12 (102) - 2012
Инвестиционная политика
УДК 339.97: 339.732.2
НАДНАЦИОНАЛЬНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ МЕЖДУНАРОДНЫХ ИНВЕСТИЦИОННЫХ ПОТОКОВ
А. В. ИШХАНОВ,
доктор экономических наук, профессор кафедры мировой экономики E-mail: aviavi@mail. ru
Э. В. АНИСИМОВА,
аспирант кафедры мировой экономики E-mail: elmase@mail. ru Кубанский государственный университет
Современные международные инвестиционные отношения являются сложной системой экономических и юридических взаимодействий, направленных на извлечение прибыли. Для повышения эффективности международных инвестиционных проектов и снижения их рисков необходимо создание наднационального инвестиционного института, обоснованию создания которого и посвящена статья.
Ключевые слова: инвестиции, наднациональное регулирование, поток, отношение, международная организация.
Мирохозяйственная система последнего десятилетия характеризовалась тенденцией опережающего роста инвестиционных потоков по сравнению с уровнем международной торговли. Инвесторы прочно заняли центральное место в процессе интернационализации глобальной экономики, стали основным источником укрепления хозяйственной взаимозависимости между отдельными государствами [3]. Однако современный финансово-экономический кризис привел к дефициту ликвидности, обусловившему реструктуризацию международных инвестиционных потоков, прежде всего за счет экономик развивающихся стран, что в конечном итоге
спровоцировало отток инвестиционного капитала. Решение о выводе инвестиционного капитала, как правило, принимает инвестор, а финансируемые экономики при этом несут существенные потери. Возникает проблема защиты развивающихся экономик от несвоевременного отзыва инвестиционного капитала. В результате назрела необходимость в международном институте, конвенционно регулирующем международные инвестиционные отношения. Этот институт может стать аккумулятором информации по свободным капиталам, планируемым проектам, инвестиционному климату территорий, финансовой репутации сторон. Создание единой инвестиционной базы капиталов и инвестиционного спроса может решить проблему оптимизации размещения свободных денежных средств в мировом масштабе с единым наднациональным центром регулирования и информационного обеспечении [1].
Предварительным этапом создания Всемирной организации инвестиционного сотрудничества (ВОИС) - World Organization of Investment Cooperation (WOIC) должна стать разработка конвенции, которая легла бы в основу новых международных инвестиционных отношений, базирующихся на принципе равноправия.
Целью конвенции должна стать либерализация международных инвестиционных отношений и придание им устойчивой основы на базе использования унифицированных правил и норм, и, как следствие, обеспечение экономического роста развивающихся стран и стран догоняющего развития.
Для разработки основных положений конвенции необходимо определить ее основные принципы, которые впоследствии могут быть перенесены в соглашения и правовые документы, образующие в совокупности многостороннюю инвестиционную систему и характеризующие функционирование WOIC в целом:
- принцип недискриминации в области международного обмена инвестициями, в соответствии с которым ни одна страна-участница не может быть поставлена в худшие условия относительно других стран;
- принцип справедливости, который предполагает обмен инвестициями в рамках равноправной и открытой инвестиционной системы, основанной на унифицированных правилах и нормах;
- принцип интегрируемости, означающий внедрение развивающихся и наименее развитых стран, а также стран с переходной экономикой в многостороннюю инвестиционную систему;
- принцип транспарентности должен обеспечить максимально возможный уровень прозрачности;
- принцип предоставления льгот и дополнительной защиты развивающимся странам, предоставление им необходимого времени для адаптации к перманентно меняющимся
WOIC
I
X
Основные функции
Вспомогательные функции
Актуализация многосторонней конвенции по международным инвестициям.
Разработка унифицированных международных правил и норм. Обеспечение процедуры урегулирования споров. Соблюдение транспарентности разработки и реформирования унифицированных международных правил и норм
Рис. 1. Функциональная структура WOIC
условиям мирового рынка и использования в отношении этих стран более гибких подходов и особых привилегий;
принцип предоставления странам-партнерам режима наибольшего инвестиционного благоприятствования, предоставляемого исключительно в отношении условий размещения инвестиций.
Все страны-участницы, принявшие конвенцию, будут находиться в равных условиях, пользоваться дополнительной защитой от недобросовестной конкуренции в области международного инвестирования.
Для реализации и эффективного функционирования конвенции необходим институт, реализующий не только основные положения конвенции, но и предполагаемые функции, представленные в следующей функциональной структуре WOIC (рис. 1).
Рассмотрим перечисленные функции, осуществляемые WOIC в процессе регулирования международных инвестиционных отношений, более подробно.
