Научная статья на тему 'РОЛЬ СЕТИ "ИНТЕРНЕТ" В СОВРЕМЕННОЙ ЖИЗНИ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ: АНАЛИЗ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ОПРОСА'

РОЛЬ СЕТИ "ИНТЕРНЕТ" В СОВРЕМЕННОЙ ЖИЗНИ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ: АНАЛИЗ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ОПРОСА Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
781
95
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОВЕДЕНИЕ ПОДРОСТКОВ В ИНТЕРНЕТЕ / ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ПОДРОСТКОВ / БЕЗОПАСНОСТЬ В ИНТЕРНЕТЕ / ИНТЕРНЕТ-РИСКИ / ДЕСТРУКТИВНЫЙ ОНЛАЙН-КОНТЕНТ / ИНФОРМАЦИОННАЯ СРЕДА / ИНФОРМАТИЗАЦИЯ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Титор С.Е.

Достижения в области технологий, выступающих основой становления современного информационного общества, привели к стремительному развитию глобальной компьютерной сети «Интернет». Интернет является средством социальной коммуникации и оказывает как положительное, так и негативное воздействие на мировое сообщество. Сегодня технологии занимают передовую позицию в жизни человека и зачастую переносят всю активность индивида в интернет-пространство, в связи с чем высокую актуальность обретает проблема защиты несовершеннолетних от деструктивного онлайн-контента. Информационная среда влияет на воспитание детей: они проводят в Интернете достаточно много времени и, используя эту возможность для игры и обучения, оказываются уязвимыми для негативного контента. Одним из следствий информатизации стало усиление роли средств массовой информации в жизни как национальных социумов, так и всего международного сообщества. Массмедиа во многом заменили реальное общение в роли основного источника адаптивно-значимой информации для жителей развитых стран и, играя роль агентов социализации, оказывают определяющее влияние на мировоззрение людей. Ввиду текущих политических, экономических, моральных и нравственных трансформаций влияние информационной среды на юных пользователей особенно велико. Результаты исследования, посвященного данному влиянию и поведению детей и подростков в онлайн-пространстве в целом, представлены в статье.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Титор С.Е.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE OF THE INTERNET IN THE MODERN LIFE OF CHILDREN AND TEENAGERS: ANALYSIS OF A SOCIOLOGICAL SURVEY

Achievements in the field of technology, which serve as the foundation of the emerging modern information society, have led to the rapid development of the Internet - a global computer network. The Internet is a mean of social communication that has both positive and negative effects on the global community. Technology has taken a leading position in people’s lives, oftentimes transferring all activities of individuals into the online environment. This is why protection of minors from destructive online content is now becoming urgent. The information environment affects children’s upbringing, as they spend a lot of time online and, by using this opportunity to play and learn, become exposed to negative content. One of the consequences of informatisation has been the increasing role of mass media in the life of both national societies and the global community as a whole. For residents of developed countries, mass media have largely replaced interpersonal communication as the main source of adaptive and meaningful information and, serving as agents of socialisation, now play the key role in forming people’s worldview. Due to current political, economic, moral, and ethical transformations, the level of influence that the information environment has on younger users, is especially high. The findings of the study devoted to the assessment of this influence as well as children and teenagers’ behavior online in general are presented in the article.

Текст научной работы на тему «РОЛЬ СЕТИ "ИНТЕРНЕТ" В СОВРЕМЕННОЙ ЖИЗНИ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ: АНАЛИЗ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ОПРОСА»

УДК 37.013.78

DOI 10.26425/1816-4277-2023-1-213-221

»

Роль сети «Интернет в современной жизни детей и подростков: анализ социологического опроса

Титор Светлана Евгеньевна

Канд. юр. наук, доц. каф. частного права ORCID: 0000-0002-5930-9972, e-mail: setitor@mail.ru

Государственный университет управления, г. Москва, Российская Федерация

Ключевые слова

Поведение подростков в Интернете, ответственность подростков, безопасность в Интернете, интернет-риски, деструктивный онлайн-контент, информационная среда, информатизация

