10 (347) - 2009
Внешнеэкономическая деятельность
внешнеэкономические приоритеты развития российской экономики в направлении привлечения и использования прямых иностранных инвестиций
Под влиянием процессов глобализации и интеграции внешнеэкономические связи выступают важным фактором роста и обеспечения международной конкурентоспособности национальной экономики. В основе развития системы внешнеэкономических связей страны лежит понятие внешнеэкономической деятельности, под которой в общем случае понимают совокупность производственно-хозяйственных, организационно-технических, финансово-экономических и коммерческих функций, связанных с проведением внешнеторговых сделок, участием в международном инвестиционном сотрудничестве, международной кооперации, валютных и финансово-кредитных операциях и производственной кооперации. Исходя из данного определения, важной составляющей внешнеэкономических связей национальной экономики выступает инвестиционное сотрудничество между странами, получающее свое развитие в рамках интеграции национальной инвестиционной среды в международные процессы.
Развитие современных инвестиционных процессов характеризуется определенными особенностями и подчиняется ряду закономерностей, среди которых наиболее существенными выступают следующие:
— глобализация мировой экономики, в т. ч. финансовая глобализация;
И.В. ШЕВЧЕНКО, доктор экономических наук, профессор
Е.Н. АЛЕКСАНДРОВА, кандидат экономических наук, доцент
М.Ю. ПРИЩЕПА, В.П. НАСЫБУЛИНА Кубанский государственный университет
— инновационный тип развития ряда стран, что определяет инновации в качестве основного фактора конкурентоспособности современных ТНК и соответственно приводит к росту значимости инвестиций в научные исследования и разработки;
— либерализация национальных рынков, в том числе режимов иностранного инвестирования;
— усиливающаяся конкуренция между ТНК, приводящая к расширению географии их операций, в том числе инвестиционных, с выходом на новые рынки.
Инвестиционное взаимодействие между странами конкретизируется в форме различных видов иностранных инвестиций. Представители ряда научных направлений и экономических школ подчеркивают важность иностранных инвестиций для развития национальной экономики. Особое внимание при этом уделяется прямым иностранным инвестициям (ПИИ). Во многих исследованиях указывается на то, что прямые инвестиции — это больше, чем просто движение капитала: «сущность прямых иностранных инвестиций заключается в передаче стране-реципиенту «пакета», включающего капитал, управленческие навыки и технические знания» [9]. С точки зрения эффективности различных видов иностранных инвестиций для принимающей страны наибольший интерес пред-
ставляют ПИИ, поскольку именно они способны вызвать долгосрочные структурные эффекты. Благодаря своим характеристикам, главной из которых является устойчивость, ПИИ в современных экономических отношениях выступают наиболее надежным источником инвестиций.
Основной сущностной чертой ПИИ с точки зрения иностранного инвестора является его стремление установить длительный и эффективный контроль за объектом вложения с целью реализации своего долгосрочного интереса к данному объекту. При этом следует учитывать, что иностранные инвестиции, воздействуя на экономику, могут ее существенно менять в соответствии с целями иностранных инвесторов. В современных условиях цели иностранного инвестора могут быть разными: получение прибыли не всегда является единственной его целью и, как правило, не самой главной. Среди возможных целей иностранных инвесторов при осуществлении ПИИ в национальную экономику могут быть следующие: получение дополнительных доходов и более высокой прибыли, захват новых рынков, устранение конкурентов в стране-реципиенте, диверсификация деятельности, обеспечение поставок сырья и продукции, получение производственных или торговых преимуществ, уход от налогов в собственной стране, инвестирование под видом иностранных инвестиций в экономику страны средств, предварительно незаконно из нее вывезенных, с целью получения гарантий сохранности вложенного инвесторами капитала и другие цели. Следует отметить, что указанные цели могут как соответствовать стратегическим интересам страны-реципиента, так и противоречить им.
Как правило, инвестиционная среда экономики формируется внутренним законодательством и экономическими условиями, которым должны в той или иной степени подчиняться иностранные инвесторы. Однако в зависимости от масштабов присутствия и контроля за ключевыми точками экономики, влияние иностранных компаний может быть существенным, и в отдельных случаях (как, например, в ряде развивающихся стран) «националь-
ные правила» инвестирования в страну фактически «подчиняются» интересам иностранных инвесторов. Очевидно, что устойчивость и безопасность экономического развития страны в данном случае будут зависеть от продуманной и объективной государственной политики в данном направлении.
