Научная статья на тему 'Регулирование инвестиционных потоков в посткризисном экономическом пространстве'

Регулирование инвестиционных потоков в посткризисном экономическом пространстве Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
239
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНВЕСТИЦИЯ / РЕГУЛИРОВАНИЕ / ЭКОНОМИКА / ПОТОК / ФИНАНСЫ / КАПИТАЛ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ишханов А. В., Анисимова Э. В.

В статье делается попытка прогноза развития международных инвестиционных отношений, обосновывается создание новой наднациональной структуры Всемирной организации инвестиционного сотрудничества. Авторы приходят к заключению, что институциональное регулирование международных инвестиционных потоков повысит стабильность мировой финансовой системы в целом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Регулирование инвестиционных потоков в посткризисном экономическом пространстве»

28 (70) - 2011

Инвестиционная политика

УДК 339.9: 339.727.22/. 24

РЕГУЛИРОВАНИЕ ИНВЕСТИЦИОННыХ ПОТОКОВ В ПОСТКРИЗИСНОМ ЭКОНОМИЧЕСКОМ ПРОСТРАНСТВЕ

А. В. ИшХАНОВ,

доктор экономических наук, профессор кафедры мировой экономики E-mail: aviavi@mail. ru Э. В. АНИСИМОВА, аспирантка кафедры мировой экономики E-mail: elmase@mail. ru Кубанский государственный университет

В статье делается попытка прогноза развития международных инвестиционных отношений, обосновывается создание новой наднациональной структуры — Всемирной организации инвестиционного сотрудничества. Авторы приходят к заключению, что институциональное регулирование международных инвестиционных потоков повысит стабильность мировой финансовой системы в целом.

Ключевые слова: инвестиция, регулирование, экономика, поток, финансы, капитал.

События, произошедшие в мире за последние годы, дали мощный импульс процессам формирования новых основ глобальных финансовых отношений. Современный экономический кризис, который затронул практически весь мир, подтвердил взаимозависимость экономик всех стран и оказал негативное влияние на международное движение инвестиционных потоков.

Глобализация является необратимым процессом, ведущим к взаимозависимости стран, и эта взаимозависимость, несомненно, должна проявиться в преодолении кризисных явлений. Традиционная борьба с кризисом самостоятельно каждой страной с учетом ее национальных интересов только обостряет глобальные мировые проблемы. Одно

из главных мест здесь занимает межстрановое переплетение инвестиционных потоков. Более того, миграция инвестиционного капитала является важнейшей движущей силой глобальных процессов, которая оказывает существенное влияние на развитие стран и регионов.

Транснациональные корпорации (ТНК) и страны конкурируют между собой как в привлечении, так и размещении капитала. Субъекты, принимающие капитал, получают важнейший ресурс для своего современного развития. Субъекты, размещающие капитал, получают возможность экспансии на новые рынки, производства товаров с пониженной себестоимостью, доступа к дешевым сырьевым и трудовым ресурсам.

При первичном размещении денежных ресурсов и их капиталообмене важнейшее политическое значение имеет принадлежность капитала. Изменение принадлежности капитала является характерной особенностью современных экономических отношений. Это позволяет капиталу проникать в любую страну, минимизировать налогообложение, защищаться от преследования.

Особой формой состояния современного капитала является его транснациональность. Национальные капиталы различными путями превращаются в

транснациональные, однако происходят и обратные процессы. Здесь могут использоваться налоговые и финансовые убежища, противоречия в законодательстве отдельных стран, банковские схемы.

Основными носителями частного инвестиционного капитала являются ТНК, которые в современном мире играют важнейшую роль в его распределении.

Однако каждая ТНК управляет движением собственного капитала исключительно в личных интересах. В то же время практически все государства пытаются регулировать приток-отток иностранного капитала, чьи интересы, как правило, вступают в противоречие с интересами инвесторов. Так, большинство государств стремится ограничить приток в страну краткосрочного капитала.

Обычно в экономики развивающихся стран и стран догоняющего развития инвестиционный капитал стремится в периоды стабильности, а покидает во время кризисов, которые усугубляют последствия в неустойчивых экономиках.

Каждое государство имеет свои правила регулирования движения транснациональных капиталов, основанные на национальных интересах. Отсутствие единых международных правил осложняет финансовые отношения как между странами, так и между субъектами инвестиционных процессов.

