Научная статья на тему 'Наднациональное регулирование международных инвестиционных потоков'

Наднациональное регулирование международных инвестиционных потоков Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
381
75
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНВЕСТИЦИИ / НАДНАЦИОНАЛЬНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / ПОТОК / ОТНОШЕНИЕ / МЕЖДУНАРОДНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ишханов А. В., Анисимова Э. В.

Современные международные инвестиционные отношения являются сложной системой экономических и юридических взаимодействий, направленных на извлечение прибыли. Для повышения эффективности международных инвестиционных проектов и снижения их рисков необходимо создание наднационального инвестиционного института, обоснованию создания которого и посвящена статья.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Наднациональное регулирование международных инвестиционных потоков»

12 (102) - 2012

Инвестиционная политика

УДК 339.97: 339.732.2

НАДНАЦИОНАЛЬНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ МЕЖДУНАРОДНЫХ ИНВЕСТИЦИОННЫХ ПОТОКОВ

А. В. ИШХАНОВ,

доктор экономических наук, профессор кафедры мировой экономики E-mail: aviavi@mail. ru

Э. В. АНИСИМОВА,

аспирант кафедры мировой экономики E-mail: elmase@mail. ru Кубанский государственный университет

Современные международные инвестиционные отношения являются сложной системой экономических и юридических взаимодействий, направленных на извлечение прибыли. Для повышения эффективности международных инвестиционных проектов и снижения их рисков необходимо создание наднационального инвестиционного института, обоснованию создания которого и посвящена статья.

Ключевые слова: инвестиции, наднациональное регулирование, поток, отношение, международная организация.

Мирохозяйственная система последнего десятилетия характеризовалась тенденцией опережающего роста инвестиционных потоков по сравнению с уровнем международной торговли. Инвесторы прочно заняли центральное место в процессе интернационализации глобальной экономики, стали основным источником укрепления хозяйственной взаимозависимости между отдельными государствами [3]. Однако современный финансово-экономический кризис привел к дефициту ликвидности, обусловившему реструктуризацию международных инвестиционных потоков, прежде всего за счет экономик развивающихся стран, что в конечном итоге

спровоцировало отток инвестиционного капитала. Решение о выводе инвестиционного капитала, как правило, принимает инвестор, а финансируемые экономики при этом несут существенные потери. Возникает проблема защиты развивающихся экономик от несвоевременного отзыва инвестиционного капитала. В результате назрела необходимость в международном институте, конвенционно регулирующем международные инвестиционные отношения. Этот институт может стать аккумулятором информации по свободным капиталам, планируемым проектам, инвестиционному климату территорий, финансовой репутации сторон. Создание единой инвестиционной базы капиталов и инвестиционного спроса может решить проблему оптимизации размещения свободных денежных средств в мировом масштабе с единым наднациональным центром регулирования и информационного обеспечении [1].

Предварительным этапом создания Всемирной организации инвестиционного сотрудничества (ВОИС) - World Organization of Investment Cooperation (WOIC) должна стать разработка конвенции, которая легла бы в основу новых международных инвестиционных отношений, базирующихся на принципе равноправия.

Целью конвенции должна стать либерализация международных инвестиционных отношений и придание им устойчивой основы на базе использования унифицированных правил и норм, и, как следствие, обеспечение экономического роста развивающихся стран и стран догоняющего развития.

Для разработки основных положений конвенции необходимо определить ее основные принципы, которые впоследствии могут быть перенесены в соглашения и правовые документы, образующие в совокупности многостороннюю инвестиционную систему и характеризующие функционирование WOIC в целом:

- принцип недискриминации в области международного обмена инвестициями, в соответствии с которым ни одна страна-участница не может быть поставлена в худшие условия относительно других стран;

- принцип справедливости, который предполагает обмен инвестициями в рамках равноправной и открытой инвестиционной системы, основанной на унифицированных правилах и нормах;

- принцип интегрируемости, означающий внедрение развивающихся и наименее развитых стран, а также стран с переходной экономикой в многостороннюю инвестиционную систему;

- принцип транспарентности должен обеспечить максимально возможный уровень прозрачности;

- принцип предоставления льгот и дополнительной защиты развивающимся странам, предоставление им необходимого времени для адаптации к перманентно меняющимся

WOIC

I

X

Основные функции

Вспомогательные функции

Актуализация многосторонней конвенции по международным инвестициям.

