Научная статья на тему 'УЧАСТИЕ РОДИТЕЛЕЙ В ИНТЕРНЕТ-ИНТЕРЕСАХ СВОИХ ДЕТЕЙ (АНАЛИЗ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ОПРОСА РОДИТЕЛЕЙ ПОДРОСТКОВ)'

УЧАСТИЕ РОДИТЕЛЕЙ В ИНТЕРНЕТ-ИНТЕРЕСАХ СВОИХ ДЕТЕЙ (АНАЛИЗ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ОПРОСА РОДИТЕЛЕЙ ПОДРОСТКОВ) Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
162
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РОДИТЕЛИ / ПОДРОСТКИ / ИНФОРМАЦИОННАЯ СРЕДА / СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПОДРОСТКОВ / ИНТЕРНЕТ / РОЛЬ СЕМЬИ В ВОСПИТАНИИ РЕБЕНКА

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Мышко Федор Георгиевич, Титор Светлана Евгеньевна

Защита от деструктивной информационной среды стоит очень остро. Целый ряд мер, включая законодательные, принимается на всех уровнях регулирования: федеральном, региональном, муниципальном и локальном, т. е. непосредственно в образовательных организациях. Однако, роль родительского воспитания не должна принижаться. Актуальным в этой связи является оценка самими родителями Интернет-интересов своих детей, их вовлеченности в информационную среду. В настоящем исследовании проведен анализ социологического опроса родителей подростков по тематике: «Влияние информационной среды на детей и подростков», оценка глазами родителей социально-психологического состояния детей после информационного общения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PARTICIPATION OF PARENTS IN THE INTERNET INTERESTS OF THEIR CHILDREN (ANALYSIS OF A SOCIOLOGICAL SURVEY OF PARENTS OF TEENAGERS)

Protection from a destructive information environment is very acute. A number of measures, including legislative ones, are being taken at all levels of regulation: federal, regional, municipal and local, i. e. directly by educational organizations. However, the role of parenting should not be belittled. Relevant in this regard is the assessment by the parents themselves of the Internet interests of their children, their involvement in the information environment. In this study, an analysis of a sociological survey of adolescent parents on the topic: «The influence of the information environment on children and adolescents», an assessment through the eyes of parents of the socio-psychological state of children after information communication.

Текст научной работы на тему «УЧАСТИЕ РОДИТЕЛЕЙ В ИНТЕРНЕТ-ИНТЕРЕСАХ СВОИХ ДЕТЕЙ (АНАЛИЗ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ОПРОСА РОДИТЕЛЕЙ ПОДРОСТКОВ)»

Научная статья УДК 379.8.093

https://doi.org/10.24412/2414-3995-2023-2-251-259 EDN: https://elibrary.ru/wrgaig

2015-0066-2/23-694 MOSURED: 77/27-011-2023-02-893

Участие родителей в Интернет-интересах своих детей (анализ социологического опроса родителей подростков)

Мышко Федор Георгиевич1, Титор Светлана Евгеньевна2

1 2 Государственный университет управления, Москва, Россия

1 [email protected]

2 [email protected]

Аннотация. Защита от деструктивной информационной среды стоит очень остро. Целый ряд мер, включая законодательные, принимается на всех уровнях регулирования: федеральном, региональном, муниципальном и локальном, т. е. непосредственно в образовательных организациях. Однако, роль родительского воспитания не должна принижаться. Актуальным в этой связи является оценка самими родителями Интернет-интересов своих детей, их вовлеченности в информационную среду. В настоящем исследовании проведен анализ социологического опроса родителей подростков по тематике: «Влияние информационной среды на детей и подростков», оценка глазами родителей социально-психологического состояния детей после информационного общения.

Ключевые слова: родители, подростки, информационная среда, социально-психологическая характеристика подростков, Интернет, роль семьи в воспитании ребенка

Благодарности: исследование проведено в рамках экспертно-аналитического исследования в соответствии с государственным контрактом № 01731000096220000400001 (заказчик - Аппарат Государственной Думы РФ).