В настоящее время значительное влияние на масштабы и направления инвестиционных векторов оказывает ряд факторов как управляемых, так и не управляемых человеком. Человеческие факторы на межнациональном уровне, как правило, принимают форму международных инвестиционных соглашений (МИС). Главной задачей таких соглашений являются координация и согласование на двусторонней и многосторонней основах национальных политик в отношении международных капиталов, т. е. выработка и закрепление унифицированных правил регулирования в инвестиционной сфере.

Кроме того, действует ряд международных конвенций: Конвенция об урегулировании инвестиционных споров между государствами и физическими или юридическими лицами других государств (1965 г.) и Конвенция об учреждении Многостороннего агентства по гарантиям инвестиций (1985 г.). В них зафиксированы определенные правила поведения самих компаний, осуществляющих международную инвестиционную деятельность [1].

Основным общемировым форумом для обсуждения вопросов наднационального регулирования

международных инвестиционных потоков (МИП) является Всемирная торговая организация (ВТО). В рамках ВТО проблематика МИП рассматривается главным образом в Совете по торговле услугами, в Комитете по инвестиционным мерам, в Рабочей группе по взаимосвязи между торговлей и инвестициями.

Значительная работа по изучению широкого круга проблем, связанных с регулированием МИП, традиционно ведется в специализированных организациях ООН, прежде всего в Конференции ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД) и Международной организации труда (МОТ). Так, в дополнение к ежегодно выпускаемому «Докладу о мировых инвестициях» (World Investment Report) c 1999 г. ЮНКТАД начал выпускать в свет серию публикаций, непосредственно посвященных проблематике международных инвестиционных соглашений (Series of Issues Papers on International Investment Agreements). В этих публикациях осуществляется развернутый анализ основных концепций МИС, проводится их классификация, освещаются тенденции и проблемы транснациональной инвестиционной деятельности.

Процесс заключения межправительственных инвестиционных соглашений постоянно трансформируется, в него включаются качественно новые элементы и положения. Так как темы переговорных процессов по отдельным МИС неодинаковы, их содержание достаточно трудно привести к какому-то единому знаменателю, что порождает ряд организационных проблем. Приведем основные из них.

1. В условиях развития глобализации МИС являются инструментом обеспечения эффективной базы защиты и регулирования МИП. Но так как МИП зачастую связаны с вопросами внутренних экономических политик, МИС нередко подвергаются тщательному рассмотрению на государственных уровнях, что приводит к острым межстрановым дискуссиям.

2. Нередко МИС содержат положения, ограничивающие национальный экономический суверенитет, свободу государств в выборе и проведении той или иной экономической политики. Отсутствие взаимоприемлемого баланса между правами и обязательствами стран-участниц в рамках соглашения обусловливает осложнения в достижении положительного исхода в процессе переговоров.

3. При обсуждении вопросов, касающихся либерализации национальных инвестиционных режимов достаточно сложно договориться о при-

нятии одномоментного решения в вопросе регулирования иностранных инвестиций и принятии участниками всеохватывающего соглашения, вследствие чего стороны вынуждены осуществлять поэтапный план отмены существующих ограничений на МИП, что увеличивает период внедрения МИС.

4. Чем больше стран включается в переговоры по МИС, тем сложнее и длительнее проходит процесс переговоров. Обычно на многосторонних переговорах затруднительно продвигать отдельные положения и добиваться согласия всех участников, особенно если эти положения достаточно радикальны.

5. Многие влиятельные страны при лоббировании своих интересов оказывают давление на международные организации, вследствие чего некоторые из них используют практику двойных стандартов в области регулирования МИП, что может привести к угрозе финансовой безопасности отдельных стран [5].

Эти проблемы тормозят инвестиционные процессы, препятствуют транснациональному движению капиталов, сдерживают развитие ряда стран и регионов. Мировая инвестиционная система разрознена и не имеет единого управления. Создание единой инвестиционной базы капиталов и базы инвестиционного спроса могло бы решить проблему оптимизации размещения свободных денежных средств в мировом масштабе с единым наднациональным центром регулирования и информационного обеспечения. Предварительным этапом создания такого центра должна стать разработка структурной модели мировой инвестиционной системы и исследование объемов и направлений движения международного инвестиционного капитала на современном этапе.