Разработка унифицированных международных правил и норм. Обеспечение процедуры урегулирования споров. Соблюдение транспарентности разработки и реформирования унифицированных международных правил и норм

Рис. 1. Функциональная структура WOIC

условиям мирового рынка и использования в отношении этих стран более гибких подходов и особых привилегий;

принцип предоставления странам-партнерам режима наибольшего инвестиционного благоприятствования, предоставляемого исключительно в отношении условий размещения инвестиций.

Все страны-участницы, принявшие конвенцию, будут находиться в равных условиях, пользоваться дополнительной защитой от недобросовестной конкуренции в области международного инвестирования.

Для реализации и эффективного функционирования конвенции необходим институт, реализующий не только основные положения конвенции, но и предполагаемые функции, представленные в следующей функциональной структуре WOIC (рис. 1).

Рассмотрим перечисленные функции, осуществляемые WOIC в процессе регулирования международных инвестиционных отношений, более подробно.

Актуализация многосторонней конвенции по международным инвестициям. Этот документ должен стать правовой базой WOIC и предоставить государствам, принявшим конвенцию и ставшими членами WOIC, стабильную и понятную правовую основу для осуществления обмена инвестиционными капиталами между субъектами мирового экономического пространства. Данная конвенция должна выполнять функцию многостороннего инвестиционного договора для стран-участниц, заменяя собой систему из 6 100 двусторонних договоренностей [4], предоставляя неоспоримые преимущества присоединившимся странам, открывая перед ними возможности инвестиционного регулирования, связанные с развитием сферы обмена капиталами, одновременно минимизирующие материальные расходы по созданию

Х

Арбитраж

Поддержка информационной базы в актуальном состоянии.

Стимулирование международной конкуренции за размещение и привлечение инвестиционного капитала.

Квалифицированная юридическая поддержка. Предоставление дополнительных возможностей малому предпринимательству. Создание системы мировых инвестиционных рейтингов.

Функционирование в качестве института инвестиционных переговоров

Инвестиционная политика

12 (102) - 2012

и поддержанию сложной системы международных соглашений. Однако для выполнения указанных условий конвенция должна отражать реалии непрерывно меняющихся мирохозяйственных отношений и соответствовать современным экономическим тенденциям.

Разработка унифицированных международных правил и норм. Несогласованность национальных законодательств в сфере инвестиционных процессов неизбежно порождает проблемы и споры между экономическими субъектами мирового рынка и между государствами. Создание единых международных правил и норм с учетом интересов всех стран-участниц конвенции ускорит и гармонизирует развитие международных инвестиционных отношений. Процесс разработки международных правил должен быть прозрачным, с привлечением всех заинтересованных сторон. Унифицированные нормы позволят сократить расходы и время на подготовку и оформление инвестиционных сделок, снизить прочие организационные и операционные затраты.

Обеспечение процедуры урегулирования споров. Система урегулирования споров должна стать гарантом обеспечения надежности и предсказуемости функционирования механизма многостороннего регулирования инвестиционных отношений. Страны -участницы WOIC не должны применять самостоятельно каких-либо действий в случае нарушения правил международного инвестирования, а искать разрешение возникших проблем в ходе переговоров с участием представителей WOIC. Если стороны не пришли к взаимному согласию, конфликт должен разрешаться в собственном арбитражном суде WOIC, решение которого должно стать обязательным для всех участников возникшего конфликта. Наличие арбитража, способствующего защите субъектов инвестиционных процессов, усилит значимость WOIC как международной организации и привлечет в ее ряды новых участников международного инвестиционного обмена.