Для цитирования: Мышко Ф. Г., Титор С. Е. Участие родителей в Интернет-интересах своих детей (анализ социологического опроса родителей подростков) // Вестник экономической безопасности. 2023. № 2. С. 251-259. https://doi.org/10.24412/2414-3995-2023-2-251-259. EDN: WRGAIG.

Original article

Participation of parents in the Internet interests of their children (analysis of a sociological survey of parents of teenagers)

Fyodor G. Myshko1, Svetlana E. Titor2

1 2 State University of Management, Moscow, Russia

1 [email protected]

2 [email protected]

Abstract. Protection from a destructive information environment is very acute. A number of measures, including legislative ones, are being taken at all levels of regulation: federal, regional, municipal and local, i. e. directly by educational organizations. However, the role of parenting should not be belittled. Relevant in this regard is the assessment by the parents themselves of the Internet interests of their children, their involvement in the information environment. In this study, an analysis of a sociological survey of adolescent parents on the topic: «The influence of the information environment on children and adolescents», an assessment through the eyes of parents of the socio-psychological state of children after information communication.

Keywords: parents, adolescents, information environment, socio-psychological characteristics of adolescents, Internet, role of the family in the upbringing of a child

Acknowledgements: the study was conducted as part of an expert and analytical study in accordance with state contract № 01731000096220000400001 (the customer is the State Duma of the Russian Federation).

For citation: Myshko F. G., Titor S. E. Participation of parents in the Internet interests of their children (analysis of a sociological survey of parents of teenagers). Bulletin of economic security. 2023;(2):251-59. (In Russ.). https://doi. org/10.24412/2414-3995-2023-2-251-259. EDN: WRGAIG.

© MurnKO ©. r., THTOP C. E., 2023

Стратегической целью государственной политики в области информационной безопасности несовершеннолетних, закрепленной в Концепции информационной безопасности детей, утвержденной распоряжением Правительства РФ от 2 декабря 2015 г. № 2471-р [1], является обеспечение гармоничного развития молодого поколения при условии минимизации всех негативных факторов.

Одной из приоритетных задач, стоящих перед семьей, государством и общественными организациями, реализующими политику обеспечения информационной безопасности, названо формирование у детей навыков самостоятельного и ответственного потребления информационной продукции.

Взрослые и несовершеннолетние столкнулись с рисками (например, компьютерными вирусами) уже в процессе применения данных новшеств, и это продолжается до сих пор: по мнению исследователей, у российского населения по-прежнему наблюдается относительно невысокий уровень цифровой грамотности [2].

Отмечается важная роль семьи в воспитании всесторонне развитого человека [3].

Несомненно, родители несовершеннолетних должны способствовать становлению культуры информационной безопасности детей. Предлагается [4] реализовы-вать такие формы работы с родителями, как проведение систематических социологических исследований среди родителей на предмет выявления ранних признаков компьютерной зависимости у детей и подростков.

В рамках настоящего исследования проведен социологический опрос по теме: «Влияние информационной среды на детей и подростков».

Методология проведения исследования. Социологическое исследование, посвященное влиянию деструктивной информационной среды на детей и подростков, проводилось августе-сентябре 2022 г. В исследовательском блоке «Роль Интернета в современной жизни детей и подростков» приняли участие 29 746 респондентов в возрасте от 29 до 70 лет. Географический охват опроса -28 населенных пунктов (Пермский край - Пермь; Тверская область - Тверь, Старица, Кимры, Красный холм,