Более чем десятилетняя практика развития внешнеэкономических связей России наглядно доказала ограниченность «спонтанного» подхода, основанного преимущественно на конъюнктурных тенденциях, привлечении иностранного капитала в страну, при котором игнорируются интересы и приоритеты социально-экономического развития страны.
В последние годы в России отмечается значительный приток иностранных инвестиций, обусловленный устойчивым подъемом отечественной экономики, благоприятными внутренними и внешними факторами, среди которых: растущий интерес международных инвесторов к российским финансовым и нефинансовым активам; рост цен на нефть и другие основные статьи российского экспорта и как следствие рост доходов и прибыли предприятий; быстрый рост российского потребительского рынка; сравнительно дешевые факторы производства на внутреннем рынке; высокая квалификация национальных трудовых ресурсов. Кроме того, поток экспортной выручки способствует дальнейшему укреплению обменного курса рубля, что в свою очередь повышает страновую премию для иностранных инвесторов.
Согласно официальным данным Федеральной службы государственной статистики (Росстат) в 2007 г. в РФ поступило 120,9 млрд долл. США иностранных инвестиций, что в 2,2 раза больше, чем в 2006 г., из которых 27,8 млрд долл. (2,2 % ВВП) приходится на ПИИ (см. таблицу). В I квартале 2008 г. в экономику России поступило 17,3 млрд долл. иностранных инвестиций, что на 29,9 % меньше, чем в 1 квартале 2007 г. По прогнозу МЭРТ, по итогам 2008 г. ПИИ должны составить не менее 60 млрд долл. — более чем в два раза превысив показатель 2007 г.
Однако имеются и другие данные в отношении объемов поступившего иностранного капитала в экономику России. Так, по оценкам ЦБ РФ, об-
Отруктура иностранных инвестиций в российскую экономику по видам [2]
Виды инвестиций I квартал 2008 г. 2007 г. 2006 г., % к
млн долл. США в % к итогу млн долл. США в % к итогу 2005 г. итогу
Прямые инвестиции 5 585 32,4 27 797 23,0 104,6 24,8
Портфельные инвестиции 123 0,7 4194 3,5 в 7,0. 5,8
Прочие инвестиции 1 1547 66,9 88 950 73,5 95,3 69,4
Прочее 656 3,8 1173 0,9 150,0 1,0
Итого: 17 255 100 120 941 100 102,7 100
щий объем иностранных инвестиций в экономику России в 2007 г. составил 249 млрд долл. (по этому показателю страна сравнялась с Китаем), а сумма ПИИ — 47,1 млрд долл., или 3,7 % ВВП, что значительно больше данных Росстата. Разница в данных, по мнению экспертов Business Consulting, объясняется различиями в методах подсчета. Росстат учитывает средства иностранных инвесторов, а также зарубежных филиалов российских юридических лиц, «пересекших границу» РФ. ЦБ в отличие от Росстата учитывает не только новые инвестиции, но и прибыль, реинвестированную иностранными предприятиями в стране, т. е. доходы, не перечисленные зарубежным акционерам, составившие в 2007 г. 30,3 млрд долл., из которых 17,1 млрд долл. реинвестировано в экономику России.
На конец марта 2008 г. накопленный иностранный капитал в экономике России составил 221,0 млрд долл. (на 45,9 % больше по сравнению с соответствующим периодом предыдущего года). Наибольший удельный вес в накопленном иностранном капитале приходился на прочие инвестиции, осуществляемые на возвратной основе (кредиты международных финансовых организаций, торговые кредиты и пр.) — 48,8 %, (на конец марта 2007 г. - 50,0 %), доля прямых - 48,2 % (48,2 %), портфельных - 3,0 % (1,8 %) [2].
В целом, приток иностранных инвестиций в Россию за последние годы показывает стабильный рост на уровне 12 % в год. По прогнозам Минфина, рост продолжится и в будущем. Значительный вклад в приток иностранного капитала в последние годы вносят зарубежные займы российских корпораций и банков.
