Научная статья на тему 'СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПОРТРЕТ СОВРЕМЕННОГО ПОДРОСТКА (АНАЛИЗ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ОПРОСА)'

СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПОРТРЕТ СОВРЕМЕННОГО ПОДРОСТКА (АНАЛИЗ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ОПРОСА) Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
592
93
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИЕ / СЕТЬ «ИНТЕРНЕТ» / СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ ПОРТРЕТ ПОДРОСТКА / ПСИХОЛОГО-ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ ПОДРОСТКА / СЕМЬЯ / ЦЕННОСТИ ПОДРОСТКА

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Титор С. Е.

Подростковый возраст традиционно относят к периоду жизни от 11-12 лет до 14-15 лет. Основное противоречие подросткового возраста заключается в том, что подросток хочет быть взрослым, хочет, чтобы окружающие относились к нему как ко взрослому, однако сам он подлинной взрослости не ощущает. Эти проблемы зачастую провоцируются негативной информацией интернет-среды. В рамках изучения влияния деструктивной информационной среды на несовершеннолетних проведено социологическое исследование. Исследование проводилось методом анонимного опроса подростков различных социальных групп. По результатам социологического опроса автором составлен протрет современного подростка, обозначены проблемы внешней среды, в которой он воспитывается.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIO-PSYCHOLOGICAL PORTRAIT OF A MODERN TEENAGER (SOCIOLOGICAL SURVEY ANALYSIS)

Adolescence is traditionally attributed to the period of life from 11-12 to 14-15 years. The main contradiction of adolescence is that a teenager wants to be an adult, wants others to treat him as an adult, however, he himself does not feel genuine adulthood. These problems are often provoked by negative information from the internet environment. As part of the study of destructive information environment impact on minors, a sociological study was conducted. It was conducted by anonymous survey of adolescents of various social groups. According to the results of a sociological survey, the author drew a portrait of a modern teenager, identified the problems of the external environment in which he (she) is brought up.

Текст научной работы на тему «СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПОРТРЕТ СОВРЕМЕННОГО ПОДРОСТКА (АНАЛИЗ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ОПРОСА)»

УДК 37.013.78

DOI 10.26425/1816-4277-2023-4-189-198

Социально-психологический портрет современного подростка (анализ социологического опроса)

Титор Светлана Евгеньевна

Канд. юрид. наук, доц. каф. частного права ORCID: 0000-0002-5930-9972, e-mail: [email protected]

Государственный университет управления, г. Москва, Россия

Аннотация

Подростковый возраст традиционно относят к периоду жизни от 11—12 лет до 14—15 лет. Основное противоречие подросткового возраста заключается в том, что подросток хочет быть взрослым, хочет, чтобы окружающие относились к нему как ко взрослому, однако сам он подлинной взрослости не ощущает. Эти проблемы зачастую провоцируются негативной информацией интернет-среды. В рамках изучения влияния деструктивной информационной среды на несовершеннолетних проведено социологическое исследование. Исследование проводилось методом анонимного опроса подростков различных социальных групп. По результатам социологического опроса автором составлен протрет современного подростка, обозначены проблемы внешней среды, в которой он воспитывается.

Ключевые слова

Несовершеннолетние, сеть «Интернет», социологический портрет подростка, психолого-эмоциональное состояние подростка, семья, ценности подростка

Для цитирования: Титор С.Е. Социально-психологический портрет современного подростка (анализ социологического опроса) // Вестник университета. 2023. № 4. С. 189—198.

© Титор С.Е., 2023.

Статья доступна по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0. всемирная (http://creativecommons.org/licenses/by/4.0/).

BeemnuK ynmepcumema № 4, 2023

Socio-psychological portrait

of a modern teenager (sociological survey analysis)

Svetlana E. Titor

Cand. Sci. (Jur.), Assoc. Prof. at the Private Law Department ORCID: 0000-0002-5930-9972, e-mail: [email protected]

State University of Management, Moscow, Russia

Abstract

Adolescence is traditionally attributed to the period of life from 11—12 to 14—15 years. The main contradiction of adolescence is that a teenager wants to be an adult, wants others to treat him as an adult, however, he himself does not feel genuine adulthood. These problems are often provoked by negative information from the internet environment. As part of the study of destructive information environment impact on minors, a sociological study was conducted. It was conducted by anonymous survey of adolescents of various social groups. According to the results of a sociological survey, the author drew a portrait of a modern teenager, identified the problems of the external environment in which he (she) is brought up.