Аннотация

Достижения в области технологий, выступающих основой становления современного информационного общества, привели к стремительному развитию глобальной компьютерной сети «Интернет». Интернет является средством социальной коммуникации и оказывает как положительное, так и негативное воздействие на мировое сообщество. Сегодня технологии занимают передовую позицию в жизни человека и зачастую переносят всю активность индивида в интернет-пространство, в связи с чем высокую актуальность обретает проблема защиты несовершеннолетних от деструктивного онлайн-контента. Информационная среда влияет на воспитание детей: они проводят в Интернете достаточно много времени и, используя эту возможность для игры и обучения, оказываются уязвимыми для негативного контента. Одним из следствий информатизации стало усиление роли средств массовой информации в жизни как национальных социумов, так и всего международного сообщества. Масс-медиа во многом заменили реальное общение в роли основного источника адаптивно-значимой информации для жителей развитых стран и, играя роль агентов социализации, оказывают определяющее влияние на мировоззрение людей. Ввиду текущих политических, экономических, моральных и нравственных трансформаций влияние информационной среды на юных пользователей особенно велико. Результаты исследования, посвященного данному влиянию и поведению детей и подростков в онлайн-пространстве в целом, представлены в статье.

Для цитирования: Титор С.Е. Роль сети «Интернет» в современной жизни детей и подростков: анализ социологического опроса // Вестник университета. 2023. № 1. С. 213—221.

© Титор С.Е., 2023.

Статья доступна по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0. всемирная (http://creativecommons.org/licenses/by/4.0/).

The role of the Internet in the modern life of children and teenagers: analysis of a sociological survey

Svetlana E. Titor

Cand. Sci. (Jur.), Assoc. Prof. at the Private Law Department ORCID: 0000-0002-5930-9972, e-mail: setitor@mail.ru

State University of Management, Moscow, Russia

Abstract

Achievements in the field of technology, which serve as the foundation of the emerging modern information society, have led to the rapid development of the Internet — a global computer network. The Internet is a mean of social communication that has both positive and negative effects on the global community. Technology has taken a leading position in people's lives, oftentimes transferring all activities of individuals into the online environment. This is why protection of minors from destructive online content is now becoming urgent. The information environment affects children's upbringing, as they spend a lot of time online and, by using this opportunity to play and learn, become exposed to negative content. One of the consequences of informatisation has been the increasing role of mass media in the life of both national societies and the global community as a whole. For residents of developed countries, mass media have largely replaced interpersonal communication as the main source of adaptive and meaningful information and, serving as agents of socialisation, now play the key role in forming people's world-view. Due to current political, economic, moral, and ethical transformations, the level of influence that the information environment has on younger users, is especially high. The findings of the study devoted to the assessment of this influence as well as children and teenagers' behavior online in general are presented in the article.

Keywords

Teenagers' online behaviour, responsibility of teenagers, Internet safety, online risks, destructive online content, information environment, informatization

For citation: Titor S.E. (2023) The role of the Internet in the modern life of children and teenagers: analysis of a sociological survey. Vestnik universiteta, no. 1, pp. 213—221.

© Titor S.E., 2023.

This is an open access article under the CC BY 4.0 license (http://creativecommons.org/licenses/by/4.0/).

ВВЕДЕНИЕ

Социологическое исследование, посвященное влиянию деструктивной информационной среды на детей п подростков, проводилось августе — сентябре 2022 г. В блоке «Роль Интернета в современной жизни детей п подростков» приняли участие 26 580 респондентов в возрасте от 6 до 18 лет. Исследование в форме опроса охватило значительное количество населенных пунктов: в Пермском крае — Пермь, в Тверской области — Тверь, Старицу, Кимры, Красный Холм, д. Захоломье, Калязпн, с. Редкпно, Торо-пец; в Самарской области — Жпгулевск, Чапаевск, Новокуйбышевск; в Оренбургской области — Оренбург, Бузулук; в Республике Бурятии — Северобайкальск, Улан-Удэ; в Республике Мордовии — Саранск, Атемар; в Ханты-Мансийском автономном округе — Югре — Сургут; в Саратовской области — Саратов, Пугачев; в Белгородской области — Белгород; в Республике Чувашии — Чебоксары; в Новосибирской области — Новосибирск; в Волгоградской области — Волгоград; в Воронежской области — Воронеж; в Курской области — Курск; в Ярославской области — Ярославль; в Липецкой области — Липецк; в Республике Татарстан — Казань; в Брянской области — Брянск; в Ростовской области — Ростов; в Мурманской области — Мурманск и т. д. Исследование проводилось путем адресной рассылки специально разработанной анкеты, размещенной на сервисе «Яндекс.Формы».

АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ

СОЦИАЛЬНЫМ ПОРТРЕТ РЕСПОНДЕНТОВ

В социологическом опросе приняли участие 26 162 респондента: подростки в возрасте 14—18 лет (86,7 % от общего числа респондентов), подростки в возрасте 11—13 лет (10,4 %) и дети младше 11 лет (2,9 %). Распределение респондентов представлено на рисунке 1.

В исследовании приняли участие дети и подростки, обучающиеся в колледжах и техникумах (43,8 % опрошенных), старшей школе (21,2 %), средней школе (31,7 %), начальной школе (2,6 %) и вузах (0,7 %). Данное распределение наглядно представлено в виде диаграммы (рис. 2).

10,4 % 2,6 %

2,9 %

86,7 %

■ 14-18 лет (?) | 11-13 лет (2) I младше 11 лет (3) Составлено автором по материалам исследования

Рис. 1. Распределение респондентов по возрасту

21,2 %

Г" 0,7 %

31,7 %

43,8 %

■ Колледж (!) Ш Старшая школа (3) Вузы (5)

■ Средняя школа (2) ■ Начальная школа (4) Составлено автором по материалам исследования

Рпс. 2. Распределение респондентов по уровню обучения

По данным Министерства здравоохранения Российской Федерации [1] и Федеральной службы государственной статистики (далее — Росстат) [2], наибольшему влиянию деструктивной информационной среды подвержены подростки в возрасте старше 14 лет. Согласно информации, опубликованной Росстатом [2], в 2017 г. показатель частоты завершенных суицидов несовершеннолетних в возрасте 10— 14 лет был равен 1,6 на 100 000 человек, что в 2 раза больше значения среднемирового показателя. Среди лиц в возрасте 15—19 лет значение составило 8,4 на 100 000 человек (на 13,5 % больше, чем во всем мире). В сельской местности показатель был равен 2,3 на 100 000 населения, что превышает показатель

в городах почти в 3 раза (0,8 на 100 ООО человек). В 2018 г. количество завершенных суицидов среди несовершеннолетних составило 788. В 2019 г. пытался совершить самоубийство каждый 12-й несовершеннолетний в возрасте 13—17 лет. В 2020 г. количество суицидов увеличилось в 3 раза [3].

Исследователи подчеркивают, что роль семьи в развитии личности несовершеннолетнего крайне велика [4]. Большинство детей и подростков, принявших участие в исследовании, а именно 76,3 %, указали, что воспитываются в полных семьях (табл. 1). Так, 51,3 % респондентов ответили, что проживают в расширенных семьях, то есть вместе с бабушками/дедушками, братьями/сестрами; 18,9 % — что воспитываются в нуклеарных семьях, то есть с обоими родителями, а также братьями/сестрами; 6,1 % опрошенных заявили, что являются единственным ребенком в полной семье.

Чуть менее четверти опрошенных (23,7 %) заявили, что воспитываются в неполной семье или другими родственниками. Дети и подростки указывали, что проживают с мамой, бабушками/дедушками, сестрами/братьями (13,6 %), только мамой (5,8 %), другими родственниками (2,3 %), папой, бабушками/дедушками, сестрами/братьями (1,4 %), только папой (0,6 %).

Таблица 1

Распределение респондентов по полноте и составу семьи

Тип семьи по полноте Состав семьи, в которой проживает респондент Доля респондентов, %

Полная Расширенная семья: оба родителя, бабушки/дедушки, братья/сестры 51,3

Нуклеарная семья: оба родителя, братья/сестры 18,9

Оба родителя 6,1

11того 76,3

Неполная Большая семья без папы: мама, бабушки/дедушки, братья/сестры 13,6

Только мама 5,8

Другие родственники 2,3

Большая семья без мамы: папа, бабушки/дедушки, братья/сестры 1,4

Только папа 0,6

11того 23,7

Большинство респондентов имели удовлетворительные условия проживания: дети и подростки указали, что живут в квартирах родителей (51,1 %), частных домах (34,6 %), общежитиях (7,2 %) или снимают жилье (7,1 %). Соответствующие результаты опроса представлены на рисунке 3.

