем составила около 7%, а в 2010 г. - в среднем 11,75 %. Безработица уменьшилась (6,5 % в 2008 г. и 2,88 % в 2010 г.). Индекс потребительских цен в 2010 г. в среднем повышен на 9,19 % по сравнению с 2009 г. (данные Главного статистического управления СРВ).

Несмотря на то, что экономика Вьетнама оценивается как одна из лучших в регионе с точки зрения посткризисного восстановления, в 2009 г. под влиянием глобального экономического спада объем экспорта и импорта Вьетнама резко сократился. Отрицательное сальдо составляет примерно 12,25 млрд USD, что меньше на 5,25 млрд USD по сравнению с 2008 г. В 2010 г. объем экспорта и импорта вырос (для сравнения см. табл. 7). По сути дела, это является позитивным сигналом улучшения торгового баланса.

Положительная позиция по отраслям экономики улучшается в 2010 г. и отражена показателями в табл. 2-7 (данные Главного статистического управления СРВ).

Таблица 2. Экономическое положение: основные показатели 2010 г. (+ увеличение; - уменьшение) по сравнению с2009 г., %

Валовой внутренний продукт +6,78

Стоимость производства сельского хозяйства, лесоводства и рыбного хозяйства +4,70

Стоимость промышленной продукции +14,0

Общий объем розничной продажи товаров и услуг +24,5

Общий объем экспорта +25,5

Общий объем импорта +20,1

Посещаемость зарубежных гостей во Вьетнаме +34,8

Реализованные капиталовложения из бюджета по сравнению с годовым планом +110,4

Индекс потребительских цен по сравнению 2009 г. +9,19

Все приведенные выше данные в какой-то степени доказывают, что экономика СРВ начала восстанавливаться с 2009 г. Пакеты стимулов правительства СРВ являются одним из важных факторов, способных вывести экономику Вьетнама из экономического спада в следствии мирового финансового кризиса.

Таблица 3. ВВП 2009 и 2010 гг.

Отрасль экономики Выполнено, млрд VND Пропорции,%

2009 г. 2010 г. 2009 г. 2010 г.

Итого 1658389 1980914 100,00 100,00

Сельское хозяйство, лесоводство, рыбное хозяйство 346786 407647 20,91 20,58

Промышленность и строительство 667323 814065 40,24 41,09

Услуги 644280 759202 38,85 38,33

Таблица 4. Показатели ВВП по обменному курсу, млрд USD

Год ВВП Рост ВВП, % ВВП на душу населения

2007 71,40 8,50 823

2008 89,83 6,20 1024

2009 92,84 5,30 1040

2010 99,14 6,78 нет данных

Таблица 5. Темпы роста валового внутреннего продукта, %

2009 г. 2010 г.

Всего 5,32 6,78

по секторам

Сельское, лесное и рыбное хозяйство 1,82 2,78

Промышленность и строительство 5,52 7,70

Услуги 6,63 7,52

по кварталам года

Первый 3,14 5,84

Второй 4,41 6,44

Третий 5,98 7,18

Четвертый 6,99 7,34

Таблица 6. Прямые иностранные инвестиции, млрд USD

Год Регистрация по плану Реальная выплата

2007 21,30 8,0

2008 71,70 11,5

2009 21,48 10,0

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2010 18,60 11,0

Таблица 7. Экспортно-импортные показатели, млрд USD

Год Экспорт Импорт Дефицит

2007 48,38 60,83 -12,45

2008 63,0 80,50 -17,50

2009 56,58 68,83 -12,25

2010 71,63 84,00 -12,37

Выводы и предложения

Хотя пакет экономических стимулов показывает свою эффективность и дает неоспоримые результаты, в процессе реализации мер пакета обнаружено, по мнениям вьетнамских экономистов, немало недостатков, а именно: • Упростить доступ к различным источникам кредитов с льготной процентной ставкой для предприятий всех секторов экономики. На многих малых и средних предприятиях наблюдается дефицит в капиталах, но им не предоставляются льготные кредиты только потому,

что они не имеют недвижимое имущество для залога. Имеются предприятия, кредитованные по льготной процентной ставке правительства, которые использовали эти средства не по назначению (для бизнеса и производства), а для других целей, такие как возмещение старых задолженностей, вклад в другие банки или предоставление кредитов другим предприятиям с повышенными процентными ставками, инвестиции в фондовый рынок, недвижимость. Это в очередной раз повышает риски возникновения «безвозвратных долгов» для банковской системы и впоследствии может привести к дестабилизации национальной экономики.

• Необходимо разработать механизм отслеживания и контроля за осуществлением политики стимулирования с тем, чтобы государство могло сделать количественную оценку (аудит) эффективности стимулирующих мер.