Экономический кризис 2008 г. значительно сократил инвестиционные обороты во всем мире. Но уже во втором полугодии 2009 г. глобальные инвестиционные потоки стали постепенно выходить на докризисный уровень. В первом полугодии 2010 г. наблюдалось восстановление уровней глобальных МИП. Это дало основания для некоторого оптимизма в отношении динамики инвестиционных потоков в краткосрочной перспективе и полного восстановления их уровня в последующий период. Общемировой поток инвестиций в 2010 г. превысил

2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012

Источник: составлен авторами по данным Конференции по торговле и развитию ООН [8].

Мировой объем прямых иностранных инвестиций в 2002—2010 гг. и прогноз на 2011—2012 гг., млрд долл. США

1,2 трлн долл. и, по прогнозу ЮНКТАД, возрастет в 2011 г. до 1,3—1,5 трлн долл., а в 2012 г. достигнет 1,6—2 трлн долл. (см. рисунок) [8]. Однако оценки будущих МИП сопряжены с рисками продолжения кризисных явлений и факторами неопределенности в развитии мировой экономики [2].

Мировой финансово-экономический кризис неодинаково сказался на объеме и направлении МИП по странам. Безусловным лидером по поступлению внешних инвестиций в 2009 г. является США — 129,88 млрд долл. Далее следуют Китай — 95 млрд долл. и Франция — 59,63 млрд долл. В динамике МИП в Южную, Восточную и Юго-Восточную Азию в 2008—2009 гг. наблюдается снижение ввоза инвестиций, обусловленное сокращением трансграничных слияний и поглощений, которое проявлялось главным образом в секторе услуг (—51 %). Так, объемы МИП в 2009 г. в Китае упали на 12,3 % по сравнению с 2008 г., в Таиланде — на 30,4 %, в Республике Корея — на 30,5 %, в Японии — на 51,1 %. Ужесточение условий на международных кредитных рынках и сокращение международной торговли стали причинами снижения уровня притока иностранного капитала в страны Юго-Западной Азии (табл. 1).

Среди прочих азиатских стран более всего пострадала Турция: приток иностранных инвестиций сократился в 2009 г. по сравнению с 2008 г. на 58,1 %, причем произошло это в основном за счет экспортоориентированных отраслей. Из стран Латинской Америки наиболее болезненно инвестиционный дефицит ощутила Бразилия,

Таблица 1

Текущие прямые иностранные инвестиции стран с крупнейшим потреблением инвестиционного капитала в 2005—2009 гг., млн долл. США

Страна 2005 г. 2006 г. 2007 г. 2008 г. 2009 г.