600
500
400
300
200
100
I
ш
I
я И
я ч я №
еч
Я
ч я
й Л
м
СМ <
2
а
о
и
а я
я я О
я о и я о
1-Ч
О
См
я й и =я й Н
рис. 1. Объемы накопленных трансграничных инвестиций, 2006 г. [5]
Для страны в равной мере важны как вложения иностранных инвесторов, так и инвестиционная деятельность национальных компаний за рубежом. Экономический рост с 2000 г. активизировал зарубежную экспансию российских компаний. По данным Банка России, за последние пять лет объем накопленных зарубежных инвестиций российских компаний вырос практически в 7 раз, до 140 млрд долл. В I квартале 2008 г. из России за рубеж направлено 7,3 млрд долл. иностранных инвестиций, или на 38,0 % меньше, чем в I квартале 2007 г. Как правило, российские инвестиции носят краткосрочный характер. По суммарному показателю вывезенных ПИИ, по оценкам ЮНКТАД, Россия вышла на третье место в мире после Гонконга и Виргинских островов. Следует отметить, что зачастую операции формально иностранных, но имеющих капитал российского происхождения компаний не отражаются в статистике [2, 3].
В силу преобладаний в российской экономике отраслей ТЭК структура зарубежной экспансии российского капитала в целом носит сырьевой характер. Среди основных факторов зарубежного инвестирования отечественных предприятий преобладают следующие: получение новых рынков сбыта, расширение сырьевой базы, преодоление тарифных и нетарифных ограничений в региональных интеграционных группировках, диверсификация деятельности, снижение издержек производства и др. При этом, основная часть ПИИ российских компаний сосредоточена в ЕС и СНГ [4].
Несмотря на положительную динамику притока ПИИ, по сравнению с развитыми странами объемы ПИИ в российской экономике незначительны (рис. 1). Например, ежегодный приток иностранных инвестиций в экономику европейских стран превышает 15 % от ВВП, в экономику США — 10 %, в то время как в экономику России — не более 1,5 %. На Россию в совокупности приходится 3,2 % мирового объема иностранных инвестиций. При этом стоит отметить, что наиболее ощутимая часть (40 %) совокупного объема ПИИ в страну с 2004 по 2007 г. пришлась на сырьевой добывающий сектор. Вместе с тем, по данным ИМЭМО РАН, только для замены и модернизации активной части производственных фондов России нужно ежегодно
] Накопленные вывезенные ПИИ, млрд долл
□ Накопленные ввезенные ПИИ. млрд долл.
0
привлекать 15 — 18 млрд долл. при условии, что на единицу собственных инвестиций будет приходиться единица иностранного капитала.
Значительный объем в структуре ПИИ на протяжении последних нескольких лет продолжают составлять средства российских компаний, размещенные за границей, в офшорах и реинвестированные в Россию, и в меньшей степени — новые капиталы, привносимые зарубежными инвесторами в российскую экономику. Если проанализировать объемы накопленных иностранных инвестиций в экономике России по основным странам-инвесторам за период 2005 — 2008 гг., то можно отметить следующую тенденцию: большая часть ПИИ приходится на Кипр, Нидерланды, Люксембург, Великобританию, Германию, Швейцарию, США, Францию, Ирландию. На долю этих стран в I квартале 2008 г. приходилось 71,2 % от общего объема накопленных иностранных инвестиций и 84,3 % общего объема накопленных ПИИ. Как следует из представленного списка, среди ключевых инвесторов в Россию в основном лидируют страны с облегченным налоговым режимом (Нидерланды, Люксембург) и офшорные зоны (Кипр, Виргинские о-ва), в то время как доля притока иностранных инвестиций из таких развитых стран, как Германия, США, Великобритания и остальных, за последние несколько лет либо практически не изменилась, либо даже сократилась.