• Выработать меры по стимулированию роста инвестиций в строительство социальных жилищных проектов - доступного жилья для малообеспеченных людей, студентов, рабочих в промышленных зонах.

• Наряду с усилением реализации приоритетных инвестиционных проектов надо обратить внимание на их качество и эффективность путем осуществления мер по проверке, строгому контролю и борьбе с коррупцией и расточительством.

• Содействовать предприятиям, экспортному сектору в поиске нового рынка реализации

продукции и реконструировании экспортного рынка.

• Оздоровить инвестиционную среду, обеспечить ее прозрачность и беспрепятственную доступность.

• Ужесточить положения о мониторинге финансовой и банковской деятельности, так как недостатки и допущенные ошибки в деятельности банковской системы приведут к кризису в экономике.

• Оказать помощь предприятиям, экономическим подразделениям в подготовке персонала в целях повышения конкурентоспособности их бизнеса и обеспечения более устойчивого и эффективного развития национальной экономики.

• Усилить работу по прогнозу социально-экономической ситуации, раннему прогнозу возможных потерь вследствие кризиса и инфляции с целью снижения рисков для предприятий Вьетнама, ведущих свой бизнес в неблагоприятных условиях (недостаток капитала и технологий, отсутствие опыта в управлении в условиях глобальной конкуренции).

• Расширить поддержку развития сельского хозяйства, лесоводства и рыбного хозяйства, так как эти отрасли обеспечивают большой приток валюты в страну за счет экспорта их продукции, в них занята большая часть рабочей силы (более 70 %) и вьетнамские фермеры легко уязвимы при возникновении кризиса и экономическом спаде.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Финансовый кризис США 2007-2009. 2010. URL: http://www.wikipedia.org (дата обращения: 22.09.2010).

2. Завьялова Е.Б. Мировой финансовый кризис и Европа - мировая экономика в 2008. 2009. URL: http://www.mirec.ru (дата обращения: 15.04.2009).

3. Торгпредство СРВ в Китае. Общая стоимость экспорта и импорта Китая за 2009 г. 2010. URL:http://laocai.gov.vn/si-tes/bqlcuakhau/tintucthoisu/tinkinhteVan-NamTQ/Trang/634045877860894190.aspx (дата обращения: 21.01.2010).

4. Китай - сокращение ПИИ. 2009. URL: http://www.ttnn.com.vn/nuoc-lanh-tho/-1/tin-tuc/21361/dau-tu-nuoc-ngoai-vao-trung-quoc-giam.aspx (дата обращения: 19.03.2009).

5. InfoTV.VN. Тайланд - экономика упала в минус. 2009. URL: http://www.thuongmai.vn/thi-truong-thailand/36983-kinh-te-thai-lan-tang-truong-am-43-vao-quy-42008-.html (дата обращения: 23.02.2009).

6. Пять недель кризиса Wall Street. 2008. URL: http://vnex-press.net/gl/kinh-doanh/quoc-te/2008/10/3ba07926 (дата обращения: 19.10.2008).

7. Нгуен Динь Ты. Вопросы прекращения финансового кризиса и восстановления экономики // Банковское дело. - 2010. -№ 6. - С 23-24.

8. Данные Управления иностранной инвестиции, Министерство инвестиции и планирования СРВ. 2008. URL: http://vnn.viet-namnet.vn/kinhte (дата обращения: 20.12.2008).

9. 17 млрд. долл. США испарилось с биржевого рынка. 2008. URL: http://vietbao.vn/Kinh-te/17-ti-USD-boc-hoi-khoi-TTCK-Viet-Nam/75202259/87 (дата обращения: 09.12.2008).

10. Президент США утвердил пакет стимулирования 787 млрд. 2009. URL: http://vnexpress.net/gl/kinh-doanh/quoc-te/2009/02/3ba0b6ba (дата обращения: 18.02.2009).

11. Китай усиливает оплаты пакета стимулирования экономики. 2009. URL: http://www.tin247.com/trung_quoc_day_manh_gi-ai_ngan_goi_kich_thich_kinh_te-3-21394240.html (дата обращения: 12.03.2009).

12. Ле Хонг Ньяь. Мировой финансовый кризис и урока для Вьетнама. 2009. URL: http://vepr.org.vn/en/index2.php?op-tion=com_docman&task=doc_view&gid=83&Itemid=373 (дата обращения: 20.11.2009).

13. Главное статистическое управление Вьетнама. 2020. URL: http://www.gso.gov.vn (дата обращения: 31.12.2010).

Поступила 11.04.2011 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.