США 104 809,31 237 136 265 957 324 560 129 883

Китай 72 406 72 715 83 521 108 312 95 000

Франция 84 948,76 71 848,02 96 221,38 62 256,56 59 628,28

Китай, Гонконг 33 624,65 45 060,33 54 341,13 59 620,54 48 449,32

Великобритания 176 006,09 156 185,89 186 380,99 91 487,34 45 675,54

Россия 12 885,81 29 701,43 55 073,2 75 461,41 38 722,43

Германия 47 438,91 55 626,11 76 543,19 24 434,63 35 606,4

Саудовская Аравия 12 097 17 140 22 821,07 38 151,47 35 513,87

Индия 7 621,77 20 327,76 25 001,15 40 418,39 34 613,15

Бельгия 34 370,49 58 892,97 118 403,37 109 955,69 33 782,37

Италия 19 974,63 39 238,98 40 201,85 17 031,26 30 538,21

Люксембург 5 979,58 31 785,38 —29 148,85 9 288,34 27 272,94

Нидерланды 47 791,37 7 834,25 115 364,93 —7 621,49 26 948,93

Бразилия 15 066,29 18 822,21 34 584,9 45 058,16 25 948,58

Британские Виргинские острова —9 089,95 7 500,49 28 546,64 44 619,43 25 310

Ирландия —31 689,3 —5 542,31 24 707,17 —20 030,03 24 970,72

Австралия —24 245,69 31 042,87 45 476,83 46 721,97 22 571,54

Канада 25 691,56 59 761,45 108 414,49 55 269,72 18 657,16

Сингапур 15 459,63 29 055,59 35 777,52 10 911,75 16 808,82

Испания 25 020,18 30 802,38 64 264,41 73 293,42 15 030,38

Ангола 6 794,2 9 063,67 9 795,81 16 581,02 13 100,57

Каймановы острова 10 221,24 11 745,59 22 801,94 5 591,16 12 849,9

Чили 6 983,8 7 298,4 12 533,6 15 181,2 12 701,8

Казахстан 1 981,8 6 360,02 11 096,49 15 774,94 12 649,28

Мексика 22 351,48 19 946,34 27 440,19 23 682,51 12 522,26

Япония 2 775,41 —6 506,5 22 549,55 24 425,55 11 938,64

Польша 10 293,37 19 603,24 23 560,76 14 688,86 11 395

Швеция 9 913,1 27 261,43 27 157,04 33 703,58 10 851,33

Швейцария —951,19 31 209,56 51 681,31 5 085,36 9 695,08

Катар 2 500 3 500 4 700 4 107 8 722

Дания 12 884,47 2 678,76 11 804,29 2 717,07 7 800,04

Турция 10 010,17 20 222,59 22 022,97 18 148,14 7 610,73

Колумбия 10 251,97 6 656 9 048,75 10 583,16 7 201,19

Австрия 10 784,46 7 933,35 31 153,59 11 272,36 7 050,92

Египет 5 375,6 10 042,8 11 578,1 9494,6 6 711,6

Норвегия 5412,96 6 414,92 5 940,12 7 980,67 6 657,41

Румыния 6 482,86 11 366,87 9 921,47 13 908,52 6 329,16

Таиланд 8 066,55 9 516,98 11 355,03 8 543,85 5 948,98

Нигерия 4 978,26 13 956,49 6 086,73 6 814,4 5 850,73

Республика Корея 7 055,4 4 881,19 2 628,43 8 408,9 5 843,6

Кипр 1 169,55 1 833,91 2 226,06 4 015,23 5 796,66

Источник: составлен авторами по статистическим данным Организация Объединенных Наций [9].

где поступление капитала в 2009 г. снизилось до 42,4 % от уровня предыдущего года. Однако и при этом страна оставалась крупнейшим получателем иностранных инвестиций.

Среди европейских стран снижение инвестиционных потоков затронуло такие страны, как Испания (приток иностранных инвестиций сократился в 2009 г. по сравнению с 2008 г. на 79,5 %), Бельгия (на 69,28 %), Швеция (на 67,81 %), Великобритания (на

50,07 %). Это вызвано тем, что трансграничные слияния и поглощения сократились в развитых странах на две трети, причем сделки в секторе обрабатывающей промышленности сократились примерно на 80 %. Напротив, в Германии было зафиксировано увеличение объема инвестиционных потоков на 45,72 %, что объясняется значительным ростом внутрифирменных кредитов зарубежных отделений, дочерних и аффилированных компаний.

Особо следует отметить страны, являющиеся зонами экономического благоприятствования, привлекающие иностранный капитал путем предоставления специальных налоговых и других льгот. На эти страны в 2009 г. приходилось около одной четверти совокупного объема прямых иностранных инвестиций, однако в результате ужесточения международных правил регулирования движения капитала ввоз инвестиций в них постепенно сократился [2].

Неплохо выглядят показатели инвестиционных поступлений в российскую экономику (табл. 2). Так, в кризисные 2008 и 2009 гг. снижение инвестиционных поступлений к предыдущему году составило всего 14 и 20 % соответственно, а в 2010 г. объем внешних поступлений в экономику России достиг почти докризисного уровня (114,7 млрд долл.), что на 40 % больше, чем в 2009 г.

Динамика поступлений зарубежных инвестиций из разных стран в Россию достаточно неравномерна, существенные колебания происходят от года к году. Так, в 2010 г., по данным Росстата, по объему текущих инвестиций в Россию на первом месте оказалась Великобритания, направив в экономику России 40,77 млрд долл. Для сравнения, в 2009 г. этот показатель составлял 6,421 млрд долл. Германия и Нидерланды занимают второе и третье место, на их долю в 2010 г. приходятся соответственно 9,3 и 9,1 % всех накопленных инвестиций в стране. В первой десятке крупнейших инвесторов находятся Кипр (7,8 %), Китай (6,7 %), Люксембург (4,7 %), Франция (3,2 %), Виргинские острова (2,1 %), Япония (0,1 %) и Швейцария [10].