д. Захоломье, Калязин, с. Редкино, Торопец; Самарская область - Жигулевск, Чапаевск, Новокуйбышевск; Оренбургская область - Оренбург, Бузулук; Республика Бурятия - Северобайкальск, Улан-Удэ; Республика Мордовия - Саранск, Атемар; Ханты-Мансийский автономный округ - Югра - Сургут; Саратовская область - Саратов, Пугачев; Белгородская область - Белгород; Республика Чувашия - Чебоксары; Новосибирская область - Новосибирск; Волгоградская область - Волгоград; Воронежская область - Воронеж; Курская область - Курск; Ярославская область - Ярославль; Липецкая область -Липецк; Республика Татарстан - Казань; Брянская область - Брянск; Ростовская область - Ростов, Мурманская область - Мурманск и др.). Исследование проводилось по специально разработанной анкете, размещенной на сервисе Яндекс.Формы, путем адресной рассылки анкеты.

Социальный портрет респондентов

В опросе приняли участие 93,6 % женщин, 6,4 % -мужчины. Такое распределение по полу подтверждает тот факт, что вопросами обучения и воспитания детей, взаимодействия с образовательными организациями в большей степени занимаются именно женщины.

Возраст опрошенных родителей колебался в границах от 29 до 70 лет, средний возраст составил 41 год.

Среда проживания опрошенных родителей (рис. 1):

58,4 % проживают в собственной квартире;

35.2 % в частном доме;

3,9 % имеют съемное жилье;

1.3 % проживают в квартирах социального найма;

1,2 % проживают в общежитиях.

Большинство семей имели удовлетворительные условия проживания.

Семейное положение опрошенных родителей (рис. 2):

57,7 % - состоят в первом браке;

14.3 % - в разводе;

14,2 % - состоят в повторном браке;

6.4 % - находятся в гражданских отношениях;

4,2 % - никогда не состояли в браке;

3,3 % - вдовцы.

1% 1%

35%

4%

59%

В собственной квартире В частном доме Имеют съемное жилье В квартирах социального найма В общежитиях

Состоят в первом браке В разводе

Состоят в повторном браке Находятся в гражданских отношениях Никогда не состояли в браке Вдовцы

Рис. 1. Картина условия проживания респондентов Рис. 2. Семейное положение респондентов

Большинство респондентов состояли в браке и имели полные семьи (рис. 3):

54.3 % - воспитывали двоих детей;

21,5 % - одного ребенка;

18.4 % - троих и четверых;

5,9 % - более.

В своем большинстве семьи были патриархальными - главой являлся муж (63,3 %), в 33,4 % семей обязанности главы семьи были возложены на женщину (рис. 4).

Большинство родителей имели высшее образование (49,8 %), среднее специальное (35,1 %), а 0,6 % -ученую степень (рис. 5).

Ответы на вопрос о профессиональной занятости родителей распределились следующим образом. Большинство работали в бюджетных организациях (29,8 %), на частных предприятиях (26 %), в реальных секторах экономики были заняты 17,9 %, временно не работали -13,5 %. Статус безработного указали 6,5 % (рис. 6).

Родители, принявшие участие в опросе, как правило, отмечали удовлетворительное материальное положение (рис. 7). Так:

38,3 % - без труда приобретают вещи длительного пользования;

60,00% 50,00% 40,00% 30,00% 20,00% 10,00% 0,00%

34.8 % - денег хватает на продукты и одежду, но покупка вещей длительного пользования вызывает затруднения;

10.9 % - денег хватает только на продукты;

3,9 % - могут позволить себе дорогие покупки;

1,8 % - денег не хватает даже на продукты.

Осведомленность родителей о поведении детей в

Интернете

Исследователи [5] полагают, что родители должны определить с какой целью их дети используют Интернет (для учебы, развлечения, общения) и обговорить с ребенком время посещения Интернет-страниц.

Социологическое исследование показало, что родители осведомлены о том, что их дети проводят в Интернете длительное время. Так, на вопрос «Сколько времени ежедневно Ваш ребенок проводит в Интернете?» родители ответили (рис. 8):

25,9 % - дети проводят в Интернете более 5 часов в день;

21,6 % - от 4 до 5 часов;

27,6 % - от 2 до 4 часов;

19,3 % - менее двух часов;

5,6 % - не имеют представления о том, сколько времени на Интернет тратит их ребенок.