Актуализация многосторонней конвенции по международным инвестициям. Этот документ должен стать правовой базой WOIC и предоставить государствам, принявшим конвенцию и ставшими членами WOIC, стабильную и понятную правовую основу для осуществления обмена инвестиционными капиталами между субъектами мирового экономического пространства. Данная конвенция должна выполнять функцию многостороннего инвестиционного договора для стран-участниц, заменяя собой систему из 6 100 двусторонних договоренностей [4], предоставляя неоспоримые преимущества присоединившимся странам, открывая перед ними возможности инвестиционного регулирования, связанные с развитием сферы обмена капиталами, одновременно минимизирующие материальные расходы по созданию
Х
Арбитраж
Поддержка информационной базы в актуальном состоянии.
Стимулирование международной конкуренции за размещение и привлечение инвестиционного капитала.
Квалифицированная юридическая поддержка. Предоставление дополнительных возможностей малому предпринимательству. Создание системы мировых инвестиционных рейтингов.
Функционирование в качестве института инвестиционных переговоров
Инвестиционная политика
12 (102) - 2012
и поддержанию сложной системы международных соглашений. Однако для выполнения указанных условий конвенция должна отражать реалии непрерывно меняющихся мирохозяйственных отношений и соответствовать современным экономическим тенденциям.
Разработка унифицированных международных правил и норм. Несогласованность национальных законодательств в сфере инвестиционных процессов неизбежно порождает проблемы и споры между экономическими субъектами мирового рынка и между государствами. Создание единых международных правил и норм с учетом интересов всех стран-участниц конвенции ускорит и гармонизирует развитие международных инвестиционных отношений. Процесс разработки международных правил должен быть прозрачным, с привлечением всех заинтересованных сторон. Унифицированные нормы позволят сократить расходы и время на подготовку и оформление инвестиционных сделок, снизить прочие организационные и операционные затраты.
Обеспечение процедуры урегулирования споров. Система урегулирования споров должна стать гарантом обеспечения надежности и предсказуемости функционирования механизма многостороннего регулирования инвестиционных отношений. Страны -участницы WOIC не должны применять самостоятельно каких-либо действий в случае нарушения правил международного инвестирования, а искать разрешение возникших проблем в ходе переговоров с участием представителей WOIC. Если стороны не пришли к взаимному согласию, конфликт должен разрешаться в собственном арбитражном суде WOIC, решение которого должно стать обязательным для всех участников возникшего конфликта. Наличие арбитража, способствующего защите субъектов инвестиционных процессов, усилит значимость WOIC как международной организации и привлечет в ее ряды новых участников международного инвестиционного обмена.
Соблюдение транспарентности разработки и реформирования унифицированных международных правил и норм. Создание предсказуемых условий в области обмена международными инвестициями предполагает прозрачность и доступность национальных законов, нормативных актов и инвестиционной практики участников WOIC. Конвенция WOIC должна содержать положения, предусматривающие транспарентность законодательных и нормативных баз, т. е. обязательность
раскрытия соответствующей информации как на национальном уровне, например, в официальных изданиях, так и на международном уровне путем представления соответствующих нотификаций WOIC. Обзор должен осуществляться регулярно согласно установленным срокам.
Поддержка информационной базы в актуальном состоянии. В настоящее время процесс принятия решений об инвестировании подвержен различного рода привходящим влияниям и субъективизму. Поэтому при равных общеэкономических условиях (которые невозможно изменить в одночасье никакими мерами экономической политики) более привлекательными для инвесторов оказываются страны, о которых они имеют больше информации. Нехватка проверенной информации увеличивает степень неопределенности в принятии решений, а субъект инвестирования воспринимается инвестором как рискованный и нежелательный. В этой связи чрезвычайно важно обеспечить потенциальных инвесторов развернутой достоверной и оперативно обновляемой информационной базой, которая будет способствовать более эффективному размещению инвестиций.
Стимулирование международной конкуренции за размещение и привлечение инвестиционного капитала. Многие компании склонны к капиталовложениям в соседние страны. Это означает, что инвестиционная привлекательность территории может быть связана с ее популярностью у инвесторов из одной-двух стран [2]. Отсюда следует, что инвестор обычно принимает решение в условиях ограниченной информации, совершая менее рискованную на его взгляд сделку. Располагая практически полной информационной базой мирового инвестиционного капитала, WOIC сможет позволить как инвесторам, так и потребителям инвестиций значительно расширить границы своего выбора, что неизбежно вызовет конкурентную борьбу за инвестиционный капитал либо объект инвестирования, а сложившаяся структура международных капиталовложений будет неизбежно подвергнута существенной трансформации.
Квалифицированная юридическая поддержка. У инвесторов обычно отсутствует представление о возможностях и условиях ведения бизнеса по регионам инвестирования, поэтому вопросы информационной и юридической поддержки стоят достаточно остро. Наличие квалифицированного консультанта, обладающего перманентно обновляемой информа-
цией, будет способствовать рациональному отбору зарубежных инвестиционных проектов и реализации их в выбранной юрисдикции, что, несомненно, вызовет рост транснациональных инвестиционных потоков.