Предпочтением таких инвесторов, как Германия и Великобритания, являются товарно-сырьевые рынки и в первую очередь рынки нефти и драгоценных металлов, которые с позиции немецкого и английского бизнеса наиболее прибыльные и на-

именее рискованные. Люксембург, Кипр, Британские Виргинские острова сами по себе не являются экспортерами капитала. Как оффшорные центры они в основном осуществляют реинвестирование российского капитала под видом иностранных инвестиций.

Дополнительными факторами, подталкивающими инвесторов к поиску новых направлений для капиталовложений, стало повышение уровня государственного участия и налогообложения в нефтегазовой отрасли, с которой и связано большинство иностранных инвестиций [3]. Иностранный бизнес привлекают в России прежде всего емкий рынок сбыта, потенциальные запасы природных ресурсов, удобное географическое положение, значительный научно-технический потенциал. Однако существуют и сдерживающие факторы. Это недостаточная защита прав собственности, слабая судебная система, коррупция, нестабильность и сложность налогового законодательства.

Каждая страна имеет свои специфические факторы, сдерживающие инвестиционные потоки. В то же время существуют и глобальные факторы, которые создают проблемы в области международного инвестиционного сотрудничества во всем мире. В первую очередь это несогласованность национальных законодательств в сфере инвестиционных процессов, которая неизбежно порождает проблемы и споры между экономическими субъектами мирового рынка и между государствами. Сопротивление межстрановым инвестиционным потокам оказывают также несовпадение национальных интересов, отсутствие общемировой скоординированной программы инвестиционного сотрудничества, доминирование промышленно развитых стран практически во всех институтах -субъектах международного регулирования МИП.

Таблица 2

Поступления иностранных инвестиций в Россию из основных стран-инвесторов, млн долл. США

Страна 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010

Люксембург 8 431 13 841 5 908 11 516 7 073 11 723 5 374

Нидерланды 5 107 8 898 6 595 18 751 14 542 11 640 10 696

Китай 144 127 367 302 402 9 757 7 631

Кипр 5 473 5 115 9 851 20 654 19 857 8 286 9 003

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Германия 1 733 3 010 5 002 5 055 10 715 7 366 10 435

Великобритания 6 988 8 588 7 022 26 328 14 940 6 421 40 770

Швейцария 1 558 2 041 2 047 5 340 3 062 3 586 —

Япония 153 165 695 484 864 3 020 1 109

Франция 2 332 1 428 3 039 6 696 6 157 2 491 3 702

Британские Виргинские острова 805 1 211 2 054 2 140 3 529 1 792 2 383

Другие страны 7 785 9 254 12 529 23 675 22 628 15 845 209

Всего... 40 509 53 651 55109 120 941 103 769 81927 114 746

Источник: составлен авторами по данным Федеральной службы государственной статистики [10].

Возникает потребность консолидации усилий международного сообщества по вопросам гармонизации инвестиционного законодательства и выработке единых принципов и правил осуществления международного инвестирования. Становится очевидной проблема наднационального регулирования инвестиционных потоков, которая могла бы быть решена путем создания соответствующего международного института.

Международное регулирование МИП должно способствовать созданию благоприятных условий осуществления международного инвестиционного сотрудничества с экономической и правовой точек зрения. Фактически это означает создание унифицированных правил взаимодействия в инвестиционных процессах всех заинтересованных субъектов, а также единой информационной системы, представляющей собой глобальную базу свободных капиталов и инвестиционных проектов.

Такая организация (Всемирная организация инвестиционного сотрудничества (World Organization of Investment Cooperation — WOIC) в соответствии с реалиями современного мира должна выполнять следующие основные функции.