For citation: Titor S.E. (2023) Socio-psychological portrait of a modern teenager (sociological survey analysis). Vestnik universiteta, no. 4, pp. 189—198.

Keywords

Minors, Internet, sociological portrait of a teenager, psychological state of a teenager, emotional state of a teenager, family, teenage values

© Titor S.E., 2023.

This is an open access article under the CC BY 4.0 license (http://creativecommons.org/licenses/by/4.0/).

ВВЕДЕНИЕ

Социологическое исследование, посвященное влиянию деструктивной информационной среды на детей и подростков, проводилось августе—сентябре 2022 г. В исследовательском блоке «Роль Интернета в современной жизни детей и подростков» приняли участие 26 580 респондентов в возрасте от 6 до 18 лет. Географический охват опроса — 28 населенных пунктов (Пермский край — Пермь; Тверская область — Тверь, Старица, Кимры, Красный холм, Захоломье, Калязин, Редкино, Торопец; Самарская область — Жи-гулевск, Чапаевск, Новокуйбышевск; Оренбургская область — Оренбург, Бузулук; Республика Бурятия — Северобайкальск, Улан-Удэ; Республика Мордовия — Саранск, Атемар; Ханты-Мансийский автономный округ — Югра, Сургут; Саратовская область — Саратов, Пугачев; Белгородская область — Белгород; Республика Чувашия — Чебоксары; Новосибирская область — Новосибирск; Волгоградская область — Волгоград; Воронежская область — Воронеж; Курская область — Курск; Ярославская область — Ярославль; Липецкая область — Липецк; Республика Татарстан — Казань; Брянская область — Брянск; Ростовская область — Ростов, Мурманская область — Мурманск и другие). Исследование проводилось по специально разработанной анкете, размещенной на сервисе Яндекс.Формы путем адресной рассылки анкеты.

МЕТОДОЛОГИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

СОЦИАЛЬНЫЙ ПОРТРЕТ РЕСПОНДЕНТОВ

В социологическом опросе приняли участие 26 580 респондентов следующих возрастных групп (табл. 1).

Таблица 1

Распределение респондентов по возрасту

Подростки от 14 до 18 лет, % Подростки от 11 до 13 лет, % Дети младше 11 лет, %

86,7 10,4 2,9

Составлено автором по материалам исследования

Место обучения респондентов, принявших участие в исследовании, отражено в таблице 2.

Таблица 2

Распределение респондентов по уровню обучения

Образовательное учреждение Доля респондентов, %

Вуз 0,7

Колледж/техникум 43,8

Старшая школа 21,2

Средняя школа 31,7

Начальная школа 2,6

Составлено автором по материалам исследования

Большинство детей и подростков, принявших участие в исследовании, воспитывались в полных семьях (76,3 %). Состав семей опрошенных подростков проанализирован в таблице 3.

Таблица 3

Распределение респондентов в зависимости от полноты семьи

Состав семьи Процентное соотношение ответов респондентов, %

Семьи, совместно с бабушками / дедушками, братьями / сестрами 51,3

Нуклеарные семьи, с обоими родителями, а также братьями / сестрами 18,9

Вестник университета № 4, 2023

Окончание табл. 3

Состав семьи Процентное соотношение ответов респондентов, %

Опрошенные подростки являются единственным ребенком в полных семьях 6,1

Опрошенные подростки проживают с мамами, бабушками / дедушками, сестрами / братьями 13,6

Воспитываются только мамами 5,8

Воспитывают другие родственники 2,3

Воспитываются папами, бабушками / дедушками, сестрами / братьями 1,4

Воспитываются только папами 0,6

Составлено автором по материалам исследования

Большинство респондентов имели удовлетворительные условия проживания, распределение респондентов по условиям проживания отражено в таблице 4.