Предоставление дополнительных возможностей малому предпринимательству. Основными носителями частного инвестиционного капитала являются транснациональные компании (корпорации, ТНК), которые в современном мире играют важнейшую роль в его распределении. Каждая ТНК управляет движением собственного капитала в мировом экономическом пространстве, используя в основном свои собственные финансовые средства, в то время как малые предпринимательские структуры не всегда располагают необходимым капиталом для интегрирования своего бизнеса в другие страны. При решении указанных вопросов WOIC необходимо внести данные объекты инвестирования в общую информационную базу и оказывать помощь в поиске потенциальных инвесторов и разработке инвестиционных проектов, а также, при необходимости, в подготовке специалистов в области зарубежного инвестирования.
Создание системы мировых инвестиционных рейтингов. Оценка инвестиционной привлекательности территории является важнейшим аспектом принятия любых инвестиционных решений, которые основываются на многовариантной многокритериальной оценке целого ряда факторов и тенденций, действующих зачастую разнонаправленно. Существует ряд недостатков в оценке инвестиционной привлекательности: ограниченность набора показателей, различные трактовки понятия «инвестиционный климат», эпизодичность составления инвестиционных рейтингов, недостаточная полнота исследования. В настоящее время созрела необходимость разработки более полной универсальной самонастраивающейся системы инвестиционных рейтингов, учитывающей широкий диапазон факторов, влияющих на инвестиционную привлекательность регионов и территорий.
Функционирование в качестве института инвестиционных переговоров. Осложнения при ведении международных переговоров обусловлены культурными различиями субъектов инвестиционного сотрудничества. В последнее время стала прослеживаться тенденция своеобразной интернационализации переговорного процесса с участием международных посредников. Создание
благоприятных условий для ведения инвестиционных переговоров является одной из функций WOIC, которая включает:
- подключение, в случае необходимости, специалистов из нейтральных регионов;
- подготовку справочной и технической документации;
- прогнозирование возможных вариантов исхода переговоров;
- формирование основных позиций и разработку рекомендаций, направленных на оптимизацию переговорных процессов.
Под институциональной структурой WOIC понимается совокупность функциональных и организационных сторон деятельности данной организации, затрагивающих ключевые моменты взаимодействия государств, национальных инвестиционных центров, банков и кредитных учреждений, отдельных инвесторов и потребителей инвестиций. Для эффективного функционирования WOIC и решения стоящих перед ней задач необходимо создание организационной структуры, объединяющей все ее подразделения в единый механизм, что возможно только с учетом основополагающих рассмотренных функций.
Высшим органом WOIC должен стать саммит, в который каждое из государств - членов WOIC делегирует одного представителя. Вступление в эту организацию не требует предварительной договоренности со странами - участницами WOIC, главным условием является принятие и ратификация страной конвенции. В полномочие саммита может входить решение ключевых задач деятельности WOIC, анализ итогов отчетных периодов, решение проблем в области международного регулирования инвестиционных процессов и прочие вопросы организационного характера. По мере расширения WOIC в рамках саммита могут проводиться специализированные конференции, ориентировочными направлениями которых могут быть:
- обзор событий в сфере международного инвестиционного сотрудничества;
- представление и обсуждение важных политических и экономических новостей, неразрывно связанных с инвестиционными отношениями;
- анализ итогов отчетного периода;
- обсуждение и решение глобальных проблем в области инвестиционного регулирования;
- обсуждение и подписание новых нормативных актов;
Инвестиционная политика
12 (102) - 2012
представление генерального инвестиционного
доклада.
Главой саммита является генеральный управляющий, в ведении которого находятся контроль за реализацией решений и принятых инициатив, а также депозитарные функции документов WOIC. В его обязанности входит подготовка отчетных докладов на конференции.
Цель отчетных докладов состоит в представлении общей картины инвестиционного сотрудничества всех стран - членов WOIC. Доклад составляется на основе официальной информации, собираемой и оцениваемой в соответствии с установленными процедурами. На основе обсуждений отчетных инвестиционных докладов на конференциях готовятся заключения, содержащие основные приоритеты и планы мероприятий по инвестиционному сотрудничеству, которые должны быть реализованы в последующий период. Повседневная работа WOIC выполняется специализированными комитетами, во главе которых стоит генеральный комитет, подчиняющийся саммиту (рис. 2).
Генеральный коми -тет. Основная функция комитета состоит в общем руководстве WOIC и подготовке отчетных докладов к конференциям. Комитет содействует профессиональной подготовке и переподготовке специалистов стран - участниц WOIC в области инвестирования, тем самым помогает решать кадровые вопросы в сфере международной инвестиционной деятельности.