1. Разработка унифицированных международных правил и норм. Создание единых международных правил и норм, учитывая интересы всех стран-участниц, будет способствовать развитию транснациональных инвестиционных отношений. Управление WOIC должно строиться на равноправном членстве всех государств, в том числе развивающихся, процесс разработки международных правил должен быть прозрачным, с привлечением всех заинтересованных сторон. После принятия правовых актов WOIC национальные законодательства, связанные с международными инвестиционными отношениями, необходимо отрегулировать с учетом международных норм, принятых в WOIC. Унифицированные нормы позволят сократить расходы на поиск и подготовку инвестиционных сделок, оптимизировать налогообложение, снизить прочие организационные затраты.

2. Обеспечение, поддержка и актуализация информационной базы. Обычно субъекты инвестиционных процессов действуют в условиях недостатка информации, и как результат - процесс принятия решений об инвестировании подвержен различного рода влияниям и субъективизму. Поэтому при равных общеэкономических условиях (которые невозможно быстро изменить никакими мерами экономической политики) более привлекательными для инвестора оказываются страны, о которых

они имеют больше информации. Недостаток информации увеличивает степень неопределенности в принятии решения и воспринимается как отрицательная информация. В этой связи чрезвычайно важно обеспечить потенциальных инвесторов развернутой, достоверной и оперативно обновляемой информационной базой, которая будет способствовать более эффективному размещению инвестиций.

3. Урегулирование споров. Обеспечение надежности и предсказуемости функционирования механизма многостороннего регулирования инвестиционных отношений должно стать основной задачей WOIC в области разрешения споров в инвестиционной сфере. Споры должны разрешаться путем переговоров с участием представителей этой организации, а если это не принесет результата, то в арбитражном суде WOIC, решение которого является обязательным для всех сторон конфликта. Наличие собственного арбитража будет способствовать защите субъектов инвестиционных процессов и усилит значимость WOIC как международной организации, что также повлечет стимулирование процесса расширения и сбалансированного обмена международными инвестициями.

4. Стимулирование международной конкуренции за размещение и привлечение инвестиционного капитала. Известно, что многие компании более склонны к капиталовложениям в соседние близлежащие страны. Специфика территориальных предпочтений компаний-инвесторов различной национальной принадлежности проявляется практически в каждой стране, в том числе в ведущих экономических державах. Эффект соседства проявляется не только в экспорте, но и в импорте капитала. Это означает, что инвестиционная привлекательность территории может быть связана с ее популярностью у инвесторов из одной-двух стран [6].

Эффекту соседства для инвестиционных потоков могут быть даны следующие объяснения [6]:

- информированность потенциальных инвесторов об условиях ведения бизнеса в соседних странах. Этот фактор часто сочетается с отсутствием языковых барьеров, сходной правовой средой и т. д. Географическое соседство способствует развитию самых разнообразных внешнеэкономических связей, при которых взаимное инвестирование является логическим продолжением всестороннего трансграничного сотрудничества;

- экономия на трансакционных издержках. В наибольшей степени такая экономия важна при развитии трансграничной производственной

кооперации с долевым участием (что чаще всего наблюдается в Западной Европе и Северной Америке) либо переносе производства для снижения трудовых издержек с последующим реэкспортом (примерами служат Японские инвестиционные потоки в Восточной и Юго-Восточной Азии, американские - в Мексике, германские — в Центральной и Восточной Европе и т. д.);

- региональные и территориальные союзы. Дополнительным стимулом для интенсификации иностранных инвестиций служит развитие региональных интеграционных группировок, когда смежные страны снижают барьеры во взаимных экономических отношениях. Это прежде всего внутри Североамериканской зоны свободной торговли (НАФТА) и Евросоюза (Еврозона и Шен-генская зона), в меньшей степени в рамках общего рынка стран Южной Америки (МЕРКОСУР) и СНГ (ЕврАзЭС и единое экономическое пространство);

- сходство характеристик спроса в соседних странах. С одной стороны, это может являться ограничителем иностранных инвестиций - для освоения территориально близких рынков (для которых нет необходимости модернизировать продукцию) повышается значение обычной внешней торговли вместо создания дополнительного производства в новой стране. Однако, с другой стороны, сходство характеристик спроса в соседних странах означает возможность быстрой экспансии на такие рынки через инвестиции вслед за закреплением на внутреннем рынке (или параллельно с ним).