Что касается материального положения семьи, более половины респондентов (70,9 %) охарактеризовали уровень семейного дохода как средний: 56,6 % семей могут без труда приобретать товары длительного пользования, но с трудом покупают действительно дорогие вещи; у 14,3 % семей денег «хватает на продукты и одежду, но покупка вещей длительного пользования является... проблемой». По мнению 13,8 % респондентов, пх семьи могут позволить себе достаточно дорогие покупки — автомобиль, дачу и т.п. При этом

Составлено автором но материалам исследования 7,1 %

7,2 %

34,6 %

51,1 °/с

■ Квартира (/) Общежитие (3)

■ Частный дом (2) Ш Съемное жилье (4) Составлено автором по материалам исследования

Рпс. 3. Распределение респондентов в зависимости от условий проживания

5,1 % опрошенных отметили, что находятся в бедственном положении: «...недостаточно средств для нормального проживания, денег не хватает на покупку одежды, предметов необходимости»: 1,1 % респондентов указали, что «едва сводят концы с концами». Затруднились с оценкой уровня дохода своей семьи 10,2 % (табл. 2).

Таблица 2

Уровень семейного дохода респондентов

Ответ на вопрос об уровне семейного дохода Доля респондентов, %

Достаток выше среднего 13,8

Средний достаток 70,9

Недостаточно средств 5,1

Затруднились ответить 10,2

91 %

ПОВЕДЕНИЕ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ В СЕТИ «ИНТЕРНЕТ»

Сеть «Интернет» (далее — Интернет) является неотъемлемой частью жизни современных детей и подростков. Почти все дети в возрасте от 6 лет используют Интернет, например через мобильный телефон, компьютер или планшет. Следовательно, им крайне важно понимать, с какими угрозами и опасностями можно столкнуться в сети, и уметь вести себя в сложных, непривычных ситуациях. В этой связи актуальным становится вопрос о знаниях и навыках безопасного поведения в интернет-среде. Результаты проведенного исследования показали, что 83 % опрошенных (возраст большинства составлял 12 и более лет) знают правила безопасного поведения в Интернете и при его использовании стараются не раскрывать личную информацию, например имена и должности родителей, адреса, коды банковских карт, пароли от социальных сетей. В то же время 3 % респондентов в возрасте 6—9 и 15—16 лет не считают необходимым использование мер предосторожности в Интернете. Не имеет никакого представления о безопасном поведении в Интернете 1 % участников опроса.

Респонденты признают опасность онлайн-сре-ды (36 %) п отмечают, что «если... будут вести себя в Интернете осторожно, не посещать подозрительные сайты, то опасность для них Интернет представлять не будет» (61 %). Только 2 % опрошенных не видят в Интернете опасности для себя в будущем п сейчас, в то время как доля респондентов, не знающих, может ли Интернет быть опасен для них, составляет 1 %.

Из результатов опроса следует, что большинство детей п подростков осознают риски, видят опасность, которую таит в себе интернет-среда,

и знают правила безопасного поведения [5]. Стоит

г Ш Знают об ответственности (7)

обратить внимание на то, что среди опрошенных, 4 '

г т т г Ш Не знают об ответственности (2)

не признающих небезопасность Интернета, были 7

~ п * п/ г- Возлагают ответственность на родителей (3)

дети из неполных семей. 91 % респондентов сооо- г 7

щплп, что осведомлены о личной ответственности Составлено автором но материалам исследования

за свое поведение, в том числе поведение в Интер- Рис. 4. Распределение ответов респондентов нете; 3 % считают, что за их действия отвечают на вопрос: «Знаешь ли ты что-то об ответственности родители; 6 % опрошенных не знают о своей от- за свое поведение, в том числе в Интернете?» ветственностп за поведение в Интернете (рис. 4).

Современные дети и подростки проводят в Интернете достаточно много времени (табл. 3): 26 % опрошенных — более 5 часов в день, 24 % — от 4 до 5 часов, 20 % — от 2 до 4 часов, 12,5 % — менее 2 часов, п 17,5 % затруднились с ответом.