Таким образом, на офшорные зоны в совокупности приходится более 50 % долгосрочного иностранного капитала, привлекаемого в российскую экономику1, из этого можно сделать вывод, что приток инвестиций отечественного происхождения составляет около половины общего объема привлекаемых из-за рубежа капиталов [6]. Механизм ПИИ в этом случае включает создание российскими фирмами за рубежом компании-нерезидента, регистрируемой чаще всего в офшорной зоне или в стране с «мягким» политическим режимом для эмигрантов. В последующем компания-нерезидент за счет собственных средств, возможно, по фиктивной стоимости, приобретает либо весь, либо контрольный пакет акций российской компании у своего же учредителя. В данном случае собственно прямая инвестиция не имеет никакого реального экономического наполнения: с помощью этой операции реальный собственник выходит из-под юрисдикции России и осуществляет
1 В исследованиях С. Губанова приводится, в частности, расчет, согласно которому в 2006 г. при вывозе капитала из России на сумму 167 млрд долл. «обратные» иностранные инвестиции составили 69,8 млрд долл., а выплаченная обратным иностранным инвесторам прибыль — 48,1 млрд долл. при годовой норме прибыли на спекулятивный иностранный капитал в 69 %.
контроль за «своим» предприятием уже в качестве иностранного инвестора.
Ввоз в российскую экономику капитала формально иностранного происхождения, а фактически осуществляемого от имени компаний-нерезидентов, учрежденных российскими собственниками, позволяет последним вполне легально репатриировать за рубеж значительную долю прибыли, получаемой подконтрольными ему отечественными предприятиями [7]. Под видом выплаты процентов, дивидендов и прочих доходов на привлеченный капитал в течение 2000 — 2006 гг. все возрастающая часть прибыли отечественных предприятий, в первую очередь промышленных, выводилась за рубеж.
В российской экономике остаются значительными межотраслевые диспропорции по объему привлекаемых иностранных капиталов. Значительная часть ПИИ поглощается производственным сектором, около одной трети всех ПИИ направляется, как правило, в энергетику, остальная часть приходится на бизнес-услуги, торговлю, финансовые услуги, транспорт и коммуникации [2, 8]. В 2007 г. сложившиеся в предыдущие годы тенденции отраслевого распределения иностранного капитала мало изменились. По данным статистики, в 2007 г. вложения в добывающий сектор составили около 50 %, или 13, 9 млрд долл. (в 2006 г. доля составляла 1/3). Почти вдвое меньше этой суммы иностранные компании инвестировали в обрабатывающий сектор и торговлю. По притоку ПИИ торговля уступила место обрабатывающему сектору, доля которого в сравнении с предыдущем годом сократилась с 18,8 до 14,7 %, а в торговле выросла с 5,8 до 11,9 %. Ожидается, что основные тенденции в отраслевом распределении ПИИ сохранятся и в 2008 г. В целом распределение ПИИ по отраслям экономики отражает общую тенденцию вложения капитала в российскую экономику: как для отечественного, так и иностранного капитала наиболее привлекательны добывающие отрасли, а также транспорт и связь, а в сферу материального производства поступает лишь около половины годового притока иностранных инвестиций.
Распределение иностранных инвестиций по отраслям во многом определяется краткосрочными интересами зарубежных инвесторов, которых привлекают отрасли с быстрой оборачиваемостью капитала и окупаемостью. Тот факт, что в сферу материального производства поступает лишь около половины годового притока иностранного капитала, имеет ряд ограничений в связи с хронической недоинвестированностью отраслей реального сек-
тора, старением их производственного аппарата, растущей аварийностью.
В территориальном разрезе зарубежные инвесторы вкладывают капитал с целью скорейшего получения максимально возможной прибыли и направляют его туда, где, по их мнению, существуют для этого наилучшие условия — в крупные города с развитым производственным потенциалом и рыночной инфраструктурой. В целом, только около 30 регионов из 85 в той или иной степени привлекательны для инвесторов, другие в силу высоких рисков или неразвитого потенциала оказываются недооцененными иностранными и отечественными инвесторами. Так, лидерами по привлечению ПИИ остаются субъекты с развитой инфраструктурой и высоким потребительским потенциалом (Москва, Санкт-Петербург, Московская обл. и др.), сырьевые регионы (Омская и Сахалинская обл., Республика Саха, Тюменская обл. и др.), крупные промышленные центры (Свердловская, Челябинская, Самарская обл.) [9]. Регионы с высоким инвестиционным риском, например Магаданская обл., Республика Ингушетия и др. [10]), менее привлекательны для инвесторов.