Таблица 4

Распределение респондентов в зависимости от условий проживания

Условия проживания Распределение ответов респондентов, %

Проживают в собственных квартирах родителей 51,1

Проживают в частных домах 34,6

Проживают в общежитиях 7,2

Проживают в съемном жилье 7,1

Составлено автором по материалам исследования

Материальное положение своих семей большинство респондентов (70,9 %) охарактеризовало на уровне «среднего достатка»: 56,6 % семей могут без труда приобретать вещи длительного пользования, но затруднительно приобретать действительно дорогие вещи, у 14,3 % семей денег «хватает на продукты и одежду, но покупка вещей длительного пользования является проблемой». По мнению 13,8 % респондентов, их семьи могут позволить себе достаточно дорогие покупки — автомобиль, дачу и многое другое. Однако 5,1 % отметили, что находятся в бедственном положении: «недостаточно средств для нормального проживания, денег не хватает на покупку одежды, предметов необходимости», причем 1,1 % из них указали, что семьи «едва сводят концы с концами». Затруднились с оценкой доходности своих семей 10,2 % респондентов (табл. 5).

Таблица 5

Распределение респондентов в зависимости от уровня семейного дохода

Размер достатка Процентное соотношение ответов респондентов, %

Выше среднего 14

Средний достаток 71

Недостаточно средств 5

Затруднились с ответом 10

Составлено автором по материалам исследования

ПСИХОЛОГО-ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ РЕСПОНДЕНТОВ

Характеризуя свое сегодняшнее состояние, большинство респондентов отметили, что испытывают чувства уверенности и безопасности, удовлетворенности собой и жизнью в целом, а также надежды на свое будущее (рис. 1).

я

0 е

U

1

ь с

£

5

к

6

CQ

Страх, отчаяние Возмущение, гнев Тревога

Безразличие Растерянность

Надежда

Чувство удовлетворенности Уверенность, безопасность

0

3,8

4,8 5,4

6,7

11,7

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

15,5

22,5

10

-1—

15

-1—

20

25

Доля респондентов, %

Составлено автором по материалам исследования

Рис. 1. Распределение ответов на вопрос «Каким из перечисленных чувств ты можешь охарактеризовать свое сегодняшнее состоянии?»

29,9

30

Дети и подростки, в силу социально-психологических возрастных особенностей, испытывают чувства агрессии, раздражения. Наиболее типичной реакцией является нецензурная брань. В частности (рис. 2):

- 58,4 % респондентов могут про себя нецензурно выругаться;

- 42,7 % респондентов произносят нецензурные слова вслух;

- 21,7 % респондентов готовы ударить в состоянии раздражения;

- 7,7 % респондентов испытывают желание сделать больно близким;

- 7,1 % респондентов могут плюнуть.

Хотелось сделать больно близким

Могу плюнуть

§

В -

р

о Могу ударить / Ударил

3

И -

§ Ругался нецензурно р

^ не вслух

Ругался нецензурно

92,3 7 7

92,9 7 1

78,3 21 7

41,6 58,4

57,3 427

i i i i

20

40 60

Доля респондентов, %

80

100

| Нет (1)

Да

Составлено автором по материалам исследования

Рис. 2. Распределение ответов на вопрос «Испытывал(а) ли когда-нибудь чувство агрессии

и раздражения, как проявлялось?»

1

2

0

Дети и подростки — особая демографическая группа, представители которой находятся на пути активного физиологического и психического развития. Для этого возраста характерны частые смены настроения, обидчивость, которые оказывают влияние на адаптацию в обществе, построение коммуникативных связей. Так, по результатам опроса, 38,3 % молодых людей в возрасте от 12 лет считают себя обидчивыми (рис. 3).

61,7 %

38,3 %

| Обидчив(а) (1) И Не обидчив(а) (2) Составлено автором по материалам исследования

Рис. 3. Распределение ответов на вопрос «Ты обидчивый человек?»

Далее рассмотрим распределение ответов на вопрос: «Легко ли тебя довести до слез?» (табл. 6).

Таблица 6

Распределение ответов на вопрос «Легко ли довести тебя до слез?»

Варианты ответов Распределение ответов респондентов, %

Считают, что их легко довести до слез 33,5

Ответили, что довести до слез их можно, но редко 30,5

Считают, что их можно довести до слез отчасти, то есть не до конца 21,5

Полагали обратное 14,5

Составлено автором по материалам исследования

12,4 %

■ч

87,6 %

28,8 %

■ Да (/) ■ Нет (2)

Составлено автором по материалам исследования

Рис. 4. Распределение ответов на вопрос «Когда с тобой поступают несправедливо, отстаиваешь ли ты свои права?»

И Да (1) ■ Нет (2) ■ Редко (3)

Составлено автором по материалам исследования

Рис. 5. Распределение ответов на вопрос «Родитель или любой взрослый человек часто ругал, оскорблял или унижал тебя?»