Из этого следует, что инвестор обычно принимает решение в условиях ограниченной информации, совершая менее рискованную на его взгляд сделку. Располагая практически полной информационной базой мирового инвестиционного капитала, WOIC сможет позволить как инвесторам, так и потребителям инвестиций значительно расширить границы своего выбора, а пространственная структура международных капиталовложений будет неизбежно подвергнута существенному пересмотру.

Помимо структурных трансформаций в распределении инвестиционных потоков в мировом экономическом пространстве в результате деятельности WOIC ожидается также и увеличение совокупного инвестиционного потенциала. Специалисты института мировой экономики и международных отношений Российской академии наук (ИМЭМО РАН) в монографии [7] представили

прогноз развития мирового хозяйства на ближайшие 15 лет.

По их мнению, ожидается усиление стимулирующего влияния глобализации на предложение капитала. В результате расширения мирохозяйственных связей возрастет общий инвестиционный капитал (частный, государственный, средства международных организаций), которым располагает мировая экономика. Быстрое развитие мировой экономики в 2010-2020 гг. вызовет высокий спрос на инвестиционные ресурсы, и ежегодный объем иностранных инвестиций в последующие 15 лет вырастет в 3-4 раза [7].

Предполагается, что к 2020 г. возможны создание общего инвестиционного потенциала мировой экономики и ускорение оборота капитала. При этом в отличие от XX в. обеспеченность мировой экономики инвестиционными ресурсами будет достаточной. В инвестиционной сфере в прогнозируемый период произойдет усиление тенденции к образованию избыточных капиталов, прежде всего в развитой части мира.

Одним из следствий указанных процессов может явиться конкуренция за размещение капитала, которая будет сопровождаться соперничеством между самими инвесторами за реализацию его излишков [7]. Происходящие процессы в инвестиционной сфере должны быть гармонизованы в результате деятельности WOIC, которая должна стать всемирным регулятором международных инвестиционных отношений.

Подводя итоги, можно сделать следующие выводы:

- в настоящее время сложившаяся система международных инвестиционных отношений требует кардинальных изменений. Такими изменениями может стать создание World Organization of Investment Cooperation (WOIC);

- в рамках WOIC должны быть созданы международная унифицированная правовая система, а также две информационные базы: инвестиционного капитала и инвестиционных проектов с организацией института их перманентной актуализации;

- для создания и поддержки цивилизованного уровня инвестиционных отношений необходима не только разработка единых наднациональных правил, но и организация арбитражного института. Такие правила должны защитить потребителя инвестиций от преждевременного вывода инвестиционного капитала;

- действие WOIC как наднационального инвестиционного института должно повлечь усиление

конкурентных отношений на международном ин- 5. вестиционном рынке (как между инвесторами, так и между потребителями инвестиций) и привести к положительным структурным трансформациям 6. в перераспределении мирового инвестиционного капитала.

Список литературы

8.

1. Богуславский М. М. Иностранные инвестиции: правовое регулирование. М.: Бек, 1996.

2. Доклад о мировых инвестициях 2010: обзор. 9. ЮНКТАД. Нью-Йорк, Женева, 2010.

3. Иностранные инвестиции в РФ в I полугодии сократились на 5,5 %. URL: http://www. rosbalt. 10. ru/2010/08/19/763727.html.

4. Ишханов А. В. Налоги и капитал: прогноз тенденций мирового налогообложения // Финан- 11. сы и кредит. 2004. № 23.

Ишханов А. В., Долгов А. П. Проблемы и пути реформирования международных финансовых институтов // Финансы и кредит. 2009. № 13. Кузнецов А. Прямые иностранные инвестиции: эффект соседства // Мировая экономика и международные отношения. 2008. № 9. Мировая экономика: прогноз до 2020 года / под ред. акад. А. А. Дынкина. М.: Магистр, 2007. Организация Объединенных Наций. Конференция по торговле и развитию. URL: http:// unctad. org/en/subsites/dite. Организация Объединенных Наций. Краткий обзор статистики. URL: http://unctadstat. unctad. org/TableViewer/dimView. aspx. Танас О. Инвестиции не возвращаются. URL: http://www. gazeta. ru/financial/2010/08/19/340 8977.shtml.

Федеральная служба государственной статистики. URL: http://www. gks. ru/wps/wcm/ connect/rosstat/rosstatsite/main/.

7х"

47

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.