Среди наиболее актуальных проблем развития внешнеэкономических связей России в направлении привлечения иностранного капитала необходимо отметить тенденцию растущей зависимости внутренней экономики от состояния мировых хозяйственных и финансовых процессов, стремительное увеличение внешнего долга российских банков и нефинасовых корпораций, суммарный размер которого на 1 октября 2007 г. достиг 378,1 млрд долл., а на 1 января 2008 г. уже составлял 459,6 млрд долл. Следует отметить, что объем государственного внешнего долга, наоборот, уменьшился за этот период: с 52 млрд долл. на 1 января 2007 г. до 44, 9 млрд долл. на 1 января 2008 г. В результате доля внешних долговых обязательств во внешнем долге экономики России увеличилась с 84,3 до 89,9 %. На сегодня иностранные долги отечественных банков и компаний соотносятся с кредитами, выданными ими экономике и населению, как 8:10. Рост зависимости развивающегося финансового рынка страны от иностранных портфельных инвестиций и долгового финансирования нерезидентами обусловлена в т. ч. такими внутренними ограничениями финансового развития страны, как: бегство отечественного капитала; «монетарный» характер иностранных инвестиций; неразвитость ряда финансовых институтов; отраслевые диспропорции распределения внутренних и иностранных инвестиций.
Тенденция роста корпоративного долга страны прослеживается по статье «прочие инвестиции» (зарубежные займы корпораций и банков: торговые кредиты, кредиты правительств иностранных государств, международных организаций, прочие кредиты), на которые приходится большая часть всех инвестиционных средств, поступающих из-за рубежа: до 3/4 от общего объема поступающих в нефинансовый сектор экономики иностранных инвестиций (84 % суммарного притока капитала в 2005 г., 65 % - в 2006 г., 74 % - в 2007 г., 67 % в - в I квартале 2008 г.). Уже в 2006 г. Россия по объему корпоративного долга среди развивающихся стран вышла на второе место (на первом месте — Южная Корея) и на четвертое по объему долгов банков.
Масштабному инвестированию российских компаний, в том числе за счет внешнего финансирования, способствует то, что на международном финансовом рынке по сравнению с национальным складываются более привлекательные условия для заимствований: низкая стоимость заемных средств; большая срочность («длинные» ресурсы); больший объем единовременно предоставляемых капиталов. Так, в период 1999 — 2007 гг. на внутреннем ссудном рынке цена привлечения финансовых ресурсов в долларах США для нефинансовых предприятий сроком до 1 года не опускалась в среднем ниже 8,3 % годовых. В то же время на внешнем рынке ставки по долларовым кредитам сроком на 12 месяцев не превышали 6,8 %. Такая же ситуация наблюдается и по кредитам в евро: внутренняя процентная ставка превышала внешнюю почти в два раза [11].
В мировой практике активное привлечение иностранного капитала обусловлено значительной ролью ПИИ в модернизации экономики. Предполагается, что иностранному капиталу будет сопутствовать приток новых технологий и оборудования в страну. Однако на практике данные целевые установки не всегда оправдываются. Так, позитивная тенденция притока ПИИ в Россию не сопровождается масштабным импортом реального капитала и обновлением устаревших фондов, и фактически выступает как эксплуатация национальных ресурсов и способствует дальнейшей деградации производственного потенциала. Очевидно, что для экономического роста России, его устойчивости в долгосрочной перспективе важны не собственно абсолютные показатели ввоза иностранных инвестиций в страну и даже их динамика, а «качество» таких вливаний: природа инвестиций, их ориентированность на решение долгосрочных проектов, отраслевая и региональная структура.