Подростки остро чувствуют несправедливость по отношению к себе и другим. Так, 87,6 % респондентов заявили, что всегда отстаивают и готовы отстаивать свои права на справедливость. О том, что не видят в этом смысла и не готовы отстаивать свои права на справедливость, заявили 12,4 % (рис. 4).

Как правило, дети, принявшие участие в опросе, не испытывали оскорблений, унижений со стороны родителей или других взрослых людей. Отметили, что их редко, но все же ругали, оскорбляли или унижали, 28,8 % опрошенных. Это свидетельствует о том, что дети и подростки находятся в удовлетворительном социально-психологическим климате.

Настораживает тот факт, что 27,1 % детей и подростков испытывали чувство своей ненужности, отсутствия любви и поддержки в семье (рис. 6). В переходном возрасте ребенку особенно важно понимать, что родители и другие взрослые его понимают и поддерживают [1]. Установленные дружеские отношения в семье являются действенным профилактическим средством девиантного поведения в подростковом возрасте [2].

Наличие у ребенка/подростка проблем с едой, одеждой вещами первой необходимости свидетель-

Редко

Нет,

не чувствовал(а)

72,9

н <р

а

м

Да, часто чувствовал(а)

4,9

Да,

чувствовал(а)

3,9

10

20

30

40

50

60

70

80

Доля респондентов, %

0

Составлено автором по материалам исследования

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Рис. 6. Распределение ответов на вопрос «Чувствовал(а) ли ты, что никто в семье не любит или не ценит тебя?»

ствует о неблагополучной обстановке в семье. По результатам исследования, основная масса опрошенных проблем с едой и одеждой не ощущали, так ответили 94,2 %. Тем не менее 1,3 % опрошенных имеют такие проблемы, 3,4 % — редко, но имеют такие проблемы, а 1,0 % опрошенных указали на частые проблемы с едой и одеждой.

Встречались лично со случаями насилия, унижения в своем учебном заведении, семье 6,1 % респондентов, а 14,5 % отметили, что самостоятельно с такими явлениями не встречались, но читали о них в сети «Интернет» (далее — Интернет). Большинство же опрошенных подростков (63,1 %) не встречались с подобными негативными явлениями (табл. 7).

Таблица 7

Распределение ответов на вопрос «Встречался(лась) ли ты со случаями насилия, унижения в своем учебном заведении, семье?»

Варианты ответов Распределение ответов респондентов, %

Да, встречались 6,1

Не встречались лично 63,1

Слышали о таких случаях 14,5

Уклонились от ответа 16,3

Составлено автором по материалам исследования

Из тех, кто встречался в своей жизни с насилием, унижением, отметили, что с таким негативным явлением они сталкивались при различных обстоятельствах (табл. 8).

Таблица 8

Распределение ответов относительно случаев насилия в школе

Варианты ответов Распределение ответов респондентов, %

Случаи насилия, унижения были связаны с действиями одноклассников 50

Унижения со стороны учителей 20

Насилие и унижение со стороны родителей, братьев и сестер, бабушек или дедушек 16

Унижение и насилие от старшеклассников 14

Составлено автором по материалам исследования

Ответы респондентов на вопрос «Ты чувствовал(а), что у тебя не было достаточно еды, был(а) вынужден(а) носить грязную одежду, и никто о тебе не заботился?» распределились следующим образом:

- 94,2 % респондентов не испытывали этого;

- 3,40 % респондентов испытывали, но редко;

- 1,0 % респондентов испытывали часто;

- 1,3 % респондентов испытывали однозначно.

Наличие в семье родственника с глубокой депрессией или психическим расстройством или того, кто пытался покончить жизнь самоубийством, может представлять угрозу для ребенка [3]. К детям из таких семей необходим индивидуальный подход и контроль со стороны педагогических служб. Большинство респондентов ответили, что с такими проблемами не встречались (93,0 %). Оставшиеся 7,0 % сталкиваются с такой проблемой, при этом 1,7 % из них проживают с подобными асоциальными элементами в настоящий момент. Также 3,2 % респондентов указали, что проживали(ют) в семье с лицами, совершившими преступление. Характеристики, которые опрошенные дали своим семьям, представлены в таблице 9.