Кол-во детей

Один ■ Двое I Трое I Четверо и более

Рис. 3. Распределение ответов респондентов на вопрос «Сколько у Вас детей в семье?», %

Дедушка 1'00%

Бабушка 2'40%

Жена 33,40%

Муж 63,30%

0,00% 10,00% 20,00% 30,00% 40,00% 50,00% 60,00% 70,00% Рис. 4. Распределение ответов респондентов на вопрос «Кто в Вашей семье является главой», %

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Начальное Общее среднее СПО

Неполное высшее Высшее Ученая степень

2,30% ,90%

35,10%

3,20%

49,80%

0,60%

0,00% 5,00% 10,00% 15,00% 20,00% 25,00% 30,00% 35,00% 40,00% 45,00% 50,00% Рис. 5. Распределение ответов респондентов на вопрос об уровне образования, %

Студент 0,30%

Неработающий пенсионер, инвалид

Являюсь владельцем (совладельцем) частного предприятия

Безработный

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Временно не работаю, в том числе декретный отпуск, вынужденный отпуск и т. д.

Работаю в реальном секторе экономики (промышленность, строительство, транспорт)

Работаю на частном предприятии

Работаю в бюджетной организации, в том числе военные, преподаватели, госслужащие

1,80% 4,30% 6,50%

13,50%

17,90%

26,00% 29,80% 20,00% 40,00%

0,00%

Рис. 6. Распределение ответов респондентов на вопрос о профессиональной занятости, %

4%

2%,

10%

11%

38%

Могут без труда приобретать вещи длительного пользования, но затруднительно приобретать действительно дорогие вещи Денег хватает на продукты и одежду, но покупка вещей длительного пользования является для нас проблемой На продукты денег хватает, но покупка одежды вызывает серьезные затруднения Могут позволить себе достаточно дорогие покупки - автомобиль, дачу и многое Едва сводят концы с концами; денег не хватает даже на продукты

Рис. 7. Распределение ответов респондентов на вопрос о материальном положении семьи, %

PEDAGOGICAL SCIENCE

5,60%

19,30% 25,90%

27,60% 21,60% А

более 5 часов 4-5 часов

■ 2-4 часа ■ менее 2 часов

■ не знают

Рис. 8. Распределение ответов респондентов на вопрос «Сколько времени ежедневно Ваш ребенок проводит в Интернете?», %

■ Контроль родителей ■ Отсутствие контроля

Рис. 10. Распределение ответов респондентов на вопрос «Знаете ли Вы, в каких социальных сетях и на каких сайтах зарегистрирован Ваш ребенок?», %

Результаты опроса показали, что 62,5 % родителей контролируют, что их дети смотрят в Интернете, в частности (рис. 9):

27.2 % - контролируют сайты, которые смотрят их дети;

35.3 % - указали, что их дети используют Интернет только для учебы и пользования социальными сетями.

Однако 37,5 % не контролируют, что их дети смотрят в Интернете.

Подавляющее большинство родителей осведомлены о том, на каких сайтах, в каких социальных сетях зарегистрирован их ребенок. 93,6 % опрошенных родителей ознакомлены с информацией, в каких социальных сетях зарегистрированы их дети. В то время как 6,4 % родителей не контролируют этот вопрос (рис. 10).

Важным является тот факт, что родители осознают наличие рисков и угроз со стороны современных средств коммуникации для детей и подростков. Так, 55,8 % ответили, что информация из социальных сетей является угрозой для их детей, в то время как 34 % не поддерживали такого мнения (рис. 11).

