Научная статья на тему 'Имплементация международных договоров о защите и поощрении иностранных инвестиций в правовой системе Российской Федерации'

Имплементация международных договоров о защите и поощрении иностранных инвестиций в правовой системе Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1010
144
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНВЕСТИЦИИ / ИНОСТРАННЫЕ ИНВЕСТИЦИИ / ИНОСТРАННЫЙ ИНВЕСТОР / ИМПЛЕМЕНТАЦИЯ / МЕЖДУНАРОДНЫЙ ДОГОВОР / МЕЖДУНАРОДНЫЙ ДОГОВОР О ЗАЩИТЕ И ПООЩРЕНИИ ИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТИЦИЙ / ДВУСТОРОННИЙ ДОГОВОР О ЗАЩИТЕ ИНВЕСТИЦИЙ / МЕЖДУНАРОДНЫЙ ЦЕНТР ПО УРЕГУЛИРОВАНИЮ ИНВЕСТИЦИОННЫХ СПОРОВ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Новикова Татьяна Васильевна

В статье анализируется имплементация международных договоров о защите и поощрении иностранных инвестиций в правовой системе Российской Федерации. Автор уделяет пристальное внимание современной системе двусторонних и многосторонних международных договоров в инвестиционной сфере и обосновывает вывод о целесообразности ратификации Российской Федерацией Вашингтонской конвенции об урегулировании инвестиционных споров между государствами и физическими или юридическими лицами других государств.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Имплементация международных договоров о защите и поощрении иностранных инвестиций в правовой системе Российской Федерации»

УДК 341.9

Новикова Татьяна Васильевна

кандидат юридических наук, доцент кафедры международного права Северо-Кавказского филиала Российской академии правосудия (г. Краснодар) tnovikova@inbox.ru Tatiana V. Novikova

candidate of legal sciences, dotsent of international law department of north caucasus

branch of Russian academy of justice (Krasnodar)

tnovikova@inbox.ru

Имплементация международных договоров о защите и поощрении

иностранных инвестиций в правовой системе Российской Федерации

Implementation of international treaties on foreign investment protection and promotion in the legal system of Russian Federation

Аннотация: В статье анализируется имплементация международных договоров о защите и поощрении иностранных инвестиций в правовой системе Российской Федерации. Автор уделяет пристальное внимание современной системе двусторонних и многосторонних международных договоров в инвестиционной сфере и обосновывает вывод о целесообразности ратификации Российской Федерацией Вашингтонской конвенции об урегулировании инвестиционных споров между государствами и физическими или юридическими лицами других государств.

Ключевые слова: инвестиции, иностранные инвестиции, иностранный инвестор, имплементация, международный договор, международный договор о защите и поощрении иностранных инвестиций, двусторонний договор о защите инвестиций, Международный центр по урегулированию инвестиционных споров.

Annotation: The article is devoted to the analysis of the implementation of international treaties on foreign investment protection and promotion in the legal system of Russian Federation. The author pays close attention to the modern system of bilateral and multilateral international treaties in the investment sphere and draws a conclusion on advisability of ratification by Russian Federation of the Washington Convention on the Settlement of Investment Disputes between States and Nationals of Other States.

Key words: investment, foreign investment, foreign investor, implementation, international treaty, international treaty on foreign investment protection andpromo-tion, bilateral investment treaty, International Centre for Settlement of Investment Disputes.

В условиях глобализации современных экономических и правовых отношений вопросы правового регулирования инвестиционной деятельности входят

в число наиболее актуальных и практически значимых. Вместе с тем, как отмечает Е. Е. Веселкова, «соотношение международного права и национального законодательства в правовом регулировании иностранных инвестиций является одним из самых сложных вопросов в юриспруденции» [14].

В соответствии с п. 1 ст. 3 Федерального закона РФ «Об иностранных инвестициях» правовое регулирование иностранных инвестиций на территории Российской Федерации осуществляется указанным федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также международными договорами Российской Федерации [7]. Обращает на себя внимание тот факт, что в изложенной формулировке законодатель придает международным договорам некое дополнительное, второстепенное значение.

Полагаем, что такой подход не соответствует общеизвестному положению ч. 4 ст. 15 Конституции РФ, согласно которому общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы и, если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора [1].

По нашему мнению, международные договоры должны выступать ключевым инструментом регулирования инвестиционных отношений с иностранным элементом. Указанная точка зрения получает поддержку в современной отечественной науке. Так, Н. Г. Доронина указывает, что международные договоры вносят элемент стабильности в меняющееся национальное законодательство и устраняют неблагоприятные последствия, возникающие для инвесторов в результате принятия государством мер регулирования [15]. При этом И. В. Ершова уточняет, что «стабильность международных договоров, по сравнению с национальным законодательством об инвестициях, также благоприятно сказывается на формировании инвестиционного климата» [16].