Комитет по разработке и усовершенствованию международных правовых инвестиционных актов. Конвенция, составляющая правовую базу WOIC, должна быть направлена на координацию инвестиционной деятельности путем создания положений, которые защитили бы участников инвес-
тиционных процессов от постоянных изменений в национальных законодательствах. В обязанности комитета входит перманентная актуализация правовых актов конвенции, а также выработка новых комментариев и разъяснений к отдельным ее положениям.
Комитет доарбитражного рассмотрения и урегулирования инвестиционных споров. Этот комитет представляет собой орган, целью которого является достижение благоприятных исходов в возникающих проблемных ситуациях между отдельными участниками инвестиционных процессов, а также странами, входящими в организацию WOIC. Доарбитражное урегулирование споров имеет большое значение для стабильного развития международных инвестиционных отношений.
Комитет по информационному обеспечению. Специалисты этого подразделения управляют базами данных об инвестиционных потребностях и инвестиционных ресурсах, концентрируют информацию об инвестиционных условиях стран и
Саммит WOIC
I
Генеральный комитет
Комитет по разработке и усовершенствованию международных правовых инвестиционных актов
Комитет доарбитражного рассмотрения и урегулирования инвестиционных споров
Комитет по информационному обеспечению
Комитет по исследованию инвестиционного климата
Комитет по исследованию проблем в области инвестиционной
деятельности
Комитет по организации и проведению международных инвестиционных интернет-торгов и интернет-аукционов на сайте
WOIC
Арбитраж
Рис. 2. Организационная структура WOIC
7х"
15
территорий и добропорядочности отдельных участников, а также организуют информационно-аналитическое обеспечение всех смежных подразделений и оказывают консультации по информационным вопросам.
Комитет по исследованию инвестиционного климата занимается анализом инвестиционного климата различных территорий и регионов. Инвестиционный климат формируется под воздействием многих факторов, исследуя которые, для каждой страны определяются уровень инвестиционной благоприятности, степень политических и экономических рисков и т. д. В функциональные обязанности комитета входит также разработка рекомендаций по улучшению инвестиционного климата.
Комитет по исследованию проблем в области инвестиционной деятельности аккумулирует информацию обо всех возникающих проблемах, чрезвычайных ситуациях, кризисных явлениях. Специалисты комитета формируют доклады об исследованиях причин инвестиционных проблем и опыте их преодоления, которые представляются на саммитах WOIC.
Комитет по организации и проведению международных инвестиционных интернет-торгов и интернет-аукционов на сайте WOIC организует и объявляет на своем сайте в сети Интернет конкурсы на объекты инвестирования, по результатам которых заключаются инвестиционные контракты. Проведение международных торгов и аукционов позволит инвесторам экономить время на поиски объектов инвестирования и размещать свои капиталы на более выгодных условиях. Потребители инвестиций получат расширенный поиск выбора партнеров на приемлемых условиях.
Арбитраж. Особое значение в предлагаемой организационной структуре имеет подразделение, занимающееся вопросами разрешения непримиримых претензий контрагентов друг к другу. Воз-
можность арбитражного разрешения споров должна являться необходимым условием эффективного функционирования WOIC. Главной задачей урегулирования споров должно стать обеспечение надежности и предсказуемости функционирования механизма многостороннего регулирования инвестиционных отношений. Это повысит степень доверия к WOIC, что будет способствовать процессу расширения и сбалансированного обмена международными инвестициями.
На современном этапе сфера инвестиционного сотрудничества требует стабильности и предсказуемости. Необходимое экономическое оздоровление и активизация международного инвестиционного процесса могут быть реализованы через международную инвестиционную конвенцию с отлаженной организационной системой. На основании этого можно определить, что международная организация WOIC, деятельность которой подчинена реализации и исполнению положений конвенции, устанавливающей унифицированные нормы и правила для осуществления инвестиционных процессов между странами, будет содействовать глобальному сотрудничеству в инвестиционной сфере.
Список литературы
1. Ишханов А. В., Долгов А. П. Проблемы и пути реформирования международных финансовых институтов // Финансы и кредит. 2009. № 13.
2. Кузнецов А. Прямые иностранные инвестиции: «эффект соседства» // Мировая экономика и международные отношения. 2008. № 9.
3. Поскребышева Н. А. Основные тенденции инвестиционной деятельности современных транснациональных корпораций // Финансы и кредит. 2010. № 39.
4. World Investment Report 2011: Non-Equity Modes of International Production and Development. UNCTAD. N. Y. , Geneva, 2011.
ВНИМАНИЮ КРЕДИТНЫХИ СТРАХОВЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ !
Предлагаемпубликацию годовой и квартальной отчетности.
Стоимость однойпубликации — 8 000рублей (НДСнеоблагается) задве журнальные страницы формата А4.
Тел./факс:(495) 721-85-75 [email protected]