Таблица 9

Распределение ответов на вопрос «Как ты оцениваешь свою семью?»

Варианты ответов Распределение ответов респондентов, %

Среднестатистическая, обычная семья, где бывает всякое, но в целом положительная 50

Крепкая, гармоничная, счастливая семья 47

Проблемная, сложная семья, на грани распада 3

Составлено автором по материалам исследования

АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ

Анализ результатов проведенного исследования показал, что современные подростки ценят прежде всего: свободу (94,2 %), семью (93,8 %), справедливость (92,6 %), успех (91,6 %), здоровье (90,9 %), материальное благополучие (90,5 %), любовь к Родине (81,6 %), учебу, саморазвитие (87,5 %), любовь (76,7 %).

Особого внимания заслуживает тот факт, что 34,3 % опрошенных испытывают желание в целом что-то изменить в своей жизни, 28,4 % иногда такое желание испытывают, но не часто, и 11,3 % опрошенных сталкиваются с желанием изменить что-то в своей жизни достаточно часто. С одной стороны, ответы респондентов могут свидетельствовать об их стремлении к развитию, получению новых знаний, поступлению в учебные заведения, а с другой — о неудовлетворенности условиями жизни, самим собой,

депрессивных состояниях. Важно нацеливать детей и подростков на конструктивные способы управления своей жизнью. Большая роль в данном процессе отводится как семье, так и педагогам, работающим с детьми и подростками.

Так, о наличии кризисных ситуаций в жизни респондентов свидетельствуют их ответы о том, что они испытывают чувство своей ненужности, желание уйти из жизни (1,4 %). Несмотря на то, что более половины участников опроса готовы обращаться за помощью к своим близким (61,3 %), 38,7 % опрошенных сообщили, что никуда не будут обращаться, чтобы побороть чувство страха за происходящее в их жизни. Фактически более 1/3 респондентов не готовы делиться своими проблемами и не верят в то, что им могут помочь.

Среди тех, кто советуется и рассказывает взрослым, близким, друзьям о своих страхах и переживаниях, 55 % обратятся к родителям / бабушкам, дедушкам / другим близким родственникам, 30 % респондентов поговорят с друзьями, а 6 % опрошенных будут искать информацию в Интернете, как с этим справиться. Кроме этого, 4 % имеют друга в Интернете, с которым готовы поделиться своими страхами, и 4 % опрошенных имеют много таких друзей. Только 1 % опрошенных заявили, что намерены обсудить свои проблемы с учителем.

Для подростков, испытывающих коммуникативные и другие трудности в общении с родителями и другими родственниками, проживающих в неблагополучных семьях, характерно возникновение желания уйти из дома. Так, 17 % подростков сталкивались с желанием уйти из дома, а 2,7 % сообщили, что такое же желание испытывают их друзья. Испытывали желание попробовать что-то запрещенное 9,9 % подростков, 3 % из них отметили, что в Интернете много интересной информации об этом.

Анализ полученных результатов показал, что у половины опрошенных подростков не возникало желания выразить свое несогласие с чем-либо (53,7 %), в то же время чуть менее 46,3 % в той или иной форме такое желание имеют. Так, 20,5 % заявили, что такое желание возникает потому, что им многое не нравится в жизни, а 13 % опрошенных постоянно имеют такое желание независимо от обстоятельств, происходящих в их жизни. Готовы к открытым акциям протестов и относятся с уважением к тем, кто в них участвует, 12,8 % опрошенных подростков.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Специалисты выделяют следующие проблемы развития подростков:

1) семья как причина неблагополучия;

2) алкоголизм, наркомания и курение подростков;

3) проблема преступности подростков;

4) проблемы суицидного характера [6].

Проблемы в семье, материальные трудности способствуют погружению ребенка в интернет-среду для поиска друзей и защиты. В связи с этим особого внимания со стороны педагогов, психологов, социальных работников заслуживают дети и подростки из семей групп риска, в том числе важны дополнительные мероприятия по контролю за использованием Интернета.