В настоящее время основной формой международно-правового регулирования инвестиционных отношений являются двусторонние международные договоры о защите и поощрении иностранных инвестиций [13]. Предметом таких международных договоров по общему правилу выступают защита иностранных инвестиций от некоммерческих, или политических, рисков и стимулирование притока иностранных инвестиций путем предоставления им льгот и привилегий [13].

В научной литературе отмечается, что количество международных договоров о защите и поощрении иностранных инвестиций выросло с около 500 в 1990 г. до около 2 000 в 2000 г. и около 2 500 в 2005 г. [19]. По оценкам отечественных специалистов, Российская Федерация является участницей около 70 таких международных договоров [16]. В качестве примеров приведем договор СССР и Германии [2]; соглашения Правительства СССР и правительств Великобритании [9] и Франции [10]; договор Российской Федерации и США [3]; соглашения Правительства РФ и правительств Китая [11] и ОАЭ [12].

Следует особо отметить, что в 2001 г. было утверждено Типовое соглашение между Правительством РФ и правительствами иностранных государств о поощрении и взаимной защите капиталовложений [8]. В настоящее время указанное типовое соглашение выступает в качестве основы для переговоров с правительствами иностранных государств о заключении соглашений в данной области.

Отличительной чертой современного международного инвестиционного права является отсутствие универсального международного договора о защите и поощрении иностранных инвестиций. Необходимо отметить, что попытка разработки такого акта - многостороннего инвестиционного соглашения -предпринималась в рамках Организации по экономическому сотрудничеству и развитию в 1994 г. Однако, как отмечается в научной литературе, работа была приостановлена «в связи со сложностями в достижении согласия по вопросам регулирования отдельных аспектов инвестиционной деятельности» [15].

Вместе с тем, на уровне многосторонних международных договоров получили регламентацию дополнительные процедуры, связанные с процессом инвестирования, а именно: страхование инвестиций и урегулирование инвестиционных споров. Так, Сеульская конвенция об учреждении Многостороннего агентства по гарантиям инвестиций была заключена в 1985 г. [5] и ратифицирована Российской Федерацией в 1992 г. [6]. Согласно ст. 2 указанной конвенции задачи многостороннего агентства включают страхование от некоммерческих рисков в отношении инвестиций, осуществляемых в какой-либо стране-члене из других стран-членов, а также соответствующую дополнительную деятельность по оказанию содействия потоку инвестиций в развивающиеся страны-члены и между ними.

Вашингтонская конвенция об урегулировании инвестиционных споров между государствами и физическими или юридическими лицами других государств была заключена в 1965 г. [4], подписана Российской Федерацией в 1992 г., но не ратифицирована по настоящее время. На основании указанной конвенции был учрежден Международный центр по урегулированию инвестиционных споров, задачей которого является предоставление структур для примирения и арбитража в связи с инвестиционными спорами между договаривающимися государствами и физическими или юридическими лицами других договаривающихся государств (ст. 1 конвенции).

На сегодняшний день, по данным официального сайта центра, 158 государств подписали конвенцию, из которых 150 государств стали ее полноправными участниками посредством ратификации или иных установленных процедур [21]. В отечественной науке неоднократно высказывались мнения о целесообразности ратификации Российской Федерацией указанной конвенции. В частности, Н. Г. Доронина в своем выступлении в 2008 г. на Международном научном симпозиуме на тему «Принцип соблюдения международных договоров: коллизии международного и национального права» заявила: «Тот факт, что Вашингтонская конвенция не была ратифицирована Российской Федерацией,

является большим недостатком правового регулирования иностранных инвестиций» [17].

Полагаем, что изложенная позиция заслуживает всецелой поддержки. Как отмечает И. З. Фархутдинов, «глобализация мировой экономики способствует созданию, с одной стороны, единого экономического пространства, а с другой -формированию соответствующей политико-правовой надстройки» [18]. По нашему мнению, существенную роль в такой надстройке должны играть инструменты международно-правового регулирования. В инвестиционной области такие инструменты выполняют одновременно две функции: во-первых, создают благоприятный инвестиционный климат и тем самым обеспечивают приток иностранного капитала в экономику страны и, во-вторых, предоставляют нормативные и организационные гарантии для отечественных капиталовложений за рубежом.

В рамках вопроса о ратификации Вашингтонской конвенции необходимо также обратить внимание на положение ст. 8 Типового соглашения между Правительством РФ и правительствами иностранных государств о поощрении и взаимной защите капиталовложений. Указанное положение предусматривает право инвестора передать возникший с принимающим государством спор в Международный центр по урегулированию инвестиционных споров для разрешения в соответствии с положениями Вашингтонской конвенции (при условии, что конвенция вступила в силу для обеих договаривающихся сторон) или в соответствии с Дополнительными правилами Международного центра по урегулированию инвестиционных споров (в случае, если конвенция не вступила в силу для обеих или одной из договаривающихся сторон).