■ Контроль родителей ■ Не контролируют

Рис. 9. Распределение ответов респондентов на вопрос «Контролируете ли Вы, какие сайты Ваш ребенок посещает в Интернете?», %

Да, являются угрозой I Нет, не являются угрозой I Затруднились с ответом

Рис. 11. Распределение ответов респондентов на вопрос

«На Ваш взгляд, являются ли социальные сети угрозой для детей и подростков?», %

Мнение родителей в отношении мобильных телефонов как источников угрозы для их детей разделились следующим образом (рис. 12):

42,6 % - усматривают угрозу для своих детей от пользования мобильными телефонами;

49,1 % - такой угрозы не видят;

8,30 % - затрудняются ответить.

По мнению большинства родителей, СМИ и Интернет представляют опасность для современных детей (77,1 %) (рис. 13).

57.1 % - объясняют своим детям, что в Интернете много негативной информации, способной нанести вред;

18,3 % - считают своей обязанностью ограждать детей от негативного влияния Интернета;

17.2 % - считают, что наличие или отсутствие опасности от информации из СМИ и Интернета для ребенка, зависит от самого ребенка;

3,0 % - не видят никакой угрозы для своих детей в СМИ и Интернете;

2,7 % - затруднились с ответом.

Видят угрозу

■ Не усматривают угрозы

■ Затруднились

2,70%

17,20%

Усматривают угрозу

■ Не видят такой угрозы

■ Ставят в зависимость от ребенка

■ затруднились с ответом

Рис. 12. Распределение ответов респондентов на вопрос «На Ваш взгляд, являются ли мобильные телефоны угрозой для детей и подростков?», %

Рис. 14. Распределение ответов респондентов на вопрос «Знает ли Ваш ребенок правила безопасного поведения в Интернете?», %

Современные СМИ и Интернет, их контент вызывают обеспокоенность со стороны родителей, которые, в свою очередь, прилагают усилия по разъяснению ребенку правил безопасного поведения в Интернете. Однако вопрос об эффективности методов, применяемых в семьях, остается открытым (рис. 14).

86 % - считают, что их дети ознакомлены с правилами безопасного поведения в Интернете;

3,8 % - не интересовались этим вопросом;

3.1 % - считают, что ответственность за обучение детей правилам безопасности поведения в Интернете лежит на образовательных организациях;

7.2 % - затруднились с ответом.

Важным фактором для диагностики деструктивного влияния информационной среды на детей и подростков является изменение настроения ребенка после посещения Интернета (рис. 15).

Анализ результатов исследования показал, что:

67.6 % - не замечали перемен в настроении детей;

19.7 % - отметили тревожность и проявление агрессии в своих детях после посещения Интернета;

Рис. 13. Распределение ответов респондентов на вопрос «Как Вы считаете, представляют ли СМИ и Интернет опасность для современных детей?», %

Изменений не увидели ■ Увидели ухудшение

Рис. 15. Распределение ответов респондентов на вопрос «Замечали ли Вы изменение настроения ребенка после посещения Интернета?», %

5,3 % - заявили о наличии интернет-зависимости своих детей;

3,1 % - заявили о том, что настроение их детей улучшается от посещения Интернета;

9,6 % - затруднились с ответом.

Доверительные отношения между родителями и детьми позволяют своевременно предупредить негативные влияния со стороны Интернета. Большинство родителей, принявших участие в опросе, отметили, что дети не делятся с ними информацией о сценах насилия, эротики, порнографии, увиденных ими в СМИ и Интернете (89,5 %). Только 10,5 % опрошенных родителей знают о таких случаях со слов своих детей (рис. 16).

О том, что дети рассказывали об угрозах, поступивших в их адрес при посещении Интернета, заявили 17,1 % родителей, в то время как 79,8 % респондентов не слышали от своих детей о подобных ситуациях (рис. 17).