Если рассмотреть «качественные характеристики» иностранных инвестиций в российскую экономику, то к сказанному ранее следует добавить следующее:
— приток ПИИ в страну не соответствует реальным инвестиционным возможностям и потребностям России;
— абсолютные показатели привлекаемых в страну ПИИ не отражают их реальной роли в развитии экономики, поскольку большая их часть не связана с международными денежными и товарными потоками, а представляет собой реинвестированные доходы иностранных фирм, обусловленные высокой рентабельностью российских добывающих производств с их участием, а также российский капитал, ранее вывезенный из страны и впоследствии привлекаемый под видом ПИИ;
— за последние годы мало изменился перечень проблем, с которыми сталкиваются иностранные инвесторы в России, даже несмотря по повышение рейтингов инвестиционной привлекательности страны и улучшение ее инвестиционного климата2: высокая коррупция и административные барьеры, недостаточная независимость судебной системы, проблемы в развитии инфраструктуры, сложность системы налогообложения, сильная зависимость экономики от цен на энергоресурсы, негативное влияние на рост промышленного производства укрепления рубля и др. 3;
— доминирующими мотивами вложения капитала в отечественную экономику являются: использование более дешевых факторов производства на внутреннем рынке, продвижение иностранных товаров на емкий российский рынок, эксплуатация природных ресурсов. Указанные мотивы и определяют в конечном итоге сложившуюся видовую, отраслевую и региональную структуру привлекаемых ПИИ;
— приобретая контроль за высокорентабельными российскими отраслями и секторами и заняв лидирующее положение в наиболее доходных областях внутреннего рынка, иностранные инвесторы и российские предприниматели, вывезшие капиталы за рубеж, как правило, впоследствии теряют интерес к долгосрочному развитию отечественного производства, импорту технологий и высокотехнологичного оборудования.
2 По мнению руководителей иностранных компаний, работающих в России, страна является наиболее перспективным рынком среди стран БРИК (Бразилия, Россия, Индия, Китай).
3 Результаты опроса Консультативного совета по иностранным инвестициям при Правительстве РФ (КСИИ) 51 руководителя и члена советов директоров зарубежных компаний, работающих в России, 2008 г.
Таким образом, в настоящее время доля иностранных ресурсов, направляемых в экономику России с целью модернизации и обновления производственной базы, находится на достаточно низом уровне, что требует пересмотра приоритетов и целей стратегии иностранного инвестирования в страну, в том числе в сфере государственного регулирования ПИИ (рис. 2). Очевидно, что иностранные инвестиции, прежде всего ПИИ, должны быть подчинены приоритетам и стратегическим ориентирам развития страны, привлекаться в те сферы, где национальный инвестор не способен реализовать широкомасштабные инвестиционные проекты, в том числе с государственным участием.
Отдельное внимание в системе задач механизма государственного регулирования ПИИ необходимо уделить вопросу конкретизации перспективных направлений инновационного развития экономики с участием иностранного капитала. В России одной из приоритетных задач привлечения ПИИ на государственном уровне объявляется освоение передовых технологий за счет технологически более прогрессивных иностранных инвесторов. Однако на практике, как было отмечено выше, данная задача не выполняется. Кроме того, что большая часть привлекаемых в страну ПИИ носит чисто спекулятивный характер, необходимо учитывать и «качество» импортируемых машин и оборудования. В страну поставляется, как правило, морально устаревшее оборудование для выпуска устаревших моделей, а также оборудование для производства, сдерживаемого за рубежом правительственными ограничениями (например, табачных изделий, бытовой химии, товаров в пластиковой таре и т. д.). Для решения общенациональной задачи обновления технологической структуры российской экономики представляются целесообразными инвестиции в проекты, обеспечивающие в перспективе инновационный прорыв в новейших направлениях.
С учетом рассмотренных предпосылок и ограничений развития процесса иностранного инвестирования в России, а также обозначенных ключевых задач механизма государственного регулирования ПИИ представляются актуальными и первоочередными следующие внешнеэкономические приоритеты инвестиционного развития российской экономики в направлении привлечения и использования ПИИ:
— ключевая цель развития процесса прямого иностранного инвестирования должна заключаться в создании условий для максимального использования внешнеэкономических факторов, определяющих данный процесс, в интересах России, эффективное встраивание отечественной экономики в глобальный инвестиционный процесс;
Факторы спроса на ПИИ в российской экономике:
1. Дефицит производственных мощностей.
2. Обновление основных фондов.
3. Инновационное обновление структуры экономики
Конкурентные преимущества России как реципиента ПИИ:
1. Решение проблем кредитоспособности и финансовой устойчивости.
2. Реформы в бюджетной сфере, банковской, пенсионной и судебной системах.
3. Природно-ресурсный потенциал.