Соблюдение транспарентности разработки и реформирования унифицированных международных правил и норм. Создание предсказуемых условий в области обмена международными инвестициями предполагает прозрачность и доступность национальных законов, нормативных актов и инвестиционной практики участников WOIC. Конвенция WOIC должна содержать положения, предусматривающие транспарентность законодательных и нормативных баз, т. е. обязательность

раскрытия соответствующей информации как на национальном уровне, например, в официальных изданиях, так и на международном уровне путем представления соответствующих нотификаций WOIC. Обзор должен осуществляться регулярно согласно установленным срокам.

Поддержка информационной базы в актуальном состоянии. В настоящее время процесс принятия решений об инвестировании подвержен различного рода привходящим влияниям и субъективизму. Поэтому при равных общеэкономических условиях (которые невозможно изменить в одночасье никакими мерами экономической политики) более привлекательными для инвесторов оказываются страны, о которых они имеют больше информации. Нехватка проверенной информации увеличивает степень неопределенности в принятии решений, а субъект инвестирования воспринимается инвестором как рискованный и нежелательный. В этой связи чрезвычайно важно обеспечить потенциальных инвесторов развернутой достоверной и оперативно обновляемой информационной базой, которая будет способствовать более эффективному размещению инвестиций.

Стимулирование международной конкуренции за размещение и привлечение инвестиционного капитала. Многие компании склонны к капиталовложениям в соседние страны. Это означает, что инвестиционная привлекательность территории может быть связана с ее популярностью у инвесторов из одной-двух стран [2]. Отсюда следует, что инвестор обычно принимает решение в условиях ограниченной информации, совершая менее рискованную на его взгляд сделку. Располагая практически полной информационной базой мирового инвестиционного капитала, WOIC сможет позволить как инвесторам, так и потребителям инвестиций значительно расширить границы своего выбора, что неизбежно вызовет конкурентную борьбу за инвестиционный капитал либо объект инвестирования, а сложившаяся структура международных капиталовложений будет неизбежно подвергнута существенной трансформации.

Квалифицированная юридическая поддержка. У инвесторов обычно отсутствует представление о возможностях и условиях ведения бизнеса по регионам инвестирования, поэтому вопросы информационной и юридической поддержки стоят достаточно остро. Наличие квалифицированного консультанта, обладающего перманентно обновляемой информа-

цией, будет способствовать рациональному отбору зарубежных инвестиционных проектов и реализации их в выбранной юрисдикции, что, несомненно, вызовет рост транснациональных инвестиционных потоков.

Предоставление дополнительных возможностей малому предпринимательству. Основными носителями частного инвестиционного капитала являются транснациональные компании (корпорации, ТНК), которые в современном мире играют важнейшую роль в его распределении. Каждая ТНК управляет движением собственного капитала в мировом экономическом пространстве, используя в основном свои собственные финансовые средства, в то время как малые предпринимательские структуры не всегда располагают необходимым капиталом для интегрирования своего бизнеса в другие страны. При решении указанных вопросов WOIC необходимо внести данные объекты инвестирования в общую информационную базу и оказывать помощь в поиске потенциальных инвесторов и разработке инвестиционных проектов, а также, при необходимости, в подготовке специалистов в области зарубежного инвестирования.

Создание системы мировых инвестиционных рейтингов. Оценка инвестиционной привлекательности территории является важнейшим аспектом принятия любых инвестиционных решений, которые основываются на многовариантной многокритериальной оценке целого ряда факторов и тенденций, действующих зачастую разнонаправленно. Существует ряд недостатков в оценке инвестиционной привлекательности: ограниченность набора показателей, различные трактовки понятия «инвестиционный климат», эпизодичность составления инвестиционных рейтингов, недостаточная полнота исследования. В настоящее время созрела необходимость разработки более полной универсальной самонастраивающейся системы инвестиционных рейтингов, учитывающей широкий диапазон факторов, влияющих на инвестиционную привлекательность регионов и территорий.