Таблица 3

Время, проводимое несовершеннолетними в сети «Интернет» ежедневно

Ответ на вопрос о количестве времени, проводимого в Интернете Доля респондентов, %

Более 5 часов 26,0

4—5 часов 24,0

2-4 часов 20,0

Менее 2 часов 12,5

Затрудняюсь ответить 17,5

Составлено автором по материалам исследования

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Таким образом, результаты опроса свидетельствуют о значительной вовлеченности детей и подростков в виртуальную среду. Почти половина опрошенных проводят в Интернете более 4 часов в день (табл. 3). Представители данного поколения являются активными пользователями социальных сетей. Так, 76 % респондентов сообщили, что зарегистрированы в нескольких социальных сетях и родителям об этом известно, а 18 % указали, что пользуются социальными сетями, но не сообщают об этом родителям и считают регистрацию на подобных платформах своим личным делом. Сами родители регистрируют своих детей в 2,5 % случаев. Не интересуются социальными сетями 3,5 % опрошенных.

Более половины респондентов заявили, что открывают любые сайты на свое усмотрение (55 %); 13 % используют Интернет только для учебы; в 7 % случаев родители респондентов полностью контролируют контент, просматриваемый детьми, и присутствуют при использовании Интернета; 5 % подростков советуются с родителями или другими старшими родственниками о том, что лучше посмотреть в Интернете, причем возраст данной группы респондентов — до 14 лет.

Осознают п признают свою зависимость от Интернета 19 % опрошенных, однако они полагают, что в настоящее время их чрезмерное увлечение Интернетом — не более чем хобби. При этом 82 % респондентов считают, что родители полностью им доверяют и не контролируют их пользование Интернетом; 14 % опрошенных знают, что родители контролируют их действия в онлайн-пространстве; 4 % заявили, что умело скрывают, какие страницы просматривают в Интернете, несмотря на попытки родители установить контроль (рис. 5).

Любопытно и то, связаны ли с использованием Интернета какие-либо расходы опрошенных. В основном дети и подростки стараются не тратить своп карманные деньги на онлайн-развлече-ния (65,8 %). При этом 20,6 % респондентов тратят своп средства изредка, 2 % — регулярно, 5,4 % опрошенных подростков, наоборот, пытаются заработать через Интернет, а не имеют карманных денег 5,2 % респондентов.

Итак, большинство детей и подростков имеют возможность свободно пользоваться Интернетом п просматривать любой контент: родители фактически не контролируют время использования и содержание сайтов, посещаемых респондентами.

Проводя длительное время в Интернете, ребенок так или иначе столкнется с неприятными изображениями или схожим контентом, объем которого неуклонно растет [6]. По результатам опроса, 72 % респондентов уже встречались с нежелаемым содержанием сайтов (рис. 6).

Многие участники опроса отметили, что старались не реагировать на негативную информацию,

14 %

2 \ / 1

82 %

Н Контроль отсутствует (/) Н Контроль присутствует (2)

Присутствует слабый контроль (3)

Составлено автором по материалам исследования

Рис. 5. Распределение ответов респондентов на вопрос: «Контролируют ли родители, как ты используешь Интернет?»

не замечать ее (60 %). Четверть опрошенных признались, что смотрели сцены, содержащие насилие и оскорбления, а 7 % получалп и принимали приглашения вступить в группы с соответствующим содержанием. В то же время 8 % опрошенных однозначно заявили, что сознательно не просматривают деструктивные сайты и картинки: подобный контент не интересен данной группе (табл. 4).

Таблица 4

Реакция несовершеннолетних на деструктивный интернет-контент

Реакция респондентов Доля респондентов, %

Не реагировали 60

Не проявили интереса 8

Смотрели сцены, содержащие насилие и оскорбления 25

Проявили интерес к негативной 7

информации

Составлено автором по материалам исследования

| Не встречали (/) | Встречали (2)

Составлено автором по материалам исследования

Рис. 6. Распределение ответов респондентов на вопрос: «Приходилось ли встречаться с неприятным содержанием сайтов, картинок в Интернете?»

Почти половина респондентов (47 %) заявили, что в Интернете им предлагали попробовать запрещенные вещества, наркотики, сигареты, алкоголь или заработать, распространяя информацию о подобных объектах (рис. 7).

Большинство респондентов, сталкивавшихся с подобными негативными предложениями в Интернете, не заинтересовались ими (81 %). Однако 14 % опрошенных признались, что обращали внимание на предложения заработать, распространяя информацию о запрещенных веществах, наркотиках, сигаретах, алкоголе, а 5 % заинтересовались тем, что п зачем предлагают, и пытались получить более подробную информацию (табл. 5).