4. Высокая квалификация трудовых ресурсов.
5. Инновационный потенциал
Основные мотивы иностранных инвесторов вложения капитала в Россию:
1. Завоевание и достижение монопольного положения на российских рынках.
2. Преодоление таможенных барьеров.
3. Использование дешевых факторов производства.
4. Установление контроля над предприятиями.
5. Продвижение товаров на емкий российский рынок
«Чистые» (реальные) ПИИ (денежные и материальные ресурсы, направляемые в пользу российских предприятий)
Реинвестированная прибыль иностранных ком-
ПИИ российского происхождения (возвратные ПИИ)
Ключевые задачи механизма государственного регулирования ПИИ
Проблемное поле привлечения ПИИ в российскую экономику:
1. Монетарный и спекулятивный характер притока ПИИ.
2. Отраслевые и региональные диспропорции распределения ПИИ.
3. Привлекаемый иностранный капитал в большей части не способствует модернизации экономики, обновлению производственных фондов российских предприятий.
4. Угроза экономической безопасности.
5.Снижение темпов роста импорта «инновационного» оборудования.
6. Основная цель иностранных инвесторов: получение прибыли в кратчайшие сроки
1. Формирование стратегии привлечения ПИИ (необходимые объемы, перечень приоритетных отраслей, страны-партеры и т.д.)
2. Развитие инструментария государственной поддержки.
3. Развитие системы мониторинга ПИИ (детализация по отраслям и регионам, видам вложений, странам происхождения инвесторов, определение доли репатриируемых капиталов, сроков инвестирования).
4. Оценка эффективности ПИИ (уровень обновления производственных фондов, производительность труда, динамика заработной платы на предприятиях с иностранным капиталом, уровень конкуренции в отраслях и др.).
5. Борьба с коррупцией, снижение бюрократических и административных барьеров, реформы в области естественных монополий
6. Совершенствование информационного обеспечения
Рис. 2. Ключевые задачи механизма государственного регулирования ПИИ
— привлечение иностранных инвестиций должно быть соизмеримо с национальными интересами России в целом, ее отдельными регионами и отраслями, а не только с интересами отдельных компаний и групп инвесторов;
— смена парадигмы привлечения иностранного капитала с учетом глобальных тенденций развития инвестиционного процесса, формирование стратегии ПИИ исходя из развития российской экономики по эволюционному пути (инновационно-прорывному), предопределяющему следующие ключевые цели политики иностранных инвестиций: формирование конкурентной рыночной среды и эффективная борьба с монополизмом; создание конкурентоспособных хозяйствующих субъектов; структурная перестройка экономики; развитие новых, технически передовых, отраслей и производств; подъем производств и отраслей, важных для жизнеобеспечения страны; увеличение экспорта российской наукоемкой продукции и сокращение импорта машин и оборудования, производство которых возможно на территории России;
— развитие системы двухсторонних и региональных соглашений в области инвестиционного сотрудничества между странами;
— формирование страновых приоритетов инвестиционной политики России: укрепление
сотрудничества с традиционными партнерами (ЕС, СНГ, Китай), развитие отношений с динамично растущими странами Ближнего Востока, Африки и Латинской Америки;
— разработка комплексной стратегии постепенного замещения преференциального режима ПИИ на национальный при одновременном формировании эффективной институциональной основы, развитии делового климата и разработки системы специфических льгот и гарантий, предоставляемых законодательно иностранным инвесторам;
— совершенствование законодательства, в том числе в части закрепления мер, ориентированных на повышение инновационности российской экономики (запрет импорта устаревших или второстепенных технологий, стимулирование создания иностранными ТНК научных и исследовательских центров на территории страны и др.), предоставление гарантий стабильности условий бизнес-среды мелким и средним иностранным компаниям и др.;
— разработка результативной инвестиционной политики, направленной на «комплексную» защиту национальных интересов: поддержка национальных предприятий, создание недискриминационных условий хозяйствования для иностранных компаний с одновременным повышением доли страны в производственных и управленческих зве-
ньях их цепочек создания стоимости, соблюдение экономической безопасности;