Функционирование в качестве института инвестиционных переговоров. Осложнения при ведении международных переговоров обусловлены культурными различиями субъектов инвестиционного сотрудничества. В последнее время стала прослеживаться тенденция своеобразной интернационализации переговорного процесса с участием международных посредников. Создание

благоприятных условий для ведения инвестиционных переговоров является одной из функций WOIC, которая включает:

- подключение, в случае необходимости, специалистов из нейтральных регионов;

- подготовку справочной и технической документации;

- прогнозирование возможных вариантов исхода переговоров;

- формирование основных позиций и разработку рекомендаций, направленных на оптимизацию переговорных процессов.

Под институциональной структурой WOIC понимается совокупность функциональных и организационных сторон деятельности данной организации, затрагивающих ключевые моменты взаимодействия государств, национальных инвестиционных центров, банков и кредитных учреждений, отдельных инвесторов и потребителей инвестиций. Для эффективного функционирования WOIC и решения стоящих перед ней задач необходимо создание организационной структуры, объединяющей все ее подразделения в единый механизм, что возможно только с учетом основополагающих рассмотренных функций.

Высшим органом WOIC должен стать саммит, в который каждое из государств - членов WOIC делегирует одного представителя. Вступление в эту организацию не требует предварительной договоренности со странами - участницами WOIC, главным условием является принятие и ратификация страной конвенции. В полномочие саммита может входить решение ключевых задач деятельности WOIC, анализ итогов отчетных периодов, решение проблем в области международного регулирования инвестиционных процессов и прочие вопросы организационного характера. По мере расширения WOIC в рамках саммита могут проводиться специализированные конференции, ориентировочными направлениями которых могут быть:

- обзор событий в сфере международного инвестиционного сотрудничества;

- представление и обсуждение важных политических и экономических новостей, неразрывно связанных с инвестиционными отношениями;

- анализ итогов отчетного периода;

- обсуждение и решение глобальных проблем в области инвестиционного регулирования;

- обсуждение и подписание новых нормативных актов;

Инвестиционная политика

12 (102) - 2012

представление генерального инвестиционного

доклада.

Главой саммита является генеральный управляющий, в ведении которого находятся контроль за реализацией решений и принятых инициатив, а также депозитарные функции документов WOIC. В его обязанности входит подготовка отчетных докладов на конференции.

Цель отчетных докладов состоит в представлении общей картины инвестиционного сотрудничества всех стран - членов WOIC. Доклад составляется на основе официальной информации, собираемой и оцениваемой в соответствии с установленными процедурами. На основе обсуждений отчетных инвестиционных докладов на конференциях готовятся заключения, содержащие основные приоритеты и планы мероприятий по инвестиционному сотрудничеству, которые должны быть реализованы в последующий период. Повседневная работа WOIC выполняется специализированными комитетами, во главе которых стоит генеральный комитет, подчиняющийся саммиту (рис. 2).

Генеральный коми -тет. Основная функция комитета состоит в общем руководстве WOIC и подготовке отчетных докладов к конференциям. Комитет содействует профессиональной подготовке и переподготовке специалистов стран - участниц WOIC в области инвестирования, тем самым помогает решать кадровые вопросы в сфере международной инвестиционной деятельности.

Комитет по разработке и усовершенствованию международных правовых инвестиционных актов. Конвенция, составляющая правовую базу WOIC, должна быть направлена на координацию инвестиционной деятельности путем создания положений, которые защитили бы участников инвес-

тиционных процессов от постоянных изменений в национальных законодательствах. В обязанности комитета входит перманентная актуализация правовых актов конвенции, а также выработка новых комментариев и разъяснений к отдельным ее положениям.

Комитет доарбитражного рассмотрения и урегулирования инвестиционных споров. Этот комитет представляет собой орган, целью которого является достижение благоприятных исходов в возникающих проблемных ситуациях между отдельными участниками инвестиционных процессов, а также странами, входящими в организацию WOIC. Доарбитражное урегулирование споров имеет большое значение для стабильного развития международных инвестиционных отношений.