В системе ценностей современных молодых людей превалируют свобода, семья и справедливость. Именно Интернет предоставляет свободу и неограниченный доступ к информации, в нем нет строгих правил поведения, контроля. Интернет сегодня открывает все больше возможностей для своих пользователей. В настоящее время он «является уникальной средой, позволяющей реализовывать одну из важнейших ценностей человека — свободу. В огромном информационном пространстве в первую очередь обращает на себя внимание неограниченная свобода пользователей... Выбор между „негативной свободой" и „позитивной свободой" — это серьезное испытание для ребенка или же подростка» [4]. В связи с тем, что вовлеченность молодых людей в интернет-среду будет только увеличиваться, важным направлением в работе с детьми, подростками и молодежью должно стать целенаправленное формирование культуры использования Интернета, безопасного интернет-поведения [5].

Следовательно, формирование культуры использования Интернета, практик безопасного поведения в нем, наряду с регулированием самого интернет-пространства, будет способствовать минимизации рисков, которые существуют в виртуальном мире. Важная роль в развитии интернет-культуры принадлежит семье.

Современные дети и подростки чувствуют неудовлетворенность своей жизнью, готовы к участию в акциях и протестах. Однако неспособность к анализу получаемой информации, распространенность в Интернете различных фейков, несанкционированной пропаганды и прочего позволяет вовлекать представителей данной категории молодежи в различные неформальные организации и манипулировать их сознанием.

Библиографический список

1. Gao M., Teng Z., Wei Z., et al. Internet addiction among teenagers in a Chinese population: Prevalence, risk factors, and its relationship with obsessive-compulsive symptoms. Journal of Psychiatric Research. 2022;153:134-140. https://doi.org/10.1016/j. jpsychires.2022.07.003

2. Каменева Т.Н., Бровкина И.Л., Надуткина И.Э., Селюков М.В., Сакулин В.Е. Роль семьи в формировании отношения к здоровью молодежи в условиях пандемии. Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. 2021;29(S1):758-762. http://dx.doi.org/10.32687/0869-866X-2020-29-s1-758-762

3. Bendezu J.J., Handley E.D., Manly J.T., Toth S.L., Cicchetti D. Psychobiological foundations of coping and emotion regulation: Links to maltreatment and depression in a racially diverse, economically disadvantaged sample of adolescent girls. Psychoneuroendocrinology. 2022;143: 105826. https://doi.org/10.1016Zj.psyneuen.2022.105826

4. Баранов А.С. Свобода и интернет. Молодой ученый. 2020;21(311):637-638.

5. Zhao Y, Pan Q. Effect of social-psychological intervention on self-efficacy, social adaptability and quality of life of internet-addicted teenagers. Psychiatria Danubina. 2022;34(3):490-496. https://doi.org/10.24869/psyd.2022.490

6. Родительский университет. Психологический портрет современного подростка. https://roduniversitet.bspu.by/wp-content/ uploads/2022/02/Psihologicheskij-portret-sovremennogo-podrostka.pdf (дата обращения 24.02.2023).

References

1. Gao M., Teng Z., Wei Z., et al. Internet addiction among teenagers in a Chinese population: Prevalence, risk factors, and its relationship with obsessive-compulsive symptoms. Journal of Psychiatric Research. 2022;153:134-140. https://doi.org/10.1016/j. jpsychires.2022.07.003

2. Kameneva T.N., Brovkina I.L., Nadutkina I.E., Selyukov M.V, Sakulin V.E. The role of the family in shaping attitudes to youth health in the context of the pandemic. Theproblems of social hygiene, public health and history of medicine. 2021;29(S1):758-762. http://dx.doi.org/10.32687/0869-866X-2020-29-s1-758-762 (in Russian).

3. Bendezu J.J., Handley E.D., Manly J.T., Toth S.L., Cicchetti D. Psychobiological foundations of coping and emotion regulation: Links to maltreatment and depression in a racially diverse, economically disadvantaged sample of adolescent girls. Psychoneuroendocrinology. 2022;143: 105826. https://doi.org/10.1016/j.psyneuen.2022.105826

4. Baranov A.S. Freedom and the Internet [Svoboda i internet]. Young scientist [Molodoi uchenyi]. 2020;21(311):637-638. (In Russian).

5. Zhao Y, Pan Q. Effect of social-psychological intervention on self-efficacy, social adaptability and quality of life of internet-addicted teenagers. Psychiatria Danubina. 2022;34(3):490-496. https://doi.org/10.24869/psyd.2022.490

6. Parent University. Psychological portrait of a modern teenager. https://roduniversitet.bspu.by/wp-content/uploads/2022/02/ Psihologicheskij-portret-sovremennogo-podrostka.pdf/ (accessed 24.02.2023). (In Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.