Приведенное положение позволяет сделать два основных вывода. Во-первых, учитывая то, что на сегодняшний день Вашингтонская конвенция не вступила в силу для Российской Федерации, можно заключить, что отечественное типовое соглашение содержит изначально неприменимое положение о разрешении споров. Изложенное в свою очередь свидетельствует о том, что разработчики типового соглашения в 2001 г. предполагали, что ратификация Вашингтонской конвенции со стороны Российской Федерации последует в ближайшем будущем. Полагаем, что указанное обстоятельство является дополнительным аргументом в пользу скорейшей ратификации Вашингтонской конвенции Российской Федерацией.

Во-вторых, в анализируемом положении обращает на себя внимание возможность передачи споров на разрешение в соответствии с Дополнительными правилами Международного центра по урегулированию инвестиционных споров (в случае, если конвенция не вступила в силу для обеих или одной из договаривающихся сторон). С одной стороны, это означает, что несмотря на то, что Российская Федерация не ратифицировала Вашингтонскую конвенцию, инвесторы на основании международных договоров о защите и поощрении иностранных инвестиций (при наличии положения, аналогичного закрепленному в типовом соглашении) вправе обращаться к механизму защиты Дополнительных правил центра.

С другой стороны, необходимо обратить особое внимание на положение ст. 3 Дополнительных правил, согласно которому ни одно из положений Вашингтонской конвенции не применяется ни к порядку разрешения споров в соответствии с Дополнительными правилами, ни к рекомендациям, решениям или отчетам, которые могут быть подготовлены по итогам таких процедур [20]. Следовательно, нельзя признать точным заявление И. В. Ершовой о том, что «несмотря на то, что для России Вашингтонская конвенция не вступила в силу, применение ее норм для российских инвесторов возможно» [16]. Более того, в зарубежной литературе обращается особое внимание на то, что к решениям, вынесенным на основании Дополнительных правил, не применяются положения Вашингтонской конвенции о признании и исполнении арбитражных решений [19], что существенно снижает привлекательность данной процедуры для инвесторов.

Таким образом, по итогам проведенного исследования необходимо сделать вывод о том, что международные договоры являются ключевым инструментом регулирования инвестиционных отношений и в этой связи ратификация Российской Федерацией Вашингтонской конвенции должна стать весомым шагом на пути интеграции нашей страны в мировое экономическое пространство.

Литература:

1. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 г. // СЗ РФ. 2009. № 4. Ст. 445.

2. Договор СССР и Федеративной Республики Германии о содействии осуществлению и взаимной защите капиталовложений от 13 июня 1989 г. (г. Бонн) // СПС «КонсультантПлюс».

3. Договор между Российской Федерацией и Соединенными Штатами Америки о поощрении и взаимной защите капиталовложений от 17 июня 1992 г. (г. Вашингтон) // СПС «КонсультантПлюс».

4. Об урегулировании инвестиционных споров между государствами и физическими или юридическими лицами других государств: Конвенция от 18 марта 1965 г. (г. Вашингтон) // Регистр текстов международных конвенций и других документов, касающихся права международной торговли. Т. II. Нью-Йорк: Организация Объединенных Наций, 1973. С. 54-77.

5. Об учреждении Многостороннего агентства по гарантиям инвестиций: Конвенция от 11 октября 1985 г. (г. Сеул) // СПС «КонсультантПлюс».

6. О ратификации Конвенции об учреждении Многостороннего агентства по гарантиям инвестиций: Постановление ВС РФ от 22 декабря 1992 г. № 4186-1 //Ведомости СНД и ВС РФ. 1993. № 1. Ст. 22.

7. Об иностранных инвестициях в Российской Федерации: Федеральный закон РФ от 09 июля 1999 г. № 160-ФЗ // СЗ РФ. 1999. № 28. Ст. 3493.

8. О заключении соглашений между Правительством Российской Федерации и правительствами иностранных государств о поощрении и взаимной защите капиталовложений: Постановление Правительства РФ от 09 июня 2001 г. № 456 // СЗ РФ. 2001. № 25. Ст. 2578.

9. Соглашение между Правительством СССР и Правительством Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии о поощрении и взаимной защите капиталовложений от 06 апреля 1989 г. (г. Лондон) // СПС «КонсультантПлюс».

10. Соглашение между Правительством СССР и Правительством Французской Республики о взаимном поощрении и взаимной защите капиталовложений от 04 июля 1989 г. (г. Париж) // СПС «КонсультантПлюс».

11. Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Китайской Народной Республики о поощрении и взаимной защите капиталовложений от 09 ноября 2006 г. (г. Пекин) // СПС «Консультант-Плюс».

12. Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Объединенных Арабских Эмиратов о поощрении и взаимной защите капиталовложений от 28 июня 2010 г. (г. Москва) // СПС «Консультант-Плюс».

13.Богатырев А. Г. Проблема соотношения источников в современном международном инвестиционном праве // Современный юрист. 2012. № 1.

14. Веселкова Е. Е. Соотношение международного права и национального законодательства в правовом регулировании иностранных инвестиций // Адвокат. 2013. № 1.

15.Доронина Н. Г. Многосторонние международные договоры и российское законодательство об инвестициях // Журнал российского права. 2002. № 11.

16.Ершова И. В. Система правового регулирования российских инвестиций за рубежом // Предпринимательское право. Приложение «Бизнес и право в России и за рубежом». 2012. № 4.

17. Тиунов О. И., Манов Б. Г. Принцип соблюдения международных договоров: коллизии международного и национального права // Журнал российского права. 2008. № 6.

18. Фархутдинов И. З. Международное или глобальное право // Юрист -международник. 2004. № 4.

19. Dolzer R., Schreuer C. Principles of International Investment Law. New York: Oxford University Press, 2008.

20. ICSID Additional Facility Rules of April 10, 2006 // https://icsid.worldbank.org/Дата обращения: 20 января 2014 г.

21. https://icsid.worldbank.org/Дата обращения: 20 января 2014 г.

Literature:

1. Constitution of Russian Federation of December, 12 1993 // SZ RF. 2009. # 4. Art. 445.

2. Treaty between USSR and Federal Republic of Germany on the Promotion of Realization and Mutual Protection of Investment of June, 13 1989 (Bonn) // SPS "ConsultantPlus ".

3. Treaty between Russian Federation and United States of America on the Promotion and Mutual Protection of Investment of June, 17 1992 (Washington) // SPS "ConsultantPlus ".

4. On the Settlement of Investment Disputes between States and Nationals of Other States: Convention of March, 18 1965 (Washington) // Register of Texts of Conventions and Other Instruments Concerning International Trade Law. Vol. II. New York: United Nations, 1973. P. 54-77.

5. Establishing the Multilateral Investment Guarantee Agency: Convention of October, 11 1985 (Seoul) // SPS "ConsultantPlus ".

6. On the Ratification of Convention Establishing the Multilateral Investment Guarantee Agency: Enactment of VS RF of December, 22 1992 # 4186-1 // Bulletin of SND and VS RF. 1993. # 1. Art. 22.

7. On the Foreign Investment in Russian Federation: Federal Law of Russian Federation of July, 09 1999 # 160-FZ// SZ RF. 1999. # 28. Art. 3493.

8. On the Conclusion of Agreements between Government of Russian Federation and Governments of Foreign States on the Promotion and Mutual Protection of Investment: Enactment of Government of Russian Federation of June 09, 2001 # 456 // SZ RF. 2001. # 25. Art. 2578.

9. Agreement between Government of USSR and Government of United Kingdom of Great Britain and Northern Ireland on the Promotion and Mutual Protection of Investment of April, 061989 (London) // SPS "ConsultantPlus ".

10. Agreement between Government of USSR and Government of French Republic on the Mutual Promotion and Mutual Protection of Investment of July, 04 1989 (Paris) // SPS "ConsultantPlus ".

11. Agreement between Government of Russian Federation and Government of People's Republic of China on the Promotion and Mutual Protection of Investment of November, 09 2006 (Beijing) // SPS "ConsultantPlus ".

12. Agreement between Government of Russian Federation and Government of United Arab Emirates on the Promotion and Mutual Protection of Investment of June, 28 2010 (Moscow) // SPS "ConsultantPlus ".

13. Bogatyrev A. G. The Problem of Correlation of Sources in Modern International Investment Law // Modern Lawyer. 2012. # 1.

14. Veselkova E. E. The Correlation of International Law and National Legislation in the Legal Regulation of Foreign Investment // Advocate. 2013. # 1.

15. Doronina N. G. Multilateral International Treaties and Russian Legislation on Investment // Journal of Russian Law. 2002. # 11.

16. Ershova I. V. The System of Legal Regulation of Russian Investment Abroad // Business Law. Supplement ".Business and Law in Russia and Abroad ". 2012. # 4.

17. Tiunov O. I., Manov B. G. The Principle of Fulfillment of International Treaties: Collisions of International and National Law // Journal of Russian Law. 2008. # 6.

18. Farkhutdinov I. Z. International or Global Law // International Lawyer. 2004. # 4.

19. Dolzer R., Schreuer C. Principles of International Investment Law. New York: Oxford University Press, 2008.

20. ICSID Additional Facility Rules of April 10, 2006 // https://icsid.worldbank.org/Available as of January, 20 2014.

21. https://icsid.worldbank.org/Available as of January, 20 2014.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.