Таблица 5

Реакция несовершеннолетних на предложения попробовать запрещенные и вредные вещества или заработать, распространяя информацию о них

Реакция респондентов Доля респондентов, %

Не заинтересовались 81

Проявили интерес 5

Обратили внимание 14

47 %

Г к / / 1

53 %

| Не встречали (/) Щ Встречали (2)

Составлено автором по материалам исследования

Рис. 7. Распределение ответов респондентов на вопрос: «Встречались ли в Интернете предложения попробовать запрещенные вещества, наркотики, сигареты, алкоголь или заработать, распространяя информацию о них?»

Составлено автором по материалам исследования

Встречались с угрозами и унижением со стороны знакомых из Интернета 28 % респондентов, а 14 % подростков, заявили, что осознают возможность возникновения подобных ситуаций и стараются их избегать (табл. 6).

Те дети и подростки, которые столкнулись с угрозами в свой адрес, используя Интернет, реагировали следующим образом: 50 % респондентов решили проблему самостоятельно, 38 % не отнеслись к угрозам серьезно, 9 % рассказали об угрозах родителям, старшим или учителям, а 3 % серьезно опасаются поступивших угроз (табл. 7).

Таблица 6

Унижение и угрозы по отношению к несовершеннолетним со стороны их знакомых

из Интернета

Ответ на вопрос об угрозах в Интернете Доля респондентов, %

Не встречали угрозы 58

Избегали таких угроз 14

Встречались с угрозами 28

Составлено автором по материалам исследования

Таблица 7

Реакция несовершеннолетних на угрозы и унижения, поступавшие из Интернета

Реакция респондентов Доля респондентов, %

Решают проблемы самостоятельно 50

Не отнеслись к угрозам серьезно 38

Поставили в известность родителей 9

Опасаются угроз 3

Составлено автором по материалам исследования

Таким образом, используя Интернет, дети и подростки сталкиваются с деструктивным контентом: неприятными картинками и другим нежелаемым содержанием сайтов (72 %), предложениями попробовать запрещенные вещества, наркотики, сигареты, алкоголь или заработать, распространяя информацию о подобных объектах (47 %), унижением и угрозами по отношению к себе и своим родственникам (28 %). Респонденты по-разному реагируют на подобный контент, но, как правило, стараются либо не замечать его, либо всячески избегать. Однако анализ результатов опроса также выявил у некоторого числа детей и подростков склонность вовлекаться в девиантные и делинквентные формы поведения, связанные с желанием заработать, попробовать запрещенные вещества, чувством страха, просмотром сцен насилия и т.д. Значительную часть данной группы респондентов составили подростки старше 14 лет, воспитывающиеся в семьях, испытывающих материальные трудности.

ЦЕННОСТИ, ТРАНСЛИРУЕМЫЕ ИНТЕРНЕТОМ

В современном обществе усиливается социокультурное влияние Интернета. Дети и подростки вовлечены в онлайн-пространство, и формат получаемых им знаний и информации принципиально отличается от прежнего. Как результат прогрессивного развития, Интернет предлагает уникальные возможности, имеет серьезные перспективы, и в то же время его социокультурная среда содержит определенные риски для системы традиционных ценностей [7].

Отвечая на вопрос о том, какие ценности пропагандируются в Интернете, 78,8 % подростков в возрасте от 14 лет признали, что в Интернете распространяются и негативные ценности, причем 5,6 % опрошенных полагают, что зачастую пропагандируется насилие, агрессия, «неправильная» жизнь. Однако 11 % респондентов не видят ничего плохого в онлайн-пространстве, а 4,6 % считают, что современный Интернет учит жить, зарабатывать и не важно, как именно.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, современные дети и подростки активно используют онлайн-пространство, и в ближайшее время их вовлеченность будет только расти. Юные пользователи осознают, что данная среда разнородна, а ценности, транслируемые в ее пределах, могут носить деструктивный характер. В то же время существует риск влияния подобных негативных ценностей на тех пользователей, которые не признают наличие угроз в Интернете и характеризуются низким уровнем рефлексии в отношении медиасреды. Среди детей и подростков наблюдается желание попробовать нечто новое, находящееся под запретом.