Комитет по информационному обеспечению. Специалисты этого подразделения управляют базами данных об инвестиционных потребностях и инвестиционных ресурсах, концентрируют информацию об инвестиционных условиях стран и

Саммит WOIC

I

Генеральный комитет

Комитет по разработке и усовершенствованию международных правовых инвестиционных актов

Комитет доарбитражного рассмотрения и урегулирования инвестиционных споров

Комитет по информационному обеспечению

Комитет по исследованию инвестиционного климата

Комитет по исследованию проблем в области инвестиционной

деятельности

Комитет по организации и проведению международных инвестиционных интернет-торгов и интернет-аукционов на сайте

WOIC

Арбитраж

Рис. 2. Организационная структура WOIC

7х"

15

территорий и добропорядочности отдельных участников, а также организуют информационно-аналитическое обеспечение всех смежных подразделений и оказывают консультации по информационным вопросам.

Комитет по исследованию инвестиционного климата занимается анализом инвестиционного климата различных территорий и регионов. Инвестиционный климат формируется под воздействием многих факторов, исследуя которые, для каждой страны определяются уровень инвестиционной благоприятности, степень политических и экономических рисков и т. д. В функциональные обязанности комитета входит также разработка рекомендаций по улучшению инвестиционного климата.

Комитет по исследованию проблем в области инвестиционной деятельности аккумулирует информацию обо всех возникающих проблемах, чрезвычайных ситуациях, кризисных явлениях. Специалисты комитета формируют доклады об исследованиях причин инвестиционных проблем и опыте их преодоления, которые представляются на саммитах WOIC.

Комитет по организации и проведению международных инвестиционных интернет-торгов и интернет-аукционов на сайте WOIC организует и объявляет на своем сайте в сети Интернет конкурсы на объекты инвестирования, по результатам которых заключаются инвестиционные контракты. Проведение международных торгов и аукционов позволит инвесторам экономить время на поиски объектов инвестирования и размещать свои капиталы на более выгодных условиях. Потребители инвестиций получат расширенный поиск выбора партнеров на приемлемых условиях.

Арбитраж. Особое значение в предлагаемой организационной структуре имеет подразделение, занимающееся вопросами разрешения непримиримых претензий контрагентов друг к другу. Воз-

можность арбитражного разрешения споров должна являться необходимым условием эффективного функционирования WOIC. Главной задачей урегулирования споров должно стать обеспечение надежности и предсказуемости функционирования механизма многостороннего регулирования инвестиционных отношений. Это повысит степень доверия к WOIC, что будет способствовать процессу расширения и сбалансированного обмена международными инвестициями.

На современном этапе сфера инвестиционного сотрудничества требует стабильности и предсказуемости. Необходимое экономическое оздоровление и активизация международного инвестиционного процесса могут быть реализованы через международную инвестиционную конвенцию с отлаженной организационной системой. На основании этого можно определить, что международная организация WOIC, деятельность которой подчинена реализации и исполнению положений конвенции, устанавливающей унифицированные нормы и правила для осуществления инвестиционных процессов между странами, будет содействовать глобальному сотрудничеству в инвестиционной сфере.

Список литературы

1. Ишханов А. В., Долгов А. П. Проблемы и пути реформирования международных финансовых институтов // Финансы и кредит. 2009. № 13.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Кузнецов А. Прямые иностранные инвестиции: «эффект соседства» // Мировая экономика и международные отношения. 2008. № 9.

3. Поскребышева Н. А. Основные тенденции инвестиционной деятельности современных транснациональных корпораций // Финансы и кредит. 2010. № 39.

4. World Investment Report 2011: Non-Equity Modes of International Production and Development. UNCTAD. N. Y. , Geneva, 2011.

ВНИМАНИЮ КРЕДИТНЫХИ СТРАХОВЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ !

Предлагаемпубликацию годовой и квартальной отчетности.

Стоимость однойпубликации — 8 000рублей (НДСнеоблагается) задве журнальные страницы формата А4.

Тел./факс:(495) 721-85-75 [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.