Социально-психологическая характеристика родителями своих детей

В оценках своих детей родители выбирали, как правило, положительные характеристики, в том числе (рис. 18):

3,80%

7,20%3^%

Знают

Не интересовались Затруднились с ответом Сняли с себя ответственность

PEDAGOGICAL SCIENCE

3,10%

■ Делятся

■ Не делятся

Рис. 16. Распределение ответов респондентов на вопрос «Рассказывал ли Вам ребенок о сценах насилия, эротики, порнографии, увиденных им в СМИ, Интернете?», %

Нет | Да

| затрудинились

Рис. 17. Распределение ответов респондентов на вопрос «Рассказывал ли Вам ребенок об угрозах, поступивших в его адрес при посещении Интернета?», %

100% 90% 80% 70% 60% 50% 40% 30% 20% 10% 0%

<if ü

Г ^ JP ж сГ ¿Г

'Г Ж ¿Р J?

ж

<*Г

■с3

.СУ

г ж * J

<4?

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Sr

еЯГ

I Да "Нет

Рис. 18. Распределение ответов респондентов на вопрос «Как вы охарактеризуете своего ребенка», %

99,2 % - «хороший»;

86.2 % - «общительный»;

78.3 % - «спокойный»;

74,9 % - «уверенный в себе»; 74 % - «обязательный»; 62,2 % - «эмоциональный»; 21,1 % - «возбудимый»; 18,6 % - «пофигист»; 12,6 % - «тревожный»; 4,9 % - «конфликтный»; 4 % - «агрессивный»;

3,6 % - способность попадать в неприятные ситуации.

91 % - родителей испытывают чувство гордости за своих детей;

7 % - считают, их ребенком можно гордиться, но только в отдельных случаях;

2 % - не готовы сказать, что испытывают чувство гордости за своих детей (рис. 19).

Вовлеченность родителей в социальные сети и чаты

Авторы [5] полагают, что для формирования эффективной информационной безопасности несовершеннолетних, родители сами должны повышать компьютерную грамотность, они должны сформировать отношение к Интернету своим личным положительным примером.

При ответе родителей на вопрос «Состоите ли Вы в каких-либо социальных сетях» 99 % ответили, что использую социальные сети. Наиболее часто упоминались такие социальные сети, как Вконтакте, Instagram, Теле-грам, Facebook, Одноклассники, TikTok - Make. Также 93,1 % родителей состоят и в школьных родительских чатах (рис. 20).

7% 2%

Чувство гордости ■ Можно гордиться в отдельных случаях Не испытывают чувство гордости

Рис. 19. Распределение ответов респондентов на вопрос «Испытываете ли Вы чувство гордости за своего ребенка»

6,90%

■ Да, состою I Нет, не состою

Рис. 20. Распределение ответов респондентов на вопрос «Состоите/состояли ли в школьных родительских чатах?», %

Отношение к совместному досугу

Более половины родителей отметили, что их семьи не всегда имеют возможность всем вместе путешествовать - 58,3 %, всегда путешествуют всей семьей треть респондентов и 8,5 % родителей не путешествует со своими детьми.

Выводы

Анализ полученных в ходе исследования результатов показал следующее:

В российских семьях превалирует воспитательный компонент женщины, хотя, главой семьи респонденты в большинстве назвали мужчину.

В большей части родители осведомлены о том, какие сайты просматривают их дети и какое количество времени они проводят на страницах Интернета. Треть родителей не усматривают ничего плохого в том, что их ребенок проводит много времени в Интернете, но в целом, большинство из них усматривают наличие угрозы для их детей со стороны информационной среды. Большинство родителей доверяют своим детям и не увидели в них отрицательных перемен от взаимодействия с Интренет-средой. Большинство родителей оценивают своих детей положительными качествами: хороший, об-

Да, часто ■ Иногда Никогда

Рис. 21. Распределение ответов респондентов

на вопрос «Часто ли Ваша семья путешествует/путешествовала вместе?», %

щительный, спокойный, обязательный, большинство родителей испытывают чувство гордости за своих детей.