Юные пользователи осведомлены как о личной ответственности за поведение в Интернете, так и об ответственности, которую несут их родители. Однако у опрошенных не сформировано четкое представление о том, что именно является противоправным действием и может причинить ущерб. Важно отметить, что онлайн-среда выступает фактором, провоцирующим проявления девиантного, делинквентного поведения в молодежной среде: насилия, драк, нецензурной брани и т.д.

Библиографический список

1. Министерство здравоохранения Российской Федерации. Письмо Министерства здравоохранения РФ от 06.03.2020 № 15-2/И/2-2645 «О методическихрекомендациях „Суицидальное поведение несовершеннолетних (,профилактические аспекты)"». https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/74231984/#review (дата обращения: 08.11.2022).

2. Федеральная служба государственной статистики. Информация о социально-экономическом положении России. Январь — март 2020 года. https://rosstat.gov.ru/storage/mediabank/oper-03-2020.pdf (дата обращения: 08.11.2022).

3. Макашева М.Н. Сеть интернет и общая оценка ее влияния на личность несовершеннолетнего. Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. 2021;91:102-109. https://doi.org/10.35750/2071-8284-2021-3-102-109

4. Vargas Rubilar J., Lemos V., Richaud M.C. Programa de fortalecimiento parental en contextos de vulnerabilidad social: Una propuesta desde el ámbito escolar. Interdisciplinaria. 2017;34(1):157-172.

5. Романова Е.Н. Современные средства обеспечения безопасности детей в киберпространстве. Ученые записки ИУО РАО. 2017;64:125-128.

6. Кравченко Н.В. Влияние информационных интернет-ресурсов на современных подростков и молодежь. В кн.: Кобзарь П.Е. (общ. ред.) Трансформация войны в условиях глобализации мира: материалы Всерос. науч. конф. с международ. участием, Омск, 23 апреля 2021 г. Омск: Филиал Военной академии материально-технического обеспечения имени генерала армии А.В. Хрулёва Министерства обороны Российской Федерации в г. Омске; 2021. С. 152-157.

7. Исмаилова Н.П. Цифровизация образовательного процесса и обеспечение информационно-психологической безопасности. Мир науки, культуры, образования. 2020;80:61-62. https://doi.org/10.24411/1991-5497-2020-00025

References

1. Ministry of Health of the Russian Federation. Letter of the Ministry of Health of the Russian Federation No. 15-2/I/2-2645 dated 6 March 2020 "On methodological recommendations 'Suicidal behavior of minors (preventive aspects)'". https://wwwgarant.ru/products/ ipo/prime/doc/74231984/#review (accessed 08.11.2022).

2. Federal State Statistics Service. Information on Russia's socio-economic state. January—March 2020. https://rosstat.gov.ru/storage/ mediabank/oper-03-2020.pdf (accessed 08.11.2022).

3. Makasheva M.N. The Internet and general assessment of its impact on the personality of a minor. Vestnik of the St. Petersburg University of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 2021;91:102-109. https://doi.org/10.35750/2071-8284-2021-3-102-109

4. Vargas Rubilar J., Lemos V., Richaud M.C. Programa de fortalecimiento parental en contextos de vulnerabilidad social: Una propuesta desde el ámbito escolar (Program of parental strengthening in contexts of social vulnerability: A proposal from the school environment). Interdisciplinaria, 2017;34(1):157-172. (In Spanish).

5. Romanova E.N. Modern means of ensuring the safety of children in cyberspace. Scientific notes of IME RAE. 2017. 2017;64:125-128.

6. Kravchenko N.V Impact of Internet resources on modern teens and youth. In: Kobzar P.E. (ed.) War's Transformation in the Conditions of World Globalization: Proceedings of the All-Russian Scientific Conference with International Participation, Omsk, April 23, 2021. Omsk: Branch of Federal State-Owned Military School of Higher Professional Education "Khrulev Military Academy of Logistics" of the Ministry of Defense of the Russian Federation in Omsk; 2021. P. 152-157.

7. Ismailova N.P. Digitalization of the educational process and ensuring information and psychological security. The world of science, culture and education. 2020;80:61-62. https://doi.org/10.24411/1991-5497-2020-00025

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.