— устранение процедурных и институциональных ограничений развития ОЭЗ, концепции ГЧП, в т. ч. концессионных соглашений, адаптация лучшей мировой практики в использовании этих инструментов для российской экономики, повышение роли ОЭЗ как центров притяжения экспортно ориентированных предприятий с иностранным участием;
— повышение роли наукоемких ПИИ в экономике: стимулирование ПИИ с помощью притока новых технологий по наиболее перспективным направлениям; выработка государственной программы модернизации промышленности с использованием ПИИ в высокие технологии; установление системы налоговых и иных льгот для отечественных и иностранных разработчиков в России; поддержка вузов, сохранивших научные школы, и др.;
— повышение конкурентоспособности российских компаний путем их включения в международные производственно-сбытовые цепочки (участие в капитале, развитие контрактных отношений), развития сборочных производств, расширения на этой основе возможностей для получения инновационных ПИИ;
— увеличение доли ПИИ в отраслях глубокой переработки продукции, наукоемких производств;
— устранение факторов, способствующих оттоку отечественного капитала за границу;
— оптимизация топливно-сырьевой специализации страны, в т. ч. путем инвестирования части экспортной выручки в зарубежные перерабатывающие предприятия и их последующий переход в российскую собственность;
— изменение региональной политики привлечения ПИИ за счет ориентации на использование ресурсного потенциала регионов с учетом развития инфраструктуры и институциональной среды, формирования комплексных программ инвестиционного развития регионов, стратегии конкуренции регионов за привлечение ПИИ, маркетинга регионов;
— привлечение ПИИ в стратегически важные отрасли под государственным контролем. Госдумой во втором чтении был утвержден законопроект об иностранных инвестициях, ограничивающих доступ нерезидентов в целый ряд отраслей российской экономики (42 отрасли). Согласно проекту закона иностранному инвестору необходимо согласовывать с правительством покупку 25 — 50 % акций компании из числа стратегических отраслей, а для крупных
месторождений нефти, газа, алмазов, урана, платиноидов, золота, меди — 5 — 10 % акций4.
Подводя итог, отметим, что изменение «качественных» характеристик потока иностранных инвестиций в Россию в рамках перечисленных приоритетов — тенденция долгосрочная, требующая консолидации усилий всех групп субъектов инвестиционного процесса. В настоящее время у российской экономики имеются очевидные конкурентные преимущества, привлекающие иностранных инвесторов , прогнозы ряда международных организаций и независимых экспертов свидетельствуют о довольно высокой инвестиционной привлекательности страны для иностранных компаний и в будущем. Вместе с тем сохраняющиеся проблемы в направлении привлечения и размещения иностранного капитала не позволяют России максимально использовать свои возможности для устойчивого развития экономики, в том числе инвестиционной сферы. Решение таких проблем, очевидно, должно выступать составной частью комплексной стратегии развития внешнеэкономических связей России, направленной на оптимальное позиционирование страны в системе мирохозяйственных связей.
Список литературы
1. Johnson G. H. Technology and economic interdependence. New York, 1976. P. 48.
2. Федеральная служба государственной статистики. URL:http:www.grs.ru.
3. World Development Report 2006. UNCTAD, 2007.
4. Кузнецов А. Структура российских прямых капиталовложений // МЭиМО. 2007. №4. С. 69 - 79.
5. World Development Report 2007. UNCTAD, 2008.
6. Навой А. Прямые инвестиции: непрямой путь в экономику // Вопросы экономики. 2007. № 7. С. 63 - 75.
7. Абрамов А., Радыгин А. Финансовый рынок России в условиях государственного капитализма // Вопросы экономики. 2007. № 6. С. 28 - 44.
8. Investment Policy Review of Russia 2006: Enhancing Policy Transparency. P. 16.
9. Райская Н, Френкель А., Чубаков Г. Инвестиционная активность регионов в России // Экономист. 2007. № 10. С. 50 - 56.
10. Рейтинг инвестиционной привлекательности российских регионов: 2005 - 2006 гг. Рейтинговое агентство Эксперт РА, 2006.
11. Борисова И., Замараев Б., Киюцевская А., Назарова А. Риски внешнего финансирования российской экономики // Вопросы экономики. 2008. № 2. С. 26 - 43.
4 По материалам сайта CIG Business Consulting.