В то же время, оставляет желать лучшего отношение родителей к совместному досугу с детьми: более половины респондентов отметили, что не имеют возможности часто путешествовать со своими детьми или проводить с ними иные формы досуга. Как результат, большинство родителей ответственность за обучение детей правилам безопасности поведения в Интернете возлагают на образовательные организации.

Список источников

1. Концепция информационной безопасности детей, утвержденной распоряжением Правительства РФ от 2 декабря 2015 г. № 2471-р. URL: https://www.consultant. ru/document/cons_doc_LAW_190009/f62ee45faefd8e2a11 d6d88941ac66824f848bc2/ (дата обращения: 22.11.2022).

2. Деревянченко А. А., Шалин А. П. Проблемы интернет-безопасности детей и подростков // Молодежь и молодежная политика: новые смыслы и практики. Под редакцией С. В. Рязанцева, Т. К. Ростовской. Серия «Демография. Социология. Экономика». М. : Издательство «Экон-Информ». 2019. С. 141-145.

3. Vargas Rubilar, J., Lemos, V., & Richaud, M. C. (2017). Program of parental strengthening in contexts of social vulnerability: A proposal from the school environment. [Programa de fortalecimiento parental en contextos de vulnerabilidad social: Una Propuesta desde el ámbito escol ar] Interdisciplinaria, 34(1), 157-172. Retrieved from www. scopus.com.

4. Привалов А. Н., Богатырева Ю. И., Калугина Е. С. К вопросу о снижении негативного информационного воздействия на учащихся в образовательных организациях // Молодежь. Образование. Наука. 2017. № 1-1. С. 203-207.

5. Завалишина О. В. Информационная безопасность детей в интернете: помощь родителям // Педагогический поиск. 2014. № 10-12. С. 97-99.

References

1. The concept of information security of children, approved by the Decree of the Government of the Russian Federation dated December 2, 2015 No. 2471-R. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_

LAW_190009/f62ee45faefd8e2a11d6d88941ac66824f848 bc2/ (accessed: 22.11.2022).

2. Derevyanchenko A. A., Shalin A. P. Problems of Internet safety of children and adolescents // Youth and youth policy: new meanings and practices. Edited by S. V Ryazantsev, T. K. Rostovskaya. The series «Demography. Sociology. Economy». M. : Ekon-Inform Publishing House. 2019. P. 141-145.

3. Vargas Rubilar, J., Lemos, V., & Richaud, M. C. (2017). Program of parental strengthening in contexts of social vulnerability: A proposal from the school environment. [Programa de fortalecimiento parental en contextos de vulnerabilidad social: Una Propuesta desde el ámbito escolar] Interdisciplinaria, 34(1), 157-172. Retrieved from www.scopus.com.

4. Privalov A. N., Bogatyreva Yu. I., Kalugina E. S. On the issue of reducing the negative information impact on students in educational organizations // Youth. Education. Science. 2017. № 1-1. P. 203-207.

5. Zavalishina O. V. Information security of children on the Internet: assistance to parents // Pedagogical search. 2014. No. 10-12. P. 97-99.

PEDAGOGICAL SCIENCE

Информация об авторах Ф. Г. Мышко - доктор юридических наук, доцент; С. Е. Титор - кандидат юридических наук, доцент.

Information about the authors F. G. Myshko - Doctor of Legal Sciences, Assistant Professor; S. E. Titor - Candidate of Legal Sciences, Assistant Professor.

Вклад авторов: все авторы сделали эквивалентный вклад в подготовку публикации. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Contribution of the authors: the authors contributed equally to this article. The authors declare no conflicts of interests.

Статья поступила в редакцию 30.11.2022; одобрена после рецензирования 19.01.2023; принята к публикации 15.03.2023.

The article was submitted 30.11.2022; approved after reviewing 19.01.2023; accepted for publication 15